«Муснад» имама Ахмада. 1. Муснад Абу Бакра ас-Сиддикъа. Хадисы №№ 1-81

«Муснад» имама Ахмада


1 — ( مسند أبي بكر الصديق رضي الله عنه )

1 Муснад Абу Бакра ас-Сиддикъа

Хадисы №№ 1-81

Абу Бакр ас-Сиддикъ, да будет доволен им Аллах.

Его полное имя – ‘Абдуллах ибн ‘Усман ибн ‘Амир ибн Ка’б. Его родство пересекается с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, через Мурра ибн Ка’ба. Его кунья – Абу Бакр, а ‘Усман – это имя его отца Абу Кухафы. Он родился через два с половиной года после «года слона». Он был торговцем и заработал огромные деньги, которые принесли пользу Исламу, когда он стал тратить их на пути Аллаха. Он первый мужчина, принявший Ислам. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, описал его как правдивого, вследствие чего за ним закрепилось прозвище “Сиддикъ”[1].

От Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, передают, что он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднялся на гору Ухуд, вместе с ним были Абу Бакр, ‘Умар и ‘Усман. Вдруг гора затряслась под ними. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Успокойся, Ухуд! На тебе только пророк, Сиддикъ и два мученика!”»[2]

Абу Бакр был первым, кто призывал людей к Исламу, и по его призыву стали мусульманами такие великие сподвижники, как ‘Усман ибн ‘Аффан, Тальха, аз-Зубайр, ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф и Абу ‘Убайда, да будет доволен Аллах ими всеми. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о нем: «Поистине, наиболее надёжным человеком в сподвижничестве и щедрым в том, чем он владеет, является Абу Бакр»[3]. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, распоряжался имуществом Абу Бакра как своим. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Никогда никакое имущество не принесло мне столько пользы, сколько имущество Абу Бакра!» Тогда Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, заплакал и сказал: «А разве я и моё имущество не принадлежим тебе?»[4] Он тратил своё имущество для установления религии Аллаха и призыва к ней, так он освободил Биляля, ‘Амира ибн Кухайра и многих других мусульман из рабства.

В сборниках хадисов ат-Тирмизи и Абу Дауда приводится хадис, переданный ‘Умаром, да будет доволен им Аллах, где он говорит: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел нам делать пожертвования. И это совпало с тем временем, когда у меня было много денег, и я решил, что настал тот час, когда я смогу опередить Абу Бакра  в благом деле. Я пересчитал всё своё имущество и отнёс половину его пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Тогда он спросил: “Что ты оставил своей семье?” “Половину того, что здесь”, — ответил я. После этого пришел Абу Бакр, принесший с собой все свои деньги и драгоценности. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, задал ему тот же вопрос: “Что ты оставил своей семье?” Тот ответил: “Я оставил им Всевышнего Аллаха и Его посланника”. Тогда я понял, что мне никогда не опередить Абу Бакра».[5]

Любимой женой посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, была ‘Аиша, дочь Абу Бакра ас-Сиддикъа, да будет доволен ими Аллах.

Абу Бакру, да будет доволен им Аллах, принадлежит самое значительное место в среде сподвижников, и он располагает самой высшей степенью почтения. Так как он сопровождал посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с начала его пророческой миссии и до самой смерти. Он был спутником пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в самые тяжёлые для этого моменты, и никто не превзошел его в этом. Он переселился вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и вместе с ним скрывался в пещере. Аллах Всевышний сказал об этом:

إِلَّا تَنْصُرُوهُ فَقَدْ نَصَرَهُ اللَّهُ إِذْ أَخْرَجَهُ الَّذِينَ كَفَرُوا ثَانِيَ اثْنَيْنِ إِذْ هُمَا فِي الْغَارِ إِذْ يَقُولُ لِصَاحِبِهِ لَا تَحْزَنْ إِنَّ اللَّهَ مَعَنَا فَأَنْزَلَ اللَّهُ سَكِينَتَهُ عَلَيْهِ وَأَيَّدَهُ بِجُنُودٍ لَمْ تَرَوْهَا

«Если вы не окажете ему (Мухаммаду) поддержки, то ведь Аллах уже оказал ему поддержку, когда неверующие изгнали его. Он был одним из тех двоих, которые находились в пещере, и сказал своему спутнику (Абу Бакру): “Не скорби, ибо Аллах – с нами”. Тогда Аллах ниспослал ему спокойствие и поддержал его воинами, которых вы не видели» (ат-Тауба, 9:40).

Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, – самый богобоязненный человек в нашей умме, по свидетельству Корана и Сунны. Аллах Всевышний сказал:

وَسَيُجَنَّبُهَا الْأَتْقَى (17) الَّذِي يُؤْتِي مَالَهُ يَتَزَكَّى (18) وَمَا لِأَحَدٍ عِنْدَهُ مِنْ نِعْمَةٍ تُجْزَى (19) إِلَّا ابْتِغَاءَ وَجْهِ رَبِّهِ الْأَعْلَى (20) وَلَسَوْفَ يَرْضَى

«Отдален от него будет самый богобоязненный, который раздаёт своё имущество, очищаясь, и всякую милость возмещает сполна только из стремления к Лику своего Всевышнего Господа»  (аль-Лейль, 92:17-20).

Многие учёные сказали, что причиной ниспослания этого аята стал Абу Бакр, да будет доволен им Аллах.

Аллах Всевышний одарил Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, такими достоинствами и особенностями, которых не было у многих других. Он был наиболее неприхотливым из сподвижников в отношении мирской жизни, самым храбрым человеком после посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он был наиболее любимым из всех сподвижников для пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который никогда не видел от него ничего плохого. Он – наилучший человек этой уммы после пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и он первым среди них войдёт в рай, как об этом передал Абу Дауд в своём сборнике хадисов. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Абу Бакру: «Что касается тебя, о Абу Бакр, то ты первым из моей уммы войдешь в рай».[6] Он более всех достоин того, чтобы стать халифом после посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Задумайся о чертах, которые собрались в нём  в течение одного дня. Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил своих сподвижников: «Кто из вас сегодня постится?»  Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «А кто из вас сегодня участвовал в похоронах?» Абу Бакр сказал: «Я». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Кто-нибудь из вас проведал сегодня больного?» Абу Бакр сказал: «Я». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снова спросил: «Кто-нибудь из вас дал милостыню?» Абу Бакр сказал: «Я». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Непременно попадет в рай человек, в котором собрались эти качества».

Абу Бакру, да будет доволен им Аллах, было суждено быть вторым человеком в Исламе, и ему же было суждено быть вторым в пещере Саур, где они вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, укрывались от погони курайшитов, и быть вторым в шалаше, установленном для посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в день битвы при Бадре.

Осознавая его расположение и близость к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, учитывая его достоинства и первенство в Исламе, сподвижники избрали его халифом после смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Смерть посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стала сильным потрясением и тяжёлым ударом для мусульман. В этой тяжёлой для всех ситуации Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, объявил людям: «О люди! Кто поклонялся Мухаммаду, то, поистине, Мухаммад умер! А тот, кто поклонялся Аллаху, то Он – Живой и никогда не умрет!» Затем он прочитал людям слова Аллаха, обращённые Своему посланнику:

إِنَّكَ مَيِّتٌ وَإِنَّهُمْ مَيِّتُونَ

«Воистину, ты смертен, и они смертны» (аз-Зумар, 39:30).

По единогласному мнению мухаджиров и ансаров, сподвижники присягнули  Абу Бакру, да будет доволен им Аллах. Его общей и частной политикой было принесение блага Исламу, мусульманам и всем людям. Он кратко выразил её в  следующих словах, обратившись к людям в мечети пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказав: «О люди! Поистине, я назначен руководить вами, хотя я не лучший из вас. И если я буду совершать благое, то помогайте мне. А если я буду совершать дурное, поправьте меня. Правдивость – это верность, а ложь – предательство. Слабый из вас – сильный передо мной до тех пор, пока я не обеспечу ему его права, если это будет угодно Аллаху. А сильный среди вас будет слабым передо мной до тех пор, пока я не заберу с него то, что не принадлежит ему по праву, если  будет на это воля Аллаха. Аллах непременно ввергнет людей в унижение, если они оставят борьбу на Его пути, а если среди людей распространится мерзость нечестия, то Аллах распространит Своё наказание на всех. Подчиняйтесь мне, пока я подчиняюсь Аллаху и Его посланнику, а если я ослушаюсь Аллаха, то  нет для вас подчинения!»

Это проповедь, охватывающая все стороны жизни, и Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, воплотил её в своей жизни практически. Он служил этой религии и её распространению. Он  отправил в поход войско Усамы ибн Зайда, которое снарядил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Провожая их, он шёл пешком рядом с ехавшим верхом Усамой, проявив большое почтение к этому войску. Он напутствовал войско великими  словами, содержащими в себе сведения об особенностях Ислама и его великих принципах.

Затем Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, взялся за дело, на которое не был способен никто из людей, кроме тех, кому Аллах оказал своё содействие – он занял жёсткую, бескомпромиссную позицию в отношении вероотступничества, которое имело место после смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И он сказал свои слова, ставшие знаменитыми: «Клянусь Аллахом, я непременно буду воевать с теми, кто совершает молитву и отказывается от выплачивания закята. Ведь, поистине, закят – это право выплаты с имущества. И клянусь Аллахом, если бы мне перестали выплачивать в качестве закята козлёнка, которого выплачивали во время посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то я бы обязательно воевал с ними за это!»

После того, как Аллах облегчил подавление вероотступников, Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, устремил своё внимание за пределы Аравийского полуострова, желая распространить эту религию и вывести людей из мрака к свету. Он направил войска в земли персов и византийцев. Командующим персидским фронтом он назначил Халида ибн Валида, а византийским – Абу ‘Убайду ‘Амира ибн аль-Джарраха, да будет доволен ими Аллах. Первым великим сражением стала битва при Ярмуке, посредством которой Аллах открыл мусульманам путь к завоеванию и открытию для Ислама византийских, а затем и других земель.

Из числа благороднейших дел, совершённых Абу Бакром, да будет доволен им Аллах, было собирание воедино вместе всего Корана. Он поручил это дело Зайду ибн Сабиту, и тот записал весь Коран в свитках, которые были собраны и хранились у Абу Бакра, пока не перешли к ‘Умару и затем к ‘Усману, да будет доволен всеми ими Аллах.

Абу Бакр заболел и умер в месяце джумада аль-ахир, в 13 году по хиджре. Он был похоронен рядом с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он правил 2 года и 3 месяца и поручил халифат после себя ‘Умару ибн аль-Хаттабу, да будет доволен ими Аллах.

О Аллах! Будь доволен Абу Бакром и дай ему наилучшую награду за всё, что он сделал для Ислама и мусульман!

http://www.whyislam.ru/statii/halify.htm


[1] Что означает “Правдивейший» (прим. пер.).

[2] «Сахих» Бухари 3675.

[3] «Сахих» Бухари 3654.

[4] «Муснад» Ахмада 2/253.

[5] «Сунан» Абу Дауда 1678 и «Сунан» ат-Тирмизи 3921.

[6] «Сунан» Абу Дауда 4652.

Еще сведения из биографии Абу Бакра ас-Сиддика

Его звали ‘Абдуллах ибн ‘Усман ибн ‘Амир ибн ‘Амр ибн Ка‘б ибн Са‘д ибн Тайм ибн Мурра ибн Ка‘б ибн Люайй ибн Галиб ибн Фихр * аль-Кураши ат-Тайми. | * «Фихр» есть «Курайш». Абу Ну‘айм, «Ма‘рифат ас-Сахаба», (1/150).

‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поистине, Аллах ниспослал имя Абу Бакра «ас-Сиддик» с небес, и он клялся в этом». Ат-Табарани «аль-Му‘джам аль-кабир», (1/55); Ибн Хаджар «Фатх аль-Бари», (7/11).

Однажды Абу Бакр пришёл к посланнику Аллаха ﷺ. Вид у него был при этом встревоженный и опечаленный. Посланник Аллаха ﷺ узнал от него о том, что они с ‘Умаром ибн аль-Хаттабом поссорились и Абу Бакр первым попросил у ‘Умарапрощения, но тот отказался его простить. Абу Бакр сказал: «И вот я пришёл к тебе». Пророк ﷺ сказал: «Да простит тебя Аллах, о Абу Бакр». Эти слова он повторил трижды.
А в это время ‘Умар, пожалев о своём поступке, отправился в дом Абу Бакра, но не застал его. Тогда он пошёл к пророкуﷺ. Когда ‘Умар подошёл к нему, пророк ﷺ изменился в лице, и глаза его покраснели так, что Абу Бакр испугался за него, упал на колени и сказал со смирением: «О посланник Аллаха! Это я был неправ. Это я был неправ».
Тогда пророк ﷺ сказал: «Поистине, Аллах послал меня к вам, и вы сказали: «Ты лжец», а Абу Бакр сказал: «Ты говоришь правду». Он утешал меня и поддерживал своим богатством, и сам всегда был рядом со мной. Так может, вы оставите в покое моего друга?» — причём последние слова он повторил дважды. Этот хадис приводит аль-Бухари в «Сахих», № 3661.

‘Аммар ибн Йасир сказал: «Я помню те времена, когда с посланником Аллаха ﷺ было всего пять рабов, две женщины и Абу Бакр». Этот хадис приводит аль-Бухари в «Сахих», № 3660.
Абу Бакр совершил переселение в Медину вместе с посланником Аллаха ﷺ.
Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) передаёт: «Когда мы сидели в пещере, я сказал пророку ﷺ: «Если бы один из них посмотрел себе под ноги, он непременно увидел бы нас!», пророк ﷺ сказал: «Молчи, о Абу Бакр! Что ты думаешь о двоих, с которыми третий — Аллах?»». Этот хадис приводят аль-Бухари в «Сахих», № 3922; Муслим, № 2381.

Если же говорить о семье Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), то у Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) было четыре жены и шесть детей — три сына и три дочери:

1. Катиля бинт ‘Абду-ль-‘Узза ибн Асад ибн Джабир ибн Малик. Она родила Абу Бакру — ‘Абдуллаха и Асму.
2. Умм Румман бинт ‘Амир бинт ‘Ууаймир. Женщина из бану Кинана ибн Хузайма. Мать ‘Абду-р-Рахмана и ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах).
3. Асма бинт ‘Умайс ибн Ма‘бад ибн аль-Харис. Мать Мухаммада ибн Абу Бакра.
4. Хабиба бинт Хариджа ибн Зейд ибн Абу Зухайр. Женщина из числа ансаров, из племени Хазрадж. Она родила Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) дочь Умм Кульсум после его кончины.

О достоинствах Абу Бакра ас-Сиддика (да будет доволен им Аллах).

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Того, кто расходовал на пути Аллаха по две вещи *, призовут из врат Рая: «О раб Аллаха! Это — благо!». Совершавших молитвы призовут из врат молитвы, тех, кто принимал участие в джихаде, призовут из врат джихада, тех, кто давал милостыню, призовут из врат милостыни, а постившихся призовут из врат «ар-Раййан»».
Услышав это, Абу Бакр ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах) сказал: «Ни в чём не будут нуждаться те, кого призовут из этих врат.
Но найдутся ли такие, кого станут призывать изо всех врат Рая?». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Да, и я надеюсь, что ты окажешься среди них, о Абу Бакр». Этот хадис приводят аль-Бухари в «Сахих», № 3666; Муслим, № 1027. | * Имеются в виду две вещи из каждого вида достояния человека. Возможно также, что речь идёт об обязательных (закят) и добровольных расходах.

Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передаёт, что однажды, когда Пророк ﷺ вместе с Абу Бакром, Умаром и‘Усманом поднялись на гору Ухуд, она задрожала, и он сказал: «Успокойся, Ухуд, ибо, поистине, на тебе — пророк, правдивейший (сыддик) и два мученика». Этот хадис приводят аль-Бухари в «Сахих», № 3675; Муслим, № 2417.

‘Амр ибн аль-‘Ас (да будет доволен им Аллах) передаёт, что как-то раз пророк ﷺ поставил его во главе отряда, который должен был двинуться на Зат ас-Салясиль [Поход на Зат ас-салясиль состоялся осенью 629 г.х.]. ‘Амр сказал: «И я пришёл к нему и спросил: «Кого из людей ты любишь больше всех?»». Он ответил: «‘Аишу». Я спросил: «А из мужчин?». Он ответил: «Её отца» [То есть Абу Бакра (да будет доволен им Аллах)]. Я спросил: «А кого потом?». Он ответил: «‘Умара ибн аль-Хаттаба», и назвал ещё несколько человек». Этот хадис приводят аль-Бухари в «Сахих», № 3662; Муслим, № 2384.

Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) обладал обширными познаниями в области религии и был наделён глубоким пониманием её.

Абу Са‘ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды посланник Аллаха ﷺ, обратился к собравшимся в мечети людям с проповедью и сказал: «Поистине, Аллах предоставил одному из Своих рабов возможность выбора между миром этим и тем, что есть у Него, и этот раб выбрал то, что у Аллаха». Услышав эти слова, Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) заплакал, а я сказал себе: «Что заставляет плакать этого старца, если Аллах предоставил кому-то из Своих рабов возможность выбора между миром дольним и тем, что есть у Него, и раб выбрал то, что есть у Аллаха?». А дело было в том, что этим рабом был сам посланник Аллаха ﷺ, Абу Бакр понимал больше, чем мы. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «О Абу Бакр, не плачь!», а потом добавил: «Поистине, из всех людей наибольшее количество благодеяний оказал мне Абу Бакр, который дружил со мной и не жалел для меня своего имущества, и если бы мне пришлось выбирать ближайшего друга (халиль) [халиль — слово, указывающее не на обыкновенную дружбу, а на высочайшую степень духовной близости] из моей общины, я непременно выбрал бы Абу Бакра, однако в моей власти только братство и любовь в исламе! Так пусть же не останется в мечети незапертых дверей, кроме двери * Абу Бакра!»».Этот хадис приводит аль-Бухари в «Сахих», № 3654. | * Комната Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), как и комнаты жён Посланника Аллаха ﷺ, примыкала непосредственно к мечети. Эти слова толкуются как указание на то, что после его смерти именно Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) должен был стать халифом.

Посланник Аллаха ﷺ и Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) были неразлучны до самой кончины посланника Аллаха ﷺ.

Аль-Бухари приводит хадис, в котором сообщается, что ‘Урва ибн аз-Зубайр сказал: «Однажды я попросил Ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса: «Расскажи мне о наихудшем из того, что многобожники сделали с пророком ﷺ».
Он сказал: «Однажды, когда посланник Аллаха ﷺ молился в хиджре у Каабы, к нему подошёл ‘Укба ибн Абу Му‘айт, закинул свой плащ ему на шею и сильно сдавил, и тогда к нему бросился Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), схватил его за плечи, отбросил от посланника Аллаха ﷺ и воскликнул: «Неужели вы убьёте человека только за то, что он говорит: «Мой Господь — Аллах?»». Этот хадис приводит аль-Бухари в «Сахих», № 3678.

Указания на то, что именно Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) должен был стать правителем после кончины посланника Аллаха ﷺ:

1. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Однажды после наступления времени молитвы и произнесения азана, когда посланник Аллаха ﷺ уже заболел своей предсмертной болезнью, он велел: «Скажите Абу Бакру, чтобы он молился с людьми». [Посланник Аллаха ﷺ, который всегда сам был имамом, велел занять своё место Абу Бакру (да будет доволен им Аллах)]
Ему сказали: «Абу Бакр испытывает сильную печаль [не может себя держать от плача] и плачет, и если он займёт твоё место, то не сможет проводить молитвы с людьми». [Эти слова произнесла ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах), имея в виду, что Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) плачет, читая Коран].
Он повторил своё веление, а когда ему снова сказали в ответ то же самое, он в третий раз велел сделать это и воскликнул: «Поистине, вы подобны женщинам, увидевшим Йусуфа *! Велите же Абу Бакру проводить молитвы с людьми!».
Тогда Абу Бакр вышел к людям и стал совершать с ними молитву. Таким образом, он молился имамом с людьми ещё при жизни посланника Аллаха ﷺ». Этот хадис приводят аль-Бухари в «Сахих», № 3659; Муслим, № 2386. | *

Поскольку Посланник Аллаха ﷺ имеет в виду женщин вообще, используется местоимение множественного числа, хотя в данном конкретном случае он обращается только к ‘Аише (да будет доволен ею Аллах).
Под женщинами, увидевшими Йусуфа, имеются в виду женщины, которых пригласила к себе жена египетского вельможи, пытавшаяся соблазнить Йусуфа.
В суре «Йусуф» (аяты 30 и 31) рассказывается о том, что когда жена вельможи потерпела неудачу в своих попытках, другие женщины стали осуждать её. Тогда она пригласила их к себе якобы для угощения, а на самом деле — для того, чтобы они увидели неземную красоту Йусуфа и признали, что она была права. Сравнивая жену вельможи с ‘Аишей, Посланник Аллаха ﷺимел в виду, что обе они действовали не без задней мысли.
Он понимал, что ссылаясь на мягкосердечие Абу Бакра, ‘Аиша, которая была его дочерью, на самом деле опасалась, что когда люди увидят его на месте Посланника Аллаха ﷺ, они сочтут это дурным знаком, придут в волнение и будут связывать с именем Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) горестные для всех мусульман события, связанные с болезнью и кончиной Посланника Аллаха ﷺ.

2. Джубайр ибн Мут‘им (да будет доволен им Аллах) передаёт: «К пророку ﷺ пришла одна женщина. У неё было дело к нему, и она спросила его: «А что мне делать, если я не найду тебя?». Как будто она имела в виду его возможную кончину. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если не найдёшь меня, иди к Абу Бакру»». Этот хадис приводят аль-Бухари в «Сахих», № 3922; Муслим, № 2381.

3. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что во время своей болезни, посланник Аллаха ﷺ сказал ей: «Позови ко мне Абу Бакра, твоего отца, и твоего брата, чтобы я написал завещание, ибо, поистине, я боюсь, что найдутся желающие, и кто-нибудь скажет: «Я более достоин» [Посланник Аллаха ﷺ имел в виду, что найдутся желающие стать халифом, которые будут заявлять, что достойны власти больше других], но Аллах и верующие отвергнут всех, кроме Абу Бакра». Этот хадис приводят аль-Бухари в «Сахих», № 5666; Муслим 2387.

Кончина Абу Бакра (да будет доволен им Аллах).

В месяце джумада аль-ахыра в 13 году от хиджры состояние его сильно ухудшилось и он скончался.
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) также сказала: «Когда Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) заболел той болезнью, от которой впоследствии умер, я вошла к нему. Он страдал, как страдает человек перед смертью, и тяжело дышал. Я прочла две строчки из стихотворения: «Нет, не спасает юношу богатство, когда в груди его — предсмертный хрип!». Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) посмотрел на меня и сказал: «Почему ты не сказала: «Предсмертные муки явятся с истиной. Вот то, чего ты избегал!»?»». Сура 50 «Каф», аят 19.
Когда болезнь усилилась, его спросили: «Не позвать ли тебе лекаря?». Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) ответил: «Он уже видел меня и сказал: «Поистине, Я делаю, что пожелаю!»». Ибн Са‘д «Ат-табакат аль-кубра», (3/198).
Он имел в виду, что настоящий лекарь один, и это Аллах.

Так покинул этот мир Абу Бакр ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах) после многих лет усердия на пути Всевышнего ради распространения Его религии. Посредством Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) Всевышний Аллах уберёг Свою религии от исчезновения в период войн с вероотступниками и распространил её посредством уникальной кампании, организованной Абу Бакром ас-Сиддиком (да будет доволен им Аллах), во время которой воины-мусульмане открывали для ислама всё новые и новые земли.
Его похоронили вечером в бывшей комнате ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) рядом с могилой пророка ﷺ.

Источник

  عَنْ قَيْسٍ قَالَ قَامَ أَبُو بَكْرٍ فَحَمِدَ اللَّهَ وَأَثْنَى عَلَيْهِ ثُمَّ قَالَ يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّكُمْ تَقْرَءُونَ هَذِهِ الآيَةَ (يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا عَلَيْكُمْ أَنْفُسَكُمْ لاَ يَضُرُّكُمْ مَنْ ضَلَّ إِذَا اهْتَدَيْتُمْ) وَإِنَّا سَمِعْنَا رَسُولَ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- يَقُولُ « إِنَّ النَّاسَ إِذَا رَأَوُا الْمُنْكَرَ فَلَمْ يُغَيِّرُوهُ أَوْشَكَ أَنْ يَعُمَّهُمُ اللَّهُ بِعِقَابِهِ

1 – Сообщается, что Къайс сказал:

«(Однажды) Абу Бакр (ас Сиддикъ) встал, воздал хвалу Аллаху, восславил Его и затем  сказал: “О люди вы читаете этот аят: “О те, которые уверовали! Позаботьтесь о себе. Если вы последовали прямым путем, то вам не причинит вреда тот, кто впал в заблуждение” (5:105).[1]Но поистине, мы слышали, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Если люди увидят неодобряемое и не изменят это, то они будут близки к тому, что Аллах подвергнет Своему наказанию их всех». Этот хадис передали Ахмад 1/2, Абу Дауд 4338, ат-Тирмизи 2168, Ибн Маджах 4005 и ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 11157.

Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад достоверный в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима».

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 197, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб»  2317.


[1] В комментариях к “Сахиху” Муслима ан-Навави, да помилует его Аллах  Всевышний, пишет: “Для стремящихся к постижению смысла этого аята правильным будет такое его понимание: поистине, если вы выполняете возложенные на вас обязанности, то вам  не причинят вреда упущения других,  на что, например, указывается в словах Всевышнего: “И никто не понесёт бремени (грехов) другого”. (“Скот”, 164 ).

عَنْ عَلِىٍّ قَالَ:

كُنْتُ إِذَا سَمِعْتُ مِنْ رَسُولِ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- حَدِيثاً نَفَعَنِى اللَّهُ بِمَا شَاءَ مِنْهُ وَإِذَا حَدَّثَنِى عَنْهُ غَيْرِى اسْتَحْلَفْتُهُ فَإِذَا حَلَفَ لِى صَدَّقْتُهُ وَإِنَّ أَبَا بَكْرٍ حَدَّثَنِى وَصَدَق أَبُو بَكْرٍ أَنَّهُ سَمِعَ النَّبِىَّ -صلى الله عليه وسلم- قَالَ « مَا مِنْ رَجُلٍ يُذْنِبُ ذَنْباً فَيَتَوَضَّأُ فَيُحْسِنُ الْوُضُوءَ ». قَالَ مِسْعَرٌ « وَيُصَلِّى ». وَقَالَ سُفْيَانُ « ثُمَّ يُصَلِّى رَكْعَتَيْنِ فَيَسْتَغْفِرُ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ إِلاَّ غَفَرَ لَهُ ».

2 – Сообщается, что ‘Али сказал:

«(Обычно) когда я слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хадис, Аллах даровал мне пользу от этого, которую Он желал. А когда я слышал его от других, я заставлял его клясться (Аллахом, что он говорит правду), и если он приносил клятву, то я верил ему. И поистине, Абу Бакр сообщил мне – а Абу Бакр был правдивым – о том, что он слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Нет человека совершившего грех, который затем совершит омовение, и сделает это должным образом”. Мис’ар сказал: “И затем совершит молитву”. Суфьян сказал: “Затем совершит молитву в два рак’ата, после чего попросит Великого и Всемогущего Аллаха о прощении, чтобы Он не простил его”»[1].

Этот хадис передали Ахмад 1/2, Абу Дауд 1521 и ат-Тирмизи 406, ан-Насаи в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 417, Ибн Маджах 1395, Ибн Хиббан 622, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 7079, в версиях которых сказано: «И затем помолится в два рак’ата». Также его привел Ибн Хузайма в в своем «Сахихе» 2/214 с другим иснадом и упомянул в нем о двух рак’атах.

Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад достоверный».

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 680, «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 5738. Также подтвердили достоверность этого хадиса Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам Ибн Хиббан, ад-Дыяъ аль-Макъдиси, имам Ибн ‘Ади, хафиз Ибн Хаджар.


[1] В версии Абу Дауда сказано: «Затем он прочитал этот аят: “Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, – ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? – и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили, воздаянием будут прощение от их Господа и Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно. Как же прекрасно воздаяние тружеников!”(Али ‘Имран, 3:135-136)».

20 — Сообщается, что ‘Усман ибн ‘Аффан сказал:

«Люди из числа сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, были опечалены кончиной пророка, да благословит его Аллах и приветствует, до такой степени, что некоторые из них были близки к тому, чтобы предаваться плохим мыслям».

‘Усман сказал: «И я был из их числа. (Однажды), когда я сидел в тени одного из укреплений, мимо меня прошёл ‘Умар и обратился ко мне со словами приветствия/салям/, однако, я не заметил как он прошёл и поприветствовал (меня). И тогда ‘Умар отправился прямо к Абу Бакру и зайдя к нему сказал: “Как тебе это нравится, я проходил мимо ‘Усмана и поприветствовал его, но он не ответил мне?!” После того, как Абу Бакр стал правителем, он вместе с ‘Умаром подошёл ко мне и они оба поприветствовали меня, после чего Абу Бакр сказал: “Ко мне пришёл твой брат ‘Умар и рассказал, как проходил мимо тебя и поприветствовал, но ты не ответил ему. Что же побудило тебя к этому?”»

(‘Усман) сказал: «Я сказал: “Я не делал этого!” Тогда ‘Умар сказал: “Нет, сделал! Клянусь Аллахом, ты сделал это, однако, это ваша гордость времён джахилиййи о бану Умаййа!”»

(‘Усман) сказал: «Я сказал: “Клянусь Аллахом, я не заметил, как ты проходил мимо и поприветствовал (меня)!” Абу Бакр сказал: “‘Усман сказал правду. Тебя от этого отвлекло какое-то дело!?” Я сказал: “Да”. (Абу Бакр) спросил: “Что это за дело?” И ‘Усман сказал: “Аллах забрал Своего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, до того, как мы (успели) спросить о спасении в этом деле”. Абу Бакр сказал: “Я уже спрашивал его об этом!”

(‘Усман) сказал: — Я встал и повернувшись к нему сказал: «Да станут отец мой и мать выкупом за тебя, ты более достоин этого!» Абу Бакр сказал: «Я сказал: “О посланник Аллаха, в чём заключается спасение в этом деле?” И посланник Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тому, кто примет от меня слова, которые были предложены моему дяде, которые он отверг, они станут спасением!”» Этот хадис передал Ахмад 1/6.

Шейх Ахмад Шакир назвал иснад хадиса слабым. См. «Муснад Ахмад» 1/33.

Шейх аль-Албани назвал иснад хадиса слабым. В нём присутствует неизвестный  передатчик, который является шейхом имама аз-Зухри. См. «Тахридж мишкат аль-масабих» 1/76.

Шейх Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Та часть этого хадиса, которая восходит к пророку (т.е. слова, которые Абу Бакр приводит от пророка. прим. пер.) являются достоверными с подтверждающими цепочками. Все его передатчики заслуживающие доверия, от которых передавали хадисы оба шейха (аль-Бухари и Муслим), кроме того человека, от которого передал его аз-Зухри». См. «Муснад Ахмад» 20.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s