Сунан ат-Тирмизи. 49. Книга обращений к Аллаху с мольбами. Хадисы №№ 3370-3604

Сунан ат-Тирмизи

Хадисы №№ 3370-3604

49 — كتاب الدعوات عن رسول الله صلى الله عليه و سلم

49. Книга обращений с мольбами

1 — Глава: Что сказано о достоинстве обращения с мольбой

3370 — حدثنا عباس بن عبد العظيم العنبري وغير واحد قالوا حدثنا أبو داود الطيالسي حدثنا عمران القطان عن قتادة عن سعيد بن أبي الحسن عن أبي هريرة رضي الله عنه : عن النبي صلى الله عليه و سلم قال:

ليس شيء أكرم على الله تعالى من الدعاء
قال أبو عيسى هذا حديث حسن غريب لا نعرفه مرفوعا إلا من حديث عمران القطان و عمران القطان هو ابن داود ويكنى أبو العوام
حدثنا محمد بن بشار حدثنا عبد الرحمن بن مهدي عن عمران القطان بهذا الإسناد نحوه
قال الشيخ الألباني : حسن

3370 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Нет ничего достойнее перед Всевышним Аллахом, чем мольба/ду’а/». Этот хадис передали Ахмад 2/362, аль-Бухари в «Адаб аль-Муфрад» 712, Ибн Маджах 3829, ат-Тирмизи 3370, Ибн Хиббан в своем «Сахихе» 870, аль-Хаким 1/666.

Шейх  аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 5392, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1629. 5/455

_______________________________________________

Аш-Шаукани, да смилуется над ним Аллах, сказал по поводу этого хадиса: «Есть мнение, что это доказывает могущество Аллаха и беспомощность взывающего с мольбой. Можно сказать даже более того: так как мольба является поклонением или даже мозгом поклонения, как об этом говорилось ранее, то естественно, что это самое достойное дело перед Аллахом. Ведь Аллах создал творения именно для того, чтобы они поклонялись Ему, как об этом сказал Всевышний Аллах:

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». (51:56)[1]».


[1] См. «Пособие для поминающих» стр. 30.

باب 53  — ما يقول إذا رأى رؤيا يكرهها

53 — Глава: Что говорят в случае, когда видят сон, который не понравится

3453 — حدثنا قتيبة حدثنا بكر بن مضر عن ابن الهاد عن عبد الله بن خباب عن أبي سعيد الخدري : أنه سمع رسول الله صلى الله عليه و سلم يقول:

إذا رأى أحدكم الرؤيا يحبها فإنما هي من الله فليحمد الله عليها وليحدث بما رأى وإذا رأى غير ذلك مما يكره فإنما هي من الشيطان فليستعذ بالله من شرها ولا يذكرها لأحد فإنها لا تضره
قال وفي الباب عن أبي قتادة
قال وهذا حديث حسن صحيح غريب من هذا الوجه
و ابن الهاد اسمه يزيد بن عبد الله بن أسامة بن الهاد المدني وهو ثقة روى عنه مالك والناس
قال الشيخ الألباني : صحيح

3453 — Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, о том, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

«Если кто-нибудь из вас увидит сон, который ему понравится, (это значит, что) он только от Аллаха, так пусть же он воздаёт Аллаху хвалу за него и рассказывает то, что видел (другим), если же он увидит нечто иное, что ему не понравится, то это — от шайтана, пусть же он обращается за защитой к Аллаху от его зла и никому не рассказывает его, и тогда он ему не повредит».

(Ат-Тирмизи) сказал: «В этой главе приводится также хадис от Абу Къатады.

(Ат-Тирмизи) сказал: «Этот хадис хороший достоверный неизвестный по этому пути». Этот хадис передали Ахмад 3/8, аль-Бухари 7043 и ат-Тирмизи 3453.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 549.

3481 — عن أبي هريرة قال :

جاءت فاطمةُ إلى النبيِّ صلَّى اللهُ عليهِ وسلَّم تسألُه خادِمًا فقال لها قولي اللهم ربَّ السمواتِ السبعِ ورَبَّ العرشِ العظيمِ ربَّنا وربَّ كلِّ شيءٍ مُنْزِلَ التوراةِ والإنجيلِ والقرآنِ فالقَ الحَبِّ والنوى أعوذُ بك من شرِّ كلِّ شيءٍ أنت آخِذٌ بناصيتِهِ أنت الأولُ فليس قبلَك شيءٌ وأنت الآخِرُ فليس بعدَك شيءٌ وأنت الظاهرُ فليس فوقَك شيءٌ وأنت الباطنُ فليس دونك شيءٌ اقْضِ عني الدَّيْنَ وأَغْنِنِي من الفقرِ
قال هذا حديث حسن غريب وهكذا روى بعض أصحاب الأعمش عن الأعمش نحو هذا
وروى بعضهم عن الأعمش عن أبي صالح مرسل ولم يذكر فيه عن أبي هريرة

قال الشيخ الألباني : صحيح 

رواه الترمذي ‏(3481‏‏)‏ ، وابن حبان (966) .‏

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير » 4424 : صحيح

3481 — Сообщается, что Абу Хурейра сказал:

— (Однажды дочь пророка, да благословит его Аллах и приветствует,) Фатима пришла к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, прося у него прислугу, и он сказал ей: «Скажи: “О Аллах, Господь семи небес и Господь великого Трона, наш Господь и Господь всякой вещи, ниспославший Тору, Евангелие и Коран, расщепляющий зёрна и ядра! Я прибегаю к Тебе от зла всякой вещи, ибо всё (это) подвластно Тебе! Ты — Первый, и не было ничего до Тебя, Ты — Последний, и не будет ничего после Тебя! Ты — Побеждающий, и нет ничего над Тобой, и Ты — Скрытый, и нет ничего под Тобой, избавь меня от долгов и избавь меня от бедности!”» Этот хадис передали ат-Тирмизи 3481 и Ибн Хиббан 966.

Шейх аль-Албани и Шу’айб аль-Арнаут назвали хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 4424, «Тахкъикъ Сахих Ибн Хиббан» 3/246.

 

3513 — حدثنا قتيبة حدثنا جعفر بن سليمان الضبعي عن كهمس بن الحسن عن عبد الله بن بريدة عن عائشة قالت:

قلت يا رسول الله أرأيت إن علمت أي ليلة ليلة القدر ما أقول فيها ؟ قال قولي اللهم إنك عفو كريم تحب العفو فاعف عني
قال هذا حديث حسن صحيح
قال الشيخ الألباني : صحيح

رواه الترمذي 3513  وقال حديث حسن صحيح والحاكم 1/530 وقال صحيح على شرطهما .

3513 — Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«(Однажды) я спросила: “О посланник Аллаха, скажи, если я узнаю какая из ночей ночь предопределения, то что мне следует говорить?” Он сказал: “Говори: “О Аллах, поистине, Ты – Прощающий, Щедрый, Ты любишь прощать, так прости же меня!”» /Аллахумма, иннака ‘афуввун каримун, тухыббу-ль-‘афва, фа’фу ‘анни!/

(Абу ‘Иса ат-Тирмизи) сказал: «Этот хадис хороший достоверный».

Этот хадис передали Ахмад 6/171, ат-Тирмизи 3513, Ибн Маджах 3850, ан-Насаи в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 872-877, Ибн ас-Сунни в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 765 и аль-Хаким  1/530, который сказал: «Достоверный хадис соответствующий условиям аль-Бухари и Муслима».

Шейх аль-Албани назвали хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 4423, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 3391, «Мишкат аль-масабих» 2091.

______________________________________________________

Хафиз Ибн Раджаб, упомянув эти хадисы,[1] сказал: “Суфьян ас-Саури говорил: «Обращение с мольбами в Ночь предопределения любимее для меня, чем совершение молитв!» Смысл слов Суфьяна в том, что множество ду’а лучше, чем молитва, в котором мольба часто не произносится. Но если человек будет читать Коран и обращаться с ду’а, это будет лучше! Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершая ночные молитвы в Рамадан читал Коран размеренно и читая аят о милости, просил о ней, а читая аят про мучение, прибегал за защитой от него. И таким образом он объединял между молитвой, чтением Корана, мольбой и размышлением! Это является наилучшим и совершенным деянием в последние десять ночей Рамадана и в другие ночи”. См. “Лятаифуль-ма’ариф” 204.


[1] То есть вышеприведенный хадис и хадис из двух «Сахихов», в котором сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто проведет в молитве Ночь предопределения с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи». аль-Бухари 35, 37, 38, 1901, 2008, 2009, 2014, Муслим 760.

3528 — حدثنا علي بن حجر حدثنا إسماعيل بن عياش عن محمد بن إسحق عن عمرو بن شعيب عن أبيه عن جده : أن رسول الله صلى الله عليه و سلم قال:

إذا فرغ أحدكم في النوم فليقل أعوذ بكلمات الله التامات من غضبه وعقابه وشر عباده ومن همزات الشيطان وأن يحضرون فإنها لن تضره

قال: وكان عبد الله بن عمرو يعلمها من بلغ من ولده ومن لم يبلغ منهم كتبها في صك ثم علقها في عنقه
قال أبو عيسى هذا حديث حسن غريب
قال الشيخ الألباني : حسن دون قوله وكان عبدالله …

3528 — Сообщается, что ‘Амр ибн Шу’айб передал от своего отца, а тот от своего деда о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если кто-нибудь из вас испугается во сне, пусть скажет: “Прибегаю к совершенным словам Аллаха от гнева Его, и наказания Его, и зла рабов Его, и от наущений шайтанов и от того, чтобы они являлись ко мне”».

И ‘Абдуллах ибн ‘Амр учил этому своих детей достигших совершеннолетия, а для тех, кто не достиг этого возраста, он записывал эти слова на бумагу и вешал ему на шею.

Абу ‘Иса (ат-Тирмизи) сказал: «Этот хадис хороший неизвестный».

Этот хадис передали Ахмад 2/181, Абу Дауд 3893, ат-Тирмизи 3528, Ибн ас-Сунни в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 765, аль-Хаким 1/733, который сказал: «Иснад хадиса достоверный».

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим, исключая слова «И ‘Абдуллах ибн ‘Амр …». См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 701, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1601, «Мишкат аль-масабих» 2477.

_____________________________________________________

Ученые разошлись в достоверности этого хадиса. Например, шейх Ахмад Шакир назвал хадис достоверным.
В иснаде этого хадиса присутствует передатчик по имени Мухаммад ибн Исхакъ, который был известен как мудаллис. Так его описывали Ахмад, ад-Даракъутни и др. См. «Та’риф ахлю-т-такъдис» Ибн Хаджара.

Шейх аль-Албани сказал, что хадис хороший, однако без добавки о том, как поступал ‘Абдуллах ибн ‘Амр. См. «Тахкыкъ аль-Калим ат-таййиб» 44.

Ибн Исхакъ был мудаллисом и передал этот хадис в форме «‘ан ‘ан» во всех его путях передач, а это добавка по его мнению является отвергаемой, так как он (Ибн Исхакъ) был единственным, кто ее приводил. Но лучше всех об этом известно Аллаху! См. «Сильсиля ас-сахиха» 264.

Шейх аль-Мубаракфури в комментарии к этому хадису писал: «Шейх ‘Абдуль-Хаккъ ад-Дахляви в “аль-Лума’ат” сказал: “К этому иснаду, в котором говорится о вешании на шеи мальчиков амулетов, есть замечания. Что же касается вешания тех талисманов и амулетов, которые были из обрядов во времена джахилийи, то они являются запретными/харам/ без разногласий”». См. «Тухфатуль-Ахвази» 3658-3659.

Относительно добавки к этому хадису: «И ‘Абдуллах ибн ‘Амр …», шейх Салим аль-Хиляли пишет: «Его иснад до Ибн ‘Амра является недостоверным и на него нельзя опираться в позволении вешать амулеты со словами из Корана или чего-то другого, и в нем нет довода (на это). На это указывал аш-Шаукани в “Тухфату-з-закирин” (стр. 806), который сказал: “Уже было приведено то, что указывает на отсутствие дозволенности амулетов и на поступке ‘Абдуллы ибн ‘Амра не строится довод”. И это подтверждено, так как сподвижники, да будет доволен ими Аллах, запрещали подобное. Абу ‘Убайд в “Фадаиль-Къуран” (1/111) приводит с достоверным иснадом от Ибрахима ан-Наха’и, который сказал: “Они — то есть сподвижники — запрещали амулеты со словами Корана или с чем-то другим”. Это то, что является предпочтительным, так как не подтверждено подобного от пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Так же это приводит к оставлению Сунны чтения заклинаний при помощи “му’аввизат” и других. ВаЛлаху а’лям!». См. «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 1/251.

3537 — عن ابن عمر عن النبي صلى الله عليه و سلم قال:

إنَّ اللهَ يقبلُ توبةَ العبدِ ما لم يُغرغرْ

قال أبو عيسى هذا حديث حسن غريب
حدثنا محمد بن بشار حدثنا أبو عامر العقدي عن عبدالرحمن بهذا الإسناد نحوه
قال الشيخ الألباني : حسن

رواه وأحمد (2/132 و153) ، والترمذي ‏(‏‏3537)‏ ، وابن ماجه ‏(4253‏‏)‏ ، وابن حبان (628) ، والحاكم (4/257) ، والبيهقي في « شعب الإيمان » (7063)‏ .‏ وقال الترمذي: « حديث حسن غريب » . وقال الحاكم : « حديث صحيح الإسناد » ووافقه الذهبي .

قال الشيخ الألباني في « تخريج مشكاة المصابيح » 2282 : حسن

قال الشيخ الألباني في « صحيح الترغيب والترهيب » 3143 : حسن

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير» 1903 : حسن

3537 — Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, Аллах принимает покаяние раба до тех пор, пока он не начинает издавать предсмертные хрипы». Этот хадис передали Ахмад 2/132, 153, ат-Тирмизи 3537, Ибн Маджах 4253, Ибн Хиббан 628, аль-Хаким 4/257 и аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 7063.

Ат-Тирмизи сказал: «Хороший редкий хадис».

Аль-Хаким назвал хадис достоверным и с ним согласился аз-Захаби.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1903, «Тахридж мишкат аль-масабих» 2282, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 3143.

_______________________________________________________________________
Шейх аль-Мубаракфури о словах: «пока не начнет издавать предсмертные хрипы» сказал: «Т.е. пока душа не подошла к горлу». См. «Тухфатуль-ахвази» 9/518.

Имам ан-Навави, да одарит его Аллах Своей милостью, сказал в «Шарх Сахих Муслим»: «Учёные, да смилостивится над ними Аллах, единогласны в том, что покаяние принимается до тех пор, пока человек не начнёт издавать предсмертные хрипы, о чём сказано в хадисе. Существуют три столпа покаяния: оставление греха, сожаление о содеянном и твёрдое намерение не совершать подобное в будущем. Если человек раскаивается в грехе, а затем возвращается к нему, то его раскаяние не нарушается. Если он раскаивается в одном грехе, а затем совершает другой, то его раскаяние действительно. Это мнение людей истины, но му’тазилиты придерживаются других взглядов по этим двум вопросам».

Что касается хадиса от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, в котором сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда Аллах потопил фараона, он сказал: “Я уверовал в то, что нет божества, кроме Того, в Кого уверовали сыны Исраиля”. (Юнус 10:90). Джибриль сказал мне: “О Мухаммад, видел бы ты меня, как я брал морскую глину и затыкал рот фараона, опасаясь, что он скажет: “Ля иляха илля-Ллах”». Ахмад 1/309, ат-Тирмизи 3107, ат-Таялиси 2618. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2015.
Некоторые представители течений, отрицающих и не понимающих вопросы предопределения считали данный хадис недостоверным. Однако имам ‘Али ибн Мухаммад аль-Хазин в своём тафсире «Любаб ат-таъвиль» 3/423-424 сделал опровержение им, что сторонники ахлю-Сунна, верят в предопределение и в то, что Аллах ведёт прямым путем кого пожелает и вводит в заблуждение кого пожелает. И Аллах велел ангелу Джибрилю (мир ему) воспрепятствовать фараону произнести шахаду, так как не желал принимать веру фараона — праотца всех неверных.
Шейх аль-Мубаракфури сказал: «Учёные говорили, что иман фараона не был принят, поскольку вера и покаяния не принимаются, когда ангелы пришли за душой и когда постигает наказание!» См. «Тухфатуль-ахвази» 9/518.
Всевышний Аллах сказал: «Мы переправили сынов Исраиля через море, а фараон и его войско последовали за ними, бесчинствуя и поступая враждебно. Когда же фараон стал тонуть, он сказал: “Я уверовал в то, что нет божества, кроме Того, в Кого уверовали сыны Исраиля. Я стал одним из мусульман”. Только сейчас! А ведь раньше ты ослушался и был одним из распространяющих нечестие» (Юнус 10:90-91).
Т.е. мало того, что фараон был уже в предсмертном состоянии, так ещё и в наказании от Аллаха, после которого не принесёт пользу вера! Говоря о неверных, Аллах Всевышний сказал: «Когда они узрели Наше наказание, они сказали: “Мы уверовали в Единственного Аллаха и не веруем в тех, кого мы приобщали в сотоварищи к Нему!” Но не помогла им вера, когда они увидели Наше наказание» (Гъафир 40:84-85).
Имам аль-Багъави толкуя слова: «а когда приходит к нему смерть» сказал: «Т.е. когда он впал в смертельную агонию. Говорит:  “Поистине, теперь я раскаялся!” когда уже забирают его душу. В этом состоянии не принимается вера от неверного и покаяние от грешника. Всевышний Аллах сказал: “Но не помогла им вера, когда они увидели Наше наказание». Поэтому не принесла пользу вера фараону, когда он был потоплен».См. «Тафсир аль-Багъави» 2/185.
Таким образом, вера и покаяние любого человека, будь он верующий или неверный принимаются, если только смерть не явилась к нему и ангелы не стали забирать его душу. Имамы ас-Судди и аль-Кальби считали, что человек должен покаяться до смертельной болезни. Однако это мнение ученые считали слабым. Этот опровергает хадис, который передается от Абу Са’ида аль-Худри, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Иблис сказал: “О Господь, я не перестану вводить в заблуждение сынов Адама до тех пор, пока их души будут находиться в их телах”. Господь Всевышний и Всемогущий сказал: “Я же, не перестану прощать их, пока они просят Меня о прощении!”» Ахмад 3/76, Абу Я’ля 1273. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1650.
Когда шейха Ибн База спросили: «Человек заболел СПИДом, и врачи сказали, что ему осталось жить не долго. Каково его покаяние в этом положение?» Шейх ответил: «Пусть кается, даже в предсмертные часы, поскольку врата покаяния открыты, пока его разум с ним. Пусть кается и отстраняется от грехов, даже если ему сказали, что осталось прожить ему мало». См. «Фатава Ибн Баз» 9/437.
Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «У человека много грехов, но его постигла смертельная болезнь и он не смог вылечиться, так как врачи сказали, что не в силах помочь. Он сейчас в раскаянии, так является ли его покаяние действительным, несмотря на его смертельную болезнь?» Шейх ответил: «Да, покаяние человека, отчаявшегося выжить действительно, как например, при раковой болезни, или когда человека собрались убить, даже если над ним занесли меч, или как прелюбодея решили забить и собирают уже для этого камни, покаяние их действительно. Всевышний Аллах принимает покаяние раба до тех пор, пока он не начал издавать предсмертные хрипы. Всевышний сказал: “Поистине, Аллах принимает покаяние тех, кто по неведению совершает дурное, после чего сразу же раскаивается» (ан-Нисаъ 4:17). Слова: “сразу же раскаивается” означают: кается прежде, чем умрёт, как сказал Аллах: “Нет покаяния тем, кто совершает грехи, а когда к нему приходит смерть” (ан-Ниса 4: 18)». См. «Ликъаъ Баб аль-мафтух» 53/73.
Что касается вопроса: Достаточно ли неверному перед смертью сказать «ля иляха илля-Ллах», чтобы умереть мусульманином, или же ему необходимо произнести полную шахаду, включая слова «Мухаммад — расулю-Ллах»?
Ученые на этот счёт разногласили. Одни говорили, что первое свидетельство «ля иляха илля-Ллах» подразумевает собой и второе «Мухаммад — расулю-Ллах». Однако имам Ибн Хаджар аль-Хайтами в «Тухфатуль-мухтадж» сказал: «Что касается неверного, то ему следует велеть перед смертью говорить оба свидетельства однозначно, говоря при этом: “Ашхаду” (свидетельствую), поскольку неверный не станет мусульманином, кроме как при этом!»
Также о необходимости произнесения неверным двух свидетельств говорили имамы аль-Къасталяни, аль-Истави и др. См. «Мир’атуль-мафатих» 5/308.

باب 123 في دعاء يوم عرفة

123 — Глава: Ду’а/мольба/ в день ‘Арафа

3585 — عن عمرو بن شعيب عن أبيه عن جده  أن النبي صلى الله عليه و سلم قال:

خيرُ الدعاءِ دعاءُ يومِ عرفَةَ وخيرُ ما قلْتُ أنا والنبيونَ من قبلي: لا إلهَ إلَّا اللهُ وحدَه لا شريكَ له ، له الملكُ وله الحمدُ وهو على كلِّ شيءٍ قديرٌ
قال هذا حديث غريب من هذا الوجه و حماد بن أبي حميد هو محمد بن أبي حميد وهو أبو إبراهيم الأنصاري المديني وليس بالقوي عند أهل الحديث

قال الشيخ الألباني : حسن

رواه الترمذي ‏(‏3585‏)‏ وقال الحافظ‏:‏ هذا حديث غريب أخرجه الترمذي وقال‏:‏ غريب من هذا الوجه‏.‏ ويشهد له حديث الموطأ الذي بعده‏. قال الشيخ الألباني في « السلسلة الصحيحة » 1503 : حسن 

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير» 3274 : حسن 

قال الشيخ الألباني في « صحيح الترغيب والترهيب » 1536 : حسن لغيره 

قال الشيخ الألباني في « تخريج مشكاة المصابيح » 2531 : حسن لغيره وهو مرسل صحيح الإسناد

3585 — ‘Амр ибн Шу’айб передал со слов своего отца, передавшего со слов его деда (‘Абдуллы ибн ‘Амра) о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Лучшая мольба – это мольба в день ‘Арафа, а лучшее из того, что говорил я и пророки до меня, (это слова): “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, у которого нет сотоварища. Ему принадлежит власть и Ему хвала, и Он над всякой вещью властен!”/ Ля иляха илля-Ллаху вахдаху ля шарика ляху, ляхуль-мульку ва ляхуль-хамду, ва хува ‘аля кулли шай-ин къадир/». Этот хадис передали Малик 500 (1/214-215, 422—423) и ат-Тирмизи 3585.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1536, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 3274, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1503, «Тахридж мишкат аль-масабих» 2531.

___________________________________________________________

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр говорил: «В этом хадисе указание на то, что мольба в день ‘Арафа лучше, чем мольба в иное время, и в этом также указание на то, что день ‘Арафа лучше других дней. И в этом хадисе также указание на то, что все мольбы или же большинство их них в день ‘Арафа получают ответ. И также в этом хадисе указание на то, что наилучшее поминание Аллаха – это “ля иляха илля-Ллах”» См. «ат-Тамхид» 6/41-42.
Имам аль-Баджи сказал: «Мольба в день ‘Арафа – наилучшее поминание, за него больше вознаграждения и оно ближе к тому, чтобы получить ответ. Скорее всего, речь идёт в хадисе только о тех, кто совершает Хадж, поскольку именно они обращаются во время Хаджа с мольбой в день ‘Арафа». См. «Шарх аль-Муваттаъ» 1/358.

Однако некоторые саляфы считали, что это достоинство не ограничивается только паломниками, несмотря на то, что это больше относится к ним, и считали желательным не совершающим Хадж тоже обращаться к Аллаху с мольбами и поминать Аллаха в мечетях в день ‘Арафа. Это передается от Ибн ‘Аббаса, ‘Амр ибн Хурайба, Хасана аль-Басри, Сабита аль-Бунани, Мухаммада ибн Васи’а и Яхйи ибн Ма’ина. См. «аль-Мугъни» 2/129.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s