Сунан ат-Тирмизи. 2. Главы о молитве. Хадисы №№ 149-616

Сунан ат-Тирмизи

بسم الله الرحمن الرحيم

2 — أبواب الصلاة

عن رسول الله صلى الله عليه و سلم

2 — Главы о молитве

Хадисы №№ 149-616

177 — حدثنا قتيبة حدثنا حماد بن زيد عن ثابت البناني عن عبد الله بن رباح [ الأنصاري ] عن أبي قتادة قال:

ذكروا للنبي صلى الله عليه و سلم نومهم عن الصلاة ؟ فقال إنه ليس في النوم تفريط إنما التفريط في اليقظة فإذا نسي أحدكم صلاة أو نام عنها فليصلها إذا ذكرها

وفي الباب عن ابن مسعود و أبي مريم و عمران بن حصين و جبير بن مطعم و أبي جحيفة [ وأبي سعيد ] و عمرو بن أمية الضمري و ذي مخبر [ ويقال ذي مخمر ] وهو ابن أخي النجاشي .

قال أبو عيسى: وحديث أبي قتادة حديث حسن صحيح . وقد اختلف أهل العلم في الرجل ينام عن الصلاة أو ينساها فيستيقظ أو يذكر وهو في غير وقت صلاة عند طلوع الشمس أو عند غروبها فقال: يصليها إذا استيقظ أو ذكر وإن كان عند طلوع الشمس أو غروبها وهو قول أحمد و إسحق و الشافعي و مالك وقال بعضهم لا يصلي حتى مطلع الشمس أو تغرب .
قال الشيخ الألباني : صحيح  

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير» 807 : صحيح  

قال الشيخ الألباني في صحيح سنن ابي داود 2/332 : أخرجه النسائي (1/100- 101) ، والترمذي (1/335) ، وابن ماجه (1/236- 237) ، والطحاوي (1/270) عن حماد بن زيد عن ثابت… بهذا. وقال الترمذي: » حديث حسن صحيح «. وأخرجه أحمد (5/302) من طريق قتادة عن عبد الله بن رباح عن أبي قتادة… نحوه مطولا. وإسناده صحيح على شرط مسلم. وله طريق أخرى عن أبي قتادة، .

177 — Сообщается, что Абу Къатада сказал:

«(Люди) спросили пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о пропускании молитвы из-за сна и он сказал: “Сон не является упущением (халатностью), но упущение (происходит) при бодрствовании[1]. Поэтому, если кто-то из вас забудет совершить молитву или проспит её, пусть совершит её, когда вспомнит о ней».

В это главе передаются также хадисы от Ибн Мас’уда, Абу Марьяма, ‘Имрана ибн Хусайна, Джубайра ибн Мут’има, Абу Джухайфы, Абу Са’ида, и др.

Абу ‘Иса (ат-Тирмизи) сказал: «Хадис Абу Къатады, хадис хороший достоверный. Ученые разошлись во мнениях относительно человека, который проспал или забыл про молитву и который просыпается или вспоминает о ней, когда время молитвы закончилось и солнце встает или заходит. (Некоторые) сказали: “Он совершает ее, когда просыпается или вспоминает о ней, даже если это случилось при восходе или заходе солнца”, и это мнение Ахмада, Исхакъа, аш-Шафи’и и Малика. Некоторые из них сказали: “Он не совершает ее, пока солнце не взойдет или не закатится”».

Этот хадис передали Муслим 681, Абу Дауд 441, ат-Тирмизи 177, ан-Насаи 1/294, ат-Тахави 1/270, Ахмад 5/302.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 807, «Сахих Сунан Абу Дауд» 2/332.


[1] В другой версии сказано: «…но упущение (происходит) при бодрствовании когда молитва откладывается до тех пор, пока не наступит время следующей молитвы».

262 — باب ما جاء إذاحضر العشاء وأقيمت الصلاة فابدؤا بالعشاء

262 — Глава, в которой сказано: «Когда подадут ужин и объявят о начале молитвы, то начинайте ужинать».

353 — حدثنا قتيبة حدثنا سفيان [ بن عيينة ] عن الزهري عن أنس يبلغ به النبي صلى الله عليه و سلم قال :

إذا حضر العشاء وأقيمت الصلاة فابدؤا بالعشاء
[ قال ] وفي الباب عن عائشة و ابن عمر و سلمة بن الأكوع و أم سلمة
قال أبو عيسى حديث أنس حديث [ حسن ] صحيح
وعليه العمل عند بعض أهل العلم من أصحاب النبي صلى الله عليه و سلم منهم أبو بكر و عمر و ابن عمر
وبه يقول أحمد وإسحق يقولان يبدأ بالعشاء وإن فاتته الصلاة في الجماعة
[ قال أبو عيسى ] سمعت الجارود يقول سمعت وكيعا يقول [ في [ هذا [ الحديث ] [ يبدأ بالعشاء ] إذا كان طعاما يخاف فساده
والذي ذهب إليه [ بعض ] أهل العلم من أصحاب النبي صلى الله عليه و سلم وغيرهم أشبه بالاتباع
وإنما أرادوا أن لا يقوم الرجل إلى الصلاة وقلبه مشغول بسبب شيء
وقد روي عن ابن عباس أنه قال لا نقوم إلى الصلاة وفي أنفسنا شيء
قال الشيخ الألباني : صحيح

353 — Передают со слов Анаса о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если принесут ужин и (в это время) объявят о начале молитвы, начинайте ужинать».

(Абу ‘Иса ат-Тирмизи) сказал: «В этой главе передаются так же хадисы от ‘Аиши, Ибн ‘Умара, Салямы ибн Аква’а и Умм Салямы».

Абу ‘Иса (ат-Тирмизи) сказал: «Хадис Анаса хороший достоверный. В соответствии с ним поступали некоторые ученые из числа сподвижников пророка, среди которых Абу Бакр, ‘Умар и Ибн ‘Умар. Об этом же говорили Ахмад и Исхакъ, которые сказали: “Следует начинать ужинать, даже если (человек) пропустит коллективную молитву”».

Абу ‘Иса (ат-Тирмизи) сказал: «Я слышал, как аль-Джаруд говорил: “Я слышал, как Ваки’ (относительно этого хадиса) говорил: “(Начинают ужинать) если есть опасение того, что еда испортится”. Некоторые обладатели знания из числа сподвижников пророка и другие придерживались такого мнения, что человеку не следует становиться на молитву, когда его сердце занято чем-то (другим, помимо молитвы). От Ибн ‘Аббаса сообщается, что он сказал: “Мы не становимся на молитву, когда у нас в душе есть что-то (что отвлекает от молитвы)”».

Этот хадис передали Ахмад 3/110, аль-Бухари 5463, Муслим 557, ат-Тирмизи 353, ан-Насаи 2/111, Ибн Маджах 933 со слов Анаса; аль-Бухари 5463, Муслим 559, Ибн Маджах 934 со слов Ибн ‘Умара; аль-Бухари 671, 5465 и Ибн Маджах 935 со слов ‘Аиши; Ахмад 4/49 и ат-Табарани 6250 со слов Салямы ибн аль-Аква’; ат-Табарани 12142 со слов Ибн ‘Аббаса.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир»  374.

354 — وروي عن ابن عمر : عن النبي صلى الله عليه و سلم أنه قال :

إذا وضع العشاء وأقيمت الصلاة فابدؤا بالعشاء قال : وتعشى ابن عمر وهو يسمع قراءة الإمام

[ قال ] : حدثنا بذلك هناد حدثنا عبدة عن عبيد الله عن نافع عن ابن عمر

رواه أحمد (2/20) ، والبخاري ‏(‏‏673)‏ ، ومسلم ‏(‏‏559)‏ ، وأبو داود ‏(3757‏‏)‏ ، والترمذي ‏(354‏‏)‏ ، وابن ماجه ‏(934‏‏)‏ .‏

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير» 831 : صحيح    

354 — Передают со слов Ибн ‘Умара о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если подадут ужин и (в это время) объявят о начале молитвы, пусть не встает, пока не закончит (ужинать)».

(Передатчик этого хадиса) сказал: «И Ибн ‘Умар продолжал ужинать в то время, когда он слышал чтение имама». Этот хадис передали Ахмад 2/20, аль-Бухари 673, Муслим 559, Абу Дауд 3757, ат-Тирмизи 354 и Ибн Маджах 934.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 831.

501 — حدثنا عبد بن حميد ومحمد بن مدويه قالا حدثنا الفضل بن دكين حدثنا إسرائيل عن ثوير عن رجل من أهل قباء عن أبيه وكان من أصحاب النبي صلى الله عليه و سلم قال :

أمرنا النبي صلى الله عليه و سلم أن نشهد الجمعة من قباء

[ وقد روي عن أبي هريرة عن النبي صلى الله عليه و سلم في هذا ولا يصح ]

قال أبو عيسى هذا حديث لا نعرفه إلا من هذا الوجه ولا يصح في هذا الباب عن النبي صلى الله عليه و سلم شيء وقد روي عن أبي هريرة عن النبي صلى الله عليه و سلم [ أنه ] قال الجمعة على من آواه الليل إلى أهله وهذا حديث إسناده ضعيف إنما يروى من حديث معارك بن عباد عن عبد الله بن سعيد المقبري وضعف يحيى بن سعيد القطان عبد الله بن سعيد المقبري في الحديث

[ قال ] واختلف أهل العلم على من تجب الجمعة . فقال بعضهم: تجب على من آواه الليل إلى منزله . وقال بعضهم: لا تجب الجمعة إلا على من سمع النداء . وهو قول الشافعي وأحمد وإسحق .

قال الشيخ الألباني : ضعيف الإسناد

501 — Передают от одного человека из числа жителей Къубаъ, передавшего со слов своего отца, который был сподвижником пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Он сказал:

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел нам присутствовать на пятничной молитве, (отправляясь на неё в Медину) из (местности под названием) Къубаъ».

Относительно этой (темы) передаётся хадис Абу Хурайры от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, но он является недостоверным.

Абу ‘Иса (ат-Тирмизи) сказал: «Этот хадис мы знаем только по этому пути и в этой главе нет ничего достоверного от пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И от Абу Хурайры передаётся о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Пятничная молитва/джуму’а/ обязательна для того, кто к ночи сможет вернуться к своей семье (после завершения джуму’а)”. Иснад этого хадиса слабый. Он передаётся из хадиса Му’арика ибн ‘Аббада от ‘Абдуллы ибн Са’ида аль-Макъбари, и Яхйа ибн Са’ид аль-Къаттан назвал слабым в хадисах ‘Абдуллу ибн Са’ида аль-Макъбари».

(Абу ‘Иса ат-Тирмизи также) сказал: «Учёные разошлись в вопросе, для кого именно является обязательным совершение пятничной молитвы. Некоторые из них сказали: “Джуму’а обязательна для того, кто к ночи сможет вернуться к себе домой (после завершения джуму’а)”. Другие сказали: “Джуму’а не обязательна кроме как для того, кто слышал призыв (азан)”. И это мнение аш-Шафи’и, Ахмада и Исхакъа (ибн Рахавайха)».

Шейх аль-Албани сказал: «Его иснад слабый».

379 — باب [ ما جاء ] فيمن نعس يوم الجمعة أنه يتحول من مجلسه

379 — Глава: О том, что тот, кого одолевает дремота во (время) пятничной (молитвы) пересаживается со своего места

526 — حدثنا أبو سعيد الأشج حدثنا عبدة بن سليمان وأبو خالد الأحمر عن محمد بن إسحق عن نافع عن ابن عمر عن النبي صلى الله عليه و سلم قال :

إذا نعس أحدكم يوم الجمعة فليتحول من مجلسه [ ذلك ]
قال أبو عيسى هذا حديث حسن صحيح
قال الشيخ الألباني : صحيح

رواه  أحمد ( 2 / 22 , 32 ) وأبو داود ( 1119 ) والترمذي ( 2 / 404 ) وابن خزيمة ( 1716 ) وابن حبان ( 2792 ) والحاكم ( 1 / 291 ) والبيهقي

( 3/237 ) وأبو نعيم في » أخبار أصبهان » ( 2 / 186 ) .

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير» 809 : صحيح

قال الشيخ الألباني في « السلسلة الصحيحة » 468 : صحيح

قال الشيخ الألباني في« مشكاة المصابيح » 1394 : صحيح  

526 — Передают со слов Ибн ‘Умара о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

«Если (во время) пятничной (молитвы) кого-то из вас одолеет дремота, пусть пересаживается со своего места (на другое)”».

Абу ‘Иса (ат-Тирмизи) сказал: «Этот хадис хороший достоверный.».

Этот хадис передали Ахмад 2/22, 32, Абу Дауд 1119, ат-Тирмизи 526, Ибн Хузайма 1716, Ибн Хиббан 2792, аль-Хаким 1/291, аль-Байхакъи 3/237, Абу Ну’айм в «Ахбару Асбахан» 2/186.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 809, «Сильсиля ас-сахиха» 468, «Мишкат аль-масабих» 1394.

5 thoughts on “Сунан ат-Тирмизи. 2. Главы о молитве. Хадисы №№ 149-616

  1. Ассаляму алейкум ва рахматуЛляхи ва баракатух. Помогите найти достоверность хадиса:Изречения Посланника Аллаха (соллаллаху алейхи ва саллям):
    «Будут прощены прегрешения того, кто регулярно выполняет намаз-духа. Кто выполняет 2 ракаатанамаза-духа, тот не будет считаться ленивым; кто выполняет 4 ракаата- тот будет среди преданных; кто выполняет 6 ракаатов, тот будет свободен от всех волнений в течение всего этого дня; кто выполняет 8 ракаатов, тот будет среди благочестивых, а тому, кто выполняет 12 ракаатов, Аллах построит в Раю дворец из золота.»
    (передали Ибн Маджа, Тирмизи)

  2. Ассаляму алейкум ва рахматуЛляхи ва баракатух. Помогите найти достоверность хадиса:Изречения Посланника Аллаха (соллаллаху алейхи ва саллям):
    «Будут прощены прегрешения того, кто регулярно выполняет намаз-духа. Кто выполняет 2 ракаатанамаза-духа, тот не будет считаться ленивым; кто выполняет 4 ракаата- тот будет среди преданных; кто выполняет 6 ракаатов, тот будет свободен от всех волнений в течение всего этого дня; кто выполняет 8 ракаатов, тот будет среди благочестивых, а тому, кто выполняет 12 ракаатов, Аллах построит в Раю дворец из золота.» (передали Ибн Маджа, Тирмизи)

    С таким текстом ат-Тирмизи и Ибн Маджах этот хадис не приводят. Они передали только последнюю её часть:
    «Для того, кто совершит дополнительную утреннюю молитву /духа/ из двенадцати рак’атов, Аллах возведет дворец из золота в раю».
    Но этот хадис является слабым, о чём сказал шейх аль-Албани. См. «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 5658.
    Что касается всего этого хадиса, то с таким текстом его передал ат-Табарани в «аль-Кабир».
    Но хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Албани назвали этот хадис слабым. См. «Фатхуль-Бари» 3/65, «Да’иф ат-таргъиб ва-т-тархиб» 405.
    Аллаху а1лям!

  3. ас Саляму алейкум уа рахматуЛЛАХИ уа баракатух!братья помогите найти хадис у Тирмизи от Абдуллаха ибн Аббаса !что пророк салляллаху алейхи уа саллям совершал намаз в 4ре раката перед пятничной хутбой!так делает наш имам и я спросил у него довод и он ссылается на то что я привел выше!я читал статью что это нововедение но надо ему это довести просто если есть хадис слабый то нужны имена мухадисов которые назвали этот хадис слабым если вообще такой есть!джазакАллаху хайран

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s