Асар: «Раздавай садакъу и оставляй себе тоже»


Ибн ‘Умар рассказывал:

«Однажды я увидел во сне, как раздаю садакъу всем своим имуществом. Затем я пришел к отцу (‘Умару) и рассказал ему об этом, на что он ответил: “О сынок, раздавай садакъу и оставляй себе тоже”».

Это сообщение приводит аль-Хатыб в “Тарих аль-Багъдад” 8/56.


Однажды имама Закарию аль-Ансари спросили: «Если человек увидел во сне пророка (мир ему и благословение Аллаха), который ему говорит: «Повели моей умме поститься в течении трех дней», становится ли в таком случае пост обязательным, желательным или же запретным? И является ли порицаемым для человека говорить людям: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел вам соблюдать пост!», или это не дозволено, так как может быть ложью на пророка (мир ему и благословение Аллаха), если его источником является сон? Может ли быть такое, что иблис назовет себя человеку во сне пророком (мир ему и благословение Аллаха), чтобы повелеть ему какое-либо благодеяние, чтобы посредством этого привести его к запретному, или это невозможно так же, как и то что он не сможет взять облик пророка (мир ему и благословение Аллаха)? И устанавливаются ли вообще какие-либо законоположения шариата на основании сна или нет?»
Имам Закария ответил: “Не является обязательным для кого-либо пост или что-либо иное из того, о чем ты упомянул. И это не желательно, а более того может быть порицаемым или запретным. Однако, если человек уверен, что увиденное им во сне правда, то пусть сам поступает в соответствии с увиденным, если только в этом нет того, что противоречит установленным положениям. Что касается законоположений, то ничего не утверждается из этого на основании снов. И человеку запрещено говорить людям: «Пророк повелевает вам это» и приводить в довод сон, а не шариатский довод. И нет ничего невозможного в том, что иблис может назвать себя пророком и повелеть что-либо из благодеяний спящему, чтобы привести его к запретному!” См. “Файдуль-Къадир” 6/172.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа сказал: “Джин может явиться к человеку и сказать ему, что он такой-то, солгав при этом. Например, скажет: «Я – ‘Иса, или Муса, или Мухаммад, или Абу Бакр, или Умар, или такой-то шейх». Такое бывало не раз”. См. “Дакаикъ ат-тафсир” 3/142.
Однако упомянутое не означает, что на сны ни в коем случае не обращают внимание, ибо может быть так, что человек во сне увидел какое-либо увещевание или напоминание, как например Ахмад ибн Синан однажды увидел во сне совет своего друга совершать побольше молитв в мечети, что он воспринял как увещевание. Это сообщение приводит Ибн Аби ад-Дунья в «аль-Манамат» 83.
Имам аш-Шатыби сказал: “Самые слабые люди это те, которые в своих делах опираются на сны. Некоторые из них возможно говорят: “Я видел во сне пророка (мир ему и благословение Аллаха) и он сказал мне то-то, и приказал то-то”, и начинает поступать в соответствии с тем, что видел во сне и оставляет что-то, противореча тем самым границам, которые установлены в шариате. Это является ошибкой, так как сны тех, которые не являются пророками, нельзя считать шариатом, если мы только ни сравним эти сны с тем, что пришло в шариате. Если шариат дозволяет то, на что указывает сон, то можно поступать в соответствии с этим, а если нет, то является обязательным оставить это и отказаться от него. Польза от снов – это либо радость, либо предостережение, и не более этого. А что касается извлечения из них каких-то шариатских законоположений, то это не делается”. См. “аль-И’тисам” 2/93.