Сахих аль-Бухари. Хадис № 5889


5889 عَنْ أَبِى هُرَيْرَةَ رِوَايَةً :

« الْفِطْرَةُ خَمْسٌ — أَوْ خَمْسٌ مِنَ الْفِطْرَةِ — الْخِتَانُ ، وَالاِسْتِحْدَادُ ، وَنَتْفُ الإِبْطِ ، وَتَقْلِيمُ الأَظْفَارِ ، وَقَصُّ الشَّارِبِ » .

طرفاه 5891 ، 6297 — تحفة 13126

5889 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, о том, что (пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал):

«Естественными/фитра/ являются пять (вещей) /или: Пять (вещей) являются естественными … /: обрезание, сбривание волос с лобка[1], выщипывание волос подмышками,[2] подстригание ногтей, и укорачивание усов». См. также хадисы №№ 5891 и 6297. Этот хадис передали Ахмад 2/229, аль-Бухари в «Сахихе» 5889 и «аль-Адабуль-Муфрад» 1292, Муслим 257, Абу Дауд 53-54, ат-Тирмизи 2756, Ибн Маджах 292, Абу ‘Авана 1/190, Ибн Хиббан 5480, аль-Байхакъи 1/149, ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат» 355. См. «Ирвауль-гъалиль» 73, «Мишкат аль-масабих» 4420.

____________________________________

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, установил временные рамки для уммы в этих делах, и которые составляют сорок дней, как передано у Муслима от Анаса: «Он установил срок для укорачивания усов, подстригания ногтей, выщипывания волос из подмышек, сбривания волос с лобка и мы не должны были оставлять это на период больший, чем сорок дней».
Аль-Мубаракфури в «Тухфатуль-ахвази» сказал: «Ан-Навави сказал: “Это указывает на то, что мы не должны оставлять это не более чем сорок дней, но не указывает, что мы должны выжидать именно сорок дней. Предпочтительно делать это в соответствии с длиной и необходимостью. Если же они отрастают слишком длинными, то их следует сбрить”».
Аш-Шаукани сказал: «Предпочтительно, чтобы это ограничивалось сорока днями, как это установил наш пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и нельзя выходить за рамки этого. И не считается нарушением сунны, если человек укоротит усы и т.д. как только они станут длинными, даже если при этом не завершился этот период».


 

[1] Имам-ханбалит аль-Мардави говорил: «Волосы подмышки выщипываются, а лобок бреется, но человек волен убирать волосы как ему хочется». См. «аль-Инсаф» 1/122.
Имам ан-Навави сказал: «Сунной является выщипывание (волос подмышками), как на это указывает хадис, но есть их побрить, то это дозволено!» См. «аль-Маджму’» 1/341.

[2] Удаление волос подмышками допускается любым способом.