Слабые хадисы в книге имама Ибн аль-Каййима «Душа»/Китаб ар-рух/


KITAB_AL-RUH

Ибн аль-Каййим аль-Джаузиййа

 —

ДУША

Казань 2013

Перевод: Хисамов Р.Г.

Проверка хадисов: Фарук Абу Хамид

— —

Ибн Абд аль-Барр рассказывал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда какой-нибудь мусульманин проходит мимо могилы своего брата по вере, с которым он был знаком в мирской жизни, и приветствует его, Аллах возвращает душу умершего человека в тело, и он отвечает на приветствие своего брата».

Шейх аль-Албани назвал этот хадис слабым по причине того, что в нём присутствует два передатчика, которые, по его мнению, являются неизвестными. См. «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 9/475.

Передают со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Когда кто-нибудь, проходя мимо могилы своего знакомого брата по вере, приветствует его, умерший узнает его и отвечает на его приветствие. Умерший также отвечает того человека, которого он не знал при жизни».

Шейх аль-Албани сказал: — Помимо того, что этот хадис является прерванным и останавливается на Абу Хурайре, его иснад является разорванным и слабым. Что касается разрыва, то это по причине того, что Зайд ибн Аслям не слышал от него (Абу Хурайры — прим. Фарук), как об этом сказал Ибн Ма’ин. Что касается слабости, то это по причине передатчика аль-Джаухари. Ибн Ма’ин сказал: «Он ничто!» Абу Дауд сказал: «Слабый. Я никогда, ничего не записывал от него». По этой причине привёл его аз Захаби в «ад-Ду’афаъ», а в «аль-Мизан» он сказал: «Аль-Хатыб и другие ошиблись, перепутав его биографию с биографией правдивого (передатчика по имени) Мухаммад ибн Къудама ибн А’юн аль-Масыси». Хафиз ибн Хаджар в «ат-Такъриб» сказал: «Его различили Ибн Абу Хатим и другие и это правильно». В «ат-Тахзиб» он сказал: «В нём есть слабость, и ошибся тот, кто спутал его с предыдущим», имея в виду аль-Масыси, который является правдивым. См. «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 9/474-475.

Передают, что Абу аль-Каляба рассказывал: «Однажды ночью я прибыл в Басру из Шама. Совершив омовение и два ракаата молитвы, я пошел на кладбище и уснул там около одной из могил. Во сне я увидел человека, который был похоронен в этой могиле, он сказал мне: «Этой ночью ты совершил действие, которому я позавидовал. Вы (живые люди) совершаете действия, но не понимаете (их сути), а мы (умершие) понимаем, но не можем совершать благие деяния. Два ракаата молитвы, которые ты совершил, — лучше, чем этот мир и все, что в нем есть. Пусть Аллах наградит добром тех людей, которые молятся за нас, ведь их мольбы доходят до нас. Передай всем верующим наше приветствие (салям)».

В переводе этого асара есть неточность. Во-первых, рассказчика звали Абу Къиляба. Во-вторых, предложение «Пусть Аллах наградит добром тех людей, которые молятся за нас», переведено неправильно. Там сказано: «جزى الله أهل الدنيا خيرا أقرئهم منا السلام فإنه يدخل علينا من دعائهم نور أمثال الجبال » «Да воздаст Аллах добром обитателям этого мира/дунья/. Передай им от нас салям. И, поистине, к нам заходит свет, подобный горам, от их мольбы». Аллах же знает об этом лучше всех!

Многие ранние ученые завещали, чтобы во время похорон около их могилы читалась какая-нибудь сура. Передают, что Абд аль-Хакк рассказывал: «Абдуллах ибн Умар, да будет доволен Аллаха ими обоими, приказывал, чтобы около его могилы читали суру «аль-Бакара».

Правильно: ‘Абдуль-Хаккъ сказал: «Передаётся, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар …». Что касается сообщения, что Ибн ‘Умар завещал читать на могиле своей суру «аль-Бакъара», то оно приводится во многих книгах. Об этом передаётся, что когда похоронили одного умершего, один слепой мужчина сел у могилы и стал читать Коран, и имам Ахмад сказал ему: «О ты, поистине чтение Корана у могилы — новшество». После этого Мухаммад ибн Къудама, который был вместе с имамом Ахмадом, сказал ему: «О Абу ‘Абдуллах, что ты скажешь о Мубашшире аль-Халяби?» Тот сказал: «Надежный, достоверный передатчик». Мухаммад спросил: «Написал ли ты от него что-нибудь?» Ахмад сказал: «Да». Мухаммад сказал: «Мне сообщил Мубашшир от ‘Абдурахмана ибн ‘Аляъ, который передал от своего отца то, что тот завещал, чтобы когда его похоронили ему над могилой почитали начало суры „Бакъара“ и ее конец, и он сказал: „Я слышал, как Ибн ‘Умар сделал такое завещание“». Тогда Ахмад сказал ему: «Вернись и скажи тому человеку, чтобы он продолжал читать». Шейх аль-Албани сказал: — Ответов у меня на это предание несколько: 1. Утверждение того, что предание от Ахмада достоверное, очень сомнительно, потому что биографию шейха Халяля аль-Хасана ибн Ахмада аль-Варакъа (с чьих слов это сообщается), я нигде не нахожу в книгах о передатчиках. Также дело обстоит и с его шейхом ‘Али ибн Мусса аль-Хаддадом — его я тоже не знаю, и если здесь и сказано в этой цепочки, что он был надежным, то мы видим, что говорит это аль-Варакъ, а положение аль-Варакъ вы уже знаете. 2. И даже, если это предание достоверное, то оно более конкретизирующее чем предание, которое привел Абу Дауд в «аль-Масаиль» от Ахмада (т. е. то, что на вопрос о чтении Корана у могил, Ахмад сказал: «Нет»), и если мы совместим оба эти мнения (Ахмада), то его мнение заключается в нежелательности чтения Корана у могил, кроме как во время похорон. 3. Даже если история с Ахмадом достоверна, то цепочка, доходящая до Ибн ‘Умара, недостоверна, так как ‘Абдурахман ибн ‘Аляъ считается неизвестным передатчиком, как о нём сказал аз-Захаби в «аль-Мизан». См. «Ахкамуль-джанаиз» 243-244.

Рассказывается, что аль-Хасан ибн ас-Сабах аз-За’фарани говорил: «Я спросил имама аш-Шафи’и, можно ли читать Коран около могилы, и он сказал мне: «В этом нет ничего плохого».

Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа в «аль-Икътида» (2/264) сказал: «От самого аш-Шафи’и не передаётся высказывания относительно этого вопроса, и это по причине того, что он считал это (чтение Корана возле могилы) нововведением/бид’а/».

Передают, что аш-Ша’би рассказывал: «Когда кто-нибудь из числа сподвижников-ансаров умирал, сподвижники-ансары приходили к его могиле и читали около неё Коран».

Относительно этого сообщения, шейх аль-Албани сказал: — У нас есть сомнения относительно достоверности этого сообщения от аш-Ша’би именно с таким текстом. Я видел, что ас-Суюты в «Шарх ас-судур» привёл его с текстом: «Ансары читали возле умершего (или умирающего) суру „аль-Бакъара“». Затем он сказал: «Это сообщение передали Ибн Абу Шейба и аль-Марвази». Он привёл его в главе: «Что говорит человек при смертельно больном и что читают при нём». Потом я увидел его в «аль-Мусаннафе» Ибн Абу Шейбы (4/74) и он озаглавил его следующими словами: «Что говорят возле больного, когда к нему подступает смерть». И обнаружилось, что в его иснаде присутствует Муджалид ибн Са’ид, (относительно которого) хафиз Ибн Хаджар в «ат-Такъриб» сказал: «Он не сильный (передатчик), и изменился в конце жизни». Из-за этого становится ясно, что это сообщение не относится к чтению (Корана) возле могилы, а в то время, когда человек находится при смерти, и в добавок к этому, его иснад слабый. См. «Ахкамуль-джанаиз» 193.

Передают, что Али ибн Муса аль-Хаддад рассказывал: «Однажды вместе с Ахмадом ибн Ханбалем и Мухаммадом ибн Кудамой аль-Джавхари я участвовали в похоронах. Когда мертвого положили в могилу, некий мужчина стал читать Коран около могилы. Увидев это, Ахмад ибн Ханбаль сказал ему: «Эй ты! Чтение Корана около могилы является нововведением (бид’а)». После того, как мы покинули кладбище, Мухаммад ибн Кудама сказал Ахмаду ибн Ханбалю: «Абу Абдуллах, что ты скажешь о Мубашшире аль-Хальби?». (Этот человек был передатчиком хадисов и рассказов). Ахмад сказал: «Да». Тогда Мухаммад сказал: «Мубашшир передал мне от Абд ар-Рахмана ибн аль-‘Аля аль-Ляджляджа, что его отец приказывал ему прочитать после его смерти начало и конец суры „аль-Бакара“ около его могилы и сказал, что Абдуллах ибн Умар тоже просил об этом». Тогда Ахмад ибн Ханбаль сказал ему: «Вернись и скажи тому мужчине, чтобы он прочитал Коран».

Шейх аль-Албани сказал: — Ответов у меня на это предание несколько: 1. Утверждение того, что предание от Ахмада достоверное, очень сомнительно, потому что биографию шейха Халяля аль-Хасана ибн Ахмада аль-Варакъа (с чьих слов это сообщается), я нигде не нахожу в книгах о передатчиках. Также дело обстоит и с его шейхом ‘Али ибн Мусса аль-Хаддадом — его я тоже не знаю, и если здесь и сказано в этой цепочки, что он был надежным, то мы видим, что говорит это аль-Варакъ, а положение аль-Варакъ вы уже знаете. 2. И даже, если это предание достоверное, то оно более конкретизирующее чем предание, которое привел Абу Дауд в «аль-Масаиль» от Ахмада (т. е. то, что на вопрос о чтении Корана у могил, Ахмад сказал: «Нет»), и если мы совместим оба эти мнения (Ахмада), то его мнение заключается в нежелательности чтения Корана у могил, кроме как во время похорон. 3. Даже если история с Ахмадом достоверна, то цепочка, доходящая до Ибн ‘Умара, недостоверна, так как ‘Абдурахман ибн ‘Аляъ считается неизвестным передатчиком, как о нём сказал аз-Захаби в «аль-Мизан». См. «Ахкамуль-джанаиз» 243-244.

В сунан (сборник хадисов) ан-Наса’и, и в других сунанах приводится хадис от Ма’кила ибн Йасира аль-Музани: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Читайте около мертвых суру «Йа син».

В иснаде этого хадиса есть путаница и неизвестность (передатчиков), так как он вращается вокруг имени Абу ‘Усмана, который является неизвестным (рассказчиком). Также в другом риваяте фигурирует его отец, который также является неизвестным. Хафиз Ибн Хаджар в «ат-Тальхис» (2/104) сказал: «Этот хадис посчитал слабым Ибн аль-Къаттан из-за путаницы (в иснаде), прерванности и неизвестности Абу ‘Усмана и его отца. Абу Бакр ибн аль-‘Араби передал, что ад-Даракъутни сказал: „У этого хадиса слабый иснад, неизвестный текст, и в этой главе (о чтении Корана для умерших) нет достоверного хадиса“». Слабым этот хадис назвал ан-Навави в «аль-Хуляса» (2/925) и «аль-Маджму’» (5/110). См. «Китаб ар-рух» с проверкой хадисов Къалими, стр. 25.

Муджахид рассказывал, что умерший человек радуется добрым делам своих детей.

Правильно: «От Муджахида достоверно сообщается, что он сказал: „Поистине, человек обязательно будет радоваться праведным делам своих детей, оставшихся после него“». Это сообщение приводит Ибн Абу ад-Дунья в «аль-Манамат» (16). В его иснаде присутствует ‘Абдуль-Ваххаб ибн Муджахид, относительно которого хафиз Ибн Хаджар сказал: «Матрук(1), а ас-Саури обвинял его во лжи». Другой передачик по имени Яхйа ибн Яман был правдивым, много поклонялся Аллаху, но совершал множество ошибок и изменился«. Относительно еще одного передатчика по имени Абу Хишам ар-Рафа’и, аль Бухари сказал, что он был слабым передатчиком по единогласному мнению. См. «ат-Такъриб» (368, 598, 514). Ас-Суюты отнёс это сообщение к «Абу Ну’айму в «Хильятуль-аулияъ», но я (говорит Къалими) не нашёл его там. И к словам Ибн аль-Къаййима: «От Муджахида достоверно сообщается, что он сказал: „Поистине, …“», есть претензии. См. «Китаб ар-рух» с проверкой хадисов Камаля ибн Мухаммада Къалими, стр. 29.


 (1) В качестве термина слово «матрук» употребляется для обозна¬чения такого хадиса, в иснаде которого упоминается имя пе¬редатчика, обвиняемого во лжи. См. «Терминология хадисов» д-ра М. Таххана, пер. А. Нирша.

Передают, что Абу Умама рассказывал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда кто-нибудь умрет, и вы похороните его, то пусть кто-нибудь из вас останется около могилы и скажет: «О такой-то, сын такой-то!». Поистине, мертвый услышит эти слова, но не сможет ответить. Затем пусть он в третий раз повторит своё обращение к мёртвому и скажет: «О такой-то сын такой-то! Пусть Аллах помилует тебя. Когда ангелы придут к тебе, скажи им, что ты свидетельствуешь, что нет бога, кроме Аллаха и что Мухаммад — Его раб и Посланник. Скажи также, что ты доволен Аллахом как Господом, Исламом как религией, Мухаммадом как пророком и Кораном как руководством». Когда ангелы придут к умершему и услышат это, они уйдут со словами: «Уходим отсюда, ведь ему всё подсказали. Сам Всевышний Аллах будет ему Покровителем». Тогда один мужчина подошел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Посланник Аллаха, как поступать тому, кто не знает имя матери умершего?». Он сказал: «Пусть он скажет: «О такой-то, сын Хаввы (Евы), …» .

Сам автор этой книги Ибн аль-Къаййим говорит: «Относительно этого передаётся слабый хадис, который приводит ат-Табарани в своём „Му’джам“…». Этот хадис приводит ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» (7979) по пути Са’ида ибн ‘Абдуллах аль-Аудий, который сказал: «…». Также автор (Ибн аль-Къаййим) приводит этот хадис в «Задуль-ма’ад» (1/523), после чего он говорит: «Этот хадис, как восходящий к пророку, недостоверный!» Также в примечаниях к «Сунан» Абу Дауда (4781 — глава о смене имён) он сказал: «Относительно слабости этого хадиса существует единогласное мнение и на нём нельзя строить довод». Также слабым его назвали ан-Навави в «аль-Хуляса» (2/1029) и «аль-Маджму’» (5/274), аль-‘Иракъи в «Тахридж аль-Ихйаъ» (2/1229), а аль-Хайсами в «Маджма’у-з-заваид» (2/324) отнёс его к ат-Табарани в «аль-Кабир» и сказал: «В нем (иснаде) присутствует группа передатчиков, которых я не знаю». Однако, хафиз Ибн Хаджар в «ат-Тальхис» (2/310) сказал: «Его иснад не плохой, и ад-Дыяъ усилил его в своих „Ахкамах“». Вслед за его словами аль-Албани сказал то, что ты сможешь увидеть в «ад-Да’ифа» (599). См. «Китаб ар-рух» с проверкой хадисов Камаля ибн Мухаммада Къалими, стр. 30-31. Шейх аль-Албани назвал иснад этого хадиса очень слабым, а хадис — отвергаемым, так как в нём присутствуют неизвестные передатчики, как на это указывал хафиз аль-Хайсами. Другого передатчика этого хадиса по имени ‘Утба ибн ас-Сакан, обвиняли во лжи, как об этом сказал ад-Даракъутни. См. «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 2/64.

Передают, что Абдуллах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, рассказывал:«Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднялся на небеса, он встретился с Ибрахимом, Мусой и Исой, мир им всем. Они завели разговор о Судном Дне и спросили Ибрахима о том, что будет предшествовать этому дню. Ибрахим не смог ответить, и они спросили Мусу, но он также не смог ответить. Когда спросили Ису, он сказал: «Когда выйдет Даджаль (Антихрист), я спущусь по воле Аллаха и умерщвлю его. Затем выйдут Йа’джудж и Ма’джудж (народы Гог и Магог). Их будет настолько много, что они будут съедать все на своем пути. Люди обратятся ко мне за помощью, я взову к Аллаху, и Он умертвит их. Затем земля обратится к Аллаху, чтобы Он очистил её от их тел. Аллах ниспошлет такой ветер, который забросит их тела в моря. Затем горы содрогнутся и земля будет распростерта. Судный День подобен беременной женщине, у которой настал срок, и её домашние не знают, когда она родит: ночью или днем» (Передал аль-Хаким и Байхаки.).

Этот хадис передали Ахмад 1/375, Ибн Маджах 4081, Ибн Абу Шейба 37525, Абу Я’ля 5294, аль-Хаким в «аль-Мустадраке» 2/384 и 4/488-489. Аль-Хаким назвал иснад хадиса достоверным, и с ним в этом согласились аз-Захаби и аль-Бусыри. Однако, шейх аль-Албани назвал этот хадис слабым из-за передатчика по имени Муъсир ибн ‘Афаза, которого считал надёжным только Ибн Хиббан, и поэтому хафиз Ибн Хаджар сказал: «Приемлемый». То есть в том случае, когда его хадисы подтверждаются другими надёжными передатчиками, а таковых (говорит шейх аль-Албани) я не нахожу. По этой причине хадис является слабым и неприемлемым с таким текстом. Кое что из этого хадиса приводится в «Сахихе» Муслима. См. «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 9/307.