Хадис: «Придерживайтесь моей Сунны и Сунны праведных халифов…»


عن العرباض بن سارية رضي الله عنه قال:

وعظَنا رَسولُ اللهِ مَوعظةً وجِلَت مِنها القُلوبُ ، و ذرِفَت مِنها العُيونُ ، فقُلنا : يا رسولَ اللهِ ! كأنَّها موعِظةُ مودِّعٍ فأوصِنَا ! قال: أُوصِيكُم بتَقوى اللهِ ، و السَّمعِ و الطَّاعةِ ، و إن تَأَمَّرَ عليكُم عبدٌ ، و أنَّهُ من يَعِش منكُم فسيَرى اختلافًا كثيرًا ، فعليكُم بسُنَّتِي ، و سُنَّةِ الخلفاءِ الرَّاشدين المهديِّين ، عَضُّوا علَيها بالنَّواجذِ ، و إيَّاكُم و مُحدَثاتِ الأمورِ ، فإنَّ كلَّ بدعةٍ ضَلالةٌ

رواه أبو داود(4607) والترمذي (2676) وابن ماجه (43) وابن حبان في صحيحه (5) ، وقال الترمذي: حديث حسن صحيح .

قوله عضوا عليها بالنواجذ أي اجتهدوا على السنة والزموها واحرصوا عليها كما يلزم العاض على الشيء بنواجذه خوفا من ذهابه وتفلته

والنواجذ بالنون والجيم والذال المعجمة هي الأنياب وقيل الأضراس

قال الشيخ الألباني في « السلسلة الصحيحة » 2735 : إسناده صحيح رجاله ثقات

قال الشيخ الألباني في « تخريج مشكاة المصابيح » 165 : إسناده صحيح

قال الشيخ الألباني في « صحيح الترغيب والترهيب » 37 : صحيح

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير » 2549 : صحيح

قال الشيخ الألباني في « تخريج كتاب السنة » 54 : إسناده صحيح

Сообщается, что аль-‘Ирбад ибн Сарийа сказал:

«Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к нам с увещанием, от которого сердца испытали страх, а из глаз потекли слёзы, и мы сказали: “О посланник Аллаха, это похоже на увещание прощающегося, так дай же нам наставление!” Он сказал: “Я завещаю вам бояться Аллаха! Слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет раб. Поистине, тот из вас, кто проживёт долго, увидит много раздоров. Так придерживайтесь же моей Сунны и Сунны праведных халифов, ведомых правильным путём. Держитесь за это коренными зубами, и полностью избегайте новшеств в делах, ибо каждое нововведение есть заблуждение!» Этот хадис передали Абу Дауд 4607, ат-Тирмизи 2676, Ибн Маджах 43, Ибн Хиббан 5, Ибн Наср 1/21.

Ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис».

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 37, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2735, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 2549, «Тахридж мишкат аль-масабих» 165, «Тахридж китабу-с-сунна» 54.Сахих

_________________________________

Достоверность хадиса подтвердили имамы Ибн Хиббан, аль-Хаким, аль-Баззар, Абу Ну’айм, аль-Багъави, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, ад-Дыяъ аль-Макъдиси, Ибн аль-Къаййим, Ибн Раджаб, Ибн Касир, аль-‘Иракъи Ибн Хаджар и Мукъбиль.

Передатчик этого хадиса:

Абу Наджих ‘Ирбад ибн Сарийа ас-Сулями. Сподвижник посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.  Один из первых принявших ислам мусульман, о нем был ниспослан аят[1]: «Также нет греха на тех, которым, когда они пришли к тебе, чтобы ты обеспечил их верховыми животными, ты сказал: «Я не могу найти животных для вас». Они вернулись с глазами, полными слез от огорчения тем, что они не нашли средств на пожертвования»[2]. С его слов передавали хадисы авторы четырех сводов «Суннан», он рассказывал предания от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и от Абу ‘Убайды ибн аль-Джарраха. Со слов ‘Ирбада хадисы передавали: Абу Умама аль-Бахили, ‘Абдуррахман ибн ‘Аиз, Джубайр ибн Нуфайр, Худжар ибн Худжр аль-Кила’и, Са’ид ибн Хани аль-Хауляни, Шурайх ибн ‘Убайд, ‘Абдуллах ибн Абу Билял, Абу Рум ас-Самаи и другие.

Как передал Халифа ибн аль-Хайат, ‘Ирбад умер во время смуты в период правления ‘Абдуллы ибн аз-Зубайра. Абу Мусхир сказал, что он умер позже, в 75 году[3].

‘Ирбад передал от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, 31 хадис. См. Ибн Хазм «Джавами’ус-сира» стр. 261.

 

Слова: «сунны праведных халифов» не означают, что любые деяния четырёх халифов также являются Сунной, которой необходимо следовать. На самом же деле пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имеет в виду, что необходимо понимать религию так, как понимали её его сподвижники во главе праведных халифов, ибо они лучше всех знали его Сунну и понимали её, как сказал об этом имам аль-Къари. См. «Миркъатуль-мафатих» 1/199.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Что касается Сунны праведных халифов, то под этим подразумевается лишь то, что они совершали из Сунны пророка, да благословит его Аллах и приветствует! Не может быть в религии ничего обязательным, кроме того, что сделал обязательным пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и запретным, кроме того, что он запретил, и желательным, кроме того, что он сделал желательным, и порицаемым, кроме того, что он сделал порицаемым, и дозволенным, кроме того, что он сделал дозволенным!» См. «Маджму’уль-фатава» 1/282.

Шейх аль-Мубаракфури (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Под Сунной праведных халифов имеется в виду только то, что соответствует Сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует». См. «Тухфатуль-ахвази» 3/50.

‘Абдуллах ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Следуйте (по дороге саляфов) и не выдумывайте ересь, ибо вам достаточно того, с чем пришёл посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует»[4]. Ад-Дарими 211, ат-Табарани в «аль-Кабир» 9/168. Сообщение достоверное

‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз (да будет доволен им Аллах) сказал: «Остановись на том, на чём остановился народ (саляфы), ибо они остановились благодаря своему знанию и довольствовались благодаря своей проницательности». Это сообщение привели Абу Ну’айм в «аль–Хилья» 5/338 и Ибн аль-Джаузи в «Манакъиб ‘Умар бин ‘Абдиль-‘Азиз», стр.18.

Имам аль-Ауза’и (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Следуй по следам саляфов, даже если все люди откажутся от тебя, и остерегайся мнений людей, даже если они приукрасят их своими словами»[5]. Это сообщение привёл аль-Хатыб в книге «Шараф асхабиль-хадис», стр. 7, Ибн ‘Абдуль-Бар в «аль-Джáми’» (2/114), аз-Захаби в «ас-Сияр» (7/120). Шейх аль-Албани назвал сообщение достоверным.

‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и преемники власти после него оставили нам дорогу, следуя которой мы будем крепко придерживаться Книги Аллаха и утвердимся в религии Аллаха. Никто не смеет изменять её, либо обращаться к чему-либо, что противоречит ей. Каждый, кто следует этой дорогой – идёт по прямому пути, и кто опирается на неё, тот получит поддержку. А кто отказывается от неё и не следует по дороге верующих, того Аллах направит туда, куда он сам повернулся, и введёт в Ад. Как же скверно это пристанище!»

Имам аль-Хаттаби говорил: «В словах пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Придерживайтесь моей Сунны и сунны халифов, ведомых прямым путем” указание на то, что если кто-либо из четырёх халифов имеет мнение, которому противоречит кто-либо из других сподвижников, то правильнее отдавать предпочтение мнению халифа!» См. «Ма’алиму-с-Сунан» 4/300.
В этом хадисе посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил о том большом разногласии, которое произойдет в его общине, и он указал на то, как следует поступить в этом случае, дабы спастись: следовать праведным халифам из числа сподвижников, которые лучше всех знали путь пророка, да благословит его Аллах и приветствует!


 

[1] См. аль-Къуртуби «Джамиуль ахкамуль-къуран» 8/357; Ибн Хишам «Сира» 4/217.

[2] Сура «Покаяние», 9:92 аят.

[3] Сайфуллах Эрдогмуш «Мухтасар исаба Ибн Хаджар» №87, стр. 332.

[4] Сподвижник пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ‘Абдуллах ибн Мас’уд, скончавшийся в 32 г. х., в возрасте шестидесяти с лишним лет, сказал:

— Следуйте: то есть придерживайтесь всего того, чего придерживался пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не добавляя ничего и не убавляя.

— И не выдумывайте: то есть не вводите в религию бид’а.

— Ведь вам этого хватает: то есть всю вашу религию уже до вас*, с помощью тех, кто предшествовал вам, Аллах сделал совершенной, не нуждающейся в дополнении**, ведь Всевышний сказал: «… Сегодня Я завершил для вас вашу религию и закончил для вас Мою милость и удовлетворился Я для вас исламом как религией…» (Трапеза, 5:3).

* То есть до того момента, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и четыре праведных халифа (да будет Аллах доволен ими!) покинули этот мир.

** Нужно помнить о том, что мы говорим об основах вероубеждения и делах, которые относятся к служению Богу. Ислам в отношении этих основ и богослужений является совершенным. Что же касается повседневной жизни человека, в которой каждый день появляется что-то новое, как, например, компьютер, автомобили или какие-то новые торговые сделки, то это не является «бид’а», о котором мы говорим, так как это не относится к вероубеждению и богослужению.

[5] Аль-Ауза’и ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Амр, который скончался в 157 г. х., сказал:

— Ты должен идти по следам ас-Саляфа: то есть, ты должен следовать по дороге сподвижников и дороге тáби’инов, потому что она основывается на Коране и Сунне.

— Даже если люди отвергнут тебя: то есть, даже если они изолируют тебя и будут сторониться.

— И остерегайся мнений людей: то есть, остерегайся тех мнений, которые являются результатом простого умозаключения, не опирающегося на Писание Всевышнего и на Сунну Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

— Даже если они украсят их тебе словами: то есть, даже если они приукрасили свою речь и показали её с хорошей стороны, ведь ложь не станет истиной, если её приукрасить.