Сахих аль-Бухари. 19. Главы о совершении дополнительных ночных молитв. Хадисы №№ 1120-1187

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ

19 — Главы о совершении дополнительных ночных молитв [1]


[1] Имеются в виду молитвы, совершаемые в период, который начинается после полуночи и продолжается до наступления времени совершения обязательной утренней молитвы.

Хадисы №№ 1120-1187

ГЛАВА  1. Дополнительная ночная молитва. Всемогущий и Великий Аллах сказал: «И посвящай часть ночи своей дополнительной молитве…» (“Ночное путешествие”, 79).

1120 — Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Обычно когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднимался ночью для совершения молитвы, он говорил: “О Аллах, хвала Тебе, Ты − Управитель небес, земли и тех, кто там обитает, хвала Тебе, Тебе принадлежит власть над небесами, землёй и теми, кто там обитает, хвала Тебе; Ты − свет небес, земли[1] и тех, кто там обитает, хвала Тебе; Ты − Царь небес и земли, хвала Тебе; Ты − Истина, и обещание Твоё − истина, и встреча с Тобой − истина, и слово Твоё − истина, и рай − истина, и огонь − истина, и пророки − истина, и Мухаммад − истина, и Час этот − истина! О Аллах, Тебе я предаюсь, в Тебя верую, на Тебя уповаю, Тебе приношу покаяние, благодаря Тебе веду споры[2] и к Тебе на суд обращаюсь[3], так прости же мне мои прошлые и будущие[4] (грехи, прости) совершённое мной тайно и сделанное открыто! Ты − Выдвигающий вперёд, и Ты − Отодвигающий, нет бога, кроме Тебя (или: помимо Тебя), и нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха![5] /Аллахумма, ля-кя-ль-хамду, Анта Каййиму-с-самаввати, ва-ль-арди ва ман фи-хинна, ва ля-кя-ль-хамду, ля-кя мульку-с-самаввати, ва-ль-арди ва ман фи-хинна, ва ля-кя-ль-хамду, Анта нуру-с-самаввати, ва-ль-арди ва ман фи-хинна, ва ля-кя-ль-хамду, Анта Малику-с-самаввати ва-ль-арди, ва лякя-ль-хамду, Анта-ль-Хакку, ва ва‘ду-кя-ль-хакку, ва ликау-кя хакк, ва-ль-джаннату хакк, ва-н-нару хакк, ва-н-набиййуна хакк, ва Мухаммадун хакк, ва-с-са‘ату хакк! Аллахумма, ля-кя аслямту, ва би-кя аманту, ва ‘аляй-кя таваккяльту, ва иляй-кя анабту, ва би-кя хасамту ва иляй-кя хакямту, фа-гфир ли ма каддамту, ва ма аххарту, ва ма асрарту ва ма а‘лянту! Анта-ль-Мукаддиму ва Анта-ль-Муаххыр, ля иляха илля Анта (или: ля иляха гайру-кя) ва ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях!/”»

ГЛАВА  2. Достоинство ночной молитвы.

1121, 1122 — Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Когда при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, кто-либо видел сон, он обычно рассказывал его посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и я тоже захотел увидеть что-нибудь во сне, чтобы рассказать ему об этом. При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я был уже взрослым юношей и часто оставался спать в мечети. (Однажды) я увидел во сне, как два ангела схватили меня и подвели к огню. Со всех сторон (этот огонь) был обложен камнями подобно колодцу, по бокам у него стояли два столба, а в огне находились люди, которых я знал, и тогда я стал повторять: “Прибегаю к защите Аллаха от огня! /А‘узу би-Лляхи мин ан-нар!/” А потом нас повстречал другой ангел, сказавший мне: “Не бойся!” И я рассказал об этом сне Хафсе[6], Хафса же передала (мой рассказ) посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: “‘Абдуллах − прекрасный человек, но было бы хорошо, чтобы он молился по ночам”».

И после этого (‘Абдуллах) всегда спал по ночам лишь немного.

ГЛАВА  3. Больной не совершает ночных молитв.

1124 — Сообщается, что Джундаб бин ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заболел и не молился одну или две ночи[7]».

ГЛАВА  4. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждает к совершению ночных и прочих дополнительных молитв, не вменяя это в обязанность.

1127 — Сообщается, что ‘Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Однажды ночью посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл ко мне и Фатиме, дочери пророка, мир ему, и спросил: “Разве вы не молитесь?” Я сказал: “О посланник Аллаха, души наши в руках Аллаха, и если Он пожелает разбудить нас, то разбудит”. После того как я сказал это, он ушёл, не промолвив в ответ ни слова, а потом я услышал, как, удаляясь и хлопая себя рукой по бедру, он говорил: “…но человек больше всего склонен спорить”[8]».

1128 — Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Несмотря на то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,  любил заниматься делами (поклонения), он часто отказывался от их совершения, опасаясь, что так же начнут поступать и другие люди, а потом это может быть сделано для них обязательным. (Вот почему) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не совершал дополнительных молитв по утрам[9], тогда как я всегда совершаю их».

 

 

ГЛАВА  5. Во время ночных молитв пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стоял так долго, что ступни его ног опухали.

 

 

563 (1130). Сообщается, что аль-Мугира бин Шу‘ба, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Обычно во время ночных молитв пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стоял (во время) молитвы так долго, что его ступни (или: ноги) опухали, а когда его спрашивали (об этом)[10], он говорил: “Разве не (следует) мне быть благодарным рабом?”»

 

ГЛАВА  6. О том, кто спал на исходе ночи.

 

564 (1131). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему:

«Самой любимой молитвой для Аллаха является молитва Дауда, мир ему, и самым любимым постом для Аллаха является пост Дауда, который всегда спал половину ночи, (потом) молился треть её, а (потом) спал шестую часть ночи, постился же он через день». Этот хадис передали Ахмад 2/206, аль-Бухари 1131, Муслим 1159, Абу Дауд 2448, ан-Насаи 3/214, Ибн Маджах 1712. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 170.

 

565 (1132). Сообщается, что Масрук сказал:

«(Однажды) я спросил ‘Аишу, да будет доволен ею Аллах: “Какие (дела поклонения) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, любил больше всего?” Она сказала: “(Те, которые совершались) постоянно[11]”. Я спросил: “А когда он вставал[12]?” Она ответила: “Обычно он вставал, услышав крик петуха”». Этот хадис передали Ахмад 6/94, аль-Бухари 1132, Муслим 741, Абу ‘Авана 2/306, Абу Дауд 1317, ан-Насаи 1/240. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 5002.

 

(1132). В другой версии этого хадиса сообщается, что она сказала: «Услышав крик петуха, он вставал и начинал молиться».

(1133). В третьей версии этого хадиса сообщается, что, имея в виду пророка, да благословит его Аллах и приветствует, она сказала: «Заря заставала его у меня не иначе как спящим».

ГЛАВА 7. О том, кто подолгу стоял во время ночных молитв.

566 (1135). Передают, что (однажды) Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Как-то раз, когда) я совершал ночную молитву вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, он стоял так долго, что мне даже захотелось сделать нечто дурное». Мы спросили: «Что же?» Он ответил: «Мне захотелось сесть, оставив пророка, да благословит его Аллах и приветствует, стоять (в одиночестве)».

ГЛАВА  8. О том, какой была молитва пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и сколько рак’атов он обычно совершал по ночам.

567 (1138). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, имевший в виду добровольную ночную молитву, сказал: «Молитва пророка, да благословит его Аллах и приветствует, состояла из тринадцати рак’атов».

568 (1140). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Обычно пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал по ночам тринадцать рак’атов, а именно − (одиннадцать рак’атов, совершавшихся им во время) витра, и два рак’ата (перед обязательной) утренней молитвой».

ГЛАВА  9. О том, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вставал ото сна для совершения ночной молитвы, и о том, какие ночные молитвы отменялись.

569 (1141). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Бывало так, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не постился в течение месяца[13] (так много), что мы начинали думать, что в (этом месяце) он не постится вовсе, а иногда постился столько, что нам казалось, будто он совсем не прерывает поста. И бывало так, что, когда ты хотел увидеть его ночью молящимся, то обязательно заставал его за молитвой, а когда хотел увидеть его спящим, обязательно видел его (спящим)».

 

ГЛАВА  10. Узлы, завязываемые шайтаном на затылке человека, (не развязываются,) если он не молится по ночам.

 

570 (1142). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Когда любой из вас засыпает, шайтан завязывает у него на затылке три узла, ударяя по каждому из них[14] (и говоря): “Ночь твоя будет долгой, спи же!” И если (человек) проснётся и помянет Аллаха, то один узел развяжется, если он совершит омовение, развяжется (второй) узел, а если совершит молитву, развяжется (и третий), и человек проснётся утром бодрым и довольным, в противном же случае он вcтанет ото сна в дурном расположении духа и будет вялым». Этот хадис передали Малик 424, Ахмад 2/243, аль-Бухари 1142, Муслим 776, Абу Дауд 1306, ан-Насаи 1607, Ибн Маджах 1329.

 

 

ГЛАВА  11. Если человек засыпает, не совершив молитвы, шайтан мочится ему в ухо.

 

571 (1144). Сообщается, что ‘Абдуллах (бин Мас’уд), да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) в присутствии пророка, да благословит его Аллах и приветствует, кто-то упомянул об одном человеке и сказал: “Он продолжал спать, пока не проснулся утром, так и не встав на молитву”. (В ответ на это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Шайтан помочился ему в ухо”».

 

ГЛАВА  12. Обращение к Аллаху с мольбами /ду‘а/ и молитва, совершаемая  в конце ночи.

 

572 (1145). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«С наступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу, говоря: “Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?”» Этот хадис передали Малик 498, Ахмад 2/258, 267, 282, 419, 487, 504, аль-Бухари 1145, 6321 и 7494, Муслим 758, Абу Дауд 1315, 4733, ат-Тирмизи 446, Ибн Маджах 1366,  ад-Дарими 1/346-347, Ибн Наср 35, Абу ‘Авана 2/288-289, ат-Тайалиси 2232, 2385.

См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 8168, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1646, «Мишкат аль-Масабих» 1223.

 

 

ГЛАВА  13. Сон в начале ночи и бодрствование в конце её.

 

573 (1146). Сообщается, что (однажды) ‘Аишу, да будет доволен ею Аллах, спросили: «Каким образом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал ночную молитву?» Она сказала: «Обычно в начале ночи он спал, а в конце её вставал, чтобы помолиться, после чего снова ложился в постель, когда же муаззин начинал произносить слова призыва на молитву, он (снова) вставал. В случае необходимости он совершал полное омовение, а в иных случаях − частичное, (после чего) выходил (на молитву)». Этот хадис передали аль-Бухари 1146, Муслим 739 и другие.

 

 

ГЛАВА 14. Ночные молитвы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, во время рамадана и в другие месяцы.

 

574 (1147). Сообщается, что однажды ‘Аишу, да будет доволен ею Аллах, спросили:

«Как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, молился во время рамадана?» Она ответила: «Ни во время рамадана, ни в другие месяцы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не совершал (по ночам) молитв более чем в одиннадцать рак’атов. (Сначала) он совершал четыре рак’ата, и не спрашивай (меня) о том, сколь прекрасны и продолжительны они были, потом ещё четыре (рак’ата), и не спрашивай (меня) о том, сколь прекрасны и продолжительны они были, после чего совершал ещё три».

(Далее) ‘Аиша сказала: «(Однажды) я спросила: “О посланник Аллаха, так разве ты спишь перед совершением витра?”[15] Он ответил: “О ‘Аиша, поистине, мои глаза спят, но не спит сердце моё!”» Этот хадис передали аль-Бухари 1147, Муслим 738, Абу Дауд 1341, ат-Тирмизи 439, ан-Насаи 3/234, Ибн Хузайма 49, Ибн Хиббан 2430, аль-Байхакъи 2/495.

 

 

ГЛАВА 15. О нежелательности проявления излишнего рвения в делах поклонения.

 

575 (1150). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вошедший (в мечеть), увидел натянутую между двух столбов верёвку и спросил: “Что это за верёвка?” (Люди) сказали: “Это верёвка Зайнаб, которая держится за неё, когда устаёт (от молитв)”. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Нет, отвяжите (эту верёвку), и пусть каждый из вас молится, пока будет сохранять бодрость, и оставляет (молитву), когда станет уставать”». Этот хадис передали Ахмад 3/184, аль-Бухари 1150, Муслим 784, Абу ‘Авана 2/297, Абу Дауд 1312, ан-Насаи 3/218, Ибн Маджах 1371.

 

 

ГЛАВА  16. О нежелательности прекращения ночных молитв тем, кто прежде обычно молился по ночам.

    

 

576 (1152). Передают, что ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-‘Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: “О ‘Абдуллах, не уподобляйся такому-то, который (прежде) всегда молился по ночам, а потом перестал делать это!”»

ГЛАВА  17. О достоинстве того, кто просыпается ночью и  совершает молитву.

577 (1154). Передают со слов ‘Убады бин ас-Самита, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если человек проснётся ночью и скажет: “Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит власть и Ему хвала; Он всё может; хвала Аллаху; слава Аллаху; нет бога, кроме Аллаха; Аллах велик; нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха[16] /Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамд, ва хуа ‘аля кулли шайй’ин кадир; аль-хамду ли-Ллях, ва субхана-Ллах, ва ля иляха илля-Ллах, ва-Ллаху акбар, ва ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях/”, а потом скажет: “О Аллах, прости меня! /Аллахумма-гфир ли!/” − или же обратится к Аллаху с (какой-нибудь иной)  мольбой, то на мольбу его будет дан ответ, если же он совершит омовение и помолится, то молитва его будет принята».

578 (1155). Сообщается, что однажды Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передававший один из своих рассказов (людям), упомянул, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, брат ваш не говорит (ничего) непристойного», имея в виду ‘Абдуллаха бин Раваху[17] (и его стихи):

И среди нас — посланник Аллаха, читающий Книгу Его[18],

когда занимается яркая заря.

Он показал нам правильный путь после слепоты, и сердца

наши

убеждены, что сказанное им верно.

Он проводит ночи, не касаясь боками своими постели,

тогда как многобожники спят глубоким сном.

579 (1156, 1157). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды) при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, я увидел во сне, что держу в руках кусок плотного шёлка и что какого бы места в раю я ни пожелал, этот кусок летел туда (вместе со мной). И я увидел, как двое (ангелов) явились ко мне, желая привести меня к огню, но их повстречал (другой) ангел, который сказал: “Не бойся! Оставьте его!” А потом Хафса рассказала пророку, да благословит его Аллах и приветствует, об одном из моих сновидений, на что он сказал: “‘Абдуллах − прекрасный человек, но было бы хорошо, если бы он молился по ночам”».

И (после этого) ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, всегда молился по ночам.

Главы о совершении добровольных молитв

 

ГЛАВА  18. О том, что было сказано относительно добровольных молитв, состоящих из двух рак’атов.

 

580 (1162). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

— Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, учил нас, как следует просить Аллаха о благословении во (всех) делах подобно тому, как он учил нас (той или иной) суре Корана. Он говорил: «Когда кто-нибудь из вас захочет сделать что-либо, пусть совершит дополнительную молитву в два рак’ата, а потом скажет: “О Аллах, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием, и я прошу Тебя придать мне сил Твоим могуществом, и я прошу Тебя оказать мне великую милость, ибо, поистине, Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю, и Тебе известно всё о сокрытом! О Аллах, если знаешь Ты, что это дело станет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел[19] (или же он сказал: для этой и будущей жизни), то предопредели его мне, облегчи его для меня и ниспошли мне Твоё благословение в этом. Если же Ты знаешь, что это дело окажется злом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или же он сказал: для этой и будущей жизни), то отврати его от меня, и отврати меня от него и, суди  мне благо, где бы оно ни было, а потом приведи меня к удовлетворённости им /Аллахумма, инни астахиру-кя би-‘ильми-кя, ва астакдиру-кя би-кудрати-кя  ва  ас’алю-кя  мин  фадли-кя-ль-‘азыми, фа-инна-кя  такдиру  ва  ля  акдиру,   ва  та‘ляму  ва  ля  а‘ляму  ва Анта ‘Алляму-ль-гуййуб! Аллахумма, ин кунта та‘ляму анна хаза-ль-амра хайрун ли фи дини, ва ма‘аши ва ‘акыбати амри (‘аджили амри ва аджили-хи) фа-кдур-ху ли, ва йассир-ху ли сумма барик ли фи-хи. Ва ин кунта та‘ляму анна хаза-ль-амра шаррун ли фи дини, ва ма‘аши ва ‘акыбати амри (‘аджили амри ва аджили-хи) фа-сриф-ху ‘ан-ни, ва-сриф-ни ‘ан-ху ва-кдур ли-ль-хайра хайсу кяна, сумма арды-ни би-хи/”». (А затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) говорил: «И (человеку следует) сказать, чего он хочет». Этот хадис передали Ахмад 3/344, аль-Бухари 1162, 6382, 7390, Абу Дауд 1538, ат-Тирмизи 480, ан-Насаи 6/80 и в «‘Амаль аль-йаум ва-л-Лейла» 498, Ибн Маджах 1383. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 847.

 

 

ГЛАВА  19. О неуклонном совершении двух рак’атов (перед) утренней молитвой и о том, кто называл их добровольной (молитвой) /татавву’/.

 

581 (1163). Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«Ни одну из дополнительных молитв пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не совершал столь неуклонно, как молитву в два рак’ата утром[20]».

 

ГЛАВА  20. Что следует читать, совершая два рак’ата добровольной утренней молитвы?

 

582 (1165). Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«Обычно пророк, да благословит его Аллах и приветствует, облегчал два рак’ата(, совершавшиеся им) перед обязательной утренней молитвой, (настолько,) что я всегда задавалась вопросом: неужели он читал (только) “Аль-Фатиху”[21][22]

 

ГЛАВА  21. Утренняя молитва /салят ад-духа/[23], совершаемая тем, кто не находится в пути.

 

583 (1178). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мой самый любимый друг[24] посоветовал мне делать три вещи, от которых я не откажусь до самой своей смерти. (Он посоветовал мне) поститься по три дня ежемесячно, совершать дополнительную утреннюю /духа/ молитву и ложиться спать (только) после совершения витра». Этот хадис передали аль-Бухари 1182, Муслим 721.

 

ГЛАВА  22. О совершении (молитвы в) два рак’ата двух рак’атов перед обязательной полуденной молитвой /зухр/.

 

584 (1182). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, всегда совершал (дополнительную молитву в) четыре рак’ата[25] перед обязательной полуденной молитвой /зухр/ и (дополнительную молитву в) два рак’ата перед обязательной утренней молитвой /фаджр/».

 

ГЛАВА  23. (Дополнительная) молитва перед обязательной закатной /магриб/ молитвой.

 

585 (1183). Передают со слов ‘Абдуллаха аль-Музани, да будет доволен им Аллах, что как-то раз пророк, да благословит его Аллах и приветствует, трижды сказал: «Молитесь перед закатной молитвой[26]», а на третий раз добавил: «(Это) для тех, кто захочет», не желая, чтобы люди считали это (обязательной) сунной[27].


[1] См.: “Свет”, 35.

[2] То есть я веду споры с теми, кто не верует и упорствует, используя те доводы и доказательства, на которые Ты мне указываешь.

[3] Это значит: прошу Тебя рассудить меня с теми, кто отрицает истину.

[4] См.: “Победа”, 2.

[5] См. примечание к хадису № 355.

 

[6] Хафса − одна из жён пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и родная сестра Ибн ‘Умара.

[7] Имеются в виду только дополнительные молитвы.

[8] “Пещера”, 54.

[9] См. примечание к хадису № 224. Слова ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, означают, что она никогда не видела, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершает эту молитву, или же что он не совершал её неуклонно.

[10] То есть когда ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, спрашивала, почему он молится так долго.

[11] Иначе говоря, такие дела, которые человек совершает неуклонно, даже если их будет немного.

[12] Масрук хотел узнать, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднимался ото сна для совершения ночной молитвы.

 

[13] Само собой разумеется, что речь идёт не о рамадане, а о другом месяце и дело касается не обязательного, а добровольного поста.

[14] Это делается либо для того, чтобы узел был покрепче, либо    для того, чтобы человек ничего не чувствовал.

 

[15] См. хадис № 138.

[16] См. примечание к хадису № 355.

[17] ‘Абдуллах бин Раваха, да будет доволен им Аллах, — сподвижник пророка, да благословит его Аллах и приветствует, погибший в битве при Муте летом 629 года.

[18] То есть Книгу Аллаха.

 

[19] То есть для моей жизни в мире вечном.

[20] Здесь речь идёт о дополнительной добровольной молитве в два раката, совершаемой перед обязательной утренней молитвой.

[21] Буквально — “умм аль-Куран” (мать Корана).

[22] В данном случае удивление ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, вызывало то обстоятельство, что во время совершения других добровольных молитв пророк, да благословит его Аллах и приветствует, как правило, читал Коран очень долго.

[23] См. примечание к хадису № 224.

[24] Имеется в виду пророк, да благословит его Аллах и приветствует . См. примечание к хадису № 286.

[25] Здесь, как и в некоторых других случаях, название главы не    соответствует содержанию хадиса. Комментаторы высказывали разные мнения о причине этого, а в других хадисах приводятся сообщения о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал перед полуденными молитвами дополнительные молитвы не только в четыре, но и в два раката.

[26] Речь идёт о совершении дополнительной молитвы в два раката.

[27] Эти слова не означают, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, считал совершение этой молитвы по его примеру нежелательным. Имеется в виду, что он подчёркивал добровольный характер этой молитвы с учётом трудности неуклонного её совершения для некоторых людей.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s