Сахих Муслим. 12. Книга закята. Хадисы №№ 979-1078

Сахих Муслим

 Хадисы №№ 979-1078

12 — كتاب الزكاة

12 — Книга закята

41 — ( 997 )  حَدَّثَنَا قُتَيْبَةُ بْنُ سَعِيدٍ حَدَّثَنَا لَيْثٌ ح وَحَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ رُمْحٍ أَخْبَرَنَا اللَّيْثُ عَنْ أَبِى الزُّبَيْرِ عَنْ جَابِرٍ قَالَ أَعْتَقَ رَجُلٌ مِنْ بَنِى عُذْرَةَ عَبْدًا لَهُ عَنْ دُبُرٍ فَبَلَغَ ذَلِكَ رَسُولَ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم-. فَقَالَ « أَلَكَ مَالٌ غَيْرُهُ ». فَقَالَ لاَ. فَقَالَ « مَنْ يَشْتَرِيهِ مِنِّى ». فَاشْتَرَاهُ نُعَيْمُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ الْعَدَوِىُّ بِثَمَانِمِائَةِ دِرْهَمٍ فَجَاءَ بِهَا رَسُولَ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- فَدَفَعَهَا إِلَيْهِ ثُمَّ قَالَ « ابْدَأْ بِنَفْسِكَ فَتَصَدَّقْ عَلَيْهَا فَإِنْ فَضَلَ شَىْءٌ فَلأَهْلِكَ فَإِنْ فَضَلَ عَنْ أَهْلِكَ شَىْءٌ فَلِذِى قَرَابَتِكَ فَإِنْ فَضَلَ عَنْ ذِى قَرَابَتِكَ شَىْءٌ فَهَكَذَا وَهَكَذَا ». يَقُولُ فَبَيْنَ يَدَيْكَ وَعَنْ يَمِينِكَ وَعَنْ شِمَالِكَ.

[ ش ( عن دبر ) أي علق عتقه بموته فقال: أنت حر يوم أموت ]

رواه أحمد (3/305) ، ومسلم ‏(‏‏997)‏ ، وأبو داود ‏(‏‏3957)‏ ، والنسائي ‏(‏‏7/304)‏ ‏.‏

41 (997) — Передают, что Джабир сказал:

«Один человек из (рода) бану ‘узра[1] (завещал) освободить своего раба[2] после своей смерти. Это дошло до посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он спросил (человека): “Есть ли у тебя другое имущество, кроме этого (раба)?” Тот сказал: “Нет”. Тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) стал спрашивать: “Кто купит его у меня?” — и (этого раба) за восемьсот дирхемов купил Ну’айм ибн ‘Абдуллах аль-‘Адави. (После этого) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принёс (эти деньги бывшему владельцу раба) и отдал их ему, а потом сказал: “Начинай с себя и давай садакъу самому себе. Если что-нибудь останется, (расходуй это) на свою семью, если что-то останется (и после этого, израсходуй) что-нибудь на своих родственников, если же что-то останется (и после этого, расходуй) так и так” (и он стал делать знаки рукой, желая) сказать: “(Расходуй средства) перед собой, (а также) направо и налево”[3]». Этот хадис передали Ахмад 3/305, Муслим 997, Абу Дауд 3957, ан-Насаи 7/304.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 747.


[1] В другой версии этого хадиса сказано также «из числа ансаров, которого звали Абу Мазкур».

[2] В другой версии этого хадиса сказано также «по имени Я’куб».

[3] То есть расходуй их щедро.

69 — ( 1017 ) عن المنذر بن جرير عن أبيه قال:

كنا عند رسول الله صلى الله عليه و سلم في صدر النهار قال فجاءه قوم حفاة عراة مجتابي النمار أو العباء متقلدي السيوف عامتهم من مضر بل كلهم من مضر فتمعر وجه رسول الله صلى الله عليه و سلم لما رأى بهم من الفاقة فدخل ثم خرج فأمر بلال فإذن وأقام فصلى ثم خطب فقال { يا أيها الناس اتقوا ربكم الذي خلقكم من نفس واحدة } [ 4 / النساء / الآية 1 ] إلى آخر الآية { إن الله كان عليكم رقيبا } والآية التي في الحشر { اتقوا الله ولتنظر نفس ما قدمت لغد واتقوا الله } [ 59 / الحشر / الآية 18 ] تصدق رجل من ديناره من درهمه من ثوبه من صاع بره من صاع تمره ( حتى قال ) ولو بشق تمرة قال فجاء رجل من الانصار بصرة كادت كفه تعجز عنها بل قد عجزت قال ثم تتابع الناس حتى رأيت كومين من طعام وثبات رأيت وجه رسول الله صلى الله عليه و سلم يتهلل كأنه مذهبة فقال رسول الله صلى الله عليه و سلم: من سن في الإسلام سنة حسنة فله أجرها وأجر من عمل بها بعده من غير أن ينقص من أجورهم شيء ومن سن في الإسلام سنة سيئة كان عليه وزرها ووزر من عمل بها من بعده من غير أن ينقص من أوزارهم شيء

69 (1017) — Сообщается, что Джарир ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Однажды в начале дня, когда мы находились у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, к нему пришли полунагие люди, одетые в полосатые куски шерстяной ткани,[1] в которых они  проделали дыры для своих голов, и опоясанные мечами, и большинство их, а скорее всего все они были из племени мудар. При виде их нужды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, изменился в лице и зашёл (к себе домой), а потом он вышел оттуда и отдал приказ Билялу, который сначала произнес призыв к молитве, а потом объявил о её начале. И (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) совершил эту молитву, а потом обратился к людям с проповедью и сказал: “О люди! Бойтесь вашего Господа, создавшего вас из одного человека, и создавшего из него же пару ему и рассеявшего от них (по земле) множество мужчин и женщин. И бойтесь Аллаха (именем) которого вы просите друг друга, (и бойтесь разрыва) родственных связей(, ведь,) поистине, Аллах — Наблюдающий за вами!”[2] А затем (он прочитал) ещё один аят из (числа последних аятов) суры “Собрание”(, сказав): “О те, кто уверовал! Бойтесь Аллаха, и пусть посмотрит человек, что приготовил он для завтрашнего дня”[3] , — (после чего призвал): “Пусть же пожертвуют человек свой динар, или свой дирхем, или свою одежду, или са’ пшеницы или са’ фиников”, — (и он продолжал перечислять,) пока не сказал: “ … или хотя бы половинку финика”».

(Джарир) сказал: «И после этого один человек из числа ансаров принёс такой тяжёлый кошель с серебром, что едва мог держать его в своей руке, а вслед за ним один за другим потянулись другие люди, и в конце концов я увидел, что на земле образовались две кучи(, одну из которых составляла собой) еда (, а другую — ) одежда. И я увидел также, что лицо посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, засияло будто позолоченное и тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тот, кто положит начало какому-нибудь хорошему обычаю в исламе, получит награду за это, а также награду тех, кто станет придерживаться этого обычая после него, что не уменьшит их собственных наград ни на йоту. Тот же, кто положит начало  какому-нибудь дурному обычаю в исламе, понесёт на себе как бремя самого этого греха, так и бремя грехов тех, кто станет придерживаться этого обычая после него, что не уменьшит бремени их собственных грехов ни на йоту!”»

Этот хадис передали Муслим 1017, ан-Насаи 5/75, Ибн Маджах 203 и ат-Тирмизи 2675 (вкратце).Сахих

_________________________________

Шейх Сыддикъ Хасан Хан сказал: «На этот хадис и подобные ему в качестве довода опирались некоторые, что дозволено вносить в религию хорошее нововведение! Однако нет в этом хадисе никакого довода на это, поскольку под словами “сунна хасана” в этом хадисе речь идет о совершении деяний, основанном на уже узаконенной Сунне, берущей начало от пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а не совершение чего-либо нового, у чего нет основы». См. «ас-Сирадж аль-ваххадж» 10/420.

В хадисе под словами «хороший обычай», речь идёт о том, кто совершил что-либо благое из того, что установлено в Исламе, после чего за ним в этом последуют другие, т.е. о том, кто оживил Сунну. И в данном хадисе речь шла о милостыне (садакъа), которая является узаконенной в Исламе и имеет шариатскую основу, в отличие от различных нововведений. Ведь в хадисе говорится: «И после этого один человек из числа ансаров принес такой тяжелый кошель с серебром, что едва мог держать его в своей руке, а вслед за ним один за другим последовали и другие люди». Т.е. этот ансар был первым, кто отреагировал на призыв посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделать садакъа неимущим мусульманам, после чего его примеру последовали и другие мусульмане. Поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал после этого: «Тот, кто положит начало какому-нибудь хорошему обычаю в Исламе, получит за это награду, а также награду тех, кто станет совершать это после него, что нисколько не уменьшит их собственных наград».

Также то, что под «хорошим обычаем» речь идет о совершении Сунны понимается из подобного хадиса, переданного Абу Хурайрой, да будет доволен им Аллах: «Однажды один человек пришел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который стал побуждать людей дать ему милостыню. Один сказал: “Я имею то-то и то-то”, и не осталось ни одного человека в собрании, который не дал бы ему что-нибудь в качестве милостыни, много это было или мало. После чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Кто начал что-либо хорошее, в чем за ним последовали другие, тот получит полную награду, и награду тех, кто последовал за ним, что не уменьшит их собственной награды. А тот, кто совершил что-либо плохое, в чем за ним последовали другие, понесет полную ответственность за это, а также ответственность за тех, кто последовал за ним, что нисколько не уменьшит их греха”». Ибн Маджах 204. Хафиз аль-Бусайри и шейх аль-Албани подтвердили достоверность хадиса.

Таким образом, становится ясно, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не позволял никаких хороших нововведений в религии, и нет в этом хадисе никакого довода на это.

Во-первых, слово «Сунна» в словах: «ман санна сунна хасана» (кто положил начало хорошему делу), несет в себе языковое значение, а не шариатское. Т.е. в данном хадисе под словом «сунна» подразумевается: «обычай», «путь» «дело». И невозможно, чтобы слово «сунна» в этом хадисе несло шариатское значение, поскольку это означало бы, что в Исламе также есть и плохая Сунна. Ведь в таком случае слова: «ман санна сунна сайиа» (кто положит начало какому-нибудь дурному обычаю), означали бы то, что в Исламе есть и плохая Сунна, поскольку эти слова понимались бы так: «кто положит начало какой-нибудь плохой сунне…» По этой причине единственно правильное понимание этих слов: «хороший пример» и «плохой пример»!

Во-вторых, ни от кого из саляфов и ранних имамов не передается, чтобы они поняли слова «хорошее деяние (обычай)» в этом хадисе, как хорошее нововведение (бид’а хасана).

В-третьих, исходя из рассматриваемого хадиса нам стало известно, что никто ничего нового в религии не совершил, и что сподвижник сделал садакъа, за которым в этом последовали другие. Таким образом, он просто оживил установленную Сунну, как милостыня. По этой причине многие имамы приводили этот хадис под главой: «О награде того, кто оживил Сунну», как например, это сделал имам аль-Лялякаи в своей книге «Шарх усуль аль-и’тикъад».

И прекрасно разъясняет смысл обсуждаемого хадиса и подобных ему, другой хадис, схожий с ним по смыслу: «Тот, кто оживит мою Сунну, которую умертвили люди после меня, получит награду подобную тем, кто совершал эту Сунну, что не уменьшит их собственной награды! А тот, кто внесет нововведение, которое будут совершать люди, понесет на себе бремя этого, что не уменьшит и бремени тех, кто совершал нововведения!» Ибн Маджах 209, ат-Тирмизи 2677. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам аль-Багъави, имам Ибн Хаджар аль-Хайтами и шейх аль-Албани. См. «Сунан ат-Тирмизи» 3/128, «Шарху-с-Сунна» 1/198, «аз-Заваджир» 1/98, «Сахих Сунан Ибн Маджах».

Шейх Сыддикъ Хасан Хан после слов имама ан-Навави к обсуждаемому хадису, что нововведение делится на пять видов (обязательное, желательное, запретное, порицаемое и дозволенное), сказал: «В этом хадисе нет никакого указания на такое деление! Поистине, в этом хадисе люди не совершили ничего нового, а последовали примеру пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И нет никакого довода на то, что нововведение делится на пять видов. А кто последовал делению нововведения, не привел на это никакого довода!» См. «ас-Сирадж аль-ваххадж» 3/565.

Шейх Сафийю-р-Рахман аль-Мубаракфури в отношении слов: «Ман санна сунна хасана», сказал: «Т.е. тот, кто начал благое дело прежде других, как тот человек, который принес кошелек с серебром первым, став примером в благом для других. А что касается того, что его поступок был хорошим, то это известно из религии. И смысл хадиса не о том, кто внес в религию что-то хорошее, о чем не было до этого известно из религии, что это хорошо, поскольку то, что неизвестно из религии как нечто хорошее, никогда не будет хорошим! И это указывает на негодность того, чему последовали некоторые, как деление нововведения на хорошее и плохое. Поистине, любое нововведение – это заблуждение! Дело будет одно из двух: если оно хорошее, то но не может быть нововведением, а если это нововведение, то оно не может быть хорошим, даже если кому-то так кажется! Например, молитва – вещь весьма хорошая, однако добавление лишних рак’атов в обязательной молитве – вещь весьма плохая за совершение чего следует человеку каяться. Также слова «Мухаммад – посланник Аллаха», это очень хорошие слова, однако добавление этих слов в конце азана является плохой вещью, за совершение чего следует каяться. И таково положение во всех благих делах, ибо то, на что указал шариат – не заменяется, не увеличивается и не уменьшается. И не говорится на что-либо «хорошая», кроме как если это соответствует шариату!» См. «Миннатуль-мун’им фи шарх Сахих Муслим» 2/105.

Шейх Ибн ‘Усаймин относительно обсуждаемого хадиса сказал: «Сказавший: “Тот, кто положит начало какому-нибудь хорошему обычаю в Исламе” – это тот, кто также сказал: “Любое нововведение – это заблуждение”. И не может быть так, чтобы правдивейший пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал что-либо, что опровергает его другие слова, как и не может быть такого, чтобы между его словами было противоречие!

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Кто положит начало какому-нибудь хорошему обычаю”, а не сказал: “Кто внесет нововведение”. И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “положит начало какому-нибудь хорошему обычаю в Исламе”, а нововведения не из Ислама. И он сказал: “хорошее”, а нововведения не являются хорошими». См. «аль-Ибда’ фи камаль аш-шар’» 19-20.


[1] Имеется в виду, что никакой другой одежды на них не было.

[2] “Женщины”, 1.

[3] “Собрание”, 18.

48 — باب التحريض على قتل الخوارج

48 — Глава: Побуждение к убийству хариджитов

154 — ( 1066 ) عن سويد بن غفلة قال: قال علي:

إذا حدَّثتُكم عن رسولِ اللهِ صلَّى اللهُ عليه وسلَّمَ ، فلأن أَخِرَّ من السماءِ أحبُّ إليَّ من أن أقولَ عليه ما لم يقُلْ . وإذا حدَّثتُكم فيما بيني وبينكم فإنَّ الحربَ خَدعةٌ . سمعتُ رسولَ اللهِ صلَّى اللهُ عليه وسلَّمَ يقول: » سيخرجُ في أخرِ الزمانِ قومٌ أحداثُ الأسنانِ ، سُفهاءُ الأحلامِ ، يقولون من خيرِ قولِ البريَّةِ . يقرأون القرآنَ لا يجاوزُ حناجرَهم . يمرُقون من الدِّينِ كما يمرقُ السَّهمُ من الرَّميَّةِ . فإذا لقيتُموه فاقتُلوهم . فإنَّ في قتلِهم أجرًا لمن قتلهم عند اللهِ يومَ القيامةِ «

154 (1066) — Сообщается, что Сувайд ибн Гъафля сказал:

— (Однажды) ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда я передаю вам что-нибудь о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (знайте, что) я предпочитаю падение с неба (на землю) чем говорить то, что он не говорил, когда же я говорю о том, что касается только меня и вас, (то знайте, что) война — это обман. Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “В последние времена появятся люди молодые в годах, бестолковые в умах, которые станут произносить слова лучших созданий. Они будут читать Коран, но он не будет проходить дальше их горла, и они отойдут от ислама подобно выпущенной из лука стреле. И если вы встретите (таких), убивайте их, ибо, поистине, в День воскрешения Аллах вознаградит того, кто их убьёт”». Этот хадис передали Ахмад 1/131, аль-Бухари 3611, Муслим 1066, Абу Дауд 4767, ан-Насаи 7/119.

______________________________________________

Вахб ибн Мунаббих, да смилуется над ним Аллах, говорит: «Клянусь Аллахом, Аллах всегда разделял группу хариджитов в её худшем положении. Когда кто-либо из них поднимал знамя, Аллах всегда уничтожал его. Никогда община не объединялась вокруг хариджита. Если бы Аллах дал возможность осуществиться мнению хариджитов, на земле распространилось бы нечестие, паломничество к Дому Аллаха прекратилось бы, и человечество вернулось бы в невежество». См. «Тарих» Ибн Асакира 26/389.

Опираясь на хадисы, в которых содержится веление убивать хариджитов, учёные дозволяли сражение с бунтовщиками и разбойниками. Подтверждением на это служит также и аят Корана: «Воистину, те, которые сражаются против Аллаха и Его посланника и стремятся сотворить на земле нечестие, в воздаяние должны быть убиты или распяты, или у них должны быть отсечены накрест руки и ноги, или они должны быть изгнаны из страны. Это будет для них позором в этом мире, а в Последней жизни для них уготованы великие мучения» (аль-Маида, 5:33).
Также в истории о человеке, которого пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел убить, но которого ‘Али не нашел. Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если бы он был сегодня убит, то из моей общины никогда бы не разногласили даже два человека!» Абу Я’ля 6/340, ад-Даракъутни 2/54, Ибн Абу ‘Асым 938. Хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Албани подтвердили достоверность хадиса.
Опираясь на этот хадис, имам Малик и другие учёные считали дозволенным убийство приверженцев нововведений, которые призывали к своей ереси, чтобы избавить мусульман от их зла и смуты. После предоставления довода приверженцу нововведений, правитель мусульман может казнить его, если тот не откажется от своих еретических воззрений. Этого мнения придерживались многие имамы первых поколений. Так, например, сообщается, что правитель Халид ибн ‘Абдуллах аль-Къасри в день жертвоприношения казнил главу джахмитов аль-Джа’да ибн Дирхама и обратился к мусульманам со следующими словами: «О мусульмане, совершайте своё жертвоприношение, я же свое уже совершил, ибо я зарезал Джа’д ибн Дирхама, который говорил, что Аллах не делал Ибрахима Себе возлюбленным и что Аллах не разговаривал с Мусой!» аль-Бухари в «Халькъуль-аф’аль» 29, аз-Захаби в «ас-Сияр» 5/432.
Анас ибн Малик рассказывал: «В свое время люди из племени ‘Укъль прибыли к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и приняли Ислам. Находясь в Медине, они почувствовали недомогание, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел им какое-то пить мочу и молоко дойных верблюдиц. Они отправились, куда им было сказано, а когда выздоровели, они стали вероотступниками, убили пастуха пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и угнали верблюдов. В Медине об этом узнали в начале дня, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправил за ними погоню. К полудню их уже привели в Медину, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел отрубить им руки и ноги, и выжечь им глаза. Затем их оставили умирать». аль-Бухари 233, 4192, 6802, Муслим 1671.

155 — ( 1066 ) عن عَبِيدَة عن علي قال:

ذكر الخوارجَ فقال : فيهم رجلٌ مُخدَجُ اليدِ ، أو مُودَنُ اليدِ ، أو مَثْدونُ اليدِ ، لولا أن تبطُروا لحدَّثتُكم بما وعد اللهُ الذين يقتلونهم ، على لسانِ محمدٍ صلَّى اللهُ عليه وسلَّمَ . قال: قلتُ : آنتَ سمعتَه من محمدٍ صلَّى اللهُ عليه وسلَّمَ ؟ قال: إي . وربِّ الكعبةِ ! إي . وربِّ الكعبةِ ! إي . وربِّ الكعبةِ !

155 (1066) — ‘Абида (ас-Сальмани) передал о том, что (однажды) ‘Али (ибн Абу Талиб) упомянул хариджитов и сказал:

«Среди них есть человек с дефектом руки (или: с маленькой рукой), и если бы не стали вы проявлять жестокость, то я рассказал бы вам о том, что обещал Аллах языком Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, тем, кто станет убивать их».

(‘Абида) сказал: «Я спросил: “И ты слышал это от (самого) Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует!?” Он ответил: “Да, клянусь Господом Ка’абы! Да, клянусь Господом Ка’абы! Да, клянусь Господом Ка’абы!”» Этот хадис передали Ахмад 1/95, Муслим 1066, Ибн Маджах 167, Ибн Хиббан 6938.

8 thoughts on “Сахих Муслим. 12. Книга закята. Хадисы №№ 979-1078

  1. Во-первых брат, ассаляму алейка ва рахматуллах!
    Во-вторых, ты прав, здесь только три хадиса. Но я стараюсь по мере сил заполнять энциклопедию, ведь все это надо переводить с арабского на русский язык, проверять, оформлять и т.п. На это нужно очень много времени. Лучше обратись с мольбой за своего брата, чтобы он облегчил мне эту работу и чтобы остальные получили от этого пользу! Баракаллаху фийкум!

  2. Уа аляйкум ас салям уа рахматуЛЛахи уа баракатух,да простит меня Аллах дорогой брат .И да помилует он тебя и всех тех кто занимается распространением сунны. Извини , я ничего плохого не имел ввиду когда написал, но странно почему я салям не написал.Аллаху аль Мустаан

  3. Если нужна какая либо помощь , брат я готов помогать тем чем смогу

  4. Да простит Он всех нас и помилует! Благодарю брат за предложение, если что, скажу). Баракаллаху фийкум!
    Просто распространяйте хадисы с этого сайта по сетям, ватсапп и др., давайте ссылку другим, и это есть помощь и польза всем нам!

  5. Ассаламу 1алайкум Ахи да облегчит тебя Аллаh твой путь Ахи хотя я нахожусь тюрьме и я готов помочь чем смогу примерно деньгами надеюсь если я чуть копейку дам еще кто то даст Инша Аллаh и из этого получится нормальное сумма Инша Аллаh которое можно тратит на это дело ведь много люди берут пользу из этого сайта Маша Аллаh и я надеюсь остальные участники тоже если будет у них возможности поможет тебе Инша Аллаh!

  6. Хвала Аллаху за то, что есть такие мусульмане, которые стараются помочь Его религии, не смотря в каком трудном положении они находятся! Прошу Всевышнего Аллаха посредством Его прекрасных имён и атрибутов, чтобы Он ускорил твоё освобождение и вернул тебя домой! Что касается помощи брат то пока не нуждаюсь в этом. Баракаллаху фийкум!

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s