«Муснад» имама Ахмада. 27. Муснад ‘Абдуллы ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса. Хадисы №№ 6801-6900


«Муснад» имама Ахмада

 

27 — مسند عبد الله بن عمرو رضى الله تعالى عنهما

27 — Муснад ‘Абдуллы ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса, да будет доволен ими обоими Аллах.

 

 

Хадисы №№ 6801-6900

 

6802 — عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَمْرٍو قَالَ:

كُنْتُ أَكْتُبُ كُلَّ شَىْءٍ أَسْمَعُهُ مِنْ رَسُولِ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- أُرِيدُ حِفْظَهُ فَنَهَتْنِى قُرَيْشٌ عَنْ ذَلِكَ وَقَالُوا: تَكْتُبُ وَرَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- يَقُولُ فِى الْغَضَبِ وَالرِّضَا فَأَمْسَكْتُ حَتَّى ذَكَرْتُ ذَلِكَ لِرَسُولِ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- فَقَالَ : « اكْتُبْ فَوَالَّذِى نَفْسِى بِيَدِهِ مَا خَرَجَ مِنْهُ إِلاَّ حَقٌّ » .

تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده صحيح رجاله ثقات رجال الشيخين غير الوليد بن عبدالله

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير» 1196 : صحيح

قال الشيخ الألباني في » السلسلة الصحيحة » 4 / 45 : أخرجه أبو داود ( 2 / 124 — 125 ) و الدارمي ( 1 / 125 ) و الحاكم ( 1 / 105 —  106 ) و أحمد ( 2 / 162 و 192 ) . و قال الحاكم: » رواة هذا الحديث قد احتجا بهم عن آخرهم غير الوليد هذا , و أظنه الوليد بن أبي الوليد الشامي , فإنه الوليد بن عبد الله و قد غلبت على أبيه الكنية , فإن كان كذلك فقد احتج به مسلم » . كذا قال , و إنما هو الوليد بن عبد الله بن أبي مغيث مولى بني الدار حجازي , و هو ثقة كما قال ابن معين و ابن حبان .

6802 — Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр, да будет доволен ими обоими Аллах, сказал:

«Я записывал все, что я слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, желая запомнить это. Но курайшиты запретили мне поступать так и сказали: “(Неужели) ты записываешь (все?) Ведь посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (иногда) говорит будучи разгневанным, а (иногда) будучи довольным”. Тогда я перестал записывать, а затем рассказал об этом посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он же (указал пальцем на свой рот) и сказал: “Записывай! Клянусь Тем, в Чьей длани находится моя душа, из него не выходит ничего, кроме истины!”»  Этот хадис передали Ахмад 2/162, 192, Абу Дауд 3646, ад-Дарими 484, аль-Хаким 1/105-106.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1196, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1532.

Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад достоверный, а передатчики — надёжные». 2/192Сахих

__________________________________

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, говорил: «Никто из сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не передал от него больше хадисов, чем я, кроме ‘Абдуллы ибн ‘Амра. Поистине, он записывал их, а я нет». Это сообщение приводит аль-Бухари 113.
Этот свиток ‘Абдуллаха назывался «правдивым» (ас-сахифа ас-садыкъа), как назвал его сам ‘Абдуллах. Со слов Сафвана ибн Сулейма сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр сказал: «Я спросил разрешение у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, записывать то, что я слышал от него, и он дозволил мне это. И я стал записывать». ‘Абдуллах называл этот свиток «правдивым».

Муджахид говорил: «Я видел у ‘Абдуллаха свиток и спросил его о нём, на что он сказал: “Это правдивый свиток, в нём то, что я слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда между ним и мной не было никого”». Ибн Са’д в «ат-Табакъат» 4/262.
После сподвижников, халиф ‘Абдуль-‘Азиз ибн Марван повелел Касиру ибн Мурре, одному из самых знающих таби’инов своего времени, чтобы он написал ему хадисы, которые он слышал от сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Ибн Са’д в «ат-Табакъат» 2/134.
Затем во время правления ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза он повелел официально собирать хадисы имамам.
‘Абдуллах ибн Динар рассказывал: «Написал ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз письмо Абу Бакру ибн Мухаммаду ибн ‘Амру ибн Хазму: “Запиши для меня хадисы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которые являются достоверными, ибо я опасаюсь исчезновения знания и учёных!”» ад-Дарими 1/104.
Также Абу Ну’айм в «Тарих аль-Асбахан» передал, что ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз направил по всем краям письмо с велением: «Посмотрите на хадисы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и соберите их!» См. «ат-Такъриб»  1/9.
Так и было положено начало составлению сборников хадисов в период сподвижников и таби’инов. А потом в середине 2 века — именуемым золотым веком знания, были составлены множество сборников хадисов, разбитые по главам или по именам сподвижников и т.п. И хвала Всевышнему, который сохранил нам нашу религию и хадисы, посредством которых мы узнаем многочисленные тонкости и понимаем правильно Книгу Аллаха!