«Сильсилятуль-ахадис ас-сахиха». Том 7. Хадисы №№ 3101-3200


سلسلة الأحاديث الصحيحة

«Сильсилятуль-ахадис ас-сахиха» 

«Серия достоверных хадисов»

للشيخ الإمام المحدث محمد ناصر الدين الألباني

رحمه الله تعالى

Автор: Шейх, имам, мухаддис, Мухаммад Насиру-д-дин аль-Албани,

да помилует его Аллах.

Том – 7/1

Хадис №№ 3101-3200

3101 ( لا تَصُمْ يومَ السبتِ إلا في فريضةٍ ، ولو لم تَجِدْ إلا لحاءَ شجرةٍ فَأَفْطِرْ عليهِ ) .

أخرجه الطبراني في » المعجم الكبير» (8/303/7722) : حدثنا عبد الله بن أحمد بن حنبل : حدثني الحكم بن موسى : ثنا إسماعيل بن عياش عن عبد الله ابن دينار عن أبي أمامة عن النبي — صلى الله عليه وسلم — قال… فذكره.

قلت : وهذا إسناد رجاله كلهم ثقات ؛ لكن فيه علة ؛ قال الهيثمي في «مجمع الزوائد» (3/198): » رواه الطبراني في «الكبير» من طريق إسماعيل بن عياش عن الحجازيين ، وهو ضعيف فيهم » .

قلت : وهو كما قال ؛ لكن لإسماعيل بن عياش فيه إسناد آخر شامي صحيح ؛ قال الإمام أحمد (6/368- 369) : ثنا الحكم بن نافع قال : ثنا إسماعيل بن عياش عن محمد بن الوليد الزبيدي عن لقمان بن عامر عن خالد بن معدان عن عبد الله بن بسر عن أخته الصماء به نحوه . وهو مخرج في «الإرواء » (4/ 121) من هذه الطريق وغيرها .

3101 — «Не соблюдай пост в субботу, за исключением обязательного поста. Если даже не найдёшь ничего (чем можно прервать пост), кроме коры от дерева, то разговляйся им». Этот хадис приводит ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» (8/303/7722) со слов Абу Умамы о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…», и он привёл этот хадис.

Шейх аль-Албани сказал:

— Я говорю: Все передатчики этого иснада являются заслуживающими доверия, однако в нём есть недостаток. Аль-Хайсами в «Маджма’у-з-Заваид» (3/198) сказал: «Этот хадис передал ат-Табарани в “аль-Кабир” по пути Исма’иля ибн ‘Аййаша от хиджазцев, а он считается слабым, когда передаёт (хадисы) от них.

Я (аль-Албани) говорю:

— Это так, как он сказал. Однако, есть достоверный иснад от Исма’иля ибн ‘Аййаша, который он передаёт от жителей Шама. Имам Ахмад (6/368-369) сказал: Сообщил нам аль-Хакам ибн Нафи’, который сказал: рассказал нам Исма’иль ибн ‘Аййаш от Мухаммада ибн аль-Валида аз-Зубайди, от Лукъмана ибн ‘Амира, от Халида ибн Ма’дана, от Абдуллы ибн Бусра, сообщившего со слов своей сестры ас-Саммаъ похожий хадис. По этому и другими путями он приводится в «аль-Ирваъ» (4/121).

И этот иснад достовернее, так как аль-Хакам ибн Нафи’ заслуживающий доверия, достоверный, а аль-Хакам ибн Муса — правдивый, как об этом сказано в «ат-Такъриб». По этой причине, первый иснад является достоверным, так как Мухаммад ибн аль-Валид аз-Зубайди заслуживающий доверия, достоверный. Подробнее см. «ас-Сильсиля ас-сахиха» (7/274-276).Сахих

 

3102 — (إياكم ومُحقراتُ الذنُوبِ، كقَومٍ نَزلُوا في بطْنِ وادٍ فجاءَ ذا بعودٍ ، وجاء ذا بعودٍ حتى أنضَجُوا خبزتهم ، وإنَّ محقَّراتِ الذُّنوب متى يُؤخذ بها صاحبُها تُهلِكْهُ ) .

أخرجه الإمام أحمد (5/331) : ثنا أنس بن عياض : حدثني أبو حازم- لا أعلمه إلا- عن سهل بن سعد قال : قال رسول الله — صلى الله عليه وسلم -… فذكره.

قلت : وهذا إسناد صحيح على شرط الشيخين .

3102 — «Берегитесь малых грехов! (Малые грехи) подобны людям, которые остановились в ущелье, и один пришел с веткой от дерева, затем другой принес ветку, пока (они не собрали дрова на костер), на котором приготовили себе еду. Поистине, когда человека охватывают малые грехи, они губят его!”» Этот хадис передал Ахмад (5/331) со слов Сахля ибн Са’да, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: …, и он привёл этот хадис.

Я (аль-Албани) говорю:

— Этот иснад достоверный в соответствии с условиями двух шейхов (аль-Бухари и Муслима). См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» (7/276).Сахих

_____________________________________

Также см. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» (2686-2687).

3137 كان من دعائه — صلى الله عليه وسلم — :

اللهمَّ إني أعوذُ بكَ من جارِ السُّوءِ، ومن زوجٍ تشيِّبني قبلَ المشيب، ومن ولد يكونُ عليّ رَبّاً، ومن مال يكونُ عليّ عذاباً، ومن خليلٍ ماكر عينَه تراني، وقلبُه يرعاني؛ إن رأى حسنة دفنها، وإذا رأى سيّئةً أذاعها .

قال الشيخ الألباني في « السلسلة الصحيحة » 7/378 : أخرجه الطبراني في «الدعاء» (3/1425/1339): حدثنا عبد الله بن أحمد أبن حنبل: ثنا الحسن بن حماد الحضرمي: ثنا أبو خالد الأحمر عن محمد بن عجلان عن سعيد المقبري عن أبي هريرة رضي الله عنه قال… فذكره.

قلت: وهذا إسناد جيد، رجاله كلهم من رجال «التهذيب «، ولولا الخلاف المعروف في ابن عجلان؛ لقلت بصحته.

والحديث أخرجه الديلمي في «مسند الفردوس » (1/1/183) من طريق أبي بكر بن أبي عاصم: حدثنا الحسن بن سهل: حدثنا أبو خالد الأحمر به مقتصراً على الشطر الثاني منه، بلفظ: «اللهم إني أعوذ بك من خليلٍ ماكرٍ… » إلخ.

والحسن بن سهل هو أبو علي الجُعْفِيُّ الكوفي، أورده ابن حبان في «الثقات » (8/177) بروايته عن أبي خالد الأحمر، وعنه الحسن بن سفيان وغيره، وقد روى عنه أبو زرعة كما في «الجرح «، وهو لا يروي إلا عن ثقة، فهو متابع قوي للحسن ابن حماد الحضرمي. والقطعة الثانية من الحديث: عزاها في «الجامع» لابن النجار، عن سعيد المَقْبُريِّ- مُرسَلاً-. وروى ابن أبي شيبة في «المصنف » (10/450) من طريق عطاء بن السائب عن أبي عبد الله الجدلي قال:

كان داود النبي — صلى الله عليه وسلم — يقول: اللهم إني أعوذ بك من جار عينه تراني، وقلبه يرعاني، إن رأى خيراً دفنه، وإن رأى شراً أشاعه !

ورجاله ثقات، لكنه مقطوع غير مرفوع. *

3137 – «Из мольбы (пророка,) да благословит его Аллах и приветствует, было:

“О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе за защитой от плохого соседа, и жены, от которой я поседею раньше времени, от ребёнка, который будет повелевать мне, от имущества, которое станет для меня мучением, от коварного друга, глаз которого меня видит, а сердце подстерегает: если он видит во мне нечто хорошее, то скрывает, а если видит во мне дурное, то рассказывает это”» /Аллахумма инни а’узубика мин джàри-с-суи, ва мин зауджин тушаййибуни къабляль-машиб, ва мин валядин якуну ‘алеййа раббан, ва мин малин якуну ‘алеййа ‘азабан, ва мин халийлин мàкирин ‘айнуху тарани ва къальбуху яр’ани ин ра-a хасанатан дафанаха, ва иза ра-а сайиатан азà’аха/

Этот хадис передал ат-Табарани в «ад-Ду’а» 3/1425/1339. Иснад хадиса хороший. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 3137.Хороший