Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб. 3. Книга знания. Хадисы №№ 67-143

«Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб»

Хадисы №№ 67-143

3- كتاب العلم

3 — Книга знания

1 — Глава: Побуждение к знаниям и к их поиску, учебе и обучению, и о том, что сказано о достоинстве ученых и обучающихся


 

67 — Сообщается, что Му’авия, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Аллах приводит к пониманию религии того, кому желает блага”». Этот хадис передали аль-Бухари 71, Муслим 1037, Ибн Маджах 221, Абу Я’ля в «Муснаде» 7343 с дополнением.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир»  6611, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 67.Сахих

 


69 — Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Того, кто избавит верующего от одной из печалей мира этого, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, тому, кто облегчит положение несостоятельного (должника), Аллах облегчит положение его и в мире этом, и в мире ином, а того, кто покроет мусульманина[1], Аллах покроет и в мире это, и в мире ином.[2] Аллах будет оказывать помощь рабу, пока сам раб оказывает её брату своему. Вступившему на какой-нибудь путь в поисках знания Аллах за это облегчит путь в рай,[3] а когда люди собираются в одном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них спокойствие,[4] и покрывает их милость, и окружают их ангелы и поминает их Аллах среди тех, кто находится пред Ним,[5] а тому, кого станут задерживать дела его,[6] происхождение его не поможет двигаться быстрее”».[7] Этот хадис передали Муслим 2699, Абу Дауд 4946, ат-Тирмизи 1920, ан-Насаи, Ибн Маджах 225, Ибн Хиббан в своем «Сахихе» 534, аль-Хаким 4/383 и сказал: «Достоверный хадис, в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима».

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 69.Сахих


[1] Имеется в виду такой случай, когда человек видит,  что мусульманин  совершает  что-нибудь  неподобающее  с точки зрения шариата, но не сообщает об этом людям.

[2] Это  значит,  что  Аллах  убережёт  его  от  ошибок  в мире этом, а если человек всё-таки допустит какое-нибудь упущение, то Всевышний не покроет его позором в мире этом и не станет взыскивать с него в мире ином.

[3] Это значит, что Аллах откроет для него пути руководства и приготовит для него то,  с помощью чего в мире этом он придёт к повиновению,  и облегчит ему вход в рай и он не столкнётся  с  теми  трудностями  предстояния   /маукыф/, иначе говоря, ожидания расчёта в День воскресения, с которыми придётся столкнуться другим.

[4] В Коране сказано: “ Он — Тот, кто ниспослал спокойствие в сердца верующих,  чтобы  прибавилось у них веры к их вере.” (“Победа”, 4)

[5] Имеется в виду,  что  Аллах хвалится ими перед небесными ангелами, воздаёт таким людям хвалу, принимает их дела и повышает их степени.

[6] Речь идёт о таком человеке, праведные дела которого были недостаточны и немногочисленны,  в  результате чего он не достиг степени совершенства.

[7] Это значит,  что  знатность  предков не приведёт его к тому высокому положению, которого он не достиг из-за собственных упущений и которого достигают пред Всемогущим и Великим Аллахом те люди,  дела которых отличались совершенством. В других хадисах пророк, да благословит его Аллах  и  да  приветствует,  указывает  на  то,  что скорость преодоления моста,  пролегающего  над адом и ведущего к раю, будет зависеть от количества и степени совершенства благих дел, которые человек совершал при жизни.

 

70 — Сообщается, что Абу-д-Дардаъ, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тому, кто вступил на (какой-нибудь) путь, желая (обрести) на нём знание, Аллах облегчит путь в рай, и, поистине, ангелы непременно будут возлагать свои крылья на искателя знания, выражая своё удовлетворение тем, что он делает, и, поистине, прощения для знающего непременно станут просить обитатели небес и земли, и даже киты в воде! (Что же касается) превосходства знающего над поклоняющимся, то оно подобно превосходству луны над прочими небесными светилами, и, поистине, обладающие знанием являются наследниками пророков, пророки же не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхемов, но оставляют в наследство одно только знание, а тому, кто приобрёл его, достался великий удел». Этот хадис передали Абу Дауд 3641, ат-Тирмизи 2682, Ибн Маджах 223, Ибн Хиббан в своем «Сахихе» 88, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 1696 и 1697.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 70, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 6297.Сахих

 

 

 

71 — Сообщается, что Сафван бин ‘Ассаль аль-Муради, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) я пришёл к находившемуся в мечети пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который полулежал, опираясь на свой красный плащ, и сказал ему: “О посланник Аллаха, я пришёл к тебе в поисках знания”. (В ответ мне) он сказал: “Добро пожаловать искателю знания! Поистине, ангелы окружают человека, который занят поисками знания, (касаясь друг друга) своими крыльями, а потом (поднимаются ввысь), возвышаясь друг над другом, пока не достигают нижнего неба от любви к тому, что он ищет”». Этот хадис передали Ахмад 4/239, ат-Табарани с хорошим иснадом и текст принадлежит ему, Ибн Хиббан 85, 1325, аль-Хаким 1/180, Ибн Маджах 226 вкратце.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 71, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 5702.Хороший

 

 

72 – Сообщается, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Требование знания является обязанностью для каждого мусульманина! А тот, кто дает это знание не заслуживающим его, подобен тому, кто надевает на свиней алмаз, жемчуг и золото”». Этот хадис передал Ибн Маджах 224 и др.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 72.
Шейх аль-Албани сказал: «Первая часть этого хадиса является достоверным из-за его многочисленных свидетельств/шавахид/ некоторые из которых хорошие, и поэтому я его привёл и в книге с достоверными хадисами». См. «Да’иф ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1/45. 109

 

__________________________________________________

Нет сомнения в правильности смысла данного хадиса, однако ученые разошлись относительно его достоверности.
Вот слова имамов относительно этого хадиса, которые передал аль-Мунави в «Файдуль-Къадир» 3/372-373:
Имам аль-Байхакъи сказал: «Смысл этого хадиса известный и распространенный, однако все его версии слабые».
Хафиз Ибн Абдуль-Барр сказал: «Этот хадис передается многими путями, но в каждом из них есть проблемы. Однако смысл его правильный».
Имам ан-Навави сказал: «Хадис слабый, несмотря на то, что смысл его правильный».
Хафиз Ибн аль-Къаттан сказал: «Нет среди этих хадисов ничего достоверного».
Также аль-Мунави передал:
Имамы аз-Заркаши и аль-Музани сказали: «Этот хадис приводится такими путями, которые доводят его до уровня хорошего хадиса».
Хафиз ас-Сахави сказал: «У этого хадиса со слов Анаса есть подкрепляющее свидетельство, которое приводит Ибн Шахин, и все его передатчики надежные. А от Анаса это передавало около двадцати таби’инов».
Имам ас-Суюти говорил: «Я собрал около пятидесяти версий этого хадиса!» Он также сказал: «В его версиях, конечно, есть проблемы, однако хадис хороший».
А что касается слов шейха аль-Албани об этом хадисе, то он считал достоверным только этот хадис: «Требование знания является обязанностью для каждого мусульманина!», поскольку это самая достоверная версия из всех хадисов и она передается также от ‘Али, Ибн Мас’уда, Ибн ‘Умара, Абу Са’ида аль-Худри, Ибн ‘Аббаса и Хусейна ибн ‘Али. А часть хадиса: «А тот, кто дает это знание не заслуживающим его, подобен тому, кто надевает на свиней алмаз, жемчуг и золото» он считал недостоверной. Поэтому в «Сахих Сунан Ибн Маджах» к хадису № 224 он сказал, что хадис достоверный кроме слов, что между двух скобок, а между скобок он поставил эту добавку.
Что касается и другой добавки в этом хадисе: «Требование знания является обязанностью для каждого мусульманина и мусульманки!», то и эту версию шейх аль-Албани назвал слабой.
А распространенную версию этого хадиса среди мусульман: «Требуйте знание даже в Китае, ибо поистине, требование знания является обязательным для каждого мусульманина», он вообще назвал ложной! См. «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» № 416.
А что касается версии: «Требование знания является обязанностью для каждого мусульманина!», то шейх аль-Албани высказывался о ее достоверности во многих своих трудах, например, в «Тахкъикъ Мишкатуль-масабих» № 218 и «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 3913, 3914. Валлаху а’лям.

 

74 Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, проклят мир этот и проклято (всё) то, что есть в нём,[1] кроме поминания Аллаха Всевышнего, и того, что близко к этому,[2] и знающего и обучающегося!”» Этот хадис передали Ибн Маджах  4112, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 1708 и ат-Тирмизи 2322, который сказал: “Хороший хадис”.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 74.


[1] — Здесь подразумевается всё то, что удаляет людей от Аллаха. Проклятие и порицание этого мира не имеет отношения к земным благам и знамениям Аллаха, ибо все это относится к числу благодеяний Аллаха, оказанных Им Его рабам. Эти благодеяния не только приносят им пользу, но и служат доказательством величия Аллаха и самого Его существования. Это проклятие имеет отношение только к делам людей, таким как ослушание Аллаха, пренебрежение будущей жизнью и использование мирских благ не ради обретения довольства Аллаха. См. “Сайд аль-хатыр” 1/27.

[2] — Имеются в виду виды поклонения,  близкие по сути своей к поминанию Аллаха.

75 — Сообщается, что ‘Абдуллах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не следует завидовать никому, кроме (обладающих) двумя качествами: человеку, которому Аллах даровал богатство и который был направлен к тому, чтобы без остатка потратить его на должное[1], и человеку, которому Аллах даровал мудрость[2] и который поступает сообразно ей и передаёт её (другим)”». Этот хадис передали Ахмад 1/432, аль-Бухари 73, Муслим 816, Ибн Маджах 4208.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 75, «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 7488, «Мишкат аль-масабих» 202.

__________________________________________________________

Имам ан-Навави сказал: «Это значит: не следует завидовать[3] ничему, если не считать этих двух качеств».


[1] Речь идёт обо всём том, что угодно Аллаху.

[2] Здесь имеется в виду либо знание и понимание  Корана, либо мудрость как нечто противоположное невежеству и удерживающее человека от всего мерзкого.

[3] — Подразумевается  так  называемая  “белая зависть”,  когда человек не желает зла другому, но стремится к обладанию тем, что имеет он.

76 — Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, руководство и знание, с которыми Аллах послал меня (к людям), подобны выпавшему на землю дождю. Часть этой земли была плодородной, она впитала в себя воду, и на ней выросло много всяких растений и травы. (Другая часть) её была плотной, она задержала (на себе) воду, и Аллах обратил её на пользу людям, которые стали употреблять эту воду для питья, поить ею скот и использовать её для орошения. (Дождь) выпал также и на другую часть земли, представлявшую собой равнину, которая не задержала воду и на которой ничего не выросло. (Эти части земли) подобны тем людям, которые постигли религию Аллаха, получили пользу от того, с чем послал меня Аллах, сами приобрели знание и передали его (другим), а также тем, кто не обратился к этому сам и не принял руководства Аллаха, с которым я был (направлен) к людям». Этот хадис передали аль-Бухари 79 и Муслим 2282.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 76.

78 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Когда человек умирает, (все) его дела прекращаются[1] за исключением трёх: непрерывной милостыни[2], знания, которым могут пользоваться (другие люди)[3], или праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за него». Этот хадис передали Ахмад 2/372, аль-Бухари в «Адабуль-муфрад» 38, Муслим 1631, Абу Дауд 2880, ат-Тирмизи 1376, ан-Насаи 2/129 и 6/281.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 78, «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 7273. 124

________________________________________

Спросили Шейха Ибн ‘Усаймина, да смилуется над ним Аллах: «В словах пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Когда человек умирает, (все) его дела прекращаются за исключением трёх: непрерывной милостыни, знания, которым могут пользоваться (другие люди) …”, в них идет речь о религиозных знаниях или мирских?»

Шейх ответил: «Как видно, хадис имеет общий смысл, посему любое знание, от которого получают пользу, будет вознаграждено. Однако конечно во главе всех знаний тут стоят религиозные знания. Но предположим, что какой-то человек умер, но при жизни, он научил другого какому-нибудь дозволенному ремеслу и этот человек извлек из этого пользу, то естественно научивший его будет вознагражден за это». См. «Ликъаъ аль-баб аль-мафтух» 16/117.


[1] — Имеется в виду, что человек прекращает получать награду за свои дела.

[2] — Здесь имеется в виду то, что покойный  завещал раздавать бедным  после своей смерти,  или же имущество, завещанное им в качестве вакфа на благотворительные цели.

[3] — Имеются в виду в виду книги,  которые  написал или завещал покойный,  знание,  которое  он  передал другим в качестве наставника и т.д.

83 — Сообщается, что как-то, когда Абу Хурайра проходил по рынку Медины, он остановился и сказал:

«Какие же вы слабые, о, обитатели этого рынка!» (Люди) спросили: «В чём же ты видишь нашу слабость, о Абу Хурайра?» Он ответил: «Это наследство посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует! Его раздают, а вы тут, почему же не идёте и не берёте свою долю из него?» Они спросили: «А где это раздают?» Он ответил: «В мечети». И они немедленно направились в мечеть. Абу Хурайра подождал, пока они не вернулись, а потом сказал им: «Что с вами?» Они сказали: «О Абу Хурайра, мы пришли в мечеть и зашли в него, но не видели, чтобы там что-то раздавали». Абу Хурайра спросил их: «Вы никого не видели в мечети?» Они ответили: «Конечно. Мы видели там людей, которые совершали молитву, и тех, которые читали Коран, и тех, которые вспоминали о дозволенном и запретном». И тогда Абу Хурайра сказал им: «Горе вам, это и есть наследство  Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует!». Этот хадис передал ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат» 1429.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим как слова сподвижника. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 83.

2 — Глава: Побуждение к отправлению в путь в поисках знания.

84 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Вступившему на какой-нибудь путь в поисках знания, Аллах за это облегчит путь в рай».[1] Этот хадис передали Муслим 2699 и др. Полная версия этого хадиса была приведена в предыдущей главе.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 84.


[1] — Это значит, что Аллах откроет для него пути руководства и приготовит для него то,  с помощью чего в мире этом он придёт к повиновению,  и облегчит ему вход в рай и он не столкнётся  с  теми  трудностями  предстояния   /маукыф/, иначе говоря, ожидания расчёта в День воскресения, с которыми придётся столкнуться другим.

85 — Сообщается, что Зирр ибн Хубайш сказал:

«Однажды я пришел к Сафвану ибн ‘Ассалю аль-Муради и он спросил меня: “Что привело тебя?”. Я ответил: “Стремление к знанию”. Он сказал: “Поистине я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Как только кто-нибудь выходит из дома в поисках знания, ангелы возлагают на него крылья в знак удовлетворения тем, что он делает”». Этот хадис передали ат-Тирмизи 2682, который назвал его достоверным, Ибн Маджах 226, и текст принадлежит ему, Ибн Хиббан в своем «Сахихе» 85, аль-Хаким 1/100, который сказал: «Его иснад достоверный».

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 85.

86 — Передают со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Награда того, кто оправится в мечеть, только ради того, чтобы научиться благому или научить благому (других), будет такой же, как и награда за полноценный хадж». Этот хадис передал ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 7473.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим достоверным. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 86.

88 — Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Отправившийся на поиски знания будет (пребывать) на пути Аллаха, пока не вернётся обратно”». Этот хадис передал ат-Тирмизи 2647 который сказал: «Хороший хадис».

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим в силу существования других. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 86.

89 — Сообщается, что Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Да порадует[1] Аллах (того) человека, который услышит от нас что-либо и передаст это (другому именно) так, как он это услышал,[2] ведь может статься, что тот, кому передадут (что-нибудь), усвоит (это) лучше слышавшего”». Этот хадис передали Абу Дауд, ат-Тирмизи 2657, Ибн Маджах 232, Ибн Хиббан в своем «Сахихе», 66-69, но он в своем риваяте сказал: «Да помилует Аллах человека …». Ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис».

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 89.


[1] — Дословно: да придаст ему цветущий вид.

[2] — То есть: ни в чём не исказив смысла сказанного.

93 — Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Когда сын Адама умирает, (все) его дела прекращаются[1] за исключением трёх: непрерывной милостыни[2], знания, которым могут пользоваться (другие люди)[3], или праведный ребенок, который станет обращаться к Аллаху с мольбами за него”». Муслим, 1631 и др.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 93.


[1] — Имеется в виду, что человек прекращает получать награду за свои дела.

[2] — Здесь имеется в виду то, что покойный  завещал раздавать

бедным  после своей смерти,  или же имущество, завещанное им в качестве вакфа на благотворительные цели.

[3] — Имеются в виду в виду книги,  которые  написал или завещал покойный,  знание,  которое  он  передал другим в качестве наставника и т.д.

94 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если кто-нибудь станет намеренно возводить на меня ложь, он непременно займёт своё место в огне!» Этот хадис передали аль-Бухари 110, Муслим 3 и др.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 94.

95 – Передают со слов Самуры ибн Джундуба, да будет доволен им Аллах, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Тот, кто рассказывает обо мне то, что сам он считает ложью, является одним из лжецов». Этот хадис передали Муслим, 1/9 и др.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 95.

96 — Сообщается, что аль-Мугъира сказал:

«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: Поистине, возведение на меня лжи, не подобно возведению лжи на кого-то другого. И тот, кто возведет на меня ложь преднамеренно, пусть займет свое место в огне». Этот хадис передали  Муслим 4 и др.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 96. 160

5 — Глава: Побуждение к проявлению уважения к ученым

97 — Передают со слов Джабира, да будет доволен Аллах ими обоими, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, (укладывал) павших в битве при Ухуде по двое[1], — имеется ввиду в могилу — а потом спрашивал: “Кто из них знал Коран лучше?” − когда же ему указывали на одного из них, он (распоряжался) укладывать его в могилу первым». Этот хадис передал аль-Бухари 1347.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 97.


[1] Этих людей хоронили в одной могиле, либо заворачивая по     два тела в один саван, либо разрезая один кусок ткани на две     части.

98 — Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, признаком почитания Аллаха Всевышнего является проявление уважения по отношению к седому мусульманину, человеку, помнящему Коран наизусть, который не преступает границ и не чуждается,[1] и  справедливому правителю». Этот хадис передал Абу Дауд 4843.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 98.


[1] — Имеется в виду такой человек,  который  читает  Коран  по мере своих сил и возможностей, не доводя себя до изнеможения и не пренебрегая этим, и следует всем установлениям Корана.

99 — Передают со слов Ибн ‘Аббаса о том, что посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал:

«Благословение /барака/имеется вместе с вашими старшими по возрасту». Этот хадис передали Ибн Хиббан 559, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» 11004, Мухаммад ибн Мухлид аль-‘Аттар в «аль-Мунтакъа» 2/16, Абу Бакр аш-Шафи’и в «аль-Фаваид» 97/1-2, Абу Ну’айм в «аль-Хилья» 8/172, Ибн ‘Ади в «аль-Камиль» 44/1, аль-Хатыб в «Тарихе» 11/165, аль-Къуда’и в «Муснад аш-Шихаб» 5/1, Ибн ‘Асакир в «Тарихе» 13/290 и 14/10, ад-Дыйаъ в «аль-Мухтара» 64/35, аль-Хаким 1/31, который сказал: «Достоверный хадис соответствующий условиям аль-Бухари» и с ним согласился аз-Захаби.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 99, «Сильсиля ас-сахиха» 1778, «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 2884.

100 — Передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Умара, да будет доволен ими обоими Аллах, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не относится к нам тот, кто не жалеет младших среди нас и не отдаёт должного старшим среди нас». Этот хадис передал аль-Хаким 1/62, который сказал: «Достоверный хадис соответствующий условиям аль-Бухари и Муслима».  Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 100, «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 5444.

________________________________________________

Имам аль-Мунави сказал: “Соблюдать права ученого – это отдавать должное знаниям, а также знать его достоинство и степень, которой возвысил его Аллах, даровав ему знания” . См. “ Файдуль-Къадир ” 5/389.

101 — От ‘Убады ибн Самита сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не относится к моей общине тот, кто не уважает наших старших, не жалеет младших, и не отдаёт должное тем, кто обладает знанием». Этот хадис передал Ахмад 5/323 с хорошим иснадом, а также ат-Табарани и аль-Хаким (1/122), исключая то, что он сказал: «Не из нас».

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 101, «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 5443.

102 – Сообщается, что Вáсила ибн аль-Аскъа’, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не относится к нам тот, кто не жалеет младших среди нас и не уважает наших старших”». Этот хадис передал ат-Табарани по пути передачи Ибн Шихаба от Вáсила, однако он не слышал от него хадисы.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным в силу существования других хадисов. См. «ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 102.

6 — Угроза от приобретения знаний не ради лика Всевышнего Аллаха.

 

 

105 — Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Стремившийся к приобретению (такого) знания, которого (следует искать) ради лика Всевышнего Аллаха[1], только для того, чтобы благодаря (этому знанию) добиться осуществления какой-нибудь из мирских целей, в День воскресения не ощутит благоухания рая».Этот хадис передали Абу Дауд 3664, Ахмад 2/338, Ибн Маджах 252, Ибн Хиббан в своем «Сахихе» 78, аль-Хаким 1/160, который сказал: «Достоверный хадис соответствующий условиям аль-Бухари и Муслима» и с ним согласился аз-Захаби. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 6159, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 105.


[1] — Иначе говоря, стремясь благодаря этому снискать благоволение Аллаха.

107 — Сообщается, что Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:Не приобретайте знания для того, чтобы гордиться ими перед учеными, спорить с глупцами или отдавать предпочтение одним собраниям перед другими, а если кто-либо поступит так, то Огонь, Огонь [станет его обителью]”». Этот хадис Ибн Маджах 254, Ибн Хиббан в «Сахихе» 77, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» 1771, аль-Хаким 1/161.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным в силу существования других хадисов. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 7370, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 107.

120 — Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Того (человека), у которого попросили о знании[1] и который его утаил, в День воскресения взнуздают огненной уздой”». Этот хадис передали Ахмад 2/264, 296, 305, 344, 353, 495, Абу Дауд 3658, Ибн Маджах 261, Ибн Хиббан в своем «Сахихе» 95, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 1743, ат-Тирмизи 2649 который назвал его хорошим, аль-Хаким 1/102 передал похожий хадис и сказал: «Достоверный хадис соответствующий условиям аль-Бухари и Муслима, но они не привели его».

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 120, «Сахих аль-Джами’» 6284, «Мишкат аль-масабих» 223.


[1] — Речь  идёт  об  обращении  к  знающему с просьбой разъяснить тот или иной аспект шариатского знания.

123 — Сообщается, что Зайд ибн Аркъам, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, часто говорил: “О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от бесполезного знания, и от сердца, не проявляющего смирения, и от души, которая не (может) насытиться, и от мольбы, которой не внемлют!”» /Аллахумма, инни а’узу бика мин ‘ильмин ля йанфа’у, ва мин къальбин ля йахша’у, ва мин нафсин ля ташба’у ва мин да’ватин ля йустаджабу ляха!/ Этот хадис передали Ахмад 4/371, Муслим 2722, ‘Абд бин Хумайд 267, ат-Тирмизи 3482, ан-Насаи 8/260, и он является частью хадиса.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 123, 826, «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 1286.

131 — Передают со слов сподвижника пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Джундуба ибн Абдуллах аль-Азди, да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Тот, кто учит добру других, но сам забывает его, подобен лампе, которая дает свет людям, но сжигает себя». Этот хадис передали ат-Табарани в «аль-Кабир» 1681 и Ад-Дыяъ аль-Макъдиси в «аль-Мухтара».

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 131, «Къияму рамадан», стр. 5.

141 — Сообщается, что Абу Умама сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Люди всегда сбивались с истинного пути, после того как становились на него, только из-за споров”, а затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал (следующий аят):Они приводят его тебе в пример только для того, чтобы поспорить[1]». Этот хадис передали Ахмад 5/252, ат-Тирмизи 3253, Ибн Маджах 48, Ибн Абу Дунья в «Китаб ас-Самт» 136, аль-Хаким 2/486, который сказал: «Достоверный хадис» и с ним согласился аз-Захаби.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 141, «Мишкат аль-масабих» 180, «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 5633.


[1] Сура «аз-Зухруф» 43:58.

143 – Передают со слов Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Спор относительно Корана — куфр» Этот хадис передали Ахмад 2/528, Абу Дауд 4603, Ибн Аби Шейба 10/52, аль-Хаким 2/223, Ибн Хиббан 1464.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим достоверным. См. «ар-Рауд ан-надир» 1121, 1125, «Мишкат аль-масабих» 236, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 143, «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 6687. 241

144 — Также его передали ат-Табарани и другие из хадиса Зайда ибн Сабита.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 144.

__________________________________________________

Имам Ибн Хиббан под главой «Допустимость в арабском языке называть какую-либо вещь сразу тем именем, которое является ее следствием» приведя слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Спор относительно Корана — куфр» сказал: «Если человек станет спорить в отношении Корана, то это приведет его, если только Аллах не убережет его, к тому, что он начнет сомневаться в иносказательных (муташабих) аятах. Поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, изначально назвал это действие неверием (чем и является отрицание аятов), поскольку спор является причиной ведущей к этому». См. «Сахих Ибн Хиббан» (4/324).

Конец Книги знания


Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s