Аль-Азкар имама ан-Навави. О велении проявлять искренность и придерживаться благих намерений во всех явных и тайных делах. Хадисы №№ 1-9


С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

 

 

Хвала Аллаху Единому, Всеподчиняющему, Всемогущему и Прощающему, Который определяет судьбы и вершит дела; (хвала Аллаху,) Который покрывает день ночью[1], чтобы уразумели имеющие сердца и глаза; (хвала Аллаху,) Который пробудил тех, кого Он избрал из числа Своих созданий, и ввёл их в круг достойнейших; (хвала Аллаху,) Который помог тем, кого Он избрал из рабов Своих, причислив их к приближенным и благочестивым; (хвала Аллаху), Который просветил тех, кого Он любит, и удержал их от (любви к) миру этому, (благодаря чему) они стали стараться снискать Его благоволение, подготовиться к встрече с миром вечным, избегать того, что вызывает Его гнев, и остерегаться мучений огня, не жалели сил, проявляя покорность Ему и неуклонно поминая Его по утрам и вечерам, в случае изменения обстоятельств и в любое время дня и ночи, что привело их сердца к озарению.

Я воздаю Ему наилучшую хвалу за все Его благодеяния и молю Его оказывать мне ещё больше милостей. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха Великого, Единого, Вечного, Всемогущего, Мудрого,  и свидетельствую, что Мухаммад − Его раб, посланник, избранник, любимец, лучший из всех созданных Им и достойнейший из всех живших прежде и живущих ныне. Да благословит и да приветствует Аллах его и всех прочих пророков, их семейства и всех праведников.

А затем:

Всемогущий и Мудрый Аллах сказал:

﴿فاذْكُرُوني أذْكُرْكُمْ﴾

«Так поминайте же Меня, и Я буду помнить о вас…»[2]

Всевышний также сказал:

‏‏﴿وَمَا خَلقْتُ الجِنَّ والإنْسَ إلا ليَعْبدون﴾

«И Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне».[3] Сказав это, Аллах уведомил (людей) о том, что одним из лучших является такое положение раба, когда он поминает Господа миров, повторяя те же слова, которые произносил господин посланников – посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Улемы[4], да будет доволен ими Аллах, написали множество известных сведущим людям книг о том, что следует делать ночью и днём[5], как следует взывать к Аллаху и как необходимо поминать Его, однако иснады и повторы сделали эти книги слишком длинными и ищущие знание не смогли одолеть их. С целью облегчения этой задачи для желающих я начал составлять свою книгу, в большинстве случаев опуская иснады для краткости, а также ввиду того, что она предназначена для поклоняющихся, которые не стремятся к изучению иснадов, а, напротив, не желают этого, за исключением немногих. Цель книги состоит ещё и в том, чтобы помочь людям научиться словам поминания и пользоваться ими и разъяснить желающим получить указания, в каких случаях это нужно делать. Если захочет Аллах Всевышний, вместо иснадов я приведу то, что является более важным, но чему не придаётся должного значения. Я укажу на то, какие хадисы являются достоверными, хорошими или слабыми,[6] а какие − отвергаемыми[7]. Знаний об этом не хватает всем, если не считать немногих мухаддисов[8], и это − важнейшее из всего, чему необходимо уделять внимание и для понимания чего ищущему знание следует обращаться к знатокам. Если захочет Аллах, к этому я добавлю некоторые ценные сведения, имеющие отношение к науке о хадисах, тонкостям фикха, знанию о воспитании душ и правилам приличия, которые обязаны знать идущие по этому пути. Всё, чего я коснусь, будет снабжено соответствующими разъяснениями, чтобы это было легче понимать всем.

В “Сахихе” Муслима приводится хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«‏مَنْ دَعا إلى هُدىً كانَ لَهُ مِنَ الأجْرِ مِثْلَ أُجُورِ مَنْ تَبِعَهُ لا يَنْقُصُ ذلك مِنْ أُجُورِهِمْ شَيئاً‏»‏‏.‏

 «Призывавший к правильному пути получит награду, равную наградам (всех) тех, кто последует за ним, что не уменьшит их собственных наград ни на йоту, а тот, кто призывал (других) к заблуждению, понесёт на себе (бремя) греха, равное (по тяжести бремени) грехов тех, кто последует за ним, что никак не облегчит (тяжести) их собственных грехов».[9] Я хотел облегчить следование путём блага стремящимся к благу, указать им на этот путь и разъяснить, как это надо делать. В начале книги я привожу важные разделы, в знании которых нуждается как автор этой книги, так и все уделяющие внимание знанию. Если среди сподвижников упоминаются такие, которые неизвестны тем, кто не уделяет этому особого внимания, я указываю на то, что данный хадис был передан со слов такого-то сподвижника, чтобы ни у кого не вызывало сомнений, что он относится к числу сподвижников.

В этой книге мною приводятся хадисы только из пяти известных сводов, которые относятся к числу основ ислама[10]. Этими сводами являются “Сахих” аль-Бухари, “Сахих”  Муслима, “Сунан” Абу Дауда, “Сунан” ат-Тирмизи и “Сунан” ан-Насаи. Кроме того, мною будет приведено некоторое количество хадисов из других известных книг и прочих источников.

Что касается мелких деталей и иснадов, то я привожу их только в редких случаях, как и слабые хадисы, на слабость которых я указываю. В основном же мною приводятся достоверные хадисы, что и позволяет мне надеяться, что эта книга станет авторитетным источником. Кроме того, для каждой главы я отбирал лишь такие хадисы, которые являются ясными указаниями по рассматриваемому вопросу.

Молю Аллаха о содействии, помощи, защите, облегчении достижения благого и постоянного совершении похвального, о том, чтобы Он соединил меня с теми, кого я люблю в обители проявления Его щедрости, а также обо всём прочем, что доставляет радость.

Достаточно мне Аллаха и прекрасный Он Покровитель; нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха,[11] Всемогущего, Мудрого; уповаю на Аллаха, ищу убежища у Аллаха, молю Аллаха о помощи, вручаю Ему своё дело, вверяю Ему свою религию, своих родителей, своих братьев, своих друзей, всех, кто оказывал мне благодеяния, всех мусульман и всё то, что Он даровал мне и им в земной жизни и в мире вечном, ведь когда Аллаху вверяют что-либо, Он сохраняет это.

 

فصل‏:‏ في الأمر بالإِخلاص وحسن النيّات في جميع الأعمال الظاهرات والخفيَّات‏.‏

О велении проявлять искренность и придерживаться  благих намерений во всех явных и тайных делах

 

Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَمَا أُمِرُوا إِلَّا لِيَعْبُدُوا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ حُنَفَاء ﴾

«А велено им было только поклоняться Аллаху, храня верность Ему в религии и будучи ханифами[12]…».[13]

Всевышний также сказал:

﴿ لَن يَنَالَ اللَّهَ لُحُومُهَا وَلَا دِمَاؤُهَا وَلَكِن يَنَالُهُ التَّقْوَى مِنكُمْ ﴾

«Никогда не достигнет Аллаха ни мясо, ни кровь их[14], но достигнет Его ваше благочестие».[15]

Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Это значит: но достигнут Его намерения».

  1. Наш шейх имам Абу-ль-Бака Хамид бин Йусуф бин аль-Хасан бин Са’д бин аль-Хасан бин Баккар аль-Макдиси ан-Набулуси, впоследствии ад-Димашки, да будет доволен им Аллах, передал нам слова Абу-ль-Йамана аль-Кинди, слышавшего от Мухаммада бин ‘Абд аль-Баки аль-Ансари, слышавшего от Абу Мухаммада аль-Хасана бин ‘Али аль-Джаухари, слышавшего от аль-Хусайна Мухаммада бин аль-Музаффара, слышавшего от Абу Бакра Мухаммада бин Мухаммада бин Сулеймана аль-Васити, слышавшего от Абу Ну‘айма ‘Убайда бин Хишама аль-Халаби, слышавшего от Ибн аль-Мубарака, слышавшего от Йахйи бин Са’ида аль-Ансари, слышавшего от Мухаммада бин Ибрахима ат-Тайми, слышавшего от ‘Алькамы бин Ваккаса аль-Ляйси, что ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:

— Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

« إِنَّمَا الأَعْمَالُ بِالنِّيَّاتِ ، وَإِنَّمَا لِكُلِّ امْرِئٍ مَا نَوَى ، فَمَنْ كَانَتْ هِجْرَتُهُ إِلَى دُنْيَا يُصِيبُهَا أَوْ إِلَى امْرَأَةٍ يَنْكِحُهَا فَهِجْرَتُهُ إِلَى مَا هَاجَرَ إِلَيْهِ».

«Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести), и поэтому (человек, совершавший) переселение[16] к Аллаху и посланнику Его, переселится к Аллаху и посланнику Его[17], переселявшийся же ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться[18], переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся[19]».[20]

Этот хадис является достоверным и таковым считали его оба шейха[21]. Все улемы сходились на том, что он занимает важное место, имеет большое значение и относится к числу хадисов, которые составляют основу ислама, а наши праведные предшественники и их последователи, да помилует их Аллах, любили начинать свои труды с этого хадиса, желая обратить внимание читателей на важность благих намерений.

Нам передали, что имам Абу Са’ид ‘Абд ар-Рахман бин Махди, да помилует его Аллах, сказал: «Пусть начинает с этого хадиса каждый, кто пожелает написать книгу». Абу Сулейман аль-Хаттаби, да помилует его Аллах, сказал: «Каждому начинаемому религиозному делу предшественники из числа наших шейхов любили предпосылать хадис, в котором  сказано: “Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям…”, поскольку необходимость в этом ощущается в любом деле».

Дошло до нас, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Человек будет храним (Аллахом) лишь в той мере, в какой намерение его (является благим)». Кто-то другой сказал: «Людям даруется (удел их) лишь в той мере, в какой намерения их (являются благими)».

Нам передали, что Абу ‘Али аль-Фудайл бин ‘Ийад, да будет доволен им Аллах, сказал: «Отказ от совершения дел из-за людей является делом, совершаемым напоказ, совершение дел ради людей есть проявление многобожия, а искренность ты проявляешь тогда, когда Аллах избавляет тебя и от того, и от другого».

Имам аль-Харис аль-Мухасиби, да помилует его Аллах, сказал: «Правдив тот, кто ради сохранения праведности своего сердца не обратит внимания на то, что всякое уважение к нему покинуло сердца людей, не желает, чтобы люди узнавали даже о самых незначительных его добрых делах, и не имеет ничего против того, чтобы они узнавали о его дурных делах».

Хузайфа аль-Мар‘аши, да помилует его Аллах, сказал: «Искренность проявляется в том, что явные дела раба (Аллаха) ничем не отличаются от тайных».

Нам передали, что имам Абу-ль-Касим аль-Кушайри, да помилует его Аллах, сказал: «Искренность есть сознательное проявление повиновения одному лишь Аллаху, когда человек хочет только приблизиться к Аллаху Всевышнему с помощью своего повиновения, проявляя его ни из притворства перед кем-либо из сотворённых существ, ни из-за похвал людей, ни из любви к их восхвалениям, ни из-за чего-либо иного, а только ради того, чтобы приблизиться к Аллаху».

Абу Мухаммад Сахль бин ‘Абдуллах ат-Тустари, да будет доволен им Аллах, сказал: «Проницательные рассмотрели толкование (понятия) искренность и обнаружили только это: что бы ни делал человек явно или тайно, это следует делать ради Аллаха Всевышнего, а не под влиянием души, страсти или мирских желаний».

Нам передали, что Абу ‘Али ад-Даккак, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Проявлять) искренность, значит беречься от взоров людей, а правдивость есть стремление выйти из повиновения душе. Искренний (человек) ничего не делает напоказ, а правдивый далёк от самолюбования».

Сообщается, что Зу-н-Нун аль-Мисри, да помилует его Аллах, сказал: «Есть три признака искренности: одинаковое отношение к похвалам и порицанию простых людей, отказ от обыкновения полагаться на дела[22], и стремление к получению награды за то, что ты совершаешь, в мире вечном».

Нам передали, что аль-Кушайри, да помилует его Аллах, сказал: «Наименьшее проявление правдивости выражается в отсутствии различий между тайными и явными (делами)». Сообщается, что Сахль ат-Тустари сказал: «Не ощутит аромата правдивости тот раб, который потворствует себе или другим».

Высказываний шейхов на эту тему столь много, что и не счесть, но и того, что было приведено мной выше, достаточно для тех, кому будет оказано содействие.

 

Знай, что человек, который узнал что-либо о достойных делах, и сам должен совершить такое дело хотя бы раз, чтобы оказаться причисленным к тем, кто их совершает. Он должен не отказываться от такого дела полностью, а сделать то, что будет ему по силам, ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

أَمَرْتُكُمْ بَشَيءٍ فأْتُوا مِنْهُ ما اسْتَطعْتُمْ‏»‏ ‏»‏إذَا

«…когда я велю вам что-нибудь, делайте из этого, что сможете».[23]

Улемы из числа мухаддисов, факихов и других знатоков религиозных наук говорили, что допустимо и желательно заниматься достойными делами, на которые есть указания в слабых хадисах, если только они не являются подложными, как желательно использовать такие хадисы с целью исправления, побуждения и устрашения.[24] Что же касается установлений шариата относительно дозволенного, запретного, торговых сделок, заключения браков, развода и тому подобных вещей, то в применении их на практике следует руководствоваться только достоверными или хорошими хадисами, если только в хадисе не говорится о необходимости остерегаться чего-либо. Так, если в каком-нибудь слабом хадисе говорится о нежелательности некоторых видов торговых сделок или браков, от подобного желательно отказаться, однако обязательным это не является. Я упоминаю об этом здесь, поскольку буду приводить разные хадисы, указывая на то, достоверными, хорошими или слабыми они являются, или умалчивая об этом в случае неуверенности или в некоторых иных случаях, и поэтому мне хотелось бы, чтобы читатель руководствовался вышеупомянутым принципом.

 

Знай, что желательно не только заниматься поминанием, но и находиться среди поминающих. На это имеется немало указаний, которые, если захочет Аллах, будут приведены в соответствующих местах. Здесь же достаточно привести лишь несколько хадисов.

 

حديث ابن عمر رضي اللّه عنهما قال‏:‏ قال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ ‏»‏إذا مَرَرْتُمْ بِرِياضِ الجَنَّةِ فارْتَعُوا‏.‏ قالُوا‏:‏ وَمَا رِياضُ الجَنَّةِ يا رَسُولَ اللّه‏؟‏‏!‏ قالَ‏:‏ حِلَقُ الذّكْرِ، فإنَّ للّه تعالى سَيَّارَاتٍ مِنَ المَلائِكَةِ يَطْلُبُونَ حِلَقَ الذّكْرِ، فإذَا أَتَوْا عَليْهِمْ حَفُّوا بِهِمْ‏»‏

  1. Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

− (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если будете проходить рядом с райскими садами, насладитесь (ими)». (Люди) спросили: «А что такое райские сады?» Он ответил: «Кружки (занимающихся) поминанием. Поистине, есть у Аллаха Всевышнего ангелы, которые всё время находятся в движении и ищут кружки (занятых) поминанием, а когда находят, то окружают их».[25]

 

عن معاوية رضي اللّه عنه أنه قال‏:‏ خرج رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم على حلقة من أصحابه فقال‏:‏ ‏»‏ما أجْلَسَكُم‏؟‏ قالوا‏:‏ جلسنا نذكُر اللّه تعالى ونحمَدُه على ما هدانا للإسلام ومنّ به علينا، قال‏:‏ آللّه ما أجْلَسَكُمْ إلا ذَاكَ‏؟‏ قالوا‏:‏ واللَّهِ، ما أجلسنا إلاّ ذاك، قال‏:‏ أما إني لَمْ أستحلِفكُمْ تُهمةً لكُمْ، ولَكنَّهُ أتاني جبْرِيلُ فأخْبَرَنِي أنَّ اللّه تعالى يُباهي بكُمُ المَلائكَةَ‏»‏‏.

  1. Сообщается, что Му‘авийа, да будет доволен им Аллах, сказал:

− (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подошёл к кружку своих сподвижников и спросил: «Что заставляет вас сидеть (здесь)?» Они ответили: «Мы (собрались, чтобы) поминать Аллаха Всевышнего и воздавать Ему хвалу за то, что Он привёл нас к исламу и даровал его нам». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: «(И вы можете) поклясться Аллахом, что вас заставляет сидеть здесь только это? Поистине, я попросил вас поклясться не потому, что подозреваю вас (в чём-то), но ко мне явился Джибрил, который сообщил, что Аллах хвалится вами перед ангелами».[26]

 

عن أبي سعيد الخدري وأبي هريرة رضي اللّه عنهما‏:‏ أنهما شهدا على رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم أنه قال‏:‏ «‏لا يَقْعُدُ قَوْمٌ يَذْكُرُون اللّه تَعالى إلا حَفَّتْهُمُ المَلائِكَةُ وَغَشِيَتهُمُ الرَّحْمَةُ وَنَزَلَتْ عَليهِمْ السَّكِينَةُ وَذَكَرَهُمُ اللَّهُ تَعالى فِيمَنْ عِنْدَهُ‏»‏‏.‏

  1. Передают, что Абу Са’ид аль-Худри и Абу Хурайра, да будет доволен Аллах ими обоими, засвидетельствовали, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда люди сидят, поминая Аллаха, их обязательно окружают ангелы, и покрывает их милость, и нисходит на них спокойствие /сакина/[27], и поминает их Аллах среди тех, кто находится пред Ним[28]».[29]

 

Слова поминания Аллаха можно произносить сердцем или языком, но лучше, когда их произносят и сердцем, и языком, а если ограничиться чем-то одним, то предпочтительнее, чтобы они произносились сердцем. Однако наряду с этим не следует отказываться и от поминания языком из опасений перед тем, что такое поминание кто-то может посчитать показным. Нет, поминать Аллаха нужно и языком, и сердцем, делая это ради Аллаха, а ранее мы уже приводили слова аль-Фудайла, да помилует его Аллах, который сказал: «Отказ от совершения дел из-за людей является делом, совершаемым напоказ…» Если же человек будет думать о том, что на него смотрят люди, и стараться уберечь себя от их ложных предположений, тогда перед ним непременно закроется больше врат блага, и он сам лишит себя возможности заниматься одим из важных религиозных дел, а это не имеет ничего общего с путём познавших.

 

عن عائشة رضي اللّه عنها قالت‏:‏ نزلت هذه الآية ﴿‏ ‏وَلاَتَجْهَرْ بِصَلاتِكَ ولا تُخافِتْ بِها‏ ﴾‏ الإسراء‏:‏110 في الدعاء‏.‏

  1. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«В ниспосланном (свыше) айате, где сказано: “И не произноси (слова) своей молитвы ни (слишком) громко, ни (слишком) тихо…”[30], речь идёт об обращении к Аллаху с мольбой».[31]

 

Знай, что поминание Аллаха не ограничивается произнесением слов “Слава Аллаху /Субхана-Ллах/”, “Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/”, “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/” или “Аллах велик /Аллаху акбар/”, ибо каждый, кто делает что-либо ради Аллаха Всевышнего, проявляя повиновение Ему, тоже поминает Аллаха. Об этом говорил Са’ид бин Джубайр, да будет доволен им Аллах, и другие улемы.

‘Ата, да помилует его Аллах, сказал: «Встречи, на которых поминают Аллаха, должны быть такими встречами, на которых говорят о дозволенном и запретном, о том, как следует покупать, продавать, молиться, соблюдать пост, жениться, разводиться, совершать хадж, и об иных подобных вещах».

 

Аллах Всевышний сказал:

﴿ إِنَّ الْمُسْلِمِينَ وَالْمُسْلِمَاتِ وَالْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ وَالْقَانِتِينَ وَالْقَانِتَاتِ وَالصَّادِقِينَ وَالصَّادِقَاتِ وَالصَّابِرِينَ وَالصَّابِرَاتِ وَالْخَاشِعِينَ وَالْخَاشِعَاتِ وَالْمُتَصَدِّقِينَ وَالْمُتَصَدِّقَاتِ وَالصَّائِمِينَ وَالصَّائِمَاتِ وَالْحَافِظِينَ فُرُوجَهُمْ وَالْحَافِظَاتِ وَالذَّاكِرِينَ اللَّهَ كَثِيراً وَالذَّاكِرَاتِ أَعَدَّ اللَّهُ لَهُم مَّغْفِرَةً وَأَجْرًا عَظِيمًا ﴾

«Поистине, для мусульман и мусульманок, верующих, поклоняющихся и покорных, правдивых, проявляющих терпение, смиренных, подающих милостыню, соблюдающих посты, хранящих своё целомудрие и часто поминающих Аллаха мужчин и женщин приготовил Аллах прощение и награду великую».[32]

 

عن أبي هريرة رضي اللّه عنه؛ أن رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم قال‏:‏ «‏ سَبَقَ المُفرِّدونَ، قالُوا‏:‏ ومَا المُفَرِّدونَ يا رَسُولَ اللّه‏؟‏‏!‏ قالَ‏:‏ الذَّاكِرُونَ اللّه كَثِيراً وَالذَّاكرَاتُ ‏»‏‏ .‏

  1. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

− (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «“Муфарридуна” опередили».[33] (Люди) спросили: «А (кто такие) “муфарридуна”, о посланник Аллаха?» − (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Мужчины и женщины, часто поминающие Аллаха».[34]

Знай, что человеку, читающему эту книгу, необходимо постараться понять смысл приведенного выше благородного айата, относительно чего улемы расходились во мнениях. Имам Абу-ль-Хасан аль-Вахиди передал, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Здесь имеется в виду, что они поминают Аллаха после молитв по утрам и вечерам и на своих ложах. (Такой человек) поминает Аллаха каждый раз, когда встаёт ото сна, и каждый раз, когда покидает свой дом и возвращается домой». Муджахид сказал: «Никто из мужчин и женщин не может считаться поминающим Аллаха часто, пока не будет поминать Аллаха Всевышнего и стоя, и сидя, и лёжа». ‘Ата сказал: «Каждый, кто должным образом совершает пять молитв, входит в число тех, о ком Аллах Всевышний сказал: “…часто поминающих Аллаха мужчин и женщин…”».[35] Всё это передал аль-Вахиди[36].

 

وقد جاء في حديث أبي سعيد الخدري رضي اللّه عنه قال‏:‏ قال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ «‏إذا أيْقَظَ الرَّجُلُ أَهْلَهُ مِنَ اللَّيْلِ فَصَلَّيَا ـ أَوْ صَلَّى ـ رَكعَتينِ جَمِيعاً كُتِبَا في الذَّاكِرِينَ اللّه كَثِيراً وَالذَّاكِرَاتِ‏»‏ هذا حديث مشهور رواه أبو داود والنسائي وابن ماجه في سننهم‏.‏

  1. Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если человек разбудит ночью свою жену, и они вместе совершат молитву /или: и совершит вместе (с ней) молитву в два рак’ата/, они будут записаны среди мужчин и женщин, поминающих (Аллаха) часто».[37]

Имаму Абу ‘Амру бин ас-Салаху, да помилует его Аллах, задали вопрос о том, сколько надо поминать Аллаха, чтобы оказаться в числе тех мужчин и женщин, которые часто поминают Аллаха, на что он ответил: «Человек относится к числу поминающих Аллаха часто, если он постоянно повторяет слова поминания, которые, как известно из надёжных хадисов, произносил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и делает это утром и вечером в разное время и в разных обстоятельствах, ночью и днём, что разъясняется в книге “Дела дня и ночи”».

Все улемы сходились во мнении о допустимости поминания Аллаха сердцем и языком теми, кто находится в состоянии малого и большого осквернения[38], женщинами, у которых начались месячные, или роженицами, когда речь идёт о произнесении слов “Слава Аллаху”, “Нет бога, кроме Аллаха”, “Хвала Аллаху” или “Аллах велик”, а также об обращениях к Аллаху с мольбами за пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и прочими мольбами. Однако тому, кто находится в состоянии большого осквернения, женщинам, у которых начались месячные, или роженицам запрещается читать Коран, даже если дело касается части айата. Таким людям можно читать его про себя, не произнося слова вслух, и разрешается смотреть на Коран и читать его сердцем. Наши товарищи указывали, что в случае беды человеку, находящемуся в состоянии большого осквернения, и женщине в период месячных можно сказать:

﴿ إنَّا للّه وإنَّا إليه راجعون ﴾

«Поистине, мы принадлежим Аллаху и, поистине, к Нему (мы) вернёмся»[39]; сев на верховое животное, такие люди могут сказать:

﴿ سبحان الذي سخَّر لنا هذا وما كُنَّا له مُقرني ﴾

«Слава Тому, Кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу…»[40], а обращаясь с мольбами к Аллаху, они могут говорить:

﴿ ربنا آتنا في الدنيا حسنةً وفي الآخرة حسنةً وقنا عذاب النار ﴾

«Господь наш, даруй нам в мире этом добро и в мире вечном добро и защити нас от мук огня!»[41] − если произносят эти слова, не имея намерения читать Коран. При том же условии они могут произносить слова “С именем Аллаха” и “Хвала Аллаху” независимо от того, намеревались они поминать Аллаха или нет, и они не совершат ничего греховного, если только намерения читать Коран у них не было. Если кто-нибудь из них скажет кому-либо: «Крепко держи Писание»[42], или: «Входите в них с миром, (ничего) не опасаясь!»[43] – или нечто подобное, он не совершит ничего запретного при том условии, что намерения читать Коран не было. Если они не могут найти воды, им следует совершить очищение песком и тогда читать Коран будет можно. Если после этого человек осквернится[44], чтение не запрещается, как и в том случае, когда он оскверняется после полного омовения. Независимо от того в пути или дома человек очистится песком из-за отсутствия воды, после этого он может читать Коран, даже если и осквернится. Один из наших товарищей сказал: «Если он живёт где-либо постоянно, то после этого ему можно молиться и читать Коран во время молитвы, но до и после молитвы читать нельзя», однако на самом деле, как уже указывалось ранее, поступать так разрешается, поскольку очищение песком заменяет собой полное омовение. Если человек, находящийся в состоянии большого осквернения, совершит очищение песком, а потом найдёт воду, ему следует использовать её. В подобном случае запретно и читать Коран, и делать всё, что запрещается делать человеку, находящемуся в подобном состоянии, пока не будет совершено полное омовение. Если же человек очистится песком, совершит молитву и будет читать Коран, а потом захочет снова очиститься песком после малого осквернения, или для выполнения какой-либо иной религиозной обязанности, или для чего-нибудь ещё, то читать ему не запрещается.

Таков образ действий является правильным. Некоторые наши товарищи считают, что поступать так запретно, но их доводы убедительными считать нельзя. В том случае, когда человек, находящийся в состоянии большого осквернения, не может найти ни воды, ни чистого песка, ему следует совершить молитву в установленное для данной молитвы время в том состоянии, в каком он находится, но после молитвы читать Коран ему запрещается, а во время молитвы не разрешается читать ничего, кроме “Аль-Фатихи”.

А не запрещается ли читать и “Аль-Фатиху”? На этот счёт есть два мнения. Согласно более правильному из них, делать это не только не запретно, но и обязательно, поскольку молитва будет действительной только при условии чтения «Аль-Фатихи», но если в крайних обстоятельствах разрешается совершать молитву без выполнения известных условий, то разрешается и читать Коран. Согласно второму мнению, читать “Аль-Фатиху” запрещается, а человеку, оказавшемуся в таком положении, следует произносить слова поминания Аллаха, подобно тем, кто совершенно не умеет читать Коран должным образом. Я посчитал нужным кратко указать на разные возможные случаи, ибо они связаны с тем, о чём я упоминал. Исчерпывающие указания можно найти в книгах по фикху, а Аллах знает об этом лучше.

 

Человек, который занят поминанием, должен всё делать наилучшим образом. Если он сядет где-либо, ему следует повернуться в сторону киблы[45] и сидеть смиренно и спокойно, опустив голову. Можно заниматься поминанием и без соблюдения вышеупомянутых условий, но если человек поступит так без уважительной причины, это будет означать, что он отказался от наилучшего. Указанием на необязательность соблюдения этих условий служат слова Аллаха:

﴿ إِنَّ فِي خَلْقِ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ وَاخْتِلاَفِ اللَّيْلِ وَالنَّهَارِ لآيَاتٍ لِّأُوْلِي الألْبَابِ  الَّذِينَ يَذْكُرُونَ اللّهَ قِيَامًا وَقُعُودًا وَعَلَىَ جُنُوبِهِمْ وَيَتَفَكَّرُونَ فِي خَلْقِ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ ﴾

«Поистине, в сотворении небес и земли, в чередовании ночи и дня − знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и (лёжа) на боках своих и размышляют о сотворении небес и земли…»[46]

 

عن عائشة رضي اللّه عنها قالت‏:‏ كان رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم يتكىء في حجري وأنا حائض فيقرأ القرآن‏.‏ رواه البخاري ومسلم‏.‏

  1. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«Когда у меня были месячные, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не раз ложился головой мне на колени и начинал читать Коран».[47]

وفي رواية‏:‏ ورأسه في حجري وأنا حائض‏‏ «‏‏‏.‏

В другой версии этого хадиса сказано: «… и голова его лежала у меня на коленях, когда у меня были месячные».[48]

 

وجاء عن عائشة رضي اللّه عنها أيضاً قالت‏:‏ إني لأقرأ حزبي وأنا مضطجعةٌ على السرير‏.‏

Сообщается также, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Я читала свою часть Корана[49] лёжа на кровати».

 

Место, где человек занимается поминанием Аллаха, должно быть свободным и чистым, поскольку это в большей степени подчёркивает уважение и к поминанию, и к Тому, Кого поминают. Именно поэтому поощряется поминание в мечетях и достойных местах. Сообщается, что имам Абу Майсара, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поминать Аллаха Всевышнего следует только в благом месте. Рот поминающего должен быть чист. Так, в случае появления дурного запаха изо рта, необходимо постараться устранить его источник с помощью зубочистки[50], если же в рот попадёт что-нибудь нечистое, следует удалить это с помощью воды. Заниматься поминанием без очищения водой не рекомендуется[51], но не запрещается. Человеку, рот которого нечист, читать Коран не рекомендуется, а относительно запретности этого наши товарищи придерживаются двух мнений. Более верным является то, согласно которому делать это не запрещается.

 

Знай, что поминать Аллаха желательно во всех обстоятельствах, за исключением тех, указания на которые имеются в шариате, о чём, если захочет Аллах, мы более подробно поговорим в других главах. К примеру, не рекомендуется поминать Аллаха во время удовлетворения естественных потребностей; при совершении полового сношения; во время хутбы[52], если человек слышит голос того, кто её произносит; тому, кто стоит во время молитвы, ибо стоящему следует заниматься чтением Корана, а также дремлющему. Не является порицаемым поминание в пути или в бане, а Аллах знает об этом лучше.

 

Цель поминания Аллаха состоит в том, чтобы добиться присутствия сердца, к чему и следует стремиться поминающему, который должен размышлять о смысле произносимых им слов. Независимо от того поминанием или чтением занимается человек, он преследуют одну и ту же цель, а поэтому в обоих случаях ему необходимо размышлять, а слова “Ля иляха илля-Ллах” желательно произносить протяжно, поскольку это способствует размышлению. Известно, что говорили об этом наши праведные предшественники и имамы, пришедшие им на смену, а Аллах знает об этом лучше.

 

Тому, кто дал обет произносить слова поминания в определённые часы ночи или дня, после молитвы или в каких-нибудь иных обстоятельствах, но не сделал это, следует исправить подобное упущение и произнести их, не пренебрегая этим, если у него появится такая возможность. Дело в том, что человеку, который привык неуклонно произносить  слова поминания, нельзя отступать от этого правила, ибо, если он с лёгкостью будет отказываться от возмещения упущенного, ему столь же легко будет отказаться от поминания и в установленное для него время.

 

عن عمر بن الخطاب رضي اللّه عنه قال‏:‏ قال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ » ‏مَنْ نامَ عَنْ حِزْبِهِ أَوْ عَنْ شيءٍ مِنْهُ فقرأهُ ما بَيْنَ صَلاةِ الفَجْرِ وَصلاة الظُّهْرِ كُتب له كأنما قرأه من اللَّيل‏ «‏‏ .

  1. Передают со слов ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если кто-нибудь заснёт, не прочтя своей части Корана[53] или прочтя её не полностью, а потом прочтёт её между утренней и полуденной молитвами, это будет записано ему, как если бы он прочитал её ночью».[54]

 

Если что-нибудь помешает поминающему Аллаха, желательно прервать поминание и вернуться к нему, когда ничто его отвлекать не будет. Так, например, если кто-нибудь обратится к поминающему с приветствием, ему следует ответить, а потом вернуться к поминанию; если кто-нибудь чихнёт в его присутствии, ему следует произнести слова благопожелания[55], а потом вернуться к поминанию, и так же он должен поступить, услышав слова имама, произносящего хутбу. Поминающему, который услышит призыв муаззина, следует ответить ему, повторив слова азана или икамы, а потом вернуться к поминанию; если поминающий Аллаха увидит нечто порицаемое шариатом, он должен устранить это, если он увидит нечто одобряемое, ему следует начать побуждать к этому других, если кто-либо обратится к нему за указаниями, ему следует дать ответ, а потом вернуться к поминанию. Так же поминающему Аллаха необходимо поступать в тех случаях, когда его станет одолевать дремота, и в иных подобных обстоятельствах.

 

Знай, что слова поминания Аллаха, которые, согласно шариату, необходимо или желательно произносить во время молитв или в иных случаях, не принимаются в расчёт, пока человек не станет произносить их вслух так, чтобы он сам слышал себя, если он хорошо слышит, и для этого нет никаких препятствий.

 

Знай, что о делах дня и ночи некоторыми имамами были написаны ценные книги, где они приводили снабжённые непрерывными иснадами хадисы, указывая на различные пути их передачи. К числу лучших книг такого рода относится книга “Дела дня и ночи” Абу ‘Абд ар-Рахмана ан-Насаи[56], однако ещё более ценной и полезной является книга “Дела дня и ночи” имама Абу Бакра Ахмада бин Мухаммада бин Исхака ас-Сунни[57], да будет доволен всеми ими Аллах. Я прослушал всю книгу Ибн ас-Сунни, которую читал наш шейх имам Абу-ль-Бака Халид бин Йусуф бин Са’д бин аль-Хасан, да будет доволен им Аллах. Он сказал: «В 602 году по хиджре имам Абу-ль-Йаман Зайд бин аль-Хасан бин Зайд бин аль-Хасан аль-Кинди передал нам, что имам Абу-ль-Хасан Са’д аль-Хайр Мухаммад бин Сахль аль-Ансари передал ему, что имам Абу Мухаммад ‘Абд ар-Рахман бин Са’д бин Ахмад бин аль-Хасан ад-Дуни передал ему, что кади[58] Абу Наср Ахмад бин аль-Хусейн бин Мухаммад бин аль-Кассар ад-Динавари передал ему, что шейх Абу Бакр Ахмад бин Мухаммад бин Исхак ас-Сунни, да будет доволен им Аллах, передал ему, что…» Здесь этот иснад приводится только потому, что в своей книге я, если захочет Аллах, стану приводить хадисы из книги Ибн ас-Сунни. Ввиду этого я посчитал необходимым привести иснад вышеупомянутой книги, поскольку это одобряется лучшими мухаддисами и прочими знатоками религии, а также с учётом того, что эта книга является наиболее полной из книг такого рода. Во всех прочих случаях, за некоторыми исключениями, мною приводятся достоверные версии хадисов с непрерывными иснадами. Так, например, я привожу хадисы из пяти известных сводов, которые относятся к числу основ ислама. Этими сводами являются “Сахих” аль-Бухари, “Сахих”  Муслима, “Сунан” Абу Дауда, “Сунан” ат-Тирмизи и “Сунан” ан-Насаи. Кроме того, приводятся хадисы из таких сводов, как “Муватта” имама Малика, “Муснад” имама Ахмада бин Ханбаля и Абу ‘Аваны, “Сунан” Ибн Маджи, ад-Даракутни и аль-Байхаки и других книг. Все приводимые мною хадисы имеют непрерывные достоверные хадисы, а Аллах знает об этом лучше.

 

Знай, что чаще всего мною приводятся хадисы из “Сунан” Абу Дауда. Нам передали, что он сказал: «В своей книге я привожу достоверные и близкие к ним хадисы и даю пояснения в тех случаях, когда хадис является очень слабым. Если никаких пояснений нет, это значит, что такой хадис пригоден для использования во всех случаях, и некоторые из них являются более достоверными, чем другие». Так сказал Абу Дауд, слова которого весьма полезны как для меня, так и для других. Они указывают на то, что, если Абу Дауд приводит в “Сунан” какой-нибудь хадис, не указывая на его слабость, это значит, что он считает его достоверным или хорошим, а такие хадисы можно использовать в качестве указаний тогда, когда речь идёт об установлениях шариата, не говоря уже о тех случаях, когда дело касается побуждения к совершению благого или восприятию достойных нравственных качеств.

В начале своей книге я посчитал нужным привести небольшую главу о достоинстве поминания вообще, которая подготовит читателя к восприятию того, что излагается в других главах, а закончу я её главой об обращениях к Аллаху с просьбами о прощении, надеясь, что Аллах дарует нам его. Аллах оказывает содействие, Ему следует доверять, на Него следует полагаться, на Него следует уповать и Ему следует вверять все наши дела.


 

[1] См. “Толпы”, 5.

[2] “Корова”, 152.

[3] “Рассеивающие”, 56.

[4] Улемы (калька от мн.ч. “‘уляма”  – учёные) – мусульман­ские учёные-богословы, знатоки Корана, хадисов и этико-правовых норм ислама.

[5] Иначе говоря, о том, что мусульманину следует делать и какие слова произносить в разные периоды дня и ночи.

[6] В самом общем виде по степени достоверности хадисы подразделяются на “достоверные” /сахих/, “хорошие” /хасан/ и “слабые” /да‘иф/. Термин “сахих” служит для обозначения такого хадиса с непрерывным иснадом, каждый передатчик которого от первого и до последнего отличался беспристрастностью и точностью, в силу чего в этом иснаде нет никаких отклонений или недостатков. Ибн Хаджар аль-‘Аскалани, автор лучшего комментария к “Сахиху” аль-Бухари, даёт термину “хасан” такое определение: «Хорошим является хадис с непрерывным иснадом, все передатчики которого отличались добросовестностью. Такой хадис является лишь немногим менее точным, чем подобные ему, а передатчики передавали его безо всяких отклонений или недостатков». Подобно достоверным, хорошие хадисы используются в качестве доводов шариата, но уступают им по силе. Термин “да‘иф” служит для обозначения такого сообщения, которое не может считаться хорошим, если не удовлетворяет хотя бы одному необходимому условию. Слабые хадисы не могут рассматриваться в качестве доводов шариата, касающихся догматов веры или разъяснения таких установлений, которые имеют отношение к дозволенному и запретному, однако с целью побуждения к совершению благого или внушения страха перед совершением грехов, а также в ряде иных случаев, их можно приводить в наставлениях, рассказах или проповедях.

[7] Отвергаемым называется такой хадис, правдивость передатчика которого внушает сомнения.

[8] Мухаддис − знаток хадисов, занимающийся их собиранием, передачей и классификацией.

[9] Этот хадис приводят Малик в «аль-Муваттаъ»  1/218, Муслим 2674, Абу Дауд 4609, ат-Тирмизи 2676.

[10] Здесь речь идёт о том, что вышеупомянутые своды хадисов заключают в себе часть сунны, являющейся второй по важности после Корана основой ислама.

[11] Возможен перевод: «…лишь Аллах даёт силу и мощь». О том, как следует понимать эти слова, говорится в хадисе, который приводит аль-Баззар. Сообщается, что Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

− (Как-то раз) я произнёс (эти слова), когда находился у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , и он спросил меня: «Знаешь ли ты, каков смысл этих слов?» Я сказал: «Аллах и посланник Его знают об этом лучше». (Тогда) он сказал: «(Это значит:) только с помощью Аллаха можно избежать ослушания Аллаха и только Он даёт силу, позволяющую проявлять покорность Ему».

[12] То есть не отклоняясь от единобожия. В доисламской Аравии ханифами называли тех, кто поклонялся Единому Богу, но не относился ни к иудеям, ни к христианам. В Коране ханифом именуется отец пророков Ибрахим, мир ему.

[13] “Явное доказательство”, 5.

[14] Имеется в виду мясо и кровь жертвенных животных.

[15] “Хаджж”, 37.

[16] Речь идёт не только о хиджре − переселении мусульман из Мекки в Медину ради сохранения своей религии, но и вообще о переселении мусульманина из любого места, где он не может свободно исповедовать свою религию, туда, где это можно будет делать свободно.

[17] Это значит, что награда Аллаха и возможность общения с Его посланником в этом мире или в мире ином послужат воздаянием человеку, который только ради Аллаха покинет страну, где он не может исповедовать ислам должным образом в силу распространения там неверия и преследований.

[18] Поводом для этого высказывания пророка, да благословит его Аллах и приветствует, послужил конкретный случай, связанный с переселением из Мекки в Медину одного человека, который сделал это не по религиозным соображениям, а потому, что он хотел жениться на женщине по имени Катиля, кунья (имя по сыну) которой была Умм Кайс, согласившейся выйти за него замуж только при условии его переселения в Медину. Впоследствии этого человека стали называть “мухаджир Умм Кайс” (переселенец Умм Кайс). Значение этого и многих других хадисов, где речь также идёт о намерениях, состоит в том, что в них сформулирован важнейший принцип, в соответствии с которым награда или наказание ожидает человека не только и не столько за добрые или дурные дела как таковые, но в первую очередь за то, каким было истинное намерение человека, совершившего какое-либо дело, поскольку многие поступки, представляющиеся хорошими со стороны, на самом деле могут быть продиктованы дурными намерениями.

[19] Это значит, что человек, сделавший что-либо не ради Аллаха (в данном случае совершивший переселение из Мекки в Медину), не получит за это награды в мире вечном, а должен будет довольствоваться лишь тем, что достанется ему за его дело в земной жизни.

[20] Этот хадис приводят аль-Бухари 1 и Муслим 1907.

[21] Имеются в виду Абу ‘Абдуллах Мухаммад бин Исма‘ил бин Ибрахим бин аль-Мугира Ибн Бардизбах аль-Джу‘фи аль-Бухари (ум. в 870/256 г. х.) и Абу-ль-Хусайн Муслим бин аль-Хаджжадж бин Муслим аль-Кушайри ан-Найсабури (ум. в 875/261 г.х.), да будет доволен Аллах ими обоими. Составленные ими по тематическому признаку своды хадисов (оба они носят название “Сахих”) считаются наиболее авторитетными.

[22] Здесь имеется в виду, что человек должен полагаться только на Аллаха, так как ни дела, ни слова, ни познания не могут привести его к спасению.

[23] Этот хадис приводят Аль-Бухари 7288, Муслим 1337, ат-Тирмизи 2681, ан-Насаи 5/110.

[24] Речь идёт об исправлении дрных нравов, побуждении к совершению благих дел и внушению людям страха перед совершением запретного.

Одна группа ученых считала, что слабые хадисы недопустимо использовать ни при каких обстоятельствах, будь это в вопросе побуждения или устрашения. И среди ученых, запрещавших опираться на слабый хадис в любом случае, были такие великие имамы, как Яхйа ибн Ма’ин, Абу Хатим, Ибн Абу Хатим, Абу Зур’а, аль-Бухари, Муслим, Ибн Хиббан, Абу Бакр ибн аль-‘Араби, Ибн Таймиййа, Ибн Раджаб, Абу Шама аль-Макъдиси, аш-Шатыби, имам Ибн аль-Муляккъин, аш-Шаукани, Ахмад Шакир, шейх аль-Албани, шейх Мукъбиль и др. См. «Да’иф ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 11/23-25 и «Фахту-Ллятыф фи хукмиль-‘амали би хадиси-д-да’иф» 46-52.
Доводом их служит то, что слабый хадис — это сомнение, и больше убежденность того, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, этого не говорил, а Всевышний Аллах сказал: «Поистине, предположения никак не могут заменить истину!» (Юнус 10: 36).
А посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обобщенно сказал: «Пусть тот, кто сказал от моего имени то, чего я не говорил, приготовится занять свое место в Огне!» аль-Бухари 109.

Хафиз Ибн Хаджар о словах пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Передавший от меня то, что сам он считает ложью, является одним из лжецов», говорил: «Если даже рассказывать от имени пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то, что он не говорил, является запретным, то, что можно сказать о совершении деяния, основанного на этом?! Нет разницы при совершении деяния, опирающегося на хадис, касается это законоположений/ахкам/ или достоинств/фадаиль/, поскольку все это шариат!» См. «Табйин аль-‘аджаб» 3-4.

Имам аш-Шаукани говорил: «Нет разницы между хадисами о законоположениях/ахкам/ и хадисами о достоинствах/фадаиль/, ибо все это шариат. А тот, кто делает различие между законоположениями и достоинствами за благодеяния, пусть предоставит довод!» См. «аль-Фаваид аль-маджму’а» 283.
Это что касается применения слабых хадисов в вопросах побуждения к благому/ат-таргъиб/ и устрашения/ат-тархиб/. Что же касается запрета на использование слабых хадисов в вопросах вероубеждения/‘акыда/, установления того, что является дозволенным, а что запретным/халяль, харам/, а также в вопросах поклонения/‘ибадат/, то в этом среди ученых не было разногласий. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: «Никто из имамов не говорил о том, что можно, опираясь на слабые хадисы, считать что-либо обязательным или же желательным. А если кто-либо скажет обратное, тот противоречит единогласному мнению/иджма’/!» См. «Маджму’уль-фатава» 1/251.
Шейх Ахмад Шакир сказал: «Указание на слабость передаваемого хадиса является обязательным, чтобы никто не посчитал такой хадис достоверным. И не существует никакой разницы в том, будет ли человек опираться на слабый хадис в законоположениях или же в достоинствах благодеяний и т.п. Ибо нет довода ни в чем, кроме того, что достоверно передается от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в достоверных/сахих/ и хороших/хасан/ хадисах!» См. «аль-Ба’исуль-хасис» 100-101.
Ведь именно по причине того, что многие факъихи дозволяли опираться в вопросах достоинств поклонения на слабые хадисы, в религии появилось множество нововведений, как совершение молитвы в середине ночи месяца ша’бан, празднество дня ‘Ашура, молитва необходимости/хаджа/, множество недозволенных путей приближения к Аллаху/тавассуль/ взятые из недостоверных хадисов, и т.д. Также по причине слабых хадисов Всевышнему Аллаху приписали качества и имена, которые Ему не присуще, как например имя ар-Рашид, и т.д. Поэтому не следует вообще опираться на слабый хадис.  От Абу Къатады, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Остерегайтесь много и часто передавать что-либо от моего имени! И пусть тот, кто говорит что-то от моего имени, не говорит ничего, кроме истины и правды, а тот, кто сказал от моего имени то, чего я не говорил, пусть займет свое место в Огне!» Этот хадис передали Ахмад 297, ат-Тахави 1/172. Хадис хороший. См. также «Сильсиля ас-сахиха» 1753.

[25] Этот хадис, передаваемый со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, приводят Малик и Абу Ну‘айм в «Хилйатуль-аулийаъ» 6/354.

Далее в этом хадисе сказано:

− А потом они посылают первого к небесам, к Господу славы, и говорят*: «О Господь наш, мы пришли к рабам из числа праведных Твоих рабов, которые восхваляют (Тебя) за Твои благодеяния, читают Твою Книгу, обращаются (к Тебе) с мольбами за Твоего пророка и молят (Тебя о благополучии) в мире вечном и в земной жизни». Тогда Господь наш говорит: «Покройте их милостью Моей; они − люди, товарищ которых не попадёт в бедственное положение».

* То есть передают эти слова с тем, кого они посылают.

Салим аль-Хиляли назвал хадис хорошим в силу существования других. См. «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 1/53.

[26] Этот хадис приводят Муслим 2701, ат-Тирмизи 3376 и ан-Насаи 8/249.

[27] В Коране сказано: {Он − Тот, Кто ниспослал спокойствие в сердца верующих, чтобы прибавилось у них веры к их вере} (“Победа”, 4). В комментариях указывается, что известны разные толкования слова “сакина”. Согласно наиболее предпочтительному из них, “сакина” является одним из созданий Аллаха, которое нисходит на человека вместе с ангелами, принося ему милость Аллаха и спокойствие, после чего мирские дела перестают волновать его.

[28] Имеется в виду, что Аллах хвалится ими перед небесными ангелами, воздаёт таким людям хвалу, принимает их дела и возвышает их.

[29] Этот хадис приводят Муслим 2700 и ат-Тирмизи 3587.

[30] “Ночное путешествие”, 110.

[31] Этот хадис приводят Малик в «аль-Муваттаъ» 1/218, аль-Бухари 4723 и Муслим 447.

[32] “Сонмы”, 35.

[33] Имеется в виду, что люди, которых пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назвал “муфарридуна” (посвящающие), раньше других смогут снискать благоволение Аллаха, достичь высоких ступеней и оказаться в наилучшем положении.

[34] Этот хадис приводят Муслим 2676 и ат-Тирмизи 3590.

[35] “Сонмы”, 35.

[36] «аль-Васит» 3/471.

[37] Этот хадис приводят Абу Дауд 1309, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 1310, Ибн Маджах 1335, Ибн Хиббан 2569 и аль-Хаким 1/461. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 333, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 626.

[38] Чтение Корана, как и совершение молитвы, допускается только в состоянии ритуальной чистоты, утрата которой в результате определённых действий именуется осквернением. Различается большое /джанаба/ и  малое /хадас/ осквернение, что требует, соответственно, полного /гъусль/ или частичного /вудуъ/ омовения. Полное омовение следует совершать после полового сношения, завершения месячных и в целом ряде иных случаев, которые подробно разбираются в соответствующем разделе мусульманского права /фикх/. Малое осквернение наступает в результате выделения мочи или кала или же испускания ветров, а также после крепкого сна, рвоты, кровотечения, соприкосновения с чем-либо нечистым и в некоторых других случаях.

[39] См. “Корова”, 156.

[40] См. “Украшения”, 13. В следующем айате этой суры сказано: {…поистине, мы вернёмся к Господу нашему!} − что соответствует предыдущему айату, поскольку, если животное споткнётся или если случится что-нибудь ещё, езда на нём может закончиться смертью. Следовательно, тому, кто рискует расстаться с жизнью, уместно произносить такие слова, чтобы он не забывал о смерти и о том, что ему неизбежно придётся вернуться к Аллаху, и мог должным образом подготовиться к встрече с Ним. (Ибн ‘Аллян)

[41] См. “Корова”, 201.

[42] См. “Марйам”, 12.

[43] См. “Аль-Хиджр”, 46.

[44] Здесь речь идёт о малом осквернении /хадас/.

[45] Кибла − направление на Мекку, точнее говоря, на Каабу из любого данного места.

[46] “Семейство Имрана”, 190 – 191.

[47] Этот хадис приводят аль-Бухари 297 и Муслим 301.

[48] Этот хадис приводит аль-Бухари 7549.

[49] Имеется в виду часть Корана, которую человек вменяет себе в обязанность читать ежедневно.

[50] Имеется в виду “сивак” − зубочистка в виде палочки, сделанной из корней или ветвей арака.

[51] То есть относится к категории “макрух” /неодобряемое/ − нерекомендуемых действий, которые не влекут за собой наказания

[52] Хутба − проповедь, которую имам произносит по пятницам или во время религиозных праздников.

[53] То есть той части, которую человек сам устанавливает себе для ежедневного чтения.

[54] Этот хадис приводят Малик в «аль-Муваттаъ» 1/200, Муслим 747, Абу Дауд 1313 и ат-Тирмизи 581.

 [55] Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

− Если кто-нибудь из вас чихнёт, пусть скажет: «Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/», и пусть его брат* (или: его спутник) скажет ему: «Да помилует тебя Аллах /Йархаму-кя-Ллах/», если же он скажет ему: «Да помилует тебя Аллах», пусть (чихнувший) скажет (ему в ответ): «Да укажет вам Аллах правильный путь и да приведёт Он в порядок все дела ваши /Йахдикуму-Ллаху ва йуслиху баля-кум/». (Аль-Бухари)

* То есть брат в исламе.

[56] Имеется в виду имам ан-Насаи, составивший один из наиболее авторитетных сводов хадисов под названием “Сунан”.

[57] Он больше известен как Ибн ас-Сунни.

[58] Кади − судья шариатского суда.