Хорошие (хасан) хадисы


Хорошие (хасан) хадисы

 

  1. Определение

а)   По форме это слово является прилагательным от слова “хусн” (красота).

б)   Терминологическое значение: улемы по-разному опреде­ляли значение термина “хороший” ввиду того, что он занимает среднее положение между достоверным и слабым, а также по­тому, что некоторые из них давали определение лишь одной из двух его частей. Ниже я привожу определение хафиза Ибн Хаджара аль-‘Аскалани которое представляется мне наиболее подходящим из всех:

«Хорошим является хадис с непрерывным иснадом, все пе­редатчики которого от первого до последнего отличались доб­росовестностью. Такой хадис является лишь немногим менее точным, чем подобные ему, а передатчики передали его безо всяких отклонений (шазз) или недостатков (‘илля)».

  1. Суждение о хорошем хадисе

Подобно достоверным хадисам, хорошие хадисы можно приводить в качестве доводов, несмотря на то что такой же силой эти доводы обладать не будут. Вот почему их приводили в качестве аргументов все факихи, применявшие их на практи­ке, и за использование их в качестве аргументов выступало большинство мухаддисов и знатоков основ религии.

  1. Пример хорошего хадиса

В пример можно привести один из хадисов, приводимых ат-Тирмизи:

– Передал нам Кутайба: Передал нам Джа’фар бин Суляй­ман ад-Дуба’и, слышавший от Абу Имрана аль-Джауни, слы­шавший, как Абу Бакр бин Абу Муса аль-Аш‘ари сказал: «Я слышал, как (однажды) перед лицом врага мой отец сказал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, врата рая на­ходятся в тени мечей»”». [1]

«Этот хадис является хорошим по той причине, что из четы­рёх передатчиков его иснада все являются достойными дове­рия (сикат), кроме Джа’фара бин Суляймана ад-Дуба’и,[2] ко­торый в этом отношении характеризуется как хороший передатчик, в силу чего и хадис в целом является не достоверным, а хорошим».

  1. Степени хороших хадисов

Подобно тому, как достоверные хадисы различаются по степеням достоверности, так и хорошие хадисы различаются по степеням. Аз-Захаби выделяет две таких степени:

а)   Высшая степень, примером чего являются такие хадисы, которые Бахз бин Хаким передавал со слов своего отца, слы­шавшего их от его деда, и такие хадисы, которые ‘Амр Ибн Шу‘айб передавал со слов своего отца, слышавшего их от его деда, и такие хадисы, которые Ибн Исхак передавал со слов ат-Тайми, а также подобные им сообщения из числа именую­щихся достоверными и являющихся наиболее близкими к дос­товерным.

б) За ними следуют такие хадисы, которые одни улемы считают хорошими, а другие – слабыми, примером чего может служить хадисы, передаваемые со слов аль-Хариса бин ‘Абдул­лаха, ‘Асима бин Дамра, Хаджжаджа бин Артата и им подоб­ных.

  1. О месте таких слов мухаддисов, как «хадис с достоверным иснадом» или «хадис с хорошим иснадом»

а) Слова мухаддисов: «Это хадис с достоверным иснадом» – являются указанием на то, что этот хадис занимает более низ­кую ступень, чем тот, о котором говорят: «Это – достоверный хадис».

б)   Точно так же хадис, о котором говорят: «Это хадис с хо­рошим иснадом», занимает более низкую ступень, чем тот, о котором говорят: «Это – хороший хадис». Объясняется это тем, что у хадисов с достоверным или хорошим иснадом, мо­жет быть матн, у которого есть какие-либо отклонения или не­достатки. Таким образом, когда мухаддис говорит: «Это – дос­товерный хадис», он ручается нам за то, что данный хадис удовлетворяет всем пяти необходимым условиям достоверно­сти. Если же он говорит: «Это хадис с достоверным иснадом», это значит, что он ручается нам за то, что данный хадис удов­летворяет только трём необходимым условиям достоверности. Иначе говоря, он ручается нам за непрерывность иснада этого хадиса, а также за добросовестность и точность его передатчи­ков, но не ручается за то, что в этом хадисе нет никаких от­клонений и недостатков, поскольку сам мухаддис в этом не удостоверился.

Однако, если надёжный знаток хадисов ограничивается словами: «Это хадис с достоверным иснадом», не упоминая ни о каких недостатках этого хадиса, ясно, что матн его также яв­ляется достоверным, поскольку основой является отсутствие недостатков и отклонений.

  1. Смысл выражения «хороший достоверный хадис», употреблявшегося ат-Тирмизи и другими мухаддисами

Внешне это выражение представляется неясным, поскольку хороший хадис занимает не столь высокое положение как дос­товерный, и поэтому возникает вопрос: как же можно объеди­нять между собой хадисы, относящиеся к разным категориям? На этот вопрос, касающийся смысла выражения ат-Тирмизи «хороший достоверный хадис», улемы давали разные ответы, но лучшим из них является сказанное хафизом Ибн Хаджаром, с чем был согласен и ас-Суйути. Вкратце суть его слов сводит­ся к следующему:

а)   Если у хадиса имеется не менее двух иснадов, то выра­жение «хороший достоверный хадис» означает, что данный ха­дис является хорошим, если принимать во внимание один ис­над, и достоверным, если принимать во внимание другой.

б)   Если же у хадиса есть только один иснад, то выражение «хороший достоверный хадис» означает, что хорошим его счи­тают одни люди, а достоверным – другие.

Таким образом, ат-Тирмизи, использовавший подобное вы­ражение, как бы указывает либо на то, что суждения улемов об этом хадисе отличались друг от друга, либо на то, что сам он не отдал предпочтения ни тому, ни другому суждению.

  1. Классификация хадисов в сочинении аль-Багави “Аль-масабих”[3]

В своей книге “Аль-масабих” имам аль-Багави использует свои особые термины. Так, например, он называет “достоверными” все те хадисы, которые входят в “Сахихи” аль-Бухари и Мусли­ма или в один из них, а ”хорошими” – хадисы, входящие в “Сунан” Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджи и ан-Наса’и. Подоб­ная терминология отличается от общепринятой среди мухадди­сов, поскольку в четырёх вышеупомянутых сборниках под наз­ванием “Сунан” есть и достоверные, и хорошие, и слабые, и от­вергаемые хадисы. Вот почему Ибн ас-Салах и ан-Навави обра­щают внимание на это обстоятельство, а читателю книги “Аль-масабих” следует помнить, что имам аль-Багави вкладывает осо­бый смысл в такие термины как “достоверный” или “хороший”.

  1. Книги, в которых встречается много хороших хадисов

Улемы не составили специальных сборников хороших хади­сов, подобных сборникам хадисов достоверных, однако есть книги, в которых приводится много хороших хадисов. К числу наиболее известных таких книг относятся:

а)   “Джами‘” ат-Тирмизи, известный также как “Сунан” ат-Тирмизи и являющийся основой для изучения хороших хади­сов. В этом сборнике приводится множество хороших хади­сов, благодаря чему они и приобрели известность.

б)   “Сунан” Абу Дауда. В “Послании к жителям Мекки” Абу Дауд отмечает, что в своей книге он приводит как достовер­ные, так и подобные им и близкие к ним хадисы. Он разъясня­ет те места, которые являются очень слабыми, а то, о чём ни­чего не говорится, считается годным для использования в ка­честве аргумента. Таким образом, если мы обнаружим в его книге такой хадис, который Абу Дауд не называет слабым, а ни один из имамов не называет достоверным, это значит, что Абу Дауд считает его хорошим.

в) “Сунан” ад-Даракутни. В этой книге ад-Даракутни при­водит много хороших хадисов.


 

[1] “Сунан” ат-Тирмизи, “Главы о достоинствах джихада”. т. 5, стр. 200.

[2] Эти слова принадлежат хафизу Ибн Хаджару. См.: “Тахзиб ат-тахзиб”, 2/96

[3] Полное название этой книги – “Масабих ас-сунна”. В этой книге автором отобраны хадисы из “Сахихов” аль-Бухари и Муслима, а также из “Сунан” Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджи, ан-Наса’и и ад-Дарими. Аль-Хатиб ат-Тибризи дополнил и видоизменил эту книгу, назвав свой труд “Мишкат аль-масабих”.