Сахих аль-Бухари. 30. Книга поста. Хадисы №№ 1891-2007

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ

  30 — الصوم

30 — Книга поста

Хадисы №№ 1891-2007

1 — باب وُجُوبِ صَوْمِ رَمَضَانَ . ( 1 )

وَقَوْلِ اللَّهِ تَعَالَى ( يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِنْ قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ ) .

1 — Глава: Обязательность (соблюдения) поста в рамадане.

И слова Всевышнего Аллаха: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь» (Сура «аль-Бакъара», 2:183).

1891 — حَدَّثَنَا قُتَيْبَةُ بْنُ سَعِيدٍ حَدَّثَنَا إِسْمَاعِيلُ بْنُ جَعْفَرٍ عَنْ أَبِى سُهَيْلٍ عَنْ أَبِيهِ عَنْ طَلْحَةَ بْنِ عُبَيْدِ اللَّهِ أَنَّ أَعْرَابِيًّا جَاءَ إِلَى رَسُولِ اللَّهِ — صلى الله عليه وسلم — ثَائِرَ الرَّأْسِ فَقَالَ يَا رَسُولَ اللَّهِ أَخْبِرْنِى مَاذَا فَرَضَ اللَّهُ عَلَىَّ مِنَ الصَّلاَةِ فَقَالَ « الصَّلَوَاتِ الْخَمْسَ ، إِلاَّ أَنْ تَطَّوَّعَ شَيْئًا » . فَقَالَ أَخْبِرْنِى مَا فَرَضَ اللَّهُ عَلَىَّ مِنَ الصِّيَامِ فَقَالَ « شَهْرَ رَمَضَانَ ، إِلاَّ أَنْ تَطَّوَّعَ شَيْئًا » . فَقَالَ أَخْبِرْنِى بِمَا فَرَضَ اللَّهُ عَلَىَّ مِنَ الزَّكَاةِ فَقَالَ فَأَخْبَرَهُ رَسُولُ اللَّهِ — صلى الله عليه وسلم — شَرَائِعَ الإِسْلاَمِ . قَالَ وَالَّذِى أَكْرَمَكَ لاَ أَتَطَوَّعُ شَيْئًا ، وَلاَ أَنْقُصُ مِمَّا فَرَضَ اللَّهُ عَلَىَّ شَيْئًا . فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ — صلى الله عليه وسلم — « أَفْلَحَ إِنْ صَدَقَ ، أَوْ دَخَلَ الْجَنَّةَ إِنْ صَدَقَ » .

أطرافه 46 ، 2678 ،  6956 — تحفة 5009 — 31/3

1891 — Передают со слов Тальхи ибн ‘Убайдуллах, да будет доволен им Аллах, о том, что однажды к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, явился какой-то человек с растрёпанными волосами и сказал:«О посланник Аллаха, что из молитвы предписал мне Аллах?» И (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «(Ты должен совершать) пять молитв в течение дня и ночи, если только сам ты не пожелаешь (совершить дополнительную молитву». Тот попросил: «Расскажи мне, что Аллах предписал мне из поста?» (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «(Ты должен соблюдать) пост в течение рамадана, если только сам ты не пожелаешь (поститься дополнительно)». Тот (снова) спросил: «Расскажи мне, что Аллах предписал для меня из закята?»

     (Тальха) сказал: «А затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал ему о законоположениях ислама».    

(Тогда этот человек) сказал: «Клянусь Тем, Кто почтил тебя, я ничего не добавлю к этому и ничего не стану убавлять из того, что предписал мне Аллах!» − а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: “Он преуспеет[1], если говорит искренне[2]!» Или он сказал: «Он войдет в рай, если говорит искренне!» См. также хадисы №№ 46, 2678, 6956.Этот хадис передали Ахмад 1/162, аль-Бухари 46, Муслим 11, Абу Дауд 391, ан-Насаи 1/226, 4/120, 8/118.


[1] То есть попадёт в рай.

[2] Другими словами, если он сделает то, о чём говорит.

 1892  حَدَّثَنَا مُسَدَّدٌ حَدَّثَنَا إِسْمَاعِيلُ عَنْ أَيُّوبَ عَنْ نَافِعٍ عَنِ ابْنِ عُمَرَ — رضى الله عنهما — قَالَ:

صَامَ النَّبِىُّ — صلى الله عليه وسلم — عَاشُورَاءَ ، وَأَمَرَ بِصِيَامِهِ . فَلَمَّا فُرِضَ رَمَضَانُ تُرِكَ . وَكَانَ عَبْدُ اللَّهِ لاَ يَصُومُهُ ، إِلاَّ أَنْ يُوَافِقَ صَوْمَهُ .

طرفاه 2000 ، 4501 — تحفة 7559

1892 — Передают со слов Нафи’а о том, что Ибн ‘Умар сказал:

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, соблюдал пост ‘Ашураъ и велел соблюдать пост в этот (день и другим). Когда же был предписан (пост) в рамадане, он оставил его». И ‘Абдуллах (ибн ‘Умар) не соблюдал этот пост, кроме случаев, когда он совпадал с его (дополнительным) постом.

См. также хадисы №№ 2000 и 4501.Этот хадис передал аль-Бухари 1892.

 1893  حَدَّثَنَا قُتَيْبَةُ بْنُ سَعِيدٍ حَدَّثَنَا اللَّيْثُ عَنْ يَزِيدَ بْنِ أَبِى حَبِيبٍ أَنَّ عِرَاكَ بْنَ مَالِكٍ حَدَّثَهُ أَنَّ عُرْوَةَ أَخْبَرَهُ عَنْ عَائِشَةَ — رضى الله عنها — أَنَّ قُرَيْشًا كَانَتْ تَصُومُ يَوْمَ عَاشُورَاءَ فِى الْجَاهِلِيَّةِ ، ثُمَّ أَمَرَ رَسُولُ اللَّهِ — صلى الله عليه وسلم — بِصِيَامِهِ حَتَّى فُرِضَ رَمَضَانُ وَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ — صلى الله عليه وسلم — « مَنْ شَاءَ فَلْيَصُمْهُ ، وَمَنْ شَاءَ أَفْطَرَ» .

أطرافه 1592 ، 2001 ، 2002 ، 3831 ، 4502 ،  4504 — تحفة 16368

1893 — Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, о том, что во времена джахилиййи, курайшиты соблюдали пост в день ‘Ашураъ и потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел соблюдать пост в этот день, а когда (Аллах) вменил (людям) в обязанность (пост в течение всего) рамадана, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто захочет поститься (в этот день), пусть постится, а кто захочет, пусть разговляется». См. также хадисы №№ 1592, 2001, 2002, 3831, 4502 и 4504.Этот хадис передали  аль-Бухари 1892 и Муслим 1125.

 2 — باب فَضْلِ الصَّوْمِ . ( 2)

2 – ГЛАВА: Достоинство поста.

 1894 — حَدَّثَنَا عَبْدُ اللَّهِ بْنُ مَسْلَمَةَ عَنْ مَالِكٍ عَنْ أَبِى الزِّنَادِ عَنِ الأَعْرَجِ عَنْ أَبِى هُرَيْرَةَ — رضى الله عنه — أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ — صلى الله عليه وسلم – قَالَ:

« الصِّيَامُ جُنَّةٌ ، فَلاَ يَرْفُثْ وَلاَ يَجْهَلْ ، وَإِنِ امْرُؤٌ قَاتَلَهُ أَوْ شَاتَمَهُ فَلْيَقُلْ إِنِّى صَائِمٌ . مَرَّتَيْنِ ، وَالَّذِى نَفْسِى بِيَدِهِ لَخُلُوفُ فَمِ الصَّائِمِ أَطْيَبُ عِنْدَ اللَّهِ تَعَالَى مِنْ رِيحِ الْمِسْكِ ، يَتْرُكُ طَعَامَهُ وَشَرَابَهُ وَشَهْوَتَهُ مِنْ أَجْلِى ، الصِّيَامُ لِى ، وَأَنَا أَجْزِى بِهِ ، وَالْحَسَنَةُ بِعَشْرِ أَمْثَالِهَا » .

أطرافه 1904 ، 5927 ، 7492 ، 7538 — تحفة 13817

رواه والبخاري ‏(1894‏‏)‏ ، ومسلم ‏(‏‏1151)‏ ، ومالك (682) ، وأبو داود ‏(‏‏2363)‏ ، وابن ماجه ‏(‏‏1691)‏‏.‏
__________
معانى بعض الكلمات :
الجنة : الوقاية
الخلوف : تغير ريح الفم

1894 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Пост является щитом[1], и пусть (постящийся) избегает всего непристойного[2] и не ведёт себя подобно невеждам[3], если же кто-нибудь (попытается) завязать с ним ссору или станет бранить его, пусть дважды скажет (такому): “Поистине, я пощусь!” Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха Всевышнего, чем благоухание мускуса, (и Аллах говорит): “Он отказывается от своей еды, своего питья и своих желаний ради Меня. Этот пост (он соблюдает) для Меня[4], и Я воздам за него, а за доброе дело (воздаяние будет) десятикратным!”» Этот хадис передали Малик 682, аль-Бухари 1894, Муслим 1151, Абу Дауд 2363, Ибн Маджах 1691.

____________________________________________________________

В другой версии этого хадиса говорится:

«Пусть никто из вас он не сквернословит и не кричит, в день своего поста. Если же кто-то будет ругать его или драться с ним, то пусть скажет ему: “Я постящийся”». Этот хадис передали ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 3259, ат-Таялиси 2367, Ибн Хузайма 1994 и Ибн Хиббан 3483.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

— Всемогущий и Великий Аллах сказал: “Любое дело сына Адама (делается им) для себя же,[5] кроме поста, ибо, поистине, он — ради Меня, и Я воздам за него.”

(Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал):

— Пост является щитом, и в тот день, когда кто-нибудь из вас будет поститься, пусть избегает всего непристойного[6] и не повышает голос[7], если же кто-нибудь станет бранить его или (попытается) завязать с ним ссору, пусть скажет (такому): “Поистине, я — (человек,) соблюдающий пост!” Клянусь Тем, в чьей длани душа Мухаммада, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса, а постящийся испытает две радости: он порадуется своему разговению, когда станет разговляться, когда же встретится он со своим Господом, порадуется он (тому, что постился).”Этот хадис передали аль-Бухари 1904 и Муслим 1151.

Здесь приводится версия аль-Бухари. В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Всякое (благое) дело сына Адама умножится(, а наименьшее воздаяние) за доброе дело будет десятикратным(, но может возрасти и) до семисоткратного.[8] Аллах Всевышний сказал: “За исключением поста, ибо, поистине, пост (совершается) ради Меня, и Я воздам за него(, ибо человек) отказывается от (удовлетворения) своих желаний и от своей еды ради Меня! Постящегося ждут две радости: одна при разговении его, а другая — при встрече с его Господом, и, поистине, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса!”»


[1] Имеется в виду защита от пламени ада.

[2] Здесь имеется в виду как всё то, что не подобает делать только соблюдающему пост, например половые  сношения, так и непристойные поступки вообще, например сквернословие.

[3]  То есть не кричит, не ведёт себя нагло и так далее. Аль-Куртуби подчеркнул, что это не означает, что в другое время так вести себя разрешено, просто во время поста это запрещено ещё строже.

[4] Только ради Аллаха следует заниматься и всеми иными видами поклонения, но пост стоит особняком, поскольку лишь Аллаху известно, действительно ли соблюдает его человек, и поэтому за него полагается особая награда, о чём также известно только Аллаху.

[5] — Здесь имеются в виду такие дела, которые совершаются в расчёте получения за них чего-то от людей.

[6] — Здесь имеется в виду как всё то, что не подобает делать только соблюдащему пост, например, половые  сношения, так и непристойные поступки вообще, например, сквернословие.

[7] — То есть: не шумит, не проявляет своего раздражения и не ссорится ни с кем.

[8] — Более чем десятикратным воздаяние за благое  дело будет в тех случаях, когда  его  совершат  в  благословенное  время, например, в ночь предопределения  или  в благословен   ном месте, например, в Мекке, а также, если это дело окажется особо угодным Аллаху.

1896 — Передают со слов Сахля, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, есть в раю врата, именуемые “Ар-Раййан”, через которые будут входить (туда) постящиеся в День воскресения, и не войдёт через (эти врата) никто, кроме них. Будет сказано: “Где постившиеся?” − и они поднимутся, и не войдёт через (эти врата) никто, кроме них, а после того как они войдут, (эти врата) будут закрыты, и больше никто не войдёт через них». Этот хадис передал аль-Бухари 1895.

1897 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Расходовавшего (по) две вещи[1] на пути Аллаха призовут из врат рая: “О раб Аллаха! Это − благо!” Совершавших молитвы призовут из врат молитвы, принимавших участие в джихаде призовут из врат джихада, постившихся призовут из врат “Ар-Раййан”, а дававших садаку призовут из врат садаки». (Услышав это,) Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Да станут мои родители выкупом за тебя, о посланник Аллаха! Ни в чём не будут нуждаться те, кого призовут из этих врат, но найдутся ли такие, кого станут призывать изо всех этих врат?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Да, и я надеюсь, что ты окажешься среди них». Этот хадис передал аль-Бухари 1897.


[1] Имеются в виду две вещи из каждого вида достояния человека. Возможно также, что речь идёт об обязательных /закят/ и добровольных расходах.

1898 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Когда наступает рамадан, врата рая открываются». Этот хадис передал аль-Бухари 1898.

1899 — В другой версии (этого хадиса) со слов (Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах,) сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Когда наступает месяц рамадан, небесные врата открываются, а врата ада запираются, и шайтаны сковываются цепями». Этот хадис передал аль-Бухари 1899.

1900 — Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Когда увидите его[1], (начинайте) поститься, и когда увидите его[2], прекращайте поститься, а если будет облачно и вы (его не увидите), тогда определяйте по нему[3]”, имея в виду молодой месяц в рамадане». Этот хадис передали аль-Бухари 1900, Муслим 1080, ан-Насаи 4/134, Ибн Маджах 1654 и Ибн Хиббан 3445. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 571.


[1] Имеется в виду молодой месяц в начале рамадана.

[2] Здесь речь идёт о появлении молодого месяца в начале шавваля, следующего лунного месяца.

[3] То есть по молодому месяцу в начале рамадана. Это значит: если будет облачно, отсчитайте тридцать дней с начала рамадана, после чего можете завершить пост.

ГЛАВА: О том, кто не прекращает лгать и поступать по лжи во время поста.

1903 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если (человек) не прекратит лгать и поступать по лжи, Аллаху не нужно будет, чтобы он отказывался от своей еды и питья».[1] Этот хадис передал аль-Бухари 1903.


[1] Поскольку Аллах не нуждается ни в чём, эти слова не следует понимать буквально. Имеется в виду, что в подобном случае Аллах не примет пост человека.

ГЛАВА: Следует ли тому, кого станут бранить, говорить: «Поистине, я пощусь!»

1904 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Аллах Всевышний сказал: “Любое дело сына Адама (совершается им) для себя, кроме поста, ибо, поистине, он − для Меня, и Я воздам за него”».

(Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал): «Пост является щитом, и в тот день, когда кто-нибудь из вас будет поститься, пусть избегает всего непристойного[1] и не шумит[2]; если же кто-нибудь станет бранить его или (попытается) завязать с ним ссору, пусть скажет (такому): “Поистине, я − человек, соблюдающий пост!” Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса, а постящийся испытает две радости: он порадуется, когда станет разговляться, а когда встретится он со своим Господом, порадуется он тому, что постился”». Этот хадис передали аль-Бухари 1904, Муслим 1151. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 978.


[1] См. примечание к хадису № 871.

[2] То есть не шумит и не ссорится ни с кем.

ГЛАВА: Соблюдать пост (рекомендуется) тому, кто боится безбрачия.[1]

1905 — Сообщается, что ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды, когда) мы были вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: “Пусть женится тот, кто может (жениться)[2], поскольку это в наибольшей степени способствует потуплению взоров[3] и защите половых органов[4]; тому же, кто жениться не может, следует поститься, ибо пост для него (будет подобен) холощению”». Этот хадис передал аль-Бухари 1905.


[1] Иначе говоря, тому, кто, будучи холостым, опасается совершения прелюбодеяния.

[2] Имеется в виду способность переносить все тяготы брака.

[3] То есть поможет мужчине отводить взоры от всего запретного и от посторонних женщин.

[4] Имеется в виду защита от совершения прелюбодеяния и прочих неподобающих вещей.

ГЛАВА: Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Когда увидите его, (начинайте) поститься, и когда увидите его, прекращайте поститься…»

1907 — Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В месяце (может быть и) двадцать девять ночей[1], а поэтому не начинайте поститься, пока не увидите его[2], если же будет облачно, то доведите счёт до тридцати[3]». Этот хадис передал аль-Бухари 1907.


[1] Имеются в виду сутки.

[2] То есть молодой месяц.

[3] Это значит считайте, что в предыдущем месяце, ша‘бане, было тридцать дней.

1910 — Передают со слов Умм Саламы, да будет доволен ею Аллах, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поклялся не приближаться к своим жёнам (целый) месяц, а по истечении двадцати девяти дней он пришёл (к ним) утром или вечером. Кто-то сказал ему: «Ты же поклялся не входить (к ним целый) месяц!» − на что он сказал: «Месяц (может) состоять и из двадцати девяти дней». Этот хадис передал аль-Бухари 1910.

ГЛАВА: Два праздничных месяца не уменьшаются.

1912 — Передают со слов Абу Бакры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Два месяца не уменьшаются. (Это) два праздничных месяца: рамадан[1] и зу-ль-хиджжа».[2] Этот хадис передал аль-Бухари 1912.


[1] В данном случае рамадан был назван праздничным месяцем из-за своей близости ко дню жертвоприношения 10-го зу-ль-хиджжа.

[2] Эти слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, комментаторы объясняют по-разному. Наиболее распространённое толкование сводится к следующему: благие дела, совершаемые мусульманином в течение этих двух месяцев, вознаграждаются в равной степени  независимо от того, из двадцати девяти дней они будут состоять или из тридцати; таким образом, если мусульманин по ошибке начнёт поститься днём позже, его награда за пост в рамадане от этого меньше не станет.

ГЛАВА: Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует : «…мы не (умеем) ни писать, ни считать».

1913 — Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, мы − народ неграмотный и не умеем ни писать, ни считать, месяц же (может) быть и таким, и таким», имея в виду, что иногда он состоит из двадцати девяти, а иногда − из тридцати (дней). Этот хадис передал аль-Бухари 1913.

ГЛАВА: Не следует поститься за день или за два до начала рамадана.

1914 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Пусть никто из вас не начинает поститься за день или за два дня до начала рамадана, если только человек не делает это постоянно[1]: (в таком случае) пусть он постится в этот день». Этот хадис передали аль-Бухари 1914 и Муслим 1082.


[1] То есть если эти дни не придутся на тот период, когда человек соблюдает пост и во все остальные месяцы года, например, на середину месяца, на понедельник или четверг и т. д.

ГЛАВА: Слова Аллаха: «Разрешается вам в ночь поста близость с вашими жёнами(, ведь) они являются одеянием для вас, а вы − одеянием для них» (“Корова”, 187).

1915 — Сообщается, что аль-Бара, да будет доволен им Аллах, сказал: «Обычно, когда кто-нибудь из сподвижников Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, постился и наступало время разговения, а он засыпал, не разговевшись, то он уже не ел ни этой ночью, ни весь (следующий) день до вечера. И (однажды) Кайс бин Сирма аль-Ансари постился, когда же наступило время разговения, он пришёл к своей жене и спросил её: “Есть ли у тебя какая-нибудь еда?” Она сказала: “Нет, но я пойду и поищу что-нибудь для тебя”. Он весь день работал, и поэтому его одолел сон, а через некоторое время его жена вернулась к нему и, увидев его, сказала: “Тебе не посчастливилось!” А к середине (следующего) дня он упал в обморок и об этом сообщили пророку, да благословит его Аллах и приветствует, после чего был ниспослан этот айат: “Разрешается вам в ночь поста близость с вашими жёнами(, ведь) они являются одеянием для вас, а вы − одеянием для них[1]. Аллаху известно, что вы обманывали самих себя[2], и Он обратился к вам и простил вас, и сейчас вы (можете) соединяться с ними. И стремитесь к тому, что предписал вам Аллах…”[3] И они очень обрадовались этому, а затем было ниспослано следующее: “…и ешьте и пейте, пока заря не позволит вам отличить белую нить от чёрной…”[4]» Этот хадис передали Ахмад 4/295, аль-Бухари 1916, Абу Дауд 2314, ат-Тирмизи 2968, ан-Насаи 2168.


[1] Смысл этих слов в том, что мужчины и женщины прикрывают друг друга от запретного подобно тому, как одежда прикрывает тело, и что они так же близки друг к другу, как тело и одежда.

[2] Сначала в течение всего рамадана мусульманам запрещалось есть и пить днём и спать со своими жёнами как днём, так и ночью, но поскольку многие не выполняли последнее, обманывая самих себя, Аллах по милости Своей отменил этот запрет.

[3] “Корова”, 187.

[4] “Корова”, 187.

ГЛАВА: Слова Аллаха Всевышнего:

«…ешьте и пейте, пока заря не позволит вам отличить белую нить от чёрной, а потом снова поститесь до ночи» (“Корова”, 187).

1916 — Сообщается, что ‘Ади бин Хатим, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда был ниспослан (айат, в котором сказано): “…ешьте и пейте, пока заря не позволит вам отличить белую нить от чёрной…”, я взял чёрные и белые путы[1] и положил их себе под подушку, а ночью стал смотреть на них, но ничего не смог различить. Утром я пошёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал ему обо всём, и он сказал (мне): “Поистине, это − чернота ночи и белизна дня”».[2] Этот хадис передали  аль-Бухари 1916 и Муслим 1090.


[1] Имеются в виду путы, которыми спутывали ноги верблюдам.

[2] Иначе говоря, белая и чёрная нити есть не что иное, как аллегорическое обозначение дня и ночи в цитированном выше аяте Корана, который, соответственно, следует понимать так:  ешьте и пейте, пока не убедитесь, что с наступлением утренней зари день пришёл на смену ночи.

ГЛАВА: Сколько времени должно пройти от (окончания) сухура[1] до утренней молитвы?

1921 — Передают со слов Анаса, что Зайд бин Сабит, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) во время рамадана мы поели перед рассветом вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, а потом он встал на молитву». 

(Анас сказал): «Я спросил: “А сколько времени прошло между азаном и сухуром?” Он сказал: “Столько(, что можно было прочитать) пятьдесят айатов”». Аль-Бухари 1921, Муслим 1097.


[1] Сухур − период времени перед рассветом, когда мусульмане в последний раз перед наступлением дня принимают пищу во время рамадана.

ГЛАВА: Благодать сухура, который не является обязательным.

1923 — Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Ешьте перед рассветом, ибо в сухуре благодать». Этот хадис передал аль-Бухари 1923.

ГЛАВА: О том случае, когда намерение начать поститься[1] появляется у человека днём.

1924 — Передают со слов Саламы бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, что (в своё время) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал одного человека[2] возвестить среди людей в день ашуры[3]: «Пусть поевший больше не ест (или: постится), а кто не ел, пусть и не ест (до конца этого дня)». Этот хадис передал аль-Бухари 1924.


[1] Здесь речь идёт о намерении приступить к добровольному посту до полудня.

[2] Этого человека звали Ханад ибн Асмаъ ибн Хариса аль-Аслами. Он, его отец и его дядя со стороны отца Ханад ибн Хариса являлись сподвижниками пророка, да благословит его Аллах и приветствует. См. «Фатхуль-Бари» 4/141.

[3] Ашура − десятый день месяца мухаррам, первого месяца лунного года. Этот день был днём поста для мусульман до 624 года.

ГЛАВА: О том случае, когда постящийся поднимается утром в состоянии осквернения.[1]

1925, 1926 — Передают со слов ‘Аиши и Умм Саламы, да будет доволен Аллах ими

обоими, что, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встречал рассвет в состоянии осквернения после близости со своей женой, он совершал полное омовение и (продолжал) поститься (дальше). Этот хадис передали аль-Бухари .1925-1926. Муслим 1109.


[1] Здесь имеется в виду большое осквернение /джанаба/, например, в результате совершения полового сношения.

ГЛАВА: Объятия постящегося.

1927 — Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«Во время поста пророк, да благословит его Аллах и приветствует, нередко обнимал и целовал (своих жён, однако) он владел собой лучше любого из вас». Этот хадис передал аль-Бухари 1927.

ГЛАВА: О том случае, когда постящийся по забывчивости съест или выпьет что-нибудь.

1933 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если (кто-нибудь) по забывчивости поест или попьёт (во время поста), пусть продолжает поститься и дальше, ибо, поистине, это Аллах накормил и напоил его». См. также хадис № 6669. Этот хадис передали аль-Бухари 1933 и  Муслим 1155. См. «аль-Ирваъ» 938.

ГЛАВА: Если кто-нибудь совершит половое сношение со своей женой во время рамадана и у него не окажется ничего, (чтобы раздать в качестве искупительной милостыни,) но ему подадут что-нибудь, пусть искупит это прегрешение.[1]

1936 — Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды,) когда мы сидели вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, к нему пришёл какой-то человек и воскликнул: “О посланник Аллаха, я погиб!” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “Что с тобой (случилось)?” Он сказал: “Я переспал с женой во время поста”.[2] Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Есть ли у тебя рабы, чтобы отпустить их на волю?” Он сказал: “Нет”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “А сможешь ли ты поститься два месяца подряд?” Он сказал: “Нет”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “А сможешь ли ты накормить шестьдесят неимущих?” Он сказал: “Нет”».

     (Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах,) сказал: «(После этого) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, (некоторое время хранил молчание), и пока мы находились в подобном положении, ему, да благословит его Аллах и приветствует, принесли полную фиников корзину из пальмовых листьев. Он спросил: “Где (человек,) задавший вопрос?” Он отозвался: “Я (здесь)”. (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Возьми это и раздай в качестве милостыни”. Этот человек сказал: “(Должен ли я раздать это) тем, кто беднее меня, о посланник Аллаха? Клянусь Аллахом, нет в пределах Медины семьи беднее моей!” Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал смеяться так, что показались его зубы,[3] а потом сказал: “Накорми ими (членов) своей семьи”». Этот хадис передали аль-Бухари 1936, Муслим 1111, Абу Дауд 2390,ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 2/212-213, ат-Тирмизи 724, Ибн Маджах 1671, Ахмад 2/208, 241, 281, 516.


[1] Сознательное нарушение поста во время рамадана без уважительной причины относится к числу тяжких грехов.

[2] Имеется в виду дневное время.

[3] Обычно пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не смеялся во весь  рот, а только улыбался.

ГЛАВА: Кровопускание постящемуся и его рвота.

1938 — Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророку, да благословит его Аллах и приветствует, отворяли кровь и когда он был в состоянии ихрама, и когда он постился. Этот хадис передал аль-Бухари 1938.

ГЛАВА: О соблюдении и несоблюдении поста в пути.[1]

1941 — Сообщается, что Ибн Абу Ауфа, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«(Однажды, когда) мы вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находились в пути, он велел одному человеку: “Спешься и размешай для меня (еду)[2]”. Этот человек сказал: “О посланник Аллаха, а солнце?!”[3] (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снова) сказал: “Спешься и размешай для меня (еду)”. (Человек) сказал: “О посланник Аллаха, а солнце?!” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в третий раз) сказал:  “Спешься и размешай для меня (еду)”, и тогда тот спешился, размешал для (пророка, да благословит его Аллах и приветствует,) еду, и он попил, после чего указал рукой (на восток) и сказал: “Когда увидите, что отсюда надвигается ночь, постящемуся следует разговляться”». Этот хадис передали аль-Бухари 1941, Муслим 1101, Абу Дауд 2352. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 568.


[1] Само название этой главы служит указанием на то, что соблюдение поста во время поездок является делом добровольным как во время рамадана, так и в других случаях, но пропущенные дни поста во время рамадана надо будет впоследствии возместить.

[2] Речь идёт о савике (см. примечание к главе № 38 “Книги омовения”).

[3] В этот день пророк, да благословит его Аллах и приветствует, постился, и солнце уже зашло за горизонт, но было ещё очень светло, а этот человек считал, что разговляться следует с наступлением полной темноты.

1943 — Передают со слов жены пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды Хамза бин ‘Амр аль-Аслами, который много постился, спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Следует ли мне поститься в пути?» − (на что) он ответил: «Если хочешь, постись, а если хочешь, не постись». Этот хадис передали аль-Бухари 1943, Муслим 1121.

ГЛАВА: О том случае, когда человек соблюдает пост в течение нескольких дней рамадана, а потом отправляется в путь.

1944 — Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправился в Мекку во время рамадана[1], он соблюдал пост (в течение определённого времени), но, достигнув аль-Кадида[2], (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) прервал пост, и люди перестали поститься (вместе с ним). Этот хадис передал аль-Бухари 1944.


[1] Здесь речь идёт о походе на Мекку в 630 году, завершившемся переходом города под власть мусульман.

[2] Название местности, расположенной между Усфаном и аль-Кудайдом неподалёку от Мекки.

ГЛАВА.

1945 — Сообщается, что Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды (во время рамадана) мы двинулись в путь вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в такой жаркий день, что человек из-за сильной жары вынужден был прикрывать голову рукой, и среди нас не было постящихся, если не считать пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и Ибн Равахи». Этот хадис передал аль-Бухари 1945.

ГЛАВА: Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Пост во время путешествия не от благочестия».[1]

1946 — Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который находился в пути, увидел толпу людей, (собравшихся вокруг одного) человека и закрывавших его от солнца, и спросил: “Что происходит?” (Люди) ответили: “Он постится”, (и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Пост во время путешествия не от благочестия”». Этот хадис передал аль-Бухари 1946.


[1] Имеются в виду такие случаи, когда человек постится через силу, нанося самому себе вред и лишаясь возможности делать что-либо иное.

ГЛАВА: Сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не порицали друг друга за соблюдение или несоблюдение поста (в пути).

1947 — Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы часто находились в пути вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и постившийся не порицал несоблюдавшего пост, а несоблюдавший пост – постившегося». Этот хадис передал аль-Бухари 1947.

ГЛАВА: О том случае, когда умирает человек, которому предстояло соблюдать пост.

1952 — Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Пусть за умершего, которому предстояло соблюдать пост[1]постится (кто-нибудь из его) близких[2]». Этот хадис передал аль-Бухари 1952.


[1] Имеется в виду либо обязательный пост во время рамадана, либо пост по обету, либо пост как искупительное действие.

[2] Многие авторитетные лица считали, что в данном случае имеется в виду, что за каждый пропущенный покойным день поста его близким следует накормить одного неимущего.

1953 — Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«(Однажды) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл какой-то человек и сказал: “О посланник Аллаха, моя мать, которая должна была поститься в течение месяца, умерла, так следует ли мне соблюдать этот пост вместо неё?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Да”, и он сказал (также): “Ведь долг Аллаху более всего заслуживает того, чтобы быть оплаченным!”» Этот хадис передал аль-Бухари 1953.

ГЛАВА: Когда постящемуся разрешается разговляться?[1]

1956 — Сообщается, что ‘Абдуллах бин Абу Ауфа, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) мы находились в пути вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который постился. Когда солнце зашло, он сказал (одному человеку): “Спешься и размешай для нас (еду).” Этот человек сказал: “О посланник Аллаха, (не подождать ли тебе) до вечера?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снова) сказал:  “Спешься и размешай для нас (еду)”. (Человек) сказал: “О посланник Аллаха, ты должен (поститься весь) день!”[2] (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в третий раз) сказал: “Спешься и размешай для нас (еду)”, и тогда тот спешился и размешал еду, после чего (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Когда увидите, что отсюда надвигается ночь, постящемуся следует разговляться”, и указал пальцем на восток». Этот хадис передал аль-Бухари 1956.


[1] См. хадис № 894.

[2] См. примечания к хадису № 894.

ГЛАВА: Следует спешить с разговением.

1957 — Передают со слов Сахля бин Са’да, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Люди не лишатся блага до тех пор, пока не перестанут разговляться быстро[1]». Этот хадис передали Малик 634, аль-Бухари 1957, Муслим 1098, ат-Тирмизи 699. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 7694, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1073.


[1] Иначе говоря, разговляться сразу же после того, как время     дневного поста будет завершаться.

ГЛАВА: (О том, следует ли возмещать пост в том случае,) когда постящийся разговляется в рамадане, а потом показывается солнце.[1]

1959 — Сообщается, что Асма бинт Абу Бакр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала:

«(Однажды) при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мы разговелись в пасмурный день, а потом выглянуло солнце». Этот хадис передали аль-Бухари 1959, Ибн Абу Шейба 9141, Ибн Хузайма 1869.


[1] Большинство улемов придерживается того мнения, что в подобном случае невольно нарушенный пост должен быть возмещён в другое время.

ГЛАВА: Пост детей.

1960 — Сообщается, что ар-Рубаййи’ бинт Му’аввиз, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала:

«Утром в день ашуры пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправил (глашатая, чтобы возвестить) в селениях ансаров (следующее): “Пусть поевший утром (этого дня) уже не ест до конца его, а соблюдающий пост с самого утра пусть доведёт его до конца».

(Ар-Рубаййи’) сказала: «С тех пор мы соблюдали пост (в этот день) сами и заставляли поститься наших детей. И мы делали для них игрушки из шерсти, а когда кто-нибудь из них начинал плакать(, требуя) еды, мы давали ему (такую игрушку), пока не наступало время разговения». Этот хадис передали аль-Бухари 1960 и Муслим 1136.

ГЛАВА: Пост (можно) соблюдать только до рассвета.

1963 — Передают со слов Абу Са’ида, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не поститесь непрерывно[1], а тот из вас, кто захочет сделать это, пусть разговеется перед рассветом (следующего дня)».[2] Этот хадис передал аль-Бухари 1963.


[1] То есть не поститесь и днём, и ночью.

[2] Таким образом, следует разговляться хотя бы один раз в сутки, а именно − перед рассветом, если это не было сделано раньше.

ГЛАВА: Наказание тому, кто часто постится непрерывно.

1965 — Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Когда) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил соблюдать пост непрерывно, один человек из мусульман сказал ему: “Но ты ведь делаешь это, о посланник Аллаха!” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “А кто из вас подобен мне? Поистине, по ночам Господь мой кормит и поит меня”.[1] Когда же (некоторые люди) отказались прекратить поститься непрерывно, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует, тоже) стал поститься непрерывно вместе с ними(, не разговляясь сначала) один день, потом ещё один, после чего они увидели молодой месяц. И тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Если бы он появился позже, я бы добавил вам”, (имея в виду, что это) послужило бы им примерным наказанием за то, что они отказались прекратить поститься».

Этот хадис передали аль-Бухари 1965, Муслим 1103.


[1] То есть придаёт мне силы

 1966 — В другой версии (этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:

«Поистине, по ночам Господь мой кормит и поит меня, а вы делайте столько, сколько окажется вам по силам». Этот хадис передал аль-Бухари 1966.

ГЛАВА: О том, кто заставил своего брата прервать добровольный пост, дав клятву.

1968 — Сообщается, что Абу Джухайфа, да будет доволен им Аллах, сказал:

«В своё время Сальман и Абу-д-Дарда побратались друг с другом благодаря пророку, да благословит его Аллах и приветствует .[1] Когда Сальман пришёл навестить Абу-д-Дарду и увидел Умм ад-Дарду[2] в поношенной одежде, он спросил её: “Что с тобой?” Она сказала: “Твой брат Абу-д-Дарда не нуждается в (благах) мира этого”. (Тем временем) пришёл и сам Абу-д-Дарда, который принёс угощение для (Сальмана. Сальман) сказал: “Поешь”. (Абу-д-Дарда) сказал: “Поистине, я пощусь”. (Сальман) сказал: “Я не стану есть, пока не поешь ты!”»

(Абу Джухайфа) сказал: «И он поел, а когда настала ночь,[3] Абу-д-Дарда встал на молитву. (Сальман) сказал (ему): “Спи”, и он лёг спать, но (через некоторое время снова) встал на молитву. (Сальман снова) сказал: “Спи”, а в конце ночи Сальман сказал: “Теперь вставай”, и они совершили молитву, а потом Сальман сказал ему: “Поистине, у Господа твоего есть на тебя право, и у души твоей есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право, так отдавай же каждому обладающему правом то, что по праву принадлежит ему!” А потом (Абу-д-Дарда) пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и рассказал ему об этом, пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Сальман сказал правду”». Этот хадис передал аль-Бухари 1968.


[1] Вскоре после переселения в Медину по инициативе пророка, да благословит его Аллах и приветствует,  между  собой побратались несколько десятков мухаджиров и ансаров.

[2] Умм ад-Дарда − жена Абу-д-Дарды, да будет доволен Аллах ими обоими.

[3] Имеется в виду, что прошла уже часть ночи.

ГЛАВА :  Пост в месяце ша’бан.[1]

1969 — Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

“Иногда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постился так долго, что мы говорили, что он вообще не прерывает поста, а иногда он не постился так долго, что мы говорили, что он вообще не постится. И я не видела, чтобы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постился в течение целого месяца, если не считать рамадана, как не видела я, чтобы (в каком-нибудь месяце) постился он больше, чем в ша’бане”. Этот хадис передали Ахмад 6/143, аль-Бухари 1969, 1970, Муслим 175, Абу Дауд 2426, 2427, ат-Тирмизи 737 и в «Шамаиль» 302 и 307, Ибн Абу Шейба 9855, а-Насаи 2662-2664.


[1] Восьмой месяц лунного календаря, предшествующий рамадану.

1970 — Сообщается также, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«Ни в одном месяце пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не постился больше, чем в ша’бане, и бывало так, что он постился в течение всего ша’бана,[1] и он часто говорил: “Беритесь за такие дела, которые вам по силам, ибо, поистине, Аллах не устанет, пока сами вы не устанете[2]”. Что же касается любимой молитвы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то ею была такая молитва, что совершалась постоянно, даже если и была короткой, и если он (один раз) совершал какую-нибудь молитву, то потом обычно совершал её постоянно». Этот хадис передал аль-Бухари 1970.


[1] Имеется в виду, что иногда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, постился в течение почти всего ша‘бана или же большей его части.

[2] То есть Аллах не устанет награждать вас, пока вы не устанете совершать благие дела.

ГЛАВА: О том, что говорилось относительно поста пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и тех периодов, когда он не постился.

1973 — Сообщается, что, когда Анаса, да будет доволен им Аллах, спросили о посте пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал:

«В какой бы месяц ни хотелось мне видеть его постящимся, я непременно видел его (постящимся), и то же самое случалось, когда я хотел видеть, что он не постится; и когда я хотел видеть, что он молится ночью, я видел, что он молится, и когда я хотел видеть его спящим, я видел его спящим.[1] И я никогда не касался шелков, которые были бы мягче руки посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и никогда не вдыхал аромата мускуса или иных благовоний, который был бы приятнее запаха, исходившего от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Этот хадис передал аль-Бухари 1973.


[1] Анас, да будет доволен им Аллах, был слугой пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в течение десяти лет и имел возможность наблюдать за ним в разных ситуациях. В данном случае речь идёт о том, что дополнительные посты и  молитвы  пророка, да благословит его Аллах и приветствует, совершались им произвольно, а не в какие-то определённые периоды времени.

ГЛАВА: Право тела во время поста.

1975 — Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-‘Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: “О ‘Абдуллах, мне сообщили, что ты постишься днём и молишься по ночам”. Я сказал: “Да, о посланник Аллаха”. Он сказал: “Не делай (так, но) постись и не соблюдай поста, молись по ночам и спи, ибо, поистине, у твоего тела есть на тебя право, и у глаза твоего есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право, и у гостя твоего есть на тебя право, и, поистине, достаточно будет тебе поститься по три дня ежемесячно, ведь за каждое доброе дело воздастся тебе в десятикратном размере, и это (будет равнозначно) непрерывному посту”.[1] Однако я настаивал, а потом был наказан за это[2]. Я сказал: “О посланник Аллаха, поистине, я чувствую в себе силу!” Он сказал: “Тогда постись, как постился пророк Аллаха Дауд, мир ему, но не больше!” Я спросил: “А как постился пророк Аллаха Дауд, мир ему?” Он ответил: “Через день”».

А когда ‘Абдуллах состарился, он часто говорил: «О, если бы я принял разрешение пророка, да благословит его Аллах и приветствует!» Этот хадис передал аль-Бухари 1975.


[1] Поскольку награда за трёхдневный ежемесячный пост увеличится в десять раз и получится так, что человек постится как бы по тридцать дней каждый месяц, иначе говоря, круглый год.

[2] ‘Абдуллах бин ‘Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, имеет в виду, что он не последовал этому совету, а когда он состарился, соблюдать пост так же, как в молодости, оказалось для него очень трудно. Тем не менее он продолжал много поститься и в старости, не желая изменять ничего из того, что он делал при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует .

ГЛАВА: Право семьи во время поста.

1977 — В другой версии (этого хадиса) сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-‘Ас,

да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тогда постись, как постился Дауд, мир ему, который всегда постился через день и не обращался в бегство, когда встречал (врага)”».

(‘Абдуллах) воскликнул: «Мне далеко до этого, о пророк Аллаха!» − (на что) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дважды сказал: «Вообще не постится тот, кто постится постоянно[1]». Этот хадис передали аль-Бухари 1977, Муслим 1159, ат-Тирмизи 770, ан-Насаи 4/214. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1120.


[1] Имеется в виду, что постящийся постоянно вообще не получит награды за свой пост.

ГЛАВА: О том, кто пришёл к людям и не стал прерывать у них своего поста.

1982 — Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, зашёл к Умм Суляйм[1], которая подала ему финики и масло. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Вылейте ваше масло обратно в бурдюк, а финики высыпьте обратно в корзину, ибо, поистине, я пощусь”, а потом он (выбрал для себя) место в доме,  встал там, совершил дополнительную молитву и обратился к Аллаху с мольбой благословить Умм Суляйм и её семью. (После этого) Умм Суляйм сказала: “О посланник Аллаха, у меня есть особая просьба”. Он спросил: “Какая?” Она сказала: “(Относительно) твоего слуги Анаса”[2], и тогда он обратился к Аллаху с мольбами о ниспослании мне всех благ, не забыв ни о благах мира вечного, ни о благах мира этого и сказав: “О Аллах, надели его богатством и детьми и благослови его! /Аллахумма-рзук-ху малян ва валядан ва барик ля-ху!/” И, поистине, (ныне) я − один из богатейших ансаров, а моя дочь Умайна сказала мне, что ко времени появления Хаджжаджа[3] в Басре было похоронено более ста двадцати моих потомков[4]»[5]. Этот хадис передали аль-Бухари 1982 и Ахмад в «Муснаде»


[1] Умм Суляйм − мать Анаса и родственница пророка, да благословит его Аллах и приветствует .

[2] Умм Суляйм просит пророка, да благословит его Аллах и приветствует, обратиться к Аллаху с мольбами за её сына.

[3] См. примечание к хадису № 789.

[4] Здесь имеются в виду одни только дети, не считая внуков.

[5] Анас был не только богат, но и прожил более девяноста лет.

ГЛАВА: Соблюдение поста в конце месяца.

1983 — Передают со слов ‘Имрана бин Хусайна, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) он слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил

одного человека: «О отец такого-то[1], постился ли ты в конце этого месяца?»[2] Этот человек сказал: «Нет, о посланник Аллаха». (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Когда завершишь пост[3], постись ещё два дня[4]».

В другой версии (этого хадиса) сообщается, что (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «(Постись ещё два дня) в конце ша‘бана[5]». Этот хадис передал аль-Бухари 1983.


[1] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к этому человеку по его кунье, сказав:  «О Абу фулян…»,  что  означает  “О отец такого-то”. Использование  такого  выражения  передатчиком указывает на то, что он не знал или забыл кунью этого человека. В других версиях этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О такой-то…»

[2] Имеется в виду месяц ша‘бан, предшествующий рамадану.

[3] Здесь  речь  идёт о завершении обязательного поста в рамадане.

[4] То есть ещё два дня в следующем месяце, шаввале.

[5] Судя по всему, этот человек обычно постился в конце каждого месяца, но поскольку пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил поститься в дни, непосредственно предшествующие рамадану, он не стал поститься в последние дни ша‘бана. В данном хадисе пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велит этому человеку возместить пропущенные дни его обычного поста, из чего следует, что от привычных дел поклонения отказываться не следует, даже если речь идёт о соблюдении поста непосредственно перед началом рамадана, на что имеются указания и в других хадисах.

ГЛАВА: Соблюдение поста в пятницу.

1984 — Сообщается, что однажды Джабира, да будет доволен им Аллах, спросили:

«Запрещал ли пророк, да благословит его Аллах и приветствует, соблюдать пост в пятницу?» − и он сказал: «Да».[1] Этот хадис передал аль-Бухари 1984.


[1] Имеется в виду тот случай, когда человек соблюдает пост только в этот день.

1986 — Передают со слов Джувайрийи бинт аль-Харис, да будет доволен ею Аллах, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл к ней в пятницу, когда она постилась, и спросил её: «Постилась ли ты вчера?» Она сказала: «Нет». Он спросил: «Намереваешься ли ты

поститься завтра?» Она сказала: «Нет», (после чего) он велел: «Тогда прекращай пост». Этот хадис передал аль-Бухари 1986.

ГЛАВА: Можно ли выделять какие-нибудь дни (для соблюдения поста)?

1987 — Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды её спросили:

«Выделял ли посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, какой-нибудь день (для совершения дополнительных дел поклонения)?» Она сказала: «Нет, его дела отличались постоянством, а кто из вас сумеет выдержать то, что выдерживал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?» Этот хадис передал аль-Бухари 1987.

ГЛАВА: Соблюдение поста в дни ташрика[1].

1997, 1998 — Передают, что ‘Аиша и Ибн ‘Умар, да будет доволен ими Аллах, говорили:

«Не разрешалось поститься в дни ташрика никому, кроме тех, кто не мог найти скота для жертвоприношения[2]». Этот хадис передал аль-Бухари 1997-1998.


[1] Дни ташрика − одиннадцатый, двенадцатый и тринадцатый дни месяца зу-ль-хиджжа.

[2] Это касается только совершающих хаджж.

ГЛАВА: Соблюдение поста в день ашуры.[1]

2003 — Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«Во времена джахилийи курайшиты постились в день ашуры и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также постился в этот день. Когда он прибыл в Медину, то (не перестал) поститься в этот день и велел другим соблюдать этот пост. Когда же в обязанность был вменён пост в рамадане, он перестал (поститься) в день ашуры[2], и (с тех пор) кто хотел, соблюдал этот пост, а кто не хотел, не делал этого». Этот хадис передал аль-Бухари 2003.


[1] См. примечание к хадису № 764.

[2] Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, перестал вменять его в обязанность.

2004 — Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прибывший в Медину, увидел, что иудеи постятся в день ашуры, он спросил (их): “Что это?” Они ответили: “Это — благой день, тот день, когда Аллах спас израильтян от их врага, и (поэтому) Муса стал соблюдать пост в этот день”. (На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Я имею на Мусу больше прав, чем вы!”[1] − после чего стал соблюдать пост в этот день сам и велел делать это всем остальным». Этот хадис передали аль-Бухари 2004, Муслим 1130.


[1] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду, что духовно он ближе к Мусе, мир ему, чем отклонившиеся от истинной религии иудеи.

5 thoughts on “Сахих аль-Бухари. 30. Книга поста. Хадисы №№ 1891-2007

  1. Ассаляму алейкум у меня сын 8 лет, как нам начинать приучаться к посту? С выше указанного хадиса следует что пост с ребенка следует требовать как с полноценного взрослого ? Ответьте пожалуйста

  2. Ас салам уалейкум, я не знаю что на меня нашло, я забыл про уразу и было сексуальное возбуждение. Пожалуйста помогите я вывел сперму как бы онанизмом, это портит пост и требует восполнения ? Я не згевю везде искал везде по разному. где то пишется не требуется ничего а где то 1 день а где то каффара

  3. Ас саляму алейкум рахматуллах, хотел посоветоваться с знающими братьями.
    На основание этого хадиса
    Абу Дауд 3476. Нам передал Убайдулла Ибн Муаз: «Нам передал мой отец: «Нам передал Кухмус от Саййара Ибн Манзу- ра, мужчины из племени Фаззары, от отца его, от женщины, нарекаемой Бахисой, от отца её. Она сказала: «Мой отец попросился войти к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и, проникнув к нему под рубаху, принялся целовать и прижиматься. Затем он спросил: «Посол Аллаха, что не халяль не дать?» Он ответил: «Воду». Он снова спросил: «Пророк Аллаха, что не халяль не дать?» Он ответил: «Соль». Тот снова спросил: «Посол Аллаха, что не халяль не дать?» Он ответил: «Если сделаешь добро, это будет лучше для тебя».

    некоторые нечестивцы обвиняют пророка Мухаммада да благословит его Аллах и приветствует , в «мужеложстве». подробно тут (http://entaha.com/روابط-عشوائية/الشذوذ-الجنسي-للرسول)

    Я провел свое расследование и нашел вот это .
    приводя эту историю в ад-Даифе, говорит шейх Албани
    أخرجه أبو داود ( 1669 و 3476 ) ، والدارمي ( 2/269 — 270 ) ، وأحمد ( 3/480 و 481 ) من طريق سيار بن منظور — رجل من بني فزارة — عن أبيه عن امرأة يقال لها بهيسة عن أبيها قالت :
    » استأذن أبي النبي صلى الله عليه وسلم ، فدخل بينه وبين قميصه ، فجعل يقبل ويلتزم ، ثم قال : يا نبي الله ! ما الشيء الذي لا يحل منعه ؟ قال : الماء . قال : يا نبي الله ! ما الشيء الذي لا يحل منعه ؟ قال : الملح . قال : يا نبي الله ! ما الشيء الذي لا يحل منعه ؟ قال : » فذكره .
    قلت : وهذا إسناد ضعيف ، مسلسل بالمجهولين ؛ بهيسة فمن دونها .
    (/1)
    У Абу Дауда приводится этот хадис сразу в двух местах 3476,1669
    и у Дарими 2/259 -270.И у Ахмада 3/480

    говорит шейх Албани — : وهذا إسناد ضعيف ، مسلسل بالمجهولين ؛ بهيسة فمن دونها
    иснад слабый из-за несколько неизвестных в нем раввий это,
    «мужчины из племени Фаззары, от отца его, от женщины, нарекаемой Бахисой, от отца её».

    еще нашел хороший ответ тут http://sbeelalislam.org/index.php/2011-11-29-20-59-44/1059-2012-01-08-19-43-04.
    Но, плохое знание арабского не дает полного ответа. Хотелось бы чтобы братья помогли в этом, так же исправит ошибки в моих переводах в этом хадисе .За ранее джазакаЛлаху хайран.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s