История о пророке, который восхитился своим народом


Эта история об одном из пророков Аллаха, которому Всевышний дал в распоряжение многочисленный народ и у которого была большая грозная и бесстрашная армия. Этот пророк восхитился могуществом своего народа и своей армии и в порыве восторга произнёс: «Кто же способен противостоять им?!»

Аллах умертвил семьдесят тысяч человек из этого народа по причине неуместных слов восхищения, которые произнёс тот пророк.

 

Текст хадиса

В сборнике «Аль-Муснад» имам Ахмад приводит хадис со слов Сухейба (да будет им доволен Аллах), который сказал:

«Посланник Аллаха шептал во время молитвы что-то, чего я не мог разобрать, а он не говорил нам об этом. Пророк обратился к нам: „Вы слышите меня?”, мы сказали: „Да”, и он сказал: „Я вспомнил одного из пророков, которому было дано воинство в его народе, и он восхитился им. Он воскликнул: „Кто равен им?!” или „Кто может противостоять им?!” или что-то в этом роде.

И было внушено ему в Откровении: „Выбери для народа своего одно из трёх, либо Мы нашлём на них врага не из их среды, либо голод, либо смерть”. Пророк тот посоветовался со своим народом в выборе, они сказали: „Ты пророк Аллаха, решение полностью за тобой, выбери же для нас”. Тогда он встал на молитву (намаз), потому что когда они боялись, то всегда прибегали к молитве. И молился он столько, сколько пожелал Аллах.

Затем сказал тот пророк: „О Господь! Что касается врага не из их среды, – то нет. Голод тоже нет. Но тогда – смерть». И была наслана на них смерть, и умерло из них семьдесят тысяч.

Так вот, мой шёпот, на который вы обратили внимание, – это я говорю:

اللَّهُمَّ بِكَ أُقَاتِلُ، وَ بِكَ أُصَاوِلُ، وَ لَا حَولَ وَ لَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللهِ

Аллахумма, би-ка укатилю, ва би-ка усавилю, ва ля хауля, ва ля куввата илля би-Ллях”.

„О Аллах! С твоей помощью я сражаюсь, с твоей помощью атакую. И нет силы и нет мощи[1], кроме как по воле Аллаха”».

 

Источники хадиса

Шейх аль-Альбани в своём труде «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (5/588), номер хадиса 2455, сказал:

«Хадис привёл Ахмад (6/16) с таким иснадом: от Абдуррахмана ибн Махди, от Сулеймана ибн аль-Мугиры, от Сабита ибн Абдуррахмана ибн Абу Лейлы, от Сухейба, который сказал: …», затем он привёл текст хадиса.

Этот хадис достоверный в соответствии с критериями аль-Бухари и Муслима.

Также этот хадис приводится в сборниках ат-Тирмизи, ад-Дарими, ан-Насаи, ат-Табарани и в других источниках

 

Толкование хадиса

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказал нам историю об одном из пророков, которому Всевышний дал власть над многочисленным и могучим народом. Пророк посмотрел на то, чем одарил его Господь, и восхитился увиденным. Он посчитал, что никто не в силах противостоять этому славному народу и никто не сможет его покорить.

Но не такой должна была быть позиция человека, которому дано пророчество, потому что самолюбование, восхищение и обольщение собой, детьми, богатством и своей нацией – это дурная болезнь. Истинно верующий не должен восхищаться многочисленностью своей армии в сравнении с количеством врагов и не должен огорчаться из-за своей малочисленности, потому что победа приходит от Аллаха и только от Него. Всевышний сказал:

«Победа приходит только от Могущественного и Мудрого Аллаха»[2].

«Сколько малочисленных отрядов победило многочисленные отряды по воле Аллаха! Воистину, Аллах – с терпеливыми»[3].

Более того, самолюбование и восхищение многочисленностью соратников иногда приводит к поражению. Всевышний (Велик Он и Славен) сказал:

«Аллах одарил вас победой во многих местах и в день Хунейна, когда вы радовались своей многочисленности, которая ничем вам не помогла. Земля стала тесной для вас, несмотря на её просторы, и вы повернули вспять»[4].

Порицание тому пророку и последствия его восхищения отразились на его народе. Аллах дал ему выбрать одно из трёх: либо их захватят чужеземцы, либо Аллах нашлёт на них голод, либо их постигнет смерть.

Я спрашивал себя: в чём же секрет выбора между этими тремя бедами? И увидел, что каждая из них призвана ослабить эту общину и удалить самодовольство, которое вошло в их сердца и даже в сердце их пророка. Если бы Аллах дал власть над этим народом чужеземцам , то они унизили бы его и попрали бы его честь. Если бы этот народ поразила эпидемия, то он утратил бы силу и стал бы лёгкой жертвой для завоевателей. А смерть уменьшила бы их численность, что впоследствии и произошло.

Это был сложный выбор – какую из трёх бед назначить своему народу. Необходимо было всё взвесить, и пророк посоветовался со своим народом, но они положились на него, ведь он пророк, а пророки получают знание от Аллаха, принимают самые правильные решения и лучше других знают, в чём для людей польза.

Выбор, сделанный пророком, был самым лучшим: он выбрал смерть и отказался от болезни и вражеской оккупации. Если бы на месте того пророка был кто-то из тех, которые взвешивают всё на весах мирской выгоды, то они наверняка сделали бы другой выбор.

Люди, которым не дано правильное понимание, думают, что лучше было бы выбрать оккупацию, и даже если бы враги убили некоторых, то большинство людей осталось бы в живых. Но пророк не желал своему народу унижения и позора. И, возможно, этот выбор не спас бы их от убийства.

Голод хуже прежнего – это тяжёлое страдание, которое к тому же может настолько ослабить народ, что он станет лёгкой жертвой для тех же врагов, или же сам голод станет причиной мучительной гибели.

Когда пророк выбрал смерть, то лишь приблизил для своего народа то, чего никому не избежать. Ведь кто не умрёт сегодня, тот умрёт завтра, от этого никуда не деться, это непременно произойдёт с каждым.

Пророк выбрал для них смерть. Если кто-то и уйдёт к своему Господу, то с надеждой на то, что Он примет их и поселит в доброй обители, а те, кто останется в живых, запомнят это надолго. И в этом будет для них наставление и пример. И, возможно, Аллах, если пожелает, ещё восстановит их численность и размножит, ведь всё в руках Аллаха.

После того как выбор был сделан, пророк тут же поспешил совершить молитву. Так всегда поступали пророки и праведники: как только случалась беда, они сразу приступали к молитве.

Пророк молился так долго, сколько было угодно Аллаху, и Всевышний помог ему выбрать самый легкий из трёх вариантов, он сказал: «О Господь! Что касается врага не из их среды, – то нет. Голод – тоже нет. Но тогда – смерть».

И разразилась в том народе погибель, распространяющаяся подобно возгоранию огня в сухой траве. Смерть косила их, не щадя никого, и погибло в тот день семьдесят тысяч человек.

Последствия самодовольства пророка, отразившиеся на том народе, были очень страшными, и Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) тоже опасался за своих сподвижников, дабы их не постигло подобное наказание, поэтому в завершение намаза он шёпотом произносил:

اللهمّ بك أحول وبك أصول وبك أقاتل

«Аллахумма би-ка ахулю, ва би-ка асулю, ва би-ка укатиль».

«О Аллах, с твоей помощью избегаю [козней моих врагов], с твоей помощью атакую, и с твоей помощью сражаюсь»[5].

При этом Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вспоминал историю того пророка. Когда он произносил эту мольбу, то полностью полагался на Аллаха, отказываясь от каких-либо притязаний на свои способности и силу, от упования на своих сторонников и могущество своей армии. В борьбе с врагом Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) надеялся только на Аллаха и ни на кого другого. Только от Него одного исходит помощь, только Он даёт победу, нет никакой силы и мощи, кроме как по милости Аллаха.

 

Уроки и наставления

  1. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) указал своим сподвижникам на причины, которые могут привести к ослаблению и гибели. Одной из этих причин может стать самодовольство и самолюбование.
  2. Последствия самодовольства очень плохие. И то, что произошло с тем народом, – яркий тому пример. Восхищение самим собой ослабляет в людях упование на Аллаха и надежду на Него и, как следствие, заставляет полагаться в большей степени на мирские причины.
  3. Лидерам государств и военачальникам следовало бы опасаться, что Аллах подвергнет их такому же испытанию, как народ того пророка. Но в наши дни мы часто слышим, как главы стран и их министры бахвалятся своими армиями и многочисленностью своих сторонников.
  4. Причины бедствий, которые постигают народы, могут быть незаметными для большинства людей, порой их видят только те, кто хорошо понимает суть религии Аллаха. Наказание может постигнуть даже праведных людей, которые сражаются за веру, при этом многие из них так и не могут понять, что стало причиной их бедственного положения.
  5. До общины Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) также существовали большие праведные народы с большими и сильными армиями, которые сражались ради возвышения слова Аллаха.
  6. Во время внезапных бедствий и страха мусульманину следует поспешить приступить к молитве. Возможно, Аллах поможет ему найти наиболее правильное решение в сложившейся ситуации. Также и во всех делах рекомендуется читать мольбу «истихара», которая произносится после молитвы из двух ракаатов.
  7. Мусульманин не должен торопиться в делах, в которых есть варианты выбора. Верующий должен советоваться в своих делах, как тот пророк советовался со своим народом. Прежде чем сделать свой выбор надо поразмышлять и подумать, взвесить все за и против, а затем просить Аллаха, чтобы он дал своё сопутствие и помог принять правильное решение.

Из книги «Достоверные пророческие рассказы»
Автор: Умар ибн Сулейман ибн Абдулла Аль-Ашкар
Перевод: Абу Ясин Руслан Маликов
Корректор текста: Р.Г. Тамкин
Каноническая редакция: М. Каримов
Для сайта «Почему Ислам» — www.whyislam.ru

  • [1] «Нет силы и нет мощи» – (от переводчика) в данном выражении используются слова «хауль» (сила) и «кувват» (мощь). Слово «хауль» означает способность избегать зла, защищаться, устраняться от вреда, а также проявлять терпимость, удерживая себя от проявления зла (в том числе от грехов), это сила, которая помогает переносить тяготы, сдерживаться, ухищряться и находить выход из трудных ситуаций. Слово «кувват» означает силу, которая помогает добиваться преимущества, обогащаться, зарабатывать, завоёвывать, совершать активные действия. Иначе говоря, «хауль» в большей степени указывает на силу защитную, оборонительную, а «кувват» – на силу активную, созидательную. А Аллах знает об этом лучше.
  • [2] Коран, сура 3 «Аль ’Имран» («Семейство Имрана»), аят 126.
  • [3] Коран, сура 2 «Аль-Бакара» («Корова»), аят 249.
  • [4] Коран, сура 9 «Ат-Тауба» («Покаяние»), аят 25.
  • [5] Шейх аль-Альбани в своём труде «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (5/588) сказал: «Хадис привел Ахмад (6/16)…, также его привели ат-Тирмизи (2/236-237), Муслим (8/229-231), также Ахмад привёл другую версию (1/16-18)».