Хадис о толковании Корана без знаний


Ассаламу ‘алайкум ва рахматуллах!

Хотелось бы узнать насколько достоверен этот хадис:

«Тот кто будет толковать Коран без соответствующих знаний, даже если сказанное им будет верно, все равно является ошибающимся». ат-Тирмизи, Насаи и др.

Ва алейкум салям ва рахматуллахи ва баракатух!
Сообщается, что Джундаб ибн ‘Абдуллах сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Уже ошибся тот, кто сказал о Коране что-либо на основе своих умозаключений, даже если он и угадал». Этот хадис передали Абу Дауд 3652, ат-Тирмизи 2952, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 8086, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 1672, Абу Я’ля 1520, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 2277.

Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 5736, «Мишкат аль-масабих» 235.
Есть еще другой похожий, но опять же слабый хадис:
Сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Пусть тот, кто сказал о Коране чего-либо без знания, приготовится занять свое место в Аду”». Этот хадис передали Ахмад 1/233, ат-Тирмизи 2950, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 8084, аль-Баззар 4757, 5083, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» 2275, 2276. Ат-Тирмизи сказал: «Хороший, достоверный хадис».
Мухаммад аль-Мунави сказал: «В его иснаде присутствует ‘Абдуль-А’ля ибн ‘Амир, которого назвал слабым Ахмад». См. «Тахридж ахадис аль-масабих» 1/168.
Также его иснад назвали слабым шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Албани и Шу’айб аль-Арнаут. См. «Муснад Ахмад» 3/341, 4/141, 2069, «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 5737, «Мишкат аль-масабих» 234. 5/199
Иснад этого хадиса является слабым, а его недостатком является ‘Абдуль-А’ля ибн Марван ас-Са’ляби, о котором ан-Насаи и другие сказали: «Он не такой сильный (передатчик)» (аль-Мизан» 4726). См. «Тахридж Мишкат аль-масабих» 1/158.
ВаЛлаху а’лям!
Однако толкование Корана собственным мнением запрещено. Аллах назвал клеветников лжецами, сказав: «Если они не привели свидетелей, то перед Аллахом они являются лжецами» (Свет-13). Ибо подобный человек (толкующий Коран собственным суждением) взвалил на себя бремя, не имея об этом знания. Поэтому группа предшественников запрещала давать толкования о том, о чем у них не было знания. Шу‘ба передает со слов Сулеймана со слов ‘Абдуллаха ибн Мурры со слов Абу Ма‘мара, что он сказал: «Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Какая земля будет меня носить, какое небо будет покрывать меня тенью, если я скажу о Книге Аллаха то, чего не знаю?» Похожее сообщение передал Абу ‘Убайдуллах аль-Касым ибн Салам в «Фадааиле» (227). Там же он передал слова ‘Умара ибн аль-Хаттаба, тоже свидетельствующие о подобном его взгляде на толкование суждением. Ибн Джарир привел от Ибн Абу Муляйки сообщение: «Ибн ‘Аббас был спрошен об одном аяте. И если бы кое-кого из вас спросили бы о нем, то он непременно высказался бы о нем. Но (Ибн ‘Аббас) отказался говорить об этом». Цепочка передатчиков его достоверна. Абу ‘Убайдуллах привел сообщение от Ибн Абу Муляйки, что один мужчина спросил Ибн ‘Аббаса об аяте: «День, равный пятидесяти тысячам лет». Ибн ‘Аббас ответил: «Это два дня, о которых упомянул Аллах в Книге, и Аллах лучше знает о них». (Ибн ‘Аббасу) не захотелось говорить о Книге Аллаха то, что ему неизвестно». Ибн Джарир передал также сообщение на эту тему о Джундабе ибн ‘Абдуллахе. Малик передал от Йахйа ибн Са‘ида со слов Са‘ида ибн аль-Мусаййаба, что когда он был спрошен о комментарии одного аята Корана, то сказал: «Мы не будем ничего говорить о Книге Аллаха». Лайс передал со слов Йахйи ибн Са‘ида от Са‘ида ибн аль-Мусаййаба, что тот говорил из Корана только о том, что было (ему) известно. Шу‘ба передал со слов ‘Амра ибн Мурры, что он сказал: «Один мужчина спросил Са‘ида ибн аль-Мусаййаба об аяте из Корана, и (Са‘ид ибн аль-Мусаййаб) ответил: «Не спрашивай меня о Коране, но спрашивай того, кто утверждает, что для него не является тайной ничего из этого», имея в виду ‘Икриму. Ибн Шаузаб сказал: «Мне рассказал Йазид ибн Абу Йазид: «Мы спрашивали Са‘ида ибн аль-Мусаййаба о дозволенном и запретном, и он был самым знающим из людей. Однако если мы спрашивали его о комментарии аята из Корана, то он молчал, будто и не слышал». Ибн Джарир передал на эту тему мнения богословов Медины таких, как Салим ибн ‘Абдуллах, аль-Касым ибн Мухаммад, Са‘ид ибн аль-Мусаййаб, Нафи‘. Абу ‘Убайдуллах сказал в «Фадааиле» (229): «Нам передал ‘Абдуллах ибн Солих со слов Лайса, со слов Хишама ибн ‘Урвы, что он сказал: «Я никогда не слышал от своего отца (‘Урвы ибн аз-Зубайра), чтобы он делал (собственные) толкования Книги Аллаха». Аййуб, Ибн ‘Авн и Хишам ад-Дустуваи передали со слов Мухаммада ибн Сийрина, что он сказал: «Я спросил ‘Убайду, то есть Салмани, об одном аяте из Корана, и он сказал: «Ушли (из жизни) те, кто знал то, о чем был ниспослан Коран. Так бойся же Аллаха и придерживайся правильного». Абу ‘Убайдуллах сказал в «Фадааиле» (229): «Нам передал Хушайм со слов Мугиры, со слов Ибрахима, что он сказал: «Наши товарищи боялись делать толкования Корана». Шу‘ба передал со слов ‘Абдуллаха ибн Абу ас-Сафра, что тот сказал: «Ша‘би сказал: «Клянусь Аллахом, нет аята, о котором бы я не спросил. Однако это – сообщение от Аллаха, Всемогущ Он и Велик». Абу ‘Убайдуллах сказал в «Фадааиле» (229): «Нам передал Хушайм: «Нам передал ‘Амр ибн Абу Заида со слов Ша‘би, со слов Масрука, что он сказал: «Бойтесь толкования Корана, ибо это лишь сообщение от Аллаха».
Эти достоверные сообщения от сподвижников и их последователей, а также им подобные сообщения от имамов предшественников понимаются, как запрет ими говорить о толковании Корана то, что им неизвестно. Однако говорить о том, что известно из словарного и шариатского значения, не является грехом. Поэтому от вышеупомянутых предшественников были переданы различные слова о толковании Корана, и в этом нет противоречия, ибо они говорили о том, что знали, и умалчивали о том, чего не знали. Это является обязанностью каждого. Ибо, как обязательно молчать о том, что неизвестно, так же обязательно в случае задания вопроса говорить о том, что известно. Всевышний Аллах сказал: «Вы обязательно будете разъяснять его людям и не будете скрывать его». (Семейство Имрана-187.) Имеется хадис, переданный различными путями: «Кто скроет знание, когда его спросят о нем, тот будет обуздан в День воскресения огненной уздой» (Абу Давуд, Тирмизи, Ибн Маджа от Абу Хурайры, Ибн Маджа от Анаса). Что касается хадиса, переданного Абу Джа‘фаром ибн Джариром (ат-Табари) со слов ‘Аиши: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не комментировал из Корана ничего, кроме лишь нескольких аятов, знание о которых ему дал Джибриль, мир ему», то этот хадис является неприемлемым («мункар») и малоизвестным («гариб»). Ибн Джарир передал две цепочки этого хадиса через Джа‘фара ибн Мухаммада ибн Халида ибн аз-Зубайра ибн аль-‘Аввама аль-Кураши аз-Зубайри. Бухари сказал, что его хадисы не подтверждаются преданиями других передатчиков. Хафиз Абу аль-Фатх аль-Азди сказал, что его хадисы неприемлемы. Имам Абу Джа‘фар высказался об этом хадисе, и выводом из этого высказывания является то, что это были аяты, знание о которых передал лишь Всевышний Аллах через Джибриля. Это является правильным толкованием данного хадиса, если предположить, что он является достоверным. Ибо в Коране есть то, что Аллах скрыл в Своем знании. Есть также то, что знают ученые. Есть то, что арабы изучают при помощи своего языка. Есть также то (очевидное знание), в чем никто не может оправдаться своим невежеством. Об этом явно сказано в сообщении от самого Ибн ‘Аббаса у Ибн Джарира. Ибн Джарир сказал, что подобное же передано в хадисе от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, через Ибн ‘Аббаса, однако он сказал, что к цепочке передатчиков имеются замечания. Замечание, на которое он указал, относится к Мухаммаду ибн ас-Саибу аль-Кальби, хадисы которого оставляются («матрук»). Скорее всего, его (Мухаммад ибн ас-Саиба) ошибка заключается лишь в том, что он возвел эти слова Ибн ‘Аббаса к пророку, да благословит его Аллах и приветствует. А лучше всего об этом известно Аллаху.

Источник

Толкование Корана собственным суждением

Также по теме:

О тафсире на основе научных открытий