Аль-Азкар имама ан-Навави. От редактора


ОТ РЕДАКТОРА

 

 

Хвала Аллаху, Господу миров! Мы воздаём Ему хвалу, как подобает это делать благодарным, просим Его оказать нам помощь и направить на путь истинный и прибегаем к защите Аллаха от зла наших душ и наших дурных дел. Правильный путь находит тот, кому указывает его Аллах, а тому, кого Он сбивает с пути, никто его не укажет. Свидетельствую, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, и да благословит и да приветствует Аллах нашего посланника Мухаммада, имама посланников и господина благодарящих, который является примером для поминающих и лучшим из всех созданий Аллаха.

А затем:

Аллах Всевышний сказал:

إِنَّ فِي خَلْقِ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ وَاخْتِلاَفِ اللَّيْلِ وَالنَّهَارِ لآيَاتٍ لِّأُوْلِي الألْبَابِ  الَّذِينَ يَذْكُرُونَ اللّهَ قِيَامًا وَقُعُودًا وَعَلَىَ جُنُوبِهِمْ

 «Поистине, в сотворении небес и земли, в чередовании ночи и дня − знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и (лёжа) на боках своих…»[1]

Аллах Всевышний также сказал:

وَاذْكُر رَّبَّكَ إِذَا نَسِيتَ

«Помяни Господа твоего, если забудешь…»[2]

Аллах Всевышний также сказал:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اذْكُرُوا اللَّهَ ذِكْرًا كَثِيراً وَسَبِّحُوهُ بُكْرَةً وَأَصِيلًا

«О те, кто уверовал, поминайте Аллаха часто и прославляйте Его утром и перед закатом!»[3]

В “Сахихе” аль-Бухари приводится хадис, в котором со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 « إِنَّ لِلَّهِ مَلاَئِكَةً يَطُوفُونَ فِى الطُّرُقِ ، يَلْتَمِسُونَ أَهْلَ الذِّكْرِ ، فَإِذَا وَجَدُوا قَوْمًا يَذْكُرُونَ اللَّهَ تَنَادَوْا هَلُمُّوا إِلَى حَاجَتِكُمْ . قَالَ فَيَحُفُّونَهُمْ بِأَجْنِحَتِهِمْ إِلَى السَّمَاءِ الدُّنْيَا . قَالَ فَيَسْأَلُهُمْ رَبُّهُمْ وَهْوَ أَعْلَمُ مِنْهُمْ مَا يَقُولُ عِبَادِى قَالُوا يَقُولُونَ يُسَبِّحُونَكَ ، وَيُكَبِّرُونَكَ ، وَيَحْمَدُونَكَ وَيُمَجِّدُونَكَ .قَالَ فَيَقُولُ هَلْ رَأَوْنِى قَالَ فَيَقُولُونَ لاَ وَاللَّهِ مَا رَأَوْكَ . قَالَ فَيَقُولُ وَكَيْفَ لَوْ رَأَوْنِى قَالَ يَقُولُونَ لَوْ رَأَوْكَ كَانُوا أَشَدَّ لَكَ عِبَادَةً ، وَأَشَدَّ لَكَ تَمْجِيدًا ، وَأَكْثَرَ لَكَ تَسْبِيحًا . قَالَ يَقُولُ فَمَا يَسْأَلُونِى قَالَ يَسْأَلُونَكَ الْجَنَّةَ . قَالَ يَقُولُ وَهَلْ رَأَوْهَا قَالَ يَقُولُونَ لاَ وَاللَّهِ يَا رَبِّ مَا رَأَوْهَا . قَالَ يَقُولُ فَكَيْفَ لَوْ أَنَّهُمْ رَأَوْهَا قَالَ يَقُولُونَ لَوْ أَنَّهُمْ رَأَوْهَا كَانُوا أَشَدَّ عَلَيْهَا حِرْصًا ، وَأَشَدَّ لَهَا طَلَبًا ، وَأَعْظَمَ فِيهَا رَغْبَةً . قَالَ فَمِمَّ يَتَعَوَّذُونَ قَالَ يَقُولُونَ مِنَ النَّارِ . قَالَ يَقُولُ وَهَلْ رَأَوْهَا قَالَ يَقُولُونَ لاَ وَاللَّهِ مَا رَأَوْهَا . قَالَ يَقُولُ فَكَيْفَ لَوْ رَأَوْهَا قَالَ يَقُولُونَ لَوْ رَأَوْهَا كَانُوا أَشَدَّ مِنْهَا فِرَارًا ، وَأَشَدَّ لَهَا مَخَافَةً . قَالَ فَيَقُولُ فَأُشْهِدُكُمْ أَنِّى قَدْ غَفَرْتُ لَهُمْ . قَالَ يَقُولُ مَلَكٌ مِنَ الْمَلاَئِكَةِ فِيهِمْ فُلاَنٌ لَيْسَ مِنْهُمْ إِنَّمَا جَاءَ لِحَاجَةٍ . قَالَ هُمُ الْجُلَسَاءُ لاَ يَشْقَى بِهِمْ جَلِيسُهُمْ » .

− Поистине, есть у Аллаха ангелы, которые обходят дороги в поисках занятых поминанием, а когда они находят людей, поминающих Аллаха, то обращаются друг к другу (со словами): «Идите к тому, что вы ищете». И они окружают (таких людей) своими крыльями, (заполняя собой всё пространство) до самого нижнего неба, (а когда люди заканчивают поминать Аллаха и ангелы возносятся ввысь,) Господь их, знающий (обо всём) лучше (ангелов), спрашивает их: «Что говорят рабы Мои?». (Ангелы) отвечают: «Они прославляют Тебя, возвеличивают Тебя, воздают Тебе хвалу и превозносят Тебя».[4] Тогда (Аллах) спрашивает: «Видели ли они Меня?» (Ангелы) отвечают: «Нет, клянёмся Аллахом, они Тебя не видели!» (Тогда Аллах) спрашивает: «А что, если бы они увидели Меня?» (Ангелы) отвечают: «Если бы они увидели Тебя, то поклонялись бы Тебе ещё истовее, превозносили и восхваляли бы Тебя больше и прославляли бы Тебя чаще». (Тогда Аллах) спрашивает: «А о чём они просят Меня?» (Ангелы) отвечают: «Они просят Тебя о рае». (Аллах) спрашивает: «А видели ли они его?» (Ангелы) отвечают: «Нет, клянусь Аллахом, о Господь мой[5], они его не видели!» (Аллах) спрашивает: «А что, если бы они увидели его?» (Ангелы) отвечают: «Если бы они увидели его, то добивались бы его ещё сильнее, и стремились бы к нему ещё упорнее, и желали бы его ещё больше». (Аллах) спрашивает: «А от чего они просят защиты?» (Ангелы) отвечают: «От пламени (ада)». (Аллах) спрашивает: «А видели ли они его?» (Ангелы) отвечают: «Нет, клянусь Аллахом, о Господь мой, они его не видели!» (Аллах) спрашивает: «А что, если бы они увидели его?» (Ангелы) отвечают: «Если бы они увидели его, то ещё больше старались бы убежать от него и страшились бы его ещё сильнее». (Тогда) Аллах говорит: «Призываю вас в свидетели, что Я простил их!» И один из ангелов говорит: «Есть среди них такой-то, который к ним не относится, ибо пришёл он только по своей надобности». (Тогда Аллах) говорит: «Они − (такие люди), благодаря которым их собеседник не попадёт в бедственное положение!»[6]

В “Сунан” имама ат-Тирмизи приводится хадис, в котором сообщается, что ‘Абдуллах бин Буср, да будет доволен им Аллах, сказал:

أَنَّ رَجُلاً قَالَ يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنَّ شَرَائِعَ الإِسْلاَمِ قَدْ كَثُرَتْ عَلَىَّ فَأَخْبِرْنِى بِشَىْءٍ أَتَشَبَّثُ بِهِ. قَالَ « لاَ يَزَالُ لِسَانُكَ رَطْبًا مِنْ ذِكْرِ اللَّهِ ».

− (Как-то раз) один человек попросил: «О посланник Аллаха, поистине, установлений ислама для меня слишком много[7], так скажи мне что-нибудь такое, чего я стану твёрдо придерживаться». (В ответ ему пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Пусть язык твой без устали поминает Аллаха»[8].

В “Мустадраке” аль-Хакима приводится хадис, в котором сообщается, что Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал:

 

 

أَلا أُنَبِّئْكُمْ بِخَيْرِ أَعْمَالِكُمْ وَأَزْكَاهَا عِنْدَ مَلِيكِكُمْ وَأَرْفَعِهَا فِي دَرَجَاتِكُمْ وَخَيْرٌ مِنْ إِعْطَاءِ الذَّهَبِ وَالْوَرَقِ وَأَنْ تَلْقَوْا عَدُوَّكُمْ فَتَضْرِبُوا أَعْنَاقَهُمْ وَيَضْرِبُوا أَعْنَاقَكُمْ ؟ قَالُوا : مَا ذَاكَ يَا رَسُولَ اللَّهِ ؟ قَالَ : ذِكْرُ اللَّهِ تَعَالَى .

− (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал (людям): «Не сообщить ли мне вам о лучшем и наиболее чистом из дел ваших пред вашим Владыкой[9], благодаря которому вы возвыситесь в наибольшей степени и которое лучше для вас, чем расходование золота и серебра, и лучше для вас, чем встреча с вашими врагами, которые станут рубить головы вам и которым станете рубить головы вы?». Они сказали: «Конечно!» − (и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «(Это −) поминание Аллаха Всевышнего»[10].

Книга “Поминания Аллаха”, которую мы предлагаем вниманию наших читателей, относится к числу важнейших книг имама ан-Навави. В ней он собрал всё, в чём нуждается мусульманин для поддержания связи со своим Творцом в любое время дня и ночи. Речь идёт о словах поминания Аллаха, обращениях к Нему с мольбами и  указаниях на такие правила, без соблюдения которых обойтись невозможно. В книге приводятся примеры слов поминания Аллаха, которые пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произносил во время молитв, соблюдения поста и совершения хаджжа, указывается, как следует читать Коран и поступать во многих иных случаях.

Автор использует множество айатов священного Корана и хадисов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, большая часть которых приводится в таких известных сводах хадисов, как “Сахихи” аль-Бухари и Муслима, “Сунан” Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджи и других источниках.

Ни один мусульманин независимо от того, знающим он является или только стремится к приобретению знания, не может обойтись без этой книги, и поэтому многие улемы составили комментарии к этому труду и его краткие изложения, что указывает на высокое место, которое она занимает. Наиболее полезными следует считать комментарии выдающегося уёного Мухаммада бин ‘Алляна ас-Садики под названием “Аль-футухат ар-раббанийа ‘аля-ль-азкар ан-нававийа”, которые были использованы нами при подготовке этого издания.

В заключение я хочу ещё раз указать на то, как нуждаются в этой книге мусульмане, где бы они ни жили. Она помогает человеку возвыситься над миром, находящимся во власти материального, ведь поминание Аллаха оживляет сердца, и к нему склоняются души. В Коране сказано:

أَلاَ بِذِكْرِ اللّهِ تَطْمَئِنُّ الْقُلُوبُ

«Поистине, благодаря поминанию Аллаха успокаиваются сердца»[11], пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

« مَثَلُ الَّذِى يَذْكُرُ رَبَّهُ وَالَّذِى لاَ يَذْكُرُ مَثَلُ الْحَىِّ وَالْمَيِّتِ » .

«(Человек,) поминающий своего Господа, и тот, кто своего Господа не поминает, подобны живому и мёртвому».[12]

Молим Всемогущего и Великого Аллаха помочь нам поминать и благодарить Его и должным образом поклоняться Ему и мы молим Всевышнего сделать так, чтобы наш труд был посвящён только Ему, и Он принял и простил наши ошибки. Хвала Аллаху, Который помог нам завершить эту работу! Если она будет одобрена мусульманами, то лишь по милости Аллаха, а если в ней есть недостатки, мы просим прощения у Аллаха и приносим извинения читателям. Хвала Аллаху, Господу миров!

Ахмад ‘Абдуллах Баджур,

Каир, 18/6/1987 г.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЧЛЕНА АКАДЕМИИ ИСЛАМСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ АЛЬ-АЗХАРЕ ШЕЙХА МУСТАФЫ МУХАММАДА АЛЬ-ХАДИДИ АТ-ТАЙРИ

 

 

 

Имам ан-Навави, который принадлежал к числу шафиитских факихов[1] и являлся муджтахидом[2] своего мазхаба[3], обладал выдающимися познаниями и отличался достойными нравственными качествами.

Его полное имя − Йахйа бин Шараф бин Мурри Хасан бин Хусейн бин Хизам Абу Закарийа Мухйи-д-дин. Он родился в месяце мухаррам 631 г. х. в деревне Нава близ Дамаска. В этой деревне он провёл своё детство, обучаясь чтению  Корана и заучивая его наизусть, а потом перебрался в Дамаск и поселился в медресе Равахийа, где занимался под руководством своего шейха аль-Камаля бин Ахмада, день и ночь изучая шариатские науки. Через некоторое время он вместе со своим отцом совершил хаджж и провёл в Медине полтора месяца. Он учился у многих известных улемов своего времени, среди которых можно отметить ар-Рида Ибн Бурхана, шейха шейхов Абд аль-Азиза Мухаммада аль-Ансари и других. Он изучал хадисы по таким сводам, как “Сахихи” аль-Бухари и Муслима, “Сунан” Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджи и ан-Насаи, “Муснаду” имама Ахмада, “Аль-Муватта” имама Малика бин Анаса и другим. Кроме того, он занимался изучением арабского языка, основ фикха, жизнеописаний мухаддисов, основ религии и других наук.

Шейх ан-Навави, да помилует его Аллах, вёл аскетический образ жизни, отличался благочестием, пользовался уважением людей и не проводил ни часа, не поклоняясь Аллаху. Он не боялся наставлять правителей, с которыми либо встречался, либо направлял им свои послания, и проявлял мягкость и находчивость в своих наставлениях.

[1] Факих − законовед, имеющий право выносить решения по религиозно-правовым вопросам.

[2] Муджтахид − человек, занимающийся иджтихадом. Иджтихад − деятельность авторитетного знатока религии, имеющего право самостоятельно решать такие вопросы религиозно-правового характера, на которые не имеется прямых указаний в Коране и сунне. Заниматься иджтихадом могли только лица, в совершенстве владевшие арабским языком, наизусть знавшие Коран и его толкования, хорошо знавшие сунну и комментарии к ней и отвечавшие целому ряду других требований.

[3] Мазхаб  (букв. “путь следования”) – многозначное слово, в узком терминологическом смысле означающее “богословско-юридический толк, направление; правовая школа”. Имеются в виду четыре основных богословско-пра­вовых толка в ислам – ха­на­фитский, маликитский, шафиит­ский и ханбалитский, названные соответственно по именам их основателей – Абу Ханифы (83 – 150 гг. х./702 − 767), Ма­лика ибн Анаса (93 –179/711 − 792), Му­хам­ма­да ибн Ид­ри­са аш-Шафи’и (150 – 204/776 − 820) и Ахмада ибн Ханбаля (164 – 241/780 − 855). Ка­ж­дый му­суль­ма­нин-суннит, как правило, явля­ется, по­сле­до­ва­те­лем од­ной из этих че­ты­рех школ, ко­то­рые все оди­на­ко­во вер­ны, несмотря на известные различия между ними в практике отправления мусульманского культа.

 


[1] “Семейство ‘Имрана”, 190 – 191.

[2] “Пещера”, 24.

[3] “Сонмы”, 41 – 42.

[4] Иначе говоря, они произносят слова “Слава  Аллаху /Субхана-Ллах/”, “Аллах велик /Аллаху акбар/” и “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/”.

[5] Имеется в виду, что эти слова произносит каждый ангел.

[6] Этот хадис приводят Ахмад 2/251, аль-Бухари 6408, Муслим 2689, ат-Тирмизи 3600, аль-Хаким 1/672.

[7] Этот человек имел в виду, что он не может запомнить всего.

[8] Этот хадис приводят Ахмад 4/188, 190, ан-Насаи в Сунан аль-Кубра» и ат-Табарани в «ад-Ду’аъ», Ибн Маджах 3793, Ибн Хиббан в своем «Сахихе» 814, аль-Хаким 1/672 и ат-Тирмизи 3375 который сказал: «Хороший хадис». Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 7700, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1491.

[9] Иначе говоря, о таком деле, за которое Аллах дарует вам наибольшую награду.

[10] Этот хадис приводят Малик в «аль-Муваттаъ» 1/211, ат-Тирмизи 3377, Ибн Маджах 3790, а аль-Хаким Абу ‘Абдуллах в своей книге “Аль-Мустадрак” 1/496 пишет: «Его иснад является достоверным» и с ним согласился аз-Захаби. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 2629. Также его достоверность подтвердили хафиз аль-Мунзири и хафиз аль-Хайсами.

[11] “Гром”, 28.

[12] Этот хадис приводят аль-Бухари 6407, Муслим 779 и Ибн Хиббан 854.