«Сильсилятуль-ахадис ас-сахиха». Том 7. Хадисы №№ 3201-3300


سلسلة الأحاديث الصحيحة

«Сильсилятуль-ахадис ас-сахиха» 

«Серия достоверных хадисов»

للشيخ الإمام المحدث محمد ناصر الدين الألباني

رحمه الله تعالى

Автор: Шейх, имам, мухаддис, Мухаммад Насиру-д-дин аль-Албани,

да помилует его Аллах.

Том – 7/1

Хадисы №№ 3201-3221-3300

3201- (إن أخوف ما أخاف عليكم رجل قرأ القرآن، حتّى إذا رُئيتْ بهجتُه عليه، وكان رِدْءاً للإسلام؛ انسلخ منه ونبذه وراء ظهره، وسعى على جاره بالسيف ، ورماه بالشرك. قلت: يا نبيَّ الله! أيُّهما أولى بالشرك، الرامي أو المرمي؟ قال: بل الرامي).

أخرجه البخاري في «التاريخ «(4/ 301/2907)، وأبو يعلى في «مسنده الكبير» — كما في «تفسير ابن كثير» (2/265) و»المطالب العالية» (4/273/4423)-، ومن طريق أبي يعلى: ابن حبان في «صحيحه » (1/148/ 81)، والبزار في «مسنده » (1/99/175) من طرق عن محمد بن بكر عن الصلت ]بن بهرام[: حدثنا الحسن: حدثنا جندب البجلي- في هذا المسجد- أن حذيفة حدثه قال: قال رسول الله — صلى الله عليه وسلم -:… فذكره.

3201 — «Поистине, больше всего я боюсь для вас человека, который читает Коран так, что красота его (Корана) отражается на нём, и он становится защитником Ислама. Затем он оставляет Коран, отбросив его за спину, бросается на своего соседа с мечом, и обвиняет его в многобожии (ширк)». Я (Хузайфа) спросил: “О пророк Аллаха, кто из них ближе к многобожию, тот, кто обвиняет или тот, кого обвиняют?!” Он ответил: «Нет, тот, кто обвиняет». Этот хадис передали аль-Бухари в «Тарих» (4/301/2907) , Абу Я’ля в своём «Муснад аль-Кабир», как об этом сказано в тафсире Ибн Касира (2/265) и «аль-Маталиб аль-‘алия» (4/273/4423). По пути Абу Я’ля его приводят Ибн Хиббан (1/148/81) и аль-Баззар в своём «Муснаде» (1/99/175) со слов Хузайфы о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…», и он привёл этот хадис.

Хафиз Ибн Касир назвал иснад этого хадиса хорошим.

Его иснад является хорошим, так как в его пользу свидетельствуют несколько других хадисов и из их числа хадис от ‘Умара, восходящий к пророку: «Поистине, больше всего я опасаюсь для своей общины всяких красноречивых лицемеров». Его передали Ахмад (1/22) и другие с достоверным иснадом. Также его передал аль-Байхакъи в «Шуаб аль-Иман» (2/284/1777) с текстом: «… лицемера, говорящего с мудростью и чинящего произвол».

А также хадис Ибн ‘Умара восходящий к пророку с текстом: «Если человек скажет своему брату (в исламе): “О неверный!”, — это вернётся к одному из них, если он такой, как он сказал. В противном случае это вернётся к другому». Его передали Ахмад (2/44), Муслим и другие, и он уже был разобран ранее в хадисе под №2891 в шестом томе. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 7/605-608.

3204 — (إذا أراد أحدكم أن يسأل؛ فليبدأ بالمدحة والثناء على الله بما هو أهله،ثم ليصل على النبي — صلى الله عليه وسلم -،ثم ليسأل بعد؛ فإنه أجدر أن ينجح).

موقوف في حكم المرفوع:أخرجه عبدالرزاق في»المصنف «(1/ 441/19642)، ومن طريقه: الطبراني في «المعجم الكبير» (9/170/ 8780) عن معمر عن أبي إسحاق عن أبي عبيدة بن عبدالله بن مسعود عن ابن مسعود قال:… فذكره.

3204 — «Когда кто-нибудь из вас пожелает обратиться с мольбой, пусть начинает с восхваления и прославления Аллаха, как он того достоин, затем обратится с мольбой за пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а затем пусть просит после этого, ибо, поистине, это более достойно, чтобы способствовать успеху». Этот хадис передаётся как слова Ибн Мас’уда, но имеет статус марфу’, то есть, как восходящий к пророку. Его приводит ‘Абду-р-Раззакъ в своём «Мусаннафе» (1/441/19642), а по его пути его приводит ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» (9/170/8780) … со слов Ибн Мас’уда.

Иснад этого хадиса является прерванным, так как ‘Убайдуллах ибн ‘Абдуллах ибн Мас’уд не слышал хадисы со слов своего отца, о чём сказал хафиз аль-Хайсами в «Маджма’у-з-заваид» (10/155). Однако этот хадис усиливается другим его путём, который приводит ат-Тирмизи (2/184/593) со слов Ибн Мас’уда, который сказал: «(Однажды), я молился (возле) пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и с ним были Абу Бакр и Умар, и когда я сел, то начал с прославления Аллаха, затем (обратился) с мольбой за пророка, да благословит его Аллах и приветствует, после чего помолился за себя. И тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Проси — и будет тебе даровано, проси — и будет тебе даровано!”» Ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис».

Я (аль-Албани) говорю:

— Его иснад хороший. Также его передал Ахмад (1/445) с последней частью в другой истории. Также его передал Шу’ба от Абу Исхакъа, передавшего от ‘Убайдуллах ибн ‘Абдуллах. Его приводит Ахмад (1/368, 437), о чём смотри в «Тахридж аль-Мухтара» (455) и «аль-Мишкат» (931). У него есть другой свидетельствующий в его пользу похожий хадис, который был приведён ранее под №(2035). См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 7/619-620.

Том – 7/2

Хадисы №№ 3222-3300

3228 — (يا شداد بن أوسٍ! إذا رأيت الناس قد اكتنزوا الذهب والفضة ، فأكثر هؤلاء الكلمات: اللّهم! إني أسألك الثبات في الأمرِ، والعزيمة على الرُّشد، وأسألك موجبات رحمتك ، وعزائم مغفرتك ، وأسألك شكر نعمتِك ، وحسن عبادتك ، وأسألك قلباً سليما ، ولساناً صادقاً ، وأسألك من خير ما تعلم ، وأعوذُ بك من شرِّ ما تعلم ، وأست غفرُك لما تعلمُ ؛ إنك أنت علامُ الغيوب) .

أخرجه الطبراني في «المعجم الكبير» (7/335- 336) ، ومن طريقه: أبو نعيم في «الحلية» (1/266) ، وكذا ابن عساكر في » تاريخ دمشق » (16/127) من طريقين عن سليمان بن عبدالرحمن: ثنا إسماعيل بن عياش: حدثني محمد بن يزيد الرحبي عن أبي الأشعث الصنعاني عن شداد بن أوس قال:قال لي رسول الله — صلى الله عليه وسلم -:… فذكره.

قلت: وهذا إسناد جيد، رجاله ثقات، وفي بعضهم خلاف لا يضر

3228 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Шаддаду ибн Аусу:
«О Шаддад ибн Аус! Когда ты увидишь, что люди стали увеличивать накапливание золота и серебра, то ты увеличь повторение следующих слов: “О Аллах, поистине, я прошу Тебя о стойкости в делах и решимости на истинном пути. И прошу Тебя даровать мне то, что послужит причиной проявления Твоей милости и непременно позволит заслужить Твое прощение. И прошу Тебя сделать так, чтобы я благодарил Тебя за оказанную Тобой милость и должным образом поклонялся Тебе. И прошу Тебя о здравом сердце и правдивом языке. И прошу у Тебя блага, о котором Ты знаешь, прибегаю к Твоей защите от зла, о котором Ты знаешь, и прошу простить мне то, о чем Ты знаешь. Поистине, Тебе ведомо все сокровенное”».
Шейх аль-Албани в «ас-Сильсиля ас-сахиха» (7,8,9/696)сказал:
Этот хадис передали ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» (7/335-336), Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» (1/266) и Ибн ‘Асакир в «Тарих Димашк» (16/127) по пути от Сулеймана ибн ‘Абду-р-Рахмана, передавшего от Исма’иля ибн ‘Аййаша, передавшего от Мухаммада ибн Язида ар-Рахби, передавшего от Ибн аль-Аш’аса ас-Сан’ани со слов Шаддада ибн Ауса, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: »…»», и он привёл этот хадис.
Шейх аль-Албани сказал:
— Этот иснад хороший, а передатчики его — заслуживающие доверия. Относительно некоторых из них есть разногласия, которые не вредят.

3251 — ( لو رأيتُموني وإبليسَ، فأَهْوَيتُ بيدَيَّ، فما زلتُ أخنقُهُ حتَّى وجدتُ بَردَ لُعابِهِ بينَ إصبعيَّ هاتينِ: الإبهامِ والَّتي تليها . ولولا دعوةُ أخي سُلَيْمان، لأصبحَ مربوطًا بساريةٍ من سواري المسجدِ، يتلاعبُ بِهِ صبيانُ المدينة، فمن استطاعَ منكم أن لا يحولَ بينَهُ وبينَ القبلةِ أحدٌ فليفعَلْ).

أخرجه أحمد (3/82- 83): حدثنا أبو أحمد: حدثنا مسرَّة بن معبد: حدثني أبو عُبيد صاحب سليمان قال: رأيت عطاء بن يزيد الليثي قائماً يصلي معتماً بعمامة سوداء، مُرخٍ طرفها من خلف، مصفر اللِّحيةِ، فذهبت أمرُّ بين

يديه، فردني ثم قال: حدثني أبو سعيد الخدري: أن رسول الله — صلى الله عليه وسلم — قام فصلى صلاة الصبح وهو خلفه، فقرأ، فالتبست عليه القراءة، فلما فرغ من صلاته قال:… فذكره.

قلت: وإسناده جيد، رجاله ثقات رجال مسلم؛ غير مسرة بن معبد، وهو صدوق له أوهام؛ كما في «التقريب «.

ومن هذا الوجه رواه أبو داود (699) مختصراً، وهو في كتابي «صحيح أبي داود» (696)، وله شواهد ذكر بعضها شيخ الإسلام ابن تيمية في «مجموع الفتاوى» (1/ 170)، أحدها من رواية النسائي عن عائشة مختصراً بقصة خنق الشيطان، وقال: «وإسناده على شرط البخاري، كما ذكر ذلك أبو عبدالله المقدسي في (مختاره) الذي هو خير من (صحيح الحاكم) «.

3251 — «Если бы вы видели меня и Иблиса! Я протянул свою руку и стал его душить до тех пор, пока не почувствовал холод его слюны меж этих двух своих пальцев — большим и указательным. И если бы не мольба моего брата (пророка) Сулеймана, то он (Иблис) встретил бы утро привязанным к одному из столбов мечети, а мальчишки Медины игрались бы им. И тот из вас, кто сможет сделать так, чтобы никто не отделил его от къиблы, пусть сделает это!»

Этот хадис передал Ахмад 3/82-83: Рассказал нам Абу Ахмад: рассказал нам Масарра ибн Ма’бад: рассказал мне Абу ‘Убайд, друг  Сулеймана, который сказал:

— (Однажды) я увидел, как ‘Атаъ ибн Язид ал-Лейси стоял совершая молитву. Он был в чёрной чалме, концы которой были откинуты назад, и у него была жёлтая борода.  И когда я (решил) пройти перед ним, он оттолкнул меня. Затем, (закончив молитву) он сказал: «Абу Са’ид аль-Худри сообщил мне о том, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стал совершать утреннюю молитву, а он (Абу Са’ид аль-Худри) находился позади него. И (пророк) начал читать Коран, но стал запутываться. Когда он завершил молитву, то сказал: “…”», и он привёл этот хадис.

Я (аль-Албани) говорю:

— Его иснад хороший, передатчики заслуживающие доверия, от которых передавал хадисы Муслим, кроме Масарры ибн Ма’бада, который был правдивым, но ошибался, как об этом сказано в «ат-Такъриб» (хафиза Ибн Хаджара).

По этому же пути его передал Абу Дауд (699) в краткой форме и он приводится в моей книге «Сахих Аби Дауд» (696). У этого хадиса есть свидетельствующие в его пользу хадисы, некоторые из которых упомянул шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа в «Маджму’уль-фатава» (1/170), один из которых из версии ан-Насаи со слов ‘Аиши в краткой форме, с рассказом о том, как (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) душил шайтана, после чего он сказал: «Его иснад достоверный в соответствии с условиями аль-Бухари, как сказал об этом Абу ‘Абдуллах аль-Макъдиси в “Мухтара”, (в книге,) которая лучше, чем “Сахих аль-Хакима”».

Я (аль-Албани) говорю:

— Из этого хадиса понимается, что обязательно использовать сутру во время молитвы, даже если она совершается в том месте, где человек считает, что перед ним никто не пройдёт, как об этом мы слышим от многих людей, когда ты повелеваешь им молиться обратившись к сутре. Это вызывает у них изумление и они спешат сказать нам: «Брат мой, (здесь) ведь нет никого!?» А мы напоминаем им об этом рассказе и словах Всевышнего об Иблисе: «Воистину, он и его сородичи видят вас оттуда, где вы их не видите» («аль-А’раф», 7:27), а также «Воистину, в этом заключено напоминание для тех, у кого есть сердце, кто прислушивается и присутствует при этом» («Къаф», 50:36). См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 7/159-760.