«Мухтасар Сахих Муслим». Хадис № 307


Глава 107. Ташаххуд во время молитвы

307 — Передают, что Хиттан ибн ‘Абдуллах ар-Ракаши сказал:

«(Однажды мне пришлось) совершать молитву с Абу Мусой (аль-Аш’ари), и когда он сидел (после завершения первых двух рак’атов), кто-то из (молившихся под его руководством) людей спросил: “Совершение­ молитвы (вменено в обязанность) наряду (с велением придерживаться) благочестия и выплачивать закят?” Закончив молиться и произнеся слова таслима, Абу Муса спросил: “Кто из вас сказал то-то и то-то?” — но никто из людей не ответил (на его вопрос). Он слова спросил: “Кто из вас сказал то-то и то-то?” — и все опять промолчали­. Тогда он спросил: “Может быть, ты сказал это, о Хиттан?” — (на что) я сказал: “Я не говорил этого, ибо боялся, что ты станешь порицать меня”».
(Хиттан сказал): «Тут кто-то из людей отозвался: “Я сказал это, но, произнося (эти слова), я стремился только к благому”. Тогда Абу Муса спросил: “Разве вы не знаете, что следует говорить во время молитвы?”»

После этого он сказал:

— (Однажды), обратившись к нам с хутбой, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, каких (религиозных) обычаев мы должны придерживаться, и научил нас, как следует совершать молитву. Он сказал: «(Прежде чем) приступить к (общей) молитве, выстройтесь рядами[1], и пусть кто-нибудь из вас будет для вас имамом. Когда он произнесёт слова “Аллаху акбар”, произносите их и вы, а когда он скажет “не тех, что вызвали гнев (Твой), и не заблудших” (1:7), говорите “Амин”, и Аллах ответит вам[2]. После того как он произнесёт слова “Аллаху акбар” и совершит поясной поклон, вы тоже произносите эти слова и кланяйтесь, ибо имаму следует совершить поясной поклон раньше вас и выпрямиться (после его совершения) раньше вас».

Потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И это (мгновение) будет за то[3]. Когда (имам) скажет: “Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу” (Сами’а Ллаху ли-ман хамида-ху), говорите: “О Аллах, Господь наш, хвала Тебе” (Аллахумма, Рабба-на, ля-ка ль-хамд), и Аллах услышит вас, ибо Благой и Всевышний Аллах сказал через Своего пророка: “Аллах услышит тех, кто воздаст Ему хвалу”. После того, как он произнесёт слова “Аллаху акбар” и склонится в земном поклоне, вы тоже произносите эти слова и кланяйтесь, ибо имаму следует совершить земной поклон раньше вас и выпрямиться (после его совершения) раньше вас», после чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И это (мгновение) будет за то[4]. Как только любой из вас усядется[5], пусть сначала скажет: “Благие­ приветствия[6] и молитвы[7] Аллаху; мир тебе[8], о пророк, милость Аллаха и благословения [9] Его, мир нам и праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Его посланник” (Ат-тахиййату т-таййи-бату, ас-салявату ли-Лляхи; ас-саляму ‘алей-ка, аййу-ха н-набиййу, ва рахмату Ллахи ва баракату-ху, ас-саляму ‘алей-на ва ‘аля ‘ибади Аляхи с-салихин. Ашхаду алля иляха илля Алаху ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулю-ху)».Сахих


 

[1] Подразумевается, что ряды следует выравнивать и заполнять каждый ряд так, чтобы в нём не оставалось ни одного пустого места.

[2] То есть ответит на вашу мольбу.

[3] Здесь имеется в виду, что после совершения поясного поклона участнику общей молитвы следует начать выпрямляться настолько же позже имама, насколько позже него он начал совершать этот поклон, в результате чего продолжительность его поклона будет равна продолжительности поклона имама.

[4] См. примечание 3 на с. 187.

[5] Здесь имеется в виду сидение (ка’да) после совершения двух рак’атов молитвы.

[6] Как указывается в комментариях к разным версиям этого хадиса, слово тахийат — может означать ‘приветствия! ‘вечная жизнь; ‘величие! ‘свобода от бедствий и недостатков, ‘власть’; возможно также, что здесь оно объединяет все вышеупомянутые значения. По мнению аль-Хаттаби и аль-Багави, в данном случае слова ат-тахиййату ли-Ллях — следует понимать как ‘разные виды возвеличивания Аллаха!

[7] Имеются в виду либо обязательные молитвы, либо обязательные и добровольные­, либо обращения к Аллаху с мольбами, либо все виды поклонения вообще.

[8] См. заключительную часть раздела «О переводе некоторых слов и выражений­» в предисловии «От переводчика».

[9] Баракат — всё благое, что щедро даруется Аллахом, или же увеличением­ даруемого Им блага.