Хадисы о Йаъджудже и Маъджудже


Хадисы о Йаъджудже и Маъджудже

Сообщается, что ан-Наввас бин Сам’ан, да будет доволен им Аллах, сказал:

— Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стал рассказывать нам об Антихристе, говоря о нём, то тихо, то громко,[1] и (в конце концов) мы решили, что (будет он величиной с) пальму.[2] И когда мы пришли к нему вечером, он понял, что с нами происходит, и спросил: «Что с вамиМы сказали: «О посланник Аллаха, сегодня утром ты рассказывал об Антихристе, то понижая, то повышая голос, так что нам стало казаться, что (будет он величиной с) пальму!» (На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Не Антихрист заставляет меня больше всего бояться за вас, ибо если появится он в то время, когда я буду с вами,[3] то я и буду вести с ним спор[4] за вас, если же появится он в то время, когда меня среди вас не будет, тогда каждому придётся вести (с ним) спор за себя, а Аллах заменит меня (в этом) для каждого мусульманина.[5] Поистине, (явится Антихрист в образе) юноши с курчавыми волосами и кривого на один глаз[6], которого я сравнил бы с ‘Абд аль-‘Уззой бин Катаном.[7] Что же касается того из вас, кто доживёт до такого времени, когда он появится, пусть читает первые аяты суры “Пещера”,[8] и, поистине, появится он на дороге между Шамом и Ираком и будет сеять зло направо и налево. О рабы Аллаха, держитесь же (веры) твёрдо[9] Мы спросили: «О посланник Аллаха, а сколько (времени) он будет оставаться на земле?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Сорок дней, (из которых один) день будет подобен году, (ещё один) – месяцу, (а ещё один) — неделе, что же касается остальных его дней, то будут они подобны вашим дням». Мы спросили: «О посланник Аллаха, а достаточно ли будет, (если в тот) день, который окажется подобен году, мы совершим молитвы, (обычно совершаемые нами) ежедневно[10] (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Нет, но определяйте (в этот день время) должным образом».[11] Мы спросили: «О посланник Аллаха, а как быстро он будет передвигаться по земле?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Подобно дождевому (облаку), подгоняемому ветром. Он явится к людям и призовёт их[12], а они уверуют в него и ответят ему, и тогда по его велению небо (тотчас) прольётся дождём, земля же по его велению принесёт плоды, а вечером их животные вернутся с пастбищ, и будут горбы их подняты высоко как никогда, и вымя каждого будет полным как никогда и бока их будут крутыми как никогда.[13] А потом он явится к (другим) людям и обратится с призывом и к ним, но они отвергнут его слова, и он покинет их, а их поразит засуха, и не останется у них никакого имущества.[14] И тогда он пройдёт по опустошённой земле и велит ей: “Исторгни твои сокровища!”, — и сокровища её последуют за ним подобно рою трутней. Потом призовёт он к себе юношу в расцвете его молодости, ударит его мечом и разрубит на две части, которые разлетятся друг от друга на расстояние полёта стрелы, после чего он призовёт его к себе, и (этот юноша), лицо которого будет сиять (от радости, оживёт и)  явится (к нему). И в это же самое время Аллах Всевышний направит (к людям) Христа, сына Марйам, да благословит его Аллах и приветствует, который спустится (на землю) у белого минарета в восточной части Дамаска в двух окрашенных в жёлтый цвет[15] одеждах, возложив кисти рук на крылья двух ангелов. Когда он станет опускать голову, с неё будет капать (вода), а когда станет её поднимать, с неё будут скатываться капли, подобные жемчужинам, и кто бы из неверных ни ощутил аромат его дыхания, он обязательно умрёт, дыхание же его распространится настолько, насколько хватит его глаз. Затем (‘Иса, да благословит его Аллах и приветствует,) станет искать (Антихриста), настигнет его у ворот Людда[16] и убьёт, после чего ‘Иса, да благословит его Аллах и приветствует, придёт к людям, которых Аллах защитит от (Антихриста),[17] проведёт рукой по их лицам и поведает им о том, какие места в раю они займут, и в это время Аллах Всевышний ниспошлётИсе, да благословит его Аллах и приветствует, откровение(, в котором будет сказано): “Привёл Я (таких) рабов Моих, с которыми никто не в силах сражаться, укрой же рабов Моих на (горе) Тур!” И (после этого) Аллах пошлёт Йаджудж и Маджудж[18], и они устремятся с каждой возвышенности. Первые из них пройдут через Тивериадское озеро и выпьют его воду, а когда пройдут последние, они скажут: “Когда-то здесь была вода!” Что же касается пророка Аллаха ‘Исы, да благословит его Аллах и приветствует, то он и те, кто будет с ним находиться, останутся в осаде до тех пор, пока бычья голова для любого из них не покажется привлекательней, чем сотня динаров сегодня,[19] и тогда пророк АллахаИса, да благословит его Аллах и приветствует, и те, кто будет с ним находиться, да будет доволен ими Аллах, станут обращаться с мольбами к Аллаху Всевышнему, и Аллах нашлёт на шеи (Йаджуджа и Маджуджа) червей,[20] а наутро все они как один окажутся растерзанными (и исчезнут).[21] А после этого пророк АллахаИса, да благословит его Аллах и приветствует, и те, кто будет с ним, да будет доволен ими Аллах, спустятся на землю и не (смогут) найти ни единой пяди её, где не ощущалось бы (исходящее от) них зловоние.[22] И тогда пророк АллахаИса, да благословит его Аллах и приветствует, и те, кто будет с ним, да будет доволен ими Аллах, (снова) обратятся с мольбами к Аллаху Всевышнему, и Аллах Всевышний пошлёт (к ним) птиц, шеи которых будут подобны верблюжьим шеям, и (эти птицы) унесут их (тела) и бросят их там, где пожелает Аллах. А потом Всемогущий и Великий Аллах пошлёт (на землю такой сильный) дождь, что от него не сможет защитить ни глиняный дом, ни палатка, который очистит землю, оставив её после себя подобной зеркалу. А потом земле будет сказано: “Принеси твои плоды и дай (людям вкусить) твоей благодати!”, — и в тот же день (вырастет такое большое гранатовое дерево, что) целая группа людей (с трудом сумеет) съесть (хотя бы) один его плод и сможет укрыться в тени его кожуры. Что же касается молока, то окажется оно столь благословенным, что молока от одной верблюдицы будет достаточно для целой группы людей, молока от одной коровы будет достаточно для целого племени, а молока от одной овцы будет достаточно для нескольких семей. И в это время Аллах Всевышний пошлёт (на землю) приятный ветер, который подхватит (людей) за подмышки и унесёт с собой душу каждого верующего и каждого мусульманина, останутся же наихудшие люди, которые придут в возбуждение подобно ослам,[23] и (такие увидят, как) наступит Час этот».[24] Этот хадис передал Муслим 2937.


[1] Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,  говорил  об этом с людьми долго и когда начинал уставать,  понижал голос,  чтобы немного отдохнуть, а потом снова повышал его, чтобы привлечь внимание своих  сподвижников  к  этому  важному  вопросу.  Возможен также и другой вариант перевода:  “ … отзываясь о нём то  с презрением, то представляя его как нечто значительное.”

[2] Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,  говорил  об  искушениях  Антихриста так, что люди стали считать это крайне важным, значительным и страшным.

[3] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил это ещё до того, как ему было открыто, что Антихрист появится среди людей в конце времён.

[4] Иначе говоря, опровергать его ложные утвержения.

[5] Это значит,  что  в отсутствие пророка, да благословит его Аллах и приветствует,  Аллах позаботится о том, чтобы уберечь каждого мусульманина от искушений Антихриста и не дать ему отклониться от пути истинного.

[6] Возможно, что имеется в виду человек со вздувшимся глазом.

[7] По одним сообщениям,  ‘Абд  аль-‘Узза  бин Катан принадлежал  к  племени  бану  муста’лик и погиб ещё во времена джахилийи, а в той версии этого хадиса, которую приводит имам Ахмад,  сообщается,  что  он принял ислам и слышал эти слова пророка,  да  благословит  его Аллах и да приветствует, которого спросил:  “О посланник Аллаха, не повредит ли мне сходство с ним?”, — на что пророк,  да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Нет, ибо ты являешься верующим, а он — неверный.”

[8] Здесь имеются в виду десять первых аятов. В другой версии этого хадиса сообщается, что для того, чтобы уберечься от искушений Антихриста, следует читать десять последних аятов этой суры.

[9] Имеется в виду, что Антихрист не ограничится распространением зла только там,  где  он  будет находиться непосредственно, но ещё и станет рассылать своё воинство по всем сторонам.

[10] То есть: достаточно ли будет совершения в этот день обычных пяти молитв? Ясно, что этот вопрос касается и тех дней, продолжительность которых будет равна месяцу и неделе.

[11] Это значит, что в этот день после утренней молитвы людям  надо будет совершить полуденную молитву, отмерив столько времени, сколько в среднем проходит между утренней и полуденной молитвой в обычные дни, послеполуденную надо будет совершить по истечении среднего промежутка времени, отделяющего полуденную молитву от послеполуденной, и так далее, а после совершения пяти молитв необходимо начать отсчёт сначала и поступать так на протяжении всего этого дня, а также и тех дней, которые по продолжительности будут равны месяцу и неделе.

[12] Имеется в виду, что Антихрист призовёт людей уверовать в то, что он является их Господом.

[13] Имеется в виду, что горбы верблюдов поднимутся, так как нальются жиром, и по той же причине  бока  животных округлятся.

[14] Здесь имеется в виду либо скот, который падёт по причине засухи, либо любое имущество вообще.

[15] В комментариях указывается, что эти одежды будут окрашены красителем, полученным из жёлтого дерева, и шафраном.

[16] Людд — селение неподалеку от Иерусалима.

[17] То есть: защитит от его искушений, в результате чего они сохранят свою веру и не собьются с пути.

[18] Йаъджудж и Маъджудж (библейские Гог и Магог) — упоминающиеся в Коране  враждебные  людям  существа,  живущие за стеной на крайнем востоке земли. Накануне Судного дня эта  стена  разрушится  “и  они устремятся с каждой возвышенности”. (“Пророки”, 96)

[19] Иными словами, они станут страдать от голода.

[20] Имеется в виду особый вид червей, обитающих в носах верблюдов и овец.

[21] Здесь имеется в виду, что по воле Аллаха эти могущественные существа окажутся уничтоженными существами ничтожными.

[22] То есть: зловоние от растерзанных трупов Йаъджуджа и Маъджуджа.

[23] Имеется в виду, что они станут публично совокупляться с женщинами   подобно   ослам,  не  стесняясь  присутствия людей.

[24] То есть: Судный день.

Сообщается, что Абу Са’ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:

— (Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(В День воскресения) Аллах скажет: “О Адам!” (Адам) откликнется: “Вот я перед Тобой и готов служить Тебе, а (всё) благо в Твоих руках! /Лаббайка, ва са’дайка валь-хайру фи йадайка!/” (Аллах) скажет: “Выведи тех, кому суждено оказаться в огне!” (Адам) спросит: “А сколько их?” (Аллах) скажет: “(Выведи) девятьсот девяносто девять из каждой тысячи”, и после этого поседеют малые (дети), и каждая беременная сложит свою ношу, и увидишь ты людей (будто) пьяными, хотя пьяными они не будут, но суровым будет наказание Аллаха![1]”» (Люди) спросили: «О посланник Аллах, а кто из нас будет тем единственным(, кто спасётся от огня?» На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ответил: «Радуйтесь, ибо один будет из вас, а тысяча − из (народов) Йаъджудж и Маъджудж!» − после чего сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, поистине, я надеюсь, что вы составите собой четверть обитателей рая!» − и мы воскликнули: «Аллах велик!» Потом (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Я надеюсь, что вы составите собой треть обитателей рая!» − и мы воскликнули: «Аллах велик!» Потом (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Я надеюсь, что вы составите собой половину обитателей рая!» − и мы воскликнули: «Аллах велик!» А потом (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Но по сравнению с другими людьми вы подобны всего лишь чёрному волоску на шкуре белого быка или белому волоску на шкуре чёрного быка». Этот хадис передали ль-Бухари 3348 и Муслим 222.


[1] См.: “Хаджж”, 2.

Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«(Люди) непременно будут (продолжать) совершать хаджж и умру к Дому и после выхода (из-за стены) Йаъджуджа и Маъджуджа[1]». Этот хадис передали Ахмад 3/27, 28, 48, 64, аль-Бухари 1593, Абу Я’ля 2/65, Ибн Хиббан 6832 и аль-Хаким 4/453. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 5361, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2430.


[1] Йаъджудж и Маъджудж (библейские Гог и Магог) − враждебные людям существа, обитающие на крайнем востоке земли за  стеной, которая рассыплется незадолго до наступления Дня воскресения, после чего “они устремятся с каждой возвышенности”.* Об этих существах упоминается также в суре “Пещера”, 94 − 98.

* См.: “Пророки”, 96.

Передают со слов Зайнаб бинт Джахш[1], да будет доволен ею Аллах, что однажды к ней зашёл охваченный страхом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, который воскликнул: «Нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха! Горе арабам от зла, которое уже близко! Сегодня в стене Йаъджуджа и Маъджуджа было проделано вот такое отверстие!» − и соединил большой и указательный пальцы в виде круга. Зайнаб бинт Джахш сказала: «Я спросила: “О посланник Аллаха, так неужели погибнем и мы, несмотря на то, что среди нас будут праведники?” Он сказал: “Да, если пороки умножатся!”»[2] Этот хадис передали аль-Бухари 3346, Муслим 2880, Ибн Хиббан 327. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 7176.


 

[1] Одна из жён пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[2] В первую очередь посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду прелюбодеяния.

 » سيوقِدُ المسلمون من قِسيِّ يأجوجَ و مأجوجَ و نُشَّابِهم و أَتْرِسَتِهم سبعَ سنينَ » .

_______________________________________

قال الشيخ الألباني في » السلسلة الصحيحة » 4 / 579 :

أخرجه ابن ماجة ( 4076 ) : حدثنا هشام بن عمار حدثنا يحيى بن حمزة حدثنا ابن جابر عن يحيى بن جابر الطائي: حدثني عبد الرحمن بن جبير بن نفير عن أبيه أنه سمع النواس بن سمعان يقول : فذكره مرفوعا .

قلت : و هذا إسناد صحيح على شرط مسلم غير هشام بن عمار , فإنه على شرط البخاري إلا أنه قد تكلم فيه لأنه كان يتلقن . لكنه قد توبع … .

«Мусульмане будут использовать луки, стрелы и шиты Йаъджуджа и Маъджуджа в качестве топлива в течение семи лет».

Шейх аль-Албани в «ас-Сильсиля ас-сахиха» (4/579) сказал:

— Его приводит Ибн Маджах (4076) … от Навваса ибн Сам’ана, как восходящий к пророку, да благословит его Аллах и приветствует.

Я (аль-Албани) говорю:

— Этот иснад достоверный в соответствии с условиями Муслима, кроме Хишама ибн ‘Аммара, а он соответствует условиям аль-Бухари ….