“Сильсилятуль-ахадис ад-да’ифа валь-мауду’а”. Том 13. Хадисы №№6001-6100


Шейх, имам, мухаддис, Мухаммад Насиру-д-дин аль-Албани, да помилует его Всевышний Аллах!

سلسلة الأحاديث الضعيفة والموضوعة

“Сильсилятуль-ахадис  ад-да’ифа валь-мауду’а ва асаруха ас-саййиъ филь-Умма”

«Серия слабых и выдуманных хадисов и их дурное влияние на мусульманскую общину».

Том 13

Хадисы №№ 6001-6100

6002 — ( عليكم بالمُرَازَمةِ . قيل وما المُرَازَمةُ ؛ قال : أكلُ الخبزِ مع العِنَبِ ، فإن خيرَ الفاكهةِ العِنَبُ ، وخيرَ الطعامِ الخُبزُ ) . موضوع .

6002 — «Вам следует употреблять муразаму!» (Люди) спросили: «А что значит муразама?» Он ответил: «Есть хлеб с виноградом, ибо, поистине, наилучшим фруктом является виноград, а наилучшей едой — хлеб».

Шейх аль-Албани в «ас-Сильсиля ад-ад-да’ифа валь-мауду’а» (13/7) сказал:

— Выдуманный (хадис). Его приводит Ибн ‘Ади в «аль-Камиль» (5/1778), а по его пути Ибн аль-Джаузи в «аль-Мауду’ат» (2/288) по пути аль-Хасана ибн Шибля аль-‘Абди аль-Бухари: Сообщил нам ‘Амр ибн Халид аль-Асади аль-Куфи, который сказал: Рассказал нам Хишам ибн ‘Урва со слов своего отца, передавшего, что ‘Аиша сказала: … и он привёл его возведя к пророку. Они оба (Ибн ‘Ади и Ибн аль-Джаузи) сказали: «Этот хадис с таким иснадом является выдуманным и эта беда от этого ‘Амра ибн Халида».

Я (аль-Албани) говорю:

— Ибн аль-Джаузи дополнил: «Ибн Хиббан сказал: “Он передаёт выдуманные хадисы от надёжных передатчиков, нельзя передавать от него риваяты”». С ним в этом согласились ас-Суюты в «аль-Ляали» (2/211), Ибн ‘Иракъ в «Танзиййа аш-шар’иййа» (2/235) и аш-Шаукани в «аль-Фаваид аль-маджму’а» (160/479).

Я (аль-Албани) говорю:

— Относительно аль-Хасана ибн Шибля аль-‘Абди сказал аз-Захаби в «аль-Мизан»: «Шейх, современник аль-Бухари, его называл лжецом аш-Шазавайх, а ас-Сулеймани назвал его в числе тех, кто выдумывал хадисы».

Я (аль-Албани) говорю:

— Из всего вышесказанного ты узнаёшь о послаблении, которое допустил хафиз аль-‘Иракъи в «Тахридж аль-Ихьяъ» (2/370) сказав: «Его передал Ибн ‘Ади и его иснад слабый».

6010 — ( قَبَّلَ عُثْمَانَ بن مَظْعُونٍ عَلَى خَدِّهِ بَعْدَمَا مَاتَ ، وَلا نعْلَمُ قَبَّلَ أَحَداً غَيْرَهُ ) . منكر .

6010 — «Он поцеловал в щёку ‘Усмана ибн Маз’уна, после того, как тот умер, и мы не знаем никого, кого он целовал помимо него».

Шейх аль-Албани в «ас-Сильсиля ад-ад-да’ифа валь-мауду’а» (13/7) сказал:

— Отвергаемый (хадис). Его приводит ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» (24/343/855) по пути ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Усмана ибн Ибрахим ибн Мухаммад ибн Хатыб: Рассказал мне мой отец от своей матери ‘Аиши бинт Къудама ибн Маз’ун о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, … и он привёл этот хадис.

Я (аль-Албани) говорю:

— Этот иснад слабый и у него два недостатка.

Первый — этот ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Усман аль-Хатыби, о котором аз-Захаби в «аль-Мизан» сказал: «Он передал мало (хадисов) и слабым его называл Абу Хатим ар-Рази».

Я (аль-Албани) говорю:

— Изложение его слов приводится в книге его сына (2/2/264): «Его хадисы слабые …».

Что касается Ибн Хиббана, то он привёл его в «ас-Сикъат» (8/372).

Из-за него назвал его слабым аль-Хайсами и сказал в «аль-Маджма’» (9/302): «… и он слабый».

А другой (недостаток) — его отец — ‘Усман ибн Ибрахим аль-Хатыби, о котором аз-Захаби в «ад-Ду’афаъ» сказал: «На него не опираются, у него есть отвергаемые вещи».

Ибн Абу Хатим (3/1/144) сказал: «Я спросил о нём своего отца и он сказал: “Его сын передаёт от него отвергаемые хадисы”. Я спросил: “И какого его положение?” Он ответил: “Его хадисы записывают, но на него не опираются”».

Я (аль-Албани) говорю:

— Ибн Хиббан упомянул о нём в «ас-Сикъат» (5/154, 159).

6025 — ( ملائكةُ السماءِ يستغفرونَ لذَوائِبِ النساءِ ولِحَى الرجالِ ؛ يقولونَ : سبحان الذي زَيَّنَ الرجالَ باللِّحَى والنساءَ بالذوائب ) . موضوع .

أخرجه الديلمي في «مسند الفردوس» (3/66) من طريق الحاكم : أخبرنا ابن عصمة : حدثنا الحسين بن داود بن معاذ : حدثنا النضر بن شميل : حدثنا عوف عن الحسن عن عائشة مرفوعاً .

6025 — «Ангелы неба просят прощения за женщин с локонами и бородатых мужчин, говоря: “Свят Тот, кто украсил мужчин бородами и женщин локонами”».

Выдуманный (хадис).

Его приводит ад-Дайлями в «Муснад аль-Фирдаус» (3/66) по пути аль-Хакима … от ‘Аиши, как восходящий к пророку.

Недостатком этого хадиса является передатчик по имени аль-Хусайн ибн Дауд ибн Му’аз, относительно которого аль-Хатыб (аль-Багъдади) сказал: «Он не был надёжным, ибо он передал рукопись от Язида ибн Харуна, передавшего от Хумайда от Анаса, большинство (хадисов) в которой выдуманные». Затем он привёл от него хадис, который был приведён ранее (в этой книге) под № 808, после чего сказал: «Он выдуманный! Все его передатчики заслуживающие доверия, исключая аль-Хусайна». Также ранее был приведён от него хадис под № 780, и Ибн аль-Джаузи сказал относительно него: «Выдумщик!»

От него же передаётся хадис, который был приведен ранее под № 12.

На эту тему также приводится другой хадис останавливающийся на сподвижнике/маукъуф/ с текстом «Поистине, клятва ангелов неба (состоит из слов): “Клянусь Тем, кто украсил мужчин бородами, а женщин локонами!”» Его приводит Ибн ‘Асакир в «Тарих Димашкъ» (10/387), который после него сказал: «Этот хадис совершенно неприемлемый». См. «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 13/52-53.

6055 — (قَالَ إِبْلِيسُ لِرَبِّهِ: يَا رَبِّ ! قَدْ أُهْبِطَ آدَمُ ، وَقَدْ عَلِمْتُ أَنَّهُ سَيَكُونُ كِتَابٌ وَرُسُلٌ ؛ فَمَا كِتَابُهُمْ وَرُسُلُهُمْ؟ قَالَ: قَالَ: رُسُلُهُمْ الْمَلائِكَةُ ، وَالنَّبِيُّونَ مِنْهُمْ ، وَكُتُبُهُمْ التَّوْرَاةُ وَالزَّبُورُ وَالإِنجيلُ وَالْفُرْقَانُ . قَالَ: فَمَا كِتَابِي؟ قَالَ: كِتَابُكَ الْوَشْمُ ، وَقُرآنُكَ الشِّعْرُ، وَرُسُلُكَ الْكَهَنَةُ ، وَطعامُكَ مَا لا يُذْكَرُ اسْمُ اللَّهِ عَلَيْهِ ، وَشَرابُكَ كُلُّ مُسْكِرٍ ، وَحَدِيْثُكَ (الأصلُ : وَصِدْقُكُ) الْكَذِبُ ، وَبيتُكَ الْحَمَّامُ ، وَمصائدُكَ النِّسَاءُ ، وَمُؤَذِّنُكَ الْمِزْمارُ ، وَمَسْجِدُكَ الأَسْوَاقُ ) . منكر .

أخرجه الطبراني في «المعجم الكبير» (11/103/11181) ، وعنه أبو نعيم في «الحلية» (3/278- 279) — ومنه صححت الأصل — : حَدَّثَنَا يَحْيَى بن عُثْمَانَ بن صَالِحٍ : ثَنَا يَحْيَى بن بُكَيْرٍ : حَدَّثَنِي يَحْيَى بن صَالِحٍ الأَيْلِيُّ عَنْ إِسْمَاعِيلَ بن أُمَيَّةَ عَنْ عُبَيْدِ بن عُمَيْرٍ عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: … فذكره . وقال أبو نعيم : » حديث غريب ؛ تفرد به يحيى بن صالح الأيلي » .

قلت : وبه أعله الهيثمي فقال (1/114) : «ضعفه العقيلي » .

قلت : وكذا ابن عدي ؛ فإنه ساق له في «الكامل » حديثين آخرين ، ثم قال (7/2700) : » وله غير ما ذكرت ، وكلها غير محفوظة «. ونص كلام العقيلي (4/409): «أحاديثه مناكير، أخشى أن تكون منقلبة، هو بعمر بن قيس أشبه » .

قلت : وهو الملقب بـ «سَنْدَل » ، وهو متروك .

6055 — «Сказал иблис своему Господу: “Господь мой! Адам уже низвергнут и я узнал, что будут Книги и посланники, так какие у них (людей будут) Книги и посланники?”»

(Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах,) сказал: «(Аллах) сказал: “Их посланники — ангелы, пророки — из их числа, а их Книги — Таурат, аз-Забур, Инджиль и Фуркъан”. (Иблис) спросил: “А что есть мои писания?” Он ответил: “Твои писания — татуировки, твой Коран — стихи, твои посланники — прорицатели, твоя пища то, над чем не произнесли имя Аллаха, твоё питье — всё, что опьяняет, твои рассказы (или: правда) — ложь, твой дом — баня, твои ловушки — женщины, твой муаззин — свирель, а твоя мечеть — рынки”». Отвергаемый хадис/мункар/.

Этот хадис передал ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» (11/103/11181), а от него Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» (3/278-279) со слов Ибн ‘Аббаса о том, что посланник Аллаха сказал: «…», и он привёл этот хадис.

Абу Ну’айм сказал: «Хадис редкий. Единственным, кто его передал, был Яхйа ибн Салих аль-Айли». По этой причине назвал его слабым аль-Хайсами, который сказал (1/114): «Слабым его назвал аль-‘Укъайли». То же самое сделал и Ибн ‘Ади, который привёл от него в «аль-Камиль» другие два хадиса и сказал: «У него есть и другие (хадисы), помимо тех, что я упоминал и все они недостоверные!» Затем он процитировал слова аль-‘Укъайли (4/409): «Его хадисы отвергаемые …». Его кунья «Сандаль» и он оставленный передатчик/матрук/.См. «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 13/142.