Сунан ад-Дарими. 1. Вступление. Хадисы №№ 1-100


Сунан ад-Дарими

Вступление

Хадисы №№ 1-100

С ИМЕНЕМ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!

1 — باب ما كان عليه الناس قبل مبعث النبي صلى الله عليه وسلم من الجهل والضلالة

1 — Глава: Невежество и заблуждение, на котором были люди до отправления пророка, да благословит его Аллах и приветствует (с пророческой миссией).

[1] عن عبد الله قال ((جاء رجل إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم فقال يا رسول الله أيؤاخذ الرجل بما عمل في الجاهلية قال من أحسن في الإسلام لم يؤآخذ بما كان عمل في الجاهلية ومن أساء في الإسلام أخذ بالأول والآخر))

1 — Сообщается, что ‘Абдуллах (ибн Мас’уд) сказал:

«Однажды некий мужчина пришел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “О посланник Аллаха, взыщется ли с человека за то, что он совершал во времена джахилиййи?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “С того, кто в исламе совершает благие дела, не спросят за то, что он делал во времена джахилиййи, а с того, кто в исламе совершает дурные дела[1], спросят и за первое, и за последнее[2]”».

Этот хадис передали Ахмад 1/409, аль-Бухари 6921, Муслим 120, ад-Дарими 1 и Ибн Маджах 4242.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 5973.Сахих


[1] Здесь имеются в виду вероотступники.

[2] Иначе говоря, он понесёт наказание за всё.

[16] عَنْ عَطَاءٍ ، عَنْ ابْنِ عُمَرَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُمَا ، قَالَ :

(( كُنَّا مَعَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، فِي سَفَرٍ فَأَقْبَلَ أَعْرَابِيٌّ فَلَمَّا دَنَا مِنْهُ ، قَالَ لَهُ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : » أَيْنَ تُرِيدُ ؟ » ، قَالَ : إِلَى أَهْلِي ، قَالَ : » هَلْ لَكَ فِي خَيْرٍ ؟ » ، قَالَ : وَمَا هُوَ ؟ ، قَالَ : » تَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لَا شَرِيكَ لَهُ ، وَأَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ » ، فَقَالَ : وَمَنْ يَشْهَدُ عَلَى مَا تَقُولُ ؟ ، قَالَ : » هَذِهِ السَّلَمَةُ » ، فَدَعَاهَا رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَهِيَ بِشَاطِئِ الْوَادِي فَأَقْبَلَتْ تَخُدُّ الْأَرْضَ خَدًّا حَتَّى قَامَتْ بَيْنَ يَدَيْهِ ، فَاسْتَشْهَدَهَا ثَلَاثًا ، فَشَهِدَتْ ثَلَاثًا أَنَّهُ كَمَا قَالَ ، ثُمَّ رَجَعَتْ إِلَى مَنْبَتِهَا ، وَرَجَعَ الْأَعْرَابِيُّ إِلَى قَوْمِهِ ، وَقَالَ : إِنْ اتَّبَعُونِي أَتَيْتُكَ بِهِمْ ، وَإِلَّا رَجَعْتُ ، فَكُنْتُ مَعَكَ )) .

قال الشيخ الألباني في « تخريج مشكاة المصابيح » 5/348 : إسناده صحيح . ورواه أبو يعلى أيضاً (5662) والطبراني في ((الكبير)) (13582) وهو من رواية عطاء ابن أبي رباح، عن ابن عمر، وقد ثبت سماعه منه؛ خلافاً لمن نفاه، كما حققته في ((الصحيحة)) (11،106)؛ ولذلك جود إسناده ابن كثير في ((التاريخ)) (6/125) .

16 — Передают со слов ‘Аты о том, что Ибн ‘Умар, да будет Аллах доволен ими обоими, сказал:

«Однажды, когда мы находились в пути вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он встретил какого-то бедуина и когда тот приблизился, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: “Куда направляешься?” Тот ответил: “К своей семье”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “У тебя есть благо?” Тот спросил: “А что это (за благо)?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “То, что ты свидетельствуешь, что нет божества, достойного поклонения, кроме одно лишь Аллаха, у которого нет сотоварища, и что Мухаммад — Его раб и посланник!” (Бедуин) спросил: “А кто может засвидетельствовать то, что ты гово­ришь?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Вот эта саляма[1]”. После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подозвал это дерево, которое находилось на краю доли­ны, и оно устремилось к нему, бороздя землю, и предстало перед ним. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) приказал ему засвидетельствовать трижды правдивость его слов, и оно трижды засвидетельствовало, что это так, как он говорит, после чего оно вернулось на свое место. И этот бедуин возвращаясь к своему народу сказал: “Если они последуют за мной, то я приду к тебе вместе с ними, в противном же случае, я вернусь (сам) и буду с тобой!”» Этот хадис передал ад-Дарими 1/9-10.

Шейх аль-Албани сказал: «Иснад этого сообщения достоверный. Также его передали Абу Я’ля 5662 и ат-Табарани в «аль-Кабир» 13582, и он передаётся от ‘Аты ибн Абу Рабаха со слов Ибн ‘Умара. Подтверждено, что он слышал от него (хадисы), как я разъяснил это в “ас-Сахиха” (11, 106). По этой причине назвал его иснад хорошим Ибн Касир в “ат-Тарих” (6/125)». См. «Тахридж мишкат аль-масабих» 5/348.Сахих


[1] Разновидность деревьев, растущих в пустыне.