26. Муснад ‘Абдуллы ибн ‘Умара ибн аль-Хаттаба

МУСНАД ИМАМА АХМАДА

26 — مسند عبد الله بن عمر بن الخطاب رضي الله عنهما 

26 — Муснад ‘Абдуллы ибн ‘Умара ибн аль-Хаттаба

Хадисы №№ 4448-6476

4544 — عن سالم عن أبيه أن النبي قال :

الشؤم في ثلاث الفرس والمرأة والدار

قال سفيان إنما نحفظه عن سالم يعني الشؤم
تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده صحيح على شرط الشيخين

رواه أحمد (2/8) ، والبخاري ‏(‏‏2858)‏ ، ومسلم ‏(‏‏2225)‏ .

4544 — Салим ибн ‘Абдуллах передал со слов своего отца (‘Абдуллы ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими,) о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Дурные предзнаменования (могут быть связаны) лишь с тремя вещами: с лошадью, женщиной и домом[1]». Этот хадис передали Ахмад 2/8, аль-Бухари 2858 и Муслим 2225. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 2326.

Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад достоверный в соответствии с условиями обоих шейхов (аль-Бухари и Муслима)». 2/8


[1] Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, указывают на отрицательное отношение ислама к различным суевериям. О признаках злополучия  можно говорить, если дело касается лошади, которая отличается упрямством или не используется для джихада, бесплодной, недовольной или дерзкой женщины, а также такого дома, который неудобен для жизни, расположен далеко от мечети или стоит рядом с домом плохого человека.

4709 — حدثنا عبد الله حدثني أبي ثنا يحيى عن عبيد الله قال: حدثني نافع عن بن عمر عن النبي صلى الله عليه و سلم:

إذا وضع عشاء أحدكم وأقيمت الصلاة فلا يقوم حتى يفرغ
تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده صحيح على شرط الشيخين

رواه أحمد (2/20) ، والبخاري ‏(‏‏673)‏ ، ومسلم ‏(‏‏559)‏ ، وأبو داود ‏(3757‏‏)‏ ، والترمذي ‏(354‏‏)‏ ، وابن ماجه ‏(934‏‏)‏ .‏

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير» 831 : صحيح   

4709 — Сообщается, что Ибн ‘Умар сказал:

«Посланник Аллаха, а благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если кому-то из вас подадут ужин и в это время объявят о начале молитвы, пусть не встает, пока не закончит (есть)”». Этот хадис передали Ахмад 2/20, аль-Бухари 673, Муслим 559, Абу Дауд 3757, ат-Тирмизи 354 и Ибн Маджах 934.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 831.

Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад достоверный в соответствии с условиями  аль-Бухари и Муслима». 2/20

4741 — حدثنا عبد الله حدثني أبي ثنا يعلى بن عبيد ثنا محمد يعني بن إسحاق عن نافع عن بن عمر قال: قال رسول الله صلى الله عليه و سلم:

إذا نعس أحدكم في مجلسه يوم الجمعة فليتحول إلى غيره .
تعليق شعيب الأرنؤوط : ضعيف مرفوعا والصحيح وقفه وابن اسحق وإن صرح بالتحديث في الرواية 6187 فقد تفرد برفعه وقد خالفه من هو أوثق منه وأحفظ فرووه موقوفا وقال ابن المديني : لم أجد لابن إسحق إلا حديثين منكرين وعد هذا منهما وأخرجه موقوفا الشافعي في المسند بإسناد صحيح

رواه  أحمد ( 2 / 22 , 32 ) وأبو داود ( 1119 ) والترمذي ( 2 / 404 ) وابن خزيمة ( 1716 ) وابن حبان ( 2792 ) والحاكم ( 1 / 291 ) والبيهقي

( 3/237 ) وأبو نعيم في » أخبار أصبهان » ( 2 / 186 ) .

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير» 809 : صحيح

قال الشيخ الألباني في « السلسلة الصحيحة » 468 : صحيح  

4741 — Сообщается, что Ибн ‘Умар сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если на пятничной молитве кто-то из вас станет дремать на своем месте, пусть пересядет на другое (место)”». Этот хадис передали Ахмад 2/22, 32, Абу Дауд 1119, ат-Тирмизи 526, Ибн Хузайма 1716, Ибн Хиббан 2792, аль-Хаким 1/291, аль-Байхакъи 3/237, Абу Ну’айм в «Ахбару Асбахан» 2/186. 2/22

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 809, «Сильсиля ас-сахиха» 468, «Мишкат аль-масабих» 1394.

4742 — عن أبي بكر بن سالم عن أبيه عن جده أن رسول الله صلى الله عليه و سلم قال :

إنّ الذي يَكْذبُ عَلَيَّ يُبْنى لَهُ بَيْتٌ في النارِ
تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده صحيح على شرط الشيخين

قال الشيخ الألباني في » السلسلة الصحيحة » 4 / 153 : أخرجه أحمد ( 2 / 22 و 103 و 144 ) … فذكره .

قلت : و هذا إسناد صحيح على شرط الشيخين .

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير«  1694 : صحيح

4742 — Передают со слов Ибн ‘Умара о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, для того, кто будет возводить на меня ложь, построят дом в аду». Этот хадис передал Ахмад 2/22, 103, 144.  

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1694, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1618.

Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад достоверный в соответствии с условиями  аль-Бухари и Муслима». 2/22

4812 — حدثنا عبد الله حدثني أبي ثنا يزيد انا همام بن يحيى عن قتادة عن أبي الصديق هو الناجي عن بن عمر عن النبي صلى الله عليه و سلم قال :

إذا وضعتم موتاكم في القبر فقولوا بسم الله وعلى ملة رسول الله صلى الله عليه و سلم
تعليق شعيب الأرنؤوط : رجاله ثقات رجال الشيخين ... ثم ذكر الأرناؤوط اختلافا في رفعه ووقفه

رواه أحمد (2/27 و40 و59) ، وابن حبان (3110) ، والحاكم (1/366) ، والبيهقي (4/55)‏ .

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير» 832 : صحيح  

4812 — Передают со слов Ибн ‘Умара о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,  сказал:

«Когда будете укладывать ваших умерших в могилы, говорите: “Бисми-Лляхи ва ‘аля милляти расули-Лляхи, салляЛлаху ‘алейхи ва саллям”/С именем Аллаха и согласно религии  посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует/». Этот хадис передали Ахмад 2/27, 59, Ибн Хиббан 3110, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир», аль-Хаким 1/366 и аль-Байхакъи 4/55.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 832, «Ирвауль-гъалиль» 747.

Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его передатчики заслуживающие доверия, от которых передавали хадисы оба шейха (аль-Бухари и Муслима)». А затем аль-Арнаут упомянул о разногласиях относительно возведения его к пророку и остановки его на сподвижнике. 2/27

4875 — حدثنا عبد الله حدثني أبي ثنا يزيد أنا محمد بن إسحاق عن نافع عن بن عمر قال سمعت رسول الله صلى الله عليه و سلم يقول:

إذا نعس أحدكم في المسجد يوم الجمعة فليتحول من مجلسه ذلك إلى غيره
تعليق شعيب الأرنؤوط : ضعيف مرفوعا والصحيح وقفه

رواه  أحمد ( 2 / 22 , 32 ) وأبو داود ( 1119 ) والترمذي ( 2 / 404 ) وابن خزيمة ( 1716 ) وابن حبان ( 2792 ) والحاكم ( 1 / 291 ) والبيهقي

( 3/237 ) وأبو نعيم في » أخبار أصبهان » ( 2 / 186 ) .

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير» 809 : صحيح

قال الشيخ الألباني في « السلسلة الصحيحة » 468 : صحيح  

4875 — Сообщается, что Ибн ‘Умар сказал:

«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Если в пятницу кого-то из вас одолеет дремота в то время, когда он находится в мечети, пусть пересядет со своего места на другое”». Этот хадис передали Ахмад 2/22, 32, Абу Дауд 1119, ат-Тирмизи 526, Ибн Хузайма 1716, Ибн Хиббан 2792, аль-Хаким 1/291, аль-Байхакъи 3/237, Абу Ну’айм в «Ахбару Асбахан» 2/186. 2/32

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 809, «Сильсиля ас-сахиха» 468, «Мишкат аль-масабих» 1394.

4990 — حدثنا عبد الله حدثني أبي ثنا عبد الواحد يعني الحداد ثنا همام عن قتادة عن أبي الصديق الناجي عن بن عمر أن النبي صلى الله عليه و سلم قال :

إذا وضعتم موتاكم في القبور فقولوا بسم الله وعلى ملة رسول الله صلى الله عليه و سلم
تعليق شعيب الأرنؤوط : رجاله ثقات رجال الشيخين والمحفوظ وقفه

رواه أحمد (2/27 و40 و59) ، وابن حبان (3110) ، والحاكم (1/366) ، والبيهقي (4/55)‏ .

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير» 832 : صحيح  

4990 — Передают со слов Ибн ‘Умара о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,  сказал:

«Когда будете укладывать ваших умерших в могилы, говорите: “Бисми-Лляхи ва ‘аля милляти расули-Лляхи, салляЛлаху ‘алейхи ва саллям”/С именем Аллаха и согласно религии  посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует/». Этот хадис передали Ахмад 2/27, 59, Ибн Хиббан 3110, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир», аль-Хаким 1/366 и аль-Байхакъи 4/55.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 832, «Ирвауль-гъалиль» 747.

Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его передатчики заслуживающие доверия, от которых передавали хадисы оба шейха (аль-Бухари и Муслима), но правильным является, что он останавливается на сподвижнике». 2/40

4991 — حدثنا عبد الله حدثنا أبي ثنا يزيد أنا يحيى عن محمد بن يحيى أن عمه واسع بن حبان أخبره أنه سمع بن عمر قال :

لقد ظهرت ذات يوم على ظهر بيتنا فرأيت رسول الله صلى الله عليه و سلم قاعدا على لبنتين مستقبلا بيت المقدس
تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده صحيح على شرط الشيخين

4991 — Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар сказал:

«(Однажды) когда я поднялся на крышу нашего дома, я увидел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, справлял нужду (сидя) на двух саманных кирпичах, повернувшись в сторону “Байту-ль-Макъдис”[1]». Этот хадис передали Малик 456, Ахмад 2/41, аль-Бухари 145, Муслим 266, Абу Дауд 12, ан-Насаи 1/23-24 и в «Сунан аль-Кубра» 22, Ибн Маджах 323, ат-Тирмизи 11, Ибн Хиббан 1421, аль-Байхакъи 1/92.  

Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад достоверный, в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима». 2/41


[1] Имеется в виду третья святыня Ислама, мечеть аль-Акса, которая находится в Иерусалиме. Прим. пер.

5233 — حدثنا عبد الله ثنا أبي ثنا وكيع ثنا همام عن قتادة عن أبي الصديق الناجي عن بن عمر قال قال رسول الله صلى الله عليه و سلم:

إذا وضعتم موتاكم في قبورهم فقولوا بسم الله وعلى سنة رسول الله صلى الله عليه و سلم
تعليق شعيب الأرنؤوط : رجاله ثقات رجال الشيخين وسبق 4812

رواه أحمد (2/27 و40 و59) ، وابن حبان (3110) ، والحاكم (1/366) ، والبيهقي (4/55)‏ .

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير» 832 : صحيح  

5233 — Передают со слов Ибн ‘Умара о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,  сказал:

«Когда будете укладывать ваших умерших в их могилы, говорите: “Бисми-Лляхи ва ‘аля суннати расули-Лляхи, салляЛлаху ‘алейхи ва саллям”/С именем Аллаха и согласно Сунне посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует/». Этот хадис передали Ахмад 2/27, 40, 59, Ибн Хиббан 3110, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир», аль-Хаким 1/366 и аль-Байхакъи 4/55.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 832, «Ирвауль-гъалиль» 747.

Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его передатчики заслуживающие доверия, от которых передавали хадисы оба шейха (аль-Бухари и Муслима)». 2/59

5615 — عن بن عمر :

أن النبي صلى الله عليه و سلم رأى صبيا قد حلق بعض شعره وترك بعضه فنهى عن ذلك وقال احلقوا كله أو اتركوا كله
تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده صحيح على شرط الشيخين

رواه أحمد (2/88) ، وأبو داود (4195) ، والنسائي (8/13) .

قال الشيخ الألباني في « السلسلة الصحيحة » 3/115 : إسناده صحيح على شرط الشيخين

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير» 212 : صحيح    

5615 — Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, о том, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел мальчика, часть волос на голове которого сбрили, а часть оставили, и он запретил это и сказал: “Либо сбривайте (волосы) полностью, либо не трогайте их совсем”». Этот хадис передали Ахмад 2/88, Абу Дауд 4195 и ан-Насаи 8/130.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 212, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 3/115.

Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад достоверный в соответствии с условиями обоих шейхов (аль-Бухари и Муслима)». 2/88

_____________________________________________________________

Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил къаза’».

Передатчик (этого хадиса) сказал: «“Каза’” — это оставление в разных местах прядей волос во время бритья головы ребёнка», указав при этом рукой себе на лоб и на обе стороны головы. Этот хадис передали аль-Бухари 5920 и Муслим  2120. В версии этого хадиса, которую приводит имам Муслим также со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил къаза’.  (Передатчик этого хадиса ‘Умар ибн Нафи’) сказал: «Я спросил Нафи’а (который передал этот хадис от Ибн ‘Умара): “А что такое къаза’?” и он сказал: “Это обривание (только) части головы и оставление (другой) части (нетронутой)”». Этот хадис передали аль-Бухари 5920 и Муслим  2120.

5646 — عن بن شهاب أن سالم بن عبد الله أخبره أن عبد الله بن عمر أخبره أن رسول الله صلى الله عليه و سلم قال :

المسلم أخو المسلم لا يظلمه ولا يسلمه من كان في حاجة أخيه كان الله عز و جل في حاجته ومن فرج عن مسلم كربة فرج الله عز و جل عنه بها كربة من كرب يوم القيامة ومن ستر مسلما ستره الله يوم القيامة
تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده صحيح على شرط الشيخين

رواه أحمد (2/91) ، والبخاري ‏(‏‏2442 و6951)‏ ، ومسلم ‏(2580‏‏)‏ ، وأبو داود ‏(‏‏4893)‏ ، والترمذي ‏(‏‏1426)‏ ، والنسائي ‏ في

« سنن الكبرى » (‏‏7291)‏ .

قال الشيخ الألباني في  « إرواء الغليل » 2450 : صحيح

قال الشيخ الألباني في « السلسلة الصحيحة » 504 : صحيح

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير» 6707 : صحيح

5646 — Передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни притеснять, ни предавать его. Тому, кто (поможет) своему брату в нужде его, Великий и Всемогущий Аллах (поможет) в его собственной нужде, того, кто избавит мусульманина от печали, Великий и Всемогущий Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, а (грехи) того, кто покроет (грехи) мусульманина, Аллах покроет в День воскресения». Этот хадис передали Ахмад 2/91, аль-Бухари 2442, Муслим 2580, Абу Дауд 4893, ат-Тирмизи 1426, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 7291.

Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад достоверный в соответствии с условиями обоих шейхов (аль-Бухари и Муслима)». 2/91

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 6707, «Сильсиля ас-сахиха» 504, «Ирвауль-гъалиль» 2450, «Мухтасар Муслим» 1830.

___________________________________________

Спросили шейха Ибн База, да смилуется над ним Аллах: «Смысл хадиса: “Кто покроет мусульманина, Аллах покроет его и в мире этом, и в мире ином”, разве означает, что если человек совершит что-то порицаемое или непристойный поступок, и его я скрою, то Аллах и меня покроет?! Надеюсь, что вы разъясните мне это. Да вознаградит вас Аллах добром!
Ответ: «Да, этот хадис достоверный передал его Муслим от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Того, кто развеет верующему одну из печалей мира этого, Аллах развеет ему одну из печалей Дня Воскресения; тому, кто облегчит положение несостоятельного должника, Аллах облегчит его собственное положение как в этом мире, так и в мире ином; а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет как в мире этом ,так и в мире ином”
А также в двух достоверных сборниках передается хадис со слов ибн ‘Умара, да будет доволен ими обоими Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Мусульманин мусульманину брат: он не притесняет его, не оставляет его беспомощным. Тот, кто решит нужду своего брата, то Аллах решит его нужду. И тот, кто избавит мусульманина от печалей, то по причине этого Аллах избавит его от печалей Дня Воскресения. А тот, кто покроет мусульманина, того Аллах покроет в Судный День”. Вот это является узаконенным: Если человек увидит от своего брата по вере недостаток, то есть грех, то он не раскрывает его, и не распространяет между людьми. А наоборот скрывает его для него, дает наставление, направляет его к добру, призывает его к покаянию Аллаху от этого и не позорит его среди людей. И тот, кто сделает так, и покроет своего брата, того Аллах покроет как в этом мире, так и мире ином. Поскольку воздаяние в соответствии деяния. А что касается тех, которые открыто совершают грехи, не стыдятся и показывают их людям, то они сами себя позорят. И не является уместным для покрытия. Подобно тому, который распивает опьяняющие напитки среди людей на рынках и заседаниях, то он сам себя опозорил. Просим Аллаха благополучия!
Таким образом, кто совершает грехи публично, и не обращает на это внимание , то его дело поднимают до правителей, если они удерживают подобного ему и устанавливают над ним наказание, то его дело поднимают до них. Не является местом покрытия для того, кто открыто совершает непристойные поступки, и публично совершает их. Просим Аллаха благополучия!» (http://www.binbaz.org.sa/mat/11401)

5707 — عن بن عمر أن رسول الله صلى الله عليه و سلم قال:

أسامة أحب الناس إلى ما حاشا فاطمة ولا غيرها
تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده صحيح على شرط مسلم رجاله ثقات رجال الشيخين غير حماد بن سلمة فمن رجال مسلم

قال الشيخ الألباني في „السلسلة الصحيحة“ 2 / 381 : رواه الحاكم ( 3 / 596 ) و أحمد ( 2 / 96 ) و أبو أمية الطرسوسي » في مسند ابن عمر » ( 210 / 1 ) و الطبراني في » الكبير » ( 1 / 21 / 1 ) و ابن عساكر ( 2 /  343 /1 ) من طرق عن حماد بن سلمة عن موسى ابن عقبة عن سالم عن ابن عمر مرفوعا به , و ليس عند الحاكم الاستثناء المذكور , و قال : » صحيح على شرط مسلم » و وافقه الذهبي و هو كما قالا . ثم أخرجه أحمد ( 2 / 89 , 106 ) من طرق أخرى عن موسى به دون الاستثناء . و له عنده ( 2 / 110 ) طريق ثانية : حدثنا سليمان أنبأنا إسماعيل أخبرني ابن دينار عن ابن عمر : » أن النبي صلى الله عليه وسلم بعث بعثا و أمر عليهم أسامة بن زيد , فطعن بعض الناس في إمرته , فقام رسول الله صلى الله عليه وسلم فقال : إن تطعنوا في إمرته , فقد كنتم تطعنون في إمرة أبيه من قبل , وايم الله إن كان لخليقا للإمارة و إن كان لمن أحب الناس إلي و إن هذا لمن أحب الناس إلي بعده » . و هذا إسناد صحيح , سليمان هو ابن داود الهاشمي و هو ثقة جليل فقيه و إسماعيل هو ابن جعفر الأنصاري القاري ثقة ثبت . و مثله ابن دينار و هو عبد الله . و أخرجه البخاري و مسلم .

5707 — Передают со слов Ибн ‘Умара о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Самый любимый для меня из людей — Усама, если не считать Фатиму и никого другого, помимо нее». Этот хадис передали Ахмад 2/96 и ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 372.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 924, «Сильсиля ас-сахиха» 745.

Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад достоверный в соответствии с условиями Муслима, передатчики его заслуживающие доверия, от который передавали хадисы оба шейха (аль-Бухари и Муслим), кроме Хаммада ибн Салямы, от которого передавал хадисы только Муслим». 2/96

5798 — عن أبي بكر بن سالم عن أبيه عن جده قال قال رسول الله صلى الله عليه و سلم :

الذي يكذب على يبنى له بيت في النار
تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده صحيح على شرط الشيخين

قال الشيخ الألباني في » السلسلة الصحيحة » 4 / 153 : أخرجه أحمد ( 2 / 22 و 103 و 144 ) … فذكره .

قلت : و هذا إسناد صحيح على شرط الشيخين .

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير«  1694 : صحيح

5798 — Сообщается, что Ибн ‘Умар сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Для того, кто будет возводить на меня ложь, построят дом в аду”». Этот хадис передал Ахмад 2/22, 103, 144.  

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1694, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1618.

Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад достоверный в соответствии с условиями  аль-Бухари и Муслима». 2/103

6033 — حَدَّثَنَا عَبْدُ اللَّهِ حَدَّثَنِى أَبِى حَدَّثَنَا أَبُو الْيَمَانِ حَدَّثَنَا شُعَيْبٌ عَنِ الزُّهْرِىِّ أَخْبَرَنِى سَالِمُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ أَنَّ عَبْدَ اللَّهِ بْنَ عُمَرَ قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- « بَيْنَا أَنَا نَائِمٌ رَأَيْتُنِى أَطُوفُ بِالْكَعْبَةِ فَإِذَا رَجُلٌ آدَمُ سَبْطُ الشَّعَرِ بَيْنَ رَجُلَيْنِ يَنْطُفُ رَأْسُهُ مَاءً فَقُلْتُ مَنْ هَذَا فَقَالُوا ابْنُ مَرَيْمَ . فَذَهَبْتُ أَلْتَفِتُ فَإِذَا رَجُلٌ أَحْمَرُ جَسِيمٌ جَعْدُ الرَّأْسِ أَعْوَرُ الْعَيْنِ الْيُمْنَى كَأَنَّ عَيْنَهُ عِنَبَةٌ طَافِيَةٌ فَقُلْتُ مَنْ هَذَا فَقَالُوا هَذَا الدَّجَّالُ. أَقْرَبُ النَّاسِ بِهِ شَبَهاً ابْنُ قَطَنٍ رَجُلٌ مِنْ بَنِى الْمُصْطَلِقِ ».
تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده صحيح على شرط الشيخين

رواه مالك (1640) ، وأحمد (2/122) ، والبخاري ‏(5902‏‏)‏ ، ومسلم ‏(‏‏169)‏ .

6033 — Передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Умара о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Когда я спал, я увидел как соявершаю обход вокруг Ка’бы, и (увидел)  смуглого человека с прямыми волосами, который находился между двух мужчин и с его головы капала вода. Я спросил: “Кто это?” (Мне) сказали: “Сын Марйам”. А потом я повернулся и увидел румяного дородного человека с курчавыми волосами, который был крив на правый глаз, и этот глаз был похож на выпуклую виноградину. Я спросил: “Кто это?” (Мне) сказали: “Это − Антихрист”, а больше всего из людей походил на него Ибн Къатан — человек из числа бану мусталикъ[1]». Этот хадис передали Малик 1640, Ахмад 2/122, 126, 144, аль-Бухари 5902 и Муслим 169.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 869.

Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад достоверный в соответствии с условиями двух шейхов (аль-Бухари и Муслима)». 2/122


[1] Ибн Къатан − человек из племени хуза’а, погибший ещё в доисламские времена. Об этом сказал Ибн Шихаб аз-Зухри в версии этого хадиса, которую приводит аль-Бухари.

6099 — عَنِ ابْنِ عُمَرَ قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- « أُرَانِى فِى الْمَنَامِ عِنْدَ الْكَعْبَةِ فَرَأَيْتُ رَجُلاً آدَمَ كَأَحْسَنِ مَا تَرَى مِنْ أُدْمِ الرِّجَالِ لَهُ لِمَّةٌ قَدْ رُجِّلَتْ وَلِمَّتُهُ تَقْطُرُ مَاءً وَاضِعاً يَدَهُ عَلَى عَوَاتِقِ رَجُلَيْنِ يَطُوفُ بِالْبَيْتِ رَجِلَ الشَّعْرِ فَقُلْتُ مَنْ هَذَا فَقَالُوا الْمَسِيحُ ابْنُ مَرْيَمَ. ثُمَّ رَأَيْتُ رَجُلاً جَعْداً قَطَطاً أَعْوَرَ عَيْنِ الْيُمْنَى كَأَنَّ عَيْنَهُ عِنَبَةٌ طَافِيَةٌ كَأَشْبَهِ مَنْ رَأَيْتُ مِنَ النَّاسِ بِابْنِ قَطَنٍ وَاضِعاً يَدَيْهِ عَلَى عَوَاتِقِ رَجُلَيْنِ يَطُوفُ بِالْبَيْتِ فَقُلْتُ مَنْ هَذَا فَقَالُوا هَذَا الْمَسِيحُ الدَّجَّالُ ».
تعليق شعيب الأرنؤوط : صحيح وهذا إسناد حسن

رواه مالك (1640) ، وأحمد (2/122 و126) ، والبخاري ‏(5902‏‏)‏ ، ومسلم ‏(‏‏169)‏ .

6099 — Сообщается, что Ибн ‘Умар сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

— Я видел себя во сне у Ка’бы, и также увидел смуглого человека, который по виду являлся лучшим среди смуглых людей, из тех, что ты видел. У него были красивые локоны (волос) и с них  капала вода. Он совершал обход Дома, положив свои руки на плечи двух мужчин, и его волосы были ухоженные. Я спросил: “Кто это?” (Мне) сказали: “Это Мессия, сын Марйам”. А потом я увидел человека с короткими и курчавыми волосами, кривого на правый глаз, и этот глаз был похож на выпуклую виноградину. Больше всего из людей, которых я видел, походил на него Ибн Къатан[1]. Он совершал обход Дома, положив свои руки на плечи двух мужчин и я спросил: “Кто это?” − и (мне) ответили: “Антихрист”/аль-Масиху-д-Даджаль/». Этот хадис передали Малик 1640, Ахмад 2/122, 126, 144, аль-Бухари 5902 и Муслим 169.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 869.

Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Достоверный хадис, а этот иснад хороший». 2/126


[1] Ибн Къатан − человек из племени хуза’а, погибший ещё в доисламские времена. Об этом сказал Ибн Шихаб аз-Зухри в версии этого хадиса, которую приводит аль-Бухари.

6160 — عن بن عمر عن النبي صلى الله عليه و سلم قال :

إنَّ اللَّهَ يقبلُ توبةَ العَبدِ ما لم يُغَرْغرْ
تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده حسن

رواه وأحمد (2/132 و153) ، والترمذي ‏(‏‏3537)‏ ، وابن ماجه ‏(4253‏‏)‏ ، وابن حبان (628) ، والحاكم (4/257) ، والبيهقي في « شعب الإيمان » (7063)‏ .‏ وقال الترمذي: « حديث حسن غريب » . وقال الحاكم : « حديث صحيح الإسناد » ووافقه الذهبي .

قال الشيخ الألباني في « تخريج مشكاة المصابيح » 2282 : حسن     

قال الشيخ الألباني في « صحيح الترغيب والترهيب » 3143 : حسن     

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير» 1903 : حسن     

6160 — Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, Аллах принимает покаяние раба до тех пор, пока он не начинает издавать предсмертные хрипы». Этот хадис передали Ахмад 2/132, 153, ат-Тирмизи 3537, Ибн Маджах 4253, Ибн Хиббан 628, аль-Хаким 4/257 и аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 7063.

Ат-Тирмизи сказал: «Хороший редкий хадис».

Аль-Хаким назвал хадис достоверным и с ним согласился аз-Захаби.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1903, «Тахридж мишкат аль-масабих» 2282, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 3143.

Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад хороший». 2/132

_______________________________________________________________________
Шейх аль-Мубаракфури о словах: «пока не начнет издавать предсмертные хрипы» сказал: «Т.е. пока душа не подошла к горлу». См. «Тухфатуль-ахвази» 9/518.

Имам ан-Навави, да одарит его Аллах Своей милостью, сказал в «Шарх Сахих Муслим»: «Учёные, да смилостивится над ними Аллах, единогласны в том, что покаяние принимается до тех пор, пока человек не начнёт издавать предсмертные хрипы, о чём сказано в хадисе. Существуют три столпа покаяния: оставление греха, сожаление о содеянном и твёрдое намерение не совершать подобное в будущем. Если человек раскаивается в грехе, а затем возвращается к нему, то его раскаяние не нарушается. Если он раскаивается в одном грехе, а затем совершает другой, то его раскаяние действительно. Это мнение людей истины, но му’тазилиты придерживаются других взглядов по этим двум вопросам».

Что касается хадиса от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, в котором сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда Аллах потопил фараона, он сказал: “Я уверовал в то, что нет божества, кроме Того, в Кого уверовали сыны Исраиля”. (Юнус 10:90). Джибриль сказал мне: “О Мухаммад, видел бы ты меня, как я брал морскую глину и затыкал рот фараона, опасаясь, что он скажет: “Ля иляха илля-Ллах”». Ахмад 1/309, ат-Тирмизи 3107, ат-Таялиси 2618. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2015.
Некоторые представители течений, отрицающих и не понимающих вопросы предопределения считали данный хадис недостоверным. Однако имам ‘Али ибн Мухаммад аль-Хазин в своём тафсире «Любаб ат-таъвиль» 3/423-424 сделал опровержение им, что сторонники ахлю-Сунна, верят в предопределение и в то, что Аллах ведёт прямым путем кого пожелает и вводит в заблуждение кого пожелает. И Аллах велел ангелу Джибрилю (мир ему) воспрепятствовать фараону произнести шахаду, так как не желал принимать веру фараона — праотца всех неверных.
Шейх аль-Мубаракфури сказал: «Учёные говорили, что иман фараона не был принят, поскольку вера и покаяния не принимаются, когда ангелы пришли за душой и когда постигает наказание!» См. «Тухфатуль-ахвази» 9/518.
Всевышний Аллах сказал: «Мы переправили сынов Исраиля через море, а фараон и его войско последовали за ними, бесчинствуя и поступая враждебно. Когда же фараон стал тонуть, он сказал: “Я уверовал в то, что нет божества, кроме Того, в Кого уверовали сыны Исраиля. Я стал одним из мусульман”. Только сейчас! А ведь раньше ты ослушался и был одним из распространяющих нечестие» (Юнус 10:90-91).
Т.е. мало того, что фараон был уже в предсмертном состоянии, так ещё и в наказании от Аллаха, после которого не принесёт пользу вера! Говоря о неверных, Аллах Всевышний сказал: «Когда они узрели Наше наказание, они сказали: “Мы уверовали в Единственного Аллаха и не веруем в тех, кого мы приобщали в сотоварищи к Нему!” Но не помогла им вера, когда они увидели Наше наказание» (Гъафир 40:84-85).
Имам аль-Багъави толкуя слова: «а когда приходит к нему смерть» сказал: «Т.е. когда он впал в смертельную агонию. Говорит:  “Поистине, теперь я раскаялся!” когда уже забирают его душу. В этом состоянии не принимается вера от неверного и покаяние от грешника. Всевышний Аллах сказал: “Но не помогла им вера, когда они увидели Наше наказание». Поэтому не принесла пользу вера фараону, когда он был потоплен».См. «Тафсир аль-Багъави» 2/185.
Таким образом, вера и покаяние любого человека, будь он верующий или неверный принимаются, если только смерть не явилась к нему и ангелы не стали забирать его душу. Имамы ас-Судди и аль-Кальби считали, что человек должен покаяться до смертельной болезни. Однако это мнение ученые считали слабым. Этот опровергает хадис, который передается от Абу Са’ида аль-Худри, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Иблис сказал: “О Господь, я не перестану вводить в заблуждение сынов Адама до тех пор, пока их души будут находиться в их телах”. Господь Всевышний и Всемогущий сказал: “Я же, не перестану прощать их, пока они просят Меня о прощении!”» Ахмад 3/76, Абу Я’ля 1273. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1650.
Когда шейха Ибн База спросили: «Человек заболел СПИДом, и врачи сказали, что ему осталось жить не долго. Каково его покаяние в этом положение?» Шейх ответил: «Пусть кается, даже в предсмертные часы, поскольку врата покаяния открыты, пока его разум с ним. Пусть кается и отстраняется от грехов, даже если ему сказали, что осталось прожить ему мало». См. «Фатава Ибн Баз» 9/437.
Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «У человека много грехов, но его постигла смертельная болезнь и он не смог вылечиться, так как врачи сказали, что не в силах помочь. Он сейчас в раскаянии, так является ли его покаяние действительным, несмотря на его смертельную болезнь?» Шейх ответил: «Да, покаяние человека, отчаявшегося выжить действительно, как например, при раковой болезни, или когда человека собрались убить, даже если над ним занесли меч, или как прелюбодея решили забить и собирают уже для этого камни, покаяние их действительно. Всевышний Аллах принимает покаяние раба до тех пор, пока он не начал издавать предсмертные хрипы. Всевышний сказал: “Поистине, Аллах принимает покаяние тех, кто по неведению совершает дурное, после чего сразу же раскаивается» (ан-Нисаъ 4:17). Слова: “сразу же раскаивается” означают: кается прежде, чем умрёт, как сказал Аллах: “Нет покаяния тем, кто совершает грехи, а когда к нему приходит смерть” (ан-Ниса 4: 18)». См. «Ликъаъ Баб аль-мафтух» 53/73.
Что касается вопроса: Достаточно ли неверному перед смертью сказать «ля иляха илля-Ллах», чтобы умереть мусульманином, или же ему необходимо произнести полную шахаду, включая слова «Мухаммад — расулю-Ллах»?
Ученые на этот счёт разногласили. Одни говорили, что первое свидетельство «ля иляха илля-Ллах» подразумевает собой и второе «Мухаммад — расулю-Ллах». Однако имам Ибн Хаджар аль-Хайтами в «Тухфатуль-мухтадж» сказал: «Что касается неверного, то ему следует велеть перед смертью говорить оба свидетельства однозначно, говоря при этом: “Ашхаду” (свидетельствую), поскольку неверный не станет мусульманином, кроме как при этом!»
Также о необходимости произнесения неверным двух свидетельств говорили имамы аль-Къасталяни, аль-Истави и др. См. «Мир’атуль-мафатих» 5/308.

6309 — عن أبي بكر بن سالم عن أبيه ان رسول الله صلى الله عليه و سلم قال :

إنّ الذي يَكْذبُ عَلَيَّ يُبْنى لَهُ بَيْتٌ في النارِ
تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده صحيح على شرط الشيخين

قال الشيخ الألباني في » السلسلة الصحيحة » 4 / 153 : أخرجه أحمد ( 2 / 22 و 103 و 144 ) … فذكره .

قلت : و هذا إسناد صحيح على شرط الشيخين .

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير«  1694 : صحيح

6309 — Передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Умара о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, для того, кто будет возводить на меня ложь, построят дом в аду”». Этот хадис передал Ахмад 2/22, 103, 144.  

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1694, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1618.

Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад достоверный в соответствии с условиями  аль-Бухари и Муслима». 2/144

6408 — عن بن عمر أن رسول الله صلى الله عليه و سلم قال :

إنَّ اللهَ تعالى يَقبَلُ تَوْبَةَ عَبْدِهِ مَا لَم يُغَرْغِرْ
تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده حسن

رواه وأحمد (2/132 و153) ، والترمذي ‏(‏‏(3537)‏ ، وابن ماجه ‏((4253‏‏)‏ ، وابن حبان (628) ، والحاكم (4/257) ، والبيهقي في « شعب الإيمان » (7063)‏ .‏ وقال الترمذي: « حديث حسن غريب » . وقال الحاكم : « حديث صحيح الإسناد » ووافقه الذهبي .

قال الشيخ الألباني في « تخريج مشكاة المصابيح » 2282 : حسن     

قال الشيخ الألباني في « صحيح الترغيب والترهيب » 3143 : حسن     

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير» 1903 : حسن     

6408 — Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, Аллах Всевышний принимает покаяние раба до тех пор, пока он не начинает издавать предсмертные хрипы». Этот хадис передали Ахмад 2/132, 153, ат-Тирмизи 3537, Ибн Маджах 4253, Ибн Хиббан 628, аль-Хаким 4/257 и аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 7063.

Ат-Тирмизи сказал: «Хороший редкий хадис».

Аль-Хаким назвал хадис достоверным и с ним согласился аз-Захаби.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1903, «Тахридж мишкат аль-масабих» 2282, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 3143.

Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад хороший». 2/153

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s