«Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир»


218 ( صحيح )

أخْبَرَنِي جِبْرِيلُ أنَّ الحَجْمَ أنْفَعُ ما تَدَاوَى بِهِ النَّاسُ

( ك ) عن أبي هريرة .

218 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,  сказал:

«Джибриль сообщил мне, что кровопускание – самое полезное из того, чем лечатся люди». Этот хадис со слов Абу Хурайры передал аль-Хаким 4/232, который сказал: «Достоверный хадис соответствующий условиям аль-Бухари и Муслима» и с ним согласился аз-Захаби.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 218.

 

219 ( صحيح )

أخْبَرَنِي جِبْرِيلُ أنَّ حُسَيْناً يُقْتَلُ بِشاطِىء الفُراتِ

( ابن سعد ) عن علي .

219 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,  сказал:

«Джибриль сообщил мне о том, что Хусейна убьют на берегу Ефрата». Этот хадис передал Ибн Са’д со слов ‘Али.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 219.

 

220 ( صحيح )

أخْبَرُونِي بِشَجَرَة شِبْهِ الرَّجُلِ المُسْلِمِ لا يُتَحاتُّ وَرَقُهَا وَلاَ وَلاَ وَلاَ تُؤتِي أُكُلَها كُلَّ حِينٍ هِيَ النَّخْلَةُ

( خ ) عن ابن عمر .

220 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,  спросил людей:

«Расскажите мне о дереве, которое подобно мусульманину, листья которого не опадают и еда от которого не исчерпывается, не исчерпывается, не исчерпывается никогда?» (Затем он сказал): «Это – пальма!» Этот хадис передал аль-Бухари 4698 со слов Ибн ‘Умара.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 220.

 

221 ( صحيح )

اخْتَتَنَ إبْراهِيمُ وَهُوَ ابْنُ ثَمانِينَ سَنَةً بالقُدُومِ

( حم ق ) عن أبي هريرة .

221 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Ибрахим, мир ему, совершил обрезание в возрасте восьмидесяти лет с помощью тесла».[1] Этот хадис передали Ахмад 2/322, 417, 435, аль-Бухари 3356 и 6298 и Муслим 2370.

 


[1] “Биль-къаддум”: в комментариях указывается, что слово “къаддум” можно понимать и как название места. В этом случае перевод должен быть таким:  «Ибрахим, мир ему, совершил обрезание в возрасте  восьмидесяти  лет в аль-Къаддуме».

Хафиз ибн Хаджар сказал: «Наиболее вероятно, что то, что упомянуто в хадисе, является инструментом. Абу Я’ла рассказывал, что ‘Али ибн Раби’а сказал: “Ибрахиму было приказано обрезать себя, поэтому он обрезал себя теслом, и это было очень болезненно для него. Тогда Аллах ниспослал ему: “Ты поторопился сделать это, прежде, чем Мы сообщили тебе, какой инструмент использовать.” Он сказал: “О Боже, я не хотел задерживать повиновение Твоему приказу”».

Ибн аль-Къаййим сказал: «Обрезание было одним из испытаний, которым Аллах проверял Ибрахима, Своего близкого друга. Он выполнил их совершенно, поэтому Аллах сделал его лидером человечества. Передают, что он был первым, кто был обрезан, как упомянуто выше. В “ас-Сахихе” – говорится то, что Ибрахим обрезал себя, когда ему было восемьдесят лет. После него обрезание продолжилось среди посланников и их последователей, и даже Иисус был обрезан. Христиане подтверждают это и не отрицают, поскольку они также подтверждают, что ему запрещалось мясо свиней …». См. «Тухфатуль-маудуд», стр. 158-159.

Среди имамов было разногласие относительно слова «къаддум». Одни сказали, что речь идет о местности с таким названием, и это мнение выбрал имам аль-Бухари. А другие говорили, что речь идет о тесле, инструменте плотников, с помощью которого пророк Ибрахим (мир ему) совершил обрезание. См. «Фатхуль-Бари» 11/91.

Обрезание было вменено по причине чистоты, поэтому оно не является обязательным до совершеннолетия, поскольку ребенок не обязан выполнять предписания шариата до совершеннолетия. См. «Маусуатуль-фикъхия» 19/28, «Тухфатуль-маудуд» 110.

Время для обрезания не установлено в Сунне. Имамы высказывали по этому поводу множество различных мнений. Имам Малик говорил: «В основном, что я видел в нашем городе (Медине), это то, что ребенку делали обрезание тогда, когда у него появлялись зубы». Имам Ахмад говорил: «О времени обрезания я ничего не слышал!» Аль-Ляйс ибн Са’д говорил: «Следует совершать обрезания между семью и десятью годами». Хасан аль-Басри считал порицаемым совершение обрезания на седьмой день после рождения мальчика, говоря, что в этом уподобление иудеям. Эти высказывания и еще другие привел имам Ибн аль-Мунзир в своей книге «аль-Ашраф», в главе «Обрезание», а затем сказал: «Нет относительно запрета на обрезание, в какое либо время установленного запрета, так же как и нет установленного времени для желательности этого, нет относительно этого указания в сунне, которому следует следовать. По этой причине данное действие остается дозволенным в любое время, и нельзя запрещать в этом что-то кроме как при наличии довода!» См. «аль-Маджму’» 1/307, «Тальхысуль-хабир» 4/83.

Также одно из мнений ученых, что время обрезания ребенка тот период его возраста, когда он сможет легче это перенести. См. «аль-Инсаф» 1/124.

Одно мнение состоит в том, что обрезание является обязательным как для мужчин, так и для женщин. Это мнение аш-Ша’би, Раби’и, аль-Ауза’и, Яхьи ибн Са’ида аль-Ансари, шафи’итов, а также одно из мнений Малика. См. «аль-Инсаф» 1/123, «аль-Маджму’» 3/422.

Второе мнение состоит в том, что обрезание не является обязанностью, но является весьма желательной Сунной. Это мнение ханафитов, а также одно из мнений имама Ахмада, и ему отдал предпочтение имам аш-Шаукани. См. «Мухтасар Халиль» 3/48, «Найлюль-аутар» 1/162.

И третье мнение состоит в том, что обрезание является обязательным для мужчин и доволенным для женщин, но не обязательным для них. Это мнение имама Ахмада, и его выбрал Ибн Къудама, и этому следовали некоторые шафи’иты, а также это выбрали шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди, Ибн ‘Усаймин и ученые Постоянного комитета. См. «аль-Мугъни» 1/115, «аль-Мухтарат аль-джалия» 16, «Фатава аль-Ляджна» 5/1134.

Имам Ибн Къудама говорил: «Что же касается обрезания, то оно является обязательным в отношении мужчин, и дозволенным, но не обязательным для женщин, и это мнение многих ученых. Имам Ахмад говорил: “У мужчин вопрос обрезания строже, чем у женщин”». См. «аль-Мугъни” 1/70.

Шейх ибн ‘Усаймин (да помилует его Аллах) сказал: «Самое правильное мнение — то, что это является обязательным для мужчин и желательным для женщин. Различие между ними – в том, что в случае с мужчиной, это служит интересу, относящемуся к одному из условий молитвы, а именно, чистоте (тахара). Потому что, если остаётся крайняя плоть, при выходе мочи из уретры часть её скапливается там, и это вызывает жжение и инфекцию. Каждый раз при движении человека, и каждый раз при сжатии крайней плоти выделяются некоторые капли мочи, образуя наджасу (нечистоту). В случае же с женщиной это служит цели, которая должна уменьшить её желание. Это – для её же совершенства». «Шарх аль-Мумти’», 1/133-134.

 


222 ( صحيح )

اخْتَرْ مِنْهُنَّ أرْبَعاً وفارِقْ سائِرَهُنَّ

 ( د ) عن الحارث بن زيد الأسدي .

222 — Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Выбери из них четыре, а с остальными разводись». Этот хадис передал Абу Дауд 2241 со слов аль-Хариса ибн Зайд аль-Асади.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 222.

_________________________________________

Эти слова посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал аль-Харису ибн Зайд аль-Асади, когда тот принял Ислам и сказал, что у него есть восемь жён.

 

223 ( صحيح )

أخَذَ الرَّايَةَ زَيْدٌ فَأُصِيبَ ثمَّ أخَذَها جَعْفَرٌ فأصِيبَ ثُمَّ أخَذَها عَبْدُ الله بْنُ رَوَاحَةَ فأصِيبَ ثُمَّ أخَذَها خالِدٌ عَنْ غَيْرِ إِمْرَة فَفَتَحَ الله عليه وما يَسُرُّنِي أنَّهُمْ عِنْدَنا أوْ قالَ وما يَسُرُّهُمْ أنَّهُمْ عِنْدَنا

 ( حم خ ن ) عن أنس .

223 — Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Зайд взял знамя и был сражён, потом взял его Джа’фар и был сражён, а потом взял его ‘Абдуллах ибн Раваха и (тоже) был сражён,[2] а затем взял его Халид ибн аль-Валид[3], не являвшийся командиром, и Аллах даровал ему победу. И меня не обрадовало бы, если бы (вместо этого) они были бы с нами». Или он сказал: «Их не обрадовало бы, если бы (вместо этого) они были бы с нами». Этот хадис передали Ахмад 3/113, аль-Бухари 2798, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» со слов Анаса.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 223.

 


[1] “Биль-къаддум”: в комментариях указывается, что слово “къаддум” можно понимать и как название места. В этом случае перевод должен быть таким:  «Ибрахим, мир ему, совершил обрезание в возрасте  восьмидесяти  лет в аль-Къаддуме».

[2] Здесь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщает людям о ходе и завершении сражения между мусульманами и византийцами при Му’те (Южная Сирия, 629 г.).  Командиром отряда мусульман был первоначально назначен Зайд Ибн Хариса, а его заместителями, соответственно, Джа’фар ибн Абу Талиб и ‘Абдуллах ибн Раваха, да будет доволен ими Аллах.

[3] Имеется в виду, что, отправляя отряд в поход, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не назначал его командиром. Халид ибн аль-Валид, да будет доволен им Аллах, принявший ислам незадолго до битвы при Му’те, являлся одним из самых выдающихся полководцев раннего периода истории ислама. Умер в 642 году.