Сунан Абу Дауд. 34. Книга о благовоспитанности. Хадисы №№ 4801-4900


Сунан Абу Дауд

34 — Книга о благовоспитанности

Хадисы №№ 4801-4900

4832 — عَنْ أَبِى سَعِيدٍ عَنِ النَّبِىِّ -صلى الله عليه وسلم- قَالَ:

« لاَ تُصَاحِبْ إِلاَّ مُؤْمِنًا وَلاَ يَأْكُلْ طَعَامَكَ إِلاَّ تَقِىٌّ ».

قال الشيخ الألباني : حسن

رواه أحمد (3/38) ، والدارمي (2057) ، وابو داود (4832) ، والترمذي (2395) ، وابن حبان (554) ،  والحاكم (4/128) .

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير» 7341 : حسن

قال الشيخ الألباني في « صحيح الترغيب والترهيب » 3036 : حسن

قال الشيخ الألباني في« تخريج مشكاة المصابيح »  4945 : حسن

قال الشيخ الألباني في « صحيح الموارد » 1721 : حسن

4832 — Передают со слов Абу Са’ида (аль-Худри) о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не водись ни с кем, кроме верующих, и пусть не вкушает твоей еды никто, кроме богобоязненного». Этот хадис передали Ахмад 3/38, ад-Дарими 2057, Абу Дауд 4832, ат-Тирмизи 2395, Ибн Хиббан 554, аль-Хаким 4/128, который назвал его иснад достоверным и с ним согласился аз-Захаби.

Достоверность хадиса подтвердили Ибн Хиббан, аль-Хаким, аз-Захаби и Ибн Муфлих.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 7341, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 3036, «Тахридж мишкат аль-масабих» 4945, «Сахих аль-маварид» 1721.Хороший

_____________________________________________

Имам аль-Хаттаби сказал: «В этом хадисе идет речь о еде, связанной с гостеприимством и приглашением, а не о еде, которую подают для нуждающихся. Ведь Всевышний Аллах сказал о верующих:  “Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам, несмотря на любовь к ней” (аль-Инсан 76:7). А известно, что пленники не были верующими и богобоязненными, а являлись неверными. В этом хадисе содержится предостережение на пребывание и совместную трапезу с не богобоязненными и грешными людьми, ибо поистине, совместная трапеза порождает взаимную симпатию!» См. «Ма’алиму-с-Сунан» 7/185.

Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, говорил: «О человеке судите по его другу, ведь он берёт себе в друзья лишь подобного себе!» См. «Тафсир аль-Къуртуби» 4/281.

Аль-А’маш сказал: «Саляфы задавали о человеке только три вопроса: где он ходит, к кому он заходит и кого из людей он любит». Ибн Батта в «аль-Ибана» 2/452.

Суфьян ас-Саури говорил: «Ничто так не влияет на порочность или праведность человека, как его друг!» См. «аль-Ибана» 2/476.

Известный имам из числа последователей (таби’ун) – Са’ид ибн Джубайр говорил: «Для меня любимее чтобы мой сын дружил с нечестивцем-суннитом, чем он будет дружить с усердным в поклонении приверженцем нововведений!» Ибн Батта в «аль-Ибана» № 89.

Къатада говорил: «Клянусь Аллахом, мы видели, что человек пребывает только с подобными себе! Так общайтесь же с праведными рабами Аллаха, чтобы вы могли оказаться с ними или стать такими же, как они». Ибн Батта 2/480.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: «Дружба не дозволена, кроме как с людьми, повинующимися Всевышнему Аллаху, и именно так, как желает этого сам Аллах!» См. «Маджму’уль-фатава» 15/327.

Имам Ибн ‘Акъиль в «аль-Фунун» рассказывал: «Аллах всячески оберегал меня в молодости от грехов и всю мою любовь ограничил любовью к знанию и его обладателям. Я никогда не общался с любителями забав и дружил только с такими же студентами, как и я сам». См. «‘Улюуль-химма» 356.
Имам аль-Мунави в комментарии хадиса: «Гостеприимство – три дня, а все, что свыше этого является садакъой», сказал: «Этот хадис обобщенный, который охватывает как богатого, так и бедного, как мусульманина, так и неверного, как праведного, так и нечестивца. А что касается сообщения: “Пусть не ест твою еду никто, кроме богобоязненного”, то его смысл не в гостеприимстве, а в том, что выше этого, как оказание почета совместной трапезой, оказание радости, любезности и т.п.». См. «Файдуль-Къадир» 5/381.
Шейх Ибн Баз сказал:  «Слова: “пусть не ест твою еду никто, кроме богобоязненного” означают: не зови на свою еду никого, кроме лучших людей, и не зови ни нечестивцев, ни неверных. Ученые говорили, что это касается того случая, когда человек сам это выбирает и делает так все время. Что же касается гостей, то у них другое положение, и нет ничего запретного в том, чтобы их угощать, даже если они не богобоязненные, а нечестивые и неверные. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приглашал и неверных и других, кормил их и проявлял уважение, рассказывая им об Исламе. И он говорил: “Пусть тот, кто верит в Аллаха и в Судный день проявляет почет к гостю!” И проявлять почет гостю велено шариатом, даже если он не мусульманин». Сл. «Фатава нурун ‘аля ад-дарб».
Таким образом, смысл хадиса: «Пусть не водится с тобой никто, кроме верующего, и пусть не ест твою еду никто, кроме богобоязненного!» в том, чтобы верующий дружил с праведными и богобоязненными людьми и дружескую трапезу, угощение и т.п. разделял именно с такими.

4833 عن أبي هريرة أن النبي صلى الله عليه وسلم قال:

الرجلُ على دينِ خليلِه فلينظرْ أحدُكم من يُخالِلُ .
قال الشيخ الألباني : حسن

رواه أحمد 2/303 والترمذي 2378 وأبو داود 4833 والبيهقي في » شعب الإيمان » 9438 . وقال الترمذي : هذا حديث حسن غريب . وقال النووي : إسناده صحيح

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير» 3545 : حسن 

قال الشيخ الألباني في « السلسلة الصحيحة » 927 : صحيح

4833 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Человек исповедует ту же религию, что и его ближайший друг, так пусть же каждый из вас обращает внимание на то, с кем он водит дружбу». Этот хадис передали Ахмад 2/303, Абу Дауд 4833, ат-Тирмизи 2378, аль-Хаким 4/171, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» 9438.

Ат-Тирмизи сказал: «Хороший хадис».

Имам ан-Навави, хафиз Ибн Хаджар, имам Ибн Муфлих и хафиз ас-Суюты подтвердили достоверность хадиса.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 927, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 3545.Сахих

________________________________________

Ибн Абу ‘Имран рассказывал: «Однажды я пришёл к Абу Зарру и нашел его в мечети в одиночестве. Я спросил его: “Почему ты один?” На что он ответил: “Одиночество лучше, чем плохая компания, однако хорошая компания лучше, чем одиночество!”» Абу аш-Шейх, ад-Дайлями, Ибн ‘Асакир. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хорошим. См. «Файдуль-Къадир» 7/349.

Как прекрасны слова этого мудрого сподвижника!

Абу Суляйман ад-Дарани говорил: «Води дружбу только с двумя: человеком, благодаря ко­торому ты можешь получить пользу в своих мирских делах, и человеком, благодаря которому ты получишь пользу в том, что относится к миру вечному, а иметь дело с другими есть ве­ликая глупость!» См. «аль-Мау’изатуль-муттакъин» 128.

Имам Ибн Джама’а, делая наставление требующим знания, сказал: «Он должен общаться только с теми, кто может обучить его чему-нибудь и у кого он может поучиться сам. Если же он подружится с тем, с кем он попусту теряет свое время, кто ничему его не учит, у кого он ничему не научится, и кто не поддерживает его в том, что он делает, то пусть любезно прервёт с ним отношения с первых же дней знакомства. И это следует сделать сразу же, пока их дружба еще не окрепла, ибо от того, что уже укрепилось, избавиться тяжело. Факъихи говорили: «Легче предотвратить, нежели прекратить”». См. «Тазкирату-с-сами’» 84.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр писал: «Смысл этого хадиса, а Аллаху об этом ведомо лучше, в том, что человек привыкает к тому, что он видит от своего друга. К религии тоже можно привыкнуть, и поэтому мусульманину велено дружить только с теми, от кого он видит хорошее, так как к хорошему тоже можно привыкнуть». См. «Бахджатуль-джалисин» 2/751.

Имам аль-Хаттаби сказал: “Слова «Человек исповедует ту же религию, что и его близкий друг» означают, что дружить можно только с тем, чьей религией и праведностью ты доволен. Твой друг непременно станет склонять тебя к своей религии, на свой путь, и поэтому не обольщайся своей набожностью, не подвергай себя опасности и не бери себе в друзья тех, чьей религией и чьим путем ты не доволен.

Суфьян ибн ‘Уейна сообщил, что относительно этого хадиса говорили: «“Посмотрите на Фараона и на Хамана[1], который был рядом с ним! Посмотрите на аль-Хаджаджа и на Язида ибн Абу Муслима, который был еще хуже! И посмотрите на Сулеймана ибн ‘Абдуль-Малика и на его соратника Раджу ибн Хайву, который всегда поправлял его”. Говорят, что любовь названа словом “хиллят”, от того что любовь и симпатия проникают в сердце и укореняются в нём, и это ­– высшая форма братских чувств. Люди, как правило, являются чужими друг другу, и если они знакомятся и начинают дружить, то становятся близкими. Если между ними обнаруживается сходство, то они становятся любящими друзьями. Если же эта любовь крепнет, то между ними возникает то, что можно назвать словом “хиллят”». См. «аль-‘Узля» 56.

Имам аль-Ауза’и говорил: «Того, кто скроет от нас свое нововведение, нам выдаст его близкое окружение!» Ибн Батта в «аль-Ибана» 2/479.

Сообщается, что когда Суфьян ас-Саури прибыл в Басру, он стал спрашивать о положении Раби’а ибн Сабиха среди людей. Он спросил о нем: «Каков его мазхаб (путь)?» Ему ответили: «Его мазхабом является только Сунна». Он спросил: «А кто входит в его окружение?» Ему ответили: «Къадариты[2]». Тогда Суфьян сказал: «Значит он къадарит!» Ибн Батта в «аль-Ибана» 2/453.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа сказал: «Если человек втайне пребывает с плохими людьми, то от него следует предостерегать». См. «Маджму’уль-фатава» 35/414.

Если так сказано о тех, кто находится с плохими людьми тайно, то что же говорить о тех, кто дружит с ними явно?!

Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа также говорил: «Верующему необходимо проверять того, кто желает быть его другом или обращается к нему с просьбой о выдаче замуж и тому подобном». См. «Маджму’уль-фатава» 15/328.

Аль-‘Аввам ибн Хаушаб относительно своего сына ‘Исы говорил: «Клянусь Аллахом, увидеть ‘Ису сидящим с музыкантом и пьяницей предпочтительнее для меня, чем увидеть его находящимся среди приверженцев нововведений!» Ибн Ваддах в «аль-Бида’» 56.

Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд сказал: «Поистине, у Аллаха есть ангелы, которые ищут собрания, в которых поминают Аллаха. Так смотри же, с кем ты находишься! Не находись с приверженцами нововведений, ибо поистине, Всевышний Аллах не смотрит на них. И признаком лицемерия является пребывание человека с приверженцем нововведений. Я застал лучшее поколение людей, и все они были из ахлю-Сунна, и они запрещали пребывание с приверженцами нововведений». См. «Хильятуль-аулияъ» 8/104.

Он также говорил: «Остерегайся сидеть с теми, кто может испортить твое сердце!» аль-Лялякаи 262.

Суфьян ас-Саури говорил: «Тот, кто обратил свой слух к приверженцу нововведений, зная это, тот вышел из под защиты Аллаха и вверился самому себе!» аз-Захаби в «ас-Сияр» 7/261.

Яхъя ибн Ма’ин рассказывал: «Однажды, я услышал некоторые слова от ‘Абду-р-Раззакъа, которые говорят шииты, и спросил его: “Все твои учителя, от которых ты передавал хадисы, были достойными доверия и из числа ахлю-Сунна: Ма’мар, Малик, Ибн Джурайдж, ас-Саури, аль-Ауза’и, так от кого ты перенял этот мазхаб?!” Он ответил: “Однажды к нам приехал Джа’фар ибн Сулейман, и я увидел его достойным и благонравным, и перенял это от него”». См. “ат-Тахзиб” 611.
Имам ахлю-Сунна Ахмад ибн Ханбаль предостерегал от вероубеждения Хариса аль-Мухасаби и запрещал даже сидеть с ним. А когда ему сказали, что он рассказывает хадисы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и является набожным, Ахмад разгневался и сказал: «Пусть не введёт вас в заблуждение его смирение и мягкость! Поистине, он плохой человек. Неужели вы будете сидеть с каждым приверженцем нововведений, который рассказывает хадисы пророка, да благословит его Аллах и приветствует?!» См. «Табакъат аль-ханабиля» 1/233.
Имам Ибн аль-Джаузи говорил: «Общение с простыми людьми – это искушение для веры человека, если только он не будет оберегать себя в своих беседах с ними. Ему следует говорить самому, предоставляя им только слушать». См. «Сайд аль-хатыр» 419.
Если этот имам видел опасность для веры мусульманина в общении с простым человеком, то что можно сказать о том, какую опасность представляют для веры дружба и общение с приверженцами нововведений или грешниками?!
Спросили шейха Салиха аль-Люхайдана о студенте, приобретающем шариатское знание, который находится и с приверженцами Сунны и с приверженцами нововведений, и говорит: «Нельзя разделять общину, поэтому я нахожусь со всеми!» Шейх ответил: «Это приверженец нововведений! Тот, кто не разделяет между истиной и ложью и заявляет, что это он совершает для объединения слова мусульман, тот вносит нововведение. Я прошу Аллаха, чтобы Он повел его по прямому пути». Сл. «Дарс ба’да саля аль-фаджр».

Имам аль-Ауза’и говорил: «Бойтесь Аллаха, о мусульмане, и принимайте наставление от наставляющих и увещевание от увещевающих! И знайте, что эти знания – религия, так смотрите, что вы делаете и от кого её берете, за кем следуете и чьей религии доверяете! Поистине, все приверженцы нововведений – лжецы и грешники, и они не боятся Аллаха! Так остерегайтесь же их и отвергайте их, ибо поистине, ваши первые учёеные и поздние так поступали и это велели!» См. «Тарих ад-Димашкъ» 6/362.


[1] Хаман – визирь фараона, к которым Аллах послал пророка Мусу (мир ему) с увещеванием. См. «Тафсир аль-Къуртуби» 6/432.

[2] Къадариты – заблудшая секта, отрицающая къадар /предопределение/.

4834 — عن أبي هريرة يرفعه قال:

الأرواحُ جنودٌ مُجَنَّدَةٌ ، فما تَعَارَفَ مِنْهَا ائْتَلَفَ، وما تَناكَرَ مِنها اخْتَلَفَ

رواه البخاري ‏في « صحيحه » (3336‏‏)‏ ، وفي « الأدب المفرد » (900) عن عائشة ؛ أحمد (2/295 و527 و539) ، والبخاري في « الأدب المفرد » (901) ومسلم ‏(2638‏‏)‏ ، وأبو داود ‏(4834‏‏)‏ ، وابن حبان (6168) عن أبي هريرة ؛ والطبراني في « معجم الكبير » (8912) عن ابن مسعود.‏

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير » 2768 : صحيح 

قال الشيخ الألباني في « مشكاة المصابيح » 5003 : صحيح 

قال الألباني في « السلسلة الضعيفة و الموضوعة » 12/35-36  : صحيح 

قال الشيخ الألباني في « صحيح الأدب المفرد » 691 و692 : صحيح

4834 — Передают со слов Абу Хурайры о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Души подобны воинам. Если они находят что-то общее – они объединяются, а если не находят общего – они расходятся».

Этот хадис передали аль-Бухари 3336 и в «аль-Адабуль-муфрад» 900 со слов ‘Аиши; Ахмад 2/295, 527, 539, аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 901, Муслим 2638, Абу Дауд 4834, Ибн Хиббан 6168 со слов Абу Хурайры; ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 8912 со слов ‘Абдуллы ибн Мас’уда.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 2768, «Сахих аль-Адабуль-муфрад» 691, 692, «Мишкат аль-масабих» 5003, «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 12/35-36.  Сахих

______________________________________________

Из этого хадиса следует, что души, в которые изначально заложены дурные или благие свойства, тянутся к подобным себе, и поэтому праведные люди поддерживают общение с праведными, а нечестивые – с нечестивыми.

Имам Ибн аль-Асир сказал: «Тела, в которых души, объединяются и расходятся в соответствии с тем, как они созданы. По этой причине ты видишь, что хороший любит хороших и стремится к ним, а плохой любит плохих и стремится к ним». См. «ан-Нихая» 1/336.

Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд говорил: «Души подобны воинам, те из них, которые познают друг друга, объединяются, а те из них, которые не узнают друг друга, расходятся. И не может быть такого, чтобы приверженец Сунны содействовал приверженцу нововведений, кроме как это будет проявлением лицемерия». См. «Шарх усуль и’тикъад» 1/138.

Аль-Хаттаби сказал: «Это можно понять как относящееся к сходству между душами, которые бывают или хорошими или плохими, справедливыми или безнравственными, и что хорошие люди притягиваются к тем, кто походит на них, и, аналогично, злые люди притягиваются к тем, кто походит на них, так что души людей признают друг друга согласно их природе, хорошей или порочной. Если они подобны, они будут ладить, и если они отличны, они не будут в хороших отношениях».

Аль-Къуртуби сказал: «Хотя общим для душ является тот факт, что все они являются душами, они различаются другим образом. Души подобной природы будут в хороших отношениях из-за их сущности. Поэтому мы видим, что люди определённого типа ладят, но они не ладят с людьми отличной природы, и мы видим это у людей, которые имеют схожую натуру, некоторые из них ладят друг с другом, а некоторые — нет, и это зависит от вопросов, которые формируют основание для хороших отношений или наоборот».

Ибн Батта сказал: «Правдив был аль-Фудайль, да смилуется над ним Аллах, ибо мы своими глазами видим такое проявление». Ибн Батта «аль-Ибана» 429.

Сабит передавал о том, что ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Если на одной обширной площади соберутся люди, и все они будут верующими, кроме двух неверующих, которые тоже будут находиться здесь, то они (обязательно) сдружатся, найдя друг друга среди этой толпы. (Так же как) если соберутся неверующие на одной обширной площади, и будут среди них только двое верующих, то они (обязательно) сдружатся, найдя друг друга среди этой толпы». ат-Табарани «аль-Кабир» 10/130 и Ибн Батта «аль-Ибана» 427.

Однажды сказали имаму аль-Ауза’и, что некий мужчина говорит: «Я сижу как с приверженцем Сунны, так и с приверженцем нововведений». На что он сказал: «Этот мужчина хочет уровнять истину с ложью».

Ибн Батта сказал: «Правдив был аль-Ауза’и, так как я говорю, что такой мужчина не отличает истину от лжи, неверие (куфр) от имана. И относительно этого пришло в Коране и в Сунне от избранного пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

Всевышний Аллах сказал: «Когда они встречают верующих, то говорят: “Мы уверовали”. Когда же они остаются наедине со своими шайтанами, говорят: “Воистину, мы с вами. Мы лишь издеваемся”» (аль-Бакъара, 2:14).

Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, рассказывал о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лицемер в моей общине подобен овце, бродящей между двумя овцами. В этот раз она находится у этой овцы, а в другой раз — у другой, не зная за кем последовать» (Муслим 2146).

(Пречист Аллах) в наше время увеличился подобный пример среди людей. Пусть Аллах не приумножает подобных им, и избавит нас и вас от зла лицемеров и козней притесняющих!» Ибн Батта «аль-Ибана» 430-431.

Шейх Мухаммад Са’ид Раслян читая книгу «аль-Ибана», после этих слов имама ибн Батты сказал: «Он сказал это в четвертом веке (по хиджре), а что сказать уже о нашем времени (в 15 веке по хиджре)?!»

‘Умар ибн Мухаммад рассказывал о том, что его отец слышал, как ас-Суфийан ас-Саури говорил: «Любое заблуждение внешне приукрашено, поэтому не подвергай свою религию тому, чтобы кто-либо вызвал в тебе ненависть к ней». Абу Нуа’им «Хильйатуль-аулияъ» 7/29 и Ибн Батта «аль-Ибана» 447.

‘Абдус-Самад рассказывал: «Я слышал как Фудейль ибн ‘Ийад говорил: “Того, кто проявляет скромность ради Аллаха, Аллах возвышает. А тому, кто сидит с нуждающимся, Аллах приносит пользу посредством этого заседания. Остерегайся сидеть с теми, кто может испортить твое сердце. И не сиди с приверженцем страстей, ибо, поистине, я опасаюсь за тебя ненависти Аллаха”». Ибн Батта «аль-Ибана» 451.

Яхья ибн Абу Касир рассказывал о том, что Сулейман ибн Дауд (мир ему) сказал: «Не выносите решение о причастности кого-либо к чему-либо пока не увидите с кем он дружит». Ибн Батта «аль-Ибана» 460.

‘Амр ибн Малик рассказывал о том, что Абу аль-Джаузаи сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, для меня любимее, чтобы мой дом был переполнен обезьянами и свиньями, чем будет жить со мной по соседству кто-нибудь из приверженцев своих страстей. Ведь они подпадают под этот коранический аят: «Вот вы любите их, а они вас не любят. И вы верите во все Писания. Когда они встречаются с вами, то говорят: “Мы уверовали”. Когда же остаются одни, то кусают кончики пальцев от злобы к вам. Скажи: “Умрите от своей злобы! Аллаху известно о том, что в груди”» (Али-‘Имран 119)». аль-Лялькаи «И’тикъад ахлю-ас-Сунна валь-джама’» 1/102 и Ибн Батта «аль-Ибана» 467.

Яхья ибн Ясар рассказывал: «Я слышал, как Шарик говорил: “Для меня любимее, чтобы в каждом племени был осел, чем будет в ней такой-то, отец такого-то». А тот мужчина был из приверженцев нововведений». Ибн Батта «аль-Ибана» 472.

Шейх Мухаммад Са’ид Раслян после этого сказал: «Потому что осел приносит людям пользу, неся на себе их потребности. А что касается приверженца нововведений, то он портит религию людей и влияет на их сердца».

Абу Хатим рассказывал:

— Я слышал, как Ахмад ибн Синан говорил: «Если мужчина живет по соседству с приверженцем нововведений, то я нахожу необходимым для него продать свой дом, если есть такая возможность, дабы он переехал (оттуда в другое место). В противном случае приверженец нововведений погубит его детей и соседей». После чего Ибн Синан (в качестве довода) привел хадис, где пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть тот, кто услышит о том, что появился Даджаль, бежит от него», повторив это три раза, а затем продолжил: «Поистине, человек придет к нему, считая себя верующим, после чего последует за ним, из-за тех искушений, которые он покажет ему». Ибн Батта «аль-Ибана» 474.

Исхакъ ибн Ибрахим рассказывал: «Спросил я Абу ‘Абдуллаха (имама Ахмад) о приверженце нововведений, который призывает к своему бид’ату (нововведению) – можно ли сидеть с ним? На что Абу ‘АбдулЛлах ответил: “Не сидят и не разговаривают (с ним). Быть может, он принесет покаяние (от своего нововведения)”». Ибн Батта «аль-Ибана» 494.

Малик ибн Динар говорил: «Люди подобны птицам. Голуби (дружат) с голубями, вороны с воронами, утки с утками и воробьи с воробьями. Точно также и все люди дружат с подобными им». Ибн Батта «аль-Ибана» 512.

Хишам ибн ‘Урва рассказывал о том, что однажды ‘Умар ибн ‘Абуль-‘Азиз принялся бить людей за распивание спирных напитков, и среди них также оказался постящийся мужчина. Когда ему сказали, что он постящийся, он (‘Умар ибн ‘Абуль-‘Азиз в качестве довода) прочитал коранический аят: «Он уже ниспослал вам в Писании, чтобы вы не садились вместе с ними, если услышите, как они не веруют в знамения Аллаха и насмехаются над ними, пока они не увлекутся другим разговором. В противном случае вы уподобитесь им» (ан-Нисаъ, 4:140).   ‘Абду-р-Разакъ «аль-Мусаннаф» 9/230 и Ибн Батта «аль-Ибана» 515.

Фудайль ибн ‘Ийад сказал: «Непозволительно для верующего сидеть со всеми с кем он пожелает, ибо Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Когда ты увидишь тех, которые разглагольствуют о Наших знамениях, отвернись от них, пока они не увлекутся другим разговором» (аль-Ан’ам, 6:68 )». аль-Байхакъи «аз-Зухд аль-Кабир» 2/341 и Ибн Батта «аль-Ибана» 516.

Ибн Шаузаб сказал: «Одна из милостей Аллаха для юноши и иностранца — это то, что они в начале своего пути стали поклоняться так, как им указал приверженец Сунны, который научил их поклоняться по Сунне, поскольку иностранец усваивает то, что первым доходит до него». аль-Лялькаи «И’тикъад ахлю-ас-Сунна валь-джама’а» 1/46 и Ибн Батта «аль-Ибана» 517.

‘Амр ибн Къайс сказал: «Если ты увидишь юношу, который, в начале своего пути растёт с приверженцами Сунны и единой общины (ахли-Сунна валь-джама’а), то ожидай от него благо. А если (наоборот) увидишь его с приверженцами нововведений, то не ожидай от него добра, поскольку юноша (в основном) остаётся на истоках своего развития». Ибн Батта «аль-Ибана» 518.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Приводить в довод эту историю на то, что каждый муджтахид оказывается правым, не совсем правильно. Поистине, в нём указание на оставление порицания в отношении того, кто проявил усердие (в достижении истины). И также из этого хадиса извлекается то, что такой человек не заслуживает греха». См. “Фатхуль-Бари” 7/409.
Также из этого хадиса извлекается то, о чем говорил шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа, а это такое важное понятие, как «разногласие в понимании». См. «аль-Икътида» 48.

 

4893 — عن سالم عن أبيه عن النبي صلى الله عليه وسلم قال:

المسلم أخو المسلم لا يظلمه ولا يسلمه من كان في حاجة أخيه فإن الله في حاجته ومن فرج عن مسلم كربة فرج الله عنه بها كربة من كرب يوم القيامة ومن ستر مسلما ستره الله يوم القيامة .
قال الشيخ الألباني : صحيح

رواه أحمد (2/91) ، والبخاري ‏(‏‏2442 و6951)‏ ، ومسلم ‏(2580‏‏)‏ ، وأبو داود ‏(‏‏4893)‏ ، والترمذي ‏(‏‏1426)‏ ، والنسائي ‏ في « سنن الكبرى » (‏‏7291) ‏.

قال الشيخ الألباني في  « إرواء الغليل » 2450 : صحيح

قال الشيخ الألباني في « السلسلة الصحيحة » 504 : صحيح

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير» 6707 : صحيح  

4893 — Салим передал со слов своего отца (‘Абдуллы ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими,) о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:  «Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни притеснять, ни предавать его. Тому, кто (поможет) своему брату в нужде его, Аллах (поможет) в его собственной нужде, того, кто избавит мусульманина от печали, Великий и Всемогущий Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, а (грехи) того, кто покроет (грехи) мусульманина, Аллах покроет в День воскресения». Этот хадис передали Ахмад 2/91, аль-Бухари 2442, Муслим 2580, Абу Дауд 4893, ат-Тирмизи 1426, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 7291.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 6707, «Сильсиля ас-сахиха» 504, «Ирвауль-гъалиль» 2450, «Мухтасар Муслим» 1830.

______________________________________________________________

Спросили шейха Ибн База, да смилуется над ним Аллах: «Смысл хадиса: “Кто покроет мусульманина, Аллах покроет его и в мире этом, и в мире ином”, разве означает, что если человек совершит что-то порицаемое или непристойный поступок, и его я скрою, то Аллах и меня покроет?! Надеюсь, что вы разъясните мне это. Да вознаградит вас Аллах добром!
Ответ: «Да, этот хадис достоверный передал его Муслим от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Того, кто развеет верующему одну из печалей мира этого, Аллах развеет ему одну из печалей Дня Воскресения; тому, кто облегчит положение несостоятельного должника, Аллах облегчит его собственное положение как в этом мире, так и в мире ином; а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет как в мире этом ,так и в мире ином”
А также в двух достоверных сборниках передается хадис со слов ибн ‘Умара, да будет доволен ими обоими Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Мусульманин мусульманину брат: он не притесняет его, не оставляет его беспомощным. Тот, кто решит нужду своего брата, то Аллах решит его нужду. И тот, кто избавит мусульманина от печалей, то по причине этого Аллах избавит его от печалей Дня Воскресения. А тот, кто покроет мусульманина, того Аллах покроет в Судный День”. Вот это является узаконенным: Если человек увидит от своего брата по вере недостаток, то есть грех, то он не раскрывает его, и не распространяет между людьми. А наоборот скрывает его для него, дает наставление, направляет его к добру, призывает его к покаянию Аллаху от этого и не позорит его среди людей. И тот, кто сделает так, и покроет своего брата, того Аллах покроет как в этом мире, так и мире ином. Поскольку воздаяние в соответствии деяния. А что касается тех, которые открыто совершают грехи, не стыдятся и показывают их людям, то они сами себя позорят. И не является уместным для покрытия. Подобно тому, который распивает опьяняющие напитки среди людей на рынках и заседаниях, то он сам себя опозорил. Просим Аллаха благополучия!
Таким образом, кто совершает грехи публично, и не обращает на это внимание , то его дело поднимают до правителей, если они удерживают подобного ему и устанавливают над ним наказание, то его дело поднимают до них. Не является местом покрытия для того, кто открыто совершает непристойные поступки, и публично совершает их. Просим Аллаха благополучия!»

(http://www.binbaz.org.sa/mat/11401)