Краткий исторический очерк о возникновении нау­ки о терминологии хадисов и стадиях её развития.


Краткий исторический очерк о возникновении нау­ки о терминологии хадисов и стадиях её развития.

От внимания исследователя не может остаться скрытым тот факт, что принципы передачи сообщений были сформулиро­ваны уже в Священном Коране и сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Так, например, в Коране сказано:

«О те, кто уверовал! Если нечестивец принесёт вам какую-нибудь весть, постарайтесь выяснить (, правда ли это)…»[5] А в одном из хадисов сообщается, что пророк,  да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

» نَضَّرَ اللَّهُ امْرَأً سَمِعَ مِنَّا شَيْئًا فَبَلَّغَهُ كَمَا سَمِعَ ، فَرُبَّ مُبَلِّغٍ أَوْعَى مِنْ سَامِعٍ»

«Да порадует Аллах услышавшего от нас что-либо и пере­давшего (услышанное другим точно) так же, как он услышал это, ибо тот, кому передают, может усвоить это лучше слышав­шего (непосредственно)». Ат-Тирмизи.  В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

» فَرُبَّ حَامِلِ فِقْهٍ إِلَى مَنْ هُوَ أَفْقَهُ مِنْهُ وَرُبَّ حَامِلِ فِقْهٍ لَيْسَ بِفَقِيهٍ «

«Иногда передающий знание (передаёт его) тому, кто знает больше, чем он, и иногда передающий знания сам знающим не является». Ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджа и Ахмад.

В цитированных нами выше айате и хадисе сформулирован принцип, согласно которому при отборе сообщений необходи­мо проявлять осмотрительность, быть внимательным, усваивать их смысл и точно передавать эти сообщения другим людям.

Выполняя веление Аллаха Всевышнего и Его посланника, , сподвижники да будет доволен ими Аллах, проявляли осмотрительность при передаче и восприятии хадисов, осо­бенно в тех случаях, когда они сомневались в правдивости их передатчиков. С учётом этого становится ясной роль иснада при определении приемлемости или неприемлемости тех или иных хадисов.

Ввиду того, что без знания иснада хадис не принимается, возникла наука отвода и подтверждения, один из разделов ко­торой был посвящён сбору сведений о передатчиках, знанию непрерывных иснадов и таких из них, где один или несколько передатчиков не упоминаются, а также знанию скрытых недос­татков иснадов. Сначала критике подвергались только некото­рые передатчики, что объяснялось малым количеством тех из них, сообщения которых не принимались.

Однако впоследствии улемы стали предпринимать больше усилий в этом направлении, в результате чего появились ис­следования по многим научным дисциплинам. предметом этих дисциплин являлись критерии точности хадисов, а также спо­собы их восприятия и передачи и некоторые другие вещи, ко­торые сначала обычно передавались улемами устно.

С развитием науки о хадисах все эти сведения стали фикси­роваться и записываться, но записи делались в разных местах книг и были смешаны с материалами, относившимися к другим областям знания. Так, их можно было найти в сочинениях по основам религии, фикху и хадисам, примером чего являются такие труды имама аш-Шафи‘и как “Китаб ар-рисаля” и “Китаб аль-умм”.

В конце концов в четвёртом веке хиджры эти науки достиг­ли должного уровня развития и отделились друг от друга; их терминология устоялась, а улемы стали составлять специаль­ные труды по терминологии хадисов. Кади Абу Мухаммад аль-Хасан бин Абд ар-Рахман бин Халляд ар-Рамахурмузи, умер­ший в 360 году хиджры, написал сочинение под названием “Аль-мухаддис аль-фасиль байна-р-рави ва-ль-ва`и”, ставшее одним из первых трудов такого рода. Ниже я привожу назва­ния наиболее известных сочинений по терминологии хадисов, начиная со времени написания первых отдельных трудов по данному вопросу и до наших дней.