Хадис: «Когда человек умирает, (все) его дела прекращаются за исключением трёх…»


Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Когда человек умирает, (все) его дела прекращаются[1] за исключением трёх: непрерывной милостыни[2], знания, которым могут пользоваться (другие люди)[3], или праведного ребенка, который станет обращаться к Аллаху с мольбами за него».

Этот хадис передали Ахмад 2/372, аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 38, Муслим 1631, Абу Дауд 2880, ат-Тирмизи 1376, ан-Насаи 2/129 и 6/281.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 78, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 793, «Ахкамуль-джанаиз» 174, «Мухтасар Муслим» 1001, «Ирвауль-гъалиль» 1580.Сахих

________________________________________

Имам ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал: «Сказали ученые: смысл этого хадиса в том, что дела умершего заканчиваются с его смертью, перестают записываться его хорошие дела, кроме этих трех вещей, так как он является их причиной: ребенка, которого он взрастил, знание, которое он оставил после себя и так же постоянная милостыня – а это вакъф». См. «Шарх Сахих Муслим» 11/85.

Так же в этом есть достоинство женитьбы, так как при этом человек желает  праведного ребенка. И в нём указание на правильность вакъфа и величие награды того, кто оставляет его. И объяснение достоинства знаний и побуждение на то, чтобы увеличивать его и оставить его тому, кто придет после человека — либо обучая кого-то ему, либо записывая его. И так же необходимо выбирать те знания, которые больше принесут пользу и то, что награда за мольбу/ду’а/ доходит до умершего так же, как и милостыня.

« …. (все) его дела прекращаются» — имеется в виду, что человек прекращает получать награду за свои дела.

Нужно заметить, что речь идет о тех деяниях, которые верующий делал лично, то есть из того, что он делал лично, он будет получать после смерти пользу только от тех трех деяний, что упомянуты, и эта польза будет облегчать ему его состояние, в котором он будет после смерти. Многие ошибочно считают, что этот хадис указывает на то, что после смерти нет никакой пользы, кроме этих трёх. Но это не так, потому что в хадисе не сказано: «Ничего ему не поможет, кроме этих трёх деяний», а сказано: «его деяния прекращаются», то есть ничто из того, что он делал лично, кроме тех трёх дел, не принесет ему пользы. На это указывают многие хадисы, в которых пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спрашивают о пользе милостыни за умершего, о хаджже за умершего, об обете держать пост, который был дан умершей матерью, на что он отвечает, что умершего будет от этого польза. аль-Бухари, 1883,1404,2799; Муслим, 2373, 4308, 2752, 2753.

Спросили шейха Ибн ‘Усаймина, да помилует его Аллах: «В словах пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Когда человек умирает, (все) его дела прекращаются за исключением трёх: непрерывной милостыни, знания, которым могут пользоваться (другие люди) …”, в них идет речь о религиозных знаниях или мирских?»

Шейх ответил: «Как видно, хадис имеет общий смысл, посему любое знание, от которого получают пользу, будет вознаграждено. Однако конечно во главе всех знаний тут стоят религиозные знания. Но предположим, что какой-то человек умер, но при жизни, он научил другого какому-нибудь дозволенному ремеслу и этот человек извлёк из этого пользу, то естественно научивший его будет вознагражден за это». См. «Ликъаъ аль-баб аль-мафтух» 16/117.


 

[1] Имеется в виду, что человек прекращает получать награду за свои дела.

[2] Здесь имеется в виду то, что покойный  завещал раздавать бедным  после своей смерти,  или же имущество, завещанное им в качестве вакфа на благотворительные цели.

[3] Имеются в виду в виду книги,  которые  написал или завещал покойный,  знание,  которое  он  передал другим в качестве наставника и т.д.