“Сильсилятуль-ахадис ад-да’ифа валь-мауду’а”. 3 том. Хадисы №№1301-1400


Шейх, имам, мухаддис, Мухаммад Насиру-д-дин аль-Албани, да помилует его Всевышний Аллах!

سلسلة الأحاديث الضعيفة والموضوعة

“Сильсилятуль-ахадис ад-да’ифа валь-мауду’а ва асаруха ас-саййиъ филь-Умма”

«Серия слабых и выдуманных хадисов и их дурное влияние на мусульманскую общину».

Том 3

Хадисы №№ 1301-1400

1335 — « يَقُولُ الرَّبُّ عَزَّ وَجَلَّ: مَنْ شَغَلَهُ الْقُرْآنُ وَذِكْرِى عَنْ مَسْأَلَتِى أَعْطَيْتُهُ أَفْضَلَ مَا أُعْطِى السَّائِلِينَ وَفَضْلُ كَلاَمِ اللَّهِ عَلَى سَائِرِ الْكَلاَمِ كَفَضْلِ اللَّهِ عَلَى خَلْقِهِ ».

قال الألباني في ” السلسلة الضعيفة و الموضوعة ” ( 3/507 ) : ضعيف .

1335 — «Великий и Всемогущий Господь говорит: “Тому, кого отвлечет Коран и Мое поминание от (обращения с) просьбами ко Мне, Я дарую лучшее, чем то, что Я даю просящим. И превосходство слов Аллаха над остальными словами, подобно превосходству Аллаха над Его творениями”».

Шейх аль-Албани в «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» (3/507) сказал: «Слабый (хадис). Его приводят ат-Тирмизи (2/152) и текст принадлежит ему, ад-Дарими (2/441), Ибн Наср в “Къияму-л-лейль” (стр. 71), аль-‘Укъайли в “ад-Ду’афаъ” (375) и аль-Байхакъи в “аль-Асмау ва-с-Сифат” (стр. 238) по пути Мухаммада ибн аль-Хасана ибн Абу Язида аль-Хамдани от ‘Амра ибн Къайса, передавшего от ‘Атыййи, сообщившего о том, что Абу Са’ид аль-Худри сказал: “Посланник Аллаха сказал …”,  и он привел этот хадис. Ат-Тирмизи сказал: “Хадис хороший неизвестный/хасан гъариб/”.

Я аль-Албани) говорю: Напротив, он слабый, ибо ‘Атыййа, а он аль-‘Ауфи — слабый (передатчик). А Мухаммада ибн аль-Хасана ибн Абу Язид обвиняли во лжи, из-за которого посчитал его слабым аль-‘Укъайли, который сказал: “(Имам) Ахмад сказал: “Его хадисы слабые”. Ибн Ма’ин сказал: “Он ненадежный”. А в другом месте он сказал: “Он лжет!” Также его назвал лжецом Абу Дауд, как об этом сказано в “аль-Мизан”, и затем там приводится этот его хадис, после чего он (автор “аль-Мизан” — прим. пер.) сказал: “Ат-Тирмизи назвал его хорошим, но он не является таковым”.

Также Ибн Абу Хатим в “аль-‘Иляль” (2/82) передал от своего отца: “Этот хадис является неприемлемым/мункар[1]/, а Мухаммад ибн аль-Хасан — несильный (передатчик)”.

Я (аль-Албани) говорю:

— Также не считал его хорошим хафиз (Ибн Хаджар), когда он в “Фатхуль-Бари” (9/54) сказал: “Его приводит ат-Тирмизи, передатчики его — надежные, исключая ‘Атыййю аль-‘Ауфи в котором есть слабость”. Однако он забыл про этого аль-Хамдани, который является еще слабее ‘Атыййи, поскольку аль-‘Укъайли сказал: “Его хадисы не подкрепляются (другими надежными передатчиками — прим. пер.)”. Но ему противоречил аль-Байхакъи, который сказал: “Его хадисы подкрепляют аль-Хакам ибн Башир и Мухаммад ибн Марван от ‘Амра ибн Къайса”.

Я (аль-Албани) говорю:

— Если же этот иснад является достоверным с этим подкреплением, то это подкрепление сильное и оправдывает Мухаммада ибн аль-Хасана от ответственности за этот хадис, а аль-Хакам ибн Башир — правдивый, как об этом сказано в “ат-Такъриб”. Если Мухаммад ибн ибн Марван — это аль-‘Укъайли аль-Басри, то он также является правдивым, однако у него были ошибки, а если он ас-Судди младший[2], то его обвиняли во лжи и оба они из одного разряда (передатчиков). Аллах же знает об этом лучше всех!

В итоге, недостаток этого хадиса ограничивается (передатчиком по имени) аль-‘Ауфи. Этот хадис с первой его частью передается от ‘Умара и Хузайфы. Что касается хадиса ‘Умара, то его приводит аль-Бухари в “Халькъу аф’али аль-‘ибад” (стр. 93. “Хинд”): “Рассказал нам Дирар: рассказал нам Сафван ибн Абу ас-Сухбаъ от Букайра ибн ‘Атикъа, передавшего от Салима ибн ‘Абдуллах ибн ‘Умар со слов его отца и деда, как восходящий к пророку”.

Я (аль-Албани) говорю:

— Этот иснад очень слабый. Дирар — это Ибн Сурад и его шейх Сафван ибн Абу ас-Сухбаъ — слабые (передатчики), но первый сильнее в слабости, так как сам аль-Бухари сказал: “Матрук”, а Ибн Ма’ин обвинял его во лжи. Что касается другого, то аз-Захаби сказал: “Ибн Хибан называл его слабым и говорил: “Он передает то, чему нет основы и не дозволено опираться (в качестве довода — прим. пер.) на то, что он передает в одиночку””. Затем он упоминает о нем и в “ас-Сикъат”. Хафиз (Ибн Хаджар) в “ат-Такъриб” сказал: “Приемлемый. Относительно него есть различные высказывания Ибн Хиббана”. Относительно этого хадиса, он в “Фатхуль-Бари” (9/54) сказал: “И также его передал Яхйа ибн ‘Абдуль-Хамид аль-Хаммани в своем “Муснаде” из хадиса ‘Умара ибн аль-Хаттаба, и в его иснаде присутствует Хузайфа. Также его передал Абу Ну’айм в “аль-Хилья” (7/313) и Ибн ‘Асакир в “Фадиляту зикруЛлах ‘азза ва-джалль” (2/2) с двумя иснадами от Абу Муслима ибн ‘Абду-р-Рахмана ибн Вакъида: рассказал нам Суфйан ибн ‘Уейна от Мансура, передавшего от Раб’и от него, который сказал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Аллах Всевышний сказал: Тому, кого отвлекло Мое поминание/зикр/ от обращения ко мне с просьбами, Я дарую до того, как он станет просить Меня”. И они оба сказали: “Хадис неизвестный/гъариб/. Абу Муслим был единственным, кто его передал”.

Я (аль-Албани) говорю:

— Надежным его называл Ибн Хиббан, а Ибн ‘Ади сказал: “Он рассказывает отвергаемые вещи от надежных передатчиков и ворует хадисы”. Хафиз (Ибн Хаджар) сказал: “Правдивый, но ошибается”.

Я (аль-Албани) говорю:

— Остальные передатчики этого хадиса являются заслуживающими доверия, от которых передавали хадисы оба шейха (аль-Бухари и Муслим) и его иснад, по моему мнению, является хорошим, если бы не опасение на счет воровстава (хадисов) ‘Абду-р-Рахманом ибн Вакъидом или на счет его ошибок. Аллах же знает об этом лучше всех!»


[1] Ученые давали хадисам, от­носящимся к этой категории, различные определения: 1. Это такой хадис, в иснаде которого упоминается имя передатчика, допускавшего грубые ошибки, часто проявлявше­го небрежность или известного своим нечестием. 2. Это такой хадис, который передавал слабый передат­чик и который противоречил тому, что передавал передатчик, достойный доверия. Подробнее см. Д-р. Таххан: «Пособие по терминологии хадисов». Пер. В. Нирша.

[2] Имам аз-Захаби сказал: «Что касается ас-Судди младшего, то он Мухаммад ибн Марван аль-Куфи — один из тех, кого обвиняли во лжи и жил во времена Ваки’а». См. «Сияр а’лям ан-нубаляъ» 5/265.

1354 — ” ما من امرىء يقرأ القرآن , ثم ينساه إلا لقي الله عز وجل يوم القيامة و هو أجذم ” .

_______________________________________________

قال الألباني في ” السلسلة الضعيفة و الموضوعة ” ( 3/530 ) : ضعيف

1354 — Сообщается, что Са’д ибн ‘Убада, да будет доволен им Аллах, сказал:  

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Любой человек, который читал Коран (наизусть), а потом забыл его, в День воскресения встретит Великого и Всемогущего Аллаха больным проказой/аджзама[1]/”». Этот хадис передали Ахмад 5/284, Абу Дауд 1474, ад-Дарими 3340 и Ибн Наср в «Къияму-л-лейль» 74.  

Хафиз Ибн аль-Къаттан, хафиз аль-Мунзири, хафиз Ибн Хаджар назвали хадис  слабым. См. «аль-Вахим валь-аухам» 2/415, «ат-Таргъиб ва-тархиб» 2/306, «Фатхуль-Бари» (9/70).

Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 5153, «Мишкат аль-масабих» 2200, «Да’иф ат-таргъиб ва-тархиб» 873, «ас-Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 1354.

Иснад этого хадиса является слабым и в нём есть три недостатка. Первый – разрыв в цепочке между ‘Иса ибн Фаид и Ибн ‘Убадой, так как он не застал его. Это подтверждается хадисом, который передал имам Ахмад (5/284), в иснаде которого между ‘Иса ибн Фаидом и Са’дом ибн ‘Убада есть человек не названный по имени.

Второй – неизвестность ‘Исы ибн Фаида. Ибн Мадини сказал: «Неизвестен! Никто не передавал от него, кроме Язида ибн Абу Зияда», и тоже самое сказал хафиз (Ибн Хаджар).Аз-Захаби сказал: «Не известно кто он такой». По этой причине Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: «Этот иснад плохой. ‘Иса ибн Фаид не слышал хадисы от Са’да ибн ‘Убады и не застал его».Третий – передатчик Язид ибн Абу Зияд, а он аль-Хашими и их вольноотпущенник, Абу ‘Абду-р-Рахман, о чём сказал аль-Мунзири (2/213). Хафиз Ибн Хаджар в «ат-Такъриб» сказал:«Слабый, изменился состарившись и начал путаться». Также он сказал в «Фатхуль-Бари» (9/70): «В его иснаде есть слабость». См. «Да’иф Сунан Абу Дауд» 2/87, «ас-Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 3/530.


[1] Относительно смысла этого слова есть разногласия среди учёных. Некоторые сказали, что здесь имеется в виду, что человек предстанет пред Аллахом с выпавшими зубами, или без руки. Другие сказали, что он будет больным проказаой, а некоторые сказали, что у него не будет довода на оправдание. Аллах же знает об этом лучше всех. См. «ат-Таргъиб ва-тархиб» аль-Мунзири и «‘Аун аль-Ма’буд» ‘Азым Абади.

1362  ” ليسأل أحدكم ربه حاجته كلها , حتى يسأله شسع نعله إذا انقطع ” .

_________________________________________________________________

قال الألباني في ” السلسلة الضعيفة و الموضوعة ” ( 3/537 ) : ضعيف

1362 — «Каждому из вас непременно следует просить своего Господа о всех своих нуждах, даже если (речь идет о починке) ремня вашей сандалии, когда он порвется”». Этот хадис передали ат-Тирмизи, аль-Баззар 6876, ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат» 5595, Ибн Хиббан 866. Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа» 1362, «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 4946.

Шейх аль-Албани в «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» (3/537) сказал: «Слабый (хадис). Его приводят ат-Тирмизи (Тухфа 4/292), Ибн Хиббан (2402), Ибн ас-Сунни в “‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля” (2/348), аль-Мухлис в “аль-Фаваид аль-мунтакъа” (13/248/2), Ибн ‘Ади в “аль-Камиль” (2/331), Абу Ну’айм в “Ахбар аль-Асбахан” (2/289), ад-Дыйаъ аль-Макъдиси в “аль-Ахадис аль-мухтара” (1/501) по пути Къатана ибн Нусайра: рассказал нам Джа’фар ибн Сулейман от Сабита, передавшего от Анаса, который сказал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал …”, и он привел этот хадис. Ат-Тирмизи сказал: “Этот хадис неизвестный и его передали более одного от Джа’фара ибн Сулеймана, передавшего от Сабита (аль-Бунани), передавшего от пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, как отосланный/мурсаль/. И он не упомянул в нем: От Анаса”.

Я (аль-Албани) говорю:

— И он привел его без высказывания “о всех”. В одном его месте он добавил: “даже просить Его о соли, и даже просить …”.

Я (аль-Албани) говорю:

— Так  отосланным его передал Ибн ‘Ади также по пути аль-Къаварири: “Рассказал нам его Джа’фар”, без добавки. После него он добавил: “Один человек сказал аль-Къаваририю: “У меня есть шейх, который рассказывает его от Джа’фара: от Сабита: от Анаса?!” Аль-Къаварири сказал: “Неверно!” И это так, как он сказал”.

Я (аль-Албани) говорю:

— То есть, неверно, что (его иснад) непрерывный, и что достоверным он является как отосланный. Ад-Дыяъ (аль-Макъдиси) после того, как он привел этот хадис сказал: “‘Али ибн аль-Мадини привел его, как из неприемлемых вещей Джа’фара ибн Сулеймана. Я (Дыяъ) говорю: Я не знаю никого, кто возвел бы его к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, кроме Къатана ибн Нусайра”.

Я (аль-Албани) говорю:

— Относительно него есть разногласия. Муслим передал от него в своем “Сахихе” один хадис, а Ибн Хиббан упомянул о нем в “ас-Сикъат”. Слабым назвал его Абу Зур’а, а Ибн ‘Ади сказал: “Он ворует этот хадис и делает его непрерывным”. Ибн Абу Хатим (3/2/138) сказал: “Я видел, как Абу Зур’у спросили о нем, и он ругал его. Потом он сказал, что он передает хадисы от Джа’фара ибн Сулеймана от Сабита от Анаса, которые неприемлемы”.

Я (аль-Албани) говорю:

— Этот хадис из числа его отвергаемых, а не его шейха Джа’фара, а к тому, что сказал о нем аль-Мадини есть претензии. Ранее я назвал этот хадис хорошим в примечаниях к “аль-Мишкат” под номером (2251-2252) и это были примечания поспешные из-за нехватки времени … исследования ошибок передатчиков, слов имамов о них и их неприемлемых хадисов. Прошу Всевышнего Аллаха простить мне мою ошибку и мой умысел, поскольку все это у меня было».

Примечание. Этот хадис не приводится в “Сунан ат-Тирмизи” напечатанной (в издательстве) “Булакъ”, и я не знаю, то ли он пропущен в нем, то ли он отсутствует в нем вообще.

Другое примечание. Этот хадис по отосланному пути с добавкой, привел с непрерывным иснадом аль-Баззар из хадиса Анаса, а аль-Хайсами в «аль-Маджма’» (10/150) сказал: «Его передатчики – передатчики “ас-Сахиха”, кроме Саййара ибн Хатима, который так же является заслуживающим доверия». Это от него процитировал аль-Мунави и одобрил его, однако, ко всему этому есть претензии, ибо, поистине, положение этого Саййара подобно положению Къатана в полной мере. Аз-Захаби привел его в «ад-Ду’афаъ» и сказал: «Аль-Къаварири сказал: “Он находился со мной в лавке и у него не было ума!” У него спросили: “Ты его обвиняешь во лжи?” Он ответил: “Нет!” Другие сказали: “Правдивый, с правильными убеждениями”». Он был из числа слабых (передатчиков), которые не были знатоками хадисов, совершали ошибки и на которых не опираются… (с некоторыми сокращениями).