Хадис: «Человек исповедует ту же религию, что и его ближайший друг…»


عن أبي هريرة أن النبي صلى الله عليه وسلم قال:

الرجلُ على دينِ خليلِه فلينظرْ أحدُكم من يُخالِلُ .
قال الشيخ الألباني : حسن

رواه أحمد 2/303 والترمذي 2378 وأبو داود 4833 والبيهقي في » شعب الإيمان » 9438 . وقال الترمذي : هذا حديث حسن غريب . وقال النووي : إسناده صحيح

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير» 3545 : حسن 

قال الشيخ الألباني في « السلسلة الصحيحة » 927 : صحيح

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Человек исповедует ту же религию, что и его ближайший друг, так пусть же каждый из вас обращает внимание на то, с кем он водит дружбу». Этот хадис передали Ахмад 2/303, Абу Дауд 4833, ат-Тирмизи 2378, аль-Хаким 4/171, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» 9438.

Ат-Тирмизи сказал: «Хороший хадис».

Имам ан-Навави, хафиз Ибн Хаджар, имам Ибн Муфлих и хафиз ас-Суюты подтвердили достоверность хадиса.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 927, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 3545.Сахих

________________________________________

Ибн Абу ‘Имран рассказывал: «Однажды я пришёл к Абу Зарру и нашел его в мечети в одиночестве. Я спросил его: “Почему ты один?” На что он ответил: “Одиночество лучше, чем плохая компания, однако хорошая компания лучше, чем одиночество!”» Абу аш-Шейх, ад-Дайлями, Ибн ‘Асакир. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад сообщения хорошим. См. «Файдуль-Къадир» 7/349.

Как прекрасны слова этого мудрого сподвижника!

Абу Суляйман ад-Дарани говорил: «Води дружбу только с двумя: человеком, благодаря ко­торому ты можешь получить пользу в своих мирских делах, и человеком, благодаря которому ты получишь пользу в том, что относится к миру вечному, а иметь дело с другими есть ве­ликая глупость!» См. «аль-Мау’изатуль-муттакъин» 128.

Имам Ибн Джама’а, делая наставление требующим знания, сказал: «Он должен общаться только с теми, кто может обучить его чему-нибудь и у кого он может поучиться сам. Если же он подружится с тем, с кем он попусту теряет свое время, кто ничему его не учит, у кого он ничему не научится, и кто не поддерживает его в том, что он делает, то пусть любезно прервёт с ним отношения с первых же дней знакомства. И это следует сделать сразу же, пока их дружба еще не окрепла, ибо от того, что уже укрепилось, избавиться тяжело. Факъихи говорили: «Легче предотвратить, нежели прекратить”». См. «Тазкирату-с-сами’» 84.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр писал: «Смысл этого хадиса, а Аллаху об этом ведомо лучше, в том, что человек привыкает к тому, что он видит от своего друга. К религии тоже можно привыкнуть, и поэтому мусульманину велено дружить только с теми, от кого он видит хорошее, так как к хорошему тоже можно привыкнуть». См. «Бахджатуль-джалисин» 2/751.

Имам аль-Хаттаби сказал: “Слова «Человек исповедует ту же религию, что и его близкий друг» означают, что дружить можно только с тем, чьей религией и праведностью ты доволен. Твой друг непременно станет склонять тебя к своей религии, на свой путь, и поэтому не обольщайся своей набожностью, не подвергай себя опасности и не бери себе в друзья тех, чьей религией и чьим путем ты не доволен.

Суфьян ибн ‘Уейна сообщил, что относительно этого хадиса говорили: «“Посмотрите на Фараона и на Хамана[1], который был рядом с ним! Посмотрите на аль-Хаджаджа и на Язида ибн Абу Муслима, который был еще хуже! И посмотрите на Сулеймана ибн ‘Абдуль-Малика и на его соратника Раджу ибн Хайву, который всегда поправлял его”. Говорят, что любовь названа словом “хиллят”, от того что любовь и симпатия проникают в сердце и укореняются в нём, и это ­– высшая форма братских чувств. Люди, как правило, являются чужими друг другу, и если они знакомятся и начинают дружить, то становятся близкими. Если между ними обнаруживается сходство, то они становятся любящими друзьями. Если же эта любовь крепнет, то между ними возникает то, что можно назвать словом “хиллят”». См. «аль-‘Узля» 56.

Имам аль-Ауза’и говорил: «Того, кто скроет от нас свое нововведение, нам выдаст его близкое окружение!» Ибн Батта в «аль-Ибана» 2/479.

Сообщается, что когда Суфьян ас-Саури прибыл в Басру, он стал спрашивать о положении Раби’а ибн Сабиха среди людей. Он спросил о нем: «Каков его мазхаб (путь)?» Ему ответили: «Его мазхабом является только Сунна». Он спросил: «А кто входит в его окружение?» Ему ответили: «Къадариты[2]». Тогда Суфьян сказал: «Значит он къадарит!» Ибн Батта в «аль-Ибана» 2/453.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа сказал: «Если человек втайне пребывает с плохими людьми, то от него следует предостерегать». См. «Маджму’уль-фатава» 35/414.

Если так сказано о тех, кто находится с плохими людьми тайно, то что же говорить о тех, кто дружит с ними явно?!

Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа также говорил: «Верующему необходимо проверять того, кто желает быть его другом или обращается к нему с просьбой о выдаче замуж и тому подобном». См. «Маджму’уль-фатава» 15/328.

Аль-‘Аввам ибн Хаушаб относительно своего сына ‘Исы говорил: «Клянусь Аллахом, увидеть ‘Ису сидящим с музыкантом и пьяницей предпочтительнее для меня, чем увидеть его находящимся среди приверженцев нововведений!» Ибн Ваддах в «аль-Бида’» 56.

Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд сказал: «Поистине, у Аллаха есть ангелы, которые ищут собрания, в которых поминают Аллаха. Так смотри же, с кем ты находишься! Не находись с приверженцами нововведений, ибо поистине, Всевышний Аллах не смотрит на них. И признаком лицемерия является пребывание человека с приверженцем нововведений. Я застал лучшее поколение людей, и все они были из ахлю-Сунна, и они запрещали пребывание с приверженцами нововведений». См. «Хильятуль-аулияъ» 8/104.

Он также говорил: «Остерегайся сидеть с теми, кто может испортить твое сердце!» аль-Лялякаи 262.

Суфьян ас-Саури говорил: «Тот, кто обратил свой слух к приверженцу нововведений, зная это, тот вышел из под защиты Аллаха и вверился самому себе!» аз-Захаби в «ас-Сияр» 7/261.

Яхъя ибн Ма’ин рассказывал: «Однажды, я услышал некоторые слова от ‘Абду-р-Раззакъа, которые говорят шииты, и спросил его: “Все твои учителя, от которых ты передавал хадисы, были достойными доверия и из числа ахлю-Сунна: Ма’мар, Малик, Ибн Джурайдж, ас-Саури, аль-Ауза’и, так от кого ты перенял этот мазхаб?!” Он ответил: “Однажды к нам приехал Джа’фар ибн Сулейман, и я увидел его достойным и благонравным, и перенял это от него”». См. “ат-Тахзиб” 611.
Имам ахлю-Сунна Ахмад ибн Ханбаль предостерегал от вероубеждения Хариса аль-Мухасаби и запрещал даже сидеть с ним. А когда ему сказали, что он рассказывает хадисы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и является набожным, Ахмад разгневался и сказал: «Пусть не введёт вас в заблуждение его смирение и мягкость! Поистине, он плохой человек. Неужели вы будете сидеть с каждым приверженцем нововведений, который рассказывает хадисы пророка, да благословит его Аллах и приветствует?!» См. «Табакъат аль-ханабиля» 1/233.
Имам Ибн аль-Джаузи говорил: «Общение с простыми людьми – это искушение для веры человека, если только он не будет оберегать себя в своих беседах с ними. Ему следует говорить самому, предоставляя им только слушать». См. «Сайд аль-хатыр» 419.
Если этот имам видел опасность для веры мусульманина в общении с простым человеком, то что можно сказать о том, какую опасность представляют для веры дружба и общение с приверженцами нововведений или грешниками?!
Спросили шейха Салиха аль-Люхайдана о студенте, приобретающем шариатское знание, который находится и с приверженцами Сунны и с приверженцами нововведений, и говорит: «Нельзя разделять общину, поэтому я нахожусь со всеми!» Шейх ответил: «Это приверженец нововведений! Тот, кто не разделяет между истиной и ложью и заявляет, что это он совершает для объединения слова мусульман, тот вносит нововведение. Я прошу Аллаха, чтобы Он повел его по прямому пути». Сл. «Дарс ба’да саля аль-фаджр».

Имам аль-Ауза’и говорил: «Бойтесь Аллаха, о мусульмане, и принимайте наставление от наставляющих и увещевание от увещевающих! И знайте, что эти знания – религия, так смотрите, что вы делаете и от кого её берете, за кем следуете и чьей религии доверяете! Поистине, все приверженцы нововведений – лжецы и грешники, и они не боятся Аллаха! Так остерегайтесь же их и отвергайте их, ибо поистине, ваши первые учёеные и поздние так поступали и это велели!» См. «Тарих ад-Димашкъ» 6/362.


 

[1] Хаман – визирь фараона, к которым Аллах послал пророка Мусу (мир ему) с увещеванием. См. «Тафсир аль-Къуртуби» 6/432.

[2] Къадариты – заблудшая секта, отрицающая къадар /предопределение/.

One thought on “Хадис: «Человек исповедует ту же религию, что и его ближайший друг…»

  1. Ассаламу ‘ алайкум варах’матуллохhи вабаракатуhу

    Имам аль-Хаттаби сказал: “Слова «Человек исповедует ту же
    религию, что и его близкий друг» означают, что дружить
    можно только с тем, чьей религией и праведностью ты
    доволен. Твой друг непременно станет склонять тебя к
    своей религии, на свой путь, и поэтому не обольщайся своей
    набожностью, не подвергай себя опасности и не бери себе в
    друзья тех, чьей религией и чьим путем ты не доволен. ??????????

    Если этот имам видел опасность для веры мусульманина в
    общении с простым человеком, то что можно сказать о том,
    какую опасность представляют для веры дружба и общение
    с приверженцами нововведений или грешниками?!
    Спросили шейха Салиха аль-Люхайдана о студенте,
    приобретающем шариатское знание, который находится и с
    приверженцами Сунны и с приверженцами нововведений, и
    говорит: «Нельзя разделять общину, поэтому я нахожусь со
    всеми!» Шейх ответил: «Это приверженец нововведений!
    Тот, кто не разделяет между истиной и ложью и заявляет,
    что это он совершает для объединения слова мусульман,
    тот вносит нововведение. Я прошу Аллаха, чтобы Он повел
    его по прямому пути». Сл. «Дарс ба’да саля аль-фаджр».??????????????

Обсуждение закрыто.