Сунан Абу Дауд. 3. Книга закята. Хадисы №№ 1556-1720

 — 3

 كتاب الزكاة

3 — Книга закята

Хадисы №№ 1556-1720

1باب وُجُوبِ الزَّكَاةِ. (1)

1 — Глава о его обязательности/ваджиб/

1556 — حَدَّثَنَا قُتَيْبَةُ بْنُ سَعِيدٍ الثَّقَفِىُّ حَدَّثَنَا اللَّيْثُ عَنْ عُقَيْلٍ عَنِ الزُّهْرِىِّ أَخْبَرَنِى عُبَيْدُ اللَّهِ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عُتْبَةَ عَنْ أَبِى هُرَيْرَةَ قَالَ:

لَمَّا تُوُفِّىَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- وَاسْتُخْلِفَ أَبُو بَكْرٍ بَعْدَهُ وَكَفَرَ مَنْ كَفَرَ مِنَ الْعَرَبِ قَالَ عُمَرُ بْنُ الْخَطَّابِ لأَبِى بَكْرٍ كَيْفَ تُقَاتِلُ النَّاسَ وَقَدْ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- « أُمِرْتُ أَنْ أُقَاتِلَ النَّاسَ حَتَّى يَقُولُوا لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ فَمَنْ قَالَ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ عَصَمَ مِنِّى مَالَهُ وَنَفْسَهُ إِلاَّ بِحَقِّهِ وَحِسَابُهُ عَلَى اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ ». فَقَالَ أَبُو بَكْرٍ وَاللَّهِ لأُقَاتِلَنَّ مَنْ فَرَّقَ بَيْنَ الصَّلاَةِ وَالزَّكَاةِ فَإِنَّ الزَّكَاةَ حَقُّ الْمَالِ وَاللَّهِ لَوْ مَنَعُونِى عِقَالاً كَانُوا يُؤَدُّونَهُ إِلَى رَسُولِ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- لَقَاتَلْتُهُمْ عَلَى مَنْعِهِ. فَقَالَ عُمَرُ بْنُ الْخَطَّابِ فَوَاللَّهِ مَا هُوَ إِلاَّ أَنْ رَأَيْتُ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ قَدْ شَرَحَ صَدْرَ أَبِى بَكْرٍ لِلْقِتَالِ — قَالَ — فَعَرَفْتُ أَنَّهُ الْحَقُّ.

قَالَ أَبُو دَاوُدَ قَالَ أَبُو عُبَيْدَةَ مَعْمَرُ بْنُ الْمُثَنَّى الْعِقَالُ صَدَقَةُ سَنَةٍ وَالْعِقَالاَنِ صَدَقَةُ سَنَتَيْنِ. قَالَ أَبُو دَاوُدَ وَرَوَاهُ رَبَاحُ بْنُ زَيْدٍ وَعَبْدُ الرَّزَّاقِ عَنْ مَعْمَرٍ عَنِ الزُّهْرِىِّ بِإِسْنَادِهِ وَقَالَ بَعْضُهُمْ عِقَالاً. وَرَوَاهُ ابْنُ وَهْبٍ عَنْ يُونُسَ قَالَ عَنَاقًا. قَالَ أَبُو دَاوُدَ وَقَالَ شُعَيْبُ بْنُ أَبِى حَمْزَةَ وَمَعْمَرٌ وَالزُّبَيْدِىُّ عَنِ الزُّهْرِىِّ فِى هَذَا الْحَدِيثِ لَوْ مَنَعُونِى عَنَاقًا. وَرَوَى عَنْبَسَةُ عَنْ يُونُسَ عَنِ الزُّهْرِىِّ فِى هَذَا الْحَدِيثِ قَالَ عَنَاقًا.

قال الشيخ الألباني : قلت: إسناده صحيح على شرط الشيخين. وقد أخرجاه بسند المصنف ومتنه، لكن قوله: «عقالاً» شاذ، والمحفوظ: » عَنَاقاً » .

1556 — Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

— Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, умер, Абу Бакр после него стал (халифом), а некоторые из арабов вернулись к неверию, Умар ибн аль-Хаттаб сказал Абу Бакру: “Как же ты можешь сражаться с этими людьми?![1] Ведь посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Мне было велено сражаться с этими людьми, пока они не скажут: “Нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха”, — а кто произнесёт Нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха (, тем самым) защитит от меня своё имущество и свою жизнь, если только (не совершит ничего такого, за что можно будет лишить его имущества или жизни) по праву[2], и тогда (лишь) Великий и Всемогущий Аллах (сможет потребовать) от него отчёта”!” (В ответ на это) Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: “Клянусь Аллахом, я непременно стану сражаться с теми, кто отделяет молитву от закята[3], ведь закят с имущества брать обязательно! И клянусь Аллахом, если они откажутся отдать мне хотя бы (верблюжьи) путы, которые отдавали посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я стану сражаться с ними из-за этого!” Тогда Умар ибн аль-Хаттаб сказал: “Клянусь Аллахом, не иначе как Сам Аллах раскрыл сердце[4] Абу Бакра (, принявшего решение) сражаться, и я понял, что это — правильное (решение)!” Этот хадис передали Ахмад 1/19, аль-Бухари 7284-7285, Муслим 20, Абу Дауд 1556, ат-Тиримизи 2607, ан-Насаи 2443, аль-Байхакъи 4/104.

Шейх аль-Албани сказал: «Его иснад является достоверным в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима, которые передали его с иснадом и текстом автора (Абу Дауда), однако, слово “(верблюжьи) путы” является отклоненным/шазз/, правильным же является: “козочка”». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 5/278. Сахих


[1] — Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, принял решение начать боевые действия против тех племён,  которые  отказались выплачивать закят.

[2] — То есть: если человек не будет нарушать установлений шариата, поскольку  лишь  в  этом  случае  он  может утратить гарантированное   исламом  право  на  неприкосновенность личности и имущества.

[3] — Поскольку и молитва,  и  закят относятся к числу  столпов ислама, они неотделимы друг от друга. Таким образом, человек, отказывающийся от выплаты закята, отрицает один из столпов ислама,  что равнозначно отрицанию и всех остальных.

[4] — То есть: внушил ему мысль.

1557 — حَدَّثَنَا ابْنُ السَّرْحِ وَسُلَيْمَانُ بْنُ دَاوُدَ قَالاَ أَخْبَرَنَا ابْنُ وَهْبٍ أَخْبَرَنِى يُونُسُ عَنِ الزُّهْرِىِّ قَالَ:

قَالَ أَبُو بَكْرٍ إِنَّ حَقَّهُ أَدَاءُ الزَّكَاةِ وَقَالَ عِقَالاً.

قال الشيخ الألباني : قلت: إسنادها صحيح، ولكنها شاذه .

1557 — Сообщается, что аз-Зухри сказал:

«Абу Бакр сказал: “Поистине, с него брать закят обязательно!” И он сказал: “… (верблюжьи) путы”».

Шейх аль-Албани сказал: «Его иснад является достоверным, однако, слово “(верблюжьи) путы” является отклоненным/шазз/». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 5/281.Сообщение достоверное

 

1563 — عَنْ عَمْرِو بْنِ شُعَيْبٍ عَنْ أَبِيهِ عَنْ جَدِّهِ

أَنَّ امْرَأَةً أَتَتْ رَسُولَ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- وَمَعَهَا ابْنَةٌ لَهَا وَفِى يَدِ ابْنَتِهَا مَسَكَتَانِ غَلِيظَتَانِ مِنْ ذَهَبٍ فَقَالَ لَهَا « أَتُعْطِينَ زَكَاةَ هَذَا ». قَالَتْ لاَ. قَالَ « أَيَسُرُّكِ أَنْ يُسَوِّرَكِ اللَّهُ بِهِمَا يَوْمَ الْقِيَامَةِ سِوَارَيْنِ مِنْ نَارٍ ». قَالَ فَخَلَعَتْهُمَا فَأَلْقَتْهُمَا إِلَى النَّبِىِّ -صلى الله عليه وسلم- وَقَالَتْ هُمَا لِلَّهِ عَزَّ وَجَلَّ وَلِرَسُولِهِ.

قال الشيخ الألباني : حسن

1563 — ‘Амр ибн Шу’айб со слов отца и деда рассказывал:

«Однажды некая женщина явилась к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в сопровождении дочери. На руке у дочери были две массивных застежки из золота[1], и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил девушку: “Ты выплатила с этого закят?” Девушка ответила: “Нет”. Тогда он сказал ей: “Ты обрадуешься, если Аллах наденет на  тебя такие же браслеты из огня в день Воскресения?!”» (Передатчик этого хадиса) сказал: «И девушка сняла браслеты и передала их пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказала: “Это для Великого и Всемогущего Аллаха и Его посланника”». Этот хадис с хорошим иснадом приводят Абу Дауд (1 / 244), ан-Насаи (1 / 343) и Абу Убайд в «аль-Амваль» (номер 1260). Ибн аль-Муляккъин (65 / 1) признал этот хадис достоверным. Ибн аль-Джаузи в «ат-Тахкык» (6 / 197 / 1) утверждал, что этот хадис является слабым, однако позже его выводы были опровергнуты. Ан-Насаи в «ас-Сунан аль-кубра» (лист 5 / 1) передает этот хадис со слов Амра ибн Шу’айба в форме маусуль, а затем – в форме мурсаль. При этом ан-Насаи замечает: «Хадис в форме маусуль является более правильным». Хафиз Ибн аль-Къаттан подтвердил достоверность хадиса. См. “Насб ар-рая” 2/370.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. “Сахих Аби Дауд” 1396.Хороший


[1] То есть два золотых браслета.

1565  عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ شَدَّادِ بْنِ الْهَادِ أَنَّهُ قَالَ

دَخَلْنَا عَلَى عَائِشَةَ زَوْجِ النَّبِىِّ -صلى الله عليه وسلم- فَقَالَتْ دَخَلَ عَلَىَّ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- فَرَأَى فِى يَدِى فَتَخَاتٍ مِنْ وَرِقٍ فَقَالَ « مَا هَذَا يَا عَائِشَةُ ». فَقُلْتُ صَنَعْتُهُنَّ أَتَزَيَّنُ لَكَ يَا رَسُولَ اللَّهِ.
قَالَ « أَتُؤَدِّينَ زَكَاتَهُنَّ ». قُلْتُ لاَ أَوْ مَا شَاءَ اللَّهُ. قَالَ « هُوَ حَسْبُكِ مِنَ النَّارِ ».

قال الشيخ الألباني : صحيح

1565 — Сообщается ,что ‘Абдуллах ибн Шаддад ибн аль-Хад сказал:

«Однажды, когда мы зашли к жене пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ‘Аише, она сказала: Как-то раз посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вошел ко мне и заметил, что у меня на руках массивные перстни из серебра. Он спросил: “‘Аиша, что это такое?” Я ответила: “О, посланник Аллаха! Я надела их, для того чтобы понравиться тебе. Тогда он спросил: “А ты выплатила с них закят?” Я ответила: “Нет”, или то, что было угодно Аллаху. На это он сказал: “Этого тебе достаточно, чтобы попасть в Огнь!”». Этот хадис передали Абу Дауд 1565, ад-Даракъутни 1974, аль-Хаким 1437 и аль-Байхакъи 4/139.

Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис». См. «Ирвауль-гъалиль» 3/296.Сахих


 

Шейх аль-Албани сказал: «Его иснад является достоверным в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима. Аль-Хаким назвал его достоверным и с ним согласился аз-Захаби, а за ними последовал и хафиз Ибн Хаджар в “ат-Тальхис” (6/19)». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 5/285.

1595 — عَنْ أَبِى هُرَيْرَةَ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- قَالَ:

« لَيْسَ عَلَى الْمُسْلِمِ فِى عَبْدِهِ وَلاَ فِى فَرَسِهِ صَدَقَةٌ ».

1595 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Мусульманин не обязан платить закят ни со своего коня, ни со своего раба». Этот хадис передали Ахмад 2/242, аль-Бухари 1463, Муслим 982, Абу Дауд 1595, ат-Тирмизи 628, ан-Насаи 5/35, Ибн Маджах 1812 и Ибн Хузайма в своём «Сахихе» 2097.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 5401, «Мишкат аль-Масабих» 1795.Сахих

 

18 — باب زَكَاةِ الْفِطْرِ. (18)

18 — Глава: Закят аль-фитр

1609 عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ قَالَ

فَرَضَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- زَكَاةَ الْفِطْرِ طُهْرَةً لِلصَّائِمِ مِنَ اللَّغْوِ وَالرَّفَثِ وَطُعْمَةً لِلْمَسَاكِينِ مَنْ أَدَّاهَا قَبْلَ الصَّلاَةِ فَهِىَ زَكَاةٌ مَقْبُولَةٌ وَمَنْ أَدَّاهَا بَعْدَ الصَّلاَةِ فَهِىَ صَدَقَةٌ مِنَ الصَّدَقَاتِ.

قال الشيخ الألباني : حسن

1609 — Сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вменил в обязанность (мусульманам) закят аль-фитр как очищение для постящегося от скверны пустословия и непристойности, а также как питание бедным. И кто выплатил его до праздничной молитвы, его закят принимается, а кто сделал это уже после праздничной молитвы, то это будет обычная милостыня, из числа милостыней». Этот хадис передали Абу Дауд 1609, Ибн Маджах 1827, аль-Хаким 1/409, который сказал: «Достоверный хадис, соответствующий условиям аль-Бухари», ад-Даракъутни 2/138. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, аз-Захаби, имам ан-Навави и шейх аль-Албани. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 1085.Хороший

__________________________________

В «ар-Рауда ан-надиййа» говорится: «Если у человека есть что-то сверх суточного пропитания, он должен выплачивать закят аль-фитр, если размер излишка соответствует его размерам. Это подтверждает и тот факт, что человеку, имеющему обед и ужин, запрещается обращаться к людям с просьбами…»[1].


[1] Саддикъ Хасан Хан, «Ар-рауда ан-надиййа», т. 1, стр. 159.

19 — باب مَتَى تُؤَدَّى (19)

19 — Когда он выплачивается?

1610 — عَنِ ابْنِ عُمَرَ قَالَ

أَمَرَنَا رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- بِزَكَاةِ الْفِطْرِ أَنْ تُؤَدَّى قَبْلَ خُرُوجِ النَّاسِ إِلَى الصَّلاَةِ. قَالَ فَكَانَ ابْنُ عُمَرَ يُؤَدِّيهَا قَبْلَ ذَلِكَ بِالْيَوْمِ وَالْيَوْمَيْنِ.

قال الشيخ الألباني : صحيح

1610 – Сообщается, что Ибн ‘Умар сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел нам раздавать закят аль-фитр до выхода людей на (праздничную) молитву».

(Нафи’) сказал: «И бывало так, что Ибн ‘Умар выплачивал его за день-два до этого». Этот хадис передали Ахмад 2/67, аль-Бухари 1503, Муслим 986, Абу Дауд 1610, ат-Тирмизи 677, ан-Насаи 2504, 2521.Сахих

_____________________________________

Имам аль-Хаттаби сказал: «В этом хадисе содержится указание на то, что закят аль-Фитр является обязательным, и то, что он обязателен, является мнением всех ученых». См. «Ма’алиму-Ссунан» 3/214.
Имам ан-Навави сказал: «Все ученые сходятся на том, что закят аль-Фитр обязателен для каждого мусульманина». См. «аль-Маджму’» 6/106.
Имам ан-Навави также говорил: «Человек обязан отдавать этот закят за самого себя, а также за тех, на кого он обязан расходовать свои средства, а именно – за жену, детей и родителей». См. «аль-Маджму’» 6/128.

Также на единогласное мнение (аль-иджма’) относительно того, что закят аль-Фитр является обязательным указывал и имам Ибн аль-Мунзир. См. «аль-Иджма’» 34.

Ваки’ ибн аль-Джаррах говорил: «Закят аль-Фитр в месяце Рамадан подобен саджда сахуа в намазе. Закят аль-Фитр искупляет упущения поста так же, как саджда сахва искупляет недостатки в молитве». См. «аль-Маджму’» 6/321.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: «Не дозволено давать закят аль-Фитр кроме как нуждающимся». См. “Маджму’уль-фатава», «Ихтияратуль-фикъхия» 102.

Имам ан-Навави говорил: «Мы считаем, что не дозволено давать Фитр неверному, однако дозволил это Абу Ханифа». См. «аль-Маджму’» 6/142.

Хасан аль-Басри говорил: «Нет для неверных, проживающих на землях мусульман ничего из обязательной милостыни (закят и закят аль-Фитр), однако если человек пожелает он может дать им добровольную милостыню». Абу ‘Убайд 1/236.

Имам Ибн аль-Мунзир сказал: «Единогласны ученые в том, что тот, у кого нет возможности, не обязан выплачивать Фитр». См. «аль-Маджму’» 6/113.

Сторонники мнения, что человек обязан отдавать Фитр как за себя, так и за тех, кого обязан содержать, опираются на следующий хадис от Ибн ‘Умара, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Отдавайте Фитр за тех, кого вы обязаны содержать». ад-Даракъутни 2/141, аль-Байхакъи 4/161.
Но ученые разошлись в достоверности этого хадиса. Имамы Ибн аль-‘Араби, аз-Захаби, ан-Навави и Ибн Хаджар назвали этот хадис слабым, а ад-Дара Къутни сказал: «Правильно то, что эти слова принадлежать самому Ибн ‘Умару, но не пророку, да благословит его Аллах и приветствует». Однако некоторые имамы, среди которых шейх аль-Албани, опирались на этот хадис и усиливали его достоверность другими подобными сообщениями. См. «Ирвауль-гъалиль» 835.
Также к этому мнению склонились ученые Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима). См. «Фатава аль-Ляджна» 9/367.
Что же касается имама Ибн Хазма, то он считал, что Фитр обязательно следует выплачивать и за плод, находящийся в чреве матери. Однако это мнение ошибочно, и никто из имамов о подобном не говорил. Имам Ибн аль-Мунзир сказал: «Ученые единогласны в том, что за зародыша, находящегося в чреве матери выплачивать Фитр необязательно». См. «аль-Иджма’» 31.
Что же касается известного и распространенного сообщения, которое приводит Ибн Абу Шейба, что ‘Усман ибн ‘Аффан давал Фитр за свою семью и даже за тех, кто находился во чреве, то оно слабое. См. «Ирвауль-гъалиль» 3/330.
Но даже если бы это сообщение и было бы достоверным, то максимум на что оно указывает, так это на дозволенность выплаты Фитра за зародыша, но никак не на обязательность. Абу Къиляба рассказывал: «Саляфы любили давать Фитр даже за детей, находящихся в утробах». Ибн Абу Шейба 3/173, Абду-р-Раззакъ 5788. Иснад достоверный.

Некоторые ученые сказали, что Ибн ‘Умар выплачивал Фитр за день за два не самим беднякам, а человеку, которого назначали собирать Фитр, на что указывают другие сообщения. Нафи’ рассказывал: «Ибн ‘Умар посылал Фитр за два-три дня до праздника тому, кто собирал его». Малик 1/285.
Также сообщается от Айюба, что на вопрос: «Когда Ибн ‘Умар выплачивал Фитр?» Нафи’ ответил: «Когда сборщик начинал собирать Фитр». Его спросили: «А когда сборщик начинал собирать Фитр?» Он ответил: «За день-два до праздника». Ибн Хузайма 4/83.

20 — باب كَمْ يُؤَدَّى فِى صَدَقَةِ الْفِطْرِ (20)

20 — В каком количестве выплачивается закят аль-фитр?

1611 — عَنِ ابْنِ عُمَرَ

أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- فَرَضَ زَكَاةَ الْفِطْرِ — قَالَ فِيهِ فِيمَا قَرَأَهُ عَلَىَّ مَالِكٌ — زَكَاةُ الْفِطْرِ مِنْ رَمَضَانَ صَاعٌ مِنْ تَمْرٍ أَوْ صَاعٌ مِنْ شَعِيرٍ عَلَى كُلِّ حُرٍّ أَوْ عَبْدٍ ذَكَرٍ أَوْ أُنْثَى مِنَ الْمُسْلِمِينَ.

قال الشيخ الألباني : صحيح

1611 — Ибн ‘Умар рассказывал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вменил в обязанность раздавать закят аль-фитр рамадана в виде одного са’ фиников, или одного са’ ячменя за каждого свободного и раба, мужчину и женщину, из числа мусульман». Этот хадис передали Ахмад 2/67, аль-Бухари 1503, Муслим 986, Абу Дауд 1610, ат-Тирмизи 677, ан-Насаи 2504, 2521.

Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис».Сахих

 

1612 — عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عُمَرَ قَالَ

فَرَضَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- زَكَاةَ الْفِطْرِ صَاعًا فَذَكَرَ بِمَعْنَى مَالِكٍ زَادَ وَالصَّغِيرِ وَالْكَبِيرِ وَأَمَرَ بِهَا أَنْ تُؤَدَّى قَبْلَ خُرُوجِ النَّاسِ إِلَى الصَّلاَةِ.

قال الشيخ الألباني : صحيح

1612 — Сообщается, что Абдуллах ибн ‘Умар сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вменил в обязанность раздавать закят аль-фитр в виде одного са’», и он рассказал (хадис) со смыслом (хадиса) Малика добавив: «малому и старому, повелев отдавать это перед выходом людей на праздничную молитву». Этот хадис передали Ахмад 2/67, аль-Бухари 1503, Муслим 986, Абу Дауд 1612, ат-Тирмизи 677, ан-Насаи 2504, 2521.

Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис».Сахих

 

1618 —  عَنِ ابْنِ عَجْلاَنَ سَمِعَ عِيَاضًا قَالَ:

سَمِعْتُ أَبَا سَعِيدٍ الْخُدْرِىَّ يَقُولُ لاَ أُخْرِجُ أَبَدًا إِلاَّ صَاعًا إِنَّا كُنَّا نُخْرِجُ عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- صَاعَ تَمْرٍ أَوْ شَعِيرٍ أَوْ أَقِطٍ أَوْ زَبِيبٍ هَذَا حَدِيثُ يَحْيَى زَادَ سُفْيَانُ أَوْ صَاعًا مِنْ دَقِيقٍ قَالَ حَامِدٌ فَأَنْكَرُوا عَلَيْهِ فَتَرَكَهُ سُفْيَانُ.

قَالَ أَبُو دَاوُدَ فَهَذِهِ الزِّيَادَةُ وَهَمٌ مِنِ ابْنِ عُيَيْنَةَ.

قال الشيخ الألباني : ضعيف

// ضعيف سنن النسائي ( 158 / 2514 ) //

1618 — Передают со слов Ибн ‘Аджляна о том, что он слышал, как Ияд сказал: «Я слышал, как Абу Са’ид аль-Худри говорил:

Я никогда не буду выплачивать, кроме, как один са, так как при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы выплачивали (закят аль-Фитр) одним са’ фиников, или  ячменя, или творога или изюма. Суфьян добавил: «…или са’ муки».

Абу Дауд сказал: «Это добавка является ошибкой Ибн ‘Уейны». Этот хадис передал Абу Дауд 1618.

Шейх аль-Албани сказал: «Слабый хадис». См. «Да’иф Сунан ан-Насаи» 158.Даиф

 

1633 — عَنْ عُبَيْدِ اللَّهِ بْنِ عَدِىِّ بْنِ الْخِيَارِ قَالَ:

أَخْبَرَنِى رَجُلاَنِ أَنَّهُمَا أَتَيَا النَّبِىَّ -صلى الله عليه وسلم- فِى حَجَّةِ الْوَدَاعِ وَهُوَ يَقْسِمُ الصَّدَقَةَ فَسَأَلاَهُ مِنْهَا فَرَفَعَ فِينَا الْبَصَرَ وَخَفَضَهُ فَرَآنَا جَلْدَيْنِ فَقَالَ « إِنْ شِئْتُمَا أَعْطَيْتُكُمَا وَلاَ حَظَّ فِيهَا لِغَنِىٍّ وَلاَ لِقَوِىٍّ مُكْتَسِبٍ ».

أخرجه أبو داود ( 1633 ) والنسائي ( 1 / 363 — 364 ) وابن أبي شيبة ( 4 / 56 — 57 ) وأبو عبيد ( 1725 ) والطحاوي ( 1 / 303 و 304 ) والدارقطني ( 211 ) والبيهقي ( 7 / 14 ) وأحمد ( 4 / 224 ) .

قال الشيخ الألباني في « صحيح ابي داود » 5/335 : وهذا إسناد صحيح، رجاله كلهم ثقات رجال الشيخين؛ غير مسدد، فهو من رجال البخاري وحده. والرجلان صحابيان، لا يضر جهالتنا باسميهما؛ لأن الصحابة كلهم عدول، كما ذكرنا ذلك مراراً.

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير» 1419 : صحيح   

قال الشيخ الألباني في  « إرواء الغليل » 876 : صحيح

1633 — Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Ади ибн аль-Хийар сказал:

«Рассказали мне двое мужчин о том, что во время прощального поломничества они подошли к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который раздавал садакъу и попросили его из него. Он поднял на нас взор и затем опустил его, и увидев, что мы (достаточно) сильны, сказал: “Если вы хотите, то я дам вам, но в этом нет доли ни для обеспеченного, ни для того, кто достаточно силен, чтобы заработать”». Этот хадис передали Ахмад 4/224, 5/362, Абу Дауд 1633, ан-Насаи 5/99, Ибн Абу Шейба 10769, Абу Убайд 1725, ат-Тахави 1/303, 304, ад-Даракъутни 211, аль-Байхакъи 7/14.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1419, «Ирвауль-гъалиль» 876, «Сахих Абу Дауд» 5/335.Сахих

 

1634 — عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَمْرٍو عَنِ النَّبِىِّ -صلى الله عليه وسلم- قَالَ

« لاَ تَحِلُّ الصَّدَقَةُ لِغَنِىٍّ وَلاَ لِذِى مِرَّةٍ سَوِىٍّ».

قَالَ أَبُو دَاوُدَ رَوَاهُ سُفْيَانُ عَنْ سَعْدِ بْنِ إِبْرَاهِيمَ كَمَا قَالَ إِبْرَاهِيمُ وَرَوَاهُ شُعْبَةُ عَنْ سَعْدٍ قَالَ « لِذِى مِرَّةٍ قَوِىٍّ ». وَالأَحَادِيثُ الأُخَرُ عَنِ النَّبِىِّ -صلى الله عليه وسلم- بَعْضُهَا « لِذِى مِرَّةٍ قَوِىٍّ ». وَبَعْضُهَا « لِذِى مِرَّةٍ سَوِىٍّ ». وَقَالَ عَطَاءُ بْنُ زُهَيْرٍ إِنَّهُ لَقِىَ عَبْدَ اللَّهِ بْنَ عَمْرٍو فَقَالَ إِنَّ الصَّدَقَةَ لاَ تَحِلُّ لِقَوِىٍّ وَلاَ لِذِى مِرَّةٍ سَوِىٍّ.

قال الشيخ الألباني : صحيح

1634 — Передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Амра о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не дозволена милостыня (садакъа) для богатого, а также для сильного, трудоспособного человека!» Этот хадис передали Абу Дауд 1634, Ибн аль-Джаруд 363. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким и хафиз Ибн Хаджар подтвердили достоверность хадиса.

Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис».Сахих

______________________________________
Имам Ибн Къудама сказал: «Не дается богатому пожертвование, предназначенное для нищих и бедных, и нет в этом вопросе разногласий среди ученых». См. «аль-Мугъни» 2/522.

1645 — عَنِ ابْنِ مَسْعُودٍ قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم-

« مَنْ أَصَابَتْهُ فَاقَةٌ فَأَنْزَلَهَا بِالنَّاسِ لَمْ تُسَدَّ فَاقَتُهُ وَمَنْ أَنْزَلَهَا بِاللَّهِ أَوْشَكَ اللَّهُ لَهُ بِالْغِنَى إِمَّا بِمَوْتٍ عَاجِلٍ أَوْ غِنًى عَاجِلٍ».

قال الشيخ الألباني : صحيح

رواه أبو داود 1645 والترمذي 2326 والحاكم 1/408 وصححه وقال الترمذي: حديث حسن صحيح .

قال الشيخ الألباني في « السلسلة الصحيحة » 2787 : إسناده رجاله ثقات رجال الشيخين

قال الشيخ الألباني في « تخريج  مشكاة المصابيح » 1792 : حسن لغيره

قال الشيخ الألباني في « صحيح الترغيب والترهيب » 838 و1637 : صحيح

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير » 6041 : حسن

1645 — Сообщается, что Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если тот, кого постигнет бедность станет обращаться за помощью к людям, он никогда не избавится от своей бедности. Тому же, кто обратится с этим за помощью к Аллаху, то Аллах поспешит обогатить его, либо путём скорой смерти, либо путем скорого обогащения». Этот хадис передали Абу Дауд 1645, ат-Тирмизи 2326 и аль-Хаким 1/408, который сказал: «Иснад (этого хадиса) достоверный» и с ним согласился аз-Захаби.

Ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис».

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 6041, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 838 и 1637, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2787, «Тахридж мишкат аль-масабих» 1792. Сахих

 

 

1643 — عَنْ ثَوْبَانَ قَالَ وَكَانَ ثَوْبَانُ مَوْلَى رَسُولِ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم:

« مَنْ يَكَفَّلَ لِى أَنْ لاَ يَسْأَلَ النَّاسَ شَيْئًا وَأَتَكَفَّلَ لَهُ بِالْجَنَّةِ »؟ فَقَالَ ثَوْبَانُ: أَنَا. فَكَانَ لاَ يَسْأَلُ أَحَدًا شَيْئًا.

قال الشيخ الألباني : صحيح

1643 — Сообщается, что Саубан, который был вольноотпущенником посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Кто поручится мне за то, что ни о чём не станет просить людей[1](, чтобы) я поручился ему за (то, что наградой за это ему послужит) рай?”, — и я сказал: “Я!” И (впоследствии) он (действительно) никого ни о чём не просил».

Этот хадис передали Ахмад 5/276, Абу Дауд 1643, ан-Насаи 2590, Ибн Маджах 1837.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 813.Сахих


[1] То есть: не станет просить без крайней необходимости.

29 — باب فِى الاِسْتِعْفَافِ. (29)

29 — Глава: Стремление к воздержанности.

1644 — عَنْ أَبِى سَعِيدٍ الْخُدْرِىِّ أَنَّ نَاسًا مِنَ الأَنْصَارِ سَأَلُوا رَسُولَ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- فَأَعْطَاهُمْ ثُمَّ سَأَلُوهُ فَأَعْطَاهُمْ حَتَّى إِذَا نَفِدَ مَا عِنْدَهُ قَالَ « مَا يَكُونُ عِنْدِى مِنْ خَيْرٍ فَلَنْ أَدَّخِرَهُ عَنْكُمْ وَمَنْ يَسْتَعْفِفْ يُعِفَّهُ اللَّهُ وَمَنْ يَسْتَغْنِ يُغْنِهِ اللَّهُ وَمَنْ يَتَصَبَّرْ يُصَبِّرْهُ اللَّهُ وَمَا أَعْطَى اللَّهُ أَحَدًا مِنْ عَطَاءٍ أَوْسَعَ مِنَ الصَّبْرِ ».

قال الشيخ الألباني في  صحيح الترغيب والترهيب 823:  صحيح

رواه مالك 2/997 والبخاري 1469 ومسلم 1053 وأبو داود 1644 والترمذي 2024 والنسائي2588 .

1644 — Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри о том, что (однажды) какие-то люди из числа ансаров попросили (что-то) у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он дал им (это), потом они (снова) попросили у него (что-то), и он дал им, и в конце концов раздав всё, что у него было, он сказал: «Что бы ни оказалось в моих руках, я никогда не стану утаивать от вас этого,(однако запомните, что) того, кто станет стремиться к воздержанности,[1] Аллах приведёт к воздержанности, того, кто станет пытаться обходиться своими силами, Аллах избавит (от необходимости обращаться к другим), а тому, кто станет проявлять терпение, Аллах внушит терпение, и никто ещё не получал более щедрого дара от Аллаха, чем терпение». Этот хадис передали Малик в «аль-Муваттаъ» 2/997, Ахмад 3/93, аль-Бухари 1469, Муслим 1053, Абу Дауд 1644, ат-Тирмизи 2024, ан-Насаи 5/95-96.

Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис». См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 823.


[1] — То есть: к тому, чтобы ни о чём не просить у людей, а довольствоваться тем, что имеет.

1645 — عَنِ ابْنِ مَسْعُودٍ قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم-

« مَنْ أَصَابَتْهُ فَاقَةٌ فَأَنْزَلَهَا بِالنَّاسِ لَمْ تُسَدَّ فَاقَتُهُ وَمَنْ أَنْزَلَهَا بِاللَّهِ أَوْشَكَ اللَّهُ لَهُ بِالْغِنَى إِمَّا بِمَوْتٍ عَاجِلٍ أَوْ غِنًى عَاجِلٍ».

قال الشيخ الألباني : صحيح

رواه أبو داود 1645 والترمذي 2326 والحاكم 1/408 وصححه وقال الترمذي: حديث حسن صحيح .

قال الشيخ الألباني في « السلسلة الصحيحة » 2787 : إسناده رجاله ثقات رجال الشيخين

قال الشيخ الألباني في « تخريج  مشكاة المصابيح » 1792 : حسن لغيره

قال الشيخ الألباني في « صحيح الترغيب والترهيب » 838 و1637 : صحيح

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير » 6041 : حسن

1645 — Сообщается, что Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если тот, кого постигнет бедность станет обращаться за помощью к людям, он никогда не избавится от своей бедности. Тому же, кто обратится с этим за помощью к Аллаху, то Аллах поспешит обогатить его, либо путём скорой смерти, либо путем скорого обогащения». Этот хадис передали Абу Дауд 1645, ат-Тирмизи 2326 и аль-Хаким 1/408, который сказал: «Иснад (этого хадиса) достоверный» и с ним согласился аз-Захаби.

Ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис».

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 6041, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 838 и 1637, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2787, «Тахридж мишкат аль-масабих» 1792.

1667 — عَنْ عَبْدِ الرَّحْمَنِ بْنِ بُجَيْدٍ عَنْ جَدَّتِهِ أُمِّ بُجَيْدٍ وَكَانَتْ مِمَّنْ بَايَعَ رَسُولَ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- أَنَّهَا قَالَتْ لَهُ :

يَا رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْكَ إِنَّ الْمِسْكِينَ لَيَقُومُ عَلَى بَابِى فَمَا أَجِدُ لَهُ شَيْئًا أُعْطِيهِ إِيَّاهُ. فَقَالَ لَهَا رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- « إِنْ لَمْ تَجِدِى لَهُ شَيْئًا تُعْطِينَهُ إِيَّاهُ إِلاَّ ظِلْفًا مُحْرَقًا فَادْفَعِيهِ إِلَيْهِ فِى يَدِهِ ».

قال الشيخ الألباني : صحيح

رواه أحمد (6/382) وأبو داود (1667) والترمذي (665) ، والنسائي (5/86) ، وابن خزيمة (2276) ، وابن حبان في صحيحه (3373) ، والحاكم (1/417) . وقال الترمذي: » حديث حسن صحيح «. وقال الحاكم: » صحيح الإسناد»، ووافقه الذهبي.

قال الشيخ الألباني في « صحيح الترغيب والترهيب » 884 : صحيح

قال الشيخ الألباني في« مشكاة المصابيح » 1879 : صحيح

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير» 1440 : صحيح   

1667 – Абду-р-Рахман ибн Буджейд передал со слов своей бабушки Умм Буджейд, да будет доволен ею Аллах, которая присягнула на верность посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сообщается, что она обратилась к нему: «О Посланник Аллаха, да благословит тебя Аллах! Поистине, к моей двери подходит бедняк, а я не найду что ему дать, (как мне быть)?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал ей: «Если не найдешь для него ничего, что можно дать ему, кроме обожженного копытца, то вручи ему это!» Этот хадис передали Ахмад 6/382, Абу Дауд 1667, ат-Тирмизи 665, ан-Насаи 5/86, Ибн Хузайма 2276, Ибн Хиббан 3373, аль-Хаким 1/417.

Ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис».

Аль-Хаким назвал иснад хадиса достоверным и с ним согласился аз-Захаби.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1440, «Мишкат аль-масабих» 1879, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 884.

1691 — عن أبي هريرة قال:

أمرَ النَّبيُّ صلَّى اللَّهُ علَيهِ وسلَّمَ بالصَّدقةِ ، فقالَ رجلٌ : يا رسولَ اللَّهِ ، عِندي دينارٌ ، فقالَ : تصدَّق بِهِ على نفسِكَ ، قالَ : عِندي آخرُ ، قالَ : تصدَّق بِهِ على ولدِكَ ، قالَ : عندي آخرُ ، قالَ : تصدَّق بِهِ على زوجتِكَ أو قالَ : زوجِكَ ، قالَ : عندي آخرُ ، قالَ :تصدَّق بِهِ على خادمِكَ ، قالَ : عندي آخرُ ، قالَ : أنتَ أبصَرُ
قال الشيخ الألباني : حسن

رواه أحمد (2/251 و471) ، وأبو داود ‏(‏‏1691)‏ ، والنسائي‏ (‏‏5/62)‏ ، وابن حبان (3337) ، والحاكم (1/415) وقال: » صحيح على شرط مسلم » . ووافقه الذهبي .‏

قال الشيخ الألباني في « صحيح الترغيب والترهيب » 1958 : صحيح

قال الشيخ الألباني في« مشكاة المصابيح » 1940 : صحيح

قال الشيخ الألباني في  « إرواء الغليل » 895 : حسن . أخرجه أبو داود ( 1691 ) والنسائي ( 1 / 351 ) وابن حبان ( 828 — 830 ) والحاكم ( 1 / 415 ) وأحمد ( 2 / 471 ) من طريق محمد بن عجلان عن المقبري عن أبي هريرة به . وقال الحاكم : » صحيح على شرط مسلم » . ووافقه الذهبي .

قلت : وفي ذلك نظر ، فإن ابن عجلان إنما أخرج له مسلم في الشواهد كما نقله الذهبي نفسه في » الميزان » عن الحاكم ذاته ! ثم هو صدوق متوسط الحفظ كما قال الذهبي ، فهو حسن الحديث ، وقال الحافظ في ( التقريب ) : » صدوق ، إلا أنه اختلطت عليه أحاديث أبي هريرة » .

1691 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, о том, что (однажды, когда) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел (людям) раздавать милостыню, какой-то мужчина сказал: «О посланник Аллаха, у меня есть динар». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Дай милостыню этим (динаром) себе». Тот сказал: «У меня есть (ещё) один». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Отдай его в качестве милостыни своему ребёнку». Тот сказал: «У меня есть (ещё) один». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Отдай его в качестве милостыни своей жене». Тот сказал: «У меня есть (ещё) один». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Подай им милостыню своему слуге». Тот сказал: «У меня есть (ещё) один». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Тебе виднее (кому дать)». Этот хадис передали Ахмад 2/251, 471, аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 197, Абу Дауд 1691, ан-Насаи 5/62, Ибн Хиббан 3337, аль-Хаким 1/415.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Ирвауль-гъалиль» 895, «Сахих Аби Дауд» 1484, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб»1958 , «Тахридж Мишкат аль-масабих» 1882.

________________________________________________

Сказал аль-Мухалляб: «Расходовать на семью является обязательным (ваджиб) по единогласному мнению, а назвал законодатель (обязательный) расход милостыней боясь, что они подумают, что не будет им награды в этом при выполнении ваджиба, а они ведь знали какая награда в милостыне, и он указал им, что это будет милостыней для них, что бы они раздавали её куда -то, помимо семьи только после того, когда семья будет в достатке, тем самым побудить их давать обязательную милостыню прежде желательной». См. «Фатхуль-Бари» 9/623.
Имам аль-Хаттаби сказал: «Если призадумаешься над этим порядком, то узнаешь, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и привествует, дал предпочтение тому, кто более достоин чтобы (на него) расходовать, и кто более достойнее после них, так же более близким и кто ближе после них». См. «Аунуль-Ма’буд» 9/63.

Имам ан-Навави сказал: «Если перед одним человеком будут те нуждающиеся на кого он должен расходовать, то пусть посмотрит, и если его деньги или заработок хватит на них всех, то он должен расходовать на всех, близких и далёких. А если же после расходования на себя остаётся только на одного человека, то он должен расходовать на жену прежде близких, потому что расходывание на неё обязательней и не спадает с истечением времени и не спадает с бедностью». См. «Раудату-т-талибиин» 9/93.
Сказал аль-Мардави: «И правильным является в мазхабе, что является обязательным расходовать на родителей и тех, кто выше (дед, прадед и т.п.) так же на детей и тех, кто ниже, и это если останется что-то после расходывания на себя и жену». См. «аль-Инсаф» 9/392.
Имам аш-Шаукани сказал: «Существует единогласное мнение, что является обязательным расходовать на жену, а если останется что-то, то на близких». См. «Найлюль-аутар» 6/381.
Шейх Ибн Усаймин сказал: «Более правильным является то, что он начинает (расходовать) с себя, потом жены, потом детей, потом родителей, а потом на  близких». См. «Фатх зиль-джяляли валь-икрам» 5/194.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s