«Сильсилятуль-ахадис ас-сахиха». Том 2. Хадисы №№801-900


سلسلة الأحاديث الصحيحة

«Сильсилятуль-ахадис ас-сахиха» 

 

«Серия достоверных хадисов»

للشيخ الإمام المحدث محمد ناصر الدين الألباني

رحمه الله تعالى

Автор: Шейх, имам, мухаддис Мухаммад Насиру-д-дин аль-Албани,

да помилует его Аллах.

Том – 2

Хадисы №№ 801-900

813 » اثنتان يكرههما ابن آدم : يكره الموت و الموت خير للمؤمن من الفتنة و يكره قلة المال و قلة المال أقل للحساب » .

____________________________________________________________

قال الشيخ الألباني في „السلسلة الصحيحة“ 2 / 471 :

رواه أحمد ( 5 / 427 , 427 — 428 , 428 ) و أبو عمرو الداني في » الفتن » ( 179 / 1 ) و البغوي في » شرح السنة » ( 3 / 559 مخطوطة المكتب الإسلامي ) عن عمرو بن أبي عمرو عن عاصم بن عمر بن قتادة عن  محمود بن لبيد مرفوعا .

قلت : و هذا إسناد جيد , رجاله ثقات رجال الشيخين . و محمود بن لبيد صحابي صغير و جل روايته عن الصحابة كما قال الحافظ في » التقريب » و مراسيل الصحابة حجة كما هو مقرر في علم المصطلح و لذلك رمز له السيوطي بالصحة في » الجامع الصغير » و صرح بذلك في » الكبير » ( 1 / 19 / 2 ) فقال : » و صحح » .

813 — «Две (вещи) не любит сын Адама: он не любит смерть, хотя смерть лучше для верующего, чем искушение/фитна/, и он не любит (когда у него) мало богатства, хотя чем меньше богатства, тем легче для расчёта (в День суда)».

Шейх аль-Албани в «ас-Сильсиля ас-сахиха» (2/471) сказал:

— Этот хадис передали Ахмад (5/427-428), Абу ‘Амр ад-Дани в «аль-Фитн» (1/179) и аль-Багъави в «Шарху-с-Сунна» (3/559) … со слов Махмуда ибн Лябида, как восходящий к пророку (да благословит его Аллах и приветствует).

Я (аль-Албани) говорю:

— Этот иснад хороший, передатчики его заслуживающие доверия, от которых передавали хадисы аль-Бухари и Муслим, а Махмуд ибн Лябид из числа младших сподвижников.

______________________________________

Шейх аль-Албани назвал этот хадис достоверным также в «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» №139.

 

866 — » بِئْسَ مَطِيَّةُ الرَّجلِ زعَمُوا » .

_______________________________

قال الشيخ الألباني في „السلسلة الصحيحة“ 2 / 548 : أخرجه ابن المبارك في » الزهد » ( رقم 377 ) : أخبرنا الأوزاعي عن يحيى بن أبي كثير عن أبي قلابة عن أبي مسعود قال : قيل له : ما سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول في » زعموا » ؟ قال : فذكره . و هكذا أخرجه البخاري في » الأدب المفرد » ( 762 ) و أبو داود ( 4972 ) و الطحاوي في » المشكل » ( 1 / 68 ) من طرق عن الأوزاعي به إلا أنهم قالوا : » عن أبي قلابة قال : قال أبو مسعود لأبي عبد الله , أو قال أبو عبد الله لأبي مسعود : ما سمعت … » الخ . و هذا إسناد صحيح رجاله ثقات رجال الشيخين و أبو قلابة قد صرح بالتحديث في رواية الوليد بن مسلم قال : أنبأنا الأوزاعي أنبأنا يحيى بن أبي كثير أنبأنا أبو قلابة أنبأنا أبو عبد الله مرفوعا به . أخرجه الطحاوي و ابن منده في » المعرفة » ( 2 / 251 / 2 ) . قلت : و هذا إسناد صحيح متصل بالتحديث , و قال أبو داود : » أبو عبد الله هذا حذيفة » . قلت : و قد جاء ذلك مفسرا في إسناد أحمد : » أو قال أبو مسعود لأبي عبد الله يعني حذيفة » . و لذلك أورده في » مسند حذيفة » . و خالفهم جميعا يحيى بن عبد العزيز فقال : عن يحيى بن أبي كثير عن أبي قلابة عن أبي المهلب أن عبد الله بن عامر قال: يا أبا مسعود ما سمعت … الخ . و هذه رواية شاذة بل منكرة , فإن يحيى هذا ليس بالمشهور بالحفظ و الضبط و لهذا قال الحافظ : » مقبول » . يعني عند المتابعة و إلا فلين عند التفرد كما هو اصطلاحه , فكيف و قد خالف ؟ .

866 — «Сколь плохим верховым животным является для человека (слово) “утверждают”!»

Шейх аль-Албани в «ас-Сильсиля ас-сахиха» (2/548) сказал:

— Этот хадис передал Ибн аль-Мубарак в «аз-Зухд» (377): Сообщил нам аль-Ауза’и от Яхйи ибн Абу Касира, передавшего от Абу Къилябы, сообщившего от Абу Мас’уда, которого спросили: «Что ты слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, относительно слов заявляли?» Он ответил: «…», и он привёл этот хадис.

Также его передали аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» (762), Абу Дауд (4972) и ат-Тахави в «аль-Мушкиль» (1/68) по пути от аль-Ауза’и, исключая то, что они сказали:

— От Абу Къилябы, который сказал: «Абу Мас’уду сказал Абу ‘Абдулле» или: «Абу ‘Абдуллах сказал Абу Мас’уду: «Что ты слышал»…», и т.д.

Этот иснад достоверный, передатчики его достойные доверия, от которых передавали хадисы оба шейха (аль-Бухари и Муслим)…

Абу Дауд сказал: «Этот Абу ‘Абдуллах — Хузайфа (ибн аль-Яман. прим. пер.)»

Об этом разъясняется в иснаде Ахмада: «… или Абу Мас’уд сказал Абу ‘Абдулле, то есть, Хузайфе». По этой причине он привёл этот хадис в муснаде Хузайфы.

_______________________________

Имам аль-Багъави сказал:

«Поистине, это выражение “утверждают” было порицаемо по той причине, что в основном оно используется в сообщениях, которые не имеют цепи передатчиков и которые не достоверны. Это всего лишь вещи, слетающие с языка. И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уподобил слова человека «утверждают», которыми он желает достичь цели в разговоре, с опорой (средством передвижения), посредством чего человек добирается до нужного ему места. И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел удостоверяться в том, что человек говорит, проявляя осмотрительность в этом, и не передавая, кроме как от надежных людей». См. «Шарху-с-Сунна» 12/362.

Имам ан-Навави сказал:

— В своём труде «Ма’алим ас-сунан» имам Абу Суляйман аль-Хаттаби пишет: «Когда человек хочет отправиться куда-либо, он садится на своё верховое животное и едет, пока не достигнет цели. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сравнивает слово “утверждают”, которое человек предпосылает свои словам, используя его в качестве средства достижения цели, с верховым животным. Дело в том, что слово “утверждают” используется лишь тогда, когда дело касается безосновательных и бездоказательных сообщений, то есть того, что передаётся как сплетня,  пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, порицал такие разговоры и приказывал убеждаться в достоверности того, что передаётся другим».  Так говорит аль-Хаттаби, а Аллах знает об этом лучше. См. «аль-Азкар» 470.

Имам Малик сказал: “Знай, что не спасётся человек, который рассказывает обо всём, что слышит”. Муслим 1/18.
Хафиз Ибн аль-Муляккъин говорил: “Остерегайся слепо передавать услышанное, ибо поистине, это запрещено!” См. “аль-И’лям” 1/654.