Хадис о том, как Му’аз ибн Джабаль совершил земной поклон перед пророком Мухаммадом


Ассаламу алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатух !
Хотелось бы узнать о достоверности хадиса:

После возвращения с Шама Му’аз сделал суджуд Пророку (1алейх1и ссолят ва ссалям), и он сказал: «О Му’аз, что это?» Му’аз ответил: По приезду в Шам я узрел их совершающими суджуд перед своей знатью и патриархами, и в душе подумал, что сделаю так перед тобой. Посланник Аллах1а(алейхи-с-соляту ва-с-салям) сказал: «Не делайте это. Поистине если бы я и приказал кому-либо совершить суджуд не Аллаху, то приказал бы жене сделать его ее мужу!

Ва алейкум салям ва рахматуллахи ва баракатух!

Относительно данного хадиса есть разногласия. Есть те, которые называют его достоверным. Например, хафиз аль-Мунзири в «ат-Таргъиб» 3/100, имам аш-Шаукани в «Нейль аль-аутар» 6/360, ар-Руба’и в «Фатх аль-гъаффар» 3/1460.
Также достоверным этот хадис назвал в трех своих книгах шейх аль-Албани: «Ирвауль-гъалиль» 7/55, «Сахих Ибн Маджах» 1515, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1938.
Ибн Хиббан привел этот хадис в своем «Сахихе» (4171), а в тахкъикъе этой книги Шу’айб аль-Арнаут назвал его иснад хорошим.

На самом деле этот хадис слабый, но в частности шейх аль-Албани и Шу’айб аль-Арнаут своими тасхыхами имеют ввиду, что данный хадис хороший в силу существования других.

А что касается вопроса: опирался ли на этот хадис кто-либо из ученых, то конечно опирались.
Например, шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа опирался на этот хадис и не говорил ничего о его недостоверности или то, что Му’аз в нем обвиняется в многобожии и т.п. Он говорил: “Что касается опускания головы перед старыми шейхами и им подобным, или целовать землю и т.п., то нет разногласия среди имамов в том, что это запрещено! Более того, даже просто наклон спины не Аллаху Всевышнему является запретным. В аль-Муснаде и других сборниках сообщается, что когда Муаз ибн Джабаль, да будет доволен им Аллах, вернулся из Йемена, он сделал саджда перед пророком (мир ему и благословение Аллаха). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «Что это, о Му’аз?!» Он сказал: “Я увидел, как в Шаме люди совершают земной поклон перед своими правителями и передают это от своих пророков. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Они солгали, о Му’аз! Если бы я повелел кому-либо сделать саджда перед кем-либо, то велел бы жене сделать саджда перед ее мужем из-за его великого права на нее». Таким образом, выстаивание, поясной и земной поклоны являются правом только Аллаха – Создателя небес и земли”. См. “Маджму’уль-фатауа” 27/92.
Также имам аш-Шаукани использовал этот хадис в качестве довода на оправдание по незнанию в вопросах неверия и говорил:“В этом хадисе доказательство на то, что тот, кто по незнанию совершил земной поклон не ради Аллаха, тот не впал в куфр!” См. “Найлюль-аутар” 6/363.
Спросили шейха ‘Абдуль-‘Азиза ар-Раджихи: «Нет сомнения в том, что совершивший земной поклон перед идолом или чем-либо иным помимо Аллаха впал в неверие. Но каково ваше пояснение на счет земного поклона Му’аза перед пророком (мир ему и благословение Аллаха)?»
Шейх ответил: “Мы уже говорили, что это была сначала, когда он не знал о запрете этого. Но затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил это и он усвоил. Этому подобны и слова сподвижников: «Сделай и для нас дерево как Зата Анват», за что пророк (мир ему и благословение Аллаха) их строго порицал. Из этого шейх Мухаммад ибн Абдуль-Уаххаб извлекал, что если кто-то совершит куфр, а затем ему укажут на это и он сразу же покается, то такой человек не становится неверным, поскольку это было совершено по незнанию и сразу же было принесено покаяние. Также и суджуд Му’аза был по причине незнания, но пророк (мир ему и благословение Аллаха) разъяснил ему и он понял и прекратил. А что касается того, кто сделает земной поклон (не Аллаху) сознательно имея знание, то такой человек впадает в неверие”. Сл. “Дурус филь-‘акъида” № 13.
http://audio.islamweb.net/audio/listenb … 8&type=ram
Также на этот хадис опирался и шейх Ибн ‘Усаймин, и он слова не говорил о том, что этот хадис недостоверный и т.п.

А что касается того, что кто-то из сподвижников желал сделать саджда пророку (мир ему и благословение Аллаха), как об этом говорится в хадисе Къайса ибн Са’да, или же сделал саджда как в хадисе Му’аза, то это было естественно саджда не в качестве поклонения, а в качестве почета и уважения. Да упасет нас Аллах думать, что один из самых знающих сподвижников, как Му’аз вернулся с призыва и впадает в многобожие!
Однако, его саджда было садждом приветствия и почета, как это было узаконено в предыдущих религиях. В пример можно привести то, как братья пророка Юсуфа (мир ему) совершили перед ним земной поклон, когда сошлись вновь. Аллах об этой истории говорит: «Он (Юсуф) поднял своих родителей на трон, и они пали ниц перед ним». (Юсуф 12: 100).
Но шариат Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) запретил любой вид поклонения кому-либо помимо Аллаха. По этому имам аз-Захаби сказал: “Разве ты не видел, как сподвижники из-за чрезмерной любви к пророку (мир ему и благословение Аллаха) сказали: «Не сделать ли нам тебе земной поклон?» На что он ответил: «Нет!» И если бы пророк (мир ему и благословение Аллаха) дозволил бы им это, то они совершили бы саджда из-за почета и уважения, а не саджда поклонения, как совершили его пророку Юсуфу (мир ему) его братья”. См. “Му’джам аш-шуюх” 1/73.
Кстати, среди ученых было разногласие относительно земного поклона не Аллаху. Одни считали, что любой земной поклон не Аллаху является большим куфром, тогда как другие делали разницу между земными поклонами, как «поклон-поклонение» и «поклон-приветствие». Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа сказал: “Земной поклон ангелов Адаму являлся поклонением Аллаху, подчинением Ему и приближением к Нему посредством этого. А для Адама это было почетом, уважением и возвеличиванием. А земной поклон братьев Юсуфа был приветствием и салямом. И разве ты не знаешь, что саджда Юсуфа своим родителям было приветствием, и он не был за это порицаем?!” См. “Маджму’уль-фатауа” 4/360.
Шейхуль-Ислам там же сказал: “Бывало так, что животные делали саджда пророку (мир ему и благословение Аллаха), хотя животные не поклоняются никому, кроме Аллаха. Тогда как можно говорить: «Земной поклон указывает на поклонение»?! Ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если бы я повелел кому-либо сделать саджда перед кем-либо, то велел бы жене сделать саджда перед ее мужем из-за его великого права на нее». И ведь известно, что он не сказал: «Если бы я велел кому-либо поклоняться»”. См. “Маджму’уль-фатава” 4/360.
Таким образом, любой вид поясного или земного поклона является запретным в шариате Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Однако что касается поклона в качестве поклонения, то это большой куфр, и если человек сделает это сознательно, то станет вероотступником. И более сильное мнение, что между поклонами есть разница, и правильно и обоснованным является то мнение, что нужно делать разницу между поклоном приветствия, который является большим грехом, и между поклоном поклонения, который является  большим куфром.

Аллах же знает обо всём этом лучше всех!