Хадис: «Я видел человека из своей общины…»


Ассаляму’алайкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Является ли этот хадис достоверным?
Да воздаст вам Аллах благом!

Это хадис, переданный Са’идом ибн Мусаибом от Сумроты ибн
Хабибом, который сказал: «В один из дней пророк (да благословит
его Аллах и приветствует) подошел к нам. Мы сидели под навесом в Медине. Он встал среди нас и сказал: «Вчера мне приснился удивительный сон. Я видел человека из моей общины, к которому подошел ангел смерти, чтобы забрать его душу. Однако к нему подошло его благочестие к родителям и отогнало ангела смерти. Также я видел человека из моей общины, у которого началось наказание могилы. К нему подошло его омовение и спасло от этого. Также я видел человека
из моей общины, вокруг которого собрались бесы. К нему подошло
поминание Аллаха и прогнало их от него. Я видел человека из моей
общины, которого окружили ангелы наказания. К нему подошла его молитва и вырвала из их рук. Я видел человека из моей общины, который, испытывая страшную жажду, подходил к водоему, однако всякий раз ему запрещали приближаться к нему и прогоняли его от него. Тогда к нему подошел его пост в месяц Рамадан и напоил и утолил его жажду. Я видел человека из моей общины, которого прогоняли от
кружков, где сидели пророки.Тогда к нему подошло большое
омовение, взяло его за руки и посадило рядом со мной. Я видел человека из моей общины, впереди и сзади которого, справа и слева, сверху и снизу от него был мрак и он стоял в недоумении. К нему подошло его большое и малое паломничество, вытащило его из
этой тьмы и ввело в свет. Я видел человека из моей общины, который голыми руками отмахивался от пламени и его искр. К нему подошла его милостыня и стала преградой между ним и огнем, и превратилось в тень над его головой. Я видел человека из моей общины, который пытался заговорить с верующими, однако те не желали этого, тогда к нему
подошло его хорошее отношение к родственниками и сказало: «О верующие, он поддерживал хорошие отношения с родственниками!»
После этих слов они начали разговаривать с ним и жать ему
руки. Я видел человека из моей общины, которого окружили ангелы наказания. К нему подошли его побуждения к одобряемому и порицание нехорошего, вырвали из их рук и передали его ангелам милости. Я видел человека из моей общины, который стоял на
коленях, а между ним и Аллахом было прикрытие. К нему подошло
его хорошее поведение, взяло его за руки и повело к Всевышнему
Аллаху. Я видел человека из моей общины, книгу дел которого уже
почти подали с левой стороны, тогда к нему подошел его страх перед Всевышним и положило его книгу справа. Я видел человека из моей
общины, на весах которого почти ничего не было. К нему подошли
умершие дети наполнили его весы. Я видел человека из моей
общины, который стоял на краю Ада. К нему подошла его надежда на Аллаха, и спасла его. Я видел человека из моей общины, который уже падал в огонь. К нему подошла слезинка, которую он пролил из-за страха перед Аллахом, и вытащила его оттуда. Я видел человека из моей общины, который стоял на Мосту и дрожал, как листочек на сильном ветру. К нему подошли его хорошие мысли об Аллахе, и
успокоили его. Я видел человека из моей общины, который еле-еле шел, а иногда полз по Мосту. К нему подошла его молитва, поставила его на ноги и помогла ему. Я видел человека из моей общины, перед которым
закрылись все двери Рая. К нему подошло его свидетельство «нет
божества, кроме Аллаха», открыло ему двери Рая и ввело его туда»» .
Этот хадис привел Абу Муса Аль-Мадини в своей книге, в основу
которого он положил толкование этого хадиса. Он сказал: «хадис очень хороший, его передали Умар ибн Зар, Али ибн Зайд ибн Джада’н и Хилаль Абу Джабала от Саи’да ибн Мусаиба».

Ва алейкум салям ва рахматуллахи ва баракатух!

Имам аль-Мунави сказал: «Этот хадис передали аль-Хаким (ат-Тирмизи), ат-Табарани, ад-Дайлями, хафиз Абу Муса аль-Мадини и другие от ‘Абду-р-Рахмана ибн Самуры.
Аль-Хайсами сказал: «Его передал ат-Табарани с двумя иснадами, в одном из которых присутствует Сулейман ибн Ахмад аль-Васиты, а в другом — Халид ибн ‘Абду-р-Рахман аль-Махзуми и оба они являются слабыми».
Хафиз аль-‘Иракъи отнес этот хадис к аль-Хараиты в «аль-Ахлякъ» и сказал: «Его иснад слабый».
Ибн аль-Джаузи после того, как привел пути этого хадиса сказал: «Недостоверный!» Однако, Ибн Таймиййа сказал: «Основы Сунны свидетельствуют за него…»». См. «Файдуль-Къадир» 3/25-26.
По этим причинам шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 2076.
Подробно этот хадис разбирается в «Сильсиля ад-да’ифа» (7129) у шейха аль-Албани.
Аллаху а’лям!