Сунан Абу Дауд. 2. Книга молитвы. Хадисы №№701-800


Сунан Абу Дауд

2 – الصلاة

2 – МОЛИТВА

 —

Хадисы №№ 701-800

Том 1

111 — باب مَا يُنْهَى عَنْهُ مِنَ الْمُرُورِ بَيْنَ يَدَىِ الْمُصَلِّى. (110)

111 – Глава: Что говорится о запрете проходить перед молящимся.

 

 

701 — عَنْ بُسْرِ بْنِ سَعِيدٍ أَنَّ زَيْدَ بْنَ خَالِدٍ الْجُهَنِىَّ أَرْسَلَهُ إِلَى أَبِى جُهَيْمٍ يَسْأَلُهُ مَاذَا سَمِعَ مِنْ رَسُولِ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- فِى الْمَارِّ بَيْنَ يَدَىِ الْمُصَلِّى فَقَالَ أَبُو جُهَيْمٍ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم:

« لَوْ يَعْلَمُ الْمَارُّ بَيْنَ يَدَىِ الْمُصَلِّى مَاذَا عَلَيْهِ لَكَانَ أَنْ يَقِفَ أَرْبَعِينَ خَيْرٌ لَهُ مِنْ أَنْ يَمُرَّ بَيْنَ يَدَيْهِ ».

قَالَ أَبُو النَّضْرِ: لاَ أَدْرِى قَالَ: أَرْبَعِينَ يَوْمًا أَوْ شَهْرًا أَوْ سَنَةً.

قال الشيخ الألباني : صحيح

701 — Передают со слов Бусра ибн Са’ида о том, что (однажды) Зайд ибн Халид аль-Джухани отправил его к Абу Джухайму спросить его о том, что он слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о прохождении перед молящимся и Абу Джухайма сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если бы тот, кто проходит перед молящимся, знал, какой (грех) он берёт на себя, то (понял) бы, что простоять на месте сорок было бы  для него лучше, чем пройти перед ним!»

Абу Надр[1] сказал:

«И я не знаю, (что именно) он сказал: сорок дней, сорок месяцев или сорок лет».[2]

Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/».[3]

Его иснад является достоверным в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима. Они и Абу ‘Авана передали его в своих «Сахихах», ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис». См. «Сахих Аби Дауд» 3/284.

_____________________________________________

Шейха Ибн ‘Усаймина спросили: «Какова дистанция, которую необходимо соблюдать и которую нельзя преступать, проходя перед молящимся? Да воздаст вам Аллах благом!»
Он ответил:
«Расстояние перед молящимся, которое нельзя преступать, в случае если он отгородил себя сутрой – это расстояние между ним и сутрой, не дозволено никому проходить в этом месте. Если нет сутры, но есть молитвенный коврик, то этот коврик и принимается за это расстояние, и никому нельзя проходить перед молящимся на этом коврике. Если же нет ни сутры, ни коврика, то дистанцией, которую нельзя преступать является расстояние между его ногами и местом прикосновения лба в поклоне, нельзя проходить между ним и этим местом». См. «Нурун ‘аля-д-дарб» 1/124.


[1] Один из передатчиков этого хадиса. Прим. пер.

[2] Также этот хадис передали Малик 1/170, Ахмад 4/169, аль-Бухари 510 , Муслим 507, Абу ‘Авана 2/44, ат-Тирмизи 336, ан-Насаи 2/65, Ибн Маджах 945, ад-Дарими 1/329, Ибн Хиббан 2366, ат-Тахави в «аль-Мушкиль» 1/18 и аль-Байхакъи 2/268.

[3] См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 5337, «Сахих ан-Насаи» 755.

112 — باب مَا يَقْطَعُ الصَّلاَةَ. (111)

112 – Глава о том, что прерывает молитву.

 

 

702 — عَنْ أَبِى ذَرٍّ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم:

« يَقْطَعُ صَلاَةَ الرَّجُلِ — إِذَا لَمْ يَكُنْ بَيْنَ يَدَيْهِ قِيدُ آخِرَةِ الرَّحْلِ الْحِمَارُ وَالْكَلْبُ الأَسْوَدُ وَالْمَرْأَةُ ». فَقُلْتُ مَا بَالُ الأَسْوَدِ مِنَ الأَحْمَرِ مِنَ الأَصْفَرِ مِنَ الأَبْيَضِ فَقَالَ يَا ابْنَ أَخِى سَأَلْتُ رَسُولَ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- كَمَا سَأَلْتَنِى فَقَالَ « الْكَلْبُ الأَسْوَدُ شَيْطَانٌ ».

قال الشيخ الألباني : صحيح

702 — Сообщается, что Абу Зарр сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал[1]: “Молитва человека прерывается прохождением (перед ним) осла, чёрной собаки или женщины, если перед ним нет чего-нибудь (высотой) с заднюю часть седла (отделяющая его от остальных)”».

(Передатчик этого хадиса сказал:) «Я спросил (Абу Зарра): “А какая разница между черной и коричневой, рыжей и белой собаками?” Он ответил: “О сын моего брата, такой же вопрос я задал и посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (на что) он сказал: “Чёрная собака — это шайтан”[2]».[3] конецформыначалоформы

Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/».[4]

Его иснад является достоверным в соответствии с условиями Муслима. Он и Абу ‘Авана передали его в своих «Сахихах», ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис». См. «Сахих Аби Дауд» 3/286.

_______________________________________

Сообщается, что Абу Зарр аль-Гъифари, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Когда кто-нибудь из вас становится на молитву, то он отгородит себя (от других), если положит перед собой нечто наподобие спинки седла. Если же перед ним не окажется чего-либо наподобие этого, то его молитву может прервать, (если перед ним пройдут) осёл, женщина или чёрная собака”. Его спросили: “Чем черная собака отличается от рыжей?” Он ответил: “Чёрная собака – это шайтан”». Этот хадис передали Муслим 510 и ан-Насаи 2/63.

Если же кто-нибудь спросит: «Почему осёл, женщина и чёрная собака могут нарушить молитву?», то ответом на этот вопрос служат слова Ибн аль-Къаййима (да смилуется над ним Аллах), сказанные им в обсуждении этого вопроса: «В установлениях касающихся религиозных обрядов, Законотворец заложил некоторые скрытые смыслы, которые разум не может постичь в подробностях, хотя понимает их в общем». См. «И’лям аль-Муаккъи’ин» 2/106.

Сообщается, что (однажды) ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Неужели вы приравниваете нас к собакам и ослам ?![5] А ведь бывало так, что, когда я лежала на своём ложе, приходил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался лицом к середине (этого ложа) и начинал молиться! Я же сама не хотела находиться перед ним (в такое время) и поэтому проскальзывала меж двух ножек этого ложа и выбиралась из-под своего одеяла». аль-Бухари 508.
Также сообщается, что жена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Обычно я спала перед посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (протягивая) ноги в направлении его киблы. Совершая земной поклон, он касался меня (рукой), и тогда я подбирала ноги, а когда он вставал, (снова) вытягивала их». (‘Аиша) сказала: «В то время в домах не было ламп». аль-Бухари 382.
Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, молился, она, подобно покойнице, нередко лежала на постели меж ним и къиблой. аль-Бухари 383.
Хотя в двух последних хадисах не сказано, что она проходила перед ним.

Есть ли разница между лежанием и прохождением?

Между этими хадисами нет противоречия.
В хадисе выше говорится о том, кто пересекает молитву, а в этих говорится, что  ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) находилась спереди пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и не переходила перед ним.

Ибн аль-Къаййим сказал: «Если человек совершает молитву без преграды (сутра), то достоверно от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, передаётся, что молитву нарушает (прохождение перед молящимся) женщины, осла и чёрной собаки. Это достоверно передается от него со слов Абу Зарра, Абу Хурайры, Ибн ‘Аббаса и ‘Абдуллы ибн аль-Мугъаффаля. А что касается хадисов, которые противоречат этим, то они двух видов: достоверные, но не ясные по смыслу (что эти упомянутые вещи не нарушают молитву), или же ясные по смыслу, но не достоверные. По этому, эти хадисы не оставляются по причине противоречия им. Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитву, ‘Аиша спала перед ним со стороны къиблы, и это положение не подобно прохождению (перед молящимся). Например, мужчине запрещено проходить перед молящимся, однако не порицаемо для него стоять перед ним. Также и женщина, чьё прохождение нарушает молитву, не считая её стояния». См. «Задуль-ма’ад» 1/306.
Имам Ибн Хузайма сказал: «От пророка, да благословит его Аллах и приветствует, достоверно передаётся, что чёрная собака, совершеннолетняя женщина и осёл нарушают молитву (если пройдут перед молящимся). И раз не установлено достоверно от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ничего, что противоречило бы этому, то не дозволены слова и фатва противоречащие тому, что установлено от пророка, да благословит его Аллах и приветствует!» См. «Сахих Ибн Хузайма» 2/23.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы собаки не были одной из (сотворенных) общин, то я бы непременно повелел убивать их, но убивайте из них каждую черную». Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 5321.
То есть чёрные собаки наиболее зловредные и непокорные из них, поэтому он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Черная собака – это шайтан». Муслим 510.

Мухаммад Фуад ‘Абдуль-Бакъи сказал: «Чёрную собаку назвали шайтаном из-за того, что она самая кусачая среди собак, самая отвратительная, от неё меньше пользы и она много зевает». См. «Сахих Муслим» с тахкъикъом Мухаммада Фуада ‘Абдуль-Бакъи 1/365.

Шейху Ибн ‘Усаймину, да смилуется над ним Аллах, задали вопрос: «Как нам совместить то, что чёрную собаку велено убивать, потому что она – шайтан, а змею в доме нельзя убивать, потому что это может быть джин?»
Он ответил: «Под шайтаном имеется в виду, шайтан из числа собак, то есть самые злобные и скверные из них, а не шайтан из числа джинов».
Ибн аль-Къаййим, да смилуется над ним Аллах, сказал: «В каждом виде животных существуют шайтаны, а это лютые и свирепые из них, также как шайтаны из числа людей это зловредные и непокорные из них». См. «И’лям аль-Муваккъи’ин» 2/106.
Некоторые учёные считали что под словами «Черная собака – это шайтан» имеется в виду, что шайтан может принимать облик чёрной собаки. Но более правильным мнение является мнение, которое озвучено выше, как об этом сказали шейх Ибн ‘Усаймин, да смилуется над ним Аллах, и шейх аль-Фаузан (да хранит его Аллах). А полное знание об этом принадлежит лишь одному Аллаху!


[1] Этот хадис передаётся двумя передатчиками, один из которых передал версию этого хадиса,  восходящую к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, а другой остановился на имени Абу Зарра, да будет доволен им Аллах. Прим. пер.

[2] По мнению комментаторов, считавших, что эти слова следует понимать буквально, имеется в виду, что шайтан принимает облик чёрной собаки. Как считали другие, это значит, что в подобных обстоятельствах чёрная собака причиняет молящемуся больше вреда. См. «Мухтасар Сахих Муслим» аль-Мунзири, стр. 130 (изд. на русском яз.)

[3] Также этот хадис передали Ахмад 5/149, 161, Муслим 510, Абу ‘Авана 2/47, ат-Тирмизи 338, ан-Насаи 2/63, Ибн Маджах 952 и 3210, Ибн Абу Шейба 2913, Ибн Хиббан 2384, 2385, аль-Байхакъи 2/274.

[4] См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 8131, «Сахих Ибн Маджах» 786.

[5] ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, возражает людям, высказавшим мнение, что молитву может сделать недействительной прохождение перед молящимся собаки, осла или женщины.

703 — عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ — رَفَعَهُ شُعْبَةُ — قَالَ:

« يَقْطَعُ الصَّلاَةَ الْمَرْأَةُ الْحَائِضُ وَالْكَلْبُ ».

قَالَ أَبُو دَاوُدَ: وَقَفَهُ سَعِيدٌ وَهِشَامٌ عَنْ قَتَادَةَ عَنْ جَابِرِ بْنِ زَيْدٍ عَلَى ابْنِ عَبَّاسٍ.

قال الشيخ الألباني : صحيح

703 — Передают со слов Ибн ‘Аббаса о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Молитва прерывается, если (перед молящимся пройдет) женщина с менструациями[1] и собака[2]».[3]

Абу Дауд сказал: «Са’ид и Хашим (передавая этот хадис) со слов Къатады от Джабира ибн Зайда, передали его как слова Ибн ‘Аббаса».

Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/».[4]

Его иснад является достоверным, как об этом сказал имам ан-Навави в «аль-Маджму’» (3/250), и его достоверность подтвердили Абу Хатим, Ибн Хузайма и Ибн Хиббан. См. «Сахих Аби Дауд» 3/288.


[1] Имеется ввиду женщина достигшая совершеннолетия. Прим. пер.

[2] Ат-Тахави сказал: «Единогласны учёные в том, что прохождение друг перед другом детей Адама не прерывает молитву. Об этом сообщается от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в хадисах от ‘Аиши, Умм Салямы и Маймуны, что каждая из них находились между пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и его къиблой, когда тот совершал молитву, и все эти сообщения достоверные. Также от посланника  Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, передаётся, что он (повелевал) отталкивать того, кто проходит перед молящимся. Это доказывает, что данное положение отменено посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, или это является нежелательным. См. Б. аль-‘Айни «Шарх Сунан Аби Дауд».

[3] Также этот хадис передали Ахмад 1/347, ан-Насаи 2/64, Ибн Маджах 949, ат-Тахави 1/265, Ибн Хузайма 803, Ибн Хиббан 2387, аль-Байхакъи 2/274.

[4] См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 819, «Сахих ан-Насаи» 750.

704 — عَنْ عِكْرِمَةَ عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ قَالَ: أَحْسَبُهُ عَنْ رَسُولِ اللَّهِ — صلى الله عليه وسلم — قَالَ:

« إِذَا صَلَّى أَحَدُكُمْ إِلَى غَيْرِ سُتْرَةٍ فَإِنَّهُ يَقْطَعُ صَلاَتَهُ الْكَلْبُ وَالْحِمَارُ وَالْخِنْزِيرُ وَالْيَهُودِىُّ وَالْمَجُوسِىُّ وَالْمَرْأَةُ وَيُجْزِئُ عَنْهُ إِذَا مَرُّوا بَيْنَ يَدَيْهِ عَلَى قَذْفَةٍ بِحَجَرٍ ».

قَالَ أَبُو دَاوُدَ: فِى نَفْسِى مِنْ هَذَا الْحَدِيثِ شَىْءٌ كُنْتُ أُذَاكِرُ بِهِ إِبْرَاهِيمَ وَغَيْرَهُ فَلَمْ أَرَ أَحَدًا جَاءَ بِهِ عَنْ هِشَامٍ وَلاَ يَعْرِفُهُ وَلَمْ أَرَ أَحَدًا يُحَدِّثُ بِهِ عَنْ هِشَامٍ وَأَحْسَبُ الْوَهَمَ مِنَ ابْنِ أَبِى سَمِينَةَ — يَعْنِى مُحَمَّدَ بْنَ إِسْمَاعِيلَ الْبَصْرِىَّ مَوْلَى بَنِى هَاشِمٍ — وَالْمُنْكَرُ فِيهِ ذِكْرُ الْمَجُوسِىِّ وَفِيهِ

« عَلَى قَذْفَةٍ بِحَجَرٍ ». وَذِكْرُ الْخِنْزِيرِ وَفِيهِ نَكَارَةٌ.

قَالَ أَبُو دَاوُدَ: وَلَمْ أَسْمَعْ هَذَا الْحَدِيثَ إِلاَّ مِنْ مُحَمَّدِ بْنِ إِسْمَاعِيلَ وَأَحْسَبُهُ وَهِمَ لأَنَّهُ كَانَ يُحَدِّثُنَا مِنْ حِفْظِهِ .

قال الشيخ الألباني : ضعيف

704 —Икрима сообщил, что Ибн ‘Аббас сказал:

«И я[1] думаю, что (он передал это) от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: “Если кто-то из вас станет совершать молитву не устанавливая перед собой сутру, то, поистине, его молитву (может) прервать собака, осёл, свинья, иудей, огнепоклонник и женщина. Но ему будет достаточно, если они пройдут перед ним на расстоянии брошенного камня[2]».[3]

Абу Дауд сказал: «Мне в душу что-то закралось из-за этого хадиса … и я думаю, что это ошибка от Ибн Абу Самины — то есть Мухаммада ибн Исма’иля аль-Басри, вольноотпущенника бану Хашим — и упоминание в нём огнепоклонника является отвергаемым…, а также упоминание в нём свиньи является неприемлемым».

Абу Дауд сказал: «Я слышал этот хадис только от Мухаммада ибн Исма’иля, и думаю, что он ошибся, поскольку он рассказывал его нам по памяти».

Шейх аль-Албани сказал: «Слабый хадис /да’иф/».[4]

Иснад этого хадиса является слабым. Аш-Шаукани сказал: «На основании такого (хадиса) не строится довод!» Его недостатком является ан ан Яхйи ибн Абу Касира, так как он был мудаллисом/подтасовщиком/, как описали его этим качеством Ибн Хиббан и другие, а также из-за того, что передатчик сомневался в том, что эти слова восходят к пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Его слова «свинья …», и т.д., исключая «женщина», являются отвергаемыми. Этот хадис передающийся другим путём от Ибн ‘Аббаса без этой добавки, является достоверным и приводится в другой книге (Сахих Аби Дауд) под № 700. Также его посчитал слабым автор (Абу Дауд) своими словами: «Мне в душу что-то закралось из-за этого хадиса …», и до конца его слов. См. «Да’иф Аби Дауд» 1/254.


[1] Эти слова принадлежат одному из передатчиков этого хадиса. прим. пер.

[2] Имеется в виду, что если они пройдут далеко от него, то отсутствие сутры не повредит его молитве. См. «‘Аун аль-Ма’буд» 2/280-281.

[3] Также этот хадис передали аль-Байхакъи 2/275 и ат-Тахави 1/265.

[4] См. «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 565, «Тахридж мишкат аль-масабих» 754.

705 — عَنْ يَزِيدَ بْنِ نِمْرَانَ قَالَ:

رَأَيْتُ رَجُلاً بِتَبُوكَ مُقْعَدًا فَقَالَ: مَرَرْتُ بَيْنَ يَدَىِ النَّبِىِّ -صلى الله عليه وسلم- وَأَنَا عَلَى حِمَارٍ وَهُوَ يُصَلِّى فَقَالَ: « اللَّهُمَّ اقْطَعْ أَثَرَهُ ». فَمَا مَشَيْتُ عَلَيْهَا بَعْدُ.

قال الشيخ الألباني : ضعيف

705 — Сообщается, что Язид ибн Нимран сказал:

«Я видел в Табуке одного человека, разбитого параличом, который сказал: “(Однажды,) когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитву, я проехал перед ним на осле и тогда он сказал: “О Аллах, прерви его след!” И я не ходил на них (ногах) после этого (случая)”».[1]

Шейх аль-Албани сказал: «Слабый хадис /да’иф/».[2]

Иснад этого хадиса слабый. Аль-Мунзири сказал: «(Один из передатчиков этого хадиса) вольноотпущенник Язида, является неизвестным».

И текст данного хадиса является отвергаемым, так как это явно противоречит всему прекрасному руководству посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который обучал и мягко наставлял членов своей общины, как это видно из хадиса о бедуине, который помочился в мечети пророка, да благословит его Аллах и приветствует,[3] а также в хадисе Му’авии ибн аль-Хакама ас-Сулями, который заговорил во время молитвы и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не стал на него кричать или обращаться с мольбой против него. Напротив, сам Му’авия сказал: «Клянусь Аллахом, он не обидел меня, не накричал на меня, не ударил и не обругал, а только сказал: “Поистине, во время этой молитвы не годится произносить ничего из того, что (обычно) говорят люди! Молитва это только прославление и возвеличивание Аллаха и чтение Корана!”»

По этим причинам аз-Захаби склонился к тому, что этот хадис выдуманный. См. «Да’иф Аби Дауд» 1/257.


[1] Также этот хадис передали Ахмад 5/376-377 и аль-Байхакъи 2/275.

[2] См. «Да’иф Аби Дауд» 111.

[3] Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Как-то раз, когда) один бедуин принялся мочиться (прямо) в мечети, люди поднялись (со своих мест), чтобы наброситься на него, однако пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел им: “Оставьте его и вылейте на его мочу ведро (или:…бадью) воды, ибо, поистине, посланы вы только для того, чтобы облегчать, а не для того, чтобы создавать затруднения!”» Этот хадис передали аль-Бухари 220, Муслим 284, 285, Абу Дауд 380, ат-Тирмизи 147, ан-Насаи 3/14, Ибн Маджах 528.

706 — عَنْ سَعِيدٍ بِإِسْنَادِهِ وَمَعْنَاهُ زَادَ فَقَالَ:

« قَطَعَ صَلاَتَنَا قَطَعَ اللَّهُ أَثَرَهُ ».

قَالَ أَبُو دَاوُدَ: وَرَوَاهُ أَبُو مُسْهِرٍ عَنْ سَعِيدٍ قَالَ فِيهِ: « قَطَعَ صَلاَتَنَا ».

قال الشيخ الألباني : ضعيف

706 – Сообщается, что Са’ид (ибн ‘Абдуль-‘Азиз) передал этот же хадис с дополнением, с его иснадом и смыслом, (в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:

«Он прервал нашу молитву, да прервёт Аллах его след!»

Абу Дауд сказал: «Этот хадис также передал Абу Мусхир со слов Са’ида сказав в нём: “Он прервал нашу молитву”».[1]

Шейх аль-Албани сказал: «Слабый хадис /да’иф/».[2]

Иснад этого хадиса слабый, как об этом было сказано к предыдущей версии. См. «Да’иф Аби Дауд» 1/258.


[1] Также этот хадис передал аль-Байхакъи 2/275.

[2] См. «Да’иф Аби Дауд» 112.

707 — عَنْ سَعِيدِ بْنِ غَزْوَانَ عَنْ أَبِيهِ أَنَّهُ نَزَلَ بِتَبُوكَ وَهُوَ حَاجٌّ فَإِذَا رَجُلٌ مُقْعَدٌ فَسَأَلَهُ عَنْ أَمْرِهِ فَقَالَ لَهُ: سَأُحَدِّثُكَ حَدِيثًا فَلاَ تُحَدِّثْ بِهِ مَا سَمِعْتَ أَنِّى حَىٌّ إِنَّ رَسُولَ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- نَزَلَ بِتَبُوكَ إِلَى نَخْلَةٍ فَقَالَ: « هَذِهِ قِبْلَتُنَا ». ثُمَّ صَلَّى إِلَيْهَا فَأَقْبَلْتُ وَأَنَا غُلاَمٌ أَسْعَى حَتَّى مَرَرْتُ بَيْنَهُ وَبَيْنَهَا فَقَالَ: « قَطَعَ صَلاَتَنَا قَطَعَ اللَّهُ أَثَرَهُ ». فَمَا قُمْتُ عَلَيْهَا إِلَى يَوْمِى هَذَا.

قال الشيخ الألباني : ضعيف

707 — Сообщается, что Са’ид ибн Гъазван со слов своего отца рассказывал о том, что он как-то остановился в Табуке, (по дороге) в хаджж, и (увидел) там какого-то человека, поражённого параличом, у которого он расспросил о причине этого, и тот сказал ему: «Я расскажу тебе хадис, но ни за что не рассказывай его, пока слышишь, что я ещё жив! Поистине, (как-то) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, остановился в Табуке возле какой-то пальмы и сказал: “Это наша къибла!” Затем он стал молиться повернувшись к ней, а я будучи (в то время ещё) мальчиком, пробежал между ним и ею (пальмой), и тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Он прервал нашу молитву, да прервёт Аллах его след!” И я не становился на них[1] до сегодняшнего дня».[2]

Шейх аль-Албани сказал: «Слабый хадис /да’иф/».[3]

Иснад этого хадиса является слабым по причине того, что не известно, кто такие Са’ид ибн Гъазван и его отец, а также этот разбитый параличом, о чём говорил в «аль-Мизан» аз-Захаби: «Я не видел ни о нём, и не о его отце чьих либо слов и не известно ни кто они, ни кто этот инвалид. ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили и Ибн аль-Къаттан сказали: “Его иснад — иснад слабый”. Я (аз-Захаби) говорю: Я думаю, что он (иснад) выдуманный». Хафиз Ибн Хаджар относительно этого Гъазвана в «ат-Такъриб» сказал: «Неизвестный». А в «ат-Тахзиб», после того, как он процитировал слова Ибн аль-Къаттана, что он (Гъазван) неизвестен, он сказал: «Этот хадис крайне слабый и с отвергаемым текстом». См. «Да’иф Аби Дауд» 1/258-259.


[1] То есть на ноги. См. Б. аль-‘Айни, «Шарх Сунан Абу Дауд» 3/274.

[2] Также этот хадис передал аль-Байхакъи 2/275.

[3] См. «Да’иф Аби Дауд» 113.

113 — باب سُتْرَةُ الإِمَامِ سُتْرَةُ مَنْ خَلْفَهُ. (112)

113 – Глава: Сутра имама, является сутрой и для тех, кто стоит за ним.

 

 

708 — عَنْ عَمْرِو بْنِ شُعَيْبٍ عَنْ أَبِيهِ عَنْ جَدِّهِ قَالَ:

هَبَطْنَا مَعَ رَسُولِ اللَّهِ — صلى الله عليه وسلم — مِنْ ثَنِيَّةِ أَذَاخِرَ فَحَضَرَتِ الصَّلاَةُ — يَعْنِى — فَصَلَّى إِلَى جِدَارٍ فَاتَّخَذَهُ قِبْلَةً وَنَحْنُ خَلْفَهُ .  فَجَاءَتْ بَهْمَةٌ تَمُرُّ بَيْنَ يَدَيْهِ فَمَا زَالَ يُدَارِئُهَا حَتَّى لَصِقَ بَطْنُهُ بِالْجِدَارِ وَمَرَّتْ مِنْ وَرَائِهِ. أَوْ كَمَا قَالَ مُسَدَّدٌ.

قال الشيخ الألباني : حسن صحيح

708 — ‘Амр ибн Шу’айб со слов своего отца и деда (‘Абдуллы ибн ‘Амра) рассказывал:

«(Однажды) мы спустились с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с перевала Азахир[1], и когда подошло время молитвы, он начал совершать молитву встав к стене, используя её в качестве къиблы, а мы встали за ним. Вдруг подошла овечка и попыталась пройти перед ним, но он продолжал отталкивать её, пока не прижался животом к стене и она прошла позади него».[2]

Шейх аль-Албани сказал: «Хороший достоверный хадис».[3]

______________________________________

Имам ан-Навави признал иснад этого хадиса достоверным. См. «аль-Хуляса» 1/523.


[1] Место между Меккой и Мединой. См. «‘Аун аль-Ма’буд» 2/282.

[2] Также этот хадис передали Ахмад 2/196, аль-Байхакъи 2/268, аль-Баззар 2464.

[3] См. «Сахих Аби Дауд» 701.

709 — عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ أَنَّ النَّبِىَّ -صلى الله عليه وسلم- كَانَ يُصَلِّى فَذَهَبَ جَدْىٌ يَمُرُّ بَيْنَ يَدَيْهِ فَجَعَلَ يَتَّقِيهِ.

قال الشيخ الألباني : صحيح

709 — Передают со слов Ибн ‘Аббаса о том, что (однажды) когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитву, подбежал козлёнок и постарался пройти перед ним, но он стал отгонять его.[1]

Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/».[2]

Хадис достоверный. Аль-Хаким сказал: «Достоверный хадис соответствующий условиям аль-Бухари», и с ним согласился аз-Захаби. См. «Сахих Аби Дауд» 3/291.


[1] Также этот хадис передали Ахмад 2653, 3174, Ибн Абу Шейба 1/283, ат-Табарани 12891, Абу Я’ля 2422, 2423, ‘Али ибн аль-Джа’д в своём «Хадисе» 1/288/92, аль-Байхакъи 2/268, ат-Таялиси в своём «Муснаде» 2762, аль-Хаким 1/254, Ибн Хиббан 2371, Ибн Хузайма 799.

[2] См. «Сахих Аби Дауд» 702.

114 — باب مَنْ قَالَ الْمَرْأَةُ لاَ تَقْطَعُ الصَّلاَةَ. (113)

114 – Глава о том, кто сказал, что женщина не прерывает молитву.[1]

 

 

710 — عَنْ عَائِشَةَ قَالَتْ:

كُنْتُ بَيْنَ النَّبِىِّ -صلى الله عليه وسلم- وَبَيْنَ الْقِبْلَةِ — قَالَ شُعْبَةُ: أَحْسَبُهَا قَالَتْ : وَأَنَا حَائِضٌ.

قَالَ أَبُو دَاوُدَ: رَوَاهُ الزُّهْرِىُّ وَعَطَاءٌ وَأَبُو بَكْرِ بْنُ حَفْصٍ وَهِشَامُ بْنُ عُرْوَةَ وَعِرَاكُ بْنُ مَالِكٍ وَأَبُو الأَسْوَدِ وَتَمِيمُ بْنُ سَلَمَةَ كُلُّهُمْ عَنْ عُرْوَةَ عَنْ عَائِشَةَ ، وَإِبْرَاهِيمُ عَنِ الأَسْوَدِ عَنْ عَائِشَةَ ، وَأَبُو الضُّحَى عَنْ مَسْرُوقٍ عَنْ عَائِشَةَ ، وَالْقَاسِمُ بْنُ مُحَمَّدٍ وَأَبُو سَلَمَةَ عَنْ عَائِشَةَ لَمْ يَذْكُرُوا:

« وَأَنَا حَائِضٌ ».

قال الشيخ الألباني : صحيح دون قوله وأنا حائض

710 — Сообщается, что ‘Аиша сказала:

«(Как-то) я находилась между пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и его къиблой[2]».

Шу’ба[3] сказал: «И я думаю, что она сказала: (И в это время) у меня были месячные».

Абу Дауд сказал: «Этот хадис также передали аз-Зухри, ‘Атаъ, Абу Бакр ибн Хафс, Хишам ибн ‘Урва, ‘Ирак ибн Малик, Абуль-Асвад, Тамим ибн Саляма и все они сообщили его со слов ‘Урвы, который передал его от ‘Аиши. (Также его передали) Ибрахим со слов аль-Асвада, сообщившего от ‘Аиши; Абу ад-Духа со слов Масрукъа, сообщившего от ‘Аиши; аль-Къасим ибн Мухаммад и Абу Саляма, сообщившие от ‘Аиши, и они не упоминали (слова): (И в это время) у меня были месячные».[4]

Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/, исключая её слова: “(И в это время) у меня были месячные”».[5]

Иснад этого хадиса является достоверным в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима, исключая то, что его слова: «И я думаю, что …» и т.д, являются отклонёнными/шазз/, как на это указал автор книги (Абу Дауд) своими словами. См. «Сахих Аби Дауд» 3/292-293.


[1] То есть, эта глава о разъяснении (слов) того, кто сказал: «Если женщина проходит перед молящимся, то его молитва не прерывается». См. Б. аль-‘Айни, «Шарх Сунан Аби Дауд» 3/276.

[2] Имеется ввиду, что она находилась между пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и его къиблой в то время, когда он совершал молитву. Прим. пер.

[3] Один из передатчиков этого хадиса.

[4] Также этот хадис передали Ахмад 6/94, 98 и 176, ат-Таялиси 57 и аль-Байхакъи 2/275.

[5] См. «Сахих Аби Дауд» 703.

711 — عَنْ عَائِشَةَ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- كَانَ يُصَلِّى صَلاَتَهُ مِنَ اللَّيْلِ وَهِىَ مُعْتَرِضَةٌ بَيْنَهُ وَبَيْنَ الْقِبْلَةِ رَاقِدَةً عَلَى الْفِرَاشِ الَّذِى يَرْقُدُ عَلَيْهِ حَتَّى إِذَا أَرَادَ أَنْ يُوتِرَ أَيْقَظَهَا فَأَوْتَرَتْ.

قال الشيخ الألباني : صحيح

711 — ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала:

«Обычно, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал ночную молитву,[1] она лежала поперёк между ним и къиблой на кровати, на которой он спал. Когда же он хотел совершить витр, он будил её, и она тоже совершала его».[2]

Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/».[3]

Его иснад является достоверным в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима. Они и Абу ‘Авана передали его в своих «Сахихах». См. «Сахих Аби Дауд» 3/295.


[1] Имеется ввиду дополнительная молитва, которая совершается глубокой ночью. Прим. пер.

[2] Также этот хадис передали Ахмад 6/50, 192, 231, аль-Бухари 515, Муслим 512, Абу ‘Авана 2/52, ан-Насаи 2/67, Ибн Маджах 956, ат-Тахави 1/267.

[3] См. «Сахих ан-Насаи» 758.

712 — عَنْ عَائِشَةَ قَالَتْ:

بِئْسَمَا عَدَلْتُمُونَا بِالْحِمَارِ وَالْكَلْبِ لَقَدْ رَأَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- يُصَلِّى وَأَنَا مُعْتَرِضَةٌ بَيْنَ يَدَيْهِ فَإِذَا أَرَادَ أَنْ يَسْجُدَ غَمَزَ رِجْلِى فَضَمَمْتُهَا إِلَىَّ ثُمَّ يَسْجُدُ.

قال الشيخ الألباني : صحيح

712 — Сообщается, что ‘Аиша сказала:

«Плохо то, что вы уподобляете нас (женщин) ослам и собакам, ибо я видела, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитву, а я лежала поперёк перед ним. И когда он хотел совершить земной поклон, он касался моих ног, а я сгибала их, после чего он склонялся в земном поклоне».[1]

Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/».[2]

Его иснад является достоверным в соответствии с условиями аль-Бухари, который передал его в своём «Сахихе». См. «Сахих Аби Дауд» 3/269.


[1] Также этот хадис передали Ахмад 6/44, 54, 260, аль-Бухари 519, ан-Насаи 1/102 и Ибн Хиббан 2343.

[2] См. «Сахих Аби Дауд» 706.

713 — عَنْ عَائِشَةَ أَنَّهَا قَالَتْ:

كُنْتُ أَكُونُ نَائِمَةً وَرِجْلاَىَ بَيْنَ يَدَىْ رَسُولِ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- وَهُوَ يُصَلِّى مِنَ اللَّيْلِ فَإِذَا أَرَادَ أَنْ يَسْجُدَ ضَرَبَ رِجْلَىَّ فَقَبَضْتُهُمَا فَسَجَدَ.

قال الشيخ الألباني : صحيح

713 — Сообщается, что ‘Аиша сказала:

«(Обычно) я спала перед посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в то время, когда он совершал ночную молитву, а мои ноги находились перед ним. И когда он хотел совершить земной поклон, он (слегка) ударял о мои ноги,[1] и я прибирала их, после чего он совершал земной поклон».[2]

Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/».[3]

Его иснад является достоверным в соответствии с условиями Муслима. Абу ‘Авана передал его от автора этой книги (Абу Дауда), и в обоих «Сахихах» приводится похожий хадис См. «Сахих Аби Дауд» 3/297.


[1] В версии этого хадиса, которую приводит аль-Бухари, говорится: «Он касался меня». Хафиз (Ибн Хаджар) сказал: «В её словах “он касался меня”, есть доказательство того, что простое прикасание к женщине не нарушает омовение». См. «‘Аун аль-Ма’буд» 2/284.

[2] Также этот хадис передали Малик в «аль-Муваттаъ» 1/139, Ахмад 6/48, 225, 255, аль-Бухари 519, Муслим 512, ан-Насаи 1/101, ат-Тахави 1/267, аль-Байхакъи 2/276.

[3] См. «Сахих Аби Дауд» 707.

714 — عَنْ عَائِشَةَ أَنَّهَا قَالَتْ:

كُنْتُ أَنَامُ وَأَنَا مُعْتَرِضَةٌ فِى قِبْلَةِ رَسُولِ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- فَيُصَلِّى رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- وَأَنَا أَمَامَهُ فَإِذَا أَرَادَ أَنْ يُوتِرَ. زَادَ عُثْمَانُ غَمَزَنِى ثُمَّ اتَّفَقَا فَقَالَ: « تَنَحَّىْ ».

قال الشيخ الألباني : حسن صحيح

714 — Сообщается, что ‘Аиша сказала:

«(Обычно) я спала, находясь между посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует и къиблой. И (как-то) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитву, когда я находилась перед ним. Когда же он захотел совершить витр …».

(Один из передатчиков этого хадиса по имени) ‘Усман добавил: «Он коснулся меня[1]».

Далее (передатчики этого хадиса) сошлись на том, что (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Отойди в сторону».[2]

Шейх аль-Албани сказал: «Хороший достоверный хадис /хасан сахих/».[3]


[1] Без этого дополнения, привёл данный хадис другой передатчик, по имени Мухаммад ибн ‘Амр ибн Ка’набий. См. «‘Аун аль-Ма’буд» 2/284.

[2] Также этот хадис передали Ахмад 6/182, ат-Тахави 1/267, аль-Байхакъи 2/276.

[3] См. «Сахих Аби Дауд» 708.

115 — باب مَنْ قَالَ: الْحِمَارُ لاَ يَقْطَعُ الصَّلاَةَ. (114)

115 – Глава о том, кто сказал, что осел не прерывает молитву.

 

 

715 — عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ قَالَ:

جِئْتُ عَلَى حِمَارٍ ح وَحَدَّثَنَا الْقَعْنَبِىُّ عَنْ مَالِكٍ عَنِ ابْنِ شِهَابٍ عَنْ عُبَيْدِ اللَّهِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عُتْبَةَ عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ قَالَ: أَقْبَلْتُ رَاكِبًا عَلَى أَتَانٍ وَأَنَا يَوْمَئِذٍ قَدْ نَاهَزْتُ الاِحْتِلاَمَ وَرَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- يُصَلِّى بِالنَّاسِ بِمِنًى فَمَرَرْتُ بَيْنَ يَدَىْ بَعْضِ الصَّفِّ فَنَزَلْتُ فَأَرْسَلْتُ الأَتَانَ تَرْتَعُ وَدَخَلْتُ فِى الصَّفِّ فَلَمْ يُنْكِرْ ذَلِكَ أَحَدٌ.

قَالَ أَبُو دَاوُدَ: وَهَذَا لَفْظُ الْقَعْنَبِىِّ وَهُوَ أَتَمُّ. قَالَ مَالِكٌ: وَأَنَا أَرَى ذَلِكَ وَاسِعًا إِذَا قَامَتِ الصَّلاَةُ.

قال الشيخ الألباني : صحيح

715 — Сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал:

«Однажды, я приехал верхом на осле».

(Абу Дауд сказал):

— Нам рассказал аль-Ка’наби, сообщивший со слов Малика, сообщившего от Ибн Шихаба, передавшего от ‘Убайдуллаха ибн ‘Абдуллаха ибн ‘Утбы, сообщившего, что Ибн ‘Аббас сказал: «Однажды, незадолго до своего совершеннолетия[1] я приехал верхом на ослице, где посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в это время совершал молитву с людьми в Мине[2]. И я прошёл перед частью ряда (молившихся), слез с ослицы и отпустил её пастись, а потом стал в ряд, и никто не высказал мне за это порицания[3]».[4]

Абу Дауд сказал: «Этот текст принадлежит аль-Ка’наби и он совершеннее.[5] Малик сказал: “Я считаю, что это позволительно, когда выстаивается молитва”».

Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/».[6]

Его иснад является достоверным в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима. Они и Абу ‘Авана передали его в своих «Сахихах», а ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис». См. «Сахих Аби Дауд» 3/299.


[1] Имеется в виду тот возраст, начиная с которого дееспособный мусульманин /мукалляф/ должен выполнять все обязанности, возлагаемые на него шариатом, за что он несёт полную ответственность. Имам аш-Шафи’и считал, что совершеннолетним человек становится в пятнадцать лет, а имам Абу Ханифа – в восемнадцать. См. «Мухтасар Сахих аль-Бухари», пер. А. Нирша.

[2] Минa – долина близ Мекки, где паломники, совершающие хаджж, бросают камешки в каменные столбы, символизирующие собой Иблиса.

[3] Слова ‘Абдуллы ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, следует понимать как указание на то, что он прошёл за тем, что служило молившимся в качестве преграды /сутра/.

[4] Также этот хадис передали Малик 1/171, Ахмад 3184, 3185, аль-Бухари 76, Муслим 504, Абу ‘Авана 2/55, ат-Тирмизи 337, ан-Насаи 2/64, Ибн Маджах 947, ат-Тахави 1/266, аль-Байхакъи 2/277.

[5] То есть лучше той версии этого хадиса, которую передал ‘Усман ибн Абу Шейба. См. Б. аль-‘Айни в «Шарх Сунан Аби Дауд».

[6] См. «Сахих Аби Дауд» 709.

716 — عَنْ أَبِى الصَّهْبَاءِ قَالَ:

تَذَاكَرْنَا مَا يَقْطَعُ الصَّلاَةَ عِنْدَ ابْنِ عَبَّاسٍ فَقَالَ: جِئْتُ أَنَا وَغُلاَمٌ مِنْ بَنِى عَبْدِ الْمُطَّلِبِ عَلَى حِمَارٍ وَرَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- يُصَلِّى فَنَزَلَ وَنَزَلْتُ وَتَرَكْنَا الْحِمَارَ أَمَامَ الصَّفِّ فَمَا بَالاَهُ وَجَاءَتْ جَارِيَتَانِ مِنْ بَنِى عَبْدِ الْمُطَّلِبِ فَدَخَلَتَا بَيْنَ الصَّفِّ فَمَا بَالَى ذَلِكَ.

قال الشيخ الألباني: صحيح

716 — Сообщается, что Абу ас-Сахбаъ[1] сказал:

«(Однажды) мы упомянули перед Ибн ‘Аббасом о том, что прерывает молитву, и он сказал: “(Как-то) я и один мальчик из рода бану Абдуль-Мутталиб прибыли на осле, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитву. Мы слезли и оставили осла перед рядом (молящихся) но (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) не придал этому значения. Затем прибежали две девочки из рода бану Абдуль-Мутталиб и прошли между рядом, но не придал и этому значения”».[2]

Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/».[3]

Иснад этого хадиса достоверный и его достоверность подтвердили Ибн Хузайма и Ибн Хиббан. См. «Сахих Аби Дауд» 3/301.Сахих


[1] Сообщается, что он был вольноотпущенником Ибн ‘Аббаса, а звали его Сухайб. См. «‘Аун аль-Ма’буд» 2/287.

[2] Также этот хадис передали Ахмад 2095, 2258, 2295, 3167, ан-Насаи 2/65, Ибн Хузайма 806, Ибн Хиббан 2381, Абу Я’ля 2749, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 12892, аль-Байхакъи 2/277, ат-Тахави 1/266, ат-Таялиси 2762.

[3] См. «Сахих Аби Дауд» 710.

717 — عَنْ مَنْصُورٍ بِهَذَا الْحَدِيثِ بِإِسْنَادِهِ قَالَ:

فَجَاءَتْ جَارِيَتَانِ مِنْ بَنِى عَبْدِ الْمُطَّلِبِ اقْتَتَلَتَا فَأَخَذَهُمَا — قَالَ عُثْمَانُ: فَفَرَّعَ بَيْنَهُمَا وَقَالَ دَاوُدُ — فَنَزَعَ إِحْدَاهُمَا مِنَ الأُخْرَى فَمَا بَالَى ذَلِكَ.

قال الشيخ الألباني: صحيح

717 – Сообщается, что передавая этот же хадис с его иснадом, Мансур (ибн Му’тамир) сказал:

«Затем прибежали две девочки из рода бану Абдуль-Мутталиб и начали бороться и он остановил их».

‘Усман (в своем риваяте) сказал: «И он разнял их».

Дауд (в своем риваяте) сказал: «И он отделил одну из них от другой».[1]

Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/».[2]Сахих


[1] См. тахридж предыдущего хадиса.

[2] См. «Сахих Аби Дауд» 711.

 

116 — باب مَنْ قَالَ: الْكَلْبُ لاَ يَقْطَعُ الصَّلاَةَ. (115)

116 – Глава о том, кто сказал, что (если) собака (пройдёт перед молящимся) то это не прерывает молитву.

718 — عَنِ الْفَضْلِ بْنِ عَبَّاسٍ قَالَ:

أَتَانَا رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- وَنَحْنُ فِى بَادِيَةٍ لَنَا وَمَعَهُ عَبَّاسٌ فَصَلَّى فِى صَحْرَاءَ لَيْسَ بَيْنَ يَدَيْهِ سُتْرَةٌ وَحِمَارَةٌ لَنَا وَكَلْبَةٌ تَعْبَثَانِ بَيْنَ يَدَيْهِ فَمَا بَالَى ذَلِكَ.

قال الشيخ الألباني : ضعيف

718 — Сообщается, что Фадль ибн ‘Аббас сказал:

«Однажды к нам в пустыню приехал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в сопровождении Аббаса. И он совершил молитву в пустыне, когда перед ним не было никакой преграды /сутра/, а наша ослица и собака игрались перед ним, но он не придал этому значения».[1]

Шейх аль-Албани сказал: «Слабый хадис/да’иф/».[2]Даиф

Иснад этого хадиса является слабым и в нём есть два недостатка. Первый — неизвестность передатчика по имени ‘Аббас ибн ‘Убайдуллах ибн ‘Аббас, о котором Ибн аль-Къаттан сказал: «Его положение неизвестно». Второй — разрыв между ним и его дядей аль-Фадлем ибн ‘Аббасом. Ибн Хазм в аль-«Мухалля» (4/13) сказал: «Это ошибка, так как ‘Аббас ибн ‘Убайдуллах не застал аль-Фадля». Хафиз Ибн Хаджар в «ат-Тахзиб» сказал: «Это так, как он сказал». Причину этого разъяснил Ахмад Шакир в примечаниях к «Муснаду» (3/228), который сказал: «Аль-Фадль скончался в 12 или 18 году, а его брату ‘Убайдулле в то время было самое большее 13 или 19 лет, так откуда у него может быть сын, который застал своего дядю и слышал от него (хадисы)?» Из этого становится ясно, что слова имама ан-Навави в «аль-Маджму’» (3/251): «Его приводит Абу Дауд с хорошим иснадом» — неправильные!

От ‘Абдуллы ибн ‘Аббаса передаётся похожий хадис, но в нём нет упоминания ни о собаке, ни о том, что ослица находилась перед ним, а в нём сказано: «Я прошёл перед одним из рядов (молящихся) …», и это является правильным. Этот хадис приводится в книге «Сахих Аби Дауд» (709). См. «Да’иф Аби Дауд» 1/260-261 (с небольшими изменениями).


[1] Также этот хадис передали ан-Насаи, 2/65.

[2] См. «Мишкат аль-масабих» 784.

117 — باب مَنْ قَالَ لاَ يَقْطَعُ الصَّلاَةَ شَىْءٌ. (116)

117 – Глава о том, кто сказал, что ничто не может прервать молитву.

719 — عَنْ أَبِى سَعِيدٍ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم:

« لاَ يَقْطَعُ الصَّلاَةَ شَىْءٌ وَادْرَءُوا مَا اسْتَطَعْتُمْ فَإِنَّمَا هُوَ شَيْطَانٌ ».

قال الشيخ الألباني : ضعيف

719 — Сообщается, что Абу Са’ид сказал:

«Ничто не может прервать молитву, (а если перед вами будет кто-то проходить) то оттолкните его как сможете, ибо, поистине это – шайтан». [1]Даиф

Шейх аль-Албани сказал: «Слабый хадис /да’иф/».[2]

Иснад этого хадиса является слабым, как об этом сказал в «аль-Маджму’» (3/246) ан-Навави. Недостатком его является передатчик по имени Муджалид ибн Абу Са’ид аль-Махдани у которого была плохая память, и он изменился в конце жизни. Он один раз передал первую часть этого хадиса как восходящую к пророку, как в данном риваяте, а другой раз он останавливается на сподвижнике, как это видно в следующем за этим хадисе, что похоже на истину. Что касается его слов «оттолкните…», то этот хадис достоверный и он приводится в другой книге (Сахих Аби Дауд) по другому пути под №№ 694 и 695. См. «Да’иф Аби Дауд» 1/263-264.


[1] Также этот хадис передали аль-Байхакъи 2/178 и ад-Даракъутни 1398.

[2] См. «Да’иф Аби Дауд» 115, «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 6366, «Мишкат аль-масабих» 785.

720 — حَدَّثَنَا أَبُو الْوَدَّاكِ قَالَ:

مَرَّ شَابٌّ مِنْ قُرَيْشٍ بَيْنَ يَدَىْ أَبِى سَعِيدٍ الْخُدْرِىِّ وَهُوَ يُصَلِّى فَدَفَعَهُ ثُمَّ عَادَ فَدَفَعَهُ ثَلاَثَ مَرَّاتٍ فَلَمَّا انْصَرَفَ قَالَ: إِنَّ الصَّلاَةَ لاَ يَقْطَعُهَا شَىْءٌ وَلَكِنْ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم: « ادْرَءُوا مَا اسْتَطَعْتُمْ فَإِنَّهُ شَيْطَانٌ ».
قَالَ أَبُو دَاوُدَ: إِذَا تَنَازَعَ الْخَبَرَانِ عَنْ رَسُولِ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- نُظِرَ إِلَى مَا عَمِلَ بِهِ أَصْحَابُهُ مِنْ بَعْدِهِ.

قال الشيخ الألباني : ضعيف

720 — Сообщается, что Абуль-Ваддак сказал:

«Один юноша из числа курайшитов (постарался) пройти перед Абу Са’идом аль-Худри, когда тот совершал молитву, но он оттолкнул его. Затем он попытался снова пройти, но он опять оттолкнул его и (так повторилось) три раза. Закончив молитву (Абу Са’ид) сказал: “Поистине, ничто не может прервать молитву, однако посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Оттолкните (того, кто проходит перед вами) как сможете, ибо это — шайтан”».

Абу Дауд сказал: «Если от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, передаётся два сообщения противоречащих друг другу, то следует посмотреть, как поступали его сподвижники после него».Даиф

Шейх аль-Албани сказал: «Слабый хадис /да’иф/».[1]

Иснад этого хадиса является слабым из-за положения Муджалида, о котором было сказано к предыдущему хадису. См. «Да’иф Аби Дауд» 1/265.


[1] См. «Да’иф Аби Дауд» 116.

أبواب تفريع استفتاح الصلاة

Главы о вступлении в молитву

118 — باب رَفْعِ الْيَدَيْنِ فِى الصَّلاَةِ. (117)

118 – Глава о поднимании рук в молитве

721 — عَنْ سَالِمٍ عَنْ أَبِيهِ قَالَ:

رَأَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- إِذَا اسْتَفْتَحَ الصَّلاَةَ رَفَعَ يَدَيْهِ حَتَّى يُحَاذِىَ مَنْكِبَيْهِ وَإِذَا أَرَادَ أَنْ يَرْكَعَ وَبَعْدَ مَا يَرْفَعُ رَأْسَهُ مِنَ الرُّكُوعِ — وَقَالَ سُفْيَانُ مَرَّةً وَإِذَا رَفَعَ رَأْسَهُ. وَأَكْثَرُ مَا كَانَ يَقُولُ وَبَعْدَ مَا يَرْفَعُ رَأْسَهُ مِنَ الرُّكُوعِ — وَلاَ يَرْفَعُ بَيْنَ السَّجْدَتَيْنِ.

قال الشيخ الألباني : صحيح

721 — Передают со слов Салима ибн ‘Абдуллаха о том, что его отец (‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими,) сказал:

«Я видел, как приступая к молитве, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднимал руки до уровня плеч и он делал то же самое, когда хотел совершить поясной поклон, и когда поднимал голову с поясного поклона[1]».

Суфьян один раз сказал: «И когда он поднимал свою голову». — И больше всего он говорил: «И после того, как поднимал голову с поясного поклона» — ,

«И он не поднимал (руки) между двумя земными поклонами».[2]

Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/».[3]Сахих

Его иснад является достоверным в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима. Муслим и Абу ‘Авана передали его в своих «Сахихах». Ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис», а аль-Бухри передал похожий хадис. См. «Сахих Аби Дауд» 3/305.


[1] То есть, когда он выпрямлялся с поясного поклона. Прим. пер.

[2] Также этот хадис передали Малик 1/97, Ахмад 4540, 4647, 5081, 5279, 5762, аль-Бухари 735, Муслим 390, Абу Авана 2/90, 91, ат-Тирмизи 255, ан-Насаи 2/182, Ибн Маджах 858, ад-Дарими 1/300, ат-Тахави 1/130, аль-Байхакъи 2/69, 70, ад-Даракъутни стр. 107-108, 108.

[3] См. «Сахих Аби Дауд» 712.

722 — عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عُمَرَ قَالَ:

كَانَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- إِذَا قَامَ إِلَى الصَّلاَةِ رَفَعَ يَدَيْهِ حَتَّى تَكُونَا حَذْوَ مَنْكِبَيْهِ ثُمَّ كَبَّرَ وَهُمَا كَذَلِكَ فَيَرْكَعُ ثُمَّ إِذَا أَرَادَ أَنْ يَرْفَعَ صُلْبَهُ رَفَعَهُمَا حَتَّى تَكُونَا حَذْوَ مَنْكِبَيْهِ ثُمَّ قَالَ سَمِعَ اللَّهُ لِمَنْ حَمِدَهُ وَلاَ يَرْفَعُ يَدَيْهِ فِى السُّجُودِ وَيَرْفَعُهُمَا فِى كُلِّ تَكْبِيرَةٍ يُكَبِّرُهَا قَبْلَ الرُّكُوعِ حَتَّى تَنْقَضِىَ صَلاَتُهُ.

قال الشيخ الألباني : صحيح

722 — Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар сказал:

«Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, становился на молитву, он поднимал руки пока они не доходили до уровня плеч и затем произносил такбир[1], когда (руки) находились в таком положении, после чего он совершал поясной поклон. Затем, когда он хотел выпрямить спину, он поднимал их так, что они были на уровне плеч и затем говорил: “Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу” /Сами’а-Ллаху лиман хамидах/. И он не поднимал свои руки при совершении земного поклона и поднимал их во время произношения каждого такбира, которые он произносил перед совершением поясного поклона, пока не завершал свою молитву».[2]  

Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/».[3]Сахих

Иснад этого хадиса достоверный и тоже самое сказал ан-Навави в «аль-Маджму’» (3/308), исключая то, что он добавил: «… или хороший». См. «Сахих Аби Дауд» 3/306.


[1] То есть, слова «Аллах велик» /Аллаху Акбар/.

[2] Также этот хадис передали Ахмад 2/133-134, Муслим 2/6, Абу ‘Авана 2/91, ан-Насаи 1/140, аль-Байхакъи 2/26, 69, ад-Даракъутни стр. 108.

[3] См. «Ирвауль-гъалиль» 3/113.

723 — عَنْ أَبِى وَائِلِ بْنِ حُجْرٍ قَالَ:

صَلَّيْتُ مَعَ رَسُولِ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- فَكَانَ إِذَا كَبَّرَ رَفَعَ يَدَيْهِ — قَالَ — ثُمَّ الْتَحَفَ ثُمَّ أَخَذَ شِمَالَهُ بِيَمِينِهِ وَأَدْخَلَ يَدَيْهِ فِى ثَوْبِهِ . 

قَالَ: فَإِذَا أَرَادَ أَنْ يَرْكَعَ أَخْرَجَ يَدَيْهِ ثُمَّ رَفَعَهُمَا وَإِذَا أَرَادَ أَنْ يَرْفَعَ رَأْسَهُ مِنَ الرُّكُوعِ رَفَعَ يَدَيْهِ ثُمَّ سَجَدَ وَوَضَعَ وَجْهَهُ بَيْنَ كَفَّيْهِ وَإِذَا رَفَعَ رَأْسَهُ مِنَ السُّجُودِ أَيْضًا رَفَعَ يَدَيْهِ حَتَّى فَرَغَ مِنْ صَلاَتِهِ . 

قَالَ مُحَمَّدٌ: فَذَكَرْتُ ذَلِكَ لِلْحَسَنِ بْنِ أَبِى الْحَسَنِ فَقَالَ: هِىَ صَلاَةُ رَسُولِ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- فَعَلَهُ مَنْ فَعَلَهُ وَتَرَكَهُ مَنْ تَرَكَهُ .

قَالَ أَبُو دَاوُدَ: رَوَى هَذَا الْحَدِيثَ هَمَّامٌ عَنِ ابْنِ جُحَادَةَ لَمْ يَذْكُرِ الرَّفْعَ مَعَ الرَّفْعِ مِنَ السُّجُودِ .

قال الشيخ الألباني : صحيح

723 — Сообщается, что Абу Ваиль ибн Худжр сказал:

«Я совершал молитву с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и обычно, когда он произносил такбир, он поднимал руки».

(Передатчик этого хадиса) сказал: «Затем он завернулся (в свою одежду), после чего взял левую руку правой[1] и просунул руки под одежду».

(Передатчик этого хадиса) сказал: «И когда он хотел совершить поясной поклон, он вынимал руки (из своей одежды), и затем поднимал их, а когда хотел поднять голову с поясного поклона[2], он поднимал свои руки. Затем он совершал земной поклон и ставил своё лицо между кистями рук, а когда поднимал голову с земного поклона, также поднимал руки, и так до завершения своей молитвы».[3]

Мухаммад (ибн Джухада) сказал: «Я упомянул это аль-Хасану ибн Абуль-Хасану (аль-Басри) и он сказал: “Это молитва посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Кто делает это, тот делает, а кто оставляет, тот оставляет”».

Абу Дауд сказал: «Этот хадис передал Хаммам со слов Ибн Джухады не упоминая о поднятии (рук) вместе со вставанием с земного поклона».

Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/».[4]  Сахих

Его иснад является достоверным в соответствии с условиями Муслим. Ибн Хузайма и Ибн Хиббан передали в своих «Сахихах». См. «Сахих Аби Дауд» 3/308.


[1] Ибн Хузайма приводит этот хадис с текстом: «И он положил правую руку на левую, на груди». Об этом сказал хафиз (Ибн Хаджар) в книге «ат-Тальхис». См. «‘Аун аль-Ма’буд» 2/291.

[2] То есть, выпрямиться. Прим. пер.

[3] Также этот хадис передали Ахмад 4/317, Муслим 401, ат-Тирмизи 268, ан-Насаи 879, 889, 932, 1159, Ибн Маджах 867, Ибн Хузайма 866, Ибн Хиббан 1862.

[4] См. «Сахих Аби Дауд» 714.

724 — عَنْ عَبْدِ الْجَبَّارِ بْنِ وَائِلٍ عَنْ أَبِيهِ أَنَّهُ أَبْصَرَ النَّبِىَّ -صلى الله عليه وسلم- حِينَ قَامَ إِلَى الصَّلاَةِ رَفَعَ يَدَيْهِ حَتَّى كَانَتَا بِحِيَالِ مَنْكِبَيْهِ وَحَاذَى بِإِبْهَامَيْهِ أُذُنَيْهِ ثُمَّ كَبَّرَ.

قال الشيخ الألباني : ضعيف

724 – Передают, что ‘Абдуль-Джаббар ибн Ваиль со слов своего отца рассказывал, о том, что он видел пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда тот становился на молитву и поднял руки параллельно к плечам, а его большие пальцы были на уровне ушей, после чего он произнес такбир.[1]

Шейх аль-Албани сказал: «Слабый хадис/да’иф/».[2]Даиф

Иснад этого хадиса является слабым из-за разрыва в нём. Аль-Мунзири в своём «Мухтасаре» (№693) и ан-Навави в «аль-Маджму’» (3/306) сказали: «‘Абдуль-Джаббар ибн Ваиль не слышал хадисы от своего отца. Его слова «…после чего он произнёс такбир» являются отвергаемыми, так как достоверно передано от Ваиля, что он поднял руки вместе с такбиром а не до него. Смотри об этом в хадисе № 715 в другой книге (Сахих Аби Дауд). См. «Да’иф Аби Дауд» 1/270.


[1] Также этот хадис передал аль-Байхакъи 2/24-25.

[2] См. «Мишкат аль-масабих» 802.

725 — حَدَّثَنَا الْمَسْعُودِىُّ حَدَّثَنِى عَبْدُ الْجَبَّارِ بْنُ وَائِلٍ حَدَّثَنِى أَهْلُ بَيْتِى عَنْ أَبِى أَنَّهُ حَدَّثَهُمْ أَنَّهُ رَأَى رَسُولَ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- يَرْفَعُ يَدَيْهِ مَعَ التَّكْبِيرَةِ.

قال الشيخ الألباني : صحيح

725 – Аль-Мас’уди передал, что ‘Абдуль-Джаббар ибн Ваиль рассказывал ему:

«Рассказали мне члены моей семьи со слов моего отца о том, что он сообщил им, что он видел как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднимал руки вместе с произношением такбира».[1]

Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/».[2] Сахих


[1] Также этот хадис передали Ахмад 4/316 и аль-Байхакъи 2/26.

[2] См. «Сахих Аби Дауд» 715.

726 — عَنْ وَائِلِ بْنِ حُجْرٍ قَالَ: قُلْتُ: لأَنْظُرَنَّ إِلَى صَلاَةِ رَسُولِ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- كَيْفَ يُصَلِّى . قَالَ: فَقَامَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- فَاسْتَقْبَلَ الْقِبْلَةَ فَكَبَّرَ فَرَفَعَ يَدَيْهِ حَتَّى حَاذَتَا أُذُنَيْهِ ثُمَّ أَخَذَ شِمَالَهُ بِيَمِينِهِ فَلَمَّا أَرَادَ أَنْ يَرْكَعَ رَفَعَهُمَا مِثْلَ ذَلِكَ ثُمَّ وَضَعَ يَدَيْهِ عَلَى رُكْبَتَيْهِ فَلَمَّا رَفَعَ رَأْسَهُ مِنَ الرُّكُوعِ رَفَعَهُمَا مِثْلَ ذَلِكَ فَلَمَّا سَجَدَ وَضَعَ رَأْسَهُ بِذَلِكَ الْمَنْزِلِ مِنْ بَيْنِ يَدَيْهِ ثُمَّ جَلَسَ فَافْتَرَشَ رِجْلَهُ الْيُسْرَى وَوَضَعَ يَدَهُ الْيُسْرَى عَلَى فَخِذِهِ الْيُسْرَى وَحَدَّ مِرْفَقَهُ الأَيْمَنَ عَلَى فَخِذِهِ الْيُمْنَى وَقَبَضَ ثِنْتَيْنِ وَحَلَّقَ حَلْقَةً وَرَأَيْتُهُ يَقُولُ هَكَذَا. وَحَلَّقَ بِشْرٌ الإِبْهَامَ وَالْوُسْطَى وَأَشَارَ بِالسَّبَّابَةِ.

قال الشيخ الألباني : صحيح

726 — Сообщается, что Ваиль ибн Худжр сказал:

«Я сказал (себе): Я обязательно посмотрю на молитву посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, как он её совершает!»

Он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встал, повернулся в сторону къиблы, произнес такбир и поднял руки на уровень ушей, после чего обхватил левую руку правой. Когда он захотел совершить поясной поклон, то поднял их таким же образом, затем поставил руки на свои колени, а когда поднимал голову с поясного поклона, он поднял их таким же образом. Совершая земной поклон, он поставил голову на место между руками, затем он сел и распростёр левую ногу (подогнув её под себя), положил левую руку на левое бедро, а правый локоть возложил на правое бедро, согнул два (пальца)[1] и образовал кольцо (большим и средними пальцами[2]). И я[3] видел, как он говорил[4] таким образом, (после чего) Бишр (ибн аль-Муфаддаль[5]) образовал кольцо большим и средним пальцами и поднял[6] указательный палец (правой руки)» [7].[8]

Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/».[9]Сахих

Иснад этого хадиса достоверный и его достоверность подтвердила группа учёных, о чём будет сказано к следующем хадису. Этот же хадис приводится ещё под № 884. См. «Сахих Аби Дауд» 3/314.


[1] То есть мизинец и безымянный. См. «‘Аун аль-Ма’буд». 2/293.

[2] См. «‘Аун аль-Ма’буд» 2/294.

[3] Эти слова принадлежат Бишру ибн аль-Муфаддалю, который говорит, что видел как поступал таким образом его учитель ‘Асым ибн Кулейб. См. «‘Аун аль-Ма’буд» 2/294.

[4] То есть, видел, как он это делал. См. «‘Аун аль-Ма’буд» 2/294.

[5] Один из передатчиков этого хадиса. Прим. пер.

[6] Букв. «указал». Прим. пер.

[7] Эти слова принадлежат передатчику этого хадиса Мусаддаду. См. «‘Аун аль-Ма’буд» 2/294.

[8] Также этот хадис передали ан-Насаи 2/126 и Ибн Маджах 810.

[9] См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 5/307.

727 — عَنْ عَاصِمِ بْنِ كُلَيْبٍ بِإِسْنَادِهِ وَمَعْنَاهُ قَالَ فِيهِ:

ثُمَّ وَضَعَ يَدَهُ الْيُمْنَى عَلَى ظَهْرِ كَفِّهِ الْيُسْرَى وَالرُّسْغِ وَالسَّاعِدِ . وَقَالَ فِيهِ: ثُمَّ جِئْتُ بَعْدَ ذَلِكَ فِى زَمَانٍ فِيهِ بَرْدٌ شَدِيدٌ فَرَأَيْتُ النَّاسَ عَلَيْهِمْ جُلُّ الثِّيَابِ تَحَرَّكُ أَيْدِيهِمْ تَحْتَ الثِّيَابِ.

قال الشيخ الألباني : صحيح

727 – Со слов ‘Асыма ибн Кулейба передают хадис с таким же иснадом и смыслом, в котором он сказал:

«Затем он поставил правую руку на тыльную сторону левой кисти, на запястье и предплечье».

Также в этом хадисе он сказал: «После этого я пришёл в то время, когда было очень холодно и увидел людей одетых в плотную одежду, двигающих руками под своей одеждой».[1]Сахих

Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/».[2]

Иснад этого хадиса достоверный, как сказал об этом ан-Навави в «аль-Маджму» (3/312): «Его передал Абу Дауд с достоверным иснадом». Ибн аль-Къаййим в «Задуль-маад» (1/85) сказал: «Хадис достоверный», а Ибн Хузайма и Ибн Хиббан передали его в своих «Сахихах». См. «Сахих Аби Дауд» 3/315.


[1] Также этот хадис передали аш-Шафи’и в «аль-Умм» 1/90, Ахмад 4/316, 317, 318, 319, аль-Бухари в «Раф’ аль-йадайн» стр. 11, ан-Насаи 889, Ибн Хузайма 463, Ибн Маджах 1/270-271, ад-Дарими 1/314-315, Ибн аль-Джаруд 208, Ибн Хиббан 485, аль-Байхакъи 2/27-28, 28, 111, 131, 132, ат-Таялиси 1020.

[2] См. «Ирвауль-гъалиль» 2/68.