«Сильсилятуль-ахадис ас-сахиха». Том 7. Хадисы №№ 3301-3400


سلسلة الأحاديث الصحيحة

«Сильсилятуль-ахадис ас-сахиха» 

«Серия достоверных хадисов»

للشيخ الإمام المحدث محمد ناصر الدين الألباني

رحمه الله تعالى

Автор: Шейх, имам, мухаддис, Мухаммад Насиру-д-дин аль-Албани,

да помилует его Аллах.

Том – 7/2

Хадисы №№ 3301-3400

3302 — (إنّي لأعرف غضبكِ ورضاكِ ؛، قال: إنّك إذا كنت راضية ، قلت : بلى ، وربِّ محمد ! وإذا كنت ساخطة ؛ قلت: لا ، وربِّ إبراهيم ! ).

رواه البخاري (5228 و 6078)، ومسلم (7/135) من طريقين عن هشام بن عروة عن أبيه عن عائشة- رضي الله عنها- قالت: قال رسول الله — صلى الله عليه وسلم — :… فذكر القطعة الأولى منه. قالت: قلتُ : وكيف تعرف ذلك يا رسول الله ؟ ! قال:… فذكره القطعة الثانية منه. قالت: قلت: أجل، لا أهجر إلا اسمك .

3302 — «Поистине, я знаю, когда ты довольна (мной), а когда сердишься (на меня)». Он сказал: «Когда ты (мной) довольна, ты говоришь: “Нет, клянусь Господом Мухаммада!” — а когда сердишься, говоришь: “Нет, клянусь Господом Ибрахима!”» Этот хадис передали аль-Бухари (5228, 6078) и Муслим (7/135) … со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая сказала:

«(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “…”», и он упомянул первую часть из него. (‘Аиша) сказала: «Я спросила: “Откуда же ты знаешь это, о посланник Аллаха?” Он ответил: “…”», и он упомянул вторую часть из него.

(‘Аиша) сказала: «Я сказала: “Да, но я не изменяю ничего, кроме твоего имени”».[1]

Также его передали аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» (403), Ибн Хиббан (2117), аль-Багъави (2338), аль-Байхакъи (10/27), Ахмад (6/61, 213), Абу Я’ля (4893, 4894), ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» (23/№119, 120, 121, 122) и аль-Хатыб в своём «Тарихе» (3/61) по пути Хишама. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» (7/887-888).Сахих


[1] ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, имеет в виду, что даже в подобные моменты её любовь к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, не уменьшается, а единственным проявлением её недовольства становится то, что она не произносит имени посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. См. «Мухтасар Сахих аль-Бухари» №1781, пер. А. Нирша.

3303 — (إنِّي لأعلم كلمة لو قالها؛ لذهب عنه ما يجد، لو قال : أعوذ بالله من الشيطان الرجيم).

جاء من حديث سليمان بن صُردِ ، ومعاذ، وابن مسعود، وأُبَيّ بن كعب: أما حديث سليمان بن صُرَد: فرواه البخاري في «صحيحه » (3282 و 6048و6115) , وفي «الأدب المفرد» (434)، ومسلم في «صحيحه » (8/31)، وابن أبي شيبة (8/533 و10/349- 0 35)، وأحمد (6/ 394)، وأبو داود (4781)، والنسائي في «عمل اليوم والليلة » (392 و 393)، وابن حبان (5692)، والطبراني في «المعجم الكبير» (6488 و 6489)، والبغوي في «شرح السنة» (333 1)، وابن أبي عاصم في «الآحاد والمثاني » (2349 و2350) من طرق عن الأعمش قال: سمعت عدي بن ثابت يقول: حدثنا سليمان بن صُرَد قال: استبَّ رجلان عند النبي — صلى الله عليه وسلم — ، فجعل أحدهما يغضب، ويحمر وجهه؛ فنظر إليه النبي — صلى الله عليه وسلم — ، فقال:… فذكره. قال: فقام إلى الرجل رجل ممن سمع النبي — صلى الله عليه وسلم — فقال: أتدري ما قال رسول الله — صلى الله عليه وسلم — آنفاً ؟ قال:… فذكره. فقال له الرجل : أمجنوناً تراني ؟ !

3303 — «Поистине, я знаю такие слова, произнеся которые он обязательно успокоился бы. Если бы он сказал: “Прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана /А’узу би-Лляхи мин аш-шайтани-р-раджим/”».

Этот хадис передаётся в хадисах Сулеймана ибн Сурада, Му’аза, Ибн Мас’уда и Убай ибн Ка’ба.

Что касается хадиса Сулеймана ибн Сурада, то его передали аль-Бухари в своём «Сахихе» (3282, 6048, 6115) и в «аль-Адабуль-муфрад» (434), Муслим в своём «Сахихе» (8/31), Ибн Абу Шейба (8/533, 10/349-350), Ахмад (6/394), Абу Дауд (4781), ан-Насаи в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» (392, 393), Ибн Хиббан (5692), ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» (6488, 6489), аль-Багъави в «Шарху-с-Сунна» (1333) и Ибн Абу ‘Асым в «аль-Ахад валь-масани» (2349, 2350) по пути аль-А’маша, который сказал: Я слышал, как ‘Ади ибн Сабит говорил: Рассказал нам Сулейман ибн Сурад, который сказал:

− (Однажды) возле пророка, да благословит его Аллах и приветствует, двое людей вступили в перебранку друг с другом, и один из них разгневался так, что у него покраснело лицо. Посмотрев на него пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…», и он сказал эти слова.

(Сулейман) сказал:

— И тогда к нему подошёл один человек из числа тех, что находились с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Знаешь что только что сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует? Он сказал: “…”», и он упомянул эти слова. И тот мужчина сказал ему: «Ты что, считаешь меня безумцем?»[1]

Что касается хадиса Му’аза, то его передали Абу Дауд (4780), ат-Тирмизи (3448), ан-Насаи в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» (389, 390), Ибн ас-Сунни (454), Ибн Абу Шейба (8/534, 10/350), ‘Абд бин Хумайд в своём «Муснаде» (111 — «аль-Мунтахаб»), ат-Таялиси  (570) и Ахмад (5/240) по пути ‘Абдуль-Малика ибн ‘Умайра, передавшего от ‘Абду-р-Рахмана ибн Абу Лейля со слов Му’аза, передавшего от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, похожий хадис.

Ат-Тирмизи сказал: «Этот хадис отосланный/мурсаль/. ‘Абду-р-Рахман ибн Абу Лейля не слышал (хадисы) от Му’аза ибн Джабаля. Му’аз умер, когда халифом был ‘Умар ибн аль-Хаттаб, а когда ‘Умар ибн аль-Хаттаб был убит, ‘Абду-р-Рахман ибн Абу Лейля был мальчиком в возрасте шести лет. Так передал Шу’ба от аль-Хакама, передавшего от ‘Абду-р-Рахмана ибн Абу Лейля. И ‘Абду-р-Рахман ибн Абу Лейля передавал от ‘Умара ибн аль-Хаттаба и он видел его. У ‘Абду-р-Рахмана ибн Абу Лейля была кунья Абу ‘Иса, а Абу Лейлю звали Ясар. Передается, что ‘Абду-р-Рахман ибн Абу Лейля сказал: “Я застал сто двадцать ансаров из числа сподвижников пророка”».

Я (аль-Албани) говорю:

— Это приводится в книге «аль-‘Ильм» Абу Хайсамы (№21 — с моей проверкой), посмотри его там.

Что касается хадиса Ибн Мас’уда, то его передал ат-Табарани в «Му’джам ас-Сагъир» (2/91) и «аль-Аусат» (7022), а по его пути аль-Хатыб в своём «Тарихе» (3/399) и в его иснаде есть слабость и отвергание по причине Абу Тайбы, а он — ‘Иса ибн Сулейман, так как он сделал его хадисом от Ибн Мас’уда, хотя это хадис Му’аза. Он приводится у меня в «ар-Рауд ан-надыр» (635).

Что касается хадиса Убай ибн Ка’ба, то его передал ан-Насаи в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» (391) … похожий хадис со слов Убай ибн Ка’ба.

Я (аль-Албани) говорю:

— Этот (хадис) отклонённый или отвергаемый. Аль-Фадль ибн Муса несмотря на его  надёжность, хафиз Ибн Хаджар сказал о нём: «Иногда он (передаёт) редкие или отвергаемые хадисы». Этот хадис и хадис Му’аза приводится по этому пути, на что указывал имам Ибн Касир в «Джами’ аль-масанид» (1/131).

Примечание: Исследователь книги «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» доктор Фарукъ Хаммад ограничился в своих примечаниях (к этой книге) словами: «Этот иснад непрерывный». См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» (7/888-891).Сахих


[1] То есть разве я лишился разума, чтобы просить у Аллаха защиты? Этот человек только недавно принял ислам и поэтому считал, что с такими мольбами следует обращаться только в том случае, когда кто-либо лишается разума. См. «Мухтасар Сахих аль-Бухари» №1325, пер. А. Нирша.

3350 — ( سأل موسى ربَّه عن ستِّ خصال؛ كان يظن أنَّها له خالصة، والسابعة لمْ يكن موسى يحبُّها :

1 — قال: يا ربِّ! أي عبادك أتقى؟ قال: الذي يذكر ولا ينسى.

2- قال: فأيُّ عبادك أهدى؟ قال: الذي يتبع الهدى.

3- قال : فأيُّ عبادك أحكم؛ قال: الذي يحكم للناس كما يحكم لنفسه.

4- قال : فأيُّ عبادك أعلم ؟ قال : الذي لا يشْبعُ من العلم ؛ يجمع علم الناس إلى علمه.

5- قال: فأيُّ عبادك أعزُّ؟ قال: الذي إذا قدر غفر.

6- قال: فأيُّ عبادك أغنى؟ قال: الذي يرضَى بما يُؤتى.

7- قال: فأيُّ عبادك أفقر؟ قال: صاحبٌ منقوصٌ.

قال رسول الله — صلى الله عليه وسلم — :

ليس الغنى عن ظهر؛ إنّما الغنى غنى النفس، وإذا أراد الله بعبد خيْراً؛ جعل غناه في نفسه، وتقاه في قلبه، وإذا أراد الله بعبد شرّاً جعل فقره بين عينيه)

أخرجه ابن حبان في «صحيحه » (50/86- موارد)، والخرائطي في «مكارم الأخلاق » (1/274/369) والديلمي (1/1/92 و 2/102/2)، وابن عساكر في «التاريخ » (17/367- 368) من طريق عمرو بن الحارث وغيره أن أبا السمح حدثه عن ابن حجيرة عن أبي هريرة عن رسول الله — صلى الله عليه وسلم — قال:… فذكره.

قلت: وهذا إسناد حسن رجاله ثقات

3350 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«(Однажды) Муса спросил своего Всемогущего и Великого Господа о шести качествах, которые, по его мнению, были присущи только ему одному, и седьмом, которое Муса не любил. Он спросил: “О Господь мой! Кто из рабов Твоих является самым благочестивым?” (Аллах) сказал: “Тот, кто помнит (обо Мне) и не забывает (Меня)”.

(Потом Муса) спросил: “А кто из рабов Твоих в наибольшей степени придерживается правильного пути?” (Аллах) сказал: “Тот, кто (лучше всех) следует (Моему) руководству”.

(Потом Муса) спросил: “А кто из рабов Твоих является мудрейшим?” (Аллах) сказал: “Тот, кто выносит решения в пользу людей подобно тому, как выносит их в свою пользу”.

(Потом Муса) спросил: “А кто из рабов Твоих является наиболее знающим?” (Аллах) сказал: “Знающий, который не (может) насытиться знанием и добавляет знание людей к своему знанию”.

(Потом Муса) спросил: “А кто из рабов Твоих является самым могущественным?” (Аллах) сказал: “Тот, кто прощает, когда может (отомстить)”.

(Потом Муса) спросил: “А кто из рабов Твоих является самым богатым?” (Аллах) сказал: “Тот, кто довольствуется тем, что ему даруется”.

(Потом Муса) спросил: “А кто из рабов Твоих является самым бедным?” (Аллах) сказал: “Тот, кто владеет (каким-либо имуществом), но кому (всегда чего-то) не хватает”».

После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Истинное богатство – это не внешнее его проявление, однако истинное богатство – это богатство души. И если Аллах желает Своему рабу блага, то помещает богатство в его душу, а богобоязненность в его сердце. Если же Аллах желает Своему рабу зла, то помещает его нищету промеж его глаз!» Этот хадис передали Ибн Хиббан 6217, аль-Хараиты в «Макарим аль-ахлякъ» 1/274, ад-Дайлями в «аль-Фирдаус» 1/92, Ибн ‘Асакир в «ат-Тарих» 17/367-368.

Шейх аль-Албани назвал иснад хадиса хорошим. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 3350.Хороший

_______________________

Ибн Хиббан сказал: «“Тот, кто владеет (каким-либо имуществом), но кому (всегда чего-то) не хватает”, — этот тот, кто считает незначительным то, что ему даруется и требует большего».