«Силсилятуль-ахадис ас-сахиха». Том 5. Хадисы №№ 2201-2300


سلسلة الأحاديث الصحيحة

«Силсилятуль-ахадис ас-сахиха» 

«Серия достоверных хадисов»

للشيخ الإمام المحدث محمد ناصر الدين الألباني

رحمه الله تعالى

Автор: Шейх, имам, мухаддис, Мухаммад Насиру-д-дин аль-Албани,

да помилует его Аллах.

Том – 5

Хадисы №№ 2201-2300

2201 — » ليقرأن القرآن ناس من أمتي يمرقون من الإسلام كما يمرق السهم من الرمية » .

_____________________________________

قال الشيخ الألباني في » السلسلة الصحيحة » 5 / 235 :

أخرجه ابن ماجة ( 1 / 73 ) و أحمد ( 1 / 256 ) و ابنه أيضا و أبو يعلى ( 2 / 623 ) عن أبي الأحوص عن سماك عن عكرمة عن ابن عباس مرفوعا .

قلت : و هذا إسناد جيد و هو على شرط مسلم . و للحديث شواهد كثيرة في » الصحيحين » و غيرهما عن جمع من الصحابة , قد خرجت بعضها في » ظلال الجنة » ( 914 ) و » الروض النضير » ( 984 ) و فيما تقدم برقم ( 1895 ) .

2201 — «(Некоторые) люди из числа членов моей общины будут читать Коран, (однако) они отойдут от ислама подобно выпущенной из лука стреле».

Шейх аль-Албани в «ас-Сильсиля ас-сахиха» (5/235) сказал:

— Его приводят Ибн Маджах (1/73), Ахмад (1/256), а также его сын (‘Абдуллах), и Абу Я’ля (2/623) от Абуль-Ахваса, передавшего от Саммака, передавшего от ‘Икримы, передавшего от Ибн ‘Аббаса, как восходящий к пророку.

Я (аль-Албани) говорю:

— Этот иснад хороший и соответствует условиям Муслима. У данного хадиса есть множество подтверждающих его хадисов в двух «Сахихах» и в других (источниках) от группы сподвижников, некоторые из которых я привёл в «Зиляль аль-джанна» (914), «ар-Рауд ан-надыр» (984) и в приведённом ранее под №1895.

2205 — » ليلة القدر ليلة سابعة أو تاسعة و عشرين , إن الملائكة تلك الليلة في الأرض أكثر من عدد الحصى » .

________________________________

قال الشيخ الألباني في » السلسلة الصحيحة » 5 / 240 :

أخرجه الطيالسي في » مسنده » ( 2545 ) و عنه أحمد ( 2 / 519 ) و كذا ابن خزيمة  في » صحيحه » ( 223 / 2 ) عن عمران القطان عن قتادة عن أبي ميمونة عن أبي هريرة مرفوعا .

قلت : و هذا إسناد حسن و سكت عليه الحافظ في » الفتح » ( 4 /  209 ) .

2205 – «Ночь предопределения — это ночь двадцать седьмого или двадцать девятого (рамадана), и поистине, в эту ночь ангелов на земле больше, чем мелких камешков».

Шейх аль-Албани в «ас-Сильсиля ас-сахиха» (5/240) сказал:

— Его приводят ат-Таялиси в своём «Муснаде (2545), а от него Ахмад (2/519), а также Ибн Хузайма (2008) от ‘Имрана аль-Къаттана, передавшего от Къатады, передавшего от Абу Маймуны со слов Абу Хурайры, как восходящий к пророку.

Я (аль-Албани) говорю:

— Этот иснад хороший, а Ибн Хаджар промолчал о нём в «аль-Фатх» (4/209).

2210 — » ما جلس قوم يذكرون الله عز وجل إلا ناداهم مناد من السماء : قوموا مغفور لكم قد بدلت سيئاتكم حسنات».

______________________________________

قال الشيخ الألباني في » السلسلة الصحيحة » 5 / 245 : أخرجه الطبراني في » الأوسط » ( 434 ) عن إسماعيل بن عبد الملك الزئبقي أبي إسحاق حدثنا ميمون بن عجلان عن ميمون بن سياه عن أنس مرفوعا . و قال : » لم يروه عن ميمون إلا إسماعيل » .

2210 — «Если люди садятся поминать Великого и Всемогущего Аллаха, то глашатай с небес обязательно взывает к ним: “Вставайте прощёнными! Вам уже заменили ваши плохие деяния на хорошие!”» Этот хадис передал ат-Табарани в «аль-Аусат» (434) со слов Анаса, как восходящий к пророку.

Шейх аль-Албани назвал иснад хадиса хорошим. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» (5/245).

[arabic-font]

2217 — » ما أَدْرِي تُبَّعٌ أَلَعِينًا كان أَمْ لا ؟ و ما أَدْرِي ذا القَرْنَيْنِ أَنبيًّا كان أَمْ لا ؟ و ما أَدْرِي الحُدُودَ كَفَّارَاتٌ أَمْ لا ؟ «

______________________________________

قال الشيخ الألباني في » السلسلة الصحيحة » 5 / 251 :

أخرجه أبو داود ( 4674 ) — دون الجملة الثالثة — و الحاكم في » المستدرك » ( 1 / 36 ) و عنه البيهقي ( 8 / 329 ) و أبو القاسم الحنائي في » الفوائد »

( 16 / 1 ) و ابن عبد البر في » الجامع » ( 2 / 50 ) و ابن عساكر في » التاريخ » ( 3 / 251 / 1 و 6 / 57 / 1 و 11 / 302 / 1 و 16 / 66 / 2 ) كلهم عن عبد الرزاق أنبأ

معمر عن ابن أبي ذئب عن سعيد المقبري عن أبي هريرة قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : فذكره , و قال الحاكم : » صحيح على شرط الشيخين , و لا أعلم له علة » , و وافقه الذهبي , و هو كما قالا , و قال ابن عساكر : » قال الدارقطني : تفرد به عبد الرزاق » .

[/arabic-font]

2217 — «Я не знаю был ли проклят (народ) Тубба’ или нет? И я не знаю, был ли Зуль-Къарнайн пророком или нет? И я не знаю, являются ли наказания/худуд/[1] искуплением за совершённый грех или нет?»sahih-2

Шейх аль-Албани в «ас-Сильсиля ас-сахиха» 5/251 сказал:

— Его приводят Абу Дауд (4676) без последнего предложения, а также аль-Хаким в «аль-Мустадраке» (1/36), от него — аль-Байхакъи (8/329), Абуль-Къасим аль-Хиннаи в «аль-Фаваид» (1/16), Ибн ‘Абдуль-Барр в «аль-Джами’» (2/50) и Ибн ‘Асакир в «Тарих» (3/251/1, 6/57/1, 11/302/1, 16/66/2) — все они передали его от ‘Абду-р-Раззакъа, передавшего от Ма’мара, передавшего от Ибн Абу Зиъба со слов Са’ида аль-Макъбари, передавшего от Абу Хурайры, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “…”», и он привёл этот хадис. Аль-Хаким сказал: «Достоверный хадис соответствующий условиям обоих шейхов (аль-Бухари и Муслима), и я не знаю у него недостатка», с ним в этом согласился аз-Захаби и это ттак, как они сказали.

________________________________

О народе Тубба’ упоминается в Коране: «До них сочли лжецами посланников народ Нуха, жители Расса и самудяне, адиты, народ Фараона и братья Лута, жители Айки и народ Тубба’. Все они сочли лжецами посланников, и сбылась Моя угроза». «Къаф», 50:13-14.

Ас-Са’ди в толковании этого аята пишет: «Народ Тубба’ также отказался уверовать в своего посланника. Тубба’ – это титул царей, правящих Йеменом в доисламскую эпоху. Всевышний не сообщил нам, о каком из йеменских правителей идет речь в Коране и какого из посланников отверг его народ. Зачем Аллах умолчал об этом? Истинная причина этого известна одному Аллаху, но не исключено, что этот правитель был хорошо известен чистокровным арабам, которые знали обо всех важных страницах своей истории».

Ибн ‘Асакир сказал: «Это сомнение пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было до того, как ему было разъяснено его положение, после чего он сообщил, что тот был мусульманином». Затем он привёл хадис со своим иснадом: «Не поносите Тубба’, ибо, поистине, он был мусульманином». Его привели он (Ибн ‘Асакир) и Ахмад (5/340). В его иснаде присутствуют Абу Зур’а и Ибн Лахи’а, которые являются слабыми передатчиками, однако, у этого хадиса есть подтверждающий его хадис/шахид/, по причине которого он поднимается как минимум до степени хорошего хадиса. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 5/252.


[1] «Худуд» (ед. число — «хадд»). Имеются в виду наказания, налагаемые за такие преступления, на которые имеются указания в Коране и Сунне и которые не могут быть отменены ни при каких обстоятельствах. Применение таких наказаний является прерогативой мусульманского правителя.

2285 — » مثل المؤمن مثل النخلة , ما أخذت منها من شيء نفعك » .

_______________________________

قال الشيخ الألباني في » السلسلة الصحيحة » 5 / 355 : رواه الطبراني ( 3 / 204 / 1 ) : حدثنا محمد بن الفضل السقطي أخبرنا سعيد بن سليمان عن عباد بن العوام عن سفيان بن حسين عن أبي بشر عن مجاهد عن ابن عمر مرفوعا . ثم رواه ( 204 / 2 ) عن شريك عن سلمة بن كهيل عن مجاهد به دون الشطر الثاني منه .

قلت : و هذا إسناد صحيح , رجاله ثقات رجال الشيخين غير السقطي هذا و هو ثقة كما قال الخطيب ( 3 / 153 ) . و في الطريق الأخرى عن شريك , و هو ابن عبد الله القاضي سيء الحفظ , يستشهد به .

2285 — Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Верующий подобен пальме. Что бы ты от неё не брал – оно приносит тебе пользу».

Шейх аль-Албани в «Сильсиля ас-сахиха» (5/355) сказал: «Его передал ат-Табарани (3/204/1) … от Ибн ‘Умара, как восходящий к пророку. Затем он передал его (2/204) от Шарика, передавшего от Салямы ибн Кухайля, передавшего от Муджахида без второй его части.  

Я (аль-Албани) говорю: Этот иснад достоверный, передатчики все являются заслуживающими доверия, от которых передавали хадисы оба шейха (аль-Бухари и Муслим), кроме кроме этого ас-Сакъати, а он является надежным, о чем говорил аль-Хатыб (3/153)…».

2295 —  « من آذَى عليًّا فقد آذَانِي » .

________________________________________

قال الشيخ الألباني في » السلسلة الصحيحة » 5 / 373 : روي عن جمع من الصحابة : الأول : عن عمرو بن شاس . رواه البخاري في » التاريخ » ( 3 / 2 / 307 ) و الفسوي في » المعرفة » ( 1 / 329 — 330 ) و أحمد ( 3 / 483 ) و ابن حبان ( 2202 ) و الحاكم ( 3 / 122 ) و صححه , و وافقه الذهبي (!) و ابن عساكر ( 12 / 109 / 2 ) عن محمد بن إسحاق: حدثني أبان بن صالح: حدثني الفضل بن معقل عن عبد الله بن نيار الأسلمي عنه . ثم روى ابن عساكر من طريق موسى بن عمير عن عقيل بن نجدة بن هبيرة عن عمرو بن شاس به . قلت : في الطريق الأولى الفضل بن معقل — و هو ابن سنان الأشجعي — ذكره ابن أبي حاتم ( 3 / 2 / 67 ) من رواية أبان هذا فقط , و لم يذكر فيه جرحا و لا تعديلا . و في الطريق الأخرى عقيل بن نجدة , لم أجد من ذكره . و موسى بن عمير , إن كان القرشي الأعمى فهو متروك , و إن كان التميمي العنبري فهو ثقة . الثاني : عن سعد بن أبي وقاص . رواه الهيثم بن كليب في » المسند » ( 15 / 2 ) و أبو يعلى ( رقم 770 ) و البزار ( 2562 ) و القطيعي في زيادته على » فضائل الصحابة » ( 1078 ) , و ابن عساكر عن قنان النهمي: حدثنا مصعب بن سعد عن أبيه مرفوعا به . قلت : و هذا إسناد حسن , قنان هو ابن عبد الله النهمي , وثقه ابن معين و ابن حبان , و قال النسائي : » ليس بالقوي » . الثالث : جابر بن عبد الله . رواه ابن عساكر , و كذا السهمي في » تاريخ جرجان » ( 325 ) عن إسماعيل بن بهرام الكوفي حدثني محمد بن جعفر عن أبيه عن جده عن جابر مرفوعا بمعناه . قلت : إسماعيل هذا صدوق , توفي سنة ( 241 ) من شيوخ ابن ماجة . لكن محمدا هذا — و هو ابن جعفر الصادق — تكلم فيه . و بالجملة , فالحديث صحيح بمجموع هذه الطرق .

( تنبيه ) : لقد تكلم صاحبنا وصي الله بن محمد بن عباس في تعليقه على » الفضائل » بكلام جيد على الحديث , من الطريقين الأولين , و لكنه بعد أن ضعف الأولى , و حسن الأخرى , عاد فذهل فقال عقب الأخرى : » و مضى برقم ( 981 ) بإسناد صحيح عن عمرو بن شاس نحوه » ! و أما المعلق على أبي يعلى فعلق تحسين إسناده بسماع قنان من مصعب , مع أنه صرح بالتحديث في أبي يعلى و غيره !

2295 — «Тот, кто обижает ‘Али, обижает и меня!»

Шейх аль-Албани в «ас-Сильсиля ас-сахиха» (5/373) сказал: «(Этот хадис) передаётся от группы сподвижников.

Первый — от ‘Амра ибн Шаса. Его приводят аль-Бухари в “ат-Тарих” (3/2/307), аль-Фасави в “аль-Ма’рифа” (1/329-330), Ахмад (3/483), Ибн Хиббан (2202), аль-Хаким (3/122), который назвал его достоверным и с ним согласился аз-Захаби (!), Ибн ‘Асакир (12/109/2) от Мухаммада ибн Исхакъа: рассказал мне Абан ибн Салих: рассказал мне аль-Фадль ибн Ма’къиль от ‘Абдуллы ибн Нияра аль-Аслями от него.  Затем, Ибн ‘Асакир передал его по пути Мусы ибн ‘Умайра от ‘Акъиля (или ‘Укъайля) ибн Наджда ибн Хубайры, передавшего от ‘Амра ибн Шаса.

Я (аль-Албани) говорю: В первом пути передачи (этого хадиса) присутствует аль-Фадль ибн Ма’къиль, а это Ибн Синан аль-Ашджа’и. О нём упоминал Ибн Абу Хатим (3/2/67) только в риваяте Абана (ибн Салиха, который присутствует в первом пути. прим. пер.), но ничего не сказал о его приемлемости или отвода. В другом пути присутсвует ‘Акъиль (или ‘Укъайль) ибн Наджда, упоминание о котором я не нахожу ни у кого. Муса ибн ‘Умайр — если он слепой курайшит, то он — матрук, а если он ат-Тайми аль-‘Анбари, то он заслуживающй доверия.

Второй — от Са’да ибн Абу Ваккъаса. Его приводят аль-Хайсам ибн Кулейб в “аль-Муснад” (2/15), Абу Я’ля (770), аль-Баззар (2562), аль-Къати’ий в своём допонении к “Фадаилю-с-сахаба” (1078), Ибн ‘Асакир от Къанана ан-Нахми: рассказал нам Мус’аб ибн Са’д со слов своего отца, как восходящий к пророку.

Я (аль-Албани) говорю: Этот иснад хорший. Къанан — это Ибн ‘Абдуллах ан-Нахми. Его надёжным назвали Ибн Ма’ин и Ибн Хиббан, а ан-Насаи сказал: “Он не сильный”.

Третий — от Джабира ибн ‘Абдуллах. Его приводят Ибн ‘Асакир, а также ас-Сахми в “Тарих Джурджан” (325) от Исма’иля ибн Бахрама аль-Куфи: рассказал мне Мухаммад ибн Джа’фар со слов своего отца и деда, передавшего от Джабира, с похожим смыслом, как восходящий к пророку.

Я (аль-Албани) говорю: Этот Исма’иль — правдивый, скончался в 241-м году, из числа учителей Ибн Маджаха. Однако, относительно этого Мухаммада, а он Ибн Джа’фар ас-Садикъ, высказывались (учёные). В итоге, данный хадис в сумме этих путей является достоверным».