9. Книга брака

СУНАН ИБН МАДЖАХ

9 — كتاب النكاح

9 — Книга брака

Хадисы №№ 1845-2015

1882 — حدثنا جميل بن الحسن العتكي . حدثنا محمد بن مروان العتكي . حدثنا محمد بن مروان العقيلي . حدثنا هشام بن حسان عن محمد بن سيرين عن أبي هريرة قال : قال رسول الله صلى الله عليه و سلم:

( لا تزوج المرأة المرأة . ولا تزوج المرأة نفسها . فإن الزانية هي التي تزوج نفسها )
في الزوائد في إسناده جميل بن الحسين العتكي . قال فيه عبدان إنه فاسق يكذب يعني في كلامه . وقال ابن عدي لم أسمع أحدا تكلم فيه غير عبدان إنه لا بأس به ولا أعلم له حديثا منكرا . وذكره ابن حبان في الثقات . وقال يغرب . وأخرج له في صحيحه هو ابن خزيمة والحاكم . وقال مسلمة الأندلسي ثقة . وباقي رجال الإسناد ثقات
[ ش ( فإن الزانية هي التي تزوج نفسها ) أي مباشرة المرأة للعقد من شأن الزانية فلا ينبغي أن تتحقق المباشرة في النكاح الشرعي ] .
قال الشيخ الألباني : صحيح دون جملة الزانية

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير» 7298 : صحيح  دون جملة ( فإن الزانية هي التي تزوج نفسها )

1882 — Сообщается, что Абу Хурайра сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Женщина не выдает замуж женщину и не выдает женщина замуж саму себя. Поистине, прелюбодейкой является та, которая выдает замуж саму себя”. Этот хадис передали Ибн Маджах 1882, ад-Даракъутни 3/227, аль-Байхакъи 7/110. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, хафиз Ибн аль-Къаттан, имам Ибн Дакъикъуль-‘Идд и хафиз Ибн Хаджар.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным без слов: «Поистине, прелюбодейкой является …». См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 7298, «Ирвауль-гъалиль» 1841.

Коран, Сунна и мнение большинства ученых указывают на то, что никах без опекуна (вали) является недействительным! Что же касается мнения, что наличие опекуна у женщины не является условием действительности брака (никах), то является распространенным мнением в мазхабе ханафитов. Однако это ошибочное мнение, и оно противоречит аятам Корана, многим достоверным хадисам и мнению сподвижников. Более того, имам ат-Тахави в «Шарх ма’ани аль-асар» 2/4 передал, что такие большие имамы ханафитского мазхаба, как Абу Юсуф и Мухаммад ибн аль-Хасан считали, что никах без опекуна является недействительным.
Доказательство тому, что опекун является условием никаха:
Всевышний Аллах сказал: «Не выдавайте мусульманок замуж за многобожников, пока они не уверуют!» (аль-Бакъара 2: 221).
В этом аяте доказательство тому, что женщин выдают замуж мужчины, поскольку Аллах обратился к мужчинам, а не сказал женщинам: «Не выходите замуж за неверных!»
Хафиз Ибн Касир, объясняя этот аят сказал: «Не выдавайте за многобожников замуж верующих женщин!» См. «Тафсир Ибн Касир» 1/377.
Имам аль-Къуртуби сказал: «В этом аяте прямое доказательство на то, что нет никаха без опекуна!» См. «Тафсир аль-Къуртуби» 4/49.
Всевышний Аллах также сказал: «Женитесь на них с разрешения их семей» (ан-Нисаъ 4: 25).
Имам аль-Багъави сказал: ««Женитесь на них», т.е. невольницах, «с разрешения их семей», т.е. с разрешения их опекунов». См. «Тафсир аль-Багъави» 1/416.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил, не делая никаких исключений: «Нет никаха без опекуна». Абу Дауд, Ахмад, Ибн Маджах. См. «Сахих аль-джами’» 7555. Имамы единогласны в достоверности этого хадиса. Достаточно того, что имамы Ахмад, Яхъя ибн Ма’ин и аль-Бухари подтвердили его достоверность. И этот хадис относится к категории мутауатир (хадис, передающийся множеством путей).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Женщина не выдает замуж женщину и не выдает замуж саму себя», а Абу Хурайра, передавая эти слова, добавил: “Любая женщина, выдавшая замуж саму себя, является прелюбодейкой”. Ибн Маджах 1882, ад-Даракъутни 3/227. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу Иса ат-Тирмизи, хафиз Ибн аль-Къаттан, имам Ибн Дакъикъуль-Идд, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Албани.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Какая бы женщина ни вышла замуж без дозволения опекуна, ее брак недействителен. Ее брак недействителен. Ее брак недействителен!» Абу Дауд 2083, ат-Тирмизи 1/209. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Ма’ин, имам Абу ‘Авана, имам Ибн аль-Джаузи и шейх аль-Албани. См. «аль-Ирвауль-гъалиль» 1840.
Ма’къаль ибн Ясар рассказывал: «Когда-то я выдал свою сестру замуж за одного человека; и через некоторое время он развелся с ней, а по истечении положенного для нее срока (‘идда) он снова пришел просить ее руки, но я сказал ему: “Я выдал ее за тебя замуж, сделал ее твоей женой и оказал тебе честь, ты же дал ей развод, а потом пришел просить ее руки! Нет, клянусь Аллахом, она никогда не вернется к тебе!” Однако он был неплохим человеком, да и женщина хотела вернуться к нему, а потом Аллах ниспослал аят, в котором сказано: “не препятствуйте им”, и тогда я сказал: “Сейчас я сделаю это, о посланник Аллаха!” Передатчик этого хадиса сказал: «И он снова выдал свою сестру замуж за него». аль-Бухари 5130.
Имам аль-Багъави сказал: «В этом хадисе указание на то, что никах недействителен кроме как с согласия опекуна. И если бы эта женщина могла выйти замуж за него сама, то она не ждала бы согласия своего брата!» См. «Шарху-с-Сунна» 9/45.
Имам аль-Багави также сказал: «Тексты хадисов о необходимости опекуна (при никахе) являются обобщенными, которые не делают никаких разграничений и конкретизаций!» См. «Шарху-с-Сунна» 9/42.
Хафиз Ибн Хаджар писал: «Ибн аль-Мунзир говорил, что не знает в этом вопросе (необходимости опекуна) разногласий среди сподвижников!» См. «Фатх аль-Бари» 9/187.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр говорил: «Коран и Сунна указывают на то, что нет никаха без валия, поэтому нет смысла у того, что противоречит этому!» См. «ат-Тамхид» 19/90.
Открытие дверей этому ошибочному мнению, что дозволено выходить замуж без опекуна, породило множество вреда и порочности, не считая того, что брак без опекуна недействительный и это является прелюбодеянием.
Что касается валия, который выдает замуж девушку, то им является ее отец, дед по отцу, братья отца, ее братья, сыновья дядь и т.д.
Имам Ибн Хазм сказал: «Не дозволено женщине выходить замуж без согласия опекуна, девственницей она является или нет! А уали – это ее отец, братья, дед, дяди по отцу, или сыновья дяди. Но выдает тот, кто ближе к ней (т.е. сначала отец, если нет, то дед, если нет, то брат и т.д.) И сын не является уалием для женщины». См. «аль-Мухалля» 9/451.
Что касается сына, может ли он выдать мать замуж или нет, то в этом вопросе есть разногласие среди ученых.
Имам аль-Маварди сказал: «Валием при никахе у женщины является ее отец, затем отец по отцу (дед), затем ее брат, затем ее сын». См. «аль-Икъна’» 1/124.
Имам аль-Байхакъи в своем сборнике хадисов писал: «Глава о том, что неверный не может быть валием для мусульманки!» См. «Сунан аль-Кубра» 7/139.
Что делать женщине, если у нее нет уалия?!
Пророк (мир еум и благословение Аллаха) сказал: «Правитель мусульман валия для того, у кого нет валия!» Ибн Маджах 1880, Ибн Абу Шейба 2/372. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
А что делать, если женщина проживает в стране неверных?!
Имам Ибн Къудама говорил: «Если у женщины нет валия и нет в этой местности правителя мусульман, то от имама Ахмада передается, что ее замуж выдает достойный человек с ее согласия». См. «аль-Мугъни» 9/362.
А шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил, что если у женщины нет валия, то ее выдает кто-либо из числа тех, кто обладает влиянием. См. «аль-Ихтиярат» 350.
Т.е. как самый обладающий знаниями в этой местности, к кому жители обращаются со своими вопросами, или глава селения и т.д.

( 43 ) باب تزويج العبد بغير إذن سيده

17 — Глава: Женитьба раба без позволения своего господина

1959 — حدثنا أزهر بن مروان . حدثنا عبد الوارث بن سعيد . حدثنا القاسم بن بعد الواحد عن عبد الله بن محمد بن عقيل عن ابن عمر قال: قال رسول الله صلى الله عليه و سلم:

( إذا تزوج العبد بغير إذا سيده كان عاهرا )
في الزوائد هذا إسناده حسن . والحديث رواه أبو داود والترمذي من حديث جابر
[ ش ( عاهرا ) أي زانيا ] .
قال الشيخ الألباني : حسن

قال الشيخ الألباني في  « إرواء الغليل » 1933 : حسن . أخرجه أبو داود ( 2078 ) والترمذي ( 1 / 207 ) والدارمي ( 2 / 152 ) وابن ماجه ( 1959 ) والطحاوي في » المشكل » ( 3 / 297 ) وابن عدي في » الكامل » ( 88 / 2 ) وأبو نعيم ( 7 / 333 ) والحاكم

( 2 / 194 ) والبيهقي ( 7 / 127 ) وأحمد ( 3 / 301 و 377 و 382 ) من طرق عن عبد الله ابن محمد بن عقيل عن جابر به ، وقال الترمذي : » حديث حسن » . وقال الحاكم : » صحيح الاسناد » . . ووافقه الذهبي . والصواب قول الترمذي للخلاف المعروف في ابن عقيل . ( تنبيه ) انقلب إسناد الحديث على بعض الرواة عند ابن ماجه فجعل ابن عمر مكان جابر ، وإسناده هكذا : حدثنا أزهر بن مروان : ثنا عبد الوارث بن سعيد ثنا القاسم بن عبد الواحد عن عبد الله بن محمد بن عقيل عن ابن عمر ! وجرى البوصيري على ظاهره ، فقال في » زوائده » ( ق 123 / 2 ) : » هذا إسناد حسن ، رواه أبو داود والترمذي من حديث جابر بن عبد الله » . وخفي عليه أنه خطأ ، وهو عندي من شيخ ابن ماجه أزهر بن مروان ، فإنه ليس بالمشهور كثيرا ، وغاية ما ذكر فيه الخزرجي في » الخلاصة » : » قال ابن حبان : مستقيم الحديث » . وأورده ابن أبي حاتم ( 1 / 1 / 315 ) ولم يذكر فيه جرحا ولا تعديلا وقال الحافظ في » التقريب » : » صدوق » فمثله لا يحتج به عند المخالفة . وقد خالفه عبد الصمد بن عبد الوارث بن سعيد ، فقال : حدثني أبي . . . فذكره بإسناد إلى جابر . أخرجه الحاكم . وكذلك رواه همام بن يحيى عن القاسم بن عبد الواحد به . أخرجه أحمد والبيهقي . وكذلك رواه جماعة آخرون عن ابن عقيل به . فثبت بذلك خطأ رواية ابن ماجه . والله الموفق .

1959 — Сообщается, что Ибн ‘Умар сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если  подневольный раб женится без позволения своего господина, он станет  прелюбодеем”». Этот хадис передали Ахмад 3/301, 377, 382, Абу Дауд 2078, ат-Тирмизи 1111, ад-Дарими 2233, Ибн Маджах 1959, ат-Тахави в «аль-Мушкиль» 3/297, Ибн ‘Ади в «аль-Камиль» 2/88, Абу Ну’айм 7/333, аль-Хаким 2/194, аль-Байхакъи 7/127.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим в «Ирвауль-гъалиль» 1933, и достоверным в «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 2733.

1960 — حدثنا محمد بن يحيى وصالح بن محمد بن يحيى بن سعيد . قالا حدثنا أبو غسان مالك بن إسماعيل . حدثنا مندل عن ابن جريح عن موسى بن عقبة عن نافع عن ابن عمر قال: قال رسول الله صلى الله عليه و سلم:

( أيما عبد تزوج بغير إذا مواليه فهو زان )
في الزوائد في إسناده مندل وهو ضعيف .
قال الشيخ الألباني : حسن لغيره

قال الشيخ الألباني في  « إرواء الغليل » 6/353 : رواه مندل بن علي عن ابن جريج عن موسى بن عقبة عن نافع به مرفوعا . أخرجه الدارمي (2234) وابن ماجه ( 1960 ) . قلت : ومندل ضعيف . وابن جريج مدلس وقد عنعنه .

1960 Сообщается, что Ибн ‘Умар сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Любой подневольный раб, который женился без позволения своего господина, является прелюбодеем”». Этот хадис передали Абу Дауд 2079, Ибн Маджах 1960, ад-Дарими 2234.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 814, «Ирвауль-гъалиль» 6/353.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s