Аль-Азкар имама ан-Навави. Краткая глава о том, что было сказано о достоинстве поминания, не связанного с каким-либо периодом времени. Хадисы №№ 10-34


بابٌ مختصر في أحرفٍ مما جاء في فضل الذكر غير مقيّدٍ بوقت

  1. Краткая глава о том, что было сказано о достоинстве поминания, не связанного с каким-либо периодом времени.

 

Аллах Всевышний сказал:

﴾ وَلَذِكْرُ اللَّهِ أكْبَرُ ﴿

«…ведь поминание Аллаха − самое главное…»[1]

Всевышний также сказал:

﴾ فاذْكُرُونِي أذْكُرْكُمْ ﴿

«Так поминайте же Меня, и Я буду помнить о вас…»[2]

Всевышний также сказал:

﴾ فَالْتَقَمَهُ الْحُوتُ وَهُوَ مُلِيمٌ  فَلَوْلَا أَنَّهُ كَانَ مِنْ الْمُسَبِّحِينَ  لَلَبِثَ فِي بَطْنِهِ إِلَى يَوْمِ يُبْعَثُونَ ﴿

«Проглотил его кит, и был (Йунус) достоин порицания. А если бы не был он из числа прославляющих, то непременно остался бы во чреве его до Дня воскресения!»[3]

Всевышний также сказал:

﴾ يُسَبِّحُونَ اللَّيْلَ وَالنَّهَارَ لَا يَفْتُرُونَ ﴿

«Они без устали занимаются восхвалением днём и ночью».[4]

 

  1. Имамы мухаддисов Абу ‘Абдуллах Мухаммад бин Исма‘ил бин Ибрахим бин аль-Мугира аль-Бухари и Абу-ль-Хусайн Муслим бин аль-Хаджжадж бин Муслим аль-Кушайри ан-Найсабури, да будет доволен Аллах ими обоими, приводят в своих “Сахихах” хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, который передал больше хадисов, чем кто-либо иной из числа сподвижников. Согласно наиболее верному примерно из тридцати вариантов, его имя − ‘Абд ар-Рахман бин Сахр, да будет доволен им Аллах. Он передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

‏» ‏كَلِمَتَانِ خَفِيفَتانِ على اللِّسانِ، ثَقِيلَتَانِ في المِيزَانِ، حَبيبَتَانِ إلى الرَّحْمَنِ‏:‏ سُبْحَانَ اللَّهِ وَبِحَمْدِهِ، سُبْحَانَ اللَّهِ العَظيمِ ‏»‏

− Есть два слова[5], которые любит Милостивый, и они легки для языка, а на Весах они будут тяжелы. (Это слова): «Слава Аллаху и хвала Ему, слава Аллаху Великому! /Субхана-Ллахи ва би-хамди-хи, субхана-Ллахи-ль-‘Азым!/»[6]

Этот хадис приводится последним в “Сахихе” аль-Бухари.

 

عن أبي ذرّ رضي اللّه عنه قال‏:‏ قال لي رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ ‏»‏ألا أُخْبِرُكَ بِأَحَبِّ الكَلامِ إلى اللَّهِ تَعالى‏؟‏ إِنَّ أحَبَّ الكَلام إلى اللَّه‏:‏ سُبحانَ اللَّهِ وبِحَمْدِهِ،

  1. Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал:

    − (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: «Не сообщить ли тебе о том, какие слова Аллах любит больше всего? Поистине, любимыми словами для Аллаха являются слова “Слава Аллаху и хвала Ему /Субхана-Ллахи ва би-хамди-хи/”».[7]

В другой версии этого хадиса сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал:

سئل رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ أيّ الكلام أفضل‏؟‏ قال‏:‏ ‏»‏ما اصْطَفى اللَّهُ لِمَلائِكَتِهِ أوْ لعبادِهِ‏:‏ سُبْحانَ اللَّهِ وبِحَمْدِهِ‏»‏‏.‏‏

− (Однажды) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «Какие слова являются наилучшими?» − на что он ответил: «Те, которые Аллах избрал для Своих ангелов (или: для Своих рабов), − “Субхана-Ллахи ва би-хамди-хи”».

 

عن سَمُرة بن جندب قال‏:‏ قال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏: ‏‏»‏ أحَبُّ الكَلامِ إلى اللَّهِ تَعالى أرْبَعٌ‏:‏ سُبْحانَ اللَّهِ، والحَمْدُ لِلَّهِ، وََلاَ إِلهَ إِلاَّ اللَّهُ، وَاللَّهُ أَكْبَرُ، لا يَضُرّكَ بِأَيَّهِنَّ بَدأتَ‏ » ‏‏.‏‏

  1. Передают со слов Самуры бин Джундаба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Есть четыре слова, которые Аллах Всевышний любит больше всего, − “Слава Аллаху /Субхана-Ллах/”, “Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/”, “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/” и “Аллах велик /Аллаху акбар/”, и с какого бы ты ни начал, это не повредит тебе». [8]

 

عن أبي مالك الأشعري رضي اللّه عنه قال‏:‏ قال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ ‏»‏الطُّهُورُ شَطْرُ الإِيمَانِ، والحَمْدُ لِلِّهِ تَمْلأُ المِيزَانَ، وَسُبْحانَ اللَّه والحَمْدُ لِلِّهِ تَمْلآنِ، أَوْ تَمْلأُ مَا بَيْنَ السَّمَوَاتِ وَالأرْضِ‏.‏ ‏

  1. Передают со слов Абу Малика аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Очищение − половина веры[9], (слова) “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/” заполнят собой[10] Весы, (слова) “Слава Аллаху и хвала Аллаху /Субхана-Ллах ва-ль-хамду ли-Ллях/” заполнят собой (пространство) между небесами и землёй…».[11]

 

عن جُويريةَ أمّ المؤمنين رضي اللّه عنها، أن النبيّ صلى اللّه عليه وسلم خرج من عندها بُكرة حين صلَّى الصبح، وهي في مسجدها، ثم رجع بعد أن أضحى، وهي جالسة فيه، فقالَ‏:‏ «‏مَا زِلْتِ اليَوْمَ عَلى الحالَةِ الَّتي فارَقْتُكِ عليها‏؟‏ قالت‏:‏ نعم، فقال النبيُّ صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ لَقَدْ قُلْتُ بَعْدَكِ أَرْبَعَ كَلماتٍ ثَلاثَ مَرَّاتٍ لَوْ وزِنَتْ بِما قُلْتِ مُنْذُ اليَوْمِ لَوَزَنَتُهُنَّ‏:‏ سُبحانَ اللَّهِ وبِحمْدِهِ عَدَدَ خَلْقِهِ، وَرِضَا نَفْسِهِ، وزِنَةَ عَرْشِهِ، وَمِدَادَ كَلِماتِهِ‏»‏

  1. Передают со слов матери правоверных[12] Джувайрийи бинт аль-Харис, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) утром после совершения молитвы[13] пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышел от неё, когда она находилась на месте совершения своей молитвы[14], а утром /духа/[15] он вернулся обратно, (увидел, что) она сидит (там же)[16], и спросил: «Ты всё ещё находишься в том же положении, в котором я тебя оставил?» (Джувайрийа, да будет доволен ею Аллах,) ответила: «Да», и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Выйдя от) тебя, я трижды повторил четыре слова[17], но если (сравнить их) по весу со всем сказанным тобой с начала дня, (мои слова) обязательно перевесят! (Я говорил): “Слава Аллаху и хвала Ему (столько раз, сколько существует) Его творений, и (столько раз, сколько будет) Ему угодно, и (пусть вес этих славословий и похвал будет равен) весу Его престола, и (пусть для записи их потребуется столько же) чернил, (сколько нужно их для записи) Его слов![18] /Субхана-Ллахи ва би-хамди-хи ‘адада халькы-хи, ва рида нафси-хи, ва зината ‘арши-хи ва мидада кялимати-хи!/”»[19]

В другой версии (этого хадиса, также приводимой Муслимом, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал):

وفي رواية ‏»‏سبحانَ اللَّهِ عَدَدَ خَلْقِهِ، سُبْحانَ اللَّهِ رِضَا نَفْسِهِ، سُبْحانَ اللَّهِ زِنَةَ عَرْشِهِ، سُبْحانَ اللَّهِ مِدَادَ كَلِماتِهِ‏»‏‏.‏‏

«Слава Аллаху (столько раз, сколько существует) Его творений, слава Аллаху (столько раз, сколько будет) Ему угодно, и (пусть вес этих славословий будет равен) весу Его престола и (пусть для записи их потребуется столько же) чернил, (сколько нужно их для записи) Его слов! /Субхана-Ллахи ‘адада халькы-хи, субхана-Ллахи рида нафси-хи, субхана-Ллахи зината ‘арши-хи, субхана-Ллахи мидада кялимати-хи!/».

В той версии (этого хадиса, которую приводит ат-Тирмизи, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал):

«‏ألا أُعَلِّمُكِ كَلماتٍ تَقُولينَها‏:‏ سُبْحانَ اللَّهِ عَدَدَ خَلْقِهِ، سُبْحَانَ اللَّهِ عَدَدَ خَلْقِهِ، سُبْحَانَ اللَّهِ عَدَدَ خَلْقِهِ، سُبْحَانَ اللَّهِ رِضَا نَفْسِهِ، سُبْحانَ اللَّهِ رِضَا نَفْسِهِ، سُبْحَانَ اللَّهِ رِضَا نَفْسِهِ، سُبْحَانَ اللَّهِ زِنَةَ عَرْشِهِ، سُبْحانَ اللَّهِ زِنَةَ عَرْشِهِ، سُبْحَانَ اللَّهِ زِنَةَ عَرْشِهِ، سُبْحَانَ اللَّهِ مِدَادَ كَلِماتِهِ، سُبْحانَ اللَّهِ مِدَادَ كَلِماتِهِ، سُبْحانَ اللَّهِ مِدَادَ كَلِماتِهِ‏»‏‏.‏‏

− Не научить ли тебя (другим) словам, которые ты (могла бы) говорить? (Говори): «Слава Аллаху (столько раз, сколько существует) Его творений, слава Аллаху (столько раз, сколько существует) Его творений, слава Аллаху (столько раз, сколько существует) Его творений, слава Аллаху (столько раз, сколько будет) Ему угодно, слава Аллаху (столько раз, сколько будет) Ему угодно, слава Аллаху (столько раз, сколько будет) Ему угодно, слава Аллаху, (и пусть вес славословий Ему будет равен) весу Его престола, слава Аллаху, (и пусть вес славословий Ему будет) весу Его престола, слава Аллаху, (и пусть вес славословий Ему будет равен) весу Его престола, слава Аллаху, (и пусть для записи славословий Ему потребуется столько же) чернил, (сколько нужно их для записи) Его слов, слава Аллаху, (и пусть для записи славословий Ему потребуется столько же) чернил, (сколько нужно их для записи) Его слов, слава Аллаху, (и пусть для записи славословий Ему потребуется столько же) чернил, (сколько нужно их для записи) Его слов! /Субхана-Ллахи ‘адада халькы-хи, субхана-Ллахи ‘адада халькы-хи, субхана-Ллахи ‘адада халькы-хи, субхана-Ллахи рида нафси-хи, субхана-Ллахи рида нафси-хи, субхана-Ллахи рида нафси-хи, субхана-Ллахи зината ‘арши-хи, субхана-Ллахи зината ‘арши-хи, субхана-Ллахи зината ‘арши-хи, субхана-Ллахи мидада кялимати-хи, субхана-Ллахи мидада кялимати-хи, субхана-Ллахи мидада кялимати-хи!/».

 

عن أبي هريرة رضي اللّه عنه قال‏:‏ قال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ ‏»‏لأَنْ أقُولَ سُبْحَانَ اللَّهِ، والحَمْدُ لِلَّهِ، وَلا إِلهَ إِلاَّ اللَّهُ، وَاللَّهُ أَكْبَرُ، أَحَبُّ إِليَّ مِمَّا طَلَعَتْ عَلَيْهِ الشَّمْسُ‏»‏‏.‏

  1. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, произнесени слов “Слава Аллаху /Субхана-Ллах/”, “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/” и “Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/” я люблю больше того, над чем восходит солнце[20]».[21]

 

عن أبي أيوب الأنصاري رضي اللّه عنه، عن النبيّ صلى اللّه عليه وسلم قال‏:‏‏»‏مَنْ قَالَ لا إلهَ إِلاَّ اللَّهُ وَحْدَهُ لا شَرِيكَ لَهُ، لَهُ المُلْكُ وَلَهُ الحَمْدُ وَهُوَ على كُلّ شَيْءٍ قَدِيرٌ عَشْرَ مَرَّاتٍ، كانَ كَمَنْ أعْتَقَ أَرْبَعَةَ أَنْفُسٍ مِنْ وَلَدِ إِسْمَاعِيلَ‏»‏‏.‏

  1. Передают со слов Абу Аййуба аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

     − Человек, который десять раз в день скажет: «Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит власть, Ему хвала, и Он всё может /Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду ва хуа ‘аля кулли шай’ин кадир/», подобен тому, кто освободил четырёх рабов из числа потомков Исма‘ила[22]».[23]

 

عن أبي هريرة رضي اللّه عنه أن رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم قال‏:‏ ‏»‏مَنْ قَالَ لا إلهَ إلاَّ اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ، لَهُ المُلْكُ وَلَهُ الحَمْدُ وَهُوَ عَلى كُلّ شَيْءٍ قَدِيرٌ في يَوْمٍ مائَةَ مَرَّةٍ كانَتْ لَهُ عِدْلَ عَشْرِ رِقابٍ، وكُتِبَتْ لَهُ مئة حَسَنَةٍ، ومُحِيَتْ عَنْهُ مئةُ سَيِّئَةٍ، وكانَتْ لَهُ حِرْزاً مِنَ الشَّيْطانِ يَوْمَهُ ذلكَ حتَّى يُمْسيَ، ولَمْ يَأتِ أحَدٌ بأفْضَلَ مِمَّا جاءَ بِهِ إِلاَّ رَجُلٌ عَمِلَ أكْثَرَ مِنْهُ‏.‏

  1. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

− Тому, кто сто раз в день скажет: «Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит власть, Ему хвала, и Он всё может», запишется такая же (награда, какая полагается) за освобождение десяти рабов, и запишется ему (совершение) ста добрых дел, и будут стёрты записи о ста его дурных делах, и послужат они ему защитой от шайтана на этот день до самого вечера, и никто не сможет сделать ничего лучше сделанного им, кроме (такого) человека, который сделает ещё больше[24]».[25]

 

عن أبي هريرة رضي اللّه عنه أن رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم قال‏:‏ ومَنْ قالَ سُبْحانَ اللَّهِ وبِحَمْدِهِ في اليَوْمِ مِئَةَ مَرَّةٍ حُطَّتْ خَطَاياهُ وإنْ كانَتْ مِثْلَ زَبَدِ البَحْرِ‏»‏‏.‏

  1. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «С того, кто по сто раз в день будет говорить: “Слава Аллаху и хвала Ему /Субхана-Ллахи ва би-хамди-хи/”, будет снято (бремя всех) его грехов[26], даже если окажутся они подобны пене морской».[27]

 

عن جابر بن عبد اللّه رضي اللّه عنهما قال‏:‏ سمعتُ رسولَ اللَّه صلى اللّه عليه وسلم يقول‏:‏ ‏»‏أفْضَلُ الذّكْرِ لا إلهَ إلاّ اللَّهُ‏»‏ قال الترمذي‏:‏ حديث حسن‏.‏

  1. Передают со слов Джабира бин ‘Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшим поминанием является произнесение слов “Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/”».[28]

 

عن أبي موسى الأشعري رضي اللّه عنه عن النبيّ صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ ‏»‏مَثَلُ الَّذي يَذْكُرُ رَبَّهُ وَالَّذي لا يَذْكُرُهُ، مَثَلُ الحَيِّ وَالمَيِّتِ‏»‏‏.‏‏

  1. Передают со слов Абу Мусы аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Человек,) поминающий своего Господа, и тот, кто своего Господа не поминает, подобны живому и мёртвому».[29]

 

عن سعد بن أبي وقاص رضي اللّه عنه قال‏:‏ جاءَ أَعْرَابيٌّ إلى رسول اللَّه صلى اللّه عليه وسلم وقال‏:‏ ‏»‏علِّمني كلاماً أقوله، قالَ‏:‏ قُلْ‏:‏ لا إلهَ إلاَّ اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ، اللَّهُ أَكْبَرُ كَبِيراً، والحَمْدُ لِلَّهِ كَثِيراً، وَسُبْحَانَ اللَّهِ رَبّ العالَمِينَ، لا حَوْلَ وَلا قُوَّةَ إِلاَّ باللَّهِ العَزِيزِ الحَكِيمِ‏»‏ قال‏:‏ فهؤلاء لربي، فما لي‏؟‏ قال‏:‏ قُل‏:‏ اللَّهُمَّ اغْفِرْ لي وَارْحَمْنِي، وَاهْدِني وَارْزُقْنِي‏»‏‏.‏‏

  1. Сообщается, что Са’д бин Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, сказал:

     − (Как-то раз) к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл один бедуин, который попросил (его): «Научи меня (каким-нибудь) словам, которые я стал бы повторять», (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал (ему): «Говори: “Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища. Аллах велик, намного (более велик, чем всё остальное), многая хвала Аллаху, слава Аллаху, Господу миров, и нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха, Всемогущего, Мудрого! /Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху. Аллаху акбар кябиран, ва-ль-хамду ли-Лляхи кясиран ва субхана-Ллахи, Рабби-ль-‘алямин, ва ля хауля ва ля куввата илля би-Лляхи-ль-‘Азизи-ль-Хаким!/”» (Бедуин) сказал: «Это − для моего Господа, а что же для меня?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Говори: “О Аллах, прости меня, и помилуй меня, и выведи меня на правильный путь, и даруй мне средства к существованию /Аллахумма,-гфир ли, ва-рхам-ни, ва-хди-ни ва-рзук-ни/”».[30]

 

عن سعد بن أبي وقاص رضي اللّه عنه قال‏:‏ ‏»‏كنّا عند رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم فقال‏:‏ أيَعْجِزُ أحَدُكُمْ أَنْ يَكْسِبَ في يَوْمٍ أَلْفَ حَسَنَة‏؟‏ فسأله سائل من جلسائه‏:‏ كيف يكسب أحدُنَا ألف حسنة‏؟‏ قال‏:‏ يُسَبِّحُ مئة تَسْبِيحَةٍ فَتُكْتَبُ لَهُ ألفُ حَسَنَةٍ، أَوْ تُحَطُّ عَنْهُ ألْفُ خَطِيئَةٍ‏»‏

  1. Сообщается, что Са’д бин Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, сказал:

− (Однажды, когда) мы находились у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он спросил: «Сможет ли кто-нибудь из вас ежедневно совершать по тысяче добрых дел?» Один из его собеседников спросил: «Как же может (человек) совершать по тысяче добрых дел?!» − (и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «(Он может делать это,) восхваляя Аллаха по сто раз (в день)[31], и тогда ему будет записываться по тысяче добрых дел[32] (или: и тогда будет с него сниматься (бремя) тысячи прегрешений)[33]».[34]

Аль-Хумайди сказал:

− Так (этот хадис) приводится в книге Муслима, (где сказано): «или: и  тогда будет с него сниматься…»

Аль-Баркани сказал:

− (Этот хадис) передавали также Шу‘ба, Абу ‘Авана и Йахйа аль-Каттан, ссылавшиеся на слова Мусы, со слов которого одним из путей передавал его и Муслим, и они говорили: «…а  (бремя)…будет с него сниматься», передавая его без “алифа”[35].

 

عن أبي ذر رضي اللّه عنه أن رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم قال‏:‏ ‏»‏يُصْبحُ على كُلّ سُلامَى مِنْ أحَدِكُمْ صَدَقَةٌ، فَكُلُّ تَسْبِيحَةٍ صَدَقَةٌ، وكُلّ تَحْمِيدَةٍ صَدَقَةٌ، وكُلُّ تَهْلِيلَةٍ صَدَقَةٌ، وكُلُّ تَكْبِيرَةٍ صَدَقَةٌ، وَأَمْرٌ بالمَعْرُوفِ صَدَقَةٌ، وَنَهْيٌ عَنِ المُنْكَرِ صَدَقَةٌ، وَيجْزِىءُ مِن ذلكَ ركْعَتانِ يَرْكَعُهُما منَ الضُّحَى‏»‏

  1. Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Каждый день) с наступлением утра каждому из вас следует давать садаку[36] столько раз, сколько есть (в его теле) суставов[37]. Каждое произнесение слов “Слава Аллаху /Субхана-Ллах/” есть садака, и каждое произнесение слов “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/” есть садака, и каждое произнесение слов “Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/” есть садака, и каждое произнесение слов “Аллах велик /Аллаху акбар/” есть садака, и побуждение к одобряемому (шариатом) есть садака, и удержание от порицаемого (им) есть садака, но всё это заменяют собой два рак’ата (добровольной дополнительной молитвы) утром /духа/[38]».[39]

 

عن أبي موسى الأشعري رضي اللّه عنه قال‏:‏ قال لي النبيّ صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ ‏»‏ألا أدُّلُّكَ على كَنْزٍ مِنْ كُنُوزِ الجَنَةِ‏؟‏ فقلت‏:‏ بلى يا رسول اللّه‏!‏ قال‏:‏ قُل‏:‏ لا حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ إِلاَّ بِاللَّهِ‏

  1. Сообщается, что Абу Муса аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, сказал:

− (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил меня: «Не указать ли тебе на одно из сокровищ рая?» Я сказал: «Конечно, о посланник Аллаха!» − (и тогда) он сказал: «(Это − слова) “Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха”».[40]

 

عن سعد بن أبي وقاص رضي اللّه عنه‏:‏ أنه دخل مع رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم على امرأة وبين يديها نوىً أو حصىً تُسَبِّح به، فقال‏:‏ ‏»‏ألا أُخْبرُكِ بِمَا هُوَ أَيْسَرُ عَلَيْكِ مِنْ هَذَا أو أَفْضَلُ‏؟‏ فَقالَ‏:‏ سُبْحانَ اللّه عَدَدَ مَا خَلَقَ في السَّماءِ، وَسُبْحَانَ اللَّهِ عَدَدَ ما خَلَقَ في الأرْضِ، وسُبْحانَ اللَّهِ عَدَدَ ما بَيْنَ ذلكِ، وسُبحَانَ اللّه عَدَدَ ما هُوَ خالِقٌ، واللَّهُ أَكْبَرُ مِثْلَ ذلكَ، والحَمْدُ لِلَّهِ مثْلَ ذلكَ، ولا إِلهَ إِلاَّ اللَّهُ مثْلَ ذلكَ، ولا حَوْلَ وَلا قُوَّة إلاَّ باللّه مِثْلَ ذَلكَ‏»‏ قال الترمذي‏:‏ حديث حسن‏.‏

  1. Передают со слов Са’да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, что (как-то раз) он вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, зашёл к одной женщине, которая прославляла Аллаха, перебирая лежавшие перед ней косточки[41] /или: мелкие камешки/. (Увидев это, пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:

− Я укажу тебе на то, что будет для тебя легче /или: лучше/. (Говори:) «Слава Аллаху по числу Его творений в небесах, и слава Аллаху по числу Его творений на земле, и слава Аллаху по числу (Его творений) между (небом и землёй), и слава Аллаху по числу (всего) того, что Он ещё создаст /Субхана-Ллахи ‘адада ма халяка фи-с-сама’и, ва субхана-Ллахи ‘адада ма халяка фи-ль-арди, ва субхана-Ллахи ‘адада ма байна заликя, ва субхана-Ллахи ‘адада ма хуа Халик/». И то же самое касается слов “Аллах велик”, “Хвала Аллаху”, “Нет бога достойного поклонения, кроме Аллаха”  и “Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха”[42].[43]

 

عن يسيرة الصحابية المهاجرة رضي اللّه عنها‏:‏ أن النبي صلى اللّه عليه وسلم أمرهنّ أن يُراعين بالتكبير والتقديس والتهليل، وأن يعقدن بالأنامل، فإنهنّ مسؤولات مستنطقات‏»‏‏

  1. В хадисе с хорошим иснадом, приводимом в “Сунан” Абу Дауда и ат-Тирмизи и передаваемом со слов сподвижницы из числа мухаджиров[44] Йусайры, да будет доволен ею Аллах, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел им[45] уделять внимание произнесению слов “Аллах велик /Аллаху акбар/”, “Преславный, Пресвятой /Суббухун, Куддус/” и “Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/” и вести счёт с помощью кончиков пальцев,[46] ибо, поистине, их будут спрашивать.[47]

 

عن عبد اللّه بن عمرو رضي اللّه عنهما قال‏:‏ رأيتُ رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم يعقد التسبيح‏.‏

  1. Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар[48], да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прославлял Аллаха, ведя счёт с помощью пальцев».

وفي رواية ‏»‏بيمينه‏ » ‏‏.‏‏

В другой версии этого хадиса также сказано: «…правой руки».[49]

 

عن أبي سعيد الخدري رضي اللّه عنه أن رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم قال‏:‏ ‏»‏مَنْ قَالَ رَضِيتُ باللّه رَبّاً، وبالإِسلام دِيناً، وبمُحَمَّدٍ صلى اللّه عليه وسلم رَسُولاً وَجَبَتْ لَهُ الجَنَّةُ‏ » ‏‏.‏‏

  1. Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

− Обязательно войдёт в рай тот, кто скажет: «Доволен я Аллахом как Господом, исламом − как религией и Мухаммадом − как посланником /Радийту би-Лляхи Раббан, ва би-ль-ислами динан ва би-Мухаммадин расулян/».[50]

 

عن عبد اللّه بن بُسْر ـ بضم الباء الموحدة وإسكان السين المهملة ـ الصحابي رضي اللّه عنه‏:‏ أن رجلاً قال‏:‏ يا رَسُول اللّه‏!‏ إن شرائع الإِسلام قد كثرتْ عليّ فأخبرني بشيء أتشبث به، فقال‏:‏ ‏»‏لا يَزالُ لِسانُكَ رَطْباً مِنْ ذِكْرِ اللَّهِ تَعالى‏»‏‏.‏ قال الترمذي‏:‏ حديث حسن‏.‏

  1. Сообщается, что ‘Абдуллах бин Буср, да будет доволен им Аллах, сказал:

− (Как-то раз) один человек попросил: «О посланник Аллаха, поистине, установлений ислама для меня слишком много[51], так скажи мне что-нибудь такое, чего я стану твёрдо придерживаться». (В ответ ему пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Пусть язык твой без устали поминает Аллаха».[52]

 

عن أبي سعيد الخدري رضي اللّه عنه‏:‏ أن رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم سئل‏:‏ أيّ العبادة أفضل درجة عند اللّه تعالى يوم القيامة‏؟‏ قال‏:‏ ‏»‏الذَّاكِرُونَ اللَّهَ كَثِيراً، قُلْتُ‏:‏ يَا رَسُول اللّه‏!‏ ومِن الغازي في سبيل اللّه عزّ وجلّ‏؟‏ قال‏:‏ لَوْ ضَرَبَ بِسَيْفِهِ في الكُفَّارِ والمُشْرِكِينَ حتَّى يَنْكَسِرَ ويختضب دماً لكان الذَّاكرون اللَّه أفضل منهُ درجةً‏»‏‏

  1. Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что (как-то раз) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «Кто из рабов займёт наиболее высокое положение пред Аллахом в День воскресения?» Он ответил: «(Люди,) часто поминающие Аллаха». Я спросил: «О посланник Аллаха, (неужели положение их будет выше,) чем положение сражающегося на пути Аллаха?!» Он сказал: «Даже если он будет рубить мечом своим неверных и многобожников, пока меч не сломается и не окрасится кровью, поминающие Аллаха (всё равно будут) выше него».[53]

 

عن أبي الدرداء رضي اللّه عنه قال‏:‏ قال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ ‏»‏أَلا أُنْبِئُكُمْ بِخَيْرِ أعمالِكُمْ وَأزْكاها عنْدَ مَلِيكِكُمْ، وأرْفَعِها في دَرَجَاتِكُمُ، وخَيْرٍ لَكُمْ مِنْ إِنْفَاقِ الذَّهَبِ وَالوَرِقِ، وَخَيْر مِنْ أَنْ تَلْقَوْا عَدُوَّكُمْ فَتَضْرِبُوا أَعْنَاقَهُمْ‏؟‏ قالوا‏:‏ بلى، قال‏:‏ ذِكْرُ اللَّهِ تَعالى‏»‏‏.‏ قال الحاكم أبو عبد اللّه في كتابه المستدرك على الصحيحين‏:‏ هذا حديث صحيح الإِسناد‏.‏

  1. Сообщается, что Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал:

− (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал (людям): «Не сообщить ли мне вам о лучшем и наиболее чистом из дел ваших пред вашим Владыкой[54], благодаря которому вы возвыситесь в наибольшей степени и которое лучше для вас, чем расходование золота и серебра, и лучше для вас, чем встреча с вашими врагами, которые станут рубить головы вам и которым станете рубить головы вы?» Они сказали: «Конечно!» − (и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «(Это −) поминание Аллаха Всевышнего /зикр/».[55]

 

عن ابن مسعود رضي اللّه عنه قال‏:‏ قال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ ‏»‏لَقِيتُ إبْرَاهِيمَ صلى اللّه عليه وسلم لَيْلَةَ أُسْرِيَ بي، فقالَ‏:‏ يَا مُحَمَّدُ‏!‏ أَقْرىء أُمَّتَكَ السَّلامَ، وأخْبِرْهُمْ أَنَّ الجَنَّةَ طَيِّبَةُ التُّرْبَةِ عَذْبَةُ المَاءِ، وأنها قِيعانٌ، وأنَّ غِرَاسَها‏:‏ سُبْحَانَ اللَّه، والحَمْدُ لِلَّهِ، ولا إِلهَ إِلاَّ اللَّهُ، واللَّهُ أَكْبَرُ‏»‏ قال الترمذي‏:‏ حديث حسن‏.‏

  1. Передают со слов Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

− Во время своего ночного путешествия я встретил Ибрахима, да благословит его Аллах и приветствует , который сказал (мне): «О Мухаммад, передай мои приветствия (членам) своей общины и скажи им, что земля в раю благодатна, а вода сладка, и что (рай) представляет собой равнину, и что растениями, которые растут там, являются (слова) “Слава Аллаху /Субхана-Ллах/”, “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/”, “Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/” и “Аллах велик /Аллаху акбар/”».[56]

 

عن جابر رضي اللّه عنه عن النبي صلى اللّه عليه وسلم قال‏:‏ ‏» مَنْ قالَ سُبْحانَ اللّه العظيم وبِحمْدِهِ غُرِسَتْ لَهُ نَخْلَةٌ في الجَنَّةِ‏»‏ قال الترمذي‏:‏ حديث حسن‏.‏

  1. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Для того, кто произнесёт слова “Слава Аллаху и хвала Ему /Субхана-Ллахи ва би-хамди-хи[57]/”, в раю будет посажена пальма».[58]

 

عن أبي ذرّ رضي اللّه عنه قال‏:‏ قلت يا رسول اللّه‏!‏ أيّ الكلام أحبّ إلى اللّه تعالى‏؟‏ قال‏:‏ ‏»‏ما اصْطَفى اللَّهُ تَعالى لمَلائِكَتِهِ‏:‏ سُبْحانَ ربِّي وبِحَمْدِهِ، سُبْحانَ رَبي وبِحَمْدِهِ‏»‏ قال الترمذي‏:‏ حديث حسن صحيح‏.‏

  1. Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал:

− (Однажды) я спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует : «О посланник Аллаха, какие слова Аллах любит больше всего?» − на что он ответил: «Те, которые Аллах избрал для Своих ангелов, − “Преславен Господь мой, хвала Ему, преславен Господь мой, хвала Ему /Субхана Рабби ва би-хамди-хи, Субхана Рабби ва би-хамди-хи/”».[59]

А теперь я перейду к тому, что является целью моей книги, и буду приводить слова поминания в соответствии с тем, как в большинстве случаев проводят своё время люди. Я начну с пробуждения человека, потом перейду к делам, которыми он занимается, пока не наступает ночь, а потом − к тому, что он должен говорить, когда пробуждается ото сна ночью, после чего снова засыпает, а помощи следует просить у Аллаха.


 

[1] “Паук”, 45.

[2] “Корова”, 152.

[3] “Выстроившиеся в ряды”, 142 – 144.

[4] “Пророки”, 20.

[5] Имеются в виду фразы.

[6] Этот хадис приводят аль-Бухари 7563, Муслим 2694, ат-Тирмизи 3463.

[7] Этот хадис приводят Муслим 2731 и ат-Тирмизи 3587.

[8] Этот хадис приводят Муслим 2137, Абу Дауд 4958, ат-Тирмизи 2838 .

[9] В данном случае под “верой” подразумевается молитва и имеется в виду, что награда за очищение будет равна половине награды за неё, поскольку молитва без соответствующего очищения недействительна.

[10] Передатчик этого хадиса был не уверен, в каком числе − двойственном или единственном − в данном хадисе стоит глагол “наполнят” (тамля’ани − тамля’у). Если здесь необходимо единственное число, то слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, следует понимать как указание на  то, что каждое из этих слов может заполнить собой пространство между небом и землёй, а если двойственное, это значит, что они могут заполнить собой это пространство в сочетании друг с другом.

[11] Этот хадис приводят Муслим 223, ат-Тирмизи 3512, ан-Насаи 5/5 и 6, Ибн Маджах 270.

[12] “Мать правоверных” − почётный эпитет жён пророка, да благословит его Аллах и приветствует. См. “Сонмы”, 6.

[13] Имеется в виду дополнительная молитва в два рак’ата, совершаемая перед обязательной утренней молитвой.

[14] Это было ещё до рассвета.

[15] Духа − период времени, начинающийся с того момента, когда солнце поднимается над горизонтом на высоту копья, и продолжающийся почти до полудня.

[16] Здесь подразумевается, что всё это время Джувайрийа, да будет доволен ею Аллах, поминала Аллаха и обращалась к Нему с мольбами.

[17] Имеются в виду фразы.

[18] В Коране сказано:

− Скажи: «Будь (вода) моря чернилами для (записи) слов Господа моего, непременно иссякло бы море, прежде чем иссякли бы слова Господа моего, даже если бы Мы добавили ещё столько же чернил» (“Пещера”, 109).

[19] Этот хадис приводят Муслим 2726, Абу Дауд 1503, ат-Тирмизи 3550, ан-Насаи 4/77.

[20] То есть больше всего мира этого.

[21] Этот хадис приводят Муслим 2695 и ат-Тирмизи 3597.

[22] Иначе говоря, этот человек получит такую же награду.

[23] Этот хадис приводят аль-Бухари 6404, Муслим 2693, ат-Тирмизи 3584, ан-Насаи в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 24.

[24] Иначе говоря, кроме того, кто произнесёт эти слова большее количество раз.

[25] Этот хадис приводят Малик в «аль-Муваттаъ» 1/209, аль-Бухари 6403, Муслим 2691, ат-Тирмизи 3468, ан-Насаи в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 26.

[26] Здесь имеются в виду грехи раба перед Аллахом, если же грех заключается в нанесении каких-либо обид людям, то обязательное условие прощения такого греха состоит в том, что виновный должен загладить свою вину, либо извинившись перед обиженным, либо вернув ему то, что он присвоил или украл у него.

[27] Этот хадис приводят аль-Бухари 6405, Муслим 2691, ат-Тирмизи 3466.

[28] Этот хадис приводят Ибн Маджах 3800, ан-Насаи в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 31, Ибн Хиббан 830, аль-Хаким 1834 и ат-Тирмизи 3383 который сказал: «Хороший достоверный хадис».*

* Это выражение означает, что по одним показателям данный хадис является хорошим, а по другим его можно отнести к категории достоверных. Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1104, «Мишкат аль-масабих» 2306, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1526.

[29] Этот хадис приводят аль-Бухари 6407 и Муслим 779. Салим аль-Хиляли назвал этот хадис отклоненным/шазз/ и указал при этом на «Фатхуль-Бари» Ибн Хаджара (11/210) и «Мухтасар Сахих аль-Бухари» шейха аль-Албани (4/134).

[30] Этот хадис приводит Муслим 2696.

[31] То есть по сто раз произнося слова “Слава Аллаху /Субхана-Ллах/”.

[32] Поскольку за каждое доброе дело Аллах обещает человеку по меньшей мере десятикратную награду.

[33] В комментариях указывается, что слова в скобках могут являться указанием на то, что передатчик не знал точно, какую из этих двух фраз произнёс пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Возможно также, что союз “или” употребляется здесь в значении “и”. В таком случае перевод данного места должен выглядеть следующим образом: «…и тогда ему будет записываться по тысяче добрых дел, а (бремя) тысячи прегрешений будет с него сниматься».

[34] Этот хадис приводит Муслим 2698.

[35] Иначе говоря, они считали, что здесь сказано не “или” /ау/, а “и” /ва/.

[36] Садака − добровольное даяние, милостыня. В данном случае имеется в виду либо садака как таковая, либо такое благое дело, награда за которое в мире вечном будет равна награде за садаку.

[37] Имеется в виду, что подобным образом человек должен воздать благодарность Аллаху за то, что он дожил до утра целым и невредимым. Кроме того, это является средством защиты от всевозможных бедствий.

[38] Такая молитва может состоять из разного количества рак’атов − от двух до восьми. Начинать совершать её можно по истечении трети часа после восхода солнца.

[39] Этот хадис приводят Ахмад 5/167, Муслим 720, Абу Дауд 1285, 1286.

[40] Этот хадис приводят аль-Бухари 6409 и Муслим 2704.

[41] Очевидно, речь идёт о финиковых косточках. Эта женщина перебирала косточки, подсчитывая, сколько раз она произнесла те или иные слова поминания.

[42] То есть говори: «Аллах велик столько же раз», и говори: «Хвала Аллаху столько же раз…», и так далее.

[43] Этот хадис приводят Абу Дауд 1500, ат-Тирмизи 3568 который сказал: «Хороший хадис», аль-Хаким 1/732, Ибн Хиббан 837. Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 2155.

В его иснаде присутствует передатчик по имени Хузайма, который является неизвестным, о чем сказали аз-Захаби и хафиз Ибн Хаджар. Другой передатчик Са’ид ибн Абу Хилял путался в хадисах, о чем сказали Ахмад и другие. См. «Да’иф Сунан Абу Дауд» 2/94.

Шейх Салим аль-Хиляли в своем шархе к «Садам праведных» пишет: «Данный хадис является слабым (да’иф). Приводят его Абу Дауд (1500) и ат-Тирмизи (3568) со слабым иснадом. В цепочке передатчиков данного хадиса присутствует некий Хузейма передающий от ‘Аиши бинт Тальха, однако он является неизвестным передатчиком. Основа этого хадиса, однако без упоминания камешков и косточек, приводится у Муслима через передачу Джувайрийи, что также, среди прочего, указывает на неприемлемость рассматриваемого нами хадиса в таком виде.
Некоторые, приводят этот хадис как довод о желательности прославления Аллаха с помощью четок, также называемых “субха”. Однако нет для них в этом довода, поскольку хадис слабый. Да и вообще по этому вопросу нет ни одного достоверного хадиса или предания от сподвижников, не говоря уже о том, что это противоречит руководству посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который подсчитывал свои славословия с помощью пальцев правой руки. В добавок это также противоречит тому шариатскому мотиву (‘илля) из-за которого было установлено именно такое поминание Аллаха, о чем нам стало известно из слов лучшего из творений, сообщившего нам, что наши пальцы будут призваны к ответу и допрошены». См. «Бахджату-н-назырин», комментарий к хадису №1442.

Салим аль-Хиляли также сказал: «В его иснаде есть слабость и неизвестные передатчики». См.  «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 1/71.

[44] Мухаджир − переселенец. Мухаджирами называли мусульман, переселившихся из Мекки в Медину из-за преследований со стороны многобожников.

[45] Имеются в виду женщины.

[46] То есть поочерёдно касаясь большим пальцем кончиков других пальцев.

[47] Этот хадис приводят Абу Дауд 1501 и ат-Тирмизи 3577. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Албани назвали хадис хорошим. См. «Футухат ар-Раббаниййа» 1/248, «Сахих Сунан Абу Дауд» 1501.

[48] Этот хадис передается со слов ‘Абдуллы ибн ‘Амра. (прим. Фарук)

[49] Этот хадис с хорошим иснадом приводят Абу Дауд 1502, ат-Тирмизи 3482, ан-Насаи 3/74 и 75. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См.  «Сахих Сунан Абу Дауд» 5/237.

[50] Этот хадис приводят Абу Дауд 1529, ан-Насаи в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 5. Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Этот хадис хороший /хасан/». Его также передал аль-Хаким в «аль-Мустадрак» 1/518 и назвал его достоверным и с ним согласился аз-Захаби. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 6428.

[51] Этот человек имел в виду, что он не может запомнить всего.

[52] Этот хадис приводят Ахмад 4/190, Ибн Маджах 3793, Ибн Хиббан 814, аль-Хаким 1/495 и ат-Тирмизи 3375 который сказал: «Хороший хадис». Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Этот хороший хадис передали ат-Тирмизи, ан-Насаи в “Сунан аль-Кубра” и ат-Табарани в книге “ад-Ду’аъ”».

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 7700, «аль-Калим ат-таййиб» 3, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1497, «Мишкат аль-масабих» 2279.

[53] Этот хадис приводят Ахмад 3/75 и ат-Тирмизи 3376. Салим аль-Хиляли сказал: «Ат-Тирмизи назвал его слабым и это так, как он сказал, так как Даррадж (один из передатчиков этого хадиса – прим.ред.), а это Ибн Абу Самх является слабым». См. «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 1/73. Также этот хадис назвали слабым ад-Димьяты и шейх аль-Албани. См. «Мутаджир ар-рабах» 203, «Да’иф Сунан ат-Тирмизи» 3376.

[54] Иначе говоря, о таком деле, за которое Аллах дарует вам наибольшую награду.

[55] Этот хадис приводят ат-Тирмизи 3377 и Ибн Маджах 3790, а аль-Хаким Абу ‘Абдуллах в своей книге «аль-Мустадрак» (1/496) пишет: «Его иснад является достоверным», и с ним согласился аз-Захаби. Также его приводит имам Малик в «аль-Муваттаъ» 1/211. Достоверность этого хадиса подтвердили хафиз аль-Мунзири, имам аз-Захаби, хафиз аль-Хайсами, хафиз аль-Бусыри. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 2629, «аль-Калим ат-таййиб» 1.

[56] Этот хадис приводит ат-Тирмизи 3462 который сказал: «Хороший хадис». Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 5152, «аль-Калим ат-Таййиб» 15, «Сильсиля ас-сахиха» 105.

[57] В переводе этой мольбы пропущено слово «аль-‘азыми» между словами «Субхана-Ллахи» и «ва би-хамди-хи». То есть это мольба звучит так: «Субхана-Ллахи аль-‘азыми ва би-хамди-хи». (прим. Фарук).

[58] Этот хадис приводит ат-Тирмизи 3464 который сказал: «Хороший хадис». Также его передали аль-Хаким в «аль-Мустадрак» 1/501, 502 назвав его достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 6429, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1540, «Сильсиля ас-сахиха» 64, «Тахридж Мишкат аль-масабих» 2244.

[59] Этот хадис приводит ат-Тирмизи 3593 который сказал: «Хороший достоверный хадис». Похожий хадис приводится и в «Сахихе» Муслима под № 2731. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан ат-Тирмизи» 3593.