Хадис: «Муса спросил своего Всемогущего и Великого Господа о шести качествах…»


3350 — ( سأل موسى ربَّه عن ستِّ خصال؛ كان يظن أنَّها له خالصة، والسابعة لمْ يكن موسى يحبُّها :

1 — قال: يا ربِّ! أي عبادك أتقى؟ قال: الذي يذكر ولا ينسى.

2- قال: فأيُّ عبادك أهدى؟ قال: الذي يتبع الهدى.

3- قال : فأيُّ عبادك أحكم؛ قال: الذي يحكم للناس كما يحكم لنفسه.

4- قال : فأيُّ عبادك أعلم ؟ قال : الذي لا يشْبعُ من العلم ؛ يجمع علم الناس إلى علمه.

5- قال: فأيُّ عبادك أعزُّ؟ قال: الذي إذا قدر غفر.

6- قال: فأيُّ عبادك أغنى؟ قال: الذي يرضَى بما يُؤتى.

7- قال: فأيُّ عبادك أفقر؟ قال: صاحبٌ منقوصٌ.

قال رسول الله — صلى الله عليه وسلم — :

ليس الغنى عن ظهر؛ إنّما الغنى غنى النفس، وإذا أراد الله بعبد خيْراً؛ جعل غناه في نفسه، وتقاه في قلبه، وإذا أراد الله بعبد شرّاً جعل فقره بين عينيه)

أخرجه ابن حبان في «صحيحه » (50/86- موارد)، والخرائطي في «مكارم الأخلاق » (1/274/369) والديلمي (1/1/92 و 2/102/2)، وابن عساكر في «التاريخ » (17/367- 368) من طريق عمرو بن الحارث وغيره أن أبا السمح حدثه عن ابن حجيرة عن أبي هريرة عن رسول الله — صلى الله عليه وسلم — قال:… فذكره.

قلت: وهذا إسناد حسن رجاله ثقات

3350 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«(Однажды) Муса спросил своего Всемогущего и Великого Господа о шести качествах, которые, по его мнению, были присущи только ему одному, и седьмом, которое Муса не любил. Он спросил: “О Господь мой! Кто из рабов Твоих является самым благочестивым?” (Аллах) сказал: “Тот, кто помнит (обо Мне) и не забывает (Меня)”.

(Потом Муса) спросил: “А кто из рабов Твоих в наибольшей степени придерживается правильного пути?” (Аллах) сказал: “Тот, кто (лучше всех) следует (Моему) руководству”.

(Потом Муса) спросил: “А кто из рабов Твоих является мудрейшим?” (Аллах) сказал: “Тот, кто выносит решения в пользу людей подобно тому, как выносит их в свою пользу”.

(Потом Муса) спросил: “А кто из рабов Твоих является наиболее знающим?” (Аллах) сказал: “Знающий, который не (может) насытиться знанием и добавляет знание людей к своему знанию”.

(Потом Муса) спросил: “А кто из рабов Твоих является самым могущественным?” (Аллах) сказал: “Тот, кто прощает, когда может (отомстить)”.

(Потом Муса) спросил: “А кто из рабов Твоих является самым богатым?” (Аллах) сказал: “Тот, кто довольствуется тем, что ему даруется”.

(Потом Муса) спросил: “А кто из рабов Твоих является самым бедным?” (Аллах) сказал: “Тот, кто владеет (каким-либо имуществом), но кому (всегда чего-то) не хватает”».

После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Истинное богатство – это не внешнее его проявление, однако истинное богатство – это богатство души. И если Аллах желает Своему рабу блага, то помещает богатство в его душу, а богобоязненность в его сердце. Если же Аллах желает Своему рабу зла, то помещает его нищету промеж его глаз!» Этот хадис передали Ибн Хиббан 6217, аль-Хараиты в «Макарим аль-ахлякъ» 1/274, ад-Дайлями в «аль-Фирдаус» 1/92, Ибн ‘Асакир в «ат-Тарих» 17/367-368.

Шейх аль-Албани назвал иснад хадиса хорошим. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 3350.Хороший

_______________________

Ибн Хиббан сказал: «“Тот, кто владеет (каким-либо имуществом), но кому (всегда чего-то) не хватает”, — этот тот, кто считает незначительным то, что ему даруется и требует большего».