“Сильсилятуль-ахадис ад-да’ифа валь-мауду’а”. ХАДИСЫ №№4901-5000


Шейх, имам, мухаддис Мухаммад Насиру-д-дин аль-Албани, да помилует его Всевышний Аллах!

سلسلة الأحاديث الضعيفة والموضوعة

“Сильсилятуль-ахадис ад-да’ифа валь-мауду’а ва асаруха ас-саййиъ филь-Умма”

«Серия слабых и выдуманных хадисов и их дурное влияние на мусульманскую общину».

Том 10

Хадисы №№4901- 5000

4905 — ( إن الأمة ستغدر بك بعدي ) .

قال الألباني في » السلسلة الضعيفة والموضوعة » 10/ 552 : ضعيف

4905 — «Поистине, эта община предаст тебя после моей смерти!»

Шейх аль-Албани «ас-Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» (10/552) сказал: «Слабый хадис. Его приводят аль-Хаким (3/140), аль-Хатыб в “ат-Тарих” (11/216) и Ибн ‘Асакир (12/178/2) от Хушайма, передавшего от Исма’иля ибн Салима, передавшего от Абу Идриса аль-Аудий, передавшего от ‘Али, да будет доволен им Аллах, что он сказал: “Поистине, одним из обещаний что дал мне пророк, да благословит его Аллах и приветствует, было то, что …” и он привёл (этот хадис). Аль-Хаким сказал: “Иснад этого хадиса достоверный” и с ним согласился аз-Захаби.

Я (аль-Албани) говорю: К этому (т.е. к словам аль-Хакима и аз-Захаби. прим. пер.) есть претензии, ибо я не знаю имени этого Абу Идриса (который передал этот хадис со слов ‘Али) и не нахожу никого, кто назвал бы его заслуживающим доверия, кроме Ибн Хиббана, о чём можно узнать вернувшись к его книге “ас-Сикъат”. Его приводят аль-Бухари в “Тарих” (9/6) и Ибн Абу Хатим в “Джарх ва-т-та’диль”  (4/2/334) в версии Абу Маслямы от него, но ничего не сказали ни о его отводе, ни о приемлемости. У аль-Бухари сказано: “аль-Аудий” в соответствии с тем, что в “аль-Мустадраке” (аль-Хакима), а у Ибн Абу Хатима: “аль-Азди”, а это соответствует тому, что у Ибн ‘Асакира, который после того, как привёл этот хадис сказал: Аль-Байхакъи сказал: “Если это достоверно, то возможно под этим подразумевается, а Аллах знает об этом лучше, о выходе против него тех, кто выступил во времена его правления, а затем и в его убийстве”.

Я (аль-Албани) говорю: В его словах: “Если это достоверно …” указание на то, что по его мнению это недостоверно. Подобными этому являются и его слова: “Если это является правильным”, которые будут приведены.

У этого хадиса есть другие подкрепляющие цепочки, как об этом я упомяну.

Остальные передатчики этого иснада являются надёжными, исключая то, что в нём (иснаде) есть ‘ан ‘ан[1] от Хушайма, а это Ибн Башир аль-Васиты, о котором хафиз (Ибн Хаджар) сказал: “Надёжный, достоверный, (у него) много подтасовок и отосланные (хадисы)”.

Что касается подкрепляющих цепочек (этого хадиса), то это то, что передал Хабиб ибн Абу Сабит от Са’лябы аль-Химмани от ‘Али … похожий хадис. Его приводят аль-Баззар (3/203/2569), аль-‘Укъайли в “ад-Ду’афаъ” (стр. 64) и Ибн ‘Асакир и последний сказал: “К нему есть претензии и этот его хадис не подкрепляется надёжными передатчиками”. Ибн ‘Асакир добавил: “Аль-Байхакъи сказал: Так сказал аль-Бухари! Но нам передали его с другим иснадом от Али, если он является правильным”.

Я (аль-Албани) говорю: Он имеет в виду иснад, который (был приведён) до него. Однако, из вышеупомянутого ты узнал как указал аль-Байхакъи на степень его достоверности. Вместе с тем, что сказал аль-Бухари в биографии этого аль-Химмани (1/2/174): “Он слышал (хадисы) от ‘Али, от него передавал Хабиб ибн Абу Сабит и его причисляют к куфийцам и в нём есть проблема/фийхи назар/”[2]. Затем он упомянул этот хадис и сказал: “Его хадисы не подкрепляются надёжными передатчиками. И также его передал Ибн ‘Ади от него в “аль-Камиль” (2/48), который в конце его биографии сказал: “Что касается того, что он слышал (хадисы) от ‘Али, то к этому есть претензии, как об этом говорил аль-Бухари”.

Я (аль-Албани) говорю: Как будто-бы он понял слова аль-Бухари “к этому есть претензии”, как (претензии) к тому, что он слышал от него (‘Али), но более правильным является то, что он имел в виду самого этого человека и о том, что он слышал от него, ясно сказано в версии Ибн ‘Асакира с текстом: “Я слышал, как будучи на минбаре, ‘Али говорил …”. И тоже самое сказано в “Муснаде” Абу Я’ля (1/442/328) в другом хадисе. Однако, у меня есть истинный повод сомневаться в достоверности этого, так как Хабиб, передавший об этом от него, является таким же мудаллисом/подтасовщик/ как и Хушайм. О нём также сказал хафиз (Ибн Хаджар): “Надёжный, уважаемый факъих и передавал множество отосланных хадисов и занимался подтасовками”.

У него есть третий путь передачи, но он является очень слабым, так как он приводится в версии Хакима ибн Джубайра от Ибрахима, передавшего от Алькъамы, который сказал: “‘Али сказал: …” и он упомянул этот хадис. Его приводит Ибн ‘Асакир.

Я (аль-Албани) говорю: И это недостаток (в хадисе) от этого Ибн Джубайра, так как он является очень слабым. Его оставили Шу’ба и другие. Аль-Джузаджани сказал: “Лжец!”  В итоге, все пути передачи этого хадиса являются слабыми и среди них нет того, который укрепляет другого. Да, аль-Хаким (3/142) передал по пути Хаяна аль-Асади: Я слышал, как ‘Али говорил: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: “Поистине, эта община предаст тебя после моей смерти, а ты будешь жить в соответствии с моей религией и будешь убит на моей Сунне. Тот, кто любит тебя, любит меня, а тот, кто ненавидит тебя, ненавидит и меня. И, поистине, эта, будет окрашена с этого”, имея в виду его бороду с его головы. И (аль-Хаким) сказал: “Достоверный”.

Я (аль-Албани) говорю: Так передаётся этот хадис в “аль-Мустадраке” и “ат-Тальхис” (аз-Захаби) без иснада. Его слова просто “достоверный”, это форма или термин аз-Захаби (который он применяет) в своём “ат-Тальхисе”. Мне кажется, что тот, кто напечатал (эту книгу), когда не увидел этот хадис в “аль-Мустадраке” (аль-Хакима) и нашёл его в “ат-Тальхис”, заимствовал его от него и напечатал в “аль-Мустадраке”. И мне на ум приходит то, что он сделал это и с другими хадисами …

И я сомневаюсь в действительности факта того, что этот хадис из “аль-Мустадрака” (аль-Хакима), ибо я видел, что хафиз ас-Суюты привёл этот хадис с текстом из “ат-Тахльиса” (аз-Захаби) в “аль-Джами’ аль-Кабир” (1/163/1) и сказал: “Его передали ад-Даракъутни в “аль-Афрад” и аль-Хатыб от ‘Али, да будет доволен им Аллах.

Я (аль-Албани) говорю: Если бы был установлен факт наличия его в “аль-Мустадраке”, то ас-Суюты отнёс бы его к нему, если на то будет воля Аллаха!»


[1] «‘ан‘ана» – передавать что-либо со слов нескольких лиц, каждый из которых передал данное сообщение со слов предыдущего, то есть говорить «со слов, со слов». См. «Теминология хадисов» М. Таххана. пер. А. Нирша.

[2] Относительно этих слов аль-Бухари, которые он применял к передатчикам, среди учёных есть разные мнения. Прим. пер.

4931 — ( إن أول أربعة يدخلون الجنة : أنا وأنت والحسن والحسين ، وذرارينا خلف ظهورنا ، وأزواجنا خلف ذرارينا ، وشيعتنا عن إيماننا وعن شمائلنا ) .

قال الألباني في » السلسلة الضعيفة والموضوعة » 10/ 611 : موضوع

4931 — «Поистине, первые четыре (человека), которые войдут в Рай: я, ты, Хасан и Хусайн, а за нами (войдут ту) наши потомки, а за нашими потомками наши жёны. И наши сторонники/ши’ати-на/, справа и слева от нас».

Шейх аль-Албани «ас-Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» (10/611) сказал: Выдуманный хадис/мауду/. го приводит ат-Табарани в «аль-Кабир» 1/48/2) от Харба ибн аль-Хасана ат-Таххан: Сообщил нам Яхйа ибн Яля от Мухаммада ибн Убайдуллах ибн Рафи, передавшего от своего отца и деда о том, что пророк сказал Али: … и он привёл этот хадис.

Я (аль-Албани) говорю: Этот иснад выдуманный и в нём последовательно присутствуют (передатчики) шииты, худшим из которых является Мухаммад ибн ‘Убайдуллах, о котором ранее были приведены некоторые высказывания имамов “Джарха” к хадису под №4910.

Яхйа ибн Я’ля, а это — аль-Аслями — шиит, автор хадиса: “Тот, кто желает оживить мою жизнь …” о достоинстве ‘Али, да будет доволен им Аллах, который был приведён под №894.

Относительно Харба ибн аль-Хасан ат-Таххана, аль-Азди сказал: “Его хадисы ничто!”, как об этом сказано в “аль-Мизан”, а хафиз (Ибн Хаджар) добавил (к этому): “Ибн Хиббан упомянул о нём в «ас-Сикъат», а Ибн Наджаши сказал: “Простой передатчик, шиит …”.

Относительно самого этого хадиса, хафиз (Ибн Хаджар) сказал: “Его передал ат-Табарани, а его иснад очень слабый”». См. также хадис №5591.

4986 — ( ليس يتحسر أهل الجنة إلا على ساعة مرت بهم لم يذكروا الله فيها ) .

قال الألباني في » السلسلة الضعيفة والموضوعة » 10/ 740 : ضعيف

أخرجه الفسوي في «المعرفة» (2/ 313) ، وابن السني في «عمل اليوم والليلة» (3) ، والطبراني في «الكبير» (20/ 93/ 182) ، والبيهقي في «الشعب» (1/ 316) ، وأبو العباس المقدسي في «حديثه» (ق 45/ 2) ، وكذا الأصبهاني في «الترغيب» (ق 137/ 2-138/ 1) من طرق عن سليمان بن عبدالرحمن : حدثنا يزيد ابن يحيى القرشي : حدثنا ثور بن يزيد : حدثنا خالد بن معدان عن جبير بن نفير عن معاذ بن جبل رضي الله عنه مرفوعاً .

قلت : وهذا إسناد ضعيف ، رجاله ثقات ؛ غير يزيد بن يحيى القرشي ؛ وهو أخو خالد القرشي ؛ كما في «الجرح والتعديل» (4/ 2/ 297) ، وقال : «سألت أبي عنه ؟ فقال : ليس بقوي الحديث» . وقال الذهبي في «الميزان» : «لا يعرف . وقال أبو حاتم : ليس بالقوي» .

4986 — «Обитатели Рая не будут сожалеть ни о чём, кроме времени, которое у них прошло не поминая Аллаха».

Шейх аль-Албани в «ас-Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» (10/740) сказал:

— Слабый (хадис). Его передали аль-Фасави в «аль-Ма’рифа» (2/313), Ибн ас-Сунни в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» (3), ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» (20/93/182), аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» (1/316), Абуль-‘Аббас аль-Макъдиси в своём «Хадисе» (2/45), а также аль-Асбахани в «ат-Таргъиб» (137/2-138/1) по пути Сулеймана ибн ‘Абду-р-Рахмана, передавшего от Язида ибн Яхйа аль-Къураши, передавшего от Саура ибн Язида, передавшего от Халида ибн Ма’дана, передавшего от Джубайра ибн Нуфайра, передавшего от Му’аза ибн Джабаля, да будет доволен им Аллах, как восходящий к пророку.

Я (аль-Албани) говорю:

— Этот иснад слабый, передатчики его надёжные, кроме Язида ибн Яхйа аль-Къураши, а он — брат Халида аль-Къураши, как об этом сказано в «Джарх ва-т-та’диль» (4/2/297), в котором сказано: «Я спросил своего отца о нём и он сказал: “Он не силён в хадисах”». Аз-Захаби в «аль-Мизан» сказал: «Он неизвестен. А Абу Хатим сказал: “Он не сильный (передатчик)”».