Сахих Муслим. 4. Книга молитвы. Хадисы №№ 401-500


Сахих Муслим

4 — كتاب الصلاة

4 — Книга молитвы

Хадисы №№ 401-500

71 — ( 409 ) حدثنا يحيى بن يحيى قال قرأت على مالك عن سمي عن أبي صالح عن أبي هريرة أن رسول الله صلى الله عليه و سلم قال:

إذا قال الإمام سمع الله لمن حمده فقولوا اللهم ربنا لك الحمد فإنه من وافق قوله قول الملائكة غفر له ما تقدم من ذنبه

رواه البخاري ‏(796‏‏)‏ ، ومسلم ‏(‏‏409)‏ ، ومالك (197) ، وابو داود (848) ، والترمذي (267) ، والنسائي ‏(2/196)‏.‏

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير» 705 : صحيح

71 (409) — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Когда имам скажет: “Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу”, говорите: “О Аллах, Господь наш, хвала Тебе”, ибо, поистине, тому, кто произнесёт эти слова одновременно с ангелами, простятся его прежние грехи». Этот хадис передали Малик 197, аль-Бухари 796, Муслим 409, Абу Дауд 848, ат-Тирмизи 267 и ан-Насаи 2/196. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 705.

122 — ( 432 ) حدثنا أبو بكر بن أبي شيبة حدثنا عبدالله بن إدريس وأبو معاوية ووكيع عن الأعمش عن عمارة بن عمير التيمي عن أبي معمر عن أبي مسعود قال :

كان رسول الله صلى الله عليه و سلم يمسح منا كبنا في الصلاة ويقول استووا ولا تختلفوا فتختلف قلوبكم ليلني منكم أولو الأحلام والنهى ثم الذين يلونهم ثم الذين يلونهم

قال أبو مسعود فأنتم اليوم أشد اختلافا
[ ش ( الأحلام والنهى ) أي ذوو الألباب والعقول قال ابن الأثير واحد الأحلام حلم بالكسر بمعنى الأناة والتثبت في الأمور وذلك من شعار العقلاء والنهى جمع نهية وهي العقل وسمي العقل نهية لأنه ينتهي إلى ما أمر به ولا يتجاوز ]

122 (432) — Сообщается, что Абу Мас’уд сказал:

«Обычно (перед началом) молитвы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, брал нас за плечи[1] и говорил: “Вырав­нивайтесь и не нарушайте единообразия[2], иначе не будет согласия между вашими сердцами. Пусть становятся за мной из вас зрелые и разумные мужчины, потом — те, кто следует за ними[3], а потом — те, кто следует за ними[4]”». 

Абу Мас’уд сказал: «Ныне же в разногласиях между собой вы дошли до крайности». Этот хадис передали Ахмад 4/122, Муслим 432, Абу Дауд 674, ан-Насаи 2/87 и в «Сунан аль-Кубра» 881, Ибн Маджах 986, ат-Таялиси 612, аль-Байхакъи 3/97. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 961, «Сахих Аби Дауд» 678, «Мухтасар Муслим» 267.


[1] Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,  собственноручно выравнивал ряды людей, выстроившихся для молитвы.

[2] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, добивался того, чтобы каждый ряд был ровным и никто не выходил вперёд.

[3] Имеются в виду те, кто по своим качествам близок к зрелым и разумным мужчинам (Навави. Минхадж).

[4] То есть женщины. См. «Мухтасар Сахих Муслим», пер. А. Нирша.

 

186 — ( 468 ) عن عثمان ابن أبي العاص الثقفي أن النبي صلى الله عليه و سلم قال له :

أم قومك قال: قلت: يا رسول الله إني أجد في نفسي شيئا قال: ادنه فجلسني بين يديه ثم وضع كفه في صدري بين ثديي ثم قال: تحول فوضعها في ظهري بين كتفي ثم قال: أم قومك فمن أم قوما فليخفف فإن فيهم الكبير وإن فيهم المريض وإن فيهم الضعيف وإن فيهم ذا الحاجة وإذا صلى أحدكم وحده فليصل كيف شاء

[ ش ( إني أجد في نفسي شيئا ) قيل يحتمل أنه أراد الخوف من حصول شيء من الكبر والإعجاب له بتقدمه على الناس ويحتمل أنه أراد الوسوسة في الصلاة فإنه كان موسوسا ولا يصلح للإمامة الموسوس ]

186 (468) — Передают со слов ‘Усмана ибн Абуль-‘Аса о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Возглавляй людей своего племени в молитве».

«Я сказал: “О посланник Аллаха, я что-то чувствую в душе!”»

(‘Усман) сказал: «Я приблизился к нему и он усадил меня перед собой. Затем он поставил свою руку мне на середину груди, после чего сказал: “Повернись!”, и поставив ее у меня на спине между лопатками, сказал: “Возглавляй людей своего племени в молитве, а тот, кто возглавляет людей в молитве, пусть облегчает ее, ибо поистине, среди них могут быть старые, больные, слабые, и те, у кого есть какие-то дела. А когда кто-нибудь из вас молится в одиночку, пусть совершает молитву (так долго,) как пожелает”». Этот хадис передали Ахмад 4/21 и 217, Муслим 468, Абу Дауд 531, ат-Тирмизи 209, ан-Насаи 2/23, Ибн Маджах 987 и 714 и аль-Хаким 1/199 и 201. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1398.