Известное (машхур) сообщение


Известное (машхур) сообщение

  1. Определение

а) По форме слово “машхур” является причастием страда­тельного залога от глагола “шахара” (делать известным; распространять).

б) Как термин, слово “машхур” служит для обозначения сообщения, передаюшегося со слов троих и более передатчи­ков в каждом из разрядов иснада, если количество их не удов­летворяет условиям хадисов категории “мутаватир”.

  1. Пример подобного сообщения

Хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 إِنَّ اللَّهَ لا يَقْبِضُ الْعِلْمَ انْتِزَاعًا يَنْتَزِعُهُ مِنْ الْعِبَادِ ، وَلَكِنْ يَقْبِضُ الْعِلْمَ بِقَبْضِ الْعُلَمَاءِ حَتَّى إِذَا لَمْ يُبْقِ عَالِمًا اتَّخَذَ النَّاسُ رُءُوسًا جُهَّالاً ، فَسُئِلُوا فَأَفْتَوْا بِغَيْرِ عِلْمٍ فَضَلُّوا وَأَضَلُّوا

«Поистине, Аллах не станет забирать знание (, просто) ли­шая его (Своих) рабов, но он забирает знание, забирая (из ми­ра) знающих, а когда Он не оставит (в живых) ни одного обла­дающего знанием, люди станут избирать (для себя) невежест­венных руководителей[1]. И им будут задавать вопросы, а они станут выносить решения[2], не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других»[3].

  1. المُسْتَفِيْض “Мустафид”

а)   По форме слово “мустафид” является причастием дейст­вительного залога от глагола “истафада” (распространять­ся).

б)   Относительно слова “мустафид” как термина высказы­вались три мнения:

– Первое: это слово является синонимом слова “машхур”.

– Второе: значение его является более узким, так как если речь идёт о сообщении, относящемся к категории “муста­фид”, обязательным условием является равенство двух сторон его иснада, тогда как для сообщений категории “машхур” это необязательно.

– Третье: значение его является более широким, иначе го­воря, это мнение является противоположным второму.

  1. Употребление слова “известное” не в качестве термина

Здесь имеется в виду то, что получило известность, но усло­вия чего в расчёт не принимаются. Речь идёт о следующих слу­чаях:

а)   Такое сообщение, у которого один иснад.

б)   Такое сообщение, у которого более одного иснада.

в)   Такое сообщение, у которого вообще нет иснада.

  1. Виды “известного”, которое термином не является

Таких видов насчитывается множество, а к наиболее из­вестным из них относятся следующие:

а)   Получившее известность только среди мухаддисов, при­мером чего может служить передаваемый со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, хадис, в котором сообщается, что по­сланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в течение месяца призывал прокля­тия на племена ри‘ль и закван после поясных поклонов во вре­мя молитв.[4]

б)   Получившее известность среди мухаддисов, улемов и обычных людей, примером чего может служить хадис, в кото­ром сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 الْمُسْلِمُ مَنْ سَلِمَ الْمُسْلِمُونَ مِنْ لِسَانِهِ وَيَدِهِ

«Мусульманином является тот, кто не причиняет вреда дру­гим мусульманам своим языком и своими руками».[5]

в)   Получившее известность среди факихов, примером чего может служить хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 أَبْغَضُ الْحَلالِ إِلَى اللَّهِ الطَّلاقُ

«Самым ненавистным из дозволенного для Аллаха является развод».[6]

г) Получившее известность среди знатоков основ фикха, примером чего может служить хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 رُفِعَ عَنْ أُمَّتِي الْخَطَأَ وَالنِّسْيَانَ وَمَا اسْتُكْرِهُوا عَلَيْهِ

«Не станут вменять в вину (членам) моей общины (совершён­ное ими по) ошибке, по забывчивости и по принуждению».[7]

д)   Получившее известность среди знатоков арабской грам­матики, примером чего может служить хадис, в котором сооб­щается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Прекрасным рабом явля­ется Сухайб: если бы он не боялся Аллаха, то не допускал бы Его ослушания». У этого хадиса нет никакой основы[8].

е)   Получившее известность среди обычных людей, приме­ром чего может служить хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поспешность – от шайтана».[9]

  1. Суждение об “известном”

“Известное” (машхур) сообщение нельзя характеризовать только как достоверное (сахих) или недостоверное независи­мо от того, о термине идёт речь или нет, поскольку среди та­ких сообщений есть не только достоверные, хорошие (хасан) и слабые (да’иф), но и подложные (мауду‘).

  1. Наиболее известные сочинения, посвящённые “известным” сообщениям

Имеются в виду сочинения, посвящённые известным хади­сам, где слово «известные» употребляется в обычном смысле слова и не является термином. К числу таких сочинений отно­сятся:

а)   “Аль-макасид аль-хасана фи-ма-штахара ‘аля-ль-альсина” ас-Сахави.

б)   “Кашф аль-хафа ва музиль аль-ильбас фи-ма-штахара мин аль-хадис ‘аля альсинати-н-нас” аль-‘Аджалюни.

в)   “Тамййиз ат-таййиб мин аль-хабис фи-ма йадуру ‘аля альсинати-н-нас мин аль-хадис” Ибн ад-Дайба’а аш-Шайбани.


 

[1] Речь идёт о духовных лидерах.

[2] Имеются в виду решения по религиозно-правовым вопросам или же фетвы.

[3] Этот хадис приводят аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и Ах­мад.

[4] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, просил Ал­лаха покарать людей из этих племён за убийство его сподвижников, направ­ленных им к многобожникам для того, чтобы призывать их к исламу.

[5] Аль-Бухари и Муслим.

[6] Аль-Хаким в «Аль-Мустадраке» называет этот хадис достоверным, с чем со­глашается и аз-Захаби в отношении той его версии, где слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, приводятся в следующем виде: «Не разрешал Аллах ничего более не­навистного Ему, чем развод».

[7] Этот хадис считали достоверным Ибн Хаббан и аль-Хаким.

[8] Иначе говоря, данный хадис является подложным.

[9] Этот хадис приводит ат-Тирмизи, считавший его хорошим.