Сахих аль-Бухари. 34. Книга торговых сделок. Хадис №№ 2047-2238

Сахих аль-Бухари

34 — البيوع

34 —  Книга торговых сделок

Хадис №№ 2047-2238

1 — Глава: О том, что содержится в словах Аллаха Всевышнего:

«А когда молитва закончится, расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха и поминайте Аллаха часто, чтобы вы могли преуспеть. (Однако) когда они видят(, что можно заняться) торговлей или (предаться) развлечениям, то расходятся(, устремляясь) к этому, и оставляют тебя стоящим. Скажи: “То, что у Аллаха, лучше развлечений и (лучше) торговли, а Аллах − лучший из дающих удел!”» (“Аль-Джум‘а”, 10 − 11).

 

2048 — Сообщается, что ‘Абд ар-Рахман бин ‘Ауф, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Когда мы приехали в Медину, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, побратал меня с Са’дом бин ар-Раби’ и Са’д бин ар-Раби’ сказал (мне): “Поистине, я − самый богатый из ансаров и я отдам тебе половину того, что имею. И посмотри, какая из двух моих жён понравится тебе, и я уступлю её тебе, а когда закончится её срок[1], ты женишься на ней”».

(Передатчик этого хадиса) сказал: «‘Абд ар-Рахман сказал: “Я не нуждаюсь в этом”, (и спросил): “Есть ли здесь рынок, где (люди занимаются) торговлей?” (Сад) ответил: “(Есть) рынок кайнука[2]”. И ‘Абд ар-Рахман понёс туда сушёный творог и масло, после чего стал ходить туда постоянно, а уже через короткое время ‘Абд ар-Рахман явился с жёлтыми следами (от благовоний на теле[3]), и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: “Ты женился?” Он сказал: “Да”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “На ком?” Он ответил: “На одной женщине из ансаров”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “И сколько же ты отдал?”[4] Он сказал: “Золото, равное по весу косточке[5]”. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: “Тебе следует устроить угощение хотя бы из одной овцы”».

 

ГЛАВА 2. Дозволенное очевидно, и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное.

 

2051 — Передают со слов ан-Ну’манa бин Башира, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Дозволенное очевидно, и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное. Отказавшийся от того, что может (только) показаться ему греховным, станет ещё решительнее отказываться от того, греховность чего будет для него очевидной, а осмеливающийся на то, что может внушать ему подозрения в своей греховности, близок и к тому, чтобы совершить явно (греховное). Прегрешения являются заповедным местом Аллаха, а тот, кто пасёт (свой скот) вокруг заповедника, (всегда) близок к тому, чтобы оказаться (на его земле)». Этот хадис передали аль-Бухари 52 и Муслим 1599.Сахих

 

 

ГЛАВА: Толкование сомнительного.

 

2053 — Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«(В своё время) ‘Утба бин Абу Ваккас дал своему брату, Са’ду бин Абу Ваккасу, да будет доволен им Аллах, поручение, сказав: “Сын рабыни(, хозяином которой является) Зам’а, (рождён) от меня, возьми же его (под свою опеку)”. И в год завоевания Мекки Са’д бин Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, взял его и сказал: “(Это − ) сын моего брата, поручившего мне (взять его)”. Тогда ‘Абд бин Зам’а встал и сказал: “(Это − ) мой брат и сын рабыни моего отца, рождённый на его постели”, после чего оба они отправились к пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Са’д сказал: “О посланник Аллаха, (это − ) сын моего брата, который поручил мне забрать его”, а ‘Абд бин Зам’а сказал: “(Это − ) мой брат и сын рабыни моего отца, рождённый на его постели”. (Выслушав их,) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Он твой, о ‘Абд бин Зам’а”, после чего пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Ребёнок принадлежит постели[6] а прелюбодею − камень[7]!” И потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своей жене, Сауде бинт Зам’а: “Закрывайся от него”, так как он увидел, что (юноша действительно) похож на ‘Утбу[8], и тот до самой своей смерти больше не увидел её». Этот хадис передали аль-Бухари 2053 и Муслим 1457.Сахих

 

 

ГЛАВА: О том, кто не считал, что опасения и тому подобные вещи имеют отношение к сомнительному.

 

2057 — Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) люди сказали:

«О посланник Аллаха, люди приносят нам мясо, а мы не знаем, произносили над ним имя Аллаха или нет[9]». (На это) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Так произнесите над ним имя Аллаха и ешьте его».

 

ГЛАВА: О человеке, который не заботится о том, как ему достаются деньги.[10]

 

7 — باب مَنْ لَمْ يُبَالِ مِنْ حَيْثُ كَسَبَ الْمَالَ . ( 7 )

7 — Глава: О человеке, который не заботится о том, как ему достаются деньги.[1]

 

 

2059 عَنْ أَبِى هُرَيْرَةَ — رضى الله عنه — عَنِ النَّبِىِّ — صلى الله عليه وسلم — قَالَ:

« يَأْتِى عَلَى النَّاسِ زَمَانٌ ، لاَ يُبَالِى الْمَرْءُ مَا أَخَذَ مِنْهُ أَمِنَ الْحَلاَلِ أَمْ مِنَ الْحَرَامِ » .

طرفه 2083 — تحفة 13016 — 72/3

2059 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Настанет для людей (такое) время, когда человек перестанет заботиться о том, дозволенным или запретным является то (богатство), которое он станет приобретать». См. также хадис № 203. Этот хадис передали Ахмад 2/435, 452, 505 и аль-Бухари 2059, 2083. Сахих


[1] Имеется в виду человек, которому безразлично, законным или незаконным путём они ему достаются.

 

ГЛАВА 6. Торговля тканями и прочими товарами.

 

938 (2060, 2061). Сообщается, что аль-Бара бин ‘Азиб и Зайд бин Аркам, да будет доволен Аллах ими обоими, говорили:

«При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы были купцами, и (однажды) мы спросили посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, об обмене[11], (на что) он сказал: “Если (деньги передаются) из рук в руки, то в этом нет ничего дурного, откладывать же (расчёт)[12] не годится”».

 

ГЛАВА 7. Занятость торговлей.

 

939 (2062). Передают со слов ‘Убайдуллаха бин ‘Умайра, что (однажды) Абу Муса аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, попросил позволения войти к ‘Умару бин аль-Хаттабу[13], да будет доволен им Аллах, но не получил его, так как (‘Умар), кажется, был чем-то занят, и Абу Муса вернулся к себе. Освободившись, ‘Умар сказал: «Я слышал голос ‘Абдуллаха бин Кайса, не так ли? Впустите же его». Ему сказали: «Он вернулся к себе», и (‘Умар) послал за ним. (Вернувшись, Абу Муса) сказал: «Нам всегда велели поступать так[14]». (‘Умар) сказал: «Докажи мне это!» − после чего (Абу Муса) отправился к месту встреч ансаров и стал расспрашивать их об этом. Они сказали: «Засвидетельствовать это для тебя не сможет никто, кроме Абу Са’ида аль-Худри, самого младшего из нас», а когда (Абу Муса) привёл Абу Са’ида аль-Худри (к ‘Умару), ‘Умар воскликнул: «Неужели это веление посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, осталось скрытым от меня?! Отвлекло меня хлопанье[15] на рынках!» (‘Умар) имел в виду то, что он занимался торговлей. Этот хадис передали Ахмад 4/403, аль-Бухари 2062, Муслим 2153, Абу Дауд 5180. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 318.

 

ГЛАВА 8. О желающем увеличения своего удела.

 

940 (2067). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Пусть тот, кто желает, чтобы удел его был увеличен, а срок жизни продлён, поддерживает связи с родственниками”».[16]

 

ГЛАВА 9. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, делает покупку в долг.

 

941 (2069). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что (однажды) он понёс пророку, да благословит его Аллах и приветствует, ячменный хлеб с прогорклым маслом[17]. Что же касается пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он заложил свою кольчугу в Медине одному иудею, взяв у него (под залог этого) ячмень для своей семьи.

(Анас, да будет доволен им Аллах, сказал): «Я слышал, как (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Не осталось у семейства Мухаммада ни одного са‘ пшеницы и ни одного са‘ (другого) зерна, хотя есть у него девять жён”».

 

ГЛАВА 10. Заработок человека и то, что он делает собственными руками.

 

942 (2072). Передают со слов аль-Микдама, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Никто и никогда не ел ничего лучше той еды(, на которую он заработал) трудом своих рук, и, поистине, пророк Аллаха Дауд, мир ему, питался тем, на что он зарабатывал трудом своих рук».

    

 

ГЛАВА 11. Сговорчивость и великодушие в торговле.

 

943 (2076). Передают со слов Джабира бин ‘Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Да помилует Аллах (того) человека, который проявляет великодушие, продавая, покупая и требуя возврата (своих денег)».

 

ГЛАВА 12. О том, кто дал отсрочку обеспеченному.

 

944 (2077). Передают со слов Хузайфы, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«(Некогда) ангелы приняли дух человека из числа живших до вас и спросили (его): “Совершил ли ты что-нибудь благое?” Он ответил: “Я всегда приказывал своим слугам давать отсрочку несостоятельному и проявлял снисходительность к обеспеченному”, и Аллах простил его».

 

ГЛАВА 13. О том случае, когда и покупатель, и продавец всё разъясняют (честно), ничего не скрывают и дают искренние советы.

 

945 (2079). Передают со слов Хакима  бин Хизама, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Покупатель и продавец остаются свободными в своём выборе[18] до тех пор, пока они не расстались друг с другом (или же он сказал: пока не расстанутся друг с другом), и если оба они были правдивы и разъясняли[19], сделка их будет благословенной, если же они скрывали (что-то) и лгали друг другу, то благо их сделки будет уничтожено[20]».

 

ГЛАВА 14. Продажа фиников вперемешку.[21]

 

946 (2080). Сообщается, что Абу Са’ид, да будет доволен им Аллах, сказал: «Обычно нам выдавали[22] финики вперемешку, а мы отдавали по два са‘ (этих фиников) за один са‘ (более хороших), но (потом) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не (следует отдавать) по два са‘ за один и не (следует отдавать) по два дирхема за один[23]”».

 

ГЛАВА 15. (Грех) занимающегося ростовщичеством. Аллах Всевышний сказал: «О те, кто уверовал! Побойтесь Аллаха и откажитесь от (причитающейся вам) лихвы[24], если вы (действительно) верующие» (“Корова”, 278).

 

947 (2086). Сообщается, что Абу Джухайфа, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я был свидетелем того, как мой отец, который купил раба, умевшего пускать кровь, велел сломать его инструменты. Я спросил его о причине этого, и он сказал: “Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил брать деньги за собаку и за кровь[25], и он запретил женщинам как заниматься нанесением татуировок (другим), так и делать татуировки себе[26], (и он запретил) как брать деньги у ростовщиков, так  и заниматься ростовщичеством, и он проклял создающих изображения[27]”».

 

ГЛАВА 16. Аллах уничтожит (плоды) ростовщичества и увеличит милостыню.

Аллах Всевышний сказал: «Аллах уничтожит рост и увеличит милостыню[28] и Аллах не любит любого неблагодарного грешника» (“Корова”, 276).

 

948 (2087). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Клятва[29] способствует сбыту товара, но уничтожает благодать  /барака/[30]”».

 

ГЛАВА 17. Упоминание о кузнеце.

 

949 (2091). Сообщается, что Хаббаб, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Во времена джахилийи я был кузнецом. Аль-‘Ас Ибн Ва’иль, задолжал мне, и (однажды) я пришёл к нему, чтобы потребовать возврата долга. Он сказал: “Я (ничего) не отдам тебе, пока ты не перестанешь верить в Мухаммада!” Я воскликнул: “Не перестану я верить в него до тех пор, пока Аллах не лишит тебя жизни, а потом не воскресит!” Он сказал: “Так оставь меня, пока я не умру и не буду воскрешён, и тогда будет даровано мне богатство и дети и я верну тебе (свой долг)!” − и после этого был ниспослан (айат, в котором говорится): “Видел ли ты того, кто не уверовал в Наши знамения и говорил: “Непременно будут дарованы мне богатство и дети”? Разве он узнал о сокрытом или получил обещание Милостивого?”[31]»

 

ГЛАВА 18. Упоминание о портном.

 

950 (2092). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «(В своё время один) портной пригласил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отведать еды, которую он приготовил».

Анас бин Малик сказал: «И я пошёл (на это) угощение вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. (Портной) подал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хлеб и суп, в котором были ломтики тыквы и кусочки сушёного мяса, и я видел, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, брал (ломтики) этой тыквы со (своего) края блюда».

(Анас) сказал: «И с того дня я полюбил тыкву».

 

ГЛАВА 19. Покупка животных(, в том числе) и ослов.

 

951 (2097). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды, когда) я вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, принимал участие в одном из военных походов, мой верблюд, обессилев, замедлил ход, и тогда ко мне подъехал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: “Джабир!“ Я отозвался: “Да”. Он спросил: “Что с тобой?” Я ответил: “Мой верблюд идёт медленно. Он обессилел, и поэтому я отстал”. Тогда он спешился, стал погонять верблюда своей палкой с загнутым концом, а потом сказал: “Садись”. Я сел, и (он пошёл так быстро), что мне пришлось сдерживать его, чтобы он не обошёл посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует . (Потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил (меня): “Ты женился?” Я ответил: “Да”. Он спросил: “На девушке или на той, что уже была замужем?” Я ответил: “На той, что была замужем”. Он спросил: “Почему же не на девушке, с которой ты мог бы играть[32] и которая играла бы с тобой?” Я сказал: “(Дело в том, что) у меня есть сёстры[33], и я хотел жениться на женщине, которая собирала и причёсывала бы их и присматривала бы за ними”. Он сказал: “Ты возвращаешься, и когда приедешь домой (обращайся с ней) как можно мягче[34]”. Потом он спросил: “Не продашь ли ты своего верблюда?” Я сказал: “Да”, и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, купил его (у меня) за окию[35] (золота). И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приехал раньше меня, я же приехал утром, и мы отправились в мечеть, у дверей которой я встретил (пророка, да благословит его Аллах и приветствует). Он спросил: “Ты приехал только что?” Я ответил: “Да”. Он сказал: “Тогда оставь своего верблюда, войди внутрь и соверши молитву в два рак’ата”. Я вошёл и помолился, после чего (пророк, да благословит его Аллах и приветствует) велел Билялу отвесить мне окию (золота), а Билял отвесил мне даже больше, и я ушёл. А потом (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) велел: “Позовите ко мне Джабира”. Я сказал (себе): “Сейчас он вернёт мне верблюда”, а для меня не было ничего ненавистнее (этого животного), но (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Возьми своего верблюда и (оставь) себе его цену”».

 

ГЛАВА 20. Покупка больного верблюда.[36]

 

952 (2099). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен Аллах ими обоими, что у одного человека по имени Наввас были больные верблюды, и Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, пошёл и купил таких верблюдов у его совладельца[37]. А потом этот совладелец пришёл к (Наввасу) и сказал: «Мы продали этих верблюдов». (Наввас) спросил: «Кому ты их продал?» Тот сказал: “Такому-то старцу». (Наввас) воскликнул: «Горе тебе, клянусь Аллахом, это же Ибн ‘Умар!» После этого он пришёл к (Ибн ‘Умару) и сказал: «Мой товарищ продал тебе больных верблюдов, но он не знал тебя!»[38] (Ибн ‘Умар) сказал: «Уведи их», но когда тот пошёл, чтобы угнать (верблюдов, Ибн ‘Умар) сказал: «Оставь их! Мы довольствуемся суждением посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (который сказал): “(Сама по себе) зараза не пристаёт”».[39]

 

ГЛАВА 21. Упоминание о цирюльнике.

 

953 (2102). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Абу Тайба пустил кровь посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он велел дать ему (за это один) са‘ фиников, а его хозяевам он велел снизить (взимаемую) с него плату[40]».

954 (2103). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды) пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пустили кровь и он заплатил тому, кто это сделал, а если бы это было запретным, он не стал бы платить ему».

 

ГЛАВА 22. Торговля тем, приобретение чего является нежелательным.

 

955 (2105). Передают со слов матери правоверных ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды она купила себе небольшую подушечку, украшенную изображениями[41].

(‘Аиша сказала):

− Когда (эту подушечку) увидел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он остановился у дверей, но не стал входить (в комнату). По его лицу я заметила, что он недоволен, и сказала: «О посланник Аллаха, я раскаиваюсь перед Аллахом и Его посланником, но в чём моё прегрешение?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Что это за подушечка?» Я сказала: «Я купила её для тебя, чтобы ты сидел на ней и подкладывал её себе под голову». Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, создатели этих изображений в День воскресения будут подвергнуты мучениям и им скажут: “Оживите то, что вы создали!”» И (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) также сказал: «Поистине, в тот дом, где есть изображения, ангелы не заходят!» Этот хадис передали Малик 1736, Ахмад 6/70, 80, 223, 246, аль-Бухари 2105, Муслим 2107, ан-Насаи 8/215 и Ибн Маджах 2151 со слов ‘Аиши; Ахмад 2/4, 20, 26, 55, 101, 125, 141, аль-Бухари 3224, Муслим 2108, ан-Насаи 8/215 со слов Ибн ‘Умара.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1565, «Мухтасар Муслим» 1368, «Адабу-з-зифаф» 117, «Гъаятуль-марам» 121.

 

 

ГЛАВА 23. О том случае, когда человек покупает что-нибудь и сразу дарит это (другому) ещё до того, как (продавец и покупатель) расстаются (друг с другом).

 

956 (2115). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«(Однажды, когда) мы находились в пути вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, я ехал на принадлежавшем ‘Умару молодом пугливом верблюде. Я никак не мог с ним справиться, а он постоянно опережал остальных, (и когда это случалось,) ‘Умар прикрикивал на него и заставлял возвращаться, но потом он снова выбегал вперёд, а ‘Умар снова кричал на него и возвращал его обратно. (Через некоторое время) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Умару: “Продай мне его”. (‘Умар) сказал: “Он твой, о посланник Аллаха!” (Однако пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снова) сказал: “Продай мне его”, и (‘Умар) продал его посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после чего пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Он твой, о ‘Абдуллах бин ‘Умар, делай с ним, что хочешь”».

 

ГЛАВА 24. О нежелательном обмане в торговых делах.

 

957 (2117). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что один человек сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует, что его обманывают в торговых делах, (и пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал (ему): «Когда будешь заключать сделки, говори: “Без обмана! /Ля хиляба!/”»[42] Этот хадис передали Малик 1368, Ахмад 2/44, аль-Бухари 2117, Муслим 1533, Абу Дауд 3500, ан-Насаи 7/252. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 411.

 

 

ГЛАВА 25. О том, что было сказано относительно рынков.

 

958 (2118). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Двинется на Каабу войско, а когда (воины) достигнут пустынной части земли, она поглотит их (всех) от первого до последнего”. Я спросила: “О посланник Аллаха, как же она поглотит их от первого до последнего, ведь будут среди них и люди простые[43], и те, кто к ним не относится?[44][45] Он сказал: “Они будут поглощены от первого до последнего, а потом воскрешены(, и воздастся им) по намерениям их”». Этот хадис передали аль-Бухари 2118, Муслим 2884, и др. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 11.

 

959 (2120). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды, когда) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, находился на рынке, какой-то человек воскликнул: “О Абу-ль-Касим!”[46] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повернулся к нему, но он сказал: “Я только позвал такого-то”,[47] и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “(Можете) называть (друг друга) моим именем, но не употребляйте при обращении (друг к другу) мою кунью!”»[48]

960 (2122). Сообщается, что Абу Хурайра ад-Дауси, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышел (из дома) днём. Он ничего не сказал мне, и я ничего не сказал ему, пока он не дошёл до рынка бану кайнука. (Потом) он (пришёл) к дому Фатимы, сел во дворе и стал спрашивать: “Там ли малыш? Там ли малыш?”[49] − но (Фатима) задерживала его некоторое время, и я подумал, что она надевает на него ожерелье из благовоний или купает его. Потом мальчик выбежал (из дома), а (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) обнял и поцеловал его и сказал: “О Аллах, полюби его и полюби тех, кто станет любить его!”»

961 (2123, 2124). Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, люди обычно покупали продукты (у тех, кто доставлял их в Медину) караванами, что же касается пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он посылал к ним тех, кто не давал (перекупщикам)[50] продавать купленное там же, где они его купили(, заставляя их ждать), пока (караванщики) не доставят (свой товар на тот рынок), где торговали съестным.

Ибн ‘Умар сказал: «(Кроме того,) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил тем, кто скупал съестное, перепродавать его до получения ими (купленного) полностью».

 

ГЛАВА 26. О нежелательности повышения голоса[51] на рынке.

 

962 (2125). Сообщается, что ‘Ата бин Йасар, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:

− (Однажды) я встретил ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, и сказал (ему): «Расскажи мне о качествах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (упомянутых) в Торе». Он сказал: «Да, клянусь Аллахом, в Торе перечисляются некоторые из его качеств, упомянутых и в Коране(, где сказано): “О пророк, поистине, Мы послали тебя в качестве свидетеля, и вестника радости, и увещателя…”[52], и защитника для неграмотных[53]. Ты − Мой раб и Мой посланник. Я назвал тебя уповающим /аль-мутаваккиль/. Он[54] не является ни грубым, ни жёстким, ни кричащим на рынках и не воздаёт дурным за дурное, но милует и прощает. Аллах не заберёт его (к Себе) до тех пор, пока не выпрямит через него искривившуюся общину[55], чтобы (люди) говорили: “Нет бога, кроме Аллаха”, и благодаря этой религии откроются слепые глаза, и глухие уши, и жестокие сердца».

 

ГЛАВА 27. Отмерять следует и продавцу, и расплачивающемуся.

 

963 (2127). Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(В своё время) ‘Абдуллах бин ‘Амр бин Харам, да будет доволен им Аллах, скончался, не расплатившись с долгами, и я попросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, поспособствовать тому, чтобы заимодавцы простили часть его долга. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к ним с просьбой об этом, но они не сделали (этого), и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: “Ступай и разложи свои финики по сортам: ‘аджва в одну сторону, грозди зайда[56] − в другую, а потом пошли за мной”. Я так и сделал, а затем послал за пророком, да благословит его Аллах и приветствует, который уселся поверх (или: посреди) этих (фиников) и сказал: “Отмеряй (финики) этим людям[57]”. И я отмерял им (финики) до тех пор, пока не отдал сполна всё, что им причиталось, после чего моих фиников осталось (столько же, сколько и было), будто оттуда ничего и не брали».

 

ГЛАВА  28. О том, что является желательным при отмеривании.

 

964 (2128). Передают со слов аль-Микдама бин Ма’дикариба, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Отмеряйте вашу пищу, и она будет благословенной для вас».[58]

 

ГЛАВА 29. Благословенные са‘ и мудды[59] пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

 

965 (2129). Передают со слов ‘Абдуллаха бин Зайда, что  пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Ибрахим объявил Мекку священной, призвав на неё благословение, я же объявил священной Медину подобно тому, как объявил священной Мекку Ибрахим, и я призвал благословение на её мудды и са’ подобно тому, как сделал это для Мекки Ибрахим, мир ему». Этот хадис передали Ахмад 4/40, аль-Бухари 2129, Муслим 1360, аль-Байхакъи 5/197.  

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1523, «Мухтасар Муслим» 773, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 3501.

 

 

ГЛАВА 30. О том, что было сказано относительно продажи продуктов питания и их скупки[60].

 

966 (2131). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я видел, как при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, били[61] тех, кто покупал продукты питания, не отмеряя их[62], если они продавали (купленную еду там же), не доставив её (сначала для продажи в другое место)».

967 (2132). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал человеку продавать еду, пока он полностью не выполнит (всего необходимого)[63]». Ибн ‘Аббаса спросили: «Как это?» Он сказал: «(Это значит, что нельзя было отдавать) дирхемы за дирхемы, а еду задерживать[64]».

968 (2134). Передают со слов ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Обмен) золота на золото является ростовщичеством, если только (золото не передаётся из рук в руки в равных количествах), и (обмен) пшеницы на пшеницу является ростовщичеством, если только (пшеница не передаётся из рук в руки в равных количествах), и (обмен) фиников на финики является ростовщичеством, если только (финики не передаются из рук в руки в равных количествах), и (обмен) ячменя на ячмень является ростовщичеством, если только (ячмень не передаётся из рук в руки в равных количествах)».

 

ГЛАВА 31. (Человеку) не следует ни перебивать торговлю своему брату[65], ни вмешиваться в его торговые дела[66] до тех пор, пока он ему не позволит или сам не откажется (от заключения сделки).

 

969 (2140). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил оседлому жителю продавать (что-либо) за бедуина[67], и (он говорил): “Не взвинчивайте цены[68], и пусть человек не вмешивается в торговые дела своего брата (в исламе), и пусть не сватается к той, что уже просватана за его брата, и пусть (ни одна) женщина не (добивается) развода для своей сестры, чтобы самой (занять её место)”».

 

ГЛАВА 32. Продажа с торгов.[69]

 

970 (2141). Передают со слов Джабира бин ‘Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что один человек решил, что после его смерти его невольник получит свободу, а потом впал в нужду, и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взял (этого раба) и (стал) спрашивать: «Кто купит его у меня?» И Ну‘айм бин ‘Абдуллах купил его за (какую-то цену), а (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) отдал ему (раба).

 

ГЛАВА 33. Продажа не имеющегося в наличии /гарар/[70], и того, что ещё находится в утробе[71].

 

971 (2143). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил продавать ещё не родившихся (животных), что практиковалось в эпоху джахилийи, когда человек покупал[72] (ещё не родившегося) верблюда (с условием, что он получит его), когда верблюдица его родит, а потом она рожала(, и он получал приплод).

ГЛАВА 34. Продавцу запрещается оставлять недоенными верблюдиц, коров и овец.

972 (2151). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Человек,) купивший недоенную овцу и подоивший её, (может) оставить её себе, если останется ею доволен, в противном же случае  (ему следует отдать хозяину) за её (молоко один) са‘ фиников».

 

ГЛАВА 35. Продажа раба, совершившего прелюбодеяние.

 

973 (2152). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если рабыня совершит прелюбодеяние и о прелюбодеянии её станет известно, пусть (хозяин) подвергнет её (установленному шариатом) бичеванию[73], не браня её[74], и если она совершит прелюбодеяние (снова), пусть он подвергнет её бичеванию, не браня её, если же после этого она совершит прелюбодеяние в третий раз, пусть он продаст её хотя бы за волосяную верёвку[75]». Этот хадис передали Ахмад 2/494, аль-Бухари 2152, Муслим 1703, Абу Дауд 4469-4471, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 7241, Ибн Маджах 2565. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 587.

 

ГЛАВА 36. Может ли оседлый житель продавать что-нибудь за бедуина, не получая (за это платы)[76], и (следует) ли оседлому помогать бедуину или давать ему советы?

 

974 (2158). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не встречайте караваны[77], и пусть оседлый не продаёт за бедуина”». Ибн ‘Аббаса спросили: «Что (означают) его слова “пусть оседлый не продаёт за бедуина”?» Он сказал: «(Оседлый) не (должен) быть посредником для него».

 

ГЛАВА 37. Запрет на встречу караванов.

 

975 (2165). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не следует вам вмешиваться в торговые дела друг друга[78] и не встречайте (караваны с) товарами(, а ждите), пока (товары) не доставят на рынок».

 

ГЛАВА 38. Продажа изюма за изюм и (других видов) еды за (такую же) еду.

 

976 (2171). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил (то, что именуется) “музабана”.

“Музабана” − это продажа несобранных фиников за сухие(, которые отмеряются) мерами, и продажа (отмеряющегося) мерами изюма за несобранный виноград[79].

 

ГЛАВА 39. Продажа ячменя за ячмень.

 

977 (2174). Передают со слов Малика бин Ауса, да будет доволен им Аллах, что (однажды) он хотел разменять сто динаров.[80]

     (Малик бин Аус, да будет доволен им Аллах,) сказал:

     − Меня позвал к себе Тальха бин ‘Убайдуллах, мы поторговались, и он (согласился) обменять мои (деньги). Он взял золото, повертел его в руках, а потом сказал: «(Подожди,) пока мой управляющий не вернётся из аль-Габы[81]», что же касается ‘Умара, который слышал (его слова), то он сказал: «Клянусь Аллахом, ты не (должен) расставаться с ним[82], пока не возьмёшь у него (деньги, ведь) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “(Обмен) золота на золото является ростовщичеством, если только (золото не передаётся из рук в руки в равных количествах), и (обмен) пшеницы на пшеницу является ростовщичеством, если только (пшеница не передаётся из рук в руки в равных количествах)[83], и (обмен) ячменя на ячмень является ростовщичеством, если только (ячмень не передаётся из рук в руки в равных количествах), и (обмен) фиников на финики является ростовщичеством, если только (финики не передаются из рук в руки в равных количествах)”».[84]

     ГЛАВА 40. Продажа золота за золото.

978 (2175). Абу Бакра (Нуфай‘ бин Калядa), да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не продавайте ни золота за золото, если только равное (количество не обменивается) на равное, ни серебра за серебро, если только равное (количество не обменивается) на равное, что же касается (продажи) золота за серебро и серебра за золото, то (можете) продавать (одно за другое) как хотите[85]».

ГЛАВА 41. Продажа серебра за серебро.

979 (2177). Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не продавайте золота за золото, если только подобное (количество не обменивается) на подобное, и не (продавайте) меньшего его количества за большее и наоборот, и не продавайте серебра за серебро, если только подобное (количество не обменивается) на подобное, и не (продавайте) меньшего его количества за большее и наоборот, и не продавайте (ни золота, ни серебра), не имеющегося в наличии, за то, что в наличии имеется».

ГЛАВА 42. Продажа динаров за динары в долг.

980 (2178, 2179). Передают со слов Абу Салиха аз-Заййата, да помилует его Аллах Всевышний, что он слышал, как Абу Са’ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Дозволено продавать) динар за динар и дирхем за дирхем».[86]

(Абу Салих) сказал: «Я сказал ему: “А Ибн ‘Аббас говорит другое”».

Абу Са’ид сказал: «Я спросил его[87]: “Ты слышал это от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или нашёл в Книге Аллаха?” (Ибн ‘Аббас) сказал: “Я ничего подобного не утверждаю, а (кроме того), вы знаете о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, больше, чем я, но Усама сообщил мне, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “(Суть) ростовщичества только в отсрочке и состоит[88]”».

ГЛАВА 43. Продажа серебра за золото в долг.

981 (2180, 2181). Сообщается, что Абу-ль-Минхаль, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: «(В своё время) я задал аль-Бара бин ‘Азибу и Зайду бин Аркаму, да будет доволен ими Аллах, вопрос об обмене денег, и каждый из них сказал: “Он (знает) лучше меня ”, и оба они говорили: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил продавать золото за серебро в долг”».

ГЛАВА 44. Продажа(, именуемая) “музабана”[89].

982 (2183). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не продавайте несобранные финики, пока не будет ясно, что они пригодны (для еды),[90] и не продавайте несобранные финики за сухие».

(Кроме того,) ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передавал со слов Зайда бин Сабита, да будет доволен им Аллах, что после этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил продавать ещё несобранные финики за свежие собранные или сушёные финики,[91] не разрешив делать это в иных случаях.

ГЛАВА 45. Продажа несобранных фиников за золото и серебро.

983 (2189). Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал продавать финики, пока они не созреют, и никакие из них не (должны были) продаваться иначе как за динары и дирхемы, кроме несобранных фиников, которые нуждающимся разрешалось покупать за сушёные».

984 (2190). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил (нуждающимся) покупать несобранные финики за сушёные, если речь шла о количествах, (по весу) не превышающих пяти васков[92].

ГЛАВА 46. О продаже плодов ещё до того как выяснится, пригодны ли они (к употреблению).

985 (2193). Сообщается, что Зайд бин Сабит, да будет доволен им Аллах, сказал: «При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, многие люди занимались торговлей финиками, и, когда они срывали их и за ними (приходили те, кто купил их заранее), покупатель (часто) говорил: “Финики гниют, болеют разными другими болезнями и не поспевают”, выдвигая это в качестве довода (против продавца)[93]; когда же количество (связанных с этим) тяжб увеличилось, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “В таком случае не продавайте финики, пока не станет ясно, что они пригодны (к употреблению)!” − что (должно было) послужить указанием на то, что они (слишком) много спорили».

986 (2196). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал продавать финики, пока они не краснели или не желтели, когда их уже можно было есть».

ГЛАВА 47. Если кто-нибудь продаст финики до того как выяснится, пригодны ли они (к употреблению), а потом их поразит болезнь, всю ответственность должен нести продавец.

987 (2198). Соообщается, что (однажды) Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил продавать финики, пока они не поспеют /тузхийа/». Его спросили: «Что значит “поспеют”?» Он сказал: «(Это значит), пока они не покраснеют». (Кроме того,) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Скажи мне, если по воле Аллаха плоды испортятся, то за что же любой из вас будет брать деньги своего брата[94]

ГЛАВА 48. О том случае, когда кто-нибудь желает продать финики за финики лучшего (сорта).

988 (2201, 2202). Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри и Абу Хурайры, да будет доволен Аллах ими обоими, что (в своё время) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, назначил управлять Хайбаром одного человека. Когда тот доставил посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, финики (сорта) джаниб,[95] он спросил: «Все ли финики Хайбара таковы?» Он ответил: «Клянусь Аллахом, нет, о посланник Аллаха. Мы берём один са‘ таких (фиников) за два са‘ (других), а за два са‘ (таких) мы отдаём три са‘ (других)». Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не делай так, (но) продавай (финики разных сортов) за дирхемы, а потом покупай за дирхемы джаниб».

ГЛАВА 49. О продаже урожая до того как пригодность фиников или зерна становится очевидной /бай‘ аль-мухадара/.

989 (2207). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил (такие виды торговли, как) “мухакаля”[96], “мухадара”[97], “мулямаса”, “мунабаза”[98] и “музабана”»[99].

ГЛАВА 50. О том, кто в разных землях вёл дела в соответствии с общепринятыми среди местного населения способами заключения торговых сделок, аренды, отмеривания и взвешивания.

990 (2211). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) Хинд, мать Му‘авийи, сказала посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Поистине, Абу Суфйан[100] − человек скупой, так будет ли грехом, если я стану брать (что-то) из его денег тайно?” Он сказал: “Бери сама и (пусть берут) твои сыновья то, чего для тебя будет достаточно, сообразно обычаю”». аль-Бухари в «Китаб аль-манакыб», «Баб зикр Хинд бинт ‘Утба» (3/1390), аль-Байхакы в «Ас-сунан аль-кубра» (10/270). См. также «Фатх аль-Бари» (9/508) и «Таглик ат-та‘лик» ибн Хаджара (4/81).

 


[1] Имеется в виду ‘идда − период времени, в течение которого после развода женщине нельзя вступать в новый брак. Этот срок составляет четыре месяца и десять дней.

[2] Бану кайнука − племя, члены которого исповедовали иудаизм и по названию которого именовался этот рынок.

[3] Таким образом, благодаря торговле у него появились деньги.

[4] Имеется в виду “махр” − имущество или деньги, которые выделяются мужем жене при заключении брака и не возвращаются ему в случае развода. Махр принадлежит только жене и обеспечивает её в случае развода или смерти мужа. Размеры махра первоначально оговариваются во время сговора  /хитба/, а точные его размеры и условия выплаты записываются в брачном договоре /сига/.

[5] Речь идёт о косточке финика.

[6] То есть тому человеку, на постели которого он родился.

[7] Иначе говоря, прелюбодей  должен  подвергнуться побиванию камнями /раджм/. Последние слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, можно перевести и по-другому: «…а прелюбодей окажется в убытке!»

[8] Вышеупомянутый Зам‘а был отцом жены пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Сауды, да будет доволен ею Аллах, которая формально являлась сводной сестрой этого юноши, хотя, как выяснилось, фактически он не был её родственником.

[9] То есть произносились ли эти слова перед тем, как животное было заколото.

[10] Имеется в виду человек, которому безразлично, законным или незаконным путём они ему достаются.

[11] Подразумевается обмен золота на серебро.

[12] Речь идёт о получении денег при обмене только одной стороной, тогда как другая отдаёт причитающееся позднее.

[13] Это имело место, когда ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, уже был халифом.

[14] То есть возвращаться домой, если человеку не позволяется войти после того, как он трижды попросит разрешения на это.

[15] Имеется в виду тот момент, когда люди бьют по рукам, заключив торговую сделку.

[16] Содержание данного хадиса не противоречит ни Корану, где сказано: «…а когда наступит срок их, они не смогут ни оттянуть его ни на час, ни опередить» (“Преграды”, 34), ни содержанию другого хадиса, где говорится о том, что через сто двадцать дней после начала формирования человеческого эмбриона к нему является ангел, который вдувает в него дух и среди прочего записывает его удел и срок его жизни. Согласно одному из комментариев, в вышеупомянутом айате речь идёт о знании Аллаха, а в хадисе − о том, что известно ангелу, записывающему минимальный срок жизни человека. Таким образом, речь может идти о том, что если человек не будет поддерживать связей с родственниками, то ему будет суждено прожить, скажем, шестьдесят лет, если же он будет делать это, то срок его жизни может быть продлён, например, до восьмидесяти лет. То же самое относится и к уделу человека, а Аллаху Всевышнему изначально известно, каков срок и удел каждого. Кроме того, в Коране сказано: «Стирает Аллах, что пожелает, и утверждает(, что пожелает,) и у Него − мать Книги*»  (“Гром”, 39).

* Имеется в виду либо Хранимая Скрижаль, либо знание Аллаха.

[17] Речь идёт о масле, запах которого изменился из-за долгого     хранения.

[18] Имеется в виду, что они могут вернуть купленный или проданный товар или оставить его у себя.

[19] Иначе говоря, если продавец указывал на качества и имеющиеся недостатки товара, а покупатель − на условия и сроки оплаты.

[20] То есть в конце концов полученная прибыль обернётся убытками.

[21] Имеются в виду финики разных сортов.

[22] Речь идёт о распределении среди мусульман того, что досталось пророку, да благословит его Аллах и приветствует, после завоевания Хайбара.

[23] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил заниматься этим как одной из разновидностей ростовщичества.

[24] То есть от процентов, под которые вы ссудили деньги.

[25] То есть торговать собаками и пускать кровь за деньги, чем в прошлом обычно занимались цирюльники.

[26] В доисламские времена женщины наносили себе татуировки, обозначая таким образом принадлежность к тому или иному племени.

[27] Имеются в виду изображения живых существ.

[28] Имеется в виду, что прибыль, полученная с помощью ростовщичества, благословенной не будет, а приведёт к потерям, что же касается отданного в качестве милостыни, то это не только приумножит богатство, но и обеспечит человеку награду.

[29] Имеется в виду ложная клятва продавца.

[30] Иначе говоря, то, что было заработано незаконным путём, в конце концов будет уничтожено и повлечёт за собой наказание.

[31] “Марйам”, 77 − 78.

 

[32] Имеются в виду супружеские ласки.

[33] Речь идёт о маленьких девочках.

[34] Здесь имеется в виду необходимость проявления мягкости к жене в сфере интимных отношений, чтобы иметь хороших детей.

[35] Cм. примечание к хадису № 672.

[36] Конкретно в данном случае имеется в виду верблюжья болезнь, вызывающая у животного неутолимую жажду.

[37] То есть у того, кто владел этими верблюдами совместно с Наввасом.

[38] В комментариях указывается, что последние слова Навваса некоторые улемы понимали по-другому: «…но он не поставил тебя в известность!»

[39] Смысл этих слов в том, что в конечном счёте всё зависит от воли Аллаха, а поэтому верблюд может заразить других животных лишь в том случае, если пожелает того Аллах.

[40] Имеется в виду оброк, взимаемый хозяином с раба, которому предоставлялась возможность зарабатывать на жизнь каким-нибудь ремеслом. Размер и периодичность таких выплат определялись по соглашению между хозяином и рабом.

[41] Имеются в виду изображения каких-то живых существ.

[42] Этим человеком был Хаббан бин Мункиз, да будет доволен им Аллах. Имам Ахмад сказал: «“Хиляба” − это такой обман, когда обманывают в том, в  чём обычно люди друг друга не обманывают, например, когда что-нибудь стоимостью в один дирхем хотят продать за пять».

[43] Возможен перевод “люди,  посещающие рынки”.

[44] Например, прибившиеся к войску путники.

[45] ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, удивляется тому, что наказанию подвергнутся как замышлявшие дурное, так и те, у кого дурных намерений не было.

[46] Абу-ль-Касим  (отец аль-Касима) − кунья пророка, да благословит его Аллах и приветствует . Такие прозвища давались и женщинам, например, Умм ‘Абдуллах (мать ‘Абдуллаха).

[47] То есть человека, кунья которого также была Абу-ль-Касим.

[48] Согласно мнению большинства улемов, этот запрет действовал только при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует .

[49] Речь идёт о внуке пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и сыне Фатимы аль-Хасане, да будет доволен Аллах ими обоими.

[50] Имеются в виду люди, выезжавшие за пределы города с целью скупки продуктов питания оптом у доставлявших их на вьючных животных крестьян и бедуинов.

[51] Имеются в виду крики спорщиков.

[52] См. “Сонмы”, 45.

[53] Под “неграмотными” здесь подразумеваются арабы.

[54] Так в тексте.

[55] Имеется в виду арабы, некогда исповедовавшие религию Ибрахима, мир ему, но впоследствии впавшие в многобожие.

[56] “‘Аджва” и “зайд” — названия сортов фиников.

[57] То есть кредиторам.

[58] Имеется в виду, что при купле-продаже продуктов питания необходимо использовать установленные меры объёма и веса, следуя велению Аллаха. См.: “Поэты”, 181.

[59] См. примечание к главе № 35 “Книги омовения”.

[60] Имеется в виду скупка необходимого людям в спекулятивных целях.

[61] То есть подвергали наказанию по велению пророка, да благословит его Аллах и приветствует .

[62] Речь идёт о тех людях, которые покупали финики, ячмень и другие продукты питания оптом, не отмеряя и не взвешивая их.

[63] Имеется в виду, что до того, как продавать купленную еду, он должен был определить точное её количество и доставить купленное в другое место.

[64] Имеются в виду такие случаи, когда один человек покупал у другого какие-нибудь продукты питания, например, за сто дирхемов, но не забирал купленный товар сразу, а оставлял его на время у продавца, а сам находил другого покупателя и продавал ему купленное уже дороже. Таким образом получалось, что он продавал свои сто дирхемов, например, за сто двадцать, что запрещается в исламе.

[65] Здесь имеется в виду, что нельзя стараться вынудить кого-либо отказаться от уже заключённой торговой сделки в ущерб тому, с кем он её заключил.

[66] То есть вмешиваться в переговоры на предмет заключения торговой сделки, предлагая более выгодные  условия, или понуждать кого-либо уже после заключения сделки вернуть товар продавцу, чтобы продать свой собственный товар, и так далее.

[67] Другими словами, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не разрешал оседлым жителям становиться посредниками в торговых делах бедуинов, чтобы это не приводило к повышению цен, а посредники не обманывали своих клиентов.

[68] Имеются в виду такие случаи, когда какой-нибудь человек, на самом деле не желающий покупать товар, по сговору с продавцом начинает в присутствии покупателя предлагать за товар более высокую цену по сравнению с той, которую тот готов уплатить.

[69] Иначе говоря, с аукциона.

[70] Например, ещё не пойманной рыбы.

[71] Имеется в виду ещё не родившийся скот.

[72] Здесь речь идёт об уплате денег.

[73] Речь идёт о нанесении пятидесяти ударов.

[74] То есть не укоряя её и не называя во всеуслышание распутницей.

[75] Иначе говоря, пусть немедленно избавится от неё.

[76] Имеются в виду комиссионные за оказанные услуги.

[77] Речь  идёт  о  запрете  пророка, да благословит его Аллах и приветствует, встречать караваны с продовольствием за пределами города с целью скупки всего товара оптом и дальнейшей его перепродажи.

[78] См. примечание № 2 к 31-й главе.

[79] При этом количество несобранных фиников и винограда может определяться только приблизительно.

[80] Малик бин Аус, да будет доволен им Аллах, хотел получить вместо золотых динаров серебряные дирхемы.

[81] Название пастбища в двадцати километрах к северу от Медины.

[82] То есть с Тальхой, да будет доволен им Аллах.

[83] Подразумевается, что золото на золото, равно как и серебро на серебро при заключении сделки должны сразу же передаваться из рук в руки.

[84] Таким образом, в данном хадисе указывается на существование двух видов ростовщичества − “риба аль-фадль” (когда товары или драгоценные металлы одного вида обмениваются друг на друга не в равных количествах) и “риба ан-наси‘а” (когда что-либо даётся человеку в долг с условием, что через определённое время он вернёт больше, или же когда ему предоставляется отсрочка по выплате долга на таких же условиях). Как эти, так и все прочие виды ростовщичества, к числу которых относятся и любые банковские услуги, связанные с выплатой или взиманием процентов, являются запретными, а Аллах Всевышний сказал: «…Аллах разрешил торговлю, а ростовщичество запретил…» (“Корова”, 275).

[85] Единственное условие состоит в том, чтобы сразу же передать товар из рук в руки.

[86] Напомним, что динары и дирхемы это не только золотые и серебряные монеты, но и меры веса.

[87] То есть Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими.

[88] Имеется в виду, например, обмен золота на золото или серебра на серебро, когда участники сделки расплачиваются  друг с другом не сразу, что является наихудшим видом ростовщичества. То же самое относится и к обмену одного вида валюты на другой, если расчёт производится не сразу.

[89] См. хадис № 976.

[90] Имеется в виду необходимость убедиться в том, что плоды не поражены какой-нибудь болезнью растений.

[91] Это разрешение распространялось на нуждающихся, у которых не было ни собственных пальм, ни денег, но были сушёные финики.

[92] См. примечание к хадису № 672.

[93] Иначе говоря, обосновывая этим свои требования вернуть деньги за проданные заранее финики полностью или частично.

[94] То есть того человека, который заранее заплатил владельцу деревьев за будущий урожай.

[95] Речь идёт об отборных финиках.

[96] “Мухакаля” − продажа зерна ещё несобранного урожая.

[97] См. название главы № 49.

[98] См. примечания к хадису № 233.

[99] См. хадис № 976. Все вышеупомянутые виды сделок широко практиковались в доисламской Аравии, что приводило к возникновению всевозможных конфликтов между людьми.

[100] Абу Суфйан был мужем Хинд.

 96     باب بَيْعِ الشَّرِيكِ مِنْ شَرِيكِهِ . ( 96)

96 — ГЛАВА: Продажа (своей доли) одним совладельцем имущества другому.

2213 — حَدَّثَنِى مَحْمُودٌ حَدَّثَنَا عَبْدُ الرَّزَّاقِ أَخْبَرَنَا مَعْمَرٌ عَنِ الزُّهْرِىِّ عَنْ أَبِى سَلَمَةَ عَنْ جَابِرٍ — رضى الله عنه — جَعَلَ رَسُولُ اللَّهِ — صلى الله عليه وسلم — الشُّفْعَةَ فِى كُلِّ مَالٍ لَمْ يُقْسَمْ ، فَإِذَا وَقَعَتِ الْحُدُودُ وَصُرِّفَتِ الطُّرُقُ فَلاَ شُفْعَةَ. أطرافه 2214 ، 2257 ، 2495 ، 2496 ، 6976 — تحفة 3153

2213 — Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предоставлял преимущественное право покупки любого неделимого имущества (совладельцу), однако если границы и пути были размечены, то преимущественным правом покупки (совладелец имущества воспользоваться не мог). См. также хадисы №№ 2214, 2257, 2495, 2496 и 6976. Этот хадис передали Ахмад 3/296, аль-Бухари 2213, Абу Дауд 3514, ат-Тирмизи 1370, Ибн Маджах 2499, Ибн аль-Джаруд и аль-Байхакъи 6/102. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 838, «Ирвауль-гъалиль» 1537.

ГЛАВА 52. Покупка невольника у воина, его дарение и освобождение.

 

2217 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«(Когда) Ибрахим, мир ему, переселялся вместе с Сарой, он вошёл с ней в (какое-то) селение(, где находился) один из царей (или: один из тиранов). (Ему) сказали: “(Сюда) пришёл Ибрахим с одной из прекраснейших женщин”, и он послал к нему (человека, чтобы спросить): “О Ибрахим, кто эта (женщина), которая (пришла) с тобой?” Он ответил: “(Это) моя сестра[1]”, а потом вернулся к ней и сказал: “Не опровергай мои слова(, ибо), поистине, я сказал им, что ты − моя сестра, и клянусь Аллахом, нет (сейчас) на земле (ни одного) верующего, кроме меня и тебя!” − после чего он отослал её к нему. Когда (этот царь) подошёл к ней, она поднялась (со своего места), совершила омовение и молитву и сказала: “О Аллах, если я веровала в Тебя и Твоего посланника и берегла себя только для своего супруга, не давай надо мной власти этому неверному!” − и тогда он захрипел и ноги его стали дёргаться[2]».

Абу Салама бин ‘Абд ар-Рахман, передавший этот хадис, сообщил, что Абу Хурайра(, передававший слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Она воскликнула: “О Аллах, если он умрёт, (люди) скажут, что это я убила его!” − и тогда он очнулся. А потом он (снова) подошёл к ней, она же поднялась (со своего места), совершила омовение и молитву и сказала: “О Аллах, если я веровала в Тебя и Твоего посланника и берегла себя только для своего супруга, не давай надо мной власти этому неверному!” − и он захрипел, а ноги его стали дёргаться».

Абу Салама, да помилует его Аллах Всевышний, сообщил, что Абу Хурайра сказал: «Она (опять) воскликнула: “О Аллах, если он умрёт, (люди) скажут, что это я убила его!” − и тогда он очнулся во второй (или: в третий раз) и сказал: “Клянусь Аллахом, вы прислали ко мне не иначе как шайтана! Верните её Ибрахиму и подарите ей Аджар[3]”, после чего она вернулась к Ибрахиму и сказала: “Знаешь ли ты, что Аллах (посрамил) неверного и даровал нам служанку?”»

102 — باب قَتْلِ الْخِنْزِيرِ . ( 102 )

 

وَقَالَ جَابِرٌ حَرَّمَ النَّبِىُّ — صلى الله عليه وسلم — بَيْعَ الْخِنْزِيرِ .

 

102 — Глава: Уничтожение свиней.

 

Его слова: «Уничтожение свиней» — то есть, узаконено ли это, как узаконен запрет на употребление их в пищу? Данный вопрос относится к главе о торговле в которой указывается, что то, что велено убивать, нельзя продавать. Ибн ат-Тийн говорил, что некоторые шафииты отклонились сказав, что не следует убивать свиней, если в них нет вреда. Затем он сказал: «Большинство (учёных) придерживаются мнения о том, что это абсолютно дозволено». См. «Фатхуль-Бари» 4/414.

 

 

Джабир (ибн ‘Абдуллах) сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил продавать свинью». Сахих


Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Это часть хадиса, которую приводит автор (аль-Бухари) с непрерывным иснадом, который будет приведён через девять глав. Затем ». См. «Фатхуль-Бари» 4/414.

 

2222 عَن ابْنِ الْمُسَيَّبِ أَنَّهُ سَمِعَ أَبَا هُرَيْرَةَ — رضى الله عنه — يَقُولُ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ — صلى الله عليه وسلم:

« وَالَّذِى نَفْسِى بِيَدِهِ لَيُوشِكَنَّ أَنْ يَنْزِلَ فِيكُمُ ابْنُ مَرْيَمَ حَكَمًا مُقْسِطًا فَيَكْسِرَ الصَّلِيبَ ، وَيَقْتُلَ الْخِنْزِيرَ ، وَيَضَعَ الْجِزْيَةَ ، وَيَفِيضَ الْمَالُ حَتَّى لاَ يَقْبَلَهُ أَحَدٌ » .

أطرافه 2476 ، 3448 ، 3449 — تحفة 13228

2222 — Передают со слов Са’ида ибн аль-Мусаййиба о том, что он слышал, как Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, говорил:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, поистине, скоро уже придёт к вам сын Марйам[1], (и будет судить вас) как справедливый судья[2], и сломает крест, и уничтожит свиней[3], и отменит джизью[4], после чего денег будет (так) много, что никто не станет их принимать[5]». Этот хадис передали аль-Бухари 2222 и Муслим 155.

Сахих


[1] То есть пророк ‘Иса, мир ему.

[2] Подразумевается, что он будет судить людей по шариату.

[3] То есть, он будет повелевать их истреблять, указывая тем самым на явный запрет употребления их в пищу. В этом строгое порицание христианам, которые говорят, что они на пути ‘Исы, а затем дозволяют есть свинью. См. «Фатхуль-Бари» 4/414.

[4] «Джизья» − подушный налог, который должны были выплачивать иудеи и христиане, жившие на землях мусульман. Слова об отмене джизьи являются указанием на то, что никакая  иная религия, кроме ислама, от людей приниматься не будет.

[5] Имеется в виду, что не останется неимущих, которые нуждались бы в подаянии. В комментариях также указывается, что эти слова могут означать, что после того, как все люди станут жить по законам ислама, благосостояние их возрастёт настолько, что они перестанут стремиться к деньгам.

 

ГЛАВА 54. О продаже изображений неодушевлённых предметов и о том, что из этого является нежелательным.

 

994 (2225). Сообщается, что (как-то раз) к ‘Абдуллаху бин ‘Аббасу, да будет доволен Аллах ими обоими, пришёл один человек и сказал: «О Абу ‘Аббас, поистине, я − человек, и я зарабатываю на жизнь своими руками, делая эти изображения». Ибн ‘Аббас сказал: «Я скажу тебе лишь то, что слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Я слышал, как он сказал: “Того, кто создаст (какое-либо) изображение,[9] Аллах станет подвергать мучениям до тех пор, пока он не вдохнёт в него дух, а он не (сможет сделать этого) никогда!”» (Услышав его слова,) этот человек глубоко вздохнул, и его лицо пожелтело (от страха. Тогда Ибн ‘Аббас) сказал (ему): «Горе тебе, если уж ты непременно хочешь и дальше заниматься этим, то тебе следует (изображать) деревья и всё то, в чём нет духа».

 

ГЛАВА 55. Грех того, кто продал свободного (человека).

 

995 (2227). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Аллах сказал: “В День воскресения Я буду противником троим: человеку, (пообещавшему)[10] Моим (именем), а потом поступившему вероломно, и человеку, продавшему (в рабство) свободного и проевшему (полученные) за него деньги, и человеку, нанявшему работника, потребовавшему от него выполнения всего сполна, но не заплатившему ему того, что он заработал”».

 

ГЛАВА 56. Продажа падали и идолов.

 

996 (2236). Передают со слов Джабира бин ‘Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что он слышал, как (однажды) в год овладения (Меккой) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находившийся  в Мекке, сказал: «Поистине, Аллах и посланник Его запретили продавать вино, и падаль, и свинину, и идолов». (Его) спросили: «О посланник Аллаха, а что ты скажешь о жире мёртвых животных, которым покрываются (борта и днища) кораблей и смазываются кожи и который используется для освещения?» Он сказал: «Нет, это запретно», а потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да поразит Аллах иудеев! Поистине, когда Аллах запретил им (использовать) жир (животных), они стали перетапливать его и продавать, проедая (полученные) за него деньги». Этот хадис передали Ахмад 2/213, 3/324, аль-Бухари 2236, Муслим 1581, Абу Дауд 3486, ат-Тирмизи 1297, ан-Насаи 7/177, Ибн Маджах 2167 со слов Джабира ибн ‘Абдуллах.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1832, «Ирвауль-гъалиль» 1290, «Мишкат аль-масабих» 2766, «Мухтасар Муслим» 931.

 

 

ГЛАВА 57. Цена собаки.

 

997 (2237). Передают со слов Абу Мас’уда аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил (брать) деньги за собаку, и деньги, заработанные блудом, и деньги, получаемые прорицателем. Этот хадис передали аль-Бухари 2237, Муслим 1567, Абу Дауд 3481, ат-Тирмизи 1133, ан-Насаи 7/189, Ибн Маджах 2159. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 6951, «Мишкат аль-Масабих» 2764.

 


[1] Слова Ибрахима, мир ему, имели двойной смысл, так как Сара, являвшаяся его женой, в то же время была его сестрой по вере.

[2] Имеется в виду, что царь либо лишился сознания, либо с ним случилось что-то вроде эпилептического припадка.

[3] Имеется в виду Хаджар (библейская Агарь), мать Исма‘ила, мир ему.

[4] То есть пророк ‘Иса, мир ему.

[5] Подразумевается, что он будет судить людей по шариату.

[6] Имеется в виду, что он запретит употреблять в пищу свинину.

[7] “Джизья” − подушный налог, который должны были выплачивать иудеи и христиане, жившие на землях мусульман. Слова об отмене джизьи являются указанием на то, что никакая  иная религия, кроме ислама, от людей приниматься не будет.

[8] Имеется в виду, что не останется неимущих, которые нуждались бы в подаянии. В комментариях также указывается, что эти слова могут означать, что после того, как все люди станут жить по законам ислама, благосостояние их возрастёт настолько, что они перестанут стремиться к деньгам.

[9] Имеется в виду изображение любого существа, в котором есть дух.

[10] Имеется в виду человек, заключивший с кем-либо договор и поклявшийся Аллахом, что не нарушит его.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s