Сахих аль-Бухари

صحيح البخارى


Сахих аль-Бухари

-

автор: Мухаммад ибн Исма‘иль ибн Ибрахим аль-Мугъира аль-Бухари, Абу ‘Абдуллах.

-

Сборник достоверных хадисов имама аль-Бухари

-

В основе перевода этой книги лежит перевод, который сделал Абдулла Нирша. В ней содержится 2134 хадисов из 7563. Оставшиеся около пять с половиной тысяч хадисов не переведены. В добавок в этой книге есть хадисы, которые приводит имам аль-Бухари в «подвешенном» виде, то есть без иснада. Таких хадисов тоже там достаточно, которые имам приводит к разным главам. По мере возможности, если на то будет воля Аллаха, будем выставлять все хадисы из этого сборника, чтобы русскоязычный читатель смог познакомиться с ними. А успех дарует Аллах!

-

Сахих аль-Бухари скачать:

/краткое изложение — мухтасар/

-

01_БУХАРИ_МУХТАСАР (скачать)

-

-


ОГЛАВЛЕНИЕ

1.  Начало откровений

2. Книга веры

3. Книга  знания

4. Книга (частичного) омовения

5. Книга полного омовения

6. Книга месячных

7. Книга очищения песком/таяммум/

8. Книга молитвы

9. Книга о времени молитвы

10. Книга призыва на молитву

11. Книга пятницы

12. Книга (о молитве, совершаемой под воздействием) страха

13. Книга двух праздников

14. Книга витра

15. Книга моления о ниспослании дождя

16. Книга затмения

17. Книга о совершении земных поклонов во время чтения Корана

18. Главы о сокращении молитвы

19. Главы о совершении дополнительных ночных молитв

20. Книга о достоинстве молитвы в мечети Мекки и (мечети) Медины

21. Книга о действиях во время молитвы

22. Книга (о совершении) земного поклона (в случае проявления) невнимательности

23. Книга похорон

24. Книга закята

25. Книга хаджжа

26. Книга умры

27. Книга о задержке

28. Книга о наказании за охоту

29. Книга о достоинствах Медины

30. Книга поста

34. Книга торговых сделок

46. Книга о захваченном несправедливо

61. Книга о похвальных качествах

58. Книга о достоинствах сподвижников пророка

67. Книга брака

77. Книга об одежде

79. Книга об испрашивании разрешения

83. Книга клятв и обетов

-

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ИМАМА АЛЬ-БУХАРИ

-

(810 – 870/194 − 256 гг.х.)

-

Имя и нисбы[1] аль-Бухари  

Имя имама — Мухаммад бин Исма‘ил бин Ибрахим бин аль-Мугира аль-Бухари аль-Джу‘фи; его кунья[2] − Абу ‘Абдуллах.

Рождение и детство

Имам аль-Бухари родился в Бухаре в пятницу одиннадцатого числа месяца шавваль 194 года хиджры. Он рано лишился отца и ослеп в раннем детстве, а через некоторое время его мать увидела во сне пророка Ибрахима, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал ей: «О такая-то, Аллах вернул зрение твоему сыну благодаря твоим многочисленным мольбам».

Аллах наделил его способностью запоминать хадисы, когда он был ещё ребёнком. Абу Джа‘фар Мухаммад бин Абу Хатим аль-Варрак сказал: «Однажды я спросил Абу ‘Абдуллаха аль-Бухари: “Как ты начал изучать хадисы?” Он ответил: “Мысль о необходимости запоминать хадисы была внушена мне, когда я только начинал учиться, и было мне десять лет или менее того. Потом я покинул школу и стал учиться то у одного, то у другого учителя. Когда мне исполнилось шестнадцать лет, я уже помнил наизусть книги Ибн аль-Мубарака и Ваки‘а и знал их высказывания. Затем вместе с матерью и братом я отправился в Мекку, где мы и поселились ради собирания хадисов, а когда мне исполнилось восемнадцать лет, я стал классифицировать сведения о сподвижниках и последователях, а также их высказывания”».

Аль-Бухари всецело посвящал себя науке и поклонению. Он часто говорил: «Никогда в жизни я ни у кого не купил ничего ценою в дирхем и никому ничего ценой в дирхем не продал». Как-то раз его спросили о том, как он покупал хлеб, на что аль-Бухари ответил: «Я поручал это кому-нибудь, и мне покупали его».

Аль-Бухари, да помилует его Аллах Всевышний, отличался крайней стыдливостью, смелостью, щедростью, благочестием, отрешённостью от мира дольнего и стремлением к миру вечному. Однажды он сказал: «Поистине, я хочу, чтобы никто не взыскал с меня за хулу, когда я встречусь с Аллахом Всевышним».

Аль-Бухари были присущи чувство собственного достоинства и гордость. Как-то один правитель, желавший, чтобы он занялся обучением его детей, послал за ним, однако аль-Бухари велел передать ему, что ищущие знания должны сами приходить к знающим, и отказался поехать к нему.

Он часто постился днём, молился по ночам и много читал Коран, особенно во время благословенного рамадана. Абу Бакр аль-Багдади передал, что Масих бин Са’ид сказал: «С наступлением первой ночи рамадана у Мухаммада бин Исма‘ила аль-Бухари собирались его товарищи, и он совершал с ними молитву, читая по двадцать айатов Корана во время каждого раката, пока не прочитывал Коран целиком».

Кроме того, аль-Бухари ежедневно прочитывал Коран полностью, завершая чтение перед разговением, и он говорил: «Мольба после завершения чтения Корана не остаётся без ответа».

Однажды, когда он молился, оса ужалила его семнадцать раз. Закончив молиться, он сказал: «Посмотрите, что это беспокоило меня во время моей молитвы», и когда люди посмотрели, оказалось, что на его теле осталось семнадцать следов от укусов осы, однако, несмотря на это, он не прервал молитву.

Удивительная память аль-Бухари

Аллах наделил его прекрасной памятью, что было заметно уже в детстве. Хашид бин Исма‘ил рассказывал следующее: «В Басре Абу ‘Абдуллах Мухаммад бин Исма‘ил аль-Бухари, который был тогда ещё юношей, посещал с нами разных шейхов, являвшихся знатоками хадисов, но ничего не записывал. Через несколько дней мы стали говорить ему: “Ты посещаешь вместе с нами разных шейхов и ничего не записываешь, но почему ты так делаешь?” Через шестнадцать дней он сказал нам: “Поистине, вы много говорите и досаждаете мне! Покажите-ка, что вы записали”. Мы достали наши листы, где было записано более пятнадцати тысяч хадисов, и он стал читать всё это наизусть, а мы даже принялись исправлять наши записи в соответствии с тем, что он читал по памяти. Потом он спросил: “Вы и теперь считаете, что я посещаю разных шейхов ради шутки и попусту растрачиваю свои дни?” − и после этого нам стало ясно, что опередить его не сможет никто».

Когда аль-Бухари был ещё юношей, жители Басры, желавшие слушать хадисы, ходили за ним по пятам, пока не добивались желаемого, и тогда они усаживали его на какой-нибудь дороге, а вокруг него собирались тысячи слушателей, большинство из которых записывали то, что он говорил, хотя был он в ту пору безусым юнцом.

Ещё одним доказательством того, что аль-Бухари обладал прекрасной памятью и отличался абсолютной точностью, может служить сообщение о том, как однажды он приехал в Самарканд, где встретился с четырьмястами знатоками хадисов. Они смешали между собой иснады хадисов из Шама и Ирака и имена передатчиков и присоединили иснады одних хадисов к матнам других, после чего прочли всё это аль-Бухари, который указал, к каким иснадам на самом деле относятся соответствующие матны, и всё привёл в должный порядок, и никто из них не смог найти ни одной неточности ни в одном иснаде или матне. Нечто подобное имело место и в Багдаде. Сообщается также, что стоило ему прочесть книгу только один раз, как он наизусть запоминал её содержание, и таких сообщений известно много.

 Наиболее известные шейхи и ученики аль-Бухари

Имам аль-Бухари передавал хадисы со слов более чем тысячи шейхов, с которыми он встречался в разных краях, где ему довелось побывать. Здесь невозможно не только рассказать о каждом из его шейхов или учеников, но даже просто перечислить их имена, и поэтому мы ограничимся упоминанием наиболее известных из них.

К числу самых известных шейхов аль-Бухари относятся Хаммад бин Шакир, Тахир бин Махлид, имам Ахмад бин Ханбаль, ‘Али бин аль-Мадини, Макки бин Ибрахим аль-Балхи, ‘Абдуллах бин Муса аль-‘Абси, Абу Бакр аль-Хумайди, Ибрахим бин Ма‘киль, Абу Тальха бин ‘Али аль-Баради ан-Насафи, Ибрахим бин аль-Мунзир, Адам бин Ийас, ‘Абдан бин ‘Усман аль-Марвази, Абу ‘Асим аш-Шайбани и Йахйа бин Му‘ин.

Наиболее известными передатчиками хадисов, собранных аль-Бухари, являлись имам Муслим бин аль-Хаджжадж, не включивший эти хадисы в свой “Сахих”, ат-Тирмизи, включивший эти хадисы в свой “Джами‘”, ан-Наса’и, который, как считают некоторые улемы, включил их в “Сунан”, Ибрахим аль-Харби, Ибн Абу-д-Дунйа, Абу Хатим, ‘Абдуллах бин Мухаммад бин Наджих, аль-Хусейн бин Исма‘ил аль-Махамили и многие другие.

 Отзывы улемов об имаме аль-Бухари

Об имаме аль-Бухари с похвалой отзывались многие из улемов, являвшихся его современниками. Достаточно сказать, что в области науки о хадисах он заслужил прозвище “повелителя правоверных”, что не оспаривалось никем. Однажды имам Муслим поцеловал имама аль-Бухари в лоб и сказал ему: «Позволь мне поцеловать тебе и ноги, о учитель учителей, господин мухаддисов и врачеватель недостатков хадисов», после чего задал ему вопрос относительно хадиса об искуплении за встречу[3], и аль-Бухари указал ему на недостатки этого хадиса, когда же он закончил говорить, Муслим сказал ему: «Только завистник может ненавидеть тебя! Свидетельствую, что в мире этом нет подобного тебе».

Биндар сказал: «Лучшими мухаддисами являются четверо: Абу Зур‘а из Рея, Муслим из Нишапура, ад-Дарими из Самарканда и аль-Бухари из Бухары». Имам Ахмад сказал: «В Хорасане ещё не было подобного ему». ‘Али бин аль-Мадини сказал: «Аль-Бухари никогда не встречал подобного себе». Исхак бин Рахавийа сказал: «Если бы жил он даже во времена аль-Хасана[4], люди непременно нуждались бы в его хадисах, его познаниях и его знании фикха». Абу-ль-‘Аббас ад-Да‘ляви передал, что в послании жителей Багдада к аль-Бухари были такие слова: «Благо не покинет мусульман, пока ты будешь с ними. Не найдётся после тебя лучшего, а тебя будет недоставать». Абу Хатим ар-Рази сказал: «Поистине, он является самым знающим из тех, кто приезжал в Багдад». Ибн Хузайма сказал: «Не встречал я под небосводом ни более осведомлённого о хадисах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ни того, кто помнил бы больше хадисов, чем аль-Бухари». Ат-Тирмизи сказал: «Не видел я ни в Ираке, ни в Хорасане человека, который лучше аль-Бухари знал бы историю и разбирался в недостатках хадисов и их иснадах».

 Важнейшие и наиболее известные труды аль-Бухари

Имам аль-Бухари оставил после себя множество трудов, важнейшим и получившим наибольшее распространение из которых является “Аль-джами‘ ас-сахих”. Кроме того, к числу сочинений аль-Бухари относятся такие книги, как “Аль-асма’ ва-ль-куна”, “Ат-тарих аль-кабир”, “Ас-сунан фи-ль-фикх”, “Хальк аф‘аль аль-‘ибад”, “Аль-адаб аль-муфрад” и “Аль-кира’а хальфа-ль-имам”. Здесь нет возможности говорить о каждом из его сочинений, и поэтому придётся ограничиться указанием только на “Аль-джами‘ ас-сахих” и то место, которое он занимает среди сводов хадисов пророка, да благословит его Аллах и приветствует .

Что послужило причиной составления этого свода

Основной причиной, побудившей аль-Бухари к составлению “Сахиха”, куда вошли только достоверные хадисы, послужило то, что в сборники, составленные его современниками, наряду с достоверными включались и слабые хадисы. Это не нравилось имаму аль-Бухари, не забывшему о том, что его шейх Исхак бин Рахавайхи хотел собрать воедино одни лишь достоверные хадисы и побуждал к этому своих учеников, говоря им: «Было бы прекрасно, если бы вы составили краткий свод хадисов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Эти слова запали в душу имама аль-Бухари, и после этого он начал собирать материалы к своему “Сахиху”.

Кроме того, его решимость укрепил сон, в котором аль-Бухари увидел себя стоящим перед посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с веером в руках и защищающим его, что было истолковано им как указание на то, что он не позволит лжи коснуться посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует . Всё вышеупомянутое и побудило его заняться этим трудом, который стал лучшим из всех трудов великого имама, явился свидетельством высокого места, занимаемого имамом аль-Бухари, и сослужил великую службу Исламской религии. В процессе работы имам аль-Бухари проверил около шестисот тысяч хадисов, а созданный им труд стал наилучшей книгой после Книги Всемогущего и Великого Аллаха, что соответствует единодушному мнению членов мусульманской общины, принявшей его с того самого дня, когда он был завершён и продолжающей высоко ценить его до сих пор. Имам аль-Бухари работал над своей книгой в течение шестнадцати лет.

Об этом труде поэт сказал так:

Если отнестись к “Сахиху” аль-Бухари по справедливости,

следует переписать его не иначе как золотыми буквами.

Отделяет он правильное руководство от заблуждений

и хранит юношу от погибели,

а его иснады, подобные звёздам небесным,

предшествуют матнам, похожим на кометы.

Благодаря хадисам этой книги были восстановлены весы религии посланника,

и, сообразуясь с ней, стали судить неарабы после арабов.

Служит она несомненной завесой от огня

и позволяет отличать благоволение от гнева,

является связующим звеном между нами и пророком

и служит ясным указанием, позволяющим избавиться от сомнений.

О знающий, относительно высокого места которого

среди улемов нет расхождений!

Собрав эти хадисы, ты опередил других имамов

и, по свидетельству их, добился своей цели.

Ты отверг слабых передатчиков

и тех, кого обвиняли во лжи,

и привёл в изумление всех,

приведя хадисы в порядок и разбив их на главы.

Пусть Покровитель твой дарует тебе то, чего ты желаешь,

и да наделит Он тебя тем, что обещал тебе, щедро!

В конце жизни имам аль-Бухари переехал из своего родного города в селение Хартанк, которое в те времена находилось примерно в километре пути от Самарканда. Он жил там в окружении своих близких, моля Аллаха забрать его Себе, ибо его устрашали смуты, защиты от которых столь часто просил Аллаха пророк, да благословит его Аллах и приветствует .

Вскоре после этого он заболел и скончался в субботу, в ночь праздника разговения[5] после наступления времени вечерней молитвы в 256 году хиджры. Заупокойную молитву по нему совершили на следующий день после полуденной молитвы, да помилует его Аллах и да будет Он доволен им.

Знакомство с “Сахихом” аль-Бухари

Абу ‘Абдуллах аль-Бухари, да помилует его Аллах Всевышний и да будет Он доволен им, назвал свою книгу “Аль-джами‘ аль-муснад ас-сахих аль-мухтасар мин умур расули-Ллах ва сунани-хи ва айами-хи”. Что касается места этого труда, то улемы говорили, что в книге аль-Бухари впервые были собраны и классифицированы по тематическому признаку исключительно достоверные хадисы.

Кроме того, улемы были единодушны во мнении о том, что из всех сборников, составленных по такому принципу, самые достоверные хадисы включают в себя “Сахихи” аль-Бухари и Муслима. В большинстве своём улемы считают, что “Сахих” аль-Бухари более достоверен и заключает в себе больше пользы, чем “Сахих” Муслима, однако Абу ‘Али ан-Найсабури говорил, что более достоверным следует считать “Сахих” Муслима. Такого мнения придерживались и улемы Магриба, но с этим согласиться нельзя, ибо на самом деле предпочтение необходимо отдать “Сахиху” аль-Бухари. Так, например, в своём сочинении под названием “Аль-Мадхаль” имам Абу Бакр аль-Исма‘или ставит “Сахих” аль-Бухари выше “Сахиха” Муслима и обосновывает свою точку зрения соответствующими доказательствами.

Имам ан-Навави сказал: «Нам передали, что имам Абу ‘Абд ар-Рахман ан-Наса’и, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: “Нет среди этих книг более хорошей, чем книга аль-Бухари”».

Знай, что достоверность обоих этих книг общепризнана, а это значит, что применение на практике того, о чём говорится в содержащихся в них хадисах, обязательно.

Теперь относительно того, что касается причины классификации хадисов “Сахиха” аль-Бухари и принципа его составления. Передают со слов Ибрахима бин Ма‘киля ан-Насафи, что Абу ‘Абдуллах аль-Бухари, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: «Как-то раз, когда мы находились у Исхака бин Рахавайхи, да помилует его Аллах, некоторые наши товарищи стали говорить нам: “Было бы хорошо, если бы вы составили краткую книгу из достоверных хадисов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ”. Это запало мне в душу, после чего я и принялся за составление такой книги».

Имам ан-Навави сказал:

− Несколькими путями нам передали сообщение о том, что аль-Бухари, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: «В течение шестнадцати лет я работал над “Сахихом”, материал для которого был отобран мной из шестисот тысяч хадисов, и я сделал его своим оправданием пред Всемогущим и Великим Аллахом».

Имам ан-Навави сказал:

− Нам передали, что он сказал: «Однажды я увидел во сне, что стою перед пророком, да благословит его Аллах и приветствует, с веером в руках и защищаю его. После этого я спросил об этом некоторых толкователей снов и все они говорили: “Ты защищаешь его от лжи”, что и побудило меня к составлению “Сахиха”».

Сообщается, что аль-Бухари сказал: «В свой “Аль-Джами‘” я включил только достоверные хадисы, но часть их я в него не включил из-за большого объёма книги».

Имам ан-Навави сказал:

− Передают со слов аль-Фирабри, что аль-Бухари, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: «Я не включал в свой “Сахих” ни одного хадиса, не совершив перед этим полного омовения и молитвы в два раката».

Передают со слов имама ан-Навави, что ‘Абд аль-Куддус бин Хаммам сказал: «От разных шейхов я слышал, что аль-Бухари составлял пояснения к содержанию глав “Сахиха”, находясь между могилой пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его минбаром и перед записью каждого пояснения он совершал молитву в два раката».

Имам ан-Навави сказал: «Девяносто тысяч человек слышали “Сахих” из уст аль-Бухари».

Имам ан-Навави сказал:

− Дошло до нас, что праведный имам и факих Абу Зайд Мухаммад бин Ахмад бин ‘Абдуллах бин Мухаммад аль-Марвази, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: «Однажды я увидел во сне пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал мне: “Поистине, община моя изучает фикх, но не изучает мою книгу”. Я спросил: “О посланник Аллаха, а что ты называешь твоей книгой?” − на что он сказал: «“Джами‘” Мухаммада бин Исма‘ила аль-Бухари», или же он сказал нечто подобное».

В своей книге “Тарих Найсабур” Абу ‘Абдуллах приводит слова Абу ‘Амра Исма‘ила, передававшего, что Абу ‘Абдуллах Мухаммада бин ‘Али сказал:

− Я слышал, как Мухаммад бин Мухаммад бин Исма‘ил аль-Бухари сказал: «Я прожил в Басре пять лет, работая над своими книгами. Каждый год я совершал хаджж, после чего возвращался из Мекки в Басру, и я надеюсь, что Аллах сделает эти сочинения благословенными для мусульман».

Передают со слов Абу ‘Амра, что Абу ‘Абдуллах сказал: «И Аллах сделал их благословенными».

Имам ан-Навави сказал:

− Нам передали, что Абу-ль-Фадль Мухаммад бин Тахир аль-Макдиси сказал: «Аль-Бухари работал над составлением своего “Сахиха” в Бухаре, но говорят также, что это было в Мекке».

Он передал, что ‘Умар бин Мухаммад бин Йахйа сказал:

− Я слышал, как Абу ‘Абдуллах аль-Бухари сказал: «Я работал над составлением “Аль-Джами‘” на территории Запретной мечети и не включил в него ни одного хадиса, не испросив на то благословения Аллаха Всевышнего, не совершив молитву в два раката и не убедившись в достоверности этого хадиса».

Аль-Макдиси сказал: «Я считаю, что первое соответствует действительности в большей степени».

Все эти сообщения не только можно, но и нужно согласовать между собой. Ранее мы уже указывали, что аль-Бухари работал над составлением своего “Сахиха” в течение шестнадцати лет, часть которых он провёл в Мекке, часть − в Медине, часть − в Басре и часть − в Бухаре, а Аллах знает об этом лучше.

Сообщается, что Бакр бин Мунир сказал:

− Однажды правитель Бухары эмир Халид бин Ахмад аз-Зухали послал к Мухаммаду бин Исма‘илу аль-Бухари человека, чтобы тот передал ему следующее: «Доставь ко мне “Джами‘”, “Tарих” и другие твои книги, чтобы я услышал то, что в них написано, от тебя». На это аль-Бухари дал его посланцу такой ответ: «Поистине, я не унижаю знание и не доставляю его к дверям людей, а если ты нуждаешься в чём-либо из этого, то сам приди либо в мою мечеть, либо ко мне домой».

В той версии этого сообщения, которая передаётся не через Ибн Мунира, сказано: «И эмир послал за аль-Бухари, желая, чтобы он обучал хадисам только его детей и больше никто на этих встречах не присутствовал, однако аль-Бухари отказался от этого и сказал: “Я не могу избирать для слушания одних и не допускать других”».

 

Количество хадисов “Сахиха”

Количество снабжённых иснадами хадисов “Сахиха”, включая и повторяющиеся, составляет семь тысяч двести семьдесят пять, тогда как без учёта повторяющихся их насчитывается около четырёх тысяч.

Причины повторения хадисов

Знай, что аль-Бухари преследовал достойные цели, стремясь к постижению различных наук и всевозможных тонких аспектов сунны. Едва ли кто-нибудь может сравниться с ним в этом, подтверждением чему могут служить приведенные нами выше слова выдающихся знатоков хадисов из числа шейхов аль-Бухари и других людей, и если ты ознакомишься с его книгой, у тебя не останется в этом никаких сомнений. Аль-Бухари видел свою задачу не в том, чтобы ограничиваться одними хадисами и не приводить ничего, кроме матнов, а в том, чтобы делать из хадисов извлечения[6] и использовать их в качестве доводов в главах, посвящённых основам и ответвлениям религии, отречению от мира, благовоспитанности и тому подобным вещам.

Вот почему в отдельных главах “Сахиха” аль-Бухари не приводит иснады хадисов, ограничиваясь такими фразами как “со слов такого-то сподвижника, передавшего, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал” или “об этом говорится в хадисе, передаваемом со слов такого-то”.

Кроме того, в начале иснадов хадисов одно или несколько имён передатчиков нередко опускаются. Передача хадисов подобным образом именуется “та‘лик”[7]. Аль-Бухари прибегает к этому способу, когда хочет использовать тот или иной предмет в качестве аргумента, не нуждаясь в том, чтобы приводить либо хадис полностью, либо только его иснад или матн. В подобных случаях он только указывает на соответствующий хорошо известный хадис, который может относиться к числу приводимых им намного раньше или незадолго до этого. Давая свои пояснения к содержанию глав “Сахиха”, аль-Бухари приводит много айатов священного Корана, а в некоторых случаях ограничивается только айатами, ничего к ним не добавляя. В пояснениях к главам аль-Бухари приводит также очень много других вещей наподобие фетв[8] сподвижников, последователей и тех, кто пришёл им на смену. Всё вышеупомянутое должно послужить для тебя подтверждением правильности сказанного нами, и если тебе будет известно, что цель аль-Бухари состояла в том, о чём мы упоминали, ты поймёшь, что ничего дурного в повторении хадисов в соответствующих случаях нет. Улемы из числа факихов[9] и других знатоков религии также придерживались этого и использовали в качестве аргументов хадисы, приводимые во многих разных главах.

Имам ан-Навави передал, что Абу-ль-Фадль аль-Макдиси сказал: «Аль-Бухари, да помилует его Аллах Всевышний, часто приводит один и тот же хадис в разных местах, после чего благодаря своей способности к извлечению и глубине понимания извлекает из него то, что сообразуется с содержанием соответствующей главы. Вместе с тем он редко приводит одну и ту же версию хадиса в двух местах с одним и тем же иснадом. Такой хадис передаётся им через другого сподвижника, последователя или ещё какого-нибудь передатчика, чтобы усилить его посредством множества путей передачи, или использования иной его версии, или изменения количества его передатчиков, или каким-нибудь иным способом, о чём лучше известно Аллаху».

Да помилует Аллах имама аль-Бухари и да воздаст Он ему благом за все его труды.


[1] Нисба − относительное имя, обозначающее происхождение по племени, роду, городу, местности и т.д.

[2] Кунья − имя по отцу или по сыну, например Абу ‘Абдуллах (отец ‘Абдуллаха) или Ибн Мухаммад (сын Мухаммада).

[3] Имеются в виду те слова, которые следует произнести в конце встречи в том случае, когда в ходе её люди не поминали Аллаха или вели пустые разговоры. Сообщается, что мать правоверных* ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встречался с кем-либо, читал Коран или совершал молитву, в конце (встречи) он обязательно произносил слова “Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя, прошу Тебя о прощении и приношу Тебе своё покаяние /Субхана-кя, Аллахумма, ва би-хамди-кя, ашхаду алля иляха илля Анта, астагфиру-кя, ва атубу иляй-кя/”».

* Мать правоверных /умм аль-му’минин/ − утвердившийся в мусульманской литературе почётный эпитет жён пророка,да благословит его Аллах и приветствует .

[4] Имеется в виду один из известнейших последователей* аль-Хасан аль-Басри (842 − 728), который пользовался огромным авторитетом среди своих современников.

* “Таби‘уна” − так называли людей, встречавшихся со сподвижниками пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и умерших в Исламе.

[5] Иначе говоря, 30 рамадана.

[6] Речь идёт об извлечении /истинбат/ правовых решений из основополагающих источников шариата по непредусмотренным этими источниками прямо случаям.

[7] Слово “та‘лик” (подвешивание) образовано от глагола “‘алляка” − подвешивать что-то к чему-либо. Иснады такого вида стали называть “подвешенными”, поскольку они связаны только с верхней частью хадиса, а с нижней частью связи не имеют, и это делает их похожими на то, что подвешивается к потолку или к чему-нибудь ещё.

[8] Фетва − решение по религиозно-юридическому вопросу, которое выносит авторитетное лицо.

[9] Факъих − законовед, имеющий право выносить решения по религиозно-правовым вопросам.

  1. али
    24.09.2012 в 12:35

    Асалямуаляйкум где можно купить этот сборник

    • 25.09.2012 в 15:58

      Асалямуаляйкум где можно купить этот сборник

      Ва алейкум салям ва рахматуллах! Книгу «Сахих аль-Бухари»(сокращенный вариант) можно купить в интернет магазине. См. вот здесь: http://sunna.biz/

  2. Орхан
    02.05.2013 в 11:25

    Орхан :
    Ассламу алекум уа рахматуЛЛахи уа баракатух?
    На этом сайте Сахих Аль Бухари взят из книги Ниршы или отдельно?
    Просто большинство хадисов и хадисов из книги Нирши сюда не вошли
    ДжазакАллаху хайран

    я имел ввиду глав

    • 05.05.2013 в 21:17

      Ва алейкум салям ва рахматуллахи ва баракатух!
      Да, в основном хадисы оттуда, исключая те, что там не приводятся.
      Большинство хадисов еще не выставлены, так как я занят переводом Сахих аль-джами. Буду делать то, что в моих силах. Баракаллаху фийкум!

      • Орхан
        06.05.2013 в 21:26

        Ва фика))

      • 21.08.2014 в 01:39

        Пусть Аллаh облегчит твой путь .

      • 21.08.2014 в 02:42

        О Аллах, о Слышащий, о Видящий, о Прощающий,я прошу тебя о прощении для себе и для своего брата «Admin»и для верующих мужчин и для верующих женщин, о Всемилостивый, пролей свою милость на нашего брата «Admin» наставь его на путь истинный того кто Ты наставил на истинный путь того не кто не может вести заблуждение а кого Ты оставил того не кто не может наставит на истинный путь укрепи его веру его сердце облегчи ему путь который он вибрал, путь который Ты доволен с о Вседарующий, одари нашего брата «Admin» знаниями и терпением и здоровьем и стойкостью, обеспечь его едой и питьем, поистине ты лучший Попечитель! О Аллах, Всесильный,
        освободи всех мусульман из кафирского плена,
        поистине это во власти Твоей,
        как и все сущее в этом мире!
        О Аллах, о Всеслышащий,
        о Отзывчивый,
        о Милосердный
        ответь на наши дуа,
        поистине ты Вседарующий.

      • 21.08.2014 в 03:01

        Ассаламу ‘ алайкум Ахи если можно у меня одна просьба было тебе если это тебе будет сложно можешь и ни выполнить это твое права и не будет никакой обида хотя я очень желал этого!!!
        Хадисы которые касаемое про Тавхид если были бы по Арабскому и по больше это хорошо было бы.
        БаракаЛлаhу фики !

      • 21.08.2014 в 03:04

        Ты лучше знаешь свое дела а выше сказанное только мое предположии и просьба.

  3. safiya
    08.07.2013 в 13:15

    as salam aleikum! ochen’ horoshii sait, horoshaya rabota! da voznagradit vas Allah za nego!

    • 08.07.2013 в 21:31

      Ва алейкум салям ва рахматуллахи ва баракатух! Амин!
      Спасибо за хорошие слова. Баракаллаху фийкум!

  4. Добрый
    09.07.2013 в 21:07

    Всё это конечно хорошо, да будет Аллах доволен всеми кто над этим работал, и теми кто это читал! Но меня ещё волнует один вопрос, и прошу всех кто это почтёт, дать ответ пожалуйста? В пророчестве говорится о приходе имама (МАХДИ), если он придёт, как же люди уверуют в него, вить столько ослов развелось в нынешние дни!

    • 10.07.2013 в 02:10

      А где салям?)

      • Добрый
        14.07.2013 в 10:46

        а где ответ?

      • 14.07.2013 в 12:00

        Ва алейкум салям ва рахматуллахи ва баракатух! Вопросы брат задавай на других сайтах, а этот служит доведения до русскоязычного читателя хадисов, как ты наверное заметил. Баракаллаху фийкум!

  5. Добрый
    14.07.2013 в 10:45

    асаломуалейкум ва рахматулохи ва баракату!

  6. АбдуСобур
    18.09.2013 в 06:11

    Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятух!Книга сахих аль Бухари без перевода?К какому переводу можно доверять?

    • 18.09.2013 в 06:53

      Ва алейкум салям ва рахматуллахи ва баракатух!
      Есть перевод сокращённой версии «Сахиха» аль-Бухари, который сделал Абдуллах Нирша. Можешь доверять его переводу.

  7. Fatima
    23.10.2013 в 13:50

    Ассаляму алейкум? Я хотела бы заказать весь сборник, не сокрашенный вариант, а все книги как показаны на этом сайте. Где можно заказать? И можно ли это в Бельгии сделать?

    • 24.10.2013 в 15:22

      Ва алейкум салям ва рахматуллах!
      Этих книг, к сожалению, нет на русском языке.

  8. Muhammad
    30.11.2013 в 21:05

    Ассаляму алейкум? Не подскажите где можно купить оригинал весь сборник на арабском! (Сахих аль-бухари)

    • 01.12.2013 в 15:24

      Ва алейкум салям ва рахматуллах!
      В интернете можно купить. Но в России не знаю где её можно купить. Можно заказать тому, кто едет в арабскую страну, например, Египет.

  9. muhammad
    02.12.2013 в 15:28

    Джазакаллаху хайран!

  10. aybek
    23.12.2013 в 19:40

    Ассаляму алейкум? а на Кыргызском языке есть

  11. 25.12.2013 в 01:34

    Ва алейкум салям ва рахматуллах!
    К сожалению брат нет на киргизском, я этот язык не знаю. Баракаллаху фийк!

  12. халилиллох
    31.12.2013 в 17:45

    Ассаляму алейкум!книгу сахих аль бухари в россий где можно купить

  13. 01.01.2014 в 00:33

    Ва алейкум салям ва рахматуллахи ва баракатух!
    вот здесь можно купить:

    http://shop.musulmanin.com/

  14. Лейла
    03.01.2014 в 08:21

    ассаляму алейкум ва рахматуЛляхи ва баракатух. брат, помоги. в видео (удалено) очень интересен первый хадис! действительно ли есть такой? и его значение

  15. 04.01.2014 в 20:53

    Ва алейкум салям ва рахматуллахи ва баракатух!
    Да есть такое сообщение. Хафиз ибн Хаджар приводит его в «Натаидж аль-афкар» 1/301 и называет его редким/гъариб/. Еще нашел я слова шейха Фаузанакоторый говорит, что Ка1б ибн Зухайр произнес эти слова перед пророком, салляллаху алейхи ва саллям!
    ВаЛЛаху а1лям!

    • Лейла
      06.01.2014 в 15:35

      брат, а можешь его текст написать. и в хадисе что подразумевается?

  16. 07.01.2014 в 08:32

    Лейла :

    брат, а можешь его текст написать. и в хадисе что подразумевается?

    Извини Лейла, времени пока нет.

  17. салим
    10.04.2014 в 16:56

    Почему мне сказали что прочитав эту книгу я ничего не пойму без наставника? Неужели эта книга такая тяжелая?

  18. 10.04.2014 в 17:31

    салим :

    Почему мне сказали что прочитав эту книгу я ничего не пойму без наставника? Неужели эта книга такая тяжелая?

    Это не совсем так. В основном там всё понятно, хотя, некоторые вещи надо понимать правильно и прибегать к словам ученых, чтобы не ошибиться в толковании слов пророка, салляллаху алейхи ва саллям! Поэтому читай и просвящайся, а что не понятно, спрашивай у знающих, как повелел нам в Своей книге Всевышний Аллах: «Если вы не знаете, то спросите обладателей напоминания» (ан-Нахль, 16:43).

  19. 28.05.2014 в 16:46

    САЛАМ АЛЕЙКУМ уменя такой вапрос я в франции и очень хотела заказать на вашем сайте книги в еврах и хочу знать естли у вас доставка в францию

    • 28.05.2014 в 20:58

      Ва алейкум салям ва рахматуллахи ва баракатух!
      Эльмира, я не продаю книги. Заказать книги можешь вот на этом сайте:

      http://shop.musulmanin.com/

      Баракаллаху фийки!

      • 30.05.2014 в 15:20

        Салам алейкум а на том сайте есть доставка в францию или нет заранее спасибо

  20. 30.05.2014 в 17:46

    Я думаю, что они отправляют книги повсюду . Напиши им и они ответят.

  21. Daniyal
    08.06.2014 в 12:52

    Ассаламу Алейкум брат!!! У меня вот такой вопрос: Я очень остерегаюсь лже ученных, и их литературы.
    Я под своими словами имею в виду вахаббистов и им подобных. Могу ли я с уверенностью прочесть всю литературу на вашем сайте?

    • reyus76
      15.06.2014 в 01:16

      Уа алейкум асСалам уа рахматуЛлах.

      Пока брат Админ не может ответить, я попробую вам помочь. А он поправит и дополнит, если что, ин ша Аллах.

      Тут выставляются официальные переводы лучших сборников хадисов и труды хадисоведов, альхамдулиЛлах.

      Остерегаться впасть в заблуждение — это правильно. Неспроста Всевышний Аллах пожелал, чтобы в каждом ракаате мы читали (перевод смысла 6-го аята аль-Фатихи): «Веди нас Прямым Путём».

      Вот полезные ссылки, почитав которые вы сможете, с соизволения Аллаха, отличить где правда, а где ложь.
      Достоверные или ошибочные знания? Где правда, а где ложь? http://salaf-forum.com/viewtopic.php?t=16435&f=108

      Секты и течения http://salaf-forum.com/viewforum.php?f=82

      Кто такие ваххабиты (ваххабисты) – коротко и ясно http://www.helpinislam.com/kto-takie-vaxxabity-vaxxabisty-korotko-i-yasno/

      А Аллаху известно лучше.

    • Брат
      15.08.2014 в 11:04

      остерегайтесь всех кто называет себя суфистами, салафитами, шиитами и т.д.
      Аллах называл нас МУСУЛЬМАНАМИ (см Коран, 22-78).
      если кто то тебе скажет типа называть себе мусульманином не достаточно так как это было первое время ислама, а сейчас очень много течений, нужно называть себя салафитом или суфистом или коранитом чтобы показать что ты «истинном» пути то скажи им: течении секты появились сразу после смерти пророка, и ни сахабы, ни великие имамы ислама как Абу Малик, имам Бухари, Мухаммад ибн Сирин и т.д не называли себе салафитом или шиитом чтобы отличаться от сектантов как хауарижи, кадариты, и т.д.

  22. Бэла
    14.06.2014 в 13:58

    Где можно купить этот сборник? Подскажите пожалуйста!!!!

  23. Rustam
    12.08.2014 в 04:27

    Наткнулся в и-нете на подобно нижеследующему хадису:
    «Если вы услышите, как кто-то гордиться своим происхождением, как это было в джахилии, то скажите ему, чтобы схватил за член своего отца. И не говорите это в переносном смысле! »
    передатчики:имам Ахмад 5/136, аль-Бухари в «аль-Адаб аль-Муфрад» 2/427, ан-Насаи в «ас-Сунан аль-Кубра» 8864
    Достовернен-ли данный хадис?

  24. худойберди
    13.08.2014 в 01:41

    ассалому алейкум где можно купит книгу

    • 14.08.2014 в 20:54

      Ва алейкум салям ва рахматуллах!
      Посмотри вверху есть ссылка где можно купить.

  25. 25.08.2014 в 15:37

    Салям алейкум! Мухтасар скачал но он не открывается. Можете исправить или дать другую ссылку. ДжазакамуЛлаху хайран.

    • 26.08.2014 в 07:14

      Ва алейкум салям! Я сам скачал его и у меня открывается без проблем. После того как скачаешь, попробуй поменять название файла. Другого брат не знаю. Баракаллаху фийкум!

  26. Альберт
    15.09.2014 в 17:44

    Ас-саламу ‘алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух. Очень хотел бы вас поблагодарить за ваше старание, за такое благое дело. Пусть Всевышний Аллаh облегчит вам вашу деятельность и дарует вам благо в этом и будущем мире.
    Я хотел узнать, вы полностью перевели сахиха Аль-Бухари из имеющихся книг. И есть еще книги, помимо этих, которые вы собираетесь перевести, если да, то сколько? И сколько книг переведены полностью?

    • 15.09.2014 в 20:25

      Ва алейкум салям ва рахматуллахи ва баракатух!
      Благодарю брат за дуа и хорошие слова.
      Что касается переводов брат, то я конкретно на какой-то книге не останавливаюсь. Перевожу то, что облегчает Аллах. А так, каких-то определенных планов, по крайней мере сейчас, нет. Баракаллаху фийкум!

  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Отслеживать

Get every new post delivered to your Inbox.

Join 242 other followers

%d такие блоггеры, как: