Муснад имама Ахмада. 2. Муснад ‘Умара ибн аль-Хаттаба. Хадисы №№ 82-398

Муснад имама Ахмада

2 — ( مسند عمر بن الخطاب رضي الله عنه )

2 — Муснад ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах.

 Хадисы №№82-398

Умар ибн Хаттаб,

да будет доволен им Аллах.

Его имя – Абу Хафс ‘Умар ибн аль-Хаттаб. В день принятия им Ислама посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прозвал его «Фарукъ» – «Различающий (истину ото лжи)». Он второй из праведных халифов и один из десяти сподвижников, обрадованных раем ещё при жизни. Он родился в Мекке за 40 лет до хиджры[1] пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Он вырос в знатной семье, имеющей власть и почёт, и был воспитан в правдивости, верности, смелости в высказывании истины. Он выступал в качестве посла в случае возникновения конфликтов внутри племени курайш или военных столкновений курайшитов с другими племенами. Принятие ‘Умаром, да будет доволен им Аллах, Ислама стало поддержкой для мусульман и началом нового этапа в борьбе для возвышения слов Аллаха. Он породнился с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выдав за него свою дочь. ‘Умар – отец матери правоверных Хафсы, да будет доволен ею Аллах. Он был одним из лучших сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и одним из первых, совершивших хиджру из Мекки в Медину. Он сопровождал посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во многих сражениях и был в числе тех, кто неотлучно стоял рядом с ним в битвах при Ухуде и  Хунайне. В нескольких случаях мнение ‘Умара, да будет доволен им Аллах, в отношении некоторых вопросов совпадало с тем, что впоследствии было ниспослано в Коране. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, похвалил его словами: «Аллах вложил истину на язык и сердце ‘Умара»[2]. Он – Фарук, различивший истину от лжи.

Абу Бакр поручил халифат после себя ‘Умару ибн аль-Хаттабу после того, как посовещался на этот счёт с самыми авторитетными сподвижниками из мухаджиров и ансаров, да будет доволен ими Аллах. Правление ‘Умара, да будет доволен им Аллах, стало эпохой открытий новых земель для Ислама и оставило восхитительный след в истории Ислама благодаря своим завоеваниям, справедливости и мудрости правления, аскетизмом и набожностью правителя. В правлении он следовал примеру своего предшественника Абу Бакра, да будет доволен ими Аллах. ‘Умар уделял большое внимание  распространению Ислама и осуществлению дальнейших шагов по завоеванию Персии и Византии, начало которому было положено Абу Бакром, да будет доволен Аллах ими обоими. В 14 году при Кадисии войска под предводительством Са’да ибн Абу Ваккъаса, да будет доволен им Аллах, разбили войска персов под командованием Рустама. Мусульмане один за другим начали завоёвывать города, пока в месяце сафар 16-го года, после двух месяцев блокады не пала столица персидского государства. Са’д ибн Абу Ваккъас отправил халифу ‘Умару, да будет доволен им Аллах, золотые и серябреные браслеты и перстень Хосроя (правитель Персии). ‘Умар позвал Сураку, и когда тот пришел, он надел на него браслеты и сказал: «Хвала Аллаху, который дал надеть эти украшения Сураке, сыну Джа’шама, арабу из племени Бану Мадладж». Этим он указал на обещание посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Однажды, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ехал в Медину вместе с Абу Бакром, он сказал Сураке, взглянув на его запястья: «Удивит ли тебя, Сурака, то, что придет время, и ты наденешь браслеты Хосроя?» И предсказание пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сбылось. Это было одним из чудес, дарованных ему Аллахом. После этого войско мусульман под командованием Ну’мана ибн Мукъаррина отправилось за остатками войск персов и встретилось с ними в 21-ом году по хиджре в местечке под названием Нахаванд. Это сражение прозвали «Фатхуль футух» – «Победой побед». После произнесения Ну’маном ибн Мукъаррином трижды слов «Аллах Велик!» мусульмане атаковали ряды врага. Таким образом, за короткое было разбито царство Хосроя. Это было ответом Аллаха на ду’а (мольбу) своего посланника, да благословит его Аллах и приветствует, с которой он обратился к Нему, когда узнал, что Хосрой разорвал письмо, отправленное ему пророком, да благословит его Аллах и приветствует.

При ‘Умаре под руководством «доверенного человека этой уммы» – Абу ‘Убайды ибн аль-Джарраха завоевывались территории Шама. Под его командованием был открыт для Ислама Байт аль-Макъдис (Иерусалим). Затем под командованием ‘Амра ибн аль-‘Аса, да будет доволен им Аллах, был открыт Египет. А после этого исламские завоевания распространились, как молния, на Тарабулус[3], Азербайджан[4], Нахаванд и Джурджан. При его правлении были возведены города Басра и Куфа. Он ввёл исламское летоисчисление по хиджре, основал различные государственные учреждения (различные министерства и т.п.) и возобновил коллективную молитву таравих.

В конце своего правления, которое продлилось 10 лет 6 месяцев и 4 дня, ‘Умар, да будет доволен им Аллах, обратился к Аллаху со следующей мольбой: «О Аллах, поистине, я прошу у Тебя мученическую смерть на Твоём пути и смерти в городе Твоего посланника, да благословит его Аллах и приветствует». Аллах Всевышний ответил его мольбе и дал ему эти две вещи вместе – он погиб от рук огнепоклонника Абу Луълуъа во время совершения утренней молитвы в мечети пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Он пробрался сквозь ряды мусульман и нанёс ‘Умару, да будет доволен им Аллах, шесть ударов кинжалом с двумя лезвиями. Первый удар пришёлся ему в низ живота, который и стал для него смертельным. Его подняли и перенесли в дом, а раны его кровоточили. Там он пришёл в себя, но снова потерял сознание. Когда ‘Умар вновь очнулся, ему напомнили о молитве. Тогда он сказал: «Да. У того, кто оставит молитву, нет никакой доли в Исламе». Затем он поднялся и совершил молитву в своё время. Когда узнал о том, что на него покушался огнепоклонник, ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Хвала Аллаху, что я принял смерть не от рук человека, который хотя бы раз совершил земной поклон Аллаху!»

‘Умар, да будет доволен им Аллах, ушёл из жизни на четвёртую ночь после покушения, за три дня до окончания месяца Зуль-Хиджжа в 23-ом году по хиджре. Он был похоронен рядом с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакром, да будет доволен им Аллах. Убийство ‘Умара, да будет доволен им Аллах, было результатом ненависти огнепоклонников и иудеев к молодому исламскому государству. Такое положение мы наблюдаем и по сей день… Противостояние истины и лжи будет продолжаться до самого конца света!

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был правдив, когда сказал: «Успокойся, Ухуд! На тебе только пророк, Сиддикъ и два мученика!». Сиддикъ – это Абу Бакр, а мученики – это ‘Умар и ‘Усман, да будет доволен ими всеми Аллах.

http://www.whyislam.ru/statii/halify.htm


[1] Мусульманское летоисчисление начинается с хиджры – переселения из Мекки в Медину пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. – (прим. пер.).

[2] См. «Муснад» Ахмада 2/95 и «Сунан» Тирмизи 3929. Шейх аль-Албани в «Сахих аль-джами’» счёл этот хадис достоверным.

[3] Историческая область в территории Триполитании (современный Триполи, столица Ливии) —  (прим. пер.).

[4] Историческая территория Азербайджана была намного просторнее, чем нынешняя.

154 — حَدَّثَنَا عَبْدُ اللَّهِ حَدَّثَنِى أَبِى حَدَّثَنَا هُشَيْمٌ قَالَ زَعَمَ الزُّهْرِىُّ عَنْ عُبَيْدِ اللَّهِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عُتْبَةَ بْنِ مَسْعُودٍ عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ عَنْ عُمَرَ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- قَالَ

« لاَ تُطْرُونِى كَمَا أَطْرَتِ النَّصَارَى عِيسَى ابْنَ مَرْيَمَ عَلَيْهِ السَّلاَمُ فَإِنَّمَا أَنَا عَبْدُ اللَّهِ وَرَسُولُهُ ». 

تعليق شعيب الأرنؤوط : صحيح رجاله ثقات رجال الشيخين

154 — Передают со слов ‘Умара, да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не возвеличивайте меня так, как возвеличивают христиане ‘Ису сына Марьям, мир ему, ибо, поистине, я никто иной, как раб Аллаха и Его посланник». Этот хадис передали Ахмад 1/23, аль-Бухари 3445.

Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Достоверный хадис, передатчики заслуживающие доверия, от которых передавали хадисы оба шейха (аль-Бухари и Муслим)». 1/23

___________________________________________________________________

Ибн аль-Асир отметил, что под возвеличиванием подразумевается ложное и чрезмерное восхваление.

327 — حَدَّثَنَا عَبْدُ اللَّهِ حَدَّثَنِى أَبِى حَدَّثَنَا أَبُو سَعِيدٍ حَدَّثَنَا حَمَّادُ بْنُ زَيْدٍ عَنْ عَمْرِو بْنِ دِينَارٍ مَوْلَى آلِ الزُّبَيْرِ عَنْ سَالِمٍ عَنْ أَبِيهِ عَنْ عُمَرَ قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- « مَنْ قَالَ فِى سُوقٍ لاِ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ لَهُ الْمُلْكُ وَلَهُ الْحَمْدُ بِيَدِهِ الْخَيْرُ يُحْيِى وَيُمِيتُ وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَىْءٍ قَدِيرٌ كَتَبَ اللَّهُ لَهُ بِهَا أَلْفَ أَلْفِ حَسَنَةٍ وَمَحَا عَنْهُ بِهَا أَلْفَ أَلْفِ سَيِّئَةٍ وَبَنَى لَهُ بَيْتاً فِى الْجَنَّةِ ».

تحفة 10528 معتلى 6604

أخرجه أحمد (1/47) والترمذي (3429) و ابن ماجة (2235) والطيالسي في المسند (12) والبزار(125) والطبراني في الدعاء (789) و(719) وابن عدي(5/135) و وابن السني في عمل اليوم والليلة (182) والخطيب في الموضح (2/286) وابن البناء في فضل التهليل (5) والبغوي في شرح السنة (5/132) ووابو نعيم في أخبار أصبهان (2/180) ووابو الشيخ في طبقات اصبهان (2/174) ووالرامهرمزي في المحدث الفاصل(241 و242) وتمام في الفوائد كما في الروض الباسم (4/456) والدولابي في الكنى (1/129) والبيهقي في الأسماء والصفات(1/280) وغيرهم .

قال الشيخ الألباني في » صحيح الجامع الصغير «6231:   حسن

327 — Сообщается, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Тому, кто скажет на рынке: Нет бога, (достойного поклонения) кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища; Ему принадлежит владычество и Ему – хвала! В Его руках благо, Он оживляет и умерщвляет, и Он над всякой вещью мощен! /Ля иляха илляЛлаху вахдаху ля шарика лаху, лахуль-мульку ва лахуль-хамду! Би-ядихиль-хайру, йухйи ва йумиту, ва хува ‘аля кулли шайъин къадир!/ – Аллах запишет совершение тысячи тысяч добрых дел, сотрёт (записи) о тысяче тысяч его дурных дел и построит для него дом в раю”». Этот хадис передали Ахмад 1/47, ат-Таялиси 12, ат-Тирмизи 3428, который сказал: «Хороший неизвестный хадис», Ибн Маджах 2235, Ибн ‘Ади в «аль-Камиль» 5/135, аль-Хаким 1/538, 539, Ибн Сунни в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 189, аль-Баззар 1/45, ат-Табарани в «ад-Ду’аъ» 789.

Хафиз аль-Мунзири, имам аш-Шаукани и шейх аль-Албани назвали хадис хорошим. См. «ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 7/3, «Тухфату-з-закирин» 298, «аль-Калим ат-таййиб» 230, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1694. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 6231.

Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад является очень слабым». 1/47

____________________________

Этот хадис также назвал хорошим, но редким, имам аль-Багъави в «Шарху-с-Сунна» 5/133.
Шейх Салим аль-Хиляли говорил, что самый сильный путь этого хадиса, это версия, которую привел аль-Хаким 1/539 от Ибн ‘Умара. Иснад этого хадиса сам по себе хороший, ибо все передатчики его надёжные, за исключением Масрукъа, относительно которого было разногласие. Однако и его хадисы являются хорошими, ибо его считали надёжным Абу Зур’а, Салих ибн Мухаммад, Ибн Хиббан, аз-Захаби и др. См. «Тахкыкъ ‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 1/241.

Ответы шейха ‘Абдуль-Мухсина аль-‘Аббада из его урока по хадису относительно мольбы, которая произносится при входе на рынок из серии: «Объяснение книги “Сунан ат-Тирмизи”».
Вопрос: Читается ли ду’а при входе на рынок, когда он закрыт, например, ночью?
Ответ: Мне видится, что мольба/ду’а/ при входе на рынок предназначена для времени, когда этот рынок действует, когда там есть люди. А когда человек просто идёт по улице и там никого нет, нет шума, нет торговли, то это ду’а произносить не нужно. Оно произносится тогда, когда (распространена, есть) беспечность. (А в не рабочее время) поминание Аллаха в то время, когда люди беспечны к поминанию Аллаха — этого нет. Никого нет, людского шума нет, лживых клятв нет, “у того это, у этого то” — распродажи товаров нет, клятв нет. Это просто одна из улиц, на которой нет людей.
Вопрос: На счёт произнесения этого ду’а в магазине или продуктовой лавке — считается ли это рынком согласно нашему обычаю?
Ответ: В любом случае, если человек приходит в место купли и продажи, даже если он приходит на специализированный рынок и говорит: “Ля иляха илля Ллаху вахдаху ля шарика лях…” — это то, что и следует делать человеку, если он отправился  в место купли-продажи, будь это общий рынок или специализированный.
Вопрос: Я живу на улице, которая считается рынком, поскольку по всей её длине расположены торговые точки. Нужно ли мне произносить это ду’а каждый раз, как я вхожу или выхожу из дома?
Ответ: Если ты выходишь из своего дома (то да). А что касается входа — то если ты направлешься на рынок прежде чем достигаешь своего дома, то говори это ду’а. И когда выходишь из своего дома, произноси это ду’а, поскольку твой дом находится в середине рынка.
Вопрос: Если проходит человек через рынок, но не намеревается что-либо покупать, произносить ли ему это ду’а?
Ответ: Произносить, да.
Вопрос: Произносится ли ду’а входа на рынок при входе на книжную ярмарку?
Ответ: Да, это так же рынок. И известно, что на этих ярмарках есть людской шум, есть разные категории и виды людей, шум, разные (повышенные) голоса…
http://vb.noor-alyaqeen.com/t15617/

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s