Хадисы об «Аят аль-Курсий»/аят Трона/


Хадисы об «Аят аль-Курсий»/аят Трона/

عن محمد بن زياد الألهاني قال: سمعت أبا أمامة يقول: قال رسول الله صلى الله عليه و سلم :

مَن قرَأ آيةَ الكرسيِّ دُبُرَ كلِّ صلاةٍ مكتوبةٍ لم يمنَعْه من دُخولِ الجنةِ إلا الموتُ.

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير» 6464 : صحيح

قال الشيخ الألباني في « صحيح الترغيب والترهيب » 1595 : صحيح

Передают со слов Абу Умамы о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Тому, кто будет читать “Аят Трона”/Аят аль-Курсий/ после завершения каждой обязательной молитвы, ничто не помешает войти в рай за исключением того, что (он должен сначала) умереть».

Этот хадис передали ан-Насаи в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 100, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 7532 и «Му’джам аль-Аусат» 8068 и Ибн Хиббан 2/261.
Хафизы аль-Мунзири, ад-Димьяты, ас-Суюты и шейх Ахмад Шакир подтвердили достоверность хадиса.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 6464, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1595.

«Тот, кто прочтёт аят “Аль-Курсий” после каждой обязательной молитвы, будет в степени сражающегося за пророков Аллаха Великого и Всемогущего, пока не станет мучеником за веру».

Шейх аль-Албани в «ас-Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» (12/620) сказал:

— Выдуманный (хадис). Его приводит Ибн ас-Сунни в «‘Амаль аль-йаум вал-лейля» (42/120) по пути ‘Али ибн аль-Хасана ибн Ма’руф: Рассказал нам ‘Абдуль-Хамид ибн Ибрахим Абу ат-Тукъа: Рассказал нам Исма’иль ибн ‘Аййаш от Дауда ибн Ибрахим аз-Зухли о том, что он сообщил ему от Абу Умамы — Судайй ибн ‘Аджляна аль-Бахили, да будет доволен им Аллах, как восходящий к пророку.

Я (аль-Албани) говорю:

— Этот иснад тёмный в котором последовательно есть недостатки.

Первый — Дауд ибн Ибрахим аз-Зухли. Я его не знаю и вероятно, что это тот, о ком сказано в «аль-Мизан»: «Дауд ибн Ибрахим (передаёт хадисы) от ‘Убады ибн ас-Самита. Неизвестен. Аль-Азди сказал: “Его хадисы недостоверные”».

Второй — Исма’иль ибн ‘Аййаш. Слабый, когда передаёт от других, помимо шамийцев, и возможно, что этот его риваят от них.

Третий — Абу ат-Тукъа. Хафиз (Ибн Хаджар) сказал: «Правдивый, исключая то, что он лишился своих книг и испортилась его память».

Четвёртый — ‘Али ибн аль-Хасана ибн Ма’руф. Я не нашёл его биографию.

Затем, этот хадис является достоверным переданным по другому пути с текстом: «…только смерть воспрепятствует попасть в рай». Его передали ан-Насаи, Ибн ас-Сунни и другие с достоверным иснадом и он приведён в «ас-Сахиха» (972).

«Тот, кто прочитал аят “аль-Курсий” после обязательной молитвы, будет под защитой Аллаха до следующей молитвы». Этот хадис приводит ат-Табарани в “аль-Кабир”.
Относительно его достоверности были небольшие разногласия. Например, шейх аль-Албани считал его слабым, но хафиз аль-Мунзири и аль-Хайсами считали иснад этого хадиса хорошим, и с ними в этом были согласны шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Аранут и Шу’айб аль-Аранут. См. “Маджма’у-з-заваид” 2/148 и “Тахридж Задуль-ма’ад” 1/164.

Сообщается, что однажды, когда Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) охранял собранный закят, он поймал вора, который сказал ему: “Отпусти меня, и я научу тебя таким словам, которые Аллах сделает полезными для тебя!” Абу Хурайра спросил: “Что это за слова?” Тот сказал: “Когда будешь ложиться спать, прочитай “аят аль-Курсий” от начала до конца, и с тобой всегда будет находиться хранитель от Аллаха, а шайтан не сможет приблизиться к тебе до самого утра!” После этого Абу Хурайра поведал об этом пророку (мир ему и благословение Аллаха), и он сказал: «Он действительно сказал тебе правду, несмотря на то, что он – отъявленный лжец!» После чего пророк (мир ему и благословение Аллаха) поведал Абу Хурайре, что это был сам шайтан в облике человека. аль-Бухари 2311.

От Убаййи ибн Ка’ба сообщается, что однажды запасы его фиников уменьшались, и как-то ночью он решил их посторожить. Тогда он увидел кого-то подобного совершеннолетнему юноше, с которым он поздоровался и спросил: “Кто ты, джин или человек?!” Тот ответил: “Джин”. Убай сказал: “Протяни мне свою руку”. Когда он протянул ему свою руку, он обнаружил, что его рука подобна лапе собаки с собачей шерстью. Убай спросил: “Так созданы джины?!” Он сказал: “Джины знают, что нет среди них сильнее меня”. Убай спросил: “Что тебя привело?” Он сказал: “До нас дошло, что ты любишь делать садакъа, поэтому мы пришли, чтобы взять у тебя еды”. Убай спросил: “Что нас защищает от вас?” Джин ответил: “Аят аль-Курсий из суры «аль-Бакъара». Кто прочитает этот аят утром, тот будет защищен от нас до вечера, а тот, кто прочитает его вечером, будет защищен от нас до утра”. Когда рассвело, Убай пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и все ему рассказал, на что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Он сказал истину, хоть он и скверный!» ан-Насаи в “ас-Сунан аль-Кубра” 6/239, ат-Табарани в “аль-Кабир” 541, Ибн Хиббан 784. Хафиз аль-Хайсами назвал всех передатчиков хадиса надежными. Хафиз аль-Мунзири назвал иснад хадиса хорошим, а шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. “Маджма’у-з-заваид” 17012, “Сахих ат-таргъиб” 662.


‘Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) говорил: “Не видел я ни кого из тех, кто принял Ислам и кто обладал разумом, чтобы он засыпал, не прочитав «аятуль-Курсий»”. Ибн Аби Дауд. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хорошим. См. “аль-Футухат ар-раббания” 3/171.

Убайй ибн Ка’б рассказывал: «Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил меня: “О Абуль-Мунзир, известно ли тебе, какой аят из Книги Аллаха является величайшим?” Я сказал: “Это аят, в котором сказано: “Аллах — нет божества достойного поклонения, кроме Него, Живого, Вечносущего…” (аят аль-Курсий). После этого пророк (мир ему и благословение Аллаха) хлопнул меня по груди и сказал: “Да будешь ты счастлив в знании, о Абу-ль-Мунзир!” Муслим 810.

Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) рассказывал:

“Как-то раз один человек из числа сподвижников Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) встретил мужчину из числа джинов. Они стали бороться и человек одолел. Джин сказал ему: “Давай повторим!” Но человек вновь его одолел. Тогда человек сказал: “Поистине, я вижу, что ты слаб, а запястья твои подобны запястью собаки. Так вы выглядите, о сообщество джинов? Или только ты таков?” Он ответил: “Нет, клянусь Аллахом, я среди них обладаю силой! Но давай поборемся еще раз, и если ты одолеешь меня, то я научу тебя тому, что принесет тебе пользу”. Они вновь стали бороться и человек снова одолел. Тогда джин сказал: “Я обучу тебя тому, что обещал. Читаешь ли ты аят аль-Курси?” Тот ответил: “Да”. Джин сказал: “Поистине, если ты прочитаешь этот аят, когда зайдешь домой, то обязательно выйдет оттуда шайтан, и не вернется туда до утра”. Услышавший эту историю от Ибн Мас’уда спросил его: “О Абу ‘Абду-р-Рахман, кто был тот человек из числа сподвижников? Не ‘Умар ли?” На что Ибн Мас’уд сказал: “А кто же мог быть им помимо ‘Умара, да будет доволен им Аллах?!” ад-Динури в “аль-Муджаляса” 2475, Ибн Аби ад-Дунья в “Макаид аш-шайтан” 63, аль-Байхакъи в “Даляиль ан-нубувва” 7/123.
Хафиз аль-Хайсами, приведя два подобных сообщения в главе о достоинстве ‘Умара ибн аль-Хаттаба, сказал: “Оба эти сообщения приводит ат-Табарани. Передатчики второй версии являются передатчиками «ас-Сахих», но аш-Ша’би не слышал от Ибн Мас’уда, однако он застал его время. А что касается первой версии (со слов Абу Уаиля), то в ней передатчик по имени аль-Мас’уди, который является надежным, однако стал путаться в конце жизни. Но стало очевидным для нас достоверность версии от аль-Мас’уди посредством версии аш-Ша’би”. См. “Маджма’у-з-заваид” 9/72.
Также и шейх Ахмад Шакир, разъясняя достоверность данного сообщения, сказал: “Иснад его достоверный”. См. «‘Умдату-т-тафсир» 1/311.